НАЧАЛО
персональные страницы

О ВОЗМОЖНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ ТРТЛ

 

© Алла Александровна Нестеренко,
alla_triz@onego.ru
Ольга Васильевна Алешина.


 

ТРИЗ-педагогика пришла в школу со своими идеалами личности - идеалами ТРТЛ. В этом одно из главных ее отличий от других педагогических систем. Но идеалы - это еще не руководство к действию.

Реальная педагогическая работа неизбежно ставит перед учителем проблему воспитания. Воспитание всегда опирается на определенную идеологию. Идеология - некая модель жизни. Как всякая модель, она может быть лучше или хуже разработана, как всякая модель имеет свои границы применимости... Реальная жизнь всегда не равна своей модели. И воспитание неизбежно однажды упирается в границы выбранной модели и начинает "буксовать". Тогда нам приходится делать выбор между "чистотой" модели и решением проблем, между идеалом и живым ребенком.

Может быть, по этой причине в представленном здесь материале нет хорошей системы. Это просто опыт реальной работы, который мы хотим предложить коллегам, чтобы они могли двигаться дальше.

Цель воспитания - формирование личности. Мы начали с того, что выбрали для себя "рабочую" модель личности. Ближе всего нам оказался подход А.Н. Леонтьева. "Структура личности, - пишет Леонтьев, - представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизованных, мотивационных линий." /2/. И мы приняли рабочую гипотезу о том, что воспитать личность - значит, сформировать систему ценностей и способности к ее реализации.

ТРТЛ предполагает вполне конкретную систему ценностей Творческой Личности, где на верхнем этаже - Достойная Цель, несколько ниже - близкие люди, друзья, семья… почти на последнем месте - материальные блага... Система стройная и жесткая... Раньше воспитанием передавались патриархальные ценности, потом - коммунистические, теперь - можно попробовать передать ценности ТРТЛ...

В разные времена, в зависимости от надсистемной ситуации, от Учителя, и, вероятно, от личностных ресурсов самого ученика, - передаваемые ценности присваивались учеником с большим или меньшим успехом. Но эти ценности были "общественным стандартом", на который, собственно, и рассчитывали родители, отдавая ребенка в школу. Кто из сегодняшних педагогов тризовцев готов признаться, что воспитание ТЛ в классическом (тризовском) понимании - соответствует ожиданиям, с какими родители отдают детей в наши руки? Кто может похвастаться, что домашнее воспитание большинства его учеников не вступает в жестокое противоречие с идеями ТРТЛ? Прогнозируя это противоречие, мы попробовали отказаться от тактики передачи системы ценностей и пойти несколько другим путем.

Достаточно вспомнить законы развития систем, чтоб предположить, что система воспитания должна, развиваясь, динамизироваться, а, значит, неизбежен переход от передачи системы ценностей к совместному построению этой системы, а позднее, может быть - к созданию условий, в которых ребенок может сформировать эту систему самостоятельно.

Итак, наша педагогическая позиция состоит в том, чтоб не передавать ребенку систему ценностей ТЛ (которой и сами мы далеко не в полной мере обладаем), а знакомить с ее положениями, учить, владея собственными личностными ресурсами, сознательно выбирать свою роль в развитии объекта своих целей, в работе творческого коллектива, в своей культурной группе..

Вероятно, есть много путей решения этой проблемы, и нам еще предстоит работать как над самой постановкой задачи, так и над поиском ресурсов для ее решения. Пока же мы пошли по проложенному в ТРТЛ пути и через уроки литературы, МХК, ТРИЗ пытались влиять на формирование ценностных ориентиров личности, организуя деятельность по анализу других личностей (чаще - литературных героев). Только анализ этот мы проводили по несколько иным параметрам.

Перечислим модели и понятия, использованные нами в работе.

  • Понятие системы ценностей, жизненных приоритетов, на основе которых личность строит свою жизнь, деятельность, свои отношения с людьми. В среднем звене мы ввели это понятие, обсуждая вопросы о том, что является для человека (литературного героя) более важным, что стоит по важности на втором, третьем и далее местах, чем он совсем пренебрегает.

  • Понятие "культурной группы" (Ю.С. Мурашковский).
    "Культурная группа" это - группа людей, объединенных общей культурой: взглядами, связями, искусством, технологией, экономикой, языком.. Как культурную группу можно рассматривать и группу фанатов команды "Спартак", и группу учеников одного класса, и группу "новых русских", и крестьянство, и дворянство.
    По мнению Ю.С. Мурашковского "качества человека (в том числе и духовные) формируются группами, в которые этот человек входит"...

  • Понятие о закономерности возникновения, развития и "смерти" культурных групп, о различных ролях членов группы (недовольные, агитаторы, борцы, типовые члены).

  • Понятие межличностного конфликта как изобретательской задачи (со своей специфической конфликтующей парой и специфическими ресурсами для решения). Понятие о стилях поведения людей в проблемной ситуации как выражении их личностной позиции.

  • Понятие о качествах личности как внутреннем ресурсе, позволяющем изменять себя.

  • Представления о зависимости Творческой Личности и Творческого Коллектива от "состояния" системы, которая является объектом их деятельности: от уровня ее развития.

Опираясь на данное содержание мы рассчитывали решить следующие задачи:

  • показать ребенку, как "устроена" система ценностей у разных людей, научить "считывать" эту систему, наблюдая за поведением человека;

  • научить анализировать собственную систему ценностей;

  • показать, как влияет культурная группа, к которой личность себя относит, на ее ценностные ориентиры, как "читать", "проявить" ценности самой группы - и соотнести их с собственными;

  • научить определять уровень развития группы и, соответственно, возможные роли ее членов - а, значит, дать возможность сознательно выбрать собственную роль;

  • научить отслеживать и оценивать стиль обращения с проблемой, как в поведении посторонних людей, так и в собственном;

  • научить оценивать собственные личностные качества как ресурсы для решения проблем и для изменения и развития самого себя.

  • научить определять уровень развития системы - объекта своей деятельности и планировать собственное развитие через развитие своего Дела.

  • научить строить Творческий Коллектив, выбирать свою роль в нем и планировать развитие коллектива через развитие Дела.

Планирование

Изучение данных вопросов шло в 4-х курсах: литературы, развития речи, МХК, ТРИЗ и ТРТЛ, гуманитарной ТРИЗ. Мы умышленно не указываем в таблице 1, представленной ниже, ни сроки изучения конкретных тем, ни курсы, в которых эти темы изучались - они могут, а местами просто должны измениться. Существенным представляется то, что содержание было разбито на 6 отдельных блоков, связанных между собой и преподававшихся почти параллельно. Фактически мы имеем здесь дело с сетевым планированием.

Каждый блок требует отдельной методической проработки, которая сегодня повсеместно недостаточна. Но линия движения от исследования других людей ' к самоисследованию и, далее - к самоизменению - просматривается достаточно четко.

В процессе работы сформировалась следующая технология.

  • Присвоение проблемы. Иногда "презентацию" проблемы осуществляет учитель, иногда - в случае, если проблема достаточно актуальна, - она просто заявляется. Далее ученики высказываются устно или в форме мини-сочинений о том, как они понимают проблему и как относятся к ней. (Например, проблема - как понять литературного героя?).
  • "Присвоение информационного фонда". Это либо работа по изучению литературного или художественного произведения (представление о том, как это делается, можно получить из нашей статьи по анализу характера /2/), либо сбор "копилок" из личного опыта, либо анализ собственных творческих работ. Творческие работы с использованием приема "Точка зрения" (высказывания и сочинения от имени исследуемых героев).
  • Часто эти 2 пункта меняются местами (присвоение фонда предшествует постановке проблемы). Порой проблема "выплывает" из фонда в процессе работы, и сам учитель не знает точно, какую проблему будет решать на этом материале.
  • Построение моделей.

В приложении 1 представлены используемые нами в работе модели и даны краткие инструкции по их применению. Большинство моделей были фактически разработаны в диалоге с учениками в процессе уроков.

  • Анализ фонда с опорой на разработанную модель, иногда приводивший к изменению, уточнению модели (в нашем случае, мы выяснили, что понять героя, значит, уметь предсказывать его поведение)..
  • Применение модели в творческих работах (см. например "Досье на литературного героя").
  • Решение или (чаще) частичное решение проблемы на основе модели (о том, как поведет себя герой в той или иной ситуации можно судить, опираясь на его систему ценностей).
  • Обсуждение результатов анализа (пока у нас практически нет технологии этого этапа).
  • Присвоение результатов и переход к новым проблемам.

Описание результатов в "Зазеркалье" (в Мир образов). Героями сочинений становятся не люди, а сказочные персонажи. Дети пытаются осмыслить новые знания, перенося их в иную, необычную надсистему, где все внешне выглядит не так - а по сути "работают" те же модели, проявляются те же закономерности.
- Анализ выполненных работ. Если здесь проявляются новые проблемы, то они гарантированно буду присвоены учениками - и весь цикл повторяется снова на других темах.

В таблице 1 представлено существующее положение дел (разработанные темы, использованная литература, имеющиеся методические разработки и источники). Блок "Закономерности развития ТК только планируется к изучению, поэтому он не отражен в таблице. Кроме того, жирным курсивом выделены "пробелы" - то, что мы недоделали в процессе работы.

Таблица 1. Изучение личности в гуманитарных курсах ТРИЗ-эксперимента.


п/п
Тема Творческие задания Литературная, художественная основа
Блок 1. Построение системы ценностей героев.
  1. Герой в ситуации выбора. Описание ситуации в модели противоречия (если..., то "+", но "-"). Осознание и оценка ситуации. Стратегии поведения. Сравнение возможных выборов. Сочинения и пересказы от лица героя, отражающие его точку зрения.
Работа с моделью "Выбор" (здесь и дальше см. приложения).
Теляковский. Белая цапля.
Д. Крюс Тим Талер или проданный смех.
В.Крапивин. Мальчик со шпагой. Всадники на станции Роса, далее вопрос просматривался практически во всех произведениях курса литературы.
  2. Построение "системы ценностей" героя на основе сравнения выборов. Работа с моделью "Лестница ценностей".
Сочинение-миф (выявить систему ценностей мифологического героя, и на основе этого написать о нем свой миф).
Работа с моделью "Качели".
"Досье" на литературного героя (см. прил. 1) Сочинение "Психологическая характеристика героя" (на основе досье).
"Сравнительное" досье - на двух героев.
Кун. Легенды и мифы Древней Греции.

Садко. Новгородская былина.

А.С. Пушкин. Дубровский.

Л.Н. Толстой. Жилин и Костылин.

  3. Осознание и анализ собственных ценностных приоритетов. Поисковая работа "Автопортрет как средство самовыражение".
Сочинение "Мой автопортрет" (отражение художественными средствами своей системы ценностей).
Репродукции автопортретов русских художников.
Блок 2. Конфликты.
 4. Межличностная задача. Уровни решения межличностных задач. Приемы решения на разных уровнях. Поисковая работа: задачи в сказках.
Синтез межличностных задач - составление "сказочного задачника".
Межличностные задачи в народных сказках.
  5. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Стратегии поведения в проблемных ситуациях. Поисковая работа: способы поведения в конфликте.
Сочинение "История одного конфликта в Мире образов"
Вопрос необходимо просматривать практически во всех "психологических" произведениях курса литературы. Особо стоит обратить внимание на вопрос при изучении романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".
  6. Осознание и анализ собственных стратегий.    
  7. Ресурсы для решения конфликта.
Решение конфликта через "изменение себя". Качества личности как ресурс для самоизменения.
Поисковая работа: "ресурсы для решения конфликта".
Сочинение "История одного изменения".
-----------//---------------
  8. Попытка ответа на вопрос: как мне нужно и измениться и как я могу это сделать?    
Блок 3. Ресурсы личности.
  9. Каналы восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический. Сочинения "Путешествие в картине".
Сочинения-описания с обсуждением способов "настройки на работу".
Сочинения на свободную тему с самостоятельным решением проблем "настройки".
Пейзажные картины художников - реалистов.
  10. Эмоции. Модели эмоций. Рисование комиксов: "Модель страха", "модель удивления". Комиксы Бидструпа, карикатуры и др.
  11. "Чтение" поведения. Поисковая работа "Характеры и образы". На материале живописи портретного и бытового жанра.
Блок 4. Герой в группе
  12. Культура группы. Ценности группы. Сочинение по картине Н. Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". ("Письмо запорожцев").
Сочинение по проблемам "изображение дворянства", "Изображение крестьянства" и т.п.
Н.В. Гоголь. Тарас Бульба (группа козаков), "Ревизор" (группа чиновников),
А.С. Пушкин. Капитанская дочка (группа пугачевцев). Дворяне как культурная группа. А.С. Пушкин. Евгений Онегин., А.С. Грибоедов. Горе от ума, М.Ю. Лермонтов, Маскарад. Герой нашего времени. И.С. Тургенев. Отцы и дети, Л.Н. Толстой. Война и мир.
Крестьяне как группа. (10 кл.) Тургенев. Записки охотника. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо
  13. "История жизни" групп: рождение, развитие, смерть. Поисковая работа: ретроспективный анализ произведений, описывающих одну группу на разных этапах развития.
Сочинение "История жизни группы в Мире Образов".Поисковая работа: анализ сочинений.
      ------//----------
  14. Определение роли в личности в группе. Сочинение по проблемам "человек и время", "Человек и его окружение", "Типичные представители" и т.п. Недовольные. Печорин. М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.
Агитаторы. Чацкий. А.С. Грибоедов. Горе от ума.
Борцы. Базаров. И.С. Тургенев. Отцы и дети.
Пьер Безухов. Л.Н. Толстой. "Война и мир".
Типичные представители. П.П. Кирсанов ("Отцы и дети"), Николай Ростов ("Война и мир").
  15. Прогнозирование тематики ХС на основе "истории жизни" группы. Творческая групповая работа: развитие темы (рассматривается современная относительно "молодая" культурная группа - по выбору детей, дается прогноз ее развития, на основе этого пишется серия сюжетов, отражающих возможную тематику произведений.  
Блок 5. Герой и его цель.
  16. Новизна и уровень изобретательских решений.   Г. Альтов. Угол атаки.
  17. Закон S-образного развития систем. Определение положения системы на S-образной кривой. Качества ДЦ. Поисковая работа: Прогноз развития системы и определение возможных ДЦ. Г. Альтшуллер, И. Верткин. Как стать гением.
  18. Стратегия максимального продвижения вверх Поисковая работа: прогноз развития системы и выявление задач разного уровня. Г. Альтшуллер, И. Верткин. Как стать гением.
  19. Зависимость развития ТЛ от развития цели. Качества Творческой Личности.

Сочинение "Каждый человек - маг в душе... (Стругацие)."
Биографии Творческих Личностей. Альтшуллер, Бомбар, Чюрленис, Швейцер, …
А. Стругацкий, Б. Стругацкий. Понедельник начинается в субботу.
  20. Самостоятельный анализ ТЛ. Работа над картотекой биографий (11 класс).  
  21. Самоанализ с позиций ТРТЛ Творческая работа в группах, затем - индивидуально. Шкала для оценки прожитой части жизни. Г. Альтшуллер, И. Верткин. Как стать гением.
Блок 6. Закономерности развития Творческих Коллективов (ТК).

Анализ таблицы показывает некоторые "точки роста". Мы пока не умеем технологично (а, значит, передаваемо):

  • осуществлять качественное и надежное сетевое планирование;
  • проектировать систему творческих работ;
  • организовывать анализ работы;
  • осуществлять переход от анализа личности героя к самоанализу;
  • психологически грамотно исследовать и использовать ресурсы личности.
Нужны произведения, позволяющие комплексно изучать на их материале темы всех блоков (сегодня их практически нет в школьной программе).

Список, очевидно, будет продолжен.

Мир меняется, меняются задачи. Если главная идея сегодняшнего образования - системность, главной идеей образования завтрашнего, вероятно, будет прогноз. А воспитание - отстает. Сегодня мы только учимся вместе с детьми осознавать личность как систему ценностей, проводить анализ себя - сегодняшнего. Завтра нам предстоит учить прогнозировать себя.


Приложение 1. Модели, используемые в курсе литературы.





Приложение 2. Примеры творческих работ.

Миф о Дедале и Исуметре. (6 класс, 2 четверть).

Надумал Дедал жениться. Созвал своих слуг и приказал им найти ему невесту, да чтобы она была мудра и красива. Слуги недолго искали, нашли они девушку по имени Исументра. Она была юна, красива и здорова. Полюбил ее Дедал и вскоре они поженились.

Жили они хорошо, Исуметра смотрела, как работал ее муж, и училась у него Дедал не знал, что его жена быстро и хорошо все запоминает. Стала Исуметра делать сама скульптуры. Они выходили красивыми и аккуратными. Заметил это Дедал и решил, что его жена делает скульптуры лучше. Долго думал Дедал и решил, что он должен убить Исуметру. Конечно, он любил ее, но жажда быть первым переполняла его. Однажды изобрел он новое ожерелье из жемчужин, но в каждой жемчужине была тонкая незаметная иголочка. Подарил Дедал ожерелье жене и помог надеть. Через несколько минут Исуметра погибла. Долго оплакивал свою молодую жену Дедал. Сделал он статую своей жены, и эта статуя долго напоминала ему о его поступке и о жене.

Катя Михеева.

Психологическая характеристика Кирилы Петровича Троекурова (по повести А.С.Пушкина "Дубровский"). 6 класс, 2 четверть.

Троекуров - это обычный русский барин, живший в селе Покровском во времена, описываемые в романе "Дубровский". Для барина самым важным была счастливая и обеспеченная жизнь его дочери и его самого.

На втором месте по важности, мне кажется, должны быть его личные достоинства, которые он защищал с огромным рвением. Еще для Троекурова существенны его самолюбие и собственные прихоти, свои развлечения, которые порой доходили до абсурда, хотя он был с весьма ограниченным умом. Волновало его и то, чтобы его боялись, но тем не менее почитали за хозяина. Троекуров был человеком жестоким, порой бессердечным, но мог понимать, хоть и поздно, свои ошибки. Так, например, он понял, что должен помириться со стариком Дубровским.

Затем, был он человеком в меру почтительным к церкви. Можно сказать, был хвастливым. Это видно из того, как он хвалился своей псарней, когда показывал ее чуть не двадцатый раз.

Троекуров не задумывался о будущем, из этого следует, что он был человеком недальновидным и беспечным, что характерно, как я считаю, для типичного русского барина. Не волновали его честь, достоинства, чувства других людей. Никогда не задумывался он над последствиями своих поступков, что очень хорошо видно в книжке. Он был человеком властным, и эта власть выплескивалась, это показано в его словах: "... на это не указы, на это сила..." Мстительность его проявлялась постоянно, он не спускал ни одной шутки или насмешки в свой адрес или адрес Маши. Не интересовали его жизни своих подданных, потому что он не считал их за людей. Он считал их за щенков, которых мог утопить или уничтожить в любой момент.

Я считаю, что герой нашего романа равнодушен ко всем его окружающим, в отличие от его дочери.

Мне кажется, что с героем нашего романа обращаться надо осторожно, если, конечно, вы встретите такого человека в жизни.

Митя Стародубцев.

"Каждый человек - маг в душе". (А. и Б.Стругацкие).

"Каждый человек - маг в душе...". Я согласна с этим утверждением. Во-первых, для магов работа была самым приятным занятием, и это очень хорошо. Даже обыкновенные люди, найдя интересную работу, увлекаются ей так, что другие занятия для них в это время ничего не значат. У магов счастье заключалось не в том, что они грушу могут сотворить, а в открытиях, решенных задачах, работе. Каждый обычный человек может стать магом в полном смысле этого слова, если, конечно, захочет. Мне кажется, что даже я маг в душе. Не потому, что я неплохо учусь, люблю читать, а потому, что если то, что я делаю, полезно другим и интересно мне, я довольна.
Но не во всякой работе я могу проявить такой интерес, чтобы с праздника уходить и работать, как это делали сотрудники НИИЧАВО.
Поэтому я маг только в душе, а не на самом деле, но я могу им стать, если, конечно, захочу. А я захочу.
Надя Каргинова.

Развитие культурной группы и его отражение в искусстве (групповая творческая работа).

Рассматривается культурная группа хакеров.
  1. Тема: "Бездельники 21 века". Герои: молодые люди, увиливающие от школы, целыми днями сидящие за компьютером.

  2. Тема: "Хакеры - источник информации на любой вкус". Герой: неопытный хакер. Сюжет: предприимчивые люди покупают у неопытного хакера информацию за бесценок.

  3. Тема: "Хакеры - рог изобилия...

  4. Тема: "Имеешь деньги - имеешь информацию". Герой: богатый и корыстный хакер -профессионал. Сюжет: продажа информации за деньги.

  5. Тема: "Информационная война". Герои: хакеры - спасатели. Сюжет: хакеры, добывая информацию о планах противника, спасают народ от угнетения.

  6. Тема: высмеивание бесплодных трудов хакера. Герой: тупой хакер. Сюжет: незначительная информация, на добывание которой хакер тратит массу сил, убивает его....

"История жизни" культурных групп в Мире Образов. Группа плоских червей.

Он первый раз в жизни открыл глаза: в голову бил прилив кишечного сока, помутняющего рассудок. Петя зацепился за стенку и оглянулся. Мимо него лился поток, который распластал все его длинное тело. "Какой я большой и сильный!" - подумал он.

Ему предстояло долгое путешествие вместе со всеми. Но пока он был один. Он пополз против течения. Было трудно, но он полз быстро. Это был сильный червь.

Вскоре он нашел своих товарищей в районе двенадцатиперстной и очень обрадовался. На привале за мисочкой супа (точнее, того, что от него осталось) они обсудили свой маршрут.
- Наша конечная цель здесь. Мы пойдем так.
- Но ведь легче обогнуть печень.
- Огибая печень, ты можешь заблудиться. Верь мне, я знаю лучше.

Но несмотря на все усилия вождя, который старался заставить своих подопечных идти по нормальному миграционному пути, образовалась группа, идущая в обход. Вождь знал, что им не выжить, но сделать ничего не мог. Остальные черви смеялись над ними и говорили, что подождут их группу.

В это время группа подружилась и начала отрабатывать план обхода по скудным данным строения организма. За их головами ползали любопытные и посмеивались. Петя был главарем группы "Обход".

До почек добралось 7 червей, из них ни одного из "Обхода". Эту грустную попытку сократить путь знали все: от стара до мала. Старшие не пускали в "Обход" младших. Младшие бунтовали, уже несколько поколений подряд.

И вот очередная 14-я группа бунтовщиков поползла в обход печени. Каково же было их удивление, когда они, заблудившиеся, сбившиеся с курса, подняли свои головы и увидели огромную популяцию прямо на полпути. Так как ползти дальше уже не было сил, они остались в этой популяции.

Оглядывая местных жителей - сытых и огромных червей, они с удивлением замечали, что местные очень похожи на них самих. Они наткнулись на большого Босса (червь Петя) и поочередно представились, и он рассказал им историю возникновения группы. Оказалось, что они тоже когда-то блуждали в поисках более короткого пути и наткнулись на этот орган плодородия.

Проголодавшиеся путешественники принялись есть и быстро добрали вес. Через несколько дней, когда они стали такими же, как местные жители, они начали ловить слухи о том, что предлагается исследование какого-то органа за перегородкой.

Все смеялись: "Нашли это, зачем искать другое?" Только один Большой Босс не смеялся: теперь он понял, что народ червей всю жизнь будет путешествовать - он не может без этого, несмотря на все жертвы. И он САМ, несмотря на насмешки и возможную неудачу, взялся за организацию экспедиции. Как в былые времена, когда сам он был первооткрывателем, Петя усадил новых "туристов - смертников" за чашечкой соединительной ткани и начал:
- Первую экспедицию посвятим горизонтально-круговому обходу....

Алеша Нестеренко.

История одного конфликта.

Этот конфликт зародился очень давно и существует и сейчас. Он возник в шахматном королевстве между пешкой и ферзем. Ферзь - фигура свободолюбивая, она может ходить туда, куда хочет. Но однажды на ее пути встретилась пешка, простая пешка, которая всегда мечтает стать ферзем, но ей мешает малоподвижность. Все бы хорошо, если бы эта пешка и ферзь были разного цвета (одна черная, другой белый), но в том то и проблема: ферзь даже не может съесть пешку, чтобы пойти дальше. И что он ни пробовал: оставлял пешку без защиты, пробовал привлечь вражеские фигуры, все напрасно. Пешка же заявила, что не будет двигаться, пока ее не защитят и не поддержат другие фигуры. Делать нечего, пришлось ферзю пойти на компромисс: он согласился помочь пешке прийти вперед. Пешка воспользовалась помощью и пошла вперед. Она увидела, что ничто не может помешать ей стать ферзем, и благополучно дошла до конца поля.

В шахматном королевстве стало два белых ферзя, но конфликтов между ними не возникало, скорее была симпатия и сотрудничество.

Аркадий. Екимов.

Монолог Странника. (по картине И.Босха "Странник").

"Куда я иду? Вернее, откуда? Зачем я прошел весь этот путь? Чтобы вернуться туда, откуда я пришел? А если я возвращаюсь, значит и это тоже нужно, а для чего? Для чего я все эти годы придавался разгульной жизни, если сейчас остался лишь какой-то горький осадок?

Я многое видел, но многое ли я понял? Неужели это все, для чего я жил? Так не должно быть! Но я возвращаюсь... возвращаюсь... К чему?"

Екатерина Еремушкина.

Литература

  1. Г.Альтшуллер, И. Верткин. Как стать гением. Минск.- Беларусь, 1994.
  2. А.Н.Леонтьев. Избранные психологические произведения. Деятельность. Сознание. Личность. М.- Педагогика, 1983, том 2.
  3. Ю.С.Мурашковский. "БИОГРАФИЯ ИСКУССТВ" (основы теории развития художественных систем). Рукопись. 1997.
  4. Педагогика + ТРИЗ. Составитель А.Гин. Выпуск 4. А. Нестеренко, О. Алешина. Анализ характеров героев через их отношение к проблемной ситуации. Гомель, 1998.
  5. О.В.Алешина. Реализация программы по литературе за 7-8 класс. home.onego.ru/~alla_triz/metod.htm
  6. А.Нестеренко. Модели эмоций. home.onego.ru/~alla_triz/metod.htm
 

вверх


(c) 1997-2003 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
(с) 1997-2003 OTSM-TRIZ Technologies Center


http://www.trizminsk.org

22 Jun 2003