НАЧАЛО
|
ИЛЬЕНКОВ ЭВАЛЬД ВАСИЛЬЕВИЧ
А.В. Суворов |
Мыслитель: философ, психолог, педагог, публицист. С 1928 год жил в москве. В 1941 - окончил Московскую среднюю школу #170. С сентября 1941 - студент Философского Факультет Институт Философии, Литер туры и Искусств (ИФЛИ). Там учителем Ильенкова. становится профессор, заведующий кафедрой истории философии, Борис Сергеевич Чернышев, по существу "поставивший" Ильенкову "философский голос". В октябре 1941 - эвакуация в Ашхабад, где с декабря 1941 Ильенков. Становится студентом Философского Факультет Московского Государственного Университета (в МГУ влились факультеты ИФЛИ). В июле 1942 вместе с МГУ Ильенков переезжает в Свердловск, где в августе 1942 призывается в армию и направляется в Одесское Артиллерийское Училище в город Сухой Лог Свердловской области. С ноября 1943 Ильенков на фронте в звании младшего лейтенанта, в должности командира взвода. Воевал в составе 2-го, затем 1-го белорусских фронтов. Закончил войну в Берлине, награжден боевыми орденами и медалями. С августа 1945 Илькнков - литсотрудник артиллерийского отдела газеты "Красная Звезда". С февраля 1946 - снова студент Философского факультета МГУ, который заканчивает в 1950. Тогда отдельных Психологических факультетов не существовало, в составе Философского факультета МГУ было Психологическое отделение, на котором во второй половине 40-х годов учился и А.И.МЕЩЕРЯКОВ, впоследствии один из ближайших друзей и единомышленников Ильенкова. После МГУ - аспирантура. Под руководством Т.И.Ойзерман Ильенков готовит и в 1953 году защищает кандидатскую диссертацию. С 1953 года до самой смерти Ильенков работает в Секторе Диалектического Материализма Института Философии Академии Наук СССР. В 1965 году за цикл работ по истории и теории диалектики Президиум АН СССР присуждает Ильенкову премию имени Н.Г.Чернышевского. В 1968 году Ильенков защищает докторскую диссертацию. 13 мая 1955 Ученый Совет Факультета Философии МГУ разбирает "персональное дело" Ильенкова и В.И.Коровикова, за "Гносеологические тезисы", в которых авторы обосновывают понимание предмета философии как науки о мышлении, их обвиняют в "гегельянстве" и лишают права преподавания в МГУ. Декан факультета В.С.Молодцов на этом заседании воскликнул: "Куда нас тащат Коровиков с Ильенковым?! Они нас тащат в область мышления!" Из переполненного студент ми зала ему ответили: "Не беспокойтесь! Вас туда не затащишь!" В первой половине 60-х годов Ильенков работает научным редактором отдела диалектического материализма "Философской Энциклопедии". Протестуя против резкого сокращения объемов статей по истории и теории диалектики в пользу увеличения объемов статей по математической логике, Ильенков вынужден уйти из редакции. Для научной позиции Ильенкова характерно убеждение в том, что философия, психология и педагогика, в сущности, - одна и та же наука, только ее разные уровни. В своих трудах он широко пользуется понятием "теоретическая психология", тем самым точно характеризуя своеобразие собственного теоретического творчества, в котором философия, психология и педагогика диалектически отождествляются. В центре внимания Ильенкова - проблематика, связанная со всесторонним и гармоничным развитием личности. Ильенков показывает нелепость понимания этой всесторонности и гармоничности как "всезнайства" и "всеумейства". Он выдвигает и разрабатывает концепцию универсальных и специальных способностей личности: вершинное развитие первых как раз и обеспечивает всесторонность и гармоничность развития, а вторые приноравливаются к тому или иному специальному (прежде всего узкопрофессиональному) случаю. Универсальные способности обеспечивают формирование любых специальных способностей, но никакая, сколь угодно большая сумма специальных способностей универсальности не даст. Ильенков четко выделяет и перечисляет универсальные способности, попутно выдвигая концепцию физического и духовного здоровья. Не считая себя компетентным в области первого, он ограничивается констатацией факта, что без физического здоровья, без постоянной сознательной заботы о его поддержании, всесторонним и гармоничным стать и оставаться невозможно. Поэтому способность (умение, культуру) поддержания физического здоровья он включает в список универсальных способностей личности. Структуру же духовного здоровья Ильенков разрабатывает подробнейшим образом на протяжении всего своего теоретического творчества. К способностям, обеспечивающим духовное здоровье личности, Ильенков относит, во-первых, мышление, развитое "потреблением" теоретической (прежде всего философской) культуры человечества до высшего диалектического уровня. Во-вторых, воображение, также развитое "потреблением" эстетической культуры человечества до высшего интуитивного уровня. В-третьих, нравственность, развитую "потреблением" этической культуры до уровня сознательно реализуемой личностью в собственном образе жизни человечности, до уровня последовательно-гуманистического мировоззрения. (Как именно происходит "потребление" той или иной культуры, Ильенков старается показать, анализируя прежде всего опыт работы А.И.МЕЩЕРЯКОВА со слепоглухонемыми детьми.) Особое внимание Ильенков уделяет самой категории личности. Опираясь на учение К.Маркса о сущности человека (человечества) как совокупности (Ильенков уточняет перевод - "ансамбля") всех общественных отношений, Ильенков разрабатывает концепцию личности как ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, имея в виду, что в отличие от индивидуальности зоологической и любого другого "единичного" личность через других людей и созданные людьми вещи (в том числе такие, как национальный или любой специальный язык) является индивидуально-неповторимым, уникальным центром, фокусом "ансамбля всех общественных отношений". По Ильенкову, "человеческая" и значит культурная, включенная в общечеловеческую культуру, в которой "ансамбль всех общественных отношений" резюмирован и закреплен. Поэтому Ильенков категорически настаивает на тезисе о "стопроцентной" социальности личности, о том, что в момент физического рождения появляется еще не человеческая, а лишь зоологическая индивидуальность. Работы Ильенкова имеют широчайший выход в психолого-педагогическую практику, неисчерпаемые возможности для нацеливания учебно-воспитательного процесса на формирование прежде всего универсальных способностей, в конечном счете способности учиться, овладевать "без особых трагедий" всем, чем понадобится или захочется. Среди единомышленников и последователей Ильенкова - П.Я.ГАЛЬПЕРИН, В.В.ДАВЫДОВ, Н.П.ДУБИНИН, В.П.ЗИНЧЕНКО, П.Г.КУЗНЕЦОВ, А.Н.ЛЕОНТЬЕВ, А.Р.ЛУРИЯ, А.И.МЕЩЕРЯКОВ, Ф.Т.МИХАЙЛОВ, Д.Б.ЭЛЬКОНИН и многие другие. Легко убедиться, что все названные в списке психологи относятся к школе Л.С.ВЫГОТСКОГО, к которому Ильенков по всем наиболее принципиальным позициям присоединяется. СОЧИНЕНИЯ Э.В.ИЛЬЕНКОВА:Искусство и Коммунистический Идеал. М., "Искусство", 1984. (В конце этой книги - полная прижизненная библиография печатных работ Э.В.Ильенкова.)Философия и Культура. М., Политиздат, 1991. (В серии "Мыслители 20 века".) Некоторые вопросы материалистической диалектики в работе К.Маркса "К критике политической экономии". Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук, М.,1953. К вопросу о природе мышления (на материале анализа немецкой классической диалектики). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. М., 1968. Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" К.Маркса. М., 1960. Об идолах и идеалах. М., Политиздат, 1968. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М., Политиздат, 1974. Второе, дополненное издание - М., Политиздат, 1984. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. М., Политиздат, 1980. |
вверх |
(c) 1997-2001 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий (с) 1997-2001 OTSM-TRIZ Technologies Center http://www.trizminsk.org 12 May 2002 |