НАЧАЛО
персональные страницы |
В работе описывается опыт применения линейной задачи "Да-Нет" с целью формирования у дошкольников умения оперировать значениями признаков объектов материального мира. Это одно из базовых умений, необходимых для работы с проблемами в рамках ОТСМ-ТРИЗ. Игры разработаны на основе методики решения пространственных задач (сужение поля поиска в различных видах пространства), разработанной для дошкольного возраста в НМЦ№ 242 "Садко" г. Ульяновска (Россия) под руководством канд. пед. наук Сидорчук Т.А. Авторы благодарят своих коллег-воспитателей Иванову С.Ф. (ДОУ №519 г. Минска) и Стречень С.Н. (ДОУ № 464 г. Минска) за интересные идеи. РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НА ОСНОВЕ ЛИНЕЙНОЙ ЗАДАЧИ "ДА - НЕТ"
Корзун Анна Валерьевна,
Немного теории Общие рекомендации "ДНИ НЕДЕЛИ" "МЕСЯЦЫ ГОДА" "АЛФАВИТ" "НОТНЫЙ РЯД" "РАЗМЕР" "ЦВЕТОВАЯ ГАММА" "ОВОЩИ - ФРУКТЫ" "ЖИВОТНЫЙ МИР" "СКАЗОЧНЫЕ ЗАГАДКИ" Игра "Да - нет" прочно вошла в арсенал педагогов дошкольных учреждений как метод формирования ряда навыков мышления. В свою очередь каждая разновидность игры решает свои специфические узко дидактические задачи. С помощью поиска объекта в ограниченном пространстве (на линии, на плоскости, в объёме) формируют умение ориентироваться в разных видах пространства относительно себя и любого произвольно выбранного объекта. Поиск объектов по описанию разнообразных признаков ("Загаданный объект", "Незнакомое слово") помогает в усвоении биологической классификации и формировании навыков работы с признаками, которые нельзя или сложно упорядочить в геометрическом пространстве. "Распутывание" загадочных ситуаций развивает способность применения полученных мыслительных навыков в зависимости от конкретной проблемы. В этой работе мы остановимся только на одной разновидности игры "Да-Нет" - поиске объекта во множестве, упорядоченном в ряд (линейная задача). Традиционно в работе с дошкольниками сужение поля поиска объекта в ряду производится на основе признака пространственного расположения (в центре, слева, справа, между…). Известен также опыт работы на числовой оси. Однако в практике мы часто встречаемся с рядами объектов, построенными на основе иных признаков, значения которых также упорядочиваются в ряд. Предлагаемые ниже игры разработаны и опробованы в практике на базе ДОУ №464 и 519 г. Минска. |
Немного теории Общие рекомендации "ДНИ НЕДЕЛИ" "МЕСЯЦЫ ГОДА" "АЛФАВИТ" "НОТНЫЙ РЯД" "РАЗМЕР" "ЦВЕТОВАЯ ГАММА" "ОВОЩИ - ФРУКТЫ" "ЖИВОТНЫЙ МИР" "СКАЗОЧНЫЕ ЗАГАДКИ" |
Немного теорииЛюбая образовательная программа строиться на базовой информации. Большую часть общеобразовательной программы в дошкольном звене занимает работа по познанию свойств (значений признаков) объектов материального мира. Однако при этом зачастую рассматриваются конкретные признаки конкретных объектов, вне какой бы то ни было общей картины мира. Поэтому кроме общеобразовательных сведений нам важны некоторые общефилософские подходы к трактовке происходящих в мире процессов и явлений Приведённые ниже положения являются весьма упрощённой моделью, рассчитанной на работу с детьми до 6-летнего возраста.2. Природные объекты умеют производить какие-то действия. Рукотворные объекты имеют каждый свой назначение - то, для чего его человек придумал (функцию). 3. Все объекты между собой чем-то схожи, но имеют и отличия (признаки и значения этих признаков). 4. Все объекты между собой взаимосвязаны. Эти связи могут быть близкие и далёкие, но есть всегда. 5. Каждый объект состоит из частей. Каждая часть может рассматриваться как самостоятельный объект. И каждая группа объектов может быть рассмотрена как отдельный объект, состоящий из частей. 6. Все объекты изменяют с течением времени свои свойства (значения признаков) 7. Одни и те же свойства могут быть хорошими или плохими, полезными и вредными, если смотреть на это в разных ситуациях и с разных точек зрения. 8. В одном и том же объекте могут сочетаться противоположные свойства (значения признаков.) 9. У каждого признака есть спектр значений, который в большинстве случаев можно представить в виде упорядоченного ряда. 10. Крайние значения признака в ряду спектра всегда противоположны друг другу. В центре ряда есть значение признака, которое является пунктом перехода к новому качеству. |
Немного теории Общие рекомендации "ДНИ НЕДЕЛИ" "МЕСЯЦЫ ГОДА" "АЛФАВИТ" "НОТНЫЙ РЯД" "РАЗМЕР" "ЦВЕТОВАЯ ГАММА" "ОВОЩИ - ФРУКТЫ" "ЖИВОТНЫЙ МИР" "СКАЗОЧНЫЕ ЗАГАДКИ" |
Общие рекомендацииВсе игры описаны по следующей схеме:Игры с признаками, значения которых упорядочены в ряд. Игры с признаками, значения которых не упорядочиваются в ряд. Целеполагание определяется во всех случаях исходя, прежде всего, из требований базисной образовательной программы дошкольного учреждения. Кроме задач, связанных с познанием признаков объектов и их значений, в играх решается проблема активизации в речи детей сравнительных степеней этих значений. В зависимости от конкретных задач воспитатель выбирает тот или иной вариант игры. Важно усвоить, что в процессе сужения поля поиска нет жёстких алгоритмов. Путь выбирается в конкретной ситуации в зависимости от поставленной задачи. Дети поощряются за самый оригинальный, точный, "полезный" вопрос. |
Немного теории Общие рекомендации "ДНИ НЕДЕЛИ" "МЕСЯЦЫ ГОДА" "АЛФАВИТ" "НОТНЫЙ РЯД" "РАЗМЕР" "ЦВЕТОВАЯ ГАММА" "ОВОЩИ - ФРУКТЫ" "ЖИВОТНЫЙ МИР" "СКАЗОЧНЫЕ ЗАГАДКИ" |
"ДНИ НЕДЕЛИ"Цель: закрепление знания последовательности дней недели, формирование умения перечислять их в определённом порядке, начиная с любого.Материал: моделирование дней недели цветными карточками (семь одинаковых по размеру, но разных по цвету карточек). Цветовое обозначение каждого дня недели постоянное, используется в календаре природы в ежедневной практике. Возможный вариант цветового моделирования: понедельник - красный, вторник - оранжевый, среда - желтый, четверг - зеленый, пятница - голубой, суббота - синий, воскресенье - фиолетовый. Задания:1. Обыгрывание наглядного материала:2. Варианты сужения поля поиска при отгадывании загаданного дня: 2.1. Работа с признаками, значения которых упорядочены в ряд. 2.1.1.Работа с пространственными и цветовыми признаками: 2.1.2.Работа с принятым порядком дней: 2.2. Работа с признаками, значения которых НЕ упорядочиваются в ряд: |
Немного теории Общие рекомендации "ДНИ НЕДЕЛИ" "МЕСЯЦЫ ГОДА" "АЛФАВИТ" "НОТНЫЙ РЯД" "РАЗМЕР" "ЦВЕТОВАЯ ГАММА" "ОВОЩИ - ФРУКТЫ" "ЖИВОТНЫЙ МИР" "СКАЗОЧНЫЕ ЗАГАДКИ" |
"МЕСЯЦЫ ГОДА"Цель: закрепление знаний последовательности месяцев в году, их отношения к конкретной поре года.Материал: карточки с изображением природы в различные поры года (по три на каждую пору - ранняя, средняя, поздняя осень и т.д.), или со схемами-моделями, выбранными вместе с детьми для обозначения каждого месяца. Задания: 1. Обыгрывание наглядного материала: 2. Варианты сужения поля поиска при отгадывании: 2.1. Работа с признаками, значения которых упорядочены в ряд: 2.2. Работа с признаками, значения которых НЕ упорядочиваются в ряд: |
Немного теории Общие рекомендации "ДНИ НЕДЕЛИ" "МЕСЯЦЫ ГОДА" "АЛФАВИТ" "НОТНЫЙ РЯД" "РАЗМЕР" "ЦВЕТОВАЯ ГАММА" "ОВОЩИ - ФРУКТЫ" "ЖИВОТНЫЙ МИР" "СКАЗОЧНЫЕ ЗАГАДКИ" |
"АЛФАВИТ"Цель: знакомство с последовательностью букв в алфавите, их характеристиками (внешний вид, разряды звуков, которые буквы обозначают - гласные и согласные, твёрдые и мягкие и т.д.).Материал: алфавит, написанный в виде ряда, в виде таблицы (5-6 рядов букв), касса букв. Задания: 1. Обыгрывание алфавита. 2. Варианты сужения поля поиска при отгадывании загаданной буквы: 2.1. Работа с признаками, значения которых упорядочены в ряд. 2.1.1. Отгадывание загаданной буквы в ряду: Примечание: если ребёнок не знает букву, он указывает на неё: "Это справа от этой буквы?" Воспитатель, отвечая, букву называет: "Нет, это не справа от буквы О." Вместо понятий "справа-слева" через 2-3 игры вводятся понятия "до" и "после". 2.1.2.Отгадывание загаданной буквы в таблице: 2.2. Работа с признаками, значения которых НЕ упорядочиваются в ряд: Примечание: аналогично можно организовать игры с алфавитом любого другого языка, например, английского. |
Немного теории Общие рекомендации "ДНИ НЕДЕЛИ" "МЕСЯЦЫ ГОДА" "АЛФАВИТ" "НОТНЫЙ РЯД" "РАЗМЕР" "ЦВЕТОВАЯ ГАММА" "ОВОЩИ - ФРУКТЫ" "ЖИВОТНЫЙ МИР" "СКАЗОЧНЫЕ ЗАГАДКИ" |
"НОТНЫЙ РЯД"Цель: закрепление знания последовательности нот в октаве, характеристик музыкального звука.Материал: наборное полотно в виде нотного стана, фигурки нот. Задания: 1. Обыгрывание наглядного материала: 2. Варианты сужения поля поиска при отгадывании загаданной ноты: |
Немного теории Общие рекомендации "ДНИ НЕДЕЛИ" "МЕСЯЦЫ ГОДА" "АЛФАВИТ" "НОТНЫЙ РЯД" "РАЗМЕР" "ЦВЕТОВАЯ ГАММА" "ОВОЩИ - ФРУКТЫ" "ЖИВОТНЫЙ МИР" "СКАЗОЧНЫЕ ЗАГАДКИ" |
"РАЗМЕР"Цель: упражнять в построении серриационных рядов на основании признаков размера, закрепить различение параметров размера: высоты, длины, ширины, толщины, объёма.Материал: наборы картонных полосок или деревянных цилиндров (например, из набора дидактических материалов М. Монтессори). В каждом наборе полоски (цилиндры) различаются по цвету и одному из параметров размера: по толщине, по ширине, по длине, по высоте… Задания: 1. Обыгрывание наглядного материала: 2.Варианты сужения поля поиска при отгадывании. 2.1. Работа с признаками, значения которых упорядочены в ряд: Примечание: аналогично по всем параметрам размера: шире - уже, выше - ниже, толще - тоньше, больше - меньше. 2.2. Работа с признаками, которые НЕ упорядочиваются в ряд. |
Немного теории Общие рекомендации "ДНИ НЕДЕЛИ" "МЕСЯЦЫ ГОДА" "АЛФАВИТ" "НОТНЫЙ РЯД" "РАЗМЕР" "ЦВЕТОВАЯ ГАММА" "ОВОЩИ - ФРУКТЫ" "ЖИВОТНЫЙ МИР" "СКАЗОЧНЫЕ ЗАГАДКИ" |
"ЦВЕТОВАЯ ГАММА"Цель: закрепление названий различных цветов и оттенков, понятий "темные и светлые тона", "теплые и холодные тона", последовательности цветов спектра радуги, умения определять цвета и оттенки по сравнению.Материал: карточки, раскрашенные в различные цвета и оттенки. Можно использовать пособие "Цветовой спектр" из комплекта сенсорных материалов М. Монтессори. Задания: 1. Обыгрывание наглядного материала: 2. Варианты сужения поля поиска при отгадывании загаданного цвета: 2.1. Игры со спектральными рядами: 2.2. Работа с признаками, значения которых НЕ упорядочиваются в ряд: |
Немного теории Общие рекомендации "ДНИ НЕДЕЛИ" "МЕСЯЦЫ ГОДА" "АЛФАВИТ" "НОТНЫЙ РЯД" "РАЗМЕР" "ЦВЕТОВАЯ ГАММА" "ОВОЩИ - ФРУКТЫ" "ЖИВОТНЫЙ МИР" "СКАЗОЧНЫЕ ЗАГАДКИ" |
"ОВОЩИ - ФРУКТЫ"Цель: упражнять в узнавании изображений знакомых овощей и фруктов, сравнении их вкусовых характеристик.Материал: предметные картинки с изображением овощей и фруктов. Задания: 1. Обыгрывание наглядного материала: 2. Варианты сужения поля поиска при отгадывании. 2.1. Работа с признаками, значения которых упорядочены в ряд: Примечание: аналогично строится работа на основе другого признака: этот фрукт (овощ) твёрже, чем…, ты любишь его больше, чем… 2.2. Работа с признаками, которые НЕ упорядочиваются в ряд: |
Немного теории Общие рекомендации "ДНИ НЕДЕЛИ" "МЕСЯЦЫ ГОДА" "АЛФАВИТ" "НОТНЫЙ РЯД" "РАЗМЕР" "ЦВЕТОВАЯ ГАММА" "ОВОЩИ - ФРУКТЫ" "ЖИВОТНЫЙ МИР" "СКАЗОЧНЫЕ ЗАГАДКИ" |
"ЖИВОТНЫЙ МИР"Цель: Отработка навыков классификации, закрепление знаний о природном мире (животный мир), умение строить сериационный ряд по заданному признаку.Материал: картинки с изображением различных представителей животного мира (картинки должны включать изображения представителей разных классов) Задания: 1. Обыгрывание наглядного материала:
2. Варианты сужения поля поиска при отгадывании. 2.1. Работа с признаками, значения которых упорядочены в ряд (игры с серриационными рядами, построенными по разным признакам): 2.2. Работа с признаками, которые НЕ упорядочиваются в ряд: 2. Игра с набором признаков по разным основаниям: |
Немного теории Общие рекомендации "ДНИ НЕДЕЛИ" "МЕСЯЦЫ ГОДА" "АЛФАВИТ" "НОТНЫЙ РЯД" "РАЗМЕР" "ЦВЕТОВАЯ ГАММА" "ОВОЩИ - ФРУКТЫ" "ЖИВОТНЫЙ МИР" "СКАЗОЧНЫЕ ЗАГАДКИ" |
"СКАЗОЧНЫЕ ЗАГАДКИ"(данная серия игр основывается на методике И.Н.Мурашковской "Сказка, отворись")Цель: упражнять в выстраивании сюжетной линии знакомых произведений с помощью схематизации, закреплять знание последовательности сюжетных событий в литературном произведении. Материал: "раскадровка" (схематизация сюжета литературного произведения, подготовленная вместе с детьми после первого чтения). Задания: 1. Обыгрывание наглядного материала: 2. Варианты сужения поля поиска при отгадывании. 2.1. Работа с признаками, значения которых упорядочены в ряд: 2.2. Работа с признаками, которые НЕ упорядочиваются в ряд: Игры, описанные в данной работе - лишь пример того, как можно знакомить детей с разнообразием значений признаков материального мира. По аналогии и в зависимости от поставленных задач можно разработать другие варианты. Мы приглашаем коллег к самостоятельному поиску. Успехов всем! |
вверх |
(c) 1997-2003 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий (с) 1997-2003 OTSM-TRIZ Technologies Center http://www.trizminsk.org 30 Mar 2003 |