| | |
23. КОНСТАНТИН ЭДУАРДОВИЧ ЦИОЛКОВСКИЙ
1857 – 1935
23-1. Космодемьянский А.А. «КОНСТАНТИН ЭДУАРДОВИЧ ЦИОЛКОВСКИЙ».
М., Наука, с. 7, 18-24, 28-29.
Константин Эдуардович Циолковский – знаменитый деятель русской техники и науки. Он сделал ряд выдающихся открытий по экспериментальной аэродинамике, теории полета аэроплата, ракетодинамике и космонавтике. Его перу принадлежат оригинальные статьи по геофизике и биологии, философии и языкознанию, социологии и этике, астрономии и многим частным проблемам техники».
23-1.1. «Константин Эдуардович Циолковский родился 17 сентября 1857 г. в семье лесничего. Отец всегда был холоден, сдержан. Среди знакомых он слыл умным человеком и оратором. Среди чиновников – красным и нетерпимым по своей идеальной честности. У него была страсть к изобретательству и строительству. Всякий физический труд отец в нас поощрял, как и вообще самодеятельность. Мы почти всегда все делали сами. Мать была совершенно другого характера, натура сангвиническая, горячая, хохотунья, насмешница и даровитая. В отце преобладал характер, сила, воля, в матери – талантливость».
23-1.2. «Циолковскому было восемь лет, когда мать подарила ему крошечный воздушный шар (аэростат), выдутый из коллодиума и наполненный водородом».
23-1.3. «Я страстно любил читать и читал все, что можно было достать… Любил мечтать и даже платил младшему брату за то, что он слушал мои бредни. Мы были маленькие, и мне хотелось, чтобы и дома, и люди, и животные – все тоже было маленькое. Потом я мечтал о физической силе. Я мысленно высоко прыгал, взбирался, как кошка, на шесты по веревкам. Мечтал о полном отсутствии силы тяжести».
23-1.4. «На десятом году жизни Циолковский, катаясь на санках, простудился и заболел скарлатиной. Болезнь была тяжелой, и вследствие ее осложнения мальчик почти совершенно потерял слух. Глухота не позволила продолжать учету в школе».
23-1.5. «С 14 лет Константин Эдуардович начал заниматься самостоятельно, пользуясь небольшой библиотекой своего отца, в которой были книги по естественным наукам и математике. Тогда же в нем пробуждается страсть к изобретательству. Он строит воздушные шары из тонкой папиросной бумаги, делает маленький токарный станок и конструирует коляску, которая должна была двигаться при помощи ветра».
23-1.6. «Проблески серьезного умственного сознания… появились при чтении. Так, лет четырнадцати я вздумал почитать арифметику, и мне показалось все там совершенно ясным и понятным. С этого времени я понял, что книги – вещь немудреная и вполне мне доступная».
23-1.7. «Константину Эдуардовичу было 16 лет, когда отец решил отправить его в Москву для знакомства с промышленностью и продолжения самообразования».
23-1.8. «…к занятиям по высшей математике, механике, физике, химии Циолковский шел от своих изобретательских предложений».
23-1.9. «Обращает на себя внимание крайняя независимость юноши… Работая систематически в библиотеке, он широко пользовался учебниками по механике, физике, химии и математике, написанными выдающимися русскими учеными, деятелями высшей школы… «Учителей у меня не было. Меня можно считать самоучкой чистой крови"».
23-1.10. «Три года прожил Циолковский в Москве, а затем, вернувшись домой, к отцу, стал давать частные уроки по математике и физике плохо успевающим гимназистам».
23-1.11. «Начало самостоятельной научной работы Циолковский протекало в очень своеобразных условиях. С точки зрения какого-нибудь правоверного доктринера от науки заниматься научным творчеством Циолковскому вообще было невозможно. Ни библиотеки, ни научных журналов, ни лабораторий. Возникшую идею Циолковский не может проверить по изданной литературе, ее в Борисовке нет, он ведет все исследования от начала до логического конца самостоятельно. «Сначала открытия давно известные, потом не так давно, а затем и совсем новые». Совпадение найденных результатов с открытиями других ученых давало ему уверенность в собственных силах и таланте к научным исследованиям».
23-2. Арлазоров М. ЦИОЛКОВСКИЙ. М., Молодая гвардия, 1963, с. 22-23.
23-2.1. «Яков Исидорович Перельман спросил, какая из книг особенно сблизила его с наукой, Константин Эдуардович, не задумываясь ответил на вопрос друга: «Физика Гано». Это очень старый учебник, вышедший во Франции в середине Х1Х века, он быстро завоевал добрую славу во многих странах. Константин не успел проштудировать и полторы сотни страниц, когда ему встретился раздел, заставивший особенно насторожиться. В заглавии стояло одно слово «Аэростаты». Методично и последовательно изложил А.Гано историю и устройство воздушных шаров. Однако окончательный вывод выглядел плачевно. Нужно заметить, что истинной пользой от аэростатов можно ждать только тогда, когда найдутся средства управления ими. Все подобные попытки до сих пор оказывались безуспешными. Под впечатлением прочитанного Константин решил сделать небольшой водородный шар с оболочкой из бумаги. Ничего не вышло: не было водорода. Впрочем, юноша понял, что шар все равно бы не полетел: пористой бумаге не под силу удержать газ. А понять ошибку для исследователя уже половина успеха».
23-2.2. «На 13-м году жизни, незадолго до того дня, когда пришлось расстаться с гимназией, Константин потерял мать. Веселая, жизнерадостная, «хохотунья и насмешница», как аттестует ее сам Циолковский, Мария Ивановна нежно любила сына. Она сделала все от нее зависящее, чтобы маленький калека не чувствовал себя ущемленным, обиженным, Это она научила Константина читать и писать, познакомила с начатками арифметики» (с. 20).
НАЗАД
|