НАЧАЛО
КАРТОТЕКИ

В ПОИСКАХ ПРОТОТИПОВ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Надежда Викторовна Круглова, 1990


 
В 1923 году в Петрограде от туберкулеза умер молодой профессор Николай Яковлевич Пэрна, а через два года была издана его небольшая (всего 132 страницы) книжка "Ритм жизни и творчества" (Ленинград-Москва, издательство "Петроград", 1925 г.). Однако почти каждая выходящая ныне монография, посвященная вопросам ритма созревания человеческого организма, биоритмам в осуществлении физиологических функций, а также аспектам психического формирования личности не обходится без ссылок на это небольшое по объему, но насыщенно по выводам исследование.

Широко известен пример многолетнего составления дневника - самоисследования по учету времени, который вел биолог А.А.Любищев. История жизни Николая Яковлевича - это пример еще одного оригинального дневника. В течение 18 лет изо дня в день этот ученый (по специальности физиолог в области высшей нервной деятельности и эндокринологии) вел учет проявлений своего организма в интеллектуальной, эмоциональной и сексуальной сферах. Насколько, тем не менее, может заинтересовать науку самоизучение всего лишь одного организма, что удостоверит объективность такого исследования? Начав работу без какой-либо предварительно очерченной цели, отмечая состояния своего организма условными значками, то есть, производя стандартную им оценку, Н.Я.Пэрна обеспечил объективность результата. А возможно ли аналогичное многолетнее наблюдение в иной форме, нежели самоизучение? Суммирование накопленных данных производилось только через 18 лет, ключ к анализу был подобран не сразу - это тоже аргумент в пользу объективности.

Читателю, заинтересованному в методически четко выполненном поиске логики и непоследовательности жизни и творчества человека, мы предлагаем подробный конспект этой книги.

Книгу предваряет надпись "Посвящается моей жене".

Поскольку целью работы является - проследить проявление волнообразности течения человеческой жизни в различных ее аспектах, автор дает характеристику волнообразному процессу:

а) "волнообразный процесс есть всегда результат совокупного действия нескольких моментов;
б) волну характеризует не возрастание или убывание, а смена фаз (смена доминирования той или иной противоположности процесса, формирующего волну);
в) волновой процесс, раз начавшись, сам собой уже не прекращается;
г) волновой процесс есть процесс прогрессирующий (необратимый, поступательный)…

Так как жизненный процесс является сосредоточением очень многих причинных моментов, то разрядиться они могут только в виде периодической смены фаз" (или путем разрешения противоречия во времени - прим. составителя).

Ритмический принцип функционирования характерен работе отдельных физиологических единиц организма - сокращение мышечных волокон, возбуждение и торможение нервов - и целых систем органов и тканей - пищеварительной, дыхательной, кровеносной, половой…

Биологический ритм присущ и всему организму в целом:
  • суточное колебание температуры тела;
  • изменения репродуктивной способности женщины в течение месяца;
  • суточные колебания жизни - смена фаз сна и бодрствования.
  • На последнем виде смены фаз автор останавливается подробнее, показывая, что "сон - не есть ослабление жизни, а измененная жизнь. Сон наступает не вследствие утомления, а как особый позыв, как нечто активное (дело), а не пассивное ( отдых, покой).

    Состояние бодрствования - нечто вторично выработанное, первоначальное состояние жизни - есть состояние сна (ср. З.Фрейд - "принцип удовольствия" и "принцип реальности" - прим. составителя). Во время бодрствования все элементы тела находятся как бы в состоянии общественной службы, во сне же они переходят к своим интимным домашним делам" (подробнее см. книгу Н.Я.Пэрна" Сон и его значение", Петроград, 1923 г.).

    Анализ "физиологического" дневника ученого

    При изучении сексуальной сферы - регистрировались как периоды просто повышенной восприимчивости в половой сфере, так и сопровождавшиеся физиологическими эффектами: эякуляцией самопроизвольной, ночной, автоэротической или гетероэротической. "Сексуальные кривые Пэрна" выявили периодичность у отдельных видов переживаний в 7, 14, 21, 28 и 30 дней, а также 42 и 47. Более ясно недельные сроки видны на добрачных кривых, когда не было внешнего регулярного стимула, а также при резком сокращении внешней сексуальной жизни во время войны.

    "Интеллектуальный ритм" исследовался путем регистрации дней со "спонтанным появлением мыслей, идей, когда какой-нибудь вопрос делается особенно ясным или когда вообще констатируется повышенная наклонность к обдумыванию, созерцанию или сочинительству". Выявилось сразу же несколько волнообразных процессов с разной периодичностью, что было установлено по идентификации мысли - вопроса в параллельно ведущемся дневнике мыслей. Основные циклы в интеллектуальной сфере - недельные, затем 13-14 дней и 28-27. Обнаружилось, что мысль созревает толчками, имеет период выхода в область сознания и ухода в область бессознательного, где она и находится, в основном, претерпевая доработку и оформление. Одновременно могут протекать несколько таких волнообразных процессов мысли. Конечно, отмечает ученый, мысль можно нарочно вызвать, если сесть за письменный стол (иными словами, сформировать условный рефлекс на рабочее место, обстановку - прим. составителя), но это добавочный механизм, по мнению Пэрна, он зависит от спонтанного волнообразного процесса мысли.

    Вывод: "Недельные и кратные им периоды имеют общее происхождение, они не представляют собой характеристики того или иного органа, а являются функциями всего тела, только разряды этих функций происходят через тот или иной орган, окрашивая ее (функцию периодичности) в свою специфику".

    "Какая-нибудь выплывающая мысль захватывает меня целиком, я весь в ней сосредоточен, в ней - мое "я" данного момента. То же, если я охвачен чувством, я весь в нем, в нем в данный момент - мое "я". "Я" множественно и "я" - едино".

    Исследуя далее свой "физиологический" дневник, ученый обнаружил периодичность в сновидениях (ритмы в 7 и 28 дней), а также периодичность в возникновении болезней, например, в появлении приступов мигрени. "Ведь болезнь есть не что иное, как одностороннее развитие нормального жизненного процесса".

    Обнаружение физиологического и интеллектуального ритма подтолкнуло Николая Яковлевича к поискам ритма в душевной жизни. Опять же анализируя дневник мыслей (в нем отмечались такие их характеристики, как частота, новизна - как объективная, так и субъективная, объем), ученый выявил в своей жизни три пика: в 19 лет, 26 и 32 года; а также обнаружил, что существует разное настроение в записях, т.е. существуют годы подъема - бодрость и оптимизм в записях, и годы затишья - равнодушие и сомнение в силах.

    В 19 лет - записи носили характер романтизма и самоанализа, в 26 - настроение мистически-религиозное, появился интерес к метафизическим темам, в 32 года - записи носят конкретный характер и посвящены специальным психологическим и научным темам.

    Ретроспективно ученый выявил в своем индивидуальном развитии еще два пика. Они были установлены по количеству ярких впечатлений, которые память сохранила о детстве, максимум этих воспоминаний падает на возраст 7 лет и 13 лет, что является признаком усиления и просветления душевной жизни в эти годы.

    В 7 лет - характерно увеличение "художественным" рисованием, а также первое сексуальное впечатление (недифференцированное). В 13 лет - рисование уже не "художественное" (т.е. ландшафты, сцены), а рисование - "исследование", как средство изучения животных, бабочек, в это же время - увлечение коллекционированием - жуки, бабочки, марки и первое дифференцированное сексуальное впечатление.

    Исследование волнообразности проявления жизни привело ученого к вопросам развития детей, и в этой области он находит особые циклы. Дети развиваются неравномерно: неравномерен рост по годам (максимумы в 0-1 год, между 7-9 и между 13-17 годами); неравномерно психическое развитие (максимально оно развертывается именно в годы задержки роста); существуют три цикла в развитии зубов и три цикла в развитии полового аппарата. Процессы полового развития более подробно рассмотрены автором, они носят конкурирующий характер по отношению к психическому развитию ребенка, формированию личности. "Половые железы, как ближе всего стоящие к зародышевой плазме, обладают внутренней тенденцией к развитию. Эта тенденция при развитии организма должна быть все время сдерживаема, иначе произойдет преждевременное половое созревание раньше полного развития всех телесных способностей, и организм окажется скороспелым, неполноразвитым.

    В раннем детстве половые железы сдерживаются эпифизом (шишковидной железой), которая своими гормонами тормозит их развитие. Она функционирует только до 7-летнего возраста, потом атрофируется. Может быть неясное и мимолетнее пробуждение полового инстинкта, потом наступает тормозящее воздействие зобной железы (тимуса) - до 12-13 лет, затем - инволюция железы. Наблюдается более ясное пробуждение полового инстинкта. Но, видимо, есть еще третий тормозящий орган, так как полного пробуждения полового инстинкта не происходит. Он остается скрытым, выражаясь в беспокойствах и неровностях "переходного" возраста. Только к 18 годам инстинкт этот осознаваем и понят. Третий тормозящий аппарат не абсолютен, частичен, но все же раннее половое созревание нежелательно (до 18 лет), так как, чтобы развиться в "полного человека", нужно пройти еще третий этап, "третий цикл". Так что начавшие свою половую жизнь раньше 18 лет, останавливают свое развитие на "втором цикле".

    Теперь мы переходим к наиболее интересному разделу исследования - к изучению биографии великих людей, творческих личностей, а также к анализу ритма душевной жизни. Последующие страницы почти без сокращений воспроизводят текст автора. Хотя мы показываем часть биографий, но при этом мы стремимся сохранить иллюстрацию жизни творцов в различных областях человеческой деятельности.

    "Исследовал свыше 20 биографий: Бетховен, Р.Вагнер, Моцарт, Глинка, Шуберт, Шуман, Пушкин, Гете, Шиллер, Байрон, Гейне, Гоголь, Кант, Рембрант, Гельмгольц, Р.Майер, Жерар, Дэви, Либих, Ньютон.

    Биографии эти я исследовал по особому графическому методу. Он очень прост и имеет то преимущество, что позволяет сразу же обозревать всю жизнь одним, так сказать, взглядом и тем делает возможным легкое и быстрое сравнение разных участков жизненного пути.

    Метод состоит в следующем: на листе бумаги, разделенном параллельными горизонтальными линиями, проводят вертикальную черту, обозначающую протяжение жизни от рождения до смерти. Сбоку, соответственно параллельным горизонтальным линиям, помечают годы (или четверти года, если хотят больше подробности). Затем на вертикальной "линии жизни" на соответствующих пунктах, поперечными черточками отмечают все произведения творчества данного лица, точно против тех годов, в которых они согласно показаниям биографов, были созданы. Само собой понятно, что здесь важно именно время создания произведения, а не время его опубликования.

    Поперечные черточки, условно обозначающие каждое произведение, делаются толще или длиннее, если произведение значительно, тоньше и короче, если оно второстепенно. Эта оценка произведений посредством толщины и длины черточек, конечно, страдает некоторой неточностью и субъективностью. Здесь приходится больше полагаться на "глазомер", чем на точные меры. Но с этим приходится мириться, ибо точных объективных мерил для оценки произведений вообще не существует. Субъективность можно свести к возможному минимуму путем многократных сравнений.

    В общем получается чертеж в виде удлиненной фигуры с утолщениями и утончениями, на которой, как бы с птичьего полета, видны все колебания в творчестве данного лица в течение его жизни.

    Этим методом могли быть обнаружены следующие интересные факты.

    Оказалось, что порыв к творчеству не всегда проявляется с одинаковой силой. Есть годы особенно плодотворные и годы ослабления. Во-вторых, оказалось, что эти подъемы творчества наступают через определенные, почти правильные промежутки времени, в большинстве случаев довольно хорошо совпадающие с теми "узловыми точками", которые были установлены на основании изучения жизни описанного выше субъекта. В-третьих, оказалось, опять в соответствии с первым случаем, что каждая "узловая точка" есть не только время повышения душевной жизни, но и поворотный пункт, переход к новому характеру творчества, время выдвигания новых идей.

    Эти периодические колебания обнаруживаются не у всех одинаково. Более ясно они обнаруживаются у музыкантов и поэтов, менее ясно - у ученых-исследователей.

    Итак, биографии великих людей, подтверждающие существование ритма душевной жизни.

    Бетховен

    Творчество Бетховена необычайно богато. За время свое деятельности он почти непрерывно сочинял выдающиеся произведения, так что на первый взгляд нельзя уловить каких-либо резких колебаний в силе его духа. Тем не менее, более тщательный анализ показывает, что такие колебания были. Они проявлялись не столько в ослаблениях и усилениях творческой силы (отчасти, впрочем, и в этом), сколько в периодических изменениях характера его творчества.

    Бетховен родился в декабре 1770 года.

    Первые его сочинения - три фортепьянные сонатины - были написаны в 1782 году. Хотя они, по-видимому, отделаны его учителем тогдашним - Нефе, в них все-таки уже можно уловить искры яркой индивидуальности.

    Это первое пробуждение творчества на 12-м году указывает на "второй узел жизни".

    После этого идет ряд сочинений, который показывает постепенное развитие таланта, но все же не представляет ничего выдающегося по сравнению с общим, довольно высоким стоянием музыки того времени.

    Период в 18-19 лет ("третий узел жизни") ничем особенным не ознаменовался. Может быть у него здесь и зарождались особые идеи, но мы о них точно ничего не знаем. А может быть все еще продолжалось его созревание - глубокие гении требуют долгого формирования в тишине.

    Только в конце 1794 года внезапно началось пробуждение гения. На этот момент указывают, между прочим, все биографы. В это время он написал свои первые трио (opus 1), а в следующем году - первые фортепьянные сонаты (opus 2). В первом трио и 1-й сонате, а также в написанном через год (1796 г.) романсе "Аделаида" он сразу далеко выдвинулся из уровня тогдашней музыки. В этих трех вещах обнаружилось совершенно новое понимание и толкование музыки, совершенно отличное от того, что было раньше. Она уже не средство увеселять, восхищать и вызывать мечтательное настроение, она - путь для передачи глубочайших сокровенных переживаний, для искания смысла жизни, для сосредоточенного самоуглубления. В перечисленных вещах действительно как бы слышатся глубокие философские мысли, тревожные вопросы, обращенные к жизни. Это то самое настроение, которое звучит в сонате "Патетик" (ор.13), написанной в 1798-1799 г., это - истинное индивидуально - бетховенское настроение, не встречающееся ни у кого другого. Этим настроением в большей или меньшей степени проникнуты все сочинения этого периода (1795-1799), потому этот период можно назвать "периодом сонаты Патетик". Это время и по продуктивности исключительно богато. За пять лет (1794 - 98) написано: 11 фортепианных сонат, 3 скрипичные сонаты, 2 виолончельные, 4 трио, 2 концерта, 3 струнных ансамбля (квинтет и секстет), большое количество написанного, как то обилие глубоких идей и совершенная новизна настроений, которые выделяют этот период.

    Этот период как раз падает около 25-го года жизни, т.е. здесь можно видеть проявление "четвертого узла жизни", в котором просыпается индивидуальное лицо человека. Следующие года (1799-1801) также довольно богаты сочинениями - здесь написаны даже крупные произведения: 1-я симфония, пять квартетов, фортепианный концерт, но в этих вещах уже нет в полной мере того истинно-бетховенского характера, который так ярко блеснул в предыдущем периоде. Они опять напоминают творения Гайдна и Моцарта, в них обилие музыки, много страсти, радости, мощи, но нет вопросов и волнений идущего духа.

    Новый период наступает в конце 1801 и начале 1802 годов. Здесь снова из глубины поднимается истинно-бетховенский вопрошающий дух. Снова - поразительная глубина и задушевность. Но настроение совсем другое. Раньше замкнутое и сосредоточенное, здесь как будто раскрылось во что-то широкое и сияющее, но все еще полное тайн. Это настроение передано в трех сонатах - Cis-moll ор. 27 (1801-1802), D- moll ор. 31 (1802) и скрипичный A-dur, ор. 47 (1803). Оно же передано в финале сонаты Аппассионата (ор. 57), написанной в 1804 году. Этот период резко выделяется еще по совершенной новизне форм. Все предыдущие произведения, как первого периода (1775-1799), так и переходного (1799-1801), исполнены в строго классических формах. С конца же 1801 года (соната Cis-moll) формы внезапно расширяются, подчиняются идее. Это проявилось и в третьей симфонии, которая создавалась именно в это время (в 1802 году - первые наброски ее, весной 1804 г. она окончена). В этой симфонии Бетховен порвал с классическими традициями и выступил как основатель новой эпохи. Современные композиторы (например, К.М.Вебер) были в ужасе от этой симфонии. Перелом в творчестве Бетховена 1801 года настолько ясен, что на него указывают все биографы, считая с этого момента начало "нового творческого периода". Сопоставив с годами жизни, мы видим, что период 1801-1804 годов как раз лежит около 32-го года, который мы выше определили, как "пятый узел жизни".

    После этого (с 1804 года) сила творчества немного ослабевает. За 1804 и 1805 годы он усердно работает над оперой ("Леонора") "Фиделио". Эта опера стоила ему много усилий, он отдавал ей много времени и внимания, но она считается не из лучших вещей его и не проникнута типично-бетховенским духом. Кроме оперы он написал еще за это время две сонаты и одно трио - все три вещи не выдаются особенно над средним уровнем.

    С 1806 года начинается новое пробуждение перворазрядного творческого гения, который, постепенно разрастаясь, достигает своей вершины в 1808 году. В 1808 году написаны 2 величайшие симфонии - 5-я и 6-я. В том же году написаны два трио (ор. 70) и виолончельная соната (ор. 69), все три относящиеся к глубочайшим произведениям. Этот период высокого творческого напряжения продолжался до конца 1811 года. За это время написаны, кроме упомянутых еще: музыка к "Эгмонту" (1809), 5-й фортепианный концерт (1809), квартет ор. 95 (1810) и 7-я симфония (1811-1812), все это - создания величайшие. Всякий, кто знаком немного с музыкой, поймет, что мы здесь имеем громадную вспышку творческой силы. 5-я, 6-я и 7-я симфонии останутся вечными недосягаемыми образцами музыкального творчества, музыка к "Эгмонту" поразительна по силе, глубине и говорящей понятности, квартет ор. 95 знатоками считается за "венец творчества этого периода", в сонате ор. 69 переданы мотивы глубоко захватывающие и словно "вещие". В 5-м концерте звучат какие-то неземные, зачаровывающие мелодии (особенно в финале).

    Этот период отличается от предыдущего опять совершенно новым характером своих идей, иным колоритом. В этих трех симфониях, а также в музыке к "Эгманту" и других вещах, среди глубочайшей сосредоточенности мысли звучит что-то властное и могучее, какая-то железная упругость и мощность тем. Словно время исканий, удивлений и туманных загадок второго периода прошло, и уже слышно твердое и сознательное слово. Кроме того эти произведения отличаются еще от предыдущего периода особым широким обхватом и всечеловечностью своих идей. Это - целые поэмы человечества. Словно дух, созревший в сосредоточенности, развернулся и разлился по всему миру.

    Расцвет этого периода 1808-1811 годы. Но еще в 1806 году, как я говорил, можно отметить начало нового творческого подъема. В этом году написана первая часть сонаты "Аппассионата" (ор. 57) и три квартета ор. 59. Все это - вещи первоклассные. В них чувствуются признаки высокого полета наступающего периода. Но в то же время здесь слышатся еще отзвуки предыдущего: во всех четырех вещах разлита еще какая-то туманная загадочность, характерная для периода 1801-1804 г.г.

    В 1812 году этот гигантский порыв начинает утихать. В этом году Бетховен пишет еще 8-ю симфонию, но она уже много ниже предыдущих. В следующем, 1813 году, кроме нескольких песен, написана "Победа Веллингтона", вещь мало значительная.

    Итак, мы видим ясно очерченный третий подъем творческого гения Бетховена, характерный не только по нарастающей и снова убывающей силе, но и по совершенно новому своему колориту. Своею вершиной этот период падает на 1808 год, т.е. на 38-1 год жизни Бетховена. По аналогии с предыдущим, мы можем усмотреть здесь проявление следующего "шестого узла жизни".

    После сравнительного затишья мы видим новое оживление в 1814 году. В этом и в следующие два года написано большое количество вещей, среди них две фортепианные сонаты большой задушевности (ор. 90 и ор. 101), три увертюры, две виолончельные сонаты с туманным самоуглублением, много песен и пьес. В это же время (1814) сделаны наброски новой 9-й симфонии. Этот четвертый период творчества отличается ясно выраженным особым характером, особой задушевностью и грустным самоуглублением. По силе своей он хотя невелик, особенно если сравнивать его с гигантской мощью предыдущего периода, а также последующего, о котором сейчас будет речь, но, тем не менее, он ясно очерчен между сравнительно бесплодными годами 1813 и 1817 и имеет свой специфический собственный колорит.

    Мы опять можем видеть здесь проявление дальнейшего "узла жизни", падающего на 44-1 год жизни.

    В 1817-18 годах - опять перерыв. Он пишет только несколько незначительный вариаций и одну сонату (ор. 106).

    Зимой 1818-19 года Бетховен, по поручению одного из вельмож, принялся за сочинение "Торжественной Мессы". Он за эту работу принялся с большим рвением, посвящая ей все свое внимание. Но, несмотря на громадное напряжение, доходившее до исступления, до страдания, работа продвигалась медленно. К назначенному сроку (1820 г.) она далеко не была готова. Очевидно, дух ее не мог развернуть полного творческого размаха. Очевидно, в это время еще не наступил новый естественный подъем. Только с 1820 года он снова постепенно начинает оживать. В 1820, 1821 и 1822 годах он пишет по сонате, ор. 109, 110 и 111, и эти три сонаты относятся к лучшим и серьезнейшим его сонатам, особенно две последние. В сонате ор. 111 слышатся глубокие рокоты и странные призывы словно из иного мира, а в последней части ее льются бесконечные плетения, уносящие все выше - в экстаз и созерцание. В этом же 1822 году он, наконец, окончил и "Торжественную Мессу", и с этого времени все его творчество вообще приобретает особый мистический или просветвленно-духовный оттенок. Сейчас же после сонаты ор. 111 и "Торжественной Мессы" они приступает к 9-й симфонии, и здесь его новое созерцательно-мистическое направление развертывается необыкновенно глубоко. В этой симфонии передан совершенно новый мир, одновременно торжественно-могучий и печальный, устремление к вечности и к человеческим страданиям. Этот новый творческий подъем несколько успокоился. Вслед за симфонией последовал ряд струнных квартетов (1824-26), где он, подчас в судорожных метаниях, подчас в жгучей мольбе и нежных жалобах, пытался передать свои новые откровения, свои порывы души, свое томительное устремление в вечное и рыдание над человеческими страданиями. В этих квартетах он совершенно не считается с существующими музыкальными формами, почему они многими считались за сумасшедший бред. Только теперь оценена их глубина и необычайная духовность.

    Совершенно ясно, что мы имеем здесь новый, совершенно особого оттенка подъем творческой мощи. Словно новая личность выглянула из него. С этим согласны, между прочим и все биографы, считая 1820 год началом "нового периода творчества". Эта творческая вспышка длится долго; она не угасает резко, но как-то изживает себя, содержание приходит в резкий разлад с формой, и на этом она должна была угаснуть.

    Мы можем говорить здесь о "восьмом узле жизни", на 51-м году.

    Перед смертью Бетховен был полон новых идей (1827). Он говорил окружающим, что ему рисуется 10-я симфония, которая будет нечто совершенно новое, до сих пор неслыханное; что он в ней, наконец, выскажет то, что наполняет его, что расчет в нем и что до сих пор ему не удалось выразить. Кроме того, он носился еще с идеями музыки к "Фаусту". Биографы передают, что в этих новых произведениях он хотел передать трагическую двойственность жизни - ее восторг и ее печать, ее неистовую легкость и ее глубочайшую серьезность.

    Он умер и не написал ничего из этого. Но, может быть, действительно мы имеем здесь новый поворот творчества? Некоторые намеки на эти новые, наполнявшие его идеи, по указанию некоторых биографов, слышатся уже в двух последних квартетах 1826 года Здесь слышатся звуки какой-то тягучей, душу тревожащей мольбы, сменяющиеся вспышками неудержимой бодрости и дикости.

    Можно думать, что если бы он тогда не умер, то мы имели бы творческое проявление следующего "девятого узла жизни", на 57-м году.

    Итак, на примере жизни Бетховена мы видим периодическое изменение характера его творчества, проявившееся в виде ряда волн, с почти правильными промежутками друг от друга. И эти волны довольно точно совпадают с теми "узлами жизни", которые отчасти были установлены уже из нашего предыдущего материала.

    1-я волна - около 25-26 года. Волна философского углубления музыки. Совпадает с "четвертым узлом жизни".
    2-я волна - около 31-32 года жизни. Волна рисования глубокой загадочности жизни. Совпадает с "пятым узлом".
    3-я волна творчества - около 37-38 года. Волна твердых и мощных слов. Совпадает с "шестым узлом".
    4-я волна - около 44-го года. Самоуглубление и грусть.
    5-я волна - около 51-52 года. Волна мистическая.
    Не проявленная 6-я волна на 57-м году. Рисование двойственности жизни.

    Моцарт

    Родился 27 января 1756 года.
    В 1761-67 г.г. - первые попытки сочинять на 6-м году жизни.
    1768-1773 - начало правильных композиций (на 13-м году).
    1774-1775 - оперы в итальянском стиле, имевшие большой успех (19-20 год).
    1776-1777 - перерыв в творчестве.
    1778-1782 - богатый творческий период: фортепианные сонаты, оперы "Идоменео", "Похищение из сераля". Богатство музыки и своеобразный индивидуальный стиль национальной оперы (с 23-го по 25-й год).
    1783-1784 - пауза.
    1785-1788 - наивысший подъем творчества. Оперы "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан", симфонии. Год
    1787 обозначается как "вершина творческого размаха" (с 30 по 33-1 год).
    1789 - бесплодный год.
    1790-1791 - новый подъем творчества. Оперы "Волшебная флейта", "Тит" и "Реквием" (с 35-го по 36-й годы).
    Моцарт умер 5 декабря 1791 года.
    Мы здесь довольно ясно видим проявление творческих периодов, соответственно "узловым точкам" на 6-м, 13-м, 20-м, 24-м и 31-м году жизни. Волна дальнейшего узла началась в 1790 году и обещала быть сильной, но была прервана смертью.

    Пушкин

    Родился в мае 1799 года.

    Стихи он начал писать уже на 11-м году жизни, с 1810 года. Стихи, написанные через 2 года, входят уже в собрание его сочинений, они уже достойны его имени. Это в большинстве случаев подражательные стихи в "буколическом" стиле по французским образцам ХУШ века, но в них уже обнаруживается непринужденность и легкость языка, для тогдашнего времени необыкновенные.

    Мы здесь видим первую вспышку творчества, подобно как у Бетховена, совпадающую приблизительно со "вторым узлом жизни".

    Начиная с этого момента пробуждения поэтического духа, он ежегодно пишет большее или меньшее число лирических стихов, лирическая поэзия является как бы общим фоном, который почти непрерывно тянется через все годы его жизни. На этом фоне тут и там выдвигаются его более крупные произведения. Первое крупное произведение он пишет в 1817 году, это - поэма "Руслан и Людмила". Летом этого года он читал уже Жуковскому некоторые отрывки их поэмы. В конце 1819 года она была окончена. К этой первой поэме, проникнутой духом романтизма, примыкают другие романтические поэмы, в 1820 году - "Кавказский пленник" и "Братья-разбойники", а в 1822 году - "Бахчисарайский фонтан".

    Мы можем видеть здесь вторую волну творчества (после первой вспышки его на 11-м году), выплывшую на 18-м году жизни, т.е. как раз совпадающую с "третьим узлом". Вся эта волна проникнута духом романтизма с его жгучими красками и сильными страстями. Этот период творчества мы можем назвать "периодом романтизма".

    После небольшого перерыва, в конце 1823 года, начинается следующая волна: Пушкин начинает писать в это время "Евгения Онегина". Этот момент знаменует и ясный поворот в самом характере его творчества. От романтических сгущенных красок и экзотических тем он переходит к изображению простой, искренней жизни. Вместе с тем творческий порыв его все разрастается. Правда, в начале 1824 года произошел как бы небольшой поворот, Пушкин как будто еще раз оглянулся на прежнее и написал поэму "Цыгане", в которой сквозит опять романтический колорит, но затем решительно переходит к реализму и весь 1824, 1824 и 1826 года посвящает "Евгению Онегину". В 1825 году он написал кроме того "Бориса Годунова". Этот год, по свидетельству биографов, вообще очень плодовит (Пушкину в это время шел 26-й год). В 1826-1827 годах написан еще целый ряд произведений: "Египетские ночи", "Граф Нулин", "Анчар", "Полтава", "Арап Петра Великого". После этого наступает перерыв почти на 3 года, во время которого он написал только несколько лирических стихов, но ни одного крупного произведения.

    Нетрудно видеть здесь следующую волну творчества, совершенно своеобразно окрашенную – это "волна реализма" – располагающуюся около "четвертого узла жизни" (около 25-26 годов).

    Только в 1830 году он почувствовал "новый порыв к творчеству", как выражается биограф. Он оканчивает "Евгения Онегина" и пишет ряд новых произведений: "Домик в Коломне", "Моцарт и Сальери", "Скупой рыцарь" и более 30 стихотворений. Среди последних обращают на себя внимание некоторые сказки и песни в народном стиле. Этот пробудившийся интерес к народному творчеству должен был сделаться типичным для этого нового периода его творчества. Он проявился особенно заметно в следующем, 1831-м году, когда Пушкин писал свои "сказки": "О царе Салтане", "О мертвой царевне", "О золотом петушке" и в следующем 1832-м году – "Сказка о рыбаке и рыбке".

    В легких, полупрозрачных стихах и выразительных образах этих сказок он достиг создания новой формы, формы народной, краткой и схематичной по внешности и необыкновенно богатой по содержанию. Кроме того в этот период им написаны и другие произведения (1832-1833), а именно: "Медный всадник", "Русалка", "Капитанская дочка", "Повести Белкина". Как видно, это очень плодотворный период. Притом надо заметить, что в этих произведениях, так же как и в прозаических (например, в "Повести Белкина"), отражается та же новая форма речи – краткая и выразительная и в то же время легкая и мелодичная.

    После этого наступает перерыв в творчестве, длившийся до самой смерти поэта (1837).

    Мы видим, как творчество Пушкина восходило в 4-х ступенях прогрессивного совершенствования – это были как бы 4 волны, одна над другой. Сперва – наивно и подражательно – волна детства; потом – романтическая страстность, далее – реалистический, ясный взгляд, и, наконец, – легкая и мелодичная схематичность народной формы.

    В 1836 году Пушкин написал несколько стихотворений (среди них глубоко- трогательную "Молитву"). Ему шел 37-й год. Спустя по тому, что мы видели у других представителей творческого духа, мы должны бы ожидать здесь начало новой волны, нового творческого периода, может быть еще более высокого и совершенного периода, соответствующего "шестому узлу". Может быть, он и должен был развиться. Но в это время, 29 января 1837 года поэт был убит на дуэли бароном Дантес-Геккерном.

    Гоголь

    Родился 19 марта 1809 года.

    1821 год – сочиняется баллада "Две рыбки" (12 лет). После этого перерыв.
    1827 год – первое большое произведение: поэма "Ганс Кюхельгартен" (19 лет). Вскоре после этого начинается длительный период творчества, который тянется от 1829 года почти без перерыва до
    1837 года. Среди этого периода, однако, особенно ясным творческим подъемом отличается вторая его половина, именно года: 1833 ("Как поссорились…", "Нос", "Вий"), 1834 ("Старосветские помещики", "Портрет"), 1835 ("Ревизор", "Миргород") и 1836 ("Мертвые души"). Мы имеем здесь указание на особую волну, локализованную около узла – 25 лет.
    Годы 1837-1838 – перерыв в творчестве.
    С конца 1839 по 1842 годы – новая творческая волна: "Шинель", "Мертвые души" (2-я часть), "Тарас Бульба", "Женитьба" и др. Совершенно ясно, что проявляется война, соответствующая узлу около 32-го года.
    Дальше – опять перерыв с 1843 по 1845 годы. Во время этого перерыва творческой продукции произошел перелом его психического склада в сторону мистицизма (в 1845 году написаны "Размышления о божественной литургии"). С 1846 по 1847 годы – снова прорывается творческая деятельность (переработка 2-й части "Мертвых душ", "Развязка ревизора", отрывки целого ряда повестей). Эта волна уже окрашена в религиозно-нравоучительный оттенок и вообще она не очень интенсивна (37-38 лет).
    После 1847 года и до самой смерти (21 февраля 1852 года) Гоголь ничего не писал. Только в 1850 году он кратковременно работает над "Мертвыми душами".

    Такой же материал и обнаружение ритма творчества дают и великие художники.

    Рембрант

    Творчество Рембранта необыкновенно обширно, оно тянется через всю его жизнь без перерыва, подобно как у Бетховена; притом все его произведения одинаково прекрасны, и каждое носит печать его глубокого духа. На первый взгляд здесь не видно никаких "волн", которые так ясны у Вагнера, у Пушкина, у Гете. Но если присмотреться, то с поразительной ясностью выступают правильные периоды, которые выражаются главным образом в изменениях манеры и характера его творчества.

    Рембрант родился в июле 1606 года. Картины его, относящиеся к 1627-1630 годам (21-24 года), хотя и обнаруживают уже большого мастера, не считаются, однако, еще типичными для него и относятся к "периоду подражаний".

    Но с 1631 по 1632 годы (25-26 лет) он развертывается уже во всю свою мощь. Его картины этого времени уже "шедевры светотени" ("Симеон в храме", Гаага; "Святое семейство", Мюнхен; "Коппеноль", Эрмитаж; "Анатом", Амстердам; "Похищение Прозерпины", Берлин и др.). С этого момента начинается истинный Рембрант, появляется на сцене гений. В 1633 году следуют прекрасные произведения: "Саския", Кассель; "Саския", Дрезден; "Корабельный мастер и его жена", Лондон, "Поднятие креста", Мюнхен; "Снятие со креста", Мюнхен и много других. Во всех этих вещах в полной силе и глубина проявляется его своеобразная индивидуальность.

    Совершенно как у Бетховена мы видим созревание индивидуальности к 25-ти годам. Это указывает на "четвертый узел жизни".

    Произведения 1635-1636 г.г. не менее многочисленны и не менее прекрасны (например, "Даная", Эрмитаж; 1636 г.), но они уже не представляют никакого шага вперед по сравнению с предыдущими и ничего заметно нового; это все та же волна, которая продолжается.

    Но вот с 1637 года начинается новая волна. Биографы говорят о новых, "золотисто-бурых" тонах, которые появляются с этого времени на его палитре. Но еще большее значение имеет необыкновенное углубление содержания его картин, особая духовность и просветленность; он становится "изобразителем чуда", по выражению Верхарна; "в изображение чудесного он вкладывает глубокую и трепещущую человечность". К этому периоду относятся "Ангел и Товия", Париж; "Христос-садовник", Англия; "Погребение", Мюнхен; "Поляк", Эрмитаж; "Грозовой пейзаж", Брауншвейг и др.

    Эта новая волна соответствует 32-му году, т.е. "пятому узлу".

    Новый поворот и новый подъем на ступень совершенства биографы усматривают в 1642 году с картины "Ночное собрание стрелков". Он достигает здесь вершины своего золотистого тона. В то же время его фактура, которая до того была тщательной и нежной, как бы обвеянная прозрачной глазурью, здесь становится особо выразительной, мазки смелые и свободные, лежат один около другого. Какая-то внутренняя жизнь, внутреннее движение наполняют его картины. Кроме многочисленных картин, к этому периоду относятся также и многие знаменитые гравюры, например, "Воскресение Лазаря".

    Дальше он продолжает работать неустанно, но время около 1645-1647 г.г. характеризуется, по выражению Верхарна, грусть. "вскоре же должно будет наступить новое возрождение", замечает он.

    Этот новый подъем произошел в 1648 году. Появляется необыкновенный свет в его картинах и глубокая тишина, и в то же время мощь и выразительная сила: "Христос в Эммаусе", Лувр, "Милосердный самарянин", Лувр, гравюра "Д-р Фауст". За ними следуют: "Притча о несправедливом слуге" (Лондон), "Видение Даниила" (Берлин), "Христос и Магдалина" (Кассель) и знаменитые гравюры: "Проповедь Христа", "Христос, исцеляющий больных" (гравюра в сто гульденов) и "Три креста". Во всех этих произведениях сияет этот свет, неземной, неизъяснимый, и эта тишина, и эта сила, и все приведено в великую и поражающую гармонию. Точно также и в колорите с 1648 года замечаются изменения: доминируют желто-бурые тона, многоцветность исчезает.

    Мы имеем основание говорить здесь о появлении новой волны на 43-м году жизни, т.е. о волне "седьмого узла".

    1652-1653 г.г. были временами сравнительного затишья. Имеются лишь немногие картины из этой эпохи.

    С 1654-55 годов опять обилие картин. Год 1655 особенно отмечается биографами. Здесь появляется опять совершенно новая манера письма: мазки становятся мягки и сочны, появляются глубокие черные тона; и по содержанию картины этого времени отличаются своей глубокой психологией, трагичностью выражения. "Иосиф у Пентефрия" (Берлин), "Петр отрекается от Христа" (Эрмитаж), "Иаков благословляет сыновей Иосифа" (Кассель) и много других произведений характеризуют этот период.

    Еще новая, дальнейшая ступень совершенства в искусстве достигается в 1660-1661 годах. Манера письма делается легкой, эскизной, но необычайно совершенной в своей выразительности. "Портрет Яна Сикса" (1660), "Эсфирь", "Эсфирь и Асиан" (1660), "Евангелист Матфей" (1661, Эрмитаж) относятся к этому периоду. К нему же относится знаменитая картина "Синдики" (1661, Амстердам), в которой Рембрант достиг высочайшей вершины своего искусства.

    После относительного затишья 1662-1664 г.г. новый подъем отмечается в 1665 году. Здесь начинается период его гениальной "старческой манеры письма", на первый взгляд грубые, но на самом деле необычайно смелы, жгучие и глубокие мазки, с помошью которых он достигает поразительного впечатления. К этому периоду относятся картины "Саул и Давид" (1665, Гаага), написанная с какой-то пронизывающей вдохновенной силой, затем "Портрет Деккера" (1666, Эрмитаж), "Семейный портрет" (1667, Брауншвейг), "Еврейская невеста" (Амстердам), "Возвращение блудного сына" (Эрмитаж), "Христос у столба" (Дармштадт) и др.

    До конца жизни он был творчески деятелен и был все тот же великий Рембрант.

    Все указанные нами поворотные пункты (соответствующие узловым точкам жизни: 1631, 1637, 1642, 1648, 1655, 1660 и 1665 г.г.), из которых каждый знаменует новую ступень в его творчестве и новую манеру работы, совершенно ясно указаны у биографов. Сами того не подозревая, они, следовательно, отмечают как раз те самые шестилетние волны, о которых идет речь в нашем изложении.

    Переходим теперь к мыслителям и рассмотрим из низ лишь творчество Канта.

    Совсем кратко я разберу те периодические колебания, которые можно усмотреть в духовной жизни Канта.

    Кант

    Родился в апреле 1724 года. О молодости его известно немного, но заслуживает внимания указание, относящееся к 1742 году (когда Канту было 18 лет), что он "хочет быть медиком, но из любознательности стал изучать теологию". Не имеется ли здесь указания на первое пробуждение умственной жизни на 19-м году, т.е. на "третьем узле"?

    Дальше опять все смутно, но известно, что "между 1742 и 1752 годами он должен был написать свою "Космогонию" – знаменитую теорию происхождения планет, разработанную также Лапласом. Опять знаменательно то , что как раз на этот промежуток времени падает "четвертый узел" его жизни, и весьма возможно, что он именно и ознаменовался созданием этого произведения.

    Дальше данные о ходе его творчества делаются уже более точными. С 1754 по 1758 годы Кант находится в непрерывной работе: создается ряд натур-философских сочинений: о возрастании земли, о землетрясениях, об огне, о метафизическом знании, о теории ветров, о движении и покое и др. В 1759 году он пишет еще работу "об оптимизме", но она, по свидетельству Куно Фишера, не имеет большой цены. Следующий, 1760 год, был бесплодный.

    Мы видим здесь ясную волну творчества, падающую на возраст 30-34 года (т.е. в область "пятого узла"). По характеру эта волна насквозь рационалистична. Кант весь еще стоит на точке зрения философии Христиана Вольфа (1679-1754), школьная логика для него является критерием истины.

    После затишья 1760 г. произошел внутренний переворот в его мышлении. С 1762 г. начинается новый ряд произведений (о силлогизмах, об отрицательных величинах, о бытии бога, об обосновании мерами), и в этих сочинениях он уже скептически относится к школьной логике. Эта новая волна тянется через 1763 год ("О Сведенборге") и окрашена уже иначе, чем предыдущая. Это - волна скептического эмпиризма в духе Юма. Волна эта падает на возраст 37-40 лет, и можно с некоторым правом говорить здесь о проявлении "шестого узла".

    В конце 1768 года произошел новый знаменательный переворот в его мышлении. Еще в начале этого года он заканчивает работу "Определение сторон в пространстве", где пространство понимается еще эмпирически реально, в духе Ньютона. А в 1769 г. он набросал свою диссертацию, в которой пространство понимается уже идеально, не как нечто действительно существующее, а как форма нашего понимания мира. Вскоре после диссертации он начал (в 1760 г.) "Критику чистого разума", над которой работал 1770, 1771 и 1772 годы. В 1772-1773 годах он работает над трансцендентальной логикой. В 1773-1775 годах он ничего не пишет.

    Мы видим опять волну совершенно новую, своеобразного оттенка. Она возникает в 1769 г. и простирается до 1773 года. Эта волна критического идеализма. Она падает на возраст 45-48 лет, и мы могли бы говорить в этом случае о проявлении "седьмого узла".

    До сего времени течение духовной жизни Канта очень характерно и явно волнообразно. Если мы не будем говорить о волне творчества, в которой создана была "Космогония" (потому что мы о ней не можем говорить с уверенностью), то в общем вырисовываются три последовательные волны творчества, каждая со своим особым, чрезвычайно характерным оттенком:

  • в возрасте 30-34 года: волна рационалистической логики и натур-философии;
  • в возрасте 37-40 лет: волна английского критического эмпиризма;
  • в возрасте 45-48 лет: волна критического идеализма.
  • Творчество Канта и дальше протекало с периодическими подъемами и угасаниями, но, совершенно как у Гете и у Вагнера, периоды после 50 лет становятся менее правильными.

    Я кратко приведу последующее время его жизни.

    1775-1777 г.г. он работает над "Критикой чистого разума" и над "Логикой".
    1778 г. – перерыв.
    1779-1782 г.г. – время усиленной работы. "Критика" пишется в окончательном виде для печати. После этого (1781-1782 г.г.) он пишет "Пролегомены", а также работает над "Метафизикой нравов".
    1783-1784 г.г. – пауза.
    1785 г. - "Метафизика нравов", после этого в 1786-1788 г.г. – "Критика практического разума".
    Опять пауза, затем 1790 г. – "Критика способов суждения" и в 1791-93 г.г. – ряд более мелких сочинений по этике и религии.

    Наконец, в 1797-1798 г.г. – последняя творческая волна, во время которой написаны "Метафизические основы морали" и "Спор факультетов". После этого творческий источник Канта иссяк и до конца жизни (1805 г.) он уже ничего больше не создавал.

    Мы видим, что периоды и характерные узловые точки, ведущие к перелицовке личности, проявляются и у философов точно так же, как у музыкантов и поэтов. У каждого человека в этом отношении, конечно, существуют индивидуальные особенности. Так, по отношению к Канту, можно указать на то, что волны более длинны, так что узловые точки все время немного выдвигаются вперед. Что касается неправильности периодов в старости, то их можно объяснить той же гипотезой, как и у Гете (см. биографию Гете ниже), именно, что в жизни его мы имеем параллельное течение нескольких волн, немного разного периода, которые вначале довольно хорошо совпадают. Но чем дальше, тем более происходит сдвиг их.

    Гете

    Периодические подъемы и угасания, а также последовательные изменения в характере творчества Гете давно были замечены, и биографы старательно искали причины этих изменений, искали их в разных внешних обстоятельствах жизни: они принимали, что от творчества его периодически отвлекали то служебные дела, то любовные увлечения, то путешествия. Между тем, если и бывала временная связь между этими, якобы "отвлекающими моментами" и упадком творчества (что наблюдалось, однако, далеко не всегда), то связь, по-видимому, была не в смысле причины, а в смысле следствия: когда человек охвачен порывом творчества, он не думает ни о путешествиях, ни о практических делах, ни о любовных; когда же дух его временно отходит от творчества, он начинает интересоваться всем этим…

    В творчестве Гете до 1800 г. периодические волны выглядят так:

    1. Первое пробуждение – 11-й год жизни.
    2. Легкая лирика - 18 лет.
    3. Период бури и натиска – 22-26 лет.
    4. Зрелость и строгость форм – 30-33 года.
    5. Классицизм и величавость – 37-39 лет.
    6. Реальная жизнь и символика – 44-48 лет.

    Дальше в творчестве Гете опять наблюдается некоторый перерыв и затем – дальнейшие периодические вспышки. Но периоды теперь выражаются менее правильно…

    В периодических колебаниях в творчестве Гете замечательны две особенности. Во-первых, то, что в молодых годах периодические волны резче очерчены и яснее выражены, а чем дальше к зрелости и старости, тем они более растянуты и менее ясны. Вторая особенность та, что в молодых годах периоды как будто короче. Первая волна начинается на 17-м году и в 18 лет достигает максимума. Вторая начинается на 23-м году и на 25-м достигает максимума. Третья начинается на 30-м году и 33-х лет заканчивается (соответствующие же "узлы жизни", как они выведены на основании изучения жизни других, должны падать на 19-й, 26-й и 32-й годы). Дальше же творческие волны уже ближе подходят к норме: 4-я волна на 37-39 году, 5-я – на 44-49 году.

    Изучение творческой периодичности в жизни Гете допускает мысль, что мы здесь имеем как бы сочетание из многих волн. Одни с более короткими периодами (5 ? и 6 лет), другие - с более длинными (6 ? и 6 ?). В молодых годах эти волны вообще более совпадают своими вершинами и здесь, кроме того, преобладают короткие. Вследствие этого периоды более отчетливы и более ранние. Чем дальше в зрелость, тем волны своими вершинами более раздвигаются и притом больше начинают преобладать длинные волны. Вследствие этого, периоды более растянуты и менее отчетливы и кроме того, более поздние… как будто бы мы имеем постепенное расхождение параллельно идущих близких, но не вполне одинаковых нескольких волн.

    Переходя в заключение к анализу проявления узловых точек в творчестве естествоиспытателей, мы должны заметить, что научных исследователей нельзя отнести к типу людей с преимущественно внутренней жизнью, или типу "мечтателей", но в то же время, они и не относятся к типу внешних деятелей. Они скорее всего занимают некоторое промежуточное положение, или, вернее, относятся к смешанному типу. Ибо научный исследователь не может замкнуться в себя, он должен быть способен теснейшим образом слиться с явлениями окружающего мира – в этом он примыкает к деятелям. Это слияние, однако, должно носить исключительно идеалистический характер, или - характер идейных связей. Уловить же последние может только тот, кто способен отвратиться от практической жизни и уйти в глубину своего духа, - в этой способности углубиться в себя научные исследователи схожи с типом "мечтателей".

    На основании этого рассуждения можно уже вперед ожидать, что периодичность в творчестве должна быть до некоторой степени выражена также и у научных исследователей, но она не может быть так ясна, как у чистых представителей типа "мечтателей" – у музыкантов, поэтов, философов.

    Факты, действительно подтверждают это. Насколько я мог вывести из разобранного мною материала (я руководствовался главным образом психографическими этюдами Оствальда), ясных волн в научном творчестве не замечается. Однако те или иные "узловые точки" в жизни естествоиспытателей все же несомненно выражены.

    Яснее всего проявляются "четвертый узел", около 25 лет. Период жизни около 25 лет у большинства исследователей является временем первых крупных исследований и открытий, в которых впервые ясно открывается их гений. У многих притом этот момент жизни остается и наивысшим в их творчестве, или, вернее, - в индивидуальном творчестве. Это вполне отвечает той характеристике этого узла жизни, которая сделана выше, именно – как время первого ясного проявления индивидуальности (ср. творчество Бетховена, Рембранта и др.).

    Гемгольц выявил и развил принцип сохранения энергии в 1845-1847 годах, т.е. в возрасте 24-25 лет.

    Дэви начал свои знаменитые исследования над щелочными металлами в 1840 году, т.е. в 25 лет, и между 1804 и 1807 годами лежит кульминационный пункт всего его научного творчества.

    Роберт Майер был озарен внезапно – как бы сотрясением – идей сохранения энергии в 1839 году, т.е. в 25 лет, и два последующие года он разрабатывал этот принцип, и эта работа осталась его величайшей и единственной жизненной работой.

    Ньютон усвоил идею всемирного тяготения в возрасте 24-25 лет.

    Галилей в возрасте 25 лет отделывал свою механику, легшую в основу всей современной науки.

    Луи Пастер сделал свои первые значительные открытия над стереоизомерами винной кислоты на 26-м году жизни.

    Эти примеры должны показать важность момента жизни около 25 лет для научных исследователей.

    Что касается других "узловых точек", то относительно их указания менее определенны. Дальнейшие, более поздние узлы менее ясно выражены. Но и здесь можно найти отдельные указания. Так, известно, что Либих на своем 38-м году перешел на другой фронт исследований, на практическое применение химии в сельском хозяйстве и к биологии (указание на шестой узел). Пастер на 33-м году повернул курс своих исследований от химии к биологии (указание на пятый узел). Эти факты, конечно, случайны и отрывочны, но в связи с предыдущим они приобретают некоторое значение.

    Николай Яковлевич Пэрна обращается к области психиатрии с целью определить, не проявляются ли ритмы душевной жизни в течение душевных болезней. "Мы будем здесь иметь дело с "душевными болезнями", потому что это именно болезни, в которых участвует весь организм, как единица, а это как раз и есть то, в чем проявляется рассматриваемая "психологическая периодичность"… Душевные болезни – это болезни личности; личность – результат особого гармонически связанного взаимодействия всех тканей организма".

    Исследуя истории болезни, опубликованные многими психиатрами, ученый определяет, что первые манифестации душевных расстройств, а также обострения этих заболеваний с большой долей достоверности падают на выявленные ранее "узловые точки" в развитии личности. "Эта новая группа фактов должна только еще лишний раз оттенить и углубить полученные результаты… Этот материал интересен в том специальном отношении, что среди больных много женщин. И мы видим, что "узловые" (или критические) точки жизни у них те же самые, что были установлены из предыдущего (на жизни мужчин). Следовательно, нет разницы в ходе развития личности мужчины и женщины".

    Анализ ритма душевной жизни.

    "Исследование фактов из четырех совершенно разных источников (дневник самонаблюдений, физиология развития детей, биографии великих людей и периодичность в психиатрии, т.е. в возникновении психических заболеваний) привело нас к выводу, что у значительного числа людей можно обнаружить ступенчатость хода жизни или – волнообразное течение, которое проявляется в существовании особых "узловых точек", совпадающих ОБЫЧНО (возможны индивидуальные отклонения) с годами жизни: 6-7 лет; 12-13 лет; 18-19 лет; 25-26 лет; 31-32 года; 37-38; 43-44; 50 ле; 56-57 лет и т.д.

    Эти узловые точки характеризуются тремя главными признаками:

    1. Прояснение и усиление душевной жизни;
    2. Качественными особенностями по сравнению с другими "узловыми точками";
    3. Особой чувствительностью организма (третий пункт подтверждают: повышенная наклонность к заболеваниям у детей в узловые годы; особая частота проявлений функциональных душевных заболеваний именно в эти годы).

    Первый узел – 6-7 лет.

    Мы можем его считать моментом зрелости первой жизненной волны. Созревает человек, как узнавшее свое существование существо. Он весь обращен на себя, на свои ощущения и функции. Он себя узнал среди мира, но окружающего мира, по-настоящему, еще нет для него.

    Второй узел – 12-13 лет.

    Созревает человек, как часть окружающего. Пробуждается интерес к объектам внешнего мира, к предметам и является стремление захватить их в своем сознании, расчленить и подчинить их себе.

    Третий узел – 18-19 лет.

    Созревает человек, как член общества. Опять поворот от внешних объектов к внутреннему, душевному, но не на себя только, а и на других людей. Здесь расцветают побуждения и идеи социально-этические, закладываются душевные привязанности, появляется понятие о долге.

    Четвертый узел – 25-26 лет.

    Созревает человек, как явление мира. Он чувствует себя причастным к мировому целому. Формируется мировоззрение. В то же время этот узел есть вершина душевного расцвета и созревание индивидуальности и личности.

    На характеристике четвертого узла стоит остановиться несколько подробнее. Предыдущий третий узел, в 19 лет, является пунктом достижения общественной зрелости человека; человек с этого момента уже может стать равноправным членом общества ("социально-этическая" зрелость). Но в смысле творческой личности, в смысле самостоятельного представителя эволюции он еще не созрел. Он может работать наравне с другими, как хороший сотрудник, но он еще не вносит своего личного, нового. Это последнее достигается лишь ко времени четвертого узла, 25-го года жизни.

    При разборе биографий мы констатировали, что третий узел (18-19 лет) является по преимуществу узлом подражательного творчества. Четвертый же узел есть момент расцвета данной личности – здесь человек впервые проявляет свое особое лицо, вносит свои новые идеи.

    В 25 лет человек становится в авангард эволюции и прогресса. Все что он творит в это время – это ново, это - последнее слово жизни: в лице людей 25 лет жизнь идет вперед своими самыми передовыми отрядами. Дальше человек не творит уже ничего существенно нового. Он дальше может развить еще очень энергичное и сильное творчество, но это уже будет только дальнейшее развитие идей, зачатых на четвертом узле. Может быть также и так (и это. вероятно, часто бывает), что в свои 25 лет он не успевает даже ничего высказать, лишь гораздо позже он фактически проявит индивидуальность; но эта индивидуальность есть та, которая зародилась в 25 лет, и она соответствует идеалам жизни в то время стоявшим на первой очереди.

    Пятый узел – 32-33 года.

    Созрел человек как деятель. Это – вершина сил и вершина творческого размаха. Многие исследователи указывают на возраст 33 года, как на кульминационный пункт творческой и вообще духовной жизни. Здесь человек дает наиболее зрелые плоды того, что заложилось в нем в предыдущем периоде.

    Шестой узел – 37-38 лет.

    Это вторая вершина. По силе и мощи она может не уступать предыдущей, но по качеству она обычно менее нежна, она более твердая и сухая. Время 37-38 лет вообще – самое плодоносное время жизни. Свежесть еще не потеряна, и зрелось уже достаточно высоко поднялась.

    Седьмой узел – 43-44 года.

    Этот узел критический по преимуществу. Деятельность человека еще обычно продолжается без заметного ущерба в силу приобретенного опыта и навыка, и творчество еще может быть плодотворным, так как оно продолжает черпать из ранее зарожденного запаса. Но в душе уже нет спонтанного источника. Кризис и перелом проявляется в разном, также в некоторых физиологических процессах. Так, у женщин, например, в это время теряется способность к деторождению (климакс).

    В некоторых же случаях кризис этот может вылиться в перелом духовный. Именно здесь может начаться как бы новое духовное зарождение. Вследствие этого кризис может вести не к уклону, а как бы к новой юности духа, который с этого момента начинает зреть в другой плоскости.

    Восьмой узел – 50 лет.

    Это вторая зрелость у тех, у кого предыдущий узел привел не к уклону, а к перерождению. Тогда в восьмом узле в этом случае испытывается новый творческий подъем, подобный тому, что был в 32-33 года, но в виде нового человека, с новым мировоззрением. Это новый подъем другого оттенка.

    Можно думать, что это должно относиться вообще и ко всем людям. Прожив первый цикл жизни, каждый из нас к 50-ти годам должен вступить в другой, более возвышенный, духовный. Мы видим это теперь только на исключительных, сильных людях; на прочих мы этого обычно не видим, потому что современная жизнь, судорожная погоня за материальными успехами у одних, непосильная борьба с нуждою у других очень быстро изнашивает людей средней силы и их уже не хватает на "второй цикл". Совершив с грехом пополам первый цикл, они, уже усталые и истрепанные, доживают вторую половину жизни в качестве, так называемых, "стариков". В норме этого не должно быть.

    Действительно есть некоторые указания (косвенные), что в условиях нормальной, естественной жизни, например, в жизни ближе к природе, всякий человек после 50-ти лет почитается, как мудрец, которому открыто то, что молодым недоступно.

    Есть и некоторые физиологические данные, что к 45-50-ти годам заканчивается некоторый определенный цикл жизни. Есть две железы внутренней секреции, которые как бы дают окраску этому первому циклу, после чего отходят на второй план. Первая – щитовидная железа; она начинает усиленно функционировать около 18 лет; другая железа – половая (пубертатная). Она созревает к 18-19 годам, а к 45-ти функция ее начинает ослабевать, что видно особенно ясно у женщин в явлениях климакса, но она может сказаться и у мужчин (обыкновенно люди стараются искусственным возбуждением продлить свою половую жизнь и дальше этого предела, но это с точки естественной эволюции, понимаемой широко, в виде духовной эволюции, также нежелательно, как и слишком раннее взбудораживание этого инстинкта, до 18-ти лет).

    Итак, весь этот первый цикл жизни от 18 до 50 лет протекает под диктатурой этих 2-х желез, и цикл этот можно охарактеризовать как период жизненной мощи или жизненной борьбы. Когда же сила этих желез угасает, этим дается возможность проявиться и созреть другим сторонам жизни, заторможенным до этого, и человек вступает в новый цикл, новую фазу борьбы, в фазу созерцания и мудрости. В это время человеку начинает открываться то, что раньше было скрыто, заволочено, чего он раньше и не мог видеть или понять, причем, только теперь стал он духовно зрел для этого.

    Из этого, между прочим, один вывод, что борьба со старостью должна заключаться не в том, чтобы вновь оживить половые железы (метод Броун-Секара, Штейнаха и др.), и даже не в том, чтобы вообще вернуть молодость, а в том, чтобы предохранить организм от ненормального, преждевременного изнашивания, и тем дать ему возможность вступить во "второй цикл жизни", не менее важный и не менее полный, чем первый, который служит для него подготовкой.

    Все эти соображения – приблизительная схема.

    Возникает вопрос: насколько вышеизложенное волнообразное течение жизни есть явление общераспространенное?

    Волнообразность скорее выражена у людей, которые более сосредоточены на своей внутренней духовной жизни, которые из нее одной черпают импульсы для своей деятельности. Это те лица, которые можно охарактеризовать как "мечтателей", в отличие от "деятелей", т.е. писатели, философы, поэты, художники и т.д. У людей практической деятельности ее открыть не удалось быть может потому, что проявление деятельности этих людей (администраторов, полководцев, и т.д.) не столько зависит от внутренних импульсов, сколько от внешних обстоятельств, так что изучая их деятельность, мы изучаем вовсе не их душевную жизнь и ее колебания, а колебания случайных внешних обстоятельств (тут скорее открывается поле деятельности для влияния космической периодичности, влияющей на активность масс, – см. А.Л.Чижевский "Физические факторы исторического процесса", Калуга, 1924 г. – примечание составителя). А может быть, у этих людей периодичность и в самом деле не выражена, они принадлежат к "апериодическому" типу людей. Что касается людей науки, то они как бы занимают промежуточное положение между теми и другими. Научная деятельность, конечно, есть деятельность духа, но в то же время она несколько приближается к деятельности практической, не только по своей заметной зависимости от внешних условий, но и по внутреннему смыслу: внешний, окружающий мир с научной точки зрения рассматривается, как объект, т.е. как нечто расчленяемое и подчиненное сознанию человека, а это именно и есть взгляд практической жизни.

    В соответствии с этим и периодичность у научных деятелей хотя и выражена, но, как мы видели на биографиях великих людей, не так ясно.

    Практикам периодичность мешает, поэтому, быть может, организм выработал особые приемы, чтобы нейтрализовать эти – по существу своему – естественные колебания, выработать тип "апериодический", к каковому и относится большинство людей, занятых практической деятельностью".

    Итак, в результате проведенного анализа различного информационного материала Н.Я.Пэрна дополняет характеристику волнообразного процесса, данную в начале работы. Жизненные волны неоднородны и состоят, по меньшей мере, из трех волн: эмоциональной, духовной и интеллектуальной. Иными словами, одновременно параллельно протекают три процесса. Пики волн могут не совпадать и поэтому узловые точки эволюции личности могут не ощущаться, может быть в этом и состоит "прием" организма в достижении "апериодичности". Далее волны могут быть разной длины, так что если они в начале и совпадают с вершинами и дают картину общей волнообразности, то в дальнейшем течении они должны разойтись.

    ПОСЛЕСЛОВИЕ СОСТАВИТЕЛЯ

    Волны, ритмы пронизывают жизнь системно, от отдельной клетки до целостного организма человека, но периодичность, как принцип функционирования, присущ и жизни общества – волны Н.Д.Кондратьева в экономике, "третья волна" Олвина Тоффлера в развитии производительных сил цивилизации, волнообразность смен мировоззрений, стилей в искусстве, теоретических построений в философии, способов познания… Жизнь человечества в целом пульсирует в ритме космоса.

    Всякое развитие, изменение происходит волнообразно – это одно из фундаментальных начал, которое учитывается при построении миропонимания.

    Труд Н.Я.Пэрна раскрыл особенности проявления этого всеобщего принципа на примере жизни человеческой личности. Представленная работа обогащает Теорию развития творческой личности Г.С.Альтшуллера и И.М.Верткина (см. сборник "Как стать еретиком", Петрозаводск, 1990 г., изд. "Карелия") физиологически, эмоционально, интеллектуально и духовно обоснованной периодичностью в смене фаз творчества.




    вверх


    (c) 1997-2001 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
    (с) 1997-2001 OTSM-TRIZ Technologies Center


    http://www.trizminsk.org

    23 Dec 2001