НАЧАЛО
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ОБЪЕКТОВ ОТСЛЕЖИВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ СВОЙСТВ И ФУНКЦИЙ ОБЪЕКТОВ ВО ВРЕМЕНИ ВЫСТРАИВАНИЕ НАДСИСТЕМНЫХ И ПОДСИСТЕМНЫХ СВЯЗЕЙ. ВЫДЕЛЕНИЕ СВОЙСТВ |
ВЕСЁЛАЯ ДИДАКТИКАили о том, как учение сделать увлечением
© Анна Валерьевна Корзун, 1998 |
ВЫСТРАИВАНИЕ НАДСИСТЕМНЫХ И ПОДСИСТЕМНЫХ СВЯЗЕЙ. ВЫДЕЛЕНИЕ СВОЙСТВЦель третьего блока игр и тренингов: анализ структурных единиц объектов окружающего мира, упражнение в выделении свойств. Волшебный мешочекВ мешочек из непрозрачного материала складывается некоторое количество предметов или игрушек.Вызванный ребёнок опускает руку в мешочек, ощупывает предмет и вслух перечисляет те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения. Остальные дети по перечисленным свойствам отгадывают этот объект. Желательно брать одновременно не более 5-6 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, т.к. вместо свойств ребёнок называет части, и ответ становится очевидным. Ты мой кусочекДети сидят в кругу. Один из них называет образ, а остальные - его части: я - машина, а ты мой кусочек. Я - твой руль, колесо, фара и т.д.В качестве усложнения предлагается выстроить целую подсистемную цепочку: "Я - машина, а ты - мой кусочек Я - твоя фара, а ты мой кусочек. Я - лампочка в фаре, а ты - мой кусочек..." Угадай-каРебёнок загадывает себе образ и его описывает, не называя.Остальные по описанию должны угадать, кого ребёнок загадал. Можно ввести условие: вместо описания свойств ребёнок может назвать несколько надсистем объекта (я бываю в лесу, в клетке, в зоопарке и т.д.) Тогда при отгадывании дети могут задать несколько уточняющих вопросов, на которые можно ответить только "да" и "нет". Что-то - часть чего-тоПринцип этой игры взят из игровой телепередачи.Для игры понадобится разрезная предметная картинка из 12-16 частей. Картинка лежит на столе изображением вниз. Наугад по желанию детей открывается один квадрат. Дети рассматривают его, предполагают, на что похоже открывшееся изображение, у каких предметов ещё бывают такие части. Когда варианты исчерпаны, открывается следующий квадрат. И так до тех пор, пока не будет отгадано изображённое на картинке. Поедем кататьсяКаждый ребёнок получает картинку или медальон с изображением какого - то предмета.В разных уголках комнаты отмечаются "станции" при помощи картинки или предмета. Дети "паровозиком" движутся по группе. Возле станции даётся сигнал: "приехали!". Воспитатель объявляет название станции по классу (станция посуды), по материалу (станция деревянных изделий), по свойству (станция такого - то цвета) и т.д. В зависимости от названного признака дети решают, выходить им или нет. Те, кто вышел, должен аргументировать своё решение. Выбери нужноеДанная игра практикует навык классификации.На стол вперемежку высыпаются предметные картинки. Воспитатель называет какое-либо свойство по любому признаку), а дети должны выбрать максимум предметов, у которых это свойство наблюдается. Чудо - ЮдоПеред детьми картинка, составленная по принципу "Фоторобот".Задача детей - как можно быстрее определить все объекты, из которых составлен образ. Картинки для этого тренинга можно заранее изготовить с подгруппами детей на уровне индивидуальной работы. ДоминоПо сигналу дети становятся в пары лицом друг к другу.Затем по очереди каждая пара должна назвать свой общий признак: цвет или детали одежды, половая принадлежность, место и т.д. Волшебная дорожкаИгра начинается с тренинга на сортировку объектов по классу.Желательно брать не более 4-х классов на одну игру: например, по 5-6 картинок из классов посуды, мебели, одежды, растений. Затем в один ряд выкладывается 4-5 произвольно выбранных картинок по одной из каждого класса. Дети должны найти общий для выложенных предметов признак. РазведчикиДля игры понадобится большая сюжетная или пейзажная картина и набор предметных картинок.По команде: "Разведчики, вперёд!" дети должны выбрать из множества предметных изображений те, которые характерны для места, изображённого на большой картине: что можно встретить на лугу, в лесу, в комнате и т.д. Если ребёнок ошибается, то вместе с остальными участниками игры нужно придумать ситуацию, оправдывающую ошибочный выбор. Например, ребёнок не может объяснить, почему к картине с изображением фермы он выбрал автобус. В автобусе могли приехать доярки, привезти корм для скота и т.д. Что из чегоВоспитатель называет материал (металл, древесина, пластмасса и т.д.), а дети - как можно больше объектов, состоящих из этого материала.Со средней группы вводится правило: можно называть предметы, у которых только одна или несколько частей из данного материала. Моё настроениеВоспитатель задаёт ситуацию, а дети называют возможные эмоциональные переживания, связанные с этой ситуацией.Например: Новогодний утренник в детском саду - радость, ожидание, веселье... Идёт дождь - грусть, скука, тоска... ЦепочкаПервый ребёнок называет объект.Второй - его свойство. Третий - объект с названным свойством. Четвёртый - другое свойство нового объекта и т.д. Например: 1.Морковь. 2. Морковь сладкая. 3. Сладким бывает сахар. 4.Сахар белый. 5. Белым бывает снег и т.д. Купец (модификация народной игры "Краски")Выбираются купец, продавец и покупатель.Остальные участники игры - товар. Каждому "товару" продавец называет его образ, но так, чтобы слышал купец. Затем купец обращается к продавцу: "Продавец, продавец, продай мне товар." "А что тебе продать?" Купец описывает свойства товара: "Продай мне круглое, пушистое, тёпленькое..." Тот ребёнок, образу которого соответствуют данные свойства, убегает, а купец его догоняет. Если догнал, то забирает в условленное место и выбирает следующий товар. Если нет, то товар становится купцом, купец - продавцом, а продавец занимает место товара. (В подвижной части игры возможны варианты.) ЗмеяВ игре участвуют 4-6 детей.Каждому из них воспитатель называет слово из единой надсистемной цепочки: улица, квартал, район, город... Или: морковь, грядка, огород, деревня... Слова называются не по порядку. Затем дети разбегаются в разные стороны, а по сигналу: "Змея, стройся!" должны выстроиться в колонну, соблюдая надсистемный порядок: от самого малого до самого широкого понятия. ХудожникиДети делятся на две команды с равным количеством участников.Каждая команда получает доску и кусок мела. Взрослый называет объект, дети выделяют его части и свойства. Затем по сигналу выстраиваются в колонну по одному у своих досок и начинают по частям рисовать названный объект (первый - голову, второй - туловище и т.д.) Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием. Основная сложность данного тренинга в том, что детям надо договориться на ходу, кто что рисует. А также продолжить чужой замысел, опираясь на частично созданное изображение. Найдём другаВыбирается любой объект из детского окружения.Дети выделяют его свойства, функциональное назначение, а затем каждый должен найти в группе такой объект, который имел бы нечто общее с заданным (свойство, общую надсистему или сходную функцию). Моё - не моё (Модификация народной игры "Съедобное - несъедобное")Играть можно на ступеньках крыльца или на площадке.Каждый ребёнок получает медальон с конкретным образом (в старшем возрасте достаточно этот образ назвать). Ведущий по очереди бросает детям мяч и называет какое - то свойство. Если для данного образа это свойство характерно, то ребёнок говорит: "Моё" и ловит мяч. Если нет, то отбрасывает со словами: "Не моё". Если же ребёнок по ошибке "присвоил" чужое свойство, ему предлагается оправдаться. Например: мячик сладкий? Когда? Если он мармеладный, если это конфетка - драже и т.д. Из чего сделано?Ведущий называет какое - то кушанье, а дети перечисляют продукты, необходимые для его приготовления.Аналогично можно играть с предметами рукотворными, дети перечисляют материалы, которые необходимы для создания этого предмета. Следует обратить внимание на то, что иногда материал использован в очень небольшом количестве, но его использование крайне важно. Как правило, дети забывают о таких материалах, как краска, клей и т.д. Мы использовали эти игры в практике детского сада. Дети принимают их с удовольствием. Воспитатели, которым был предложен этот материал, отнеслись к нему с большим интересом. Надеемся, что наши игры вам понравятся. |
вверх |
(c) 1997-1999 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий (с) 1997-1999 OTSM-TRIZ Technologies Center http://www.trizminsk.org 12 Sep 1999 |