НАЧАЛО

"КИТ И КОТ"

(один прием придумывания сказок)

(c) Нестеренко Алла Александровна, Петрозаводск, 1991
alla_triz@onego.ru

опубликовано в: Журнал ТРИЗ, № 2.2, 1991
перепечатано с http://www.natm.ru/triz/articles/nest_002.htm

 

1. "До-сказка"

2. Источник сюжетов

3. "Несказки"

4. Превращение "несказки" в сказку

5. Развитие сюжета

6. "Связка"

7. "До-сказка" новой сказки

Выводы

  1. Методика создания сказок, отличающаяся тем, что с целью обучения конструированию сказок предложен прием замены героя известной сказки или бытового персонажа героем или персонажем, имена которых созвучны, близки заменяемым, а обозначаемые ими объекты меняются местами в сюжете сказки или в бытовой ситуации.

  2. Методика по п.1, отличающаяся тем, что содержит этапы введения - "до сказки", изложения сюжета или ситуации, в которой действуют персонажи, замены героев, развития сюжета через разрешение возникших противоречий и объединения сюжетных линий героя и псевдогероя.

В занятиях РТВ с детьми неизбежно наступает момент, когда от решения сказочных задач, генерации "волшебных" идей, составления загадок пора перейти к более серьезному и самостоятельному творчеству - созданию сказки. К такому важному этапу преподаватель подходит почти с "пустыми руками" [Некоторые приемы создания сказочных сюжетов описаны в книге Дж. Родари "Грамматика фантазии" (М., "Дет. пит.", 1978). Наиболее интересен "бином фантазии"]. Данная работа - попытка восполнить этот пробел.

Предлагаемый прием позволяет придумать сюжет сказки. Идея работы принадлежит Г.С.Альтшуллеру, а метод "подсмотрен" в известной сказке Б.Заходера "Кит и кот" [Б.Заходер "Избранное". М., "Дет. лит.", 1981].

      В этой сказке
      Нет порядка:
      Что ни слово -
      То загадка!
      Вот что
      Сказка говорит:
      Жили-были КОТ и КИТ.
      КОТ - огромный, просто страшный!
      КИТ был маленький, домашний.
      КИТ мяукал,
      КОТ пыхтел,
      КИТ купаться не хотел,
      Как огня воды боялся.
      КОТ всегда над ним смеялся!
      Время так проводит КИТ:
      Ночью бродит,
      Днем храпит.
      КОТ плывет по океану,
      КИТ из блюдца ест сметану.

И далее разворачивается фантастическая история приключений "китокота" и "котокита", переходящая в личную драму китобоя, не пожелавшего уничтожать кота. У сказки благополучный конец: авторитетная комиссия обнаружила опечатку - и поставила все на свои места. Исправленная история перестала быть сказкой и поэтому закончилась.

Суть приема ясна: схожие по звучанию слова "меняются" буквами - и главное (!) - обозначенные ими объекты меняются местами в сюжете сказки. Такое перемещение неизбежно порождает противоречия - возникает сказочная канва.

Этот прием (назовем его по источнику "кит и кот") - близкий родственник метода фокальных объектов. Но для детей он, пожалуй, ярче и наглядней. Наличие пары фантастических "героев" дает больше гарантий получить красивый сюжет.

Описанная ниже методика работы опробована частично во 2-м классе школы и в полном объеме - в индивидуальной работе с пятилетним ребенком.

 

1. "До-сказка"

Читаем сказку Заходера и предлагаем детям сочинить "до-сказку" - т.е. добавить интересные эпизоды, которые могли бы случиться с героями - но автор почему-то не описал их... Вспоминая отдельные фрагменты стихотворения, обсуждаем, какие тут могли возникнуть задачи (идеи подают и учитель, и дети) - и пробуем решать их. Лучшие задачи и решения вносятся в "до-сказку".

Примеры:

    "...Кит был маленький, домашний..."

Кит стал размером с кота, но никак не хотел расстаться со своим титулом царя морских зверей. Однако ни в море, ни на суше никто не хотел считать такую "мелочь" царем. Как быть Киту? (Дети предложили Киту сказаться маленьким китенком - принцем и в доказательство показывать свою маму - большую китиху).

    "...Ловит Кит мышей на суше..."

А как повит? Ни кошачьей ловкости, ни прочих данных у Кита, понятно, нет. (Предложено Киту притвориться... мертвой рыбкой. Мыши не будут его бояться, подойдут ближе - и тогда... Предлагалось также положить в открытую пасть корочку хлеба - и сработать, как мышеловка).

Мы на уроке нашли и решили семь таких задач, предлагаем читателю проделать далее эту работу самостоятельно.

 

2. Источник сюжетов

Нам предстоит сочинять множество сказок со схожими началами. Важно, чтоб дети не "зациклились" на написании завязки сюжета, а уделили больше внимания продолжению истории. В этих целях можно предложить для серии сказок общий сюжет-завязку, например, такой.

"Один детский писатель решил написать книжку-учебник обо всем на свете. В этой книжке были рассказы о котах и китах, о громе и гноме, о льдах и меде и о многом другом. Масса полезных сведений содержалось в книжке,o"o но был у нее крупный недостаток - в ней не было сказок. А дети, как известно, любят сказки больше всего на свете.

Детям не хотелось обижать Писателя, но они мечтали сделать так, чтоб книжка "несказок" превратилась в книжку сказок. Однажды двоечник Вася переписал из учебника предложение: "В небе гремел гном". Все посмеялись - но потом смекнули, что из Васиной ошибки, если постараться, можно сделать сказку. Тогда ребята стали нарочно делать опечатки в своих тетрадях, меняя в похожих словах буквы местами. Получалось начало сказок. Ребята их досказывали и записывали. Так, сохранив все ценное, что хотел сообщить писатель в книжке, дети превратили ее в книжку сказок. Последуем их примеру,".

Далее можно дать детям задание на дом: придумать как можно больше пар слов, отличающихся одной буквой, записать их и подчеркнуть те пары, из которых они хотели бы потом сделать сказки. Мы получили задел для работы на несколько занятий вперед. Понятно, что подбирать пары можно и по иному признаку, и просто случайным образом. Важно найти "изюминку", которая придаст особую привлекательность будущим "героям" сказки.

 

3. "Несказки"

Итак - выбрана пара объектов (будем называть их "героями", хотя на самом деле героем сказки может оказаться и кто-то третий). Теперь, говоря взрослым языком, надо определить надсистемы и сопутствующие системы для героев нашей сказки, выявить их основные функции и свойства.

Предлагаем детям заполнить табличку

“ГЕРОЙ”

ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ

ЧТО ВОКРУГ

ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ (для чего нужен)

ВОРОНА

в городе






в поле
-
-
-

люди
дома
машины
-
-
-
забор
пугало
зерно
хозяин поля (крестьянин)
-
-
-

летает
каркает
тащит блестящие предметы
клюет червяков, зерно

КОРОНА

на голове королевы








в музее
-
-
-

король
придворные
дворец
слуги
-
-
-
музейные
экспонаты
экскурсанты
экскурсовод
смотрители
-
-
-

знак королевского отличия
украшение

Работая у доски, удобно названия будущих героев сказки записывать на двух сдвигающихся друг относительно друга картонных линейках, чтобы перемещение их происходило наглядно.

Теперь, используя таблицу, придумаем несколько несказочных предложений ("На голове королевы красовалась дорогая корона", "ворона совсем не боялась пугала" и т.п.).

 

4. Превращение "несказки" в сказку

Осуществляем "переселение" систем - меняем местами линейки с именами героев сказки - и снова обращаемся к таблице. Выберем во второй ее графе "надсистемы", порождающие наиболее интересные (острые, неординарные) ситуации. В нашем случае это могут быть:

  • ворона на голове королевы (вместо короны, как знак царского отличия), и

  • корона в поле.
 

5. Развитие сюжета

Рассмотрим выбранные ситуации и попытаемся ответить на вопросы:

  • КАКАЯ И КОМУ МОЖЕТ БЫТЬ ОТ ЭТОГО ПОЛЬЗА?
  • КАКОЙ ВРЕД?
  • ЧТО ПОДУМАЮТ ЛЮДИ (ЗВЕРИ, ПРЕДМЕТЫ), ОКАЗАВШИЕСЯ РЯДОМ?

(Что подумает ворона о придворных? А придворные о вороне? Что подумает огородное пугало, увидав корону в первый раз? Понравится пи пугало короне? и т.д.)

Отвечая на эти вопросы, очертим контуры начала истории.

Пример. "Однажды во время дворцового приема на голове королевы вместо драгоценной короны оказалась обыкновенная черная ворона. Она важно восседала на царственной прическе, отгоняя назойливых комаров. Королева ничего не заметила, а придворные умело скрывали свое изумление. На приеме присутствовала принцесса соседней страны - известная во всем мире модница. Она решила, что королева вводит новую моду - и не прошло и дня, как короли всего мира уже искали дрессированных ворон, готовясь последовать примеру королевы.

А в это время усыпанная бриллиантами корона - гордость королевской фамилии - прилетела в поле к одному бедному крестьянину и, покружив немного, скромно присело отдохнуть на голове соломенного пугала. Крестьянин спал в своей избе и ничего не заметил.

Вскоре после банкета королева обнаружила ужасную подмену и устроила королевский скандал... Слуги бросились на поиски короны, а ворону до выяснения обстоятельств бросили за тюремную решетку.

 

6. "Связка"

Этот этап - самый ответственный. Если раньше мы разрабатывали две отдельные сюжетные пинии, теперь наша задача - связать персонажи сказки а один узел. Связку можно осуществить через общую надсистему или через посредника.

Предложим детям объединить персонажи сказки в одном месте или найти (в табличке) героя, который будет иметь отношение к обоим персонажам.

В нашем случае это может быть крестьянин, на чье none прилетела корона. За оскорбление чести и достоинства королевы, а также за воровство, он был посажен в тюрьму, в одну клетку с вороной. Они подружились.

Возникает ключевая задача сказки: надо спасти бедного крестьянина, надо, чтоб королева САМА захотела его отпустить.

 

7. "До-сказка" новой сказки

Решаем задачу, ищем и устраняем несоответствия в придуманном сюжете. При этом стараемся не вводить в сказку новых, посторонних персонажей, а обходиться теми, что есть в таблице. Стараемся использовать события начала сказки как РЕСУРСЫ для решения возникших задач.

"Тем временем вороны прочно вошли в королевскую моду. Царственные особы щеголяли друг перед другом уникальными птицами, но, по общему признанию, мир не знал вороны, равной той, что сидела во время банкета на голове нашей королевы. Королева пыталась найти другую птицу - все они были "не то". Тогда пришли за нашей пленницей. Но она упорно не желала расстаться с другом - бедным крестьянином. Пришлось крестьянина помиловать и назначить придворным дрессировщиком".

На занятии "правку" сказки мы обычно осуществляем таким образом: делим класс на две группы; одна - рассказывает историю, другая - задает "каверзные" вопросы, подмечая противоречия. Все вместе отвечаем на вопросы, "подчищая" логику сюжета.

 

Выводы

I. В работе описан один прием создания сюжета сказки и дана технология построения сказочной канвы на основе этого приема. Для удобства использования, повторим кратко основные шаги.

  1. "До-сказка" истории "Кит к Кот" с целью выявить и освоить прием обмена героями.

  2. Преподаватель предлагает детям историю, способную стать "источником сюжетов" для серии будущих сказок. Дети придумывают пары "героев" сказки и выбирают наиболее интересные их них.

  3. "Несказка". Выявление над- и подсистем для выбранных героев сказки. Заполнение таблицы:

    “ГЕРОЙ”

    ГДЕ ВСТРЕЧАЕТСЯ

    ЧТО ВОКРУГ

    ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ (для чего нужен)

     

     

     

     

  4. Превращение "несказки" в сказку за счет обмена героев местами в контексте сюжета. Выбор надсистем для "новых" героев.

  5. Развитие сюжета. Генерация идей на материале перестроенной таблицы и описание следствий.

  6. "Связка". Два параллельных сюжета объединяются через общую надсистему или через посредника, при этом возникает ключевая задача сказки.

  7. Снова "до-сказка", теперь уже новой сказки. Проверка сюжета на внутреннюю непротиворечивость, устранение противоречий за счет ресурсов сказки.

II. Сказка - система сложная и глубокая. "За бортом" настоящей работы остались многие проблемы, связанные с обучением сочинению сказок. Может быть, самая серьезная из них - проблема тематики, "морали" сказки. Мы коснулись только вопроса построения сюжетной канвы и выбора героев, эту канву определяющих.

III. Безусловно, предложенная технология создания сюжета сказки не отличается большой четкостью. Тем не менее автор рискует предложить ее преподавателям РТВ, работающим с детьми младшего и среднего возраста для опробования и будет благодарен за конструктивную критику.

 

Автор благодарит Г.С.Альтшуллера - инициатора данной работы, а также И.Л.Викентьева и И.Н.Мурашковску, идеи и замечания которых были использованы в работе.

 

вверх


(c) 1997-2003 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
(с) 1997-2003 OTSM-TRIZ Technologies Center


http://www.trizminsk.org

25 May 2003