НАЧАЛО
|
СИСТЕМА ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИАвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наукСпециальность 13.00.01 - Общая педагогика
Сидорчук Татьяна Александровна, Москва 1998
Работа выполнена в Московском государственном индустриальном университете на базе Межкафедрального центра творчества Научный руководитель - действительный член Академии профессионального образования, доктор педагогических наук, профессор Зиновкина М.М. Официальные оппоненты
- кандидат педагогических наук Григорович Л.А. Ведущее учреждение - Тольяттинский филиал Самарского государственного педагогического университета Защита состоится "____" ____________ 1998 г. в ____час. в актовом зале на заседании Диссертационного совета К113.39.01 по защите диссертаций на соискание ученой сте-пени кандидата педагогических наук при Институте общего образования Министерства образования Российской Федерации по адресу: 109044, Москва, Крутицкий вал, 24. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института. Автореферат разослан " ___ "___________ 1998 г. Ученый секретарь Диссертационного совета,
|
Основное содержание работыВо введении обосновывается актуальность темы, ее цель, объект, предмет исследования, гипотеза, задачи, методы и этапы работы. Раскрывается научная новизна, практическая значимость работы и внедрение результатов исследования. В первой главе "Дидактические основы развития креативности на начальном этапе становления личности как психолого-педагогическая проблема" рассматриваются теоретические основы исследуемого вопроса, представленные в философской и психолого-педагогической литературе. В последние годы увеличилось количество исследований, в которых прослеживается комплексный подход к проблеме творчества с позиций различных научных областей, предпринимаются попытки создания креативной парадигмы образования (Н.Ф.Вишнякова). М.М.Зиновкина впервые разработала методологические основы креативной целостной педагогической системы НФТМ (Непрерывное формирование творческого мышления) на всех уровнях образования. В частности, подробно разработана концепция, методы, средства и педагогические условия креативной педагогической системы, ориентированной на формирование творческого системного мышления у студентов высших учебных заведений. В ряде работ (М.М.Зиновкина, И.Ю.Медакова, Н.М.Пейсахов, А.Ф.Эсаулов и др.) обращается внимание на то, что успешность формирования творческого системного мышления в процессе профессионального образования во многом определяется уровнем сформированности основных компонентов творческого мышления на более ранних этапах формирования личности. В число таких компонентов входят: способность к анализу, синтезу, сравнению и установлению причинно-следственных связей; критичность мышления и способность выявлять противоречия; прогнозирование возможного хода развития; способность многоэкранно видеть любую систему или объект в аспекте прошлого, настоящего, будущего; выстраивать алгоритм действия, генерировать новые идеи и предъявлять решения в образно-графической форме. Адаптируются отдельные элементы творческого системного мышления, формируются и развиваются уже на начальном этапе становления личности - в дошкольном возрасте, в связи с этим, данные методы, средства являются основополагающими для дальнейшего развития в первом звене образовательной системы. Анализ литературы показал, что представители многих педагогических и психологических направлений занимались изучением природы творчества и внесли значительный вклад в разработку этой проблемы. Так, в качестве основного механизма творческого мышления, психологи рассматривали антиципацию (А.В.Брушлинский, Л.И.Эльконинова, А.Ф.Эсаулов и др.); способность проводить ассоциации (В.Вундт, Т.Рибо, Г.Спенсер, и др.). Представители интроспективного направления исследования творчества (А.Майер, К.Тейлор) пришли к выводу, что продуктивный процесс вызывается ситуацией задачи, а мышление аналогично процессу ее решения. Л.С.Рубинштейн основным механизмом поиска решения проблемной ситуации называет "анализ через синтез", осуществляемый как путем строгих логических операций, так и эвристическим путем. С точки зрения Д.Б.Богоявленской, творчество - это высшая форма интеллектуальной активности, наиболее важной качественной характеристикой которой служит интеллектуальная инициатива. Согласно концепции Я.А.Пономарева, существует принципиальное сходство между этапами становления в онтогенезе умения действовать во внутреннем плане и этапами решения творческой задачи. Разграничение аналитических и конструктивных процессов в ходе решения задач "на соображение" лежит в основе подхода к проблеме творческого мышления в исследованиях, выполненных под руководством П.Я.Гальперина. Представители тестологического направления (Дж.Гилфорд, П.Торренс) фактически ушли от вопроса о механизмах творческих процессов у детей, направив свои усилия на измерение уровней их развития. Нам близко определение креативного процесса, которое дал П.Торренс: "Креативность - это такой процесс, составные части которого следующие: чувствительность к проблемам, ощущение неудовлетворенности и недостаточности своих знаний, чувствительность к отсутствующим элементам и дисгармонии, опознание проблем, поиск решений, догадки, формулирование гипотез, проверка и перепроверка этих гипотез, их модификация, а также обобщение результатов". На основании полученных данных он пришел к выводу, что развитие креативности не определяется генетически, а зависит от той культуры, в которой воспитывается ребенок и экспериментально доказал, что спад в развитии креативности можно снять путем специального обучения. Придерживаясь этой концепции, К.Тэйлор описал уровни креативного продукта по уровням изображенной и продуктивной креативности, изобретения, новаторства и творчества. Представители тестологического направления (Дж.Гилфорд, П.Торренс, К.Тэйлор) выявили личностные особенности творческих детей, разработали конкретные диагностические методики и ввели понятие "задач открытого типа". Типы таксономий учебных задач в педагогике многообразны. По Д.Толлингеровой все учебные задачи классифицируются по пяти уровням, пятый из которых - вершина иерархии - составляют учебные задачи, требующие творческое мышление. Анализируя содержание зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследований, мы опирались на результаты изучения мышления дошкольника (Л.А.Венгер, А.Н.Давидчук, А.В.Запорожец, В.С.Мухина, С.Л.Новоселова, Л.А.Парамонова, Н.Н.Поддъяков, Е.Е.Сапогова и др.). В качестве ключевых условий развития интеллектуальных способностей ребенка рассматривается развитие плана представлений (А.В.Запорожец, Э.С.Комарова, А.А.Люблинская, Г.И.Минская, Н.Н.Поддъяков); развитие внутреннего плана действия (Я.А.Пономарев); умственное и практическое экспериментирование, за счет освоения которых выстраивается эвристическая логика наглядно-образного мышления, приводящая к появлению к старшему дошкольному возрасту интуитивных решений (М.И.Лисина, А.Р.Лурия, Е.Е.Сапогова). Особое значение было уделено анализу специфики развития творческого мышления детей, которое уже в дошкольном возрасте начинает носить системный характер и его развитие ведет к повышению общего уровня интеллектуального развития ребенка (Л.А.Григорович, И.В.Смолярчук). Появляющееся уже в дошкольном возрасте диалектическое мышление обеспечивает продуктивное преобразование проблемных ситуаций и, по мнению Н.Е.Вераксы, также входит в состав творческого мышления. В целом ряде исследований природы творчества уделено большое внимание изучению воображения. В отечественной психологии рассмотрение воображения как самостоятельного психического процесса было заложено Л.С.Выготским, который показал, что воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начиная складываться в игре (Е.А.Аркин, Л.С.Славина, Ф.И.Фрадкина, Д.Б.Эльконин) формируется и проявляется в самых различных видах детской деятельности (А.Н.Давидчук, Л.А.Парамонова, Т.Н.Доронова, Т.Г.Казакова, Т.С.Комарова, В.С.Мухина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, К.В.Тарасова, Т.А.Репина, О.С.Ушакова и др.). Исходя из сказанного, очевидно, что творческие способности у детей следует формировать с одновременной активизацией их мышления и воображения. В качестве основных средств формирования творческого мышления рассматриваются комплексные и циклические представления (Н.Е.Веракса, Е.С.Ермакова, И.В.Смолярчук, Л.И.Эльконинова), образы "включения", которые лежат в основе выхода мышления за пределы заданного контекста (О.М.Дьяченко). В работах Л.А.Григорович и И.В.Смолярчук приведены данные, свидетельствующие о тесной корреляционной зависимости между развитием комплексных и циклических представлений, образов включения с творческим мышлением. Это позволило нам активно использовать эти средства для формирования творческого системного мышления на начальном этапе становления личности. Проблема развития творческого мышления в процессе обучения активно разрабатывается применительно к школьному возрасту (Л.И.Айдарова, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, В.А.Крутецкий И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и др.). В качестве основного метода развития творческого мышления исследователи называют проблемное обучение (З.И.Калмыкова, А.М.Матюшкин и др.). Развивая гипотезу Н.Н.Поддъякова о самодвижении мышления детей дошкольного возраста в результате преобразования неотчетливых знаний в отчетливые, Н.Е.Веракса рассматривает в качестве условия развития детского мышления использование проблемных ситуаций. Последовательное усложнение предъявляемых дошкольникам проблемных ситуаций ведет к развитию гибкости мышления и появлению элементов диалектики в рассуждениях детей. Кроме того, целенаправленное введение противоречий в систему усложняющихся творческих заданий позволяет не только развить фантазию ребенка, лишить ее психологических барьеров инерции, но и вооружить специальными приемами, сформировать умения выявлять и разрешать противоречия. Определив, что успешность развития креативности зависит от уровня сформированности основных компонентов творческих способностей, в том числе и на ранних этапах развития личности, нами создана СИСТЕМА усложняющихся творческих заданий для работы с дошкольниками. Основным составляющим элементом ее является модель:
Для того, что бы ребенком производились изменения признаков необходимо построить работу по обучению выявлению признаков объекта. Для создания структуры признаков взяты положения Общей теории мышления Н.Н. Хоменко - "объект имеет неограниченное количество признаков, в рамках рассматриваемой ситуации, признаки имеют свои значения и их так же неограниченное количество". На основе психолого-педагогического обоснования произведена выборка принципов, на которых строится система творческих заданий:
Исходя из определения, что творческие способности представляют собой активную деятельность, направленную на преобразование объекта или ситуации, мы определили два типа творческих заданий:
Данные типы заданий в своих составляющих имеют выбранные и адаптированные к работе с дошкольниками элементы теории решения изобретательских задач, методы развития воображения и их функции (таблица № 1). |
Таблица № 1 Функции творческих заданий
Создана и описана каждая подгруппа усложняющихся и взаимосвязанных заданий по каждому методу, как технологическая цепочка, состоящая из: цели, возможностей метода, обобщенного алгоритма организации поисковой деятельности при выполнении творческого задания и предполагаемого результата уровня развития креативности дошкольника в рамках используемого метода. Для определения уровня выполнения творческого задания детьми, разработаны критерии, которые включают в себя показатели: оригинальности и новизны идеи; убедительности; гуманности и художественной ценности; субъективности оценки. Важную роль играют педагогические условия применения системы заданий, одно из основных - соблюдение этапов работы:
В период дошкольного возраста активно осваивается первый этап работы, а второй и третий этапы реализуются в совместной деятельности педагога и детей. К концу младшего школьного возраста все три этапа самостоятельно осваиваются ребенком при условии непрерывности формирования творческого мышления. Во второй главе "Пути и средства развития креативности на начальном этапе становления личности" представлен обзор педагогических программ и технологий по развитию креативности, а так же методика и результаты констатирующего, формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента. Рассматривая различные факторы, оказывающие существенное влияние на развитие детской креативности представители американских исследовательских школ делают вывод о том, что традиции и установки в обучении могут либо стимулировать, либо подавлять креативные способности в зависимости от того, с какими типами задач ребенок будет встречаться в процессе обучения в детском саду или школе: задачами "закрытого" типа с единственно правильным ответом, или "открытого", которые предполагают полную самостоятельность в выборе способа решения и большое число ответов. Именно "открытые" задачи формируют оригинальность и самостоятельность мысли. Многие западные исследователи отмечают важность создания "творческого поля" для ребенка и представления ему большой самостоятельности в выборе способа действия и получения различных идей. Вопрос о средствах ориентировки в этом "поле" скорее занимает у них второстепенное место и выступает в качестве прикладного аспекта проблемы обучения креативности. В теоретическом плане в отечественной психологии общепринятым является положение Л.В.Выготского о том, что "...педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития". Учитывая основные закономерности психического развития ребенка, проблема формирования креативности в процессе обучения активно разрабатывалась применительно к школьному возрасту и использовались при этом методы проблемного обучения (В.В.Давыдов, А.М.Матюшкин, З.И.Калмыкова, В.С.Кузин, Т.В.Кудрявцев и др.). Особое внимание при анализе программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста, мы уделили программе развития "Истоки" (Л.А.Парамонова, С.Л.Новоселова, Л.Ф.Обухова, К.В.Тарасова и др.), где подчеркивается непреходящее значение дошкольного периода как уникального возраста, в котором закладываются основы творческой личности. На введении элементов теории решения изобретательских задач и методов развития воображения, построены программы для детей дошкольного возраста: Л.Н.Прохоровой (Владимир, 1995), "Росток" А.М.Страунинг (Обнинск, 1996), И.Г.Кудряковой и др. (Саров, 1997). А.Э.Симановским (Ярославль, 1996) создана программа развития творческого мышления у детей и подростков в возрасте от 5 до 14 лет, где обозначены задачи и содержание такой работы для педагога. Анализ этих и других программ и технологий обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста показывает, что процесс формирования креативности является предметом научно-практического исследования и активно изучается не только учеными, но и практиками. Идет процесс создания и апробации программ для работы с детьми, которые включают в себя подбор нового предметного содержания и новых методов и приемов реализации содержания, но в их построении не просматривается системность использования педагогических средств и не обозначены условия, при которых обеспечивается в должной мере развитие креативности. В ходе формирующего эксперимента нашего исследования, который проводился в течении 1990 -98 г.на базе научно-методического центра развивающего обучения (НМЦ № 242), были определены педагогические условия, при которых эффективно обеспечивается развитие креативности на начальных этапах становления личности:
В ходе эксперимента осуществлялось планирование процесса развития креативности дошкольников как описание последовательности процедур использования тех или иных средств для преобразования обучающегося в рамках цели педагогического воздействия. На практике мы столкнулись с противоречием - теоретически обозначены шаги работы по определенному методу (обобщенные алгоритмы работы с творческими заданиями - технологические цепочки), но в уникальной педагогической ситуации всегда особое место занимает импровизация. Поэтому подготовка воспитателей к работе по формированию креативности шла в направлении развития умений выстраивать двойственность в педагогической деятельности. Технологические цепочки представлялись как двуединство: абстракция проекта (обобщенные алгоритмы - адаптированный метод) и конкретика, подвижного по содержанию проекта, деятельности самого педагога. Проекты в рамках определенного метода носили адаптированный к определенному возрасту характер и усложнялись по мере освоения заданий детьми. В результате такого подхода возникала развивающая система, оберегающая психику ребенка. Нами выяснено, что обязательным условием системного подхода в рамках развития креативности, является продолжение работы в начальной школе на основе проблемно-алгоритмических мыслительных действий. Основным средством при этом должны выступать творческие задачи, под которым мы понимали полный цикл продуктивного мышления младшего школьника, включающий постановку, формулировку задачи самим субъектом при предъявлении ему заданий, условия которых имели проблемный характер. В процессе педагогического наблюдения за выпускниками дошкольного учреждения, обучение которых осуществлялось в начальной школе № 78, установлено, что дети наиболее адаптированы к системе развивающего обучения (Эльконин - Давыдов). Исследовательская деятельность осуществлялась в рамках типологии учебных творческих задач А.А.Гина и рассматривались: изобретательские, исследовательские, прогнозные, задачи, задачи с недостатком данных и по фантастическому преобразованию объектов. Сделана попытка создания алгоритмов проблемных ситуаций, направленных на формирование понятийного аппарата учащегося на основе алгоритма решения изобретательских задач Г.С.Альтшуллера. Эта цепочка мыслительных действий прошла апробацию в экспериментальном классе школы № 78 и подготовительной группе я/с № 242 г. Ульяновска и успешно использовалась при работе с учебной задачей творческого характера учителями начальной школы № 78. Проблемно-алгоритмические действия при работе с творческими задачами:
Данный алгоритм является основой для создания вариативных систем алгоритмических действий в других типах творческих задач. Для фиксации и анализа формируемых у детей умений и навыков нами был составлен комплекс психолого-педагогических диагностических методик. Мы предполагали, что в процессе формируемого эксперимента можно будет наблюдать:
В формирующую часть эксперимента были включены все группы детей НМЦ №242, поэтому, в связи с отсутствием контрольных групп, мы испытывали трудности в определении стратегии проведения контрольного этапа эксперимента. В итоге, наряду с методом педагогического наблюдения, были отобраны методики, имеющие среднестатистические возрастные нормативные показатели по важным для нас характеристикам. Исходя из этого, в состав психолого-педагогического мониторинга были включены: методика экспресс - диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС - 6-7); методика определения умственной работоспособности и степени развития опосредованного запоминания П.Я.Кеэса; методика на определение оригинальности решения задач О.М.Дьяченко и А.И.Кирилловой ; образный тест "Конструирование картин" из батареи тестов МТТВ П.Торренса; методика на упорядочивание картинок П.Я.Кеэса (определение уровня развития циклических представлений); анализ продуктов детской деятельности (рисунки, поделки и т.п.); педагогическое наблюдение за играми детей; методика С.В.Кучеровой на изучение эмоционального самочувствия ребенка в детском саду. Результаты обследования представлены в гистограммах (рис. 1, 2). Рис. 1.Гистограмма 1. Пропорциональное соотношение полученных результатов по методике экспресс - диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС - 6-7). Рис. 2.Гистограмма 2. Динамика роста коэффициента оригинальности по методике определения оригинальности решения задач О.М.Дьяченко и А.И.Кирилловой Проводимый в январе 1998 контрольный эксперимент подтвердил гипотезу о том, что создание определенных педагогических условий формирования творческого мышления, использование специальных методов и приемов, разработанная система усложняющихся творческих заданий оказывают существенное влияние на процесс развития креативности у детей. Представленные здесь показатели роста коэффициента оригинальности отражают их динамику на протяжении 1996-1998г.г. в экспериментальных и контрольных группах. Сравнение результатов по другим показателям (развитие комплексных и циклических представлений, уровень познавательного интереса, развитие способности к речевому творчеству и др.) имеет схожую картину. В заключении подводятся итоги исследования. Его основные результаты заключаются в следующем:
Список публикаций по теме диссертационного исследованияБрошюры:
Статьи и тезисы:
Программы:
|
вверх |
(c) 1997-2003 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий (с) 1997-2003 OTSM-TRIZ Technologies Center http://www.trizminsk.org 06 Jul 2003 |