НАЧАЛО
КАРТОТЕКИ

"БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ДЕТСКОМ И ЮНОШЕСКОМ ПЕРИОДЕ ИЗВЕСТНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ"

Березина Валентина Геннадьевна, 1992-2001
berezina@chel.surnet.ru


 

3. НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ВАВИЛОВ
1887 - 1943

советский ученый, основоположник современного учения о биологических основах селекции и учени о центрах происхождения культурных растений

3-1. С.Резник. НИКОЛАЙ ВАВИЛОВ. М, "Молодая гвардия", ЖЗЛ, 1968, с.12-15, 18-19.

3-1.1. "Александра Михайловна (мать), вечно хлопотавшая по хозяйству, в жизнь детей тоже особенно не вмешивалась. Она не стояла "над душой", когда они готовили уроки, и на причитала, если сын сажал в тетрадь кляксу. Она не вбегала испуганная в сарай, услышав взрыв при очередном химическом опыте, не выкидывала засушенные листья будущего гербария, не заставляла укладываться спать, если ребенок засиделся с книгой, не грозила "все рассказать отцу".

Даже видя рано обознавшееся равнодушие детей к богу, Александра Михайловна и Иван Ильич - люди глубоко религиозные - не считали нужным пускаться в нравоучения" (с.12).

3-1.2. "Николай и Сергей росли на улицах Пресни, водили дружбу с мальчиками из рабочих семей. Дружба эта была сурова и требовательна. Уважения заслуживал тот, кто умел постоять за себя. Николай умел. И за себя и маленького Сергея. На пресненских улицах складывался характер, с которым не мог справиться Иван Ильич и который впоследствии не смогли переломить противники Николая Вавилова…" (с.12).

3-1.3. "…Иван Ильич отдал его в Московское коммерческое училище. В коммерческом училище не гнались за тем, чтобы дать детям "классическое образование", основанное на древних языках и словесности, к чему стремились в гимназиях. Здесь готовили деловых людей, и знания давали такие, какие нужны для дела. Для дела нужны были не мертвые языки, а живые: взамен латыни здесь напирали на немецкий, английский, французский. Для дела нужны были не риторика и чистописание, а понимание важнейших законов природы. Ботаника, зоология, минералогия, анатомия, физиология, химия, физика признавались не менее важными, чем закон божий" (с.12-13).

"Преподавание естественных наук должно преследовать свои собственные цели, а именно способствовать развитию научного миросозерцания. Для достижения этой цели ученикам необходимо сообщить известный запас фактов в строго научном освещении, ознакомить учеников с методами научного исследования и развивать навыки к производству последних". Так записано в резолюции съезда по коммерческому образованию, состоявшемуся в 1903 г. Так и велось преподавание в лучших коммерческих училищах, среди которых московское по праву считалось одним из первых" (с.13).

3-1.4. "Училище отличалось сильным составом преподавателей, среди которых были профессора университетов и вузов. …Учителя Н.И.Вавилова стремились до минимума сократить обязательные занятия, чтобы воспитанники могли беспрепятственно развивать свои индивидуальные склонности.

Дать простор для самостоятельной деятельности воспитанника и всеми силами идти рука об руку с воспитанниками в этой работе - вот к чему стремились в училище. Так говорил профессор А.Н.Реформатский - один из ведущих преподавателей. Он видел задачу школьного обучения в том, чтобы "дать обществу личность, творческое "ч". Его ученики писали на избранные темы рефераты. Под его руководством проводились физико-химические вечера, и воспитанники выступали на них с самостоятельными докладами…" (с.13).

3-1.5. "…Здесь благодаря пожертвованиям разных купеческих обществ и частных лиц были хорошо оборудованы кабинеты, имелись богатые коллекции минералов, растений, даже произведений искусства, на занятиях по некоторым предметам… демонстрировались такие сложные опыты, с которыми знакомили лишь студентов университетов…

Конечно, в училище, коль скоро оно было коммерческим, преподавали немало скучных, ненужных будущему естествоиспытателю предметов. Воспоминание о них и вызывало, должно быть, в Николае "досаду за убитое время". …Его интересовало естествознание…" (с.13-14).

3-1.6. "В последний год своего ученичества он уже с трудом высиживал уроки и сразу же с последним звонком выбегал… и мчался на Лубянку, в Политехнический музей, где перед широкой публикой выступали многие видные ученые.

Особой популярностью, по воспоминаниям Н.И.Вавилова, пользовались лекции профессора Н.И.Худякова.

"Задачи науки, ее цели, ее содержание редко выражались с таким блеском, - писал через много лет Вавилов. -Основы бактериологии, физиологии растений превращались в философию бытия. Блестящие опыты дополняли чары слов. И стар и млад заслушивались этими лекциями" (с.15).

3-1.7. "Горячую пропаганду за Петровскую академию, - вспоминал далее Вавилов, - вели Я.Я.Никитинский - старший и С.Ф. Нагибин - наши учителя в средней школе. Лекции Н.Н.Худякова, незабываемая первая экскурсия с ним в Разумовское, агитация Я.Я.Никитинского решили выбор" (с.15).

3-1.8. "…Профессор Худяков опубликовал немного научных работ. Но это результат не бессилия ученого, а скорее его одержимости в науке. Его замыслы постоянно опережали темпы экспериментов. Разобравшись в увлекшей его проблеме, он тут же набрасывался на следующее. А "доведение", подготовку работы к печати откладывал "на потом", и это "потом" часто превращалось в "никогда"…

Он видел в студентах не школяров, которых он призван поучать, а умных и дельных, хотя и малоопытных, помощников. Он не столько излагал, сколько обсуждал со студентами научные проблемы. Лекции его были скорее диалогами с аудиторией, нежели непрерывающимися монологами" (с.18).

3-1.9. "Физиология растений увлекла Вавилова, и вскоре он успешно сдал Николаю Николаевичу Худякову экзамен - свой первый экзамен в Петровке! Вслед за физиологией Вавилов начал изучать бактериологию. Часами не отрывал глаз от микроскопа, и скоро, по собственному признанию, уже чувствовал себя "маленьким бактериологом": кафедрой бактериологии руководил тот же Николай Николаевич Худяков" (с.18).

3-1.10. "Что могло быть лучшим для него, чем чувствовать себя "худяковцем". …Что могло быть более заманчивым, чем видеть себя в пугающих дерзостью мечтах ближайшим помощником профессора?

И вдруг произошел разрыв.
Для него самого, вероятно, неожиданный.
А для нас сейчас - загадочный.
Позднее в письме к Е.Н.Сахаровой Вавилов вынесет профессору Худякову суровый и, по-видимому, несправедливый приговор… Разочарование было полным и внезапным.

Не потому ли, что Вавилов однажды понял: не всегда за фейерверком идей профессора Худякова стоит объективная реальность природы. Нередко выводимые им "законы" - всего лишь плод фантазии. Слишком большую дань платит профессор бесконтрольным своим увлечениям" (с.18-19).

3-1.11. Вавилов давно уже слушал лекции другого профессора Петровки - Дмитрия Николаевича Прянишникова. Сперва, может быть, лишь затем, чтобы сдать экзамен. Очень уж непохожи были эти лекции на лекции Худякова. Тихий, бесстрастный голос. Бесконечные ссылки на опыт. И скучнейшие объяснения, как эти опыты проводить.

Но Николай начинал ловить себя на том, что с интересом вслушивается в слова Прянишникова. Что в бесконечных ссылках на эксперименты есть необъяснимая притягательность.

Он начал работать в лаборатории Прянишникова. В его вегетационном домике, который перешел к Дмитрию Николаевичу от Климента Аркадьевича Тимирязева после его вынужденного ухода из Петровки, Прянишников уже много лет вел здесь исследования питания растений.

В этом стеклянном амбаре… ставил первые самостоятельные опыты и Вавилов" (с.19).

3-2. Бойко В.В., Виленский Е.Р. НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ ВАВИЛОВ (страницы жизни и деятельности, М., Агропромиздат, 1987: с.26-27.

3-2.1. "Учителя… Значение их для вступающего в жизнь огромно. Вавилову повезло. В Петровской академии он слушал лекции Н.Я.Демьянова, В.Р.Вильямса, Я.В.Самойлова, Н.С.Нестерова, А.Ф.Фортунатова, Н.Н.Худякова, Д.Н.Прянишникова. Каждый из них создал свое направление в науке, воспитал сотни преемников…

В студенческие годы Николай Иванович познакомился с ученым-селекционером Д.Л.Рудзинским. В 1903 г. Рудзинский создал в Петровке первую в стране селекционную лабораторию, а затем и станцию для отбора и выведения урожаных сортов пшеницы, ячменя, овса. Вавилов стал его ближайшим помощником.

Д.Л.Рудзинский установил научные связи со многими селекционными станциями и семенными хозяйствами Европы… Именно здесь Вавилов заинтересовался очень важной проблемой - иммунитетом растений к инфекционным заболеваниям. Для дальнейшей работы молодому ученому требовалось изучить систематику культурных растений. Сделать это можно было только в бюро прикладной ботаники у Р.Э.Регеля. Практикант Вавилов буквально дни и ночи просиживал над изучением разнообразных форм злаков…, просматривал научные книги, журналы, и все данные записывал в толстую тетрадь. Он составил подлинную энциклопедию сельскохозяйственных культур и пришел к выводу, что сорта нужно улучшать" (с.26-27).





НАЗАД

вверх


(c) 1997-2001 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
(с) 1997-2001 OTSM-TRIZ Technologies Center


http://www.trizminsk.org

11 Nov 2001