НАЧАЛО
ФАНТАСТИКА

ФАНТАСТИНКИ

Нарбут Наталья Николаевна, Нарбут Александр Федорович
narbut_triz@yahoo.com




ХРОНОКРАД

          - Стоянка полтора килограмма! - сказала дежурная ведьма. И добавила нечто специфическое. Это была далеко не бабушка и совсем не Яга, как настаивала табличка у окна, а просто таки Ягодка. Естественно, я засмотрелся и позволил объявлению с легким шорохом вылететь в правое ухо. И, как выяснилось, допустил решающую ошибку.
         Собственно, ошибся я намного раньше, когда, пролетая из тридевятого царства в тридесятое, попал в пылевую бурю и совершил вынужденную посадку в незнакомой сказке. В космический век такое случается довольно часто. Поэтому, не особенно огорчаясь, я сориентировался с помощью волшебной палочки и довольно успешно свалился на посадочное "ять". Хорошо набитый пылью воздухоплавающий гобелен "Утро в сосновом лесу" пришлось отдать в чистку лешему, который, как утверждает народное творчество, знает и умеет всё - и не только касательно способов передвижения. Потом ко мне подхромала дежурная избушка - и тут я допустил решающую ошибку...
         Город начинался сразу, за первым же кустом. И всё в нем было обычным, нормально-сказочным. Вот только пыли многовато. И ветра. Здешний ветер вёл себя откровенно невежливо. Не считаясь с аэродинамикой, он мог одновременно выдергивать волосы на затылке, не пошевелив ни единым на макушке. Или охватывал маленьким смерчем прохожего, так что про какой-нибудь проход уже и речи не было. А рядом - полный штиль. Впрочем, сказочный ветер может вести себя так, как ему хочется. Но всё усложнялось тем, что здесь в моде были исключительно песочные часы. Причем - довольно странной конструкции: на пути сверху вниз песок пролетал через незащищённое стеклом место - и тут шальной ветер мог делать с ним всё, что угодно. Вследствие этого внизу всегда оказывалось намного меньше песка, чем было наверху. И так в каждых часах, которые свисали брелками и кулонами, украшали автостопы и живописные вековые руины. А посреди города высилась хрустально-гранитная роскошь - тоже песочные часы. Дул ветер. И всюду носилась пыль.
         Когда я в третий раз развернул выданные мне часы в начальное положение - песок в них уменьшилось больше, чем на треть. И тут рядом послышалось деловитое покашливание.
         - Ну что, поистратился? - сказало существо, в котором сквозь трехдневную щетину и слишком подвижные глаза я рассмотрел некоторую заинтересованность. - Если поистратился - могу посодействовать...
         Не переставая озираться, существо двинуло в мою сторону объёмистый кулак. В полусантиметре от кончика носа кулак раскрылся и на лохматой ладони я увидел пригоршню примятого и влажного песка.
         - Дёшево отдам, - сказало существо. - Мне тут не хватает немного...
         - Спасибо, - сказал я как можно более вежливо. - Но, насколько я вижу, этого добра тут и так вдоволь.
         - Чего-чего вдоволь? - не поняло существо.
         - Да вот... - я захватил пригоршню песка, который сугробиком залёг возле тротуара.
         - Шутишь! - осуждающе сказало существо. - А зря. Я ж по чесному. Мне совсем немного не хватает...
         - Хватит тебе! - я увидел неподалеку прохожих и осмелел. - Нашёл дурака - песок покупать. Да если мне понадобится!..
         Я подхватил песок с земли обеими руками, подбросил его вверх, на ветер. Потом стал заполнять им свои часы...
         Вот тут меня и взяли. Примитивно и надёжно. За ухо. И всё выяснилось. Это был не песок. Это было время. Обычное местное время. Каждое утро все здесь получали его поровну. Но до нижней части часов попадало только то, что использовалось целесообразно. Всё остальное летело на ветер, достаточно подпорченное, непригодное для дальнейшего использования. Естественно, каждый использует своё время по-своему. Поэтому у одного в едином дне умещалось всего-всего, а другие приканчивали свой запас за два-три прохода. И сразу ставало понятным, что всё в мире относительно.
         Однако, мне не до философских размышлений. Я совершил самое тяжкое в этой сказке преступление - подпортил своё время вредной примесью. Я - хронокрад. И теперь ношу наказание в той самой хрустально-гранитной штуковине. Восстанавливаю повреждённое время. Естественно, я расстроен. И морально, и физически. Это может заметить каждый. Правда, как утверждают местные психологи, в таком состоянии работать втрое легче. Их бы на моё место! Ведь время в таких условиях сыпется втрое быстрее...
         Вот ещё тонну-другую снизу вверх перекину - и хотел бы я видеть того, кто ценит время больше меня!

* * *




ДИЛЕТАНТ

         На лужайку возле Академии наук упала летающая тарелка. Из люка выпорхнула симпатичненькая гоминоидочка, по земным меркам - лет двадцати. Она суетилась вокруг аппарата, поглядывала на часы, шарила по карманам комбинезона, - в общем её вид свидетельствовал о большой озабоченности и нетерпении.
         Академикам было неловко. Они толпой выбежали на травку, изо всех сил стараясь помочь инопланетянке... Лингвист с мировым именем, полиглот, знающий двадцать мёртвых и девятнадцать искусственных языков, пробовал выяснить, что случилось с аппаратом. Член-корр. и два действительных члена - физики - с помощью приёмов карате выравнивали обшивку. Математики царапали на земле графы и один быстрее другого предлагали варианты разложения программы в степенной ряд. Биологи чувствовали себя не в своей тарелке. Поэтому им оставалось только собирать цветочки, которые на лужайке стали почему-то чёрно-белыми в клеточку.
         Время шло. Престиж Академии падал.
         И тогда появился дилетант. В институтах Академии его хорошо знали. Он всегда носился с какими-то теориями, проектами, идеями. Уровень у них был детский: никаких ссылок на предшественников, примитивным математический аппарат. А замахивался всё на глобальные, космические проблемы. В общем, дилетант! Говорят, работал где-то в школе. Учителем труда.
         Он пробился сквозь толпу и влез внутрь аппарата. Обошёл просторную кабину, посидел возле тёмного пульта, постучал ногтем по иллюминатору, посмотрел на сонных рыбок в аквариуме.
         - Хорошая работа, - сказал дилетант. - Ишь, как стенка отполирована! А сама штуковина устарела. Я такую три года назад вам приносил, - повернулся он к вице-президенту. - Только поменьше. И не круглую.
         - Так она же не летала! - вспомни кто-то из академиков. -
         - Я и говорю: полировка была плохая. Мне бы вот, как у них.
         - Так вы что, можете починить аппарат? - недоверчиво спросил вице-президент.
         - А что его чинить? Его просто запустить нужно. Что ж ты, милая, - укоризненно сказал он инопланетянке. - Увлеклась, наверное? Не заметила, как сама весь сахар слопала?
         Сказанное сопровождалось выразительным жестом. Инопланетянка покраснела и опустила глаза. А далетант вытащил из кармана кусочек быстрорастворимого рафинада и бросил в аквариум. Через минуту рыбки весело резвились в воде. Гоминоидочка включила на пульте лёгкую музыку и стала устраиваться в гамаке.
         Через внешний иллюминатор академики успели заметить, как рыбки плавно закружились в хороводе. Аппарат покачнулся, пошёл вверх и вскоре скрылся из вида.

* * *


Примечание авторов

Эти рассказики несколько раз были опубликованы в газетах примерно 20 лет назад под нашим общим псевдонимом Н.Федоров. Рисунки делал прекрасный художник-карикатурист (юморист, сатирик и т.д.) Валентин Дружинин. Сейчас он - лауреат многочисленных конкурсов в самых разных странах, "мэтр" (можно и без кавычек), а тогда работал в газете "Комсомолец Запорожья" и рисовал картинки к нашей Заочной школе технического творчества (ЗШТТ). Однажды, готовя выпуск ЗШТТ по системе учета времени А.А.Любищева, мы придумали к нему картинку - с песочными часами. Идею изложили художнику. Он нарисовал. И так нам это понравилось, что мы решили картинку так просто не бросать. В результате - появился "Хронокрад". Немножко - сказка. Немножко - "микро-пособие" по РТВ и ЖСТЛ. Впрочем, как и остальные наши "фантастинки".


вверх


(c) 1997-2004 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
(с) 1997-2003 OTSM-TRIZ Technologies Center


http://www.trizminsk.org

07 Apr 2002