НАЧАЛО
|
МОЖНО ЛИ УГОДИТЬ ВСЕМ(взгляд на проблему интереса в начальной школе)
Алла Александровна Нестеренко, Петрозаводск, 1992
§1. О ТОМ, ЧТО ДЕТИ РАЗНЫЕ
§ 4. О ПЛАНАХ НА БУДУЩЕЕ § 5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
§1. О том, что дети разныеВ класс выравнивания мальчика перевели уже в четвёртом. До этого он учился в престижном - английском - классе. "Не потянул". Да и на фоне бывших ЗПР (детей с задержкой развития) выглядел далеко не блестяще. Учительница попросила "посмотреть" его. Я веду в этом классе уроки Развития творческого воображения, отвечать на вопрос "чего не достаёт ребёнку, чтобы нормально учиться?" приходилось и раньше. Мы беседовали уже с полчаса, а я всё не могла взять в толк, - отчего же он отстающий? Хорошее, живое воображение, в меру логичен, внимание сносное, память - тоже, абстрактное мышление есть... Совершенно отчаявшись, отложила приготовленные задачи и нарисовала на чистом листке 6 сосен.
- На 2-й - твой друг. Он вполне может спуститься, - но ему там сидеть нравится. Он приглашает тебя "в гости". - На 3-й сосне есть особые шишки. Из них легко можно сделать жвачку, сладкую или другую вкусную вещь. - На 4-й - ничего такого нет. Но зато с этой сосны открывается вид на самую красивую в мире гору - мы с тобой, наверное, никогда не видели таких гор. - На 5-й сосне сидит неизвестный науке зверь (известно только, что он не опасен). Его можно достать, изучить, понаблюдать за ним. - А 6-я сосна - самая высокая. Залезешь на неё (а ты это, точно, можешь) - будешь чемпионом. - Ты можешь забраться на все сосны - время позволяет. Куда ты отправишься в первую очередь? Во вторую? В третью?... Конечно, это не тест. Нельзя ручаться за его надёжность, не стану даже утверждать, что измерила именно то, что намеревалась измерить. Но когда мальчик, задумчиво вслушиваясь в себя, расставлял номера под соснами: 1-й - друг, 2-й - котёнок, в последнюю очередь - самая высокая сосна и неизвестный зверь - стало, в общем, понятно: а ради чего, собственно, ему учиться? Люди - разные. Это известно давно.... В 1928 году Э. Шпрангер в своём труде "Типы людей" описал шесть основных интересов, или ценностных установок. Позже его данные стали использоваться в тестах: преобладание той или иной группы ценностей позволяет отнести человека к определённому типу. Какие группы ценностей выделяет Шпрангер? 1. "Теоретические: характеризуется преобладающим интересом к поиску истины и эмпирическим, критическим, рациональным, "интеллектуальным" подходами" (Здесь и далее цитируется по изданию (3)). В этом контексте стоит вспомнить рефлекс "что такое?". По мнению Павлова, именно этот рефлекс заставляет человека исследовать природу вещей и делать открытия (8). Условно будем называть мотивы такого рода "ТАЙНА". ...На занятии в первом классе шёл разговор о земном притяжении. Я рассказала: в космосе земное притяжение отсутствует, поэтому, капля воды не растекается на корабле, а висит в воздухе, как шар. Вскоре мы сменили тему. Прошла, наверно, треть урока, когда Витя вдруг поднял руку. "А что, капля воды в космосе - действительно будет висеть?" - Класс притих, как бывает, когда человек спрашивает о чём-то, очень важном для себя. - "Да, конечно, ведь Земля её не притягивает, - зачем её растекаться?"... Мы продолжили урок. Через 5 минут поднялась другая рука: "А эта капля воды, неужели?..." Потом - третья. С тех пор в этом классе стараюсь чуть меньше играть, чуть больше - давать информации. 2. "Экономические: основной акцент делается на полезных и практических ценностях; наиболее близкий преобладающий стереотип - по Шпрангеру - средний американский бизнесмен". Ведущий мотив обозначим как "ПОЛЬЗУ". ...Реплика после занятия: "Жаль, что в нашей группе есть дети, которые не работают, а просто отсиживаются! Ты посмотри на Женю: глаза пустые, ему же не надо ничего!"... Четырёхлетний Женя тянет меня за рукав. "А мне купили новую шапку - посмотрите, как её надо завязывать. А вчера у нас на кухне сломался кран - мы с папой его починили". Он никак не может освоить модель сказки, плохо описывает предметы в сравнении - просто не понимает, что от него хотят, зачем это? Но шанс стать средним бизнесменом у Жени, по-моему, всё же есть. 3. "Эстетические: наивысшей ценностью считаются стиль и гармония, каждое явление оценивается и воспринимается с точки зрения его изящности, симметрии, соответствия ситуации". Ведущий мотив определим словом "КРАСОТА". ...Работы Иры всегда попадают в Папку лучших рисунков. Но - с опозданием. Дело в том, что каждый рисунок Ира начинает с рамочки. Пока она - с любовью и аккуратно - обрамляет свой листок полосками и узорами, более небрежные одноклассники успевают выполнить по паре работ. 4. "Социальные: первоначально определяемая как "любовь к людям", эта категория в более поздних вариантах сузилась до понятий "альтруизм" и "филантропия". Мы будем рассматривать здесь два основных мотива: "ОБЩЕНИЕ" (аффилиация) и "ПОМОЩЬ". ...Главный герой занятий по РТВ - Франтик: маленькая резиновая кукла в одежде первобытного человека. Знаю точно: по крайней мере, треть детей в каждом классе не станут решать предложенные задачи, если Франтик, настойчиво и убедительно, не попросит их о помощи. 5. "Политические: основной интерес вызывают проблемы личной власти, влияния и известности, эти проблемы не обязательно ограничены сферой политики". Выделим этой серии мотив САМОУТВЕРЖДЕНИЯ, оставив пока "за скобками" такие, безусловно, важные мотивы, как власть и лидерство. ...Серёжа - главный герой всех соревнований. Умный и ироничный, он с умилительной серьёзностью воспринимает любое - самое нелепое - правило, если оно - условие победы. Его уважают и ценят в классе, но его готовность идти к цели, сметая все преграды, вызывает у взрослых опасение... Папа у Серёжи - министр. Глядя на сына, невольно задумаешься о природе мотивации: может, она действительно врождённая, как утверждал Хайес (3)? 6. "Религиозные: мистический настрой, определяемый единством всего воспринимаемого и стремлением осознать космос, как целое". ...Надо признаться: не приходилось встречать детей с ярко выраженным религиозным типом ценностей. Возможно, эти установки формируются в более позднем возрасте, или остаются невостребованными в наших условиях. Люди - разные. А дети, между прочим, тоже люди. Давно ясно: в школу приходят не "чистые листы бумаги", на которых можно писать твёрдой учительской рукой. Приходят маленькие личности: со своими желаниями, со своей - пусть ещё нестойкой - структурой ценностей. В них многое можно изменить. Но неразумно, просто нелепо не учитывать того, что уже есть в детях. Традиционная школа предлагает малышам вырабатывать навыки, в лучшем случае - решать познавательные задачи. Главный мотив такой учёбы - самоутверждение. "Ученик должен учиться победно!" - кто станет возражать против замечательной фразы замечательного учителя? Но вспомним ещё раз: дети - разные. И есть среди них такие, кому возможности узнать и самоутвердиться вовсе недостаточно для счастья, да просто для нормальной жизни! Нет, я не предлагаю учить детей "по склонностям" с самого раннего возраста, утешаясь мыслью, что и Пушкин - де имел двойку по математике. Но стоит, видимо, задаться вопросом: ради чего станет "художник" изучать химию? Может быть, ради того, чтоб "вырастить" скульптуру из кристаллов соли и медного купороса?.. Вполне вероятно, что юный Галуа, решившийся "навести порядок" в алгебре, был человеком эстетического склада, - однако ж, успешно решал познавательные задачи. Пусть программы по одному предмету для "юных художников" и "юных бизнесменов" будут одинаково сложными, - но разными по мотивации. Ещё лучше - научить детей самих находить в каждом ученом курсе значимые для них задачи. Это, конечно, вопросы будущего. Впрочем, к проблеме интереса можно подойти и с другой стороны. |
§2. О том, что дети - похожиНикто не стане возражать, что есть вещи, безусловно, ценные для каждого человека. Кроме того, у каждого возраста есть свои характерные ценности. Анализ "нешкольных учебников", любимых детьми и родителями (таких, как "Физика для малышей" Сикорука (12), "Математическая азбука" (8), "Букварёнок" (15) и др.) и книг по нетрадиционной педагогике (1,9,5,18) "подсказывает" набор "общедетских" ценностей.
Конечно, список можно (и нужно) продолжить. Но сейчас наша цель - рассмотреть инструменты, которые позволили бы имеющийся список ценностей использовать для построения урока. §3. О том, как обычный урок сделать сказкойОдна из самых простых и горьких педагогических истин состоит в том, что цели педагога, как правило, не совпадают с целями ребёнка. "Ты должен учиться считать, писать, читать и решать задачи, это необходимо для твоего будущего" - утверждает учитель. - "Возможно, Вам виднее, но у меня слишком много собственных неотложных дел", - мыслит ребёнок, катая под партой игрушечную машинку, груженную фантиками от жвачек. В душе каждого педагога найдётся кладбище благих порывов, разбившихся об этот жестокий конфликт, названный грузинским психологом Узнадзе "основной трагедией воспитания". В лучших революционных традициях конфликт целей долгое время решался уничтожением одной стороны. Цели ребёнка просто не принимались в расчёт. Между тем отдельные дерзкие умы давно изобрели приём, переоткрытый тризовской педагогикой под названием "цель - в средство". Суть проста: чтоб ребёнок САМ захотел выполнять предложенную ему работу, надо сделать нашу педагогическую ЦЕЛЬ - СРЕДСТВОМ решения ЗНАЧИМОЙ для ребёнка задачи. Так, дети, не желающие читать букварь, охотно разгадывают кроссворд или выполняют напечатанную на бумажке "инструкцию". Попробуем совместить приём "цель в средство" с тем, что известно о ценностях детей - "похожих и разных". 3.1. Менять - не меняяОставим "за скобками" вопрос о содержании учебных курсов. Допустим, у нас есть совершенно конкретная разработка урока - в смысле набора заданий - и единственное, что требуется, - чтоб дети ЗАХОТЕЛИ эти задания выполнять. Менять задания нельзя. Повысить интерес к ним - необходимо. Рассмотрим типичный пример. На уроке математики учительница ставит задачу: "В детский сад привезли столы. В младшую группу поставили 13 столов, в среднюю - на 5 столов больше. Сколько всего столов привезли в детский сад?.. Решайте задачу в тетради. Кто первый решит - поднимет руку". Цель учителя ясна: потренировать детей в решении задач в 2 действия, на сложение. Выделим стороны, которые можно менять, не трогая педагогическую цель:
В данном примере задача - о столах в детском саду; решается письменно в тетради; самостоятельно; ради чего - не вполне понятно (видимо, ради того, чтоб быть первым, - если эта цель для ребёнка реальна). В любом задании из любого курса указанные части присутствуют: если не все, - то одна или две. Рассмотрим, как в каждой части задания можно решать проблему интереса. 3.2. Как решаем?(о том, как сделать привлекательной ФОРМУ РАБОТЫ)- Давайте подытожим нашу работу. Что мы делали на уроке?
Такова реальность: форма работы для детей подчас важнее её содержания, и надо позаботиться, чтоб форма была "на высоте". Сделать задание привлекательнее по форме помогают ОБЩЕНИЕ, ИГРА, ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ, НОВИЗНА, ДВИЖЕНИЕ, САМОУТВЕРЖДЕНИЕ. Приведём конкретные приёмы. 3.2.1. Необычная упаковка работы (НОВИЗНА)Работа выполняется в необычном месте, или в необычное время, или в необычной компании или в необычной позе. Пример: читаем под партой, рисуем на подоконнике. (Е.Е.Шулешко) 3.2.2. "Присоединение" развлекательных действий к учебнымОдно из правил социгровой методики (13): объединять вместе несколько дел. Варианты:
Пример: учить стихотворение, одновременно перекидывая, друг другу 2 мяча и голосом изображая великанов (В.М.Букатов). Заметим: приёмы 3.2.1. и 3.2.2. применяются, в основном, при отработке навыков, заучивании формулировок. 3.2.3. "Слияние" развлекательных и учебных действийФорма задания необходимо предполагает действия, интересные для ребёнка. Сюда можно отнести хорошие дидактические и сюжетно-ролевые игры, подвижные игры с вложенной дидактической функцией (15). Пример: театрализация математических задач (прежде, чем решать задачу, её "проигрывают" в лицах) (Л.К.Филякина) 3.2.4. Соревнование("работает" на мотивы самоутверждения и лидерства)Это частный случай "игры", наиболее простой и эффективный приём, когда надо повысить интерес к заданию. Кроме "устных" соревнований применяют различные конкурсы работ. 3.2.5. Подключение к работе посредников(игрушек, сказочных героев, других детей - работа парами и группами).Включается мотив ОБЩЕНИЯ и ПОМОЩИ. Здесь мы выходим на проблемы организации общения внутри детского коллектива, работы группами, общения ребёнка с учителем. Вряд ли имеет смысл давать здесь отдельные приёмы такой работы и вообще рассматривать этот вопрос вне конкретной педагогической системы. Гораздо логичнее обратиться к имеющимся материалам по социгровой методике, театральной педагогике, коллективным средствам обучения (5,13,10) 3.3. Про что решаемФрантик - герой уроков РТВ - везёт целую тележку загадок... Гномик в полосатой шапочке плывёт на лодочке под чёрно-белым парусом... Дома с закрытыми ставнями - непонятно, кто в них кроется. Знаете, что это? Это нарисованные первоклассниками эмблемы уроков РТВ. Я просила отразить в эмблеме самое главное. Для детей главное - сюжетная сторона занятия. Выделим несколько тем, наиболее хорошо "работающих" в содержательной части заданий и приведём примеры. 3.3.1. ЮморЗадача имеет юмористическое содержание. Пример: "Во время игры 5 мальчиков спрятались в бочку из-под извёстки, 7 - в бочку из-под зелёной краски, 4 - в бочку из-под красной и 9 - в бочку из-под угля. Мальчик, который пошёл их искать, нечаянно упал в бочку из-под жёлтой краски. Сколько разноцветных и сколько чёрно-белых мальчиков играло в прятки? (Г.Остер "Ненаглядное пособие по математике", УГ - №3/92) 3.3.2. Личная жизньЗадачи завязываются с личным опытом детей, их переживаниями, событиями их жизни или жизни семьи, класса и т.п. Пример: "В одном классе проходила работа группами. Ребятам было дано задание: нарисовать волшебные предметы - и один лист бумаги на группу. Одна группа поссорилась, другая - навалилась на лист скопом (рисунки вышли кривые, т.к. ребята толкали друг друга локтями), третья спокойно делала свою работу. Как, по-вашему, работала третья группа? 3.3.3. ОбщениеВ задаче даётся информация о жизни и особенностях восприятия других людей, инопланетян, сказочных персонажей и т.п. Пример: "У племени "сю-сю" в алфавите 4 буквы: М, Я, У, А. А все слова только трёхбуквенные. Сколько существует различных слов?
3.3.4. Романтика, героизмВ задачах рассказывается о людях престижных профессий (космонавтах, мореплавателях, воинах..., о героических событиях, фактах истории). Пример: "В одном фантастическом рассказе космонавт решил сварить кофе. Как это сделать в невесомости?" (Г.Альтов) (1) 3.3.5. "Взрослые проблемы"Задачи, в которых предлагается решить проблемы, возникающие у взрослых людей в их работе или повседневной жизни, очень нравятся детям. Очевидно, здесь работает мотив "самоутверждения", позволяющий идентифицировать себя с человеком, решившим задачу. Пример: Г.Альтов (1) даёт универсальную форму подачи изобретательских задач. В трудный момент появляется изобретатель, который "снимает" возникшую проблему. Читателю предлагается "угадать", что же придумал изобретатель. Заметим: усилить приёмы 3.3.1. - 3.3.5. можно, сделав одного из учеников ГЕРОЕМ задачи, её главным действующим лицом ("следователю Ване К. предложили разгадать тайну одного странного случая...") или ("Ученики 2Б отправились в поход, и с ними случилась вот какая история и т.п.) 3.3.6. ТайнаСообщение интересной, ценной информации в задаче, в том числе - сведения о нерешённых проблемах, загадках науки. Пример: "Самая большая планета Солнечной системы - Юпитер - состоит из плотного газа. Придумайте загадку о Юпитере". 3.3.7. КрасотаИспользование ярких наглядных пособий, художественных текстов, картин, природных элементов и т.п. Примеры. Найти образы ("похожести") в камнях, осенних листьях, других природных объектах, - а потом использовать эти образы для составления сказки (С.П. Кравцов) Найти "странности", несоответствия в произведении живописи (например, картине Левитана "Весна") (Н.И. Букатов) 3.3.8. ПользаВ задачах сообщается информация, имеющая практическую ценность. Пример: "Время разваривания манной крупы - 7 минут, гречневой - в 3 раза дольше..." Отметим, что неплохо бы научить детей самостоятельно придумывать приятную им оболочку задачи - ещё один открытый вопрос. 3.4. Ради чего решаем?(о том, как придумать сюжет задачи)Даже приятная по форме и содержанию задача, вероятно, останется для ребёнка чужой, если, решая её, он не будет преследовать собственные интересы. Малыш с развитым мотивом помощи станет, возможно, изучать жаб, - чтоб спасти Дюймовочку от противного Брэкэкэкса. А маленький честолюбец охотно займется этим же делом, - если оно гарантирует возможность успешно показать и применить свои знания. В этой главе мы поговорим о создании "невсамделишных" целей, "целей - копий", позволяющих окружить задачу сказочной оболочкой и придать ей значимый для ребёнка смысл. В таблице 1 приведён список целей, позволяющих придумать сюжет. Этот список получен, с одной стороны - обработкой известных классификаций мотивов (12), с другой - анализом фонда сюжетных игр и задач. Для удобства использования цели приблизительно сгруппированы по типам ценностей. Более корректное разделение сделать сложно, т.к. ориентация на ценность зависит не только от цели (действия), но и от объектов, с которыми приходится работать. Заметим, что в сюжетных оболочках появляется возможность использовать новые цели, связанные с сохранением здоровья, независимости человека. Таблица 1. Список целей для построения сюжета задачи
Список, конечно, неполный, но для получения разнообразных сюжетов - вполне достаточный. Кроме цели для синтеза сюжета понадобится герой (кого спасаем, от кого защищаемся...) или "ценный объект" (что достаём или покупаем, сохраняем или выращиваем...), надсистема (место, где всё это происходит: лес, магазин, фабрика, "бюро находок"...) Рассмотрим для примера 2 задания. 1. Построить цепочку однокоренных слов от корня " - снег-": снеговик, снежный..."Найти спрятанное": какое-то из слов с корнем " - снег - " является ключом к двери, за которой спрятан клад Снежной Королевы. В поисках нужного слова дети переберут множество однокоренных слов. "Защититься": на нас нападает огнедышащий дракон, защита от него - слова с корнем " - снег"- "Привлечь внимание" Деда Мороза можно при помощи "снежных" слов. "Вылечить": Снегурочка заболела: перегрелась на солнышке и начала таять. "Снежные" слова - лекарство. "Построить" дом для Снеговика из кирпичиков, на которых написаны "снежные" слова. "Купить": "снежные" слова - валюта в магазине Снежного Королевства. Употреблённые слова - "монетки" таят, поэтому повторять слова нельзя. 2.Придумать как можно больше нестандартных применений предмета."Открыть тайну": обнаружен таинственный предмет (часть чего-то, неизвестная детям). Надо разгадать, для чего этот предмет мог бы применяться. "Помочь": Карандашику найти себе работу в Царстве Посуды. "Купить" предмет на аукционе ненужных вещей. Кто последним назовёт применение предмета, тот его и покупает. "Победить". Пары команд играют в "бой королей". (И.В. Лосева) Одни нападают: "Мы вас тарелками закидаем!" Другие - защищаются: "Ну и прекрасно: мы сделаем шумовой оркестр из тарелок, будем ваше войско отпугивать, осколками устелим дорожку вокруг замка, чтоб ваше войско не могло к нему подступиться..." (и т.п.) 3.5. Строим урок(о том, как придумать сюжет целого занятия)В одной критической статье было сказано: хорошо, когда писатель приходит в литературу со своей "землёй". Как Бабель - с Одессой, как Грин - с Крымом, как Лермонтов - с Кавказом. Учитель - иная профессия. Но мне представляется, что "своя земля" нужна нам тоже. Не обязательно в смысле "географии" - но в смысле темы, образов, героев. Урок, как произведение искусства, должен иметь своё лицо. Учитель, конечно, может и должен использовать удачные упражнения, игры, задания своих коллег. Но в чужом сюжете ему, уверена, будет неуютно: чужой сюжет - "чужая земля". Не лучше ли открыть свою? К сожалению, не могу привести чёткий алгоритм построения сюжета урока: его пока не существует. Однако дать ряд рекомендаций и привести примеры - в моих силах. Итак, - строим урок.
Укажем на недостатки "сюжетного" урока. Наиболее существенным из них является, видимо, жёсткая структура сюжета, не позволяющая учителю перестраиваться по ходу занятия. Частичным решением этой проблемы является использование упражнений и игр, которые можно легко вклинить в любой сюжет. Так, в общем, для моих занятий сюжете "Страны Загадок" одним из таки упражнений стала "загадочная зарядка" - мы делаем её всегда, когда устаём, или хотим "переключиться" (18). В перспективе видится построение динамичного сюжета, позволяющего одной целью "мотивировать" разные задания в зависимости от конкретной ситуации на уроке. Сюжетный урок легко построить тогда, когда приличная часть деятельность на занятии ещё приходится на долю учителя. Когда большая доля времени отдаётся самостоятельной работе детей, форма урока должна быть, видимо, иной. С детьми 2-го года обучения мы пытаемся выйти на синтез занятия-сказки прямо на уроке, - но говорить об успехах этой работы пока рано. В заключение дадим пример построения сюжета занятия в 1-м классе. |
Таблица 2. Подготовка занятияТема: "Размер" (1-й год обучения, занятие №4, возраст детей 6-7 лет).Сквозной для серии уроков сюжет - путешествие по Стране Загадок, "сквозной герой" - кукла Франтик).
|
вверх |
(c) 1997-2003 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий (с) 1997-2003 OTSM-TRIZ Technologies Center http://www.trizminsk.org 29 Jun 2003 |