НАЧАЛО
|
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕАвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наукСпециальность 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Терехова Галина Владимировна, Екатеринбург 2002
Работа выполнена на кафедре педагогики, психологии и предметных методик в Челябинском государственном педагогическом университете Научный руководитель: - доктор педагогических наук, профессор Александр Филиппович Аменд Официальные оппоненты:
- кандидат педагогических наук, доцент Полякова Марина Васильевна Ведущая организация: Башкирский государственный педагогический университет Защита состоится 24 октября 2002 г. в 10 час. в ауд. 0302 на заседании диссертационного совета Д 212.284.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования в Российском государственном профессиональнопедагогическом университете по адресу: 620012, Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке РГППУ. Автореферат разослан 20 сентября 2002 г. Ученый секретарь
|
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИВо введении обоснован выбор темы исследования, ее актуальность; определяется цель, объект, предмет исследования; сформулированы гипотеза и задачи, описаны этапы и методы исследования. Представлены положения, выносимые на защиту, а также обоснование новизны, теоретической и практической значимости работы. Приведены данные об апробации результатов исследования. В первой главе "Проблема развития креативных способностей младших школьников в учебном процессе" анализируется состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике; определяются основополагающие для данного исследования понятия и конкретизируется понятие "творческая деятельность младших школьников"; исследуются различные подходы к проблеме повышения эффективности развития креативных способностей учащихся и обосновывается системный, личностнодеятельностный подход как теоретикометодологическая стратегия исследования; разработана система творческих заданий, направленная на развитие креативных способностей младших школьников, выявлен и обоснован комплекс педагогических условий эффективного функционирования разработанной системы. Отправной точкой диссертационного исследования явился анализ понятий "креативные способности", "творческие задания", которые были соотнесены с такими понятиями, как "творческая деятельность", "методы организации творческой деятельности". Анализ философской, психологопедагогической литературы и диссертационных исследований (В.В.Белич, Г.Я.Буш, Г.С.Батищев, Д.И.Говорун, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов, А.И.Уман, В.С.Шубинский и др.) показал, что взгляды ученых на данные понятия неоднозначны. Определяя понятие "креативные способности", мы разделяем мнение А.В.Хуторского, рассматривающего данное понятие как "комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов". Проблема определения компонентов, составляющих креативные способности учащихся, на сегодняшний день в психологопедагогической литературе остается дискуссионной. Опираясь на исследования Г.С.Альтшуллера, Л.С.Выготского, В.Н.Дружинина, Т.В.Кудрявцева, А.В.Петровского выделяем следующий компонентный состав креативных способностей младших школьников: творческое мышление, творческое воображение и применение методов творчества учащимися в процессе выполнения творческих заданий. Несмотря на различные трактовки в научной литературе выделенных компонентов креативных способностей, многие ученые отмечают, что для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развитие умения решать творческие задачи, предполагающие систематично и последовательно преобразовывать действительность, соединять несовместимое, опираться на субъективный опыт учащихся, что составляет основу системного, диалектического мышления, произвольного, продуктивного, пространственного воображения, применение эвристических и алгоритмических методов организации творческой деятельности учащихся. Развитие креативных способностей учащихся осуществляется в процессе разнообразной творческой деятельности, в которой они взаимодействуют с окружающей действительностью и с другими людьми. Для выявления особенностей творческой деятельности учащихся нами были рассмотрены различные аспекты данного понятия, представленные в философской, психологопедагогической литературе (В.И.Андреев, В.В.Давыдов, А.Г.Спиркин, Я.В.Пономарев, Л.С.Рубинштейн, В.П.Ушачев, И.Я.Лернер и др.). На основе проведенного теоретического анализа различных дефиниций данного понятия, философское трактование творчества, как "деятельности человека, преобразующей природный и социальный мир в соответствии с целями человека и человечества на основе объективных законов действительности", мы остановились на особенности творческой деятельности, выделенной педагогами: учет современных требований к организации обучения как творческого процесса, в котором ученик вместе с учителем будут в определенном смысле творцами тех событий, в которые они включены и которые строят сами. А также учитывали психологические новообразования и характер ведущей деятельности исследуемого возрастного периода, "необходимости в этом возрасте ориентации на предмет деятельности и способы его преобразования" (Л.М.Фридман, И.Ю.Кулагина). В результате проведенного исследования были определены виды творческой деятельности, доступные младшим школьникам, что позволило конкретизировать понятие творческая деятельность младших школьников - продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом. Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. В исследовании мы придерживаемся взглядов И.Э.Унт, отмечающей такие характеристики творческих заданий, как "требующие от учащихся творческой деятельности", в которых ученик должен "найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое". Решение любой исследовательской задачи предполагает выбор теоретикометодологической стратегии, в качестве которой может выступать методологический подход к исследованию. Проблема развития креативных способностей в настоящее время решается с позиций системнофункционального, комплексного, личностно ориентированного, индивидуальнотворческого и других подходов. В качестве базовых мы выбрали системный и личностнодеятельностный подход, как в наибольшей степени соответствующие целям исследования. Системный подход, составивший общенаучную основу исследования, является одним из наиболее эффективных современных методов научного познания, поскольку позволяет анализировать, исследовать, развивать некоторый объект как целостную, единую систему. В исследовании системный подход позволяет рассмотреть в единстве совокупность разнообразных видов творческих заданий и методов их выполнения; определить соотношение различных видов творческой деятельности, обеспечивающее эффективность развития креативных способностей учащихся. Личностнодеятельностный подход в исследовании предполагает развитие креативных способностей младших школьников в процессе деятельности, в ходе которой педагог не ограничивает свободу выбора (поиска) метода выполнения творческих заданий, поощряет конструирование каждым учащимся личностных творческих продуктов, учитывает субъективнотворческий опыт учащихся, индивидуальнопсихологические особенности младших школьников, что осуществляется через содержание и форму творческих заданий, через общение с учеником. На основе системного и личностнодеятельностного подхода мы разработали систему творческих заданий, ориентированную на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе. Результатом ее функционирования должны стать высокий уровень развития творческого мышления, творческого воображения, целенаправленное применение учащимися методов творчества в процессе выполнения заданий. Под системой творческих заданий понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества и ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе. Разработанная система творческих заданий (рис. 1) представляет собой целостную, иерархическую, уровневую, цикличную систему, структура которой состоит из компонентов - целевого, содержательного, деятельностного, результативного.
Рис.1. Система творческих заданийСистемообразующим фактором в свете положений личностнодеятельностного подхода является личность учащегося - его способности, потребности, мотивы, цели и другие индивидуальнопсихологические особенности, субъективнотворческий опыт. С позиций личностнодеятельностного подхода особое внимание уделяется творческой деятельности самого ученика. Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы - внешняя и внутренняя. Внешнее по отношению к ученику содержание образования характеризуется образовательной средой, которая предлагается ему для обеспечения условий развития личности. Внутреннее - это содержание, являющееся достоянием самой образовывающейся личности. Это не простое отражение внешнего, поскольку создается на основе личного опыта учащегося в результате его деятельности. При отборе содержания для системы творческих заданий мы учитывали особенности творческой деятельности младших школьников, которая, главным образом, осуществляется на уже решенных обществом проблемах, а также творческие возможности содержания учебных предметов начальной школы. Опыт творческой деятельности рассматривается как самостоятельный структурный элемент содержания образования, предполагающий перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения, комбинирование ранее усвоенных способов в новые (В.В.Краевский И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин). Элементами содержательного компонента системы творческих заданий определены тематические группы задач из различных областей знания, направленные на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений различного уровня сложности, отвечающие требованиям, предъявляемым к их содержанию в литературе (А.А.Гин, М.А.Данилов, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, П.П.Пидкасистый и др.): открытость (содержать проблемную ситуацию или противоречие), соответствие условия выбранным методам творчества, возможность разных способов решения, учет актуального уровня развития, учет возрастных особенностей учащихся. Выделенные нами группы творческих заданий позволяют представить содержание системы творческих заданий в виде взаимосвязанных групп творческих заданий, выполняющих развивающую, познавательную, ориентационную, практическую функции, способствующие развитию составляющих креативных способностей младших школьников. Развивающая функция носит определяющий, стратегический характер и оказывает положительное воздействие на развитие креативных способностей младших школьников. Познавательная функция направлена на расширение творческого опыта, изучение учащимися новых способов творческой деятельности. Суть ориентационной функции заключается в привитии устойчивого интереса к творческой деятельности и вместе с познавательной является базовой, опорной для всей системы творческих заданий. Практическая функция направлена на получение младшими школьниками творческих продуктов в различных видах практической деятельности. В зависимости от предъявляемых учащимся проблемных ситуаций, мыслительных действий, формы представления противоречий (явные, скрытые) условно выделено три уровня сложности содержания системы творческих заданий, в соответствии с которыми распределены методы творчества, характеризующие творческую деятельность младших школьников. На наш взгляд, при выполнении творческих заданий учащимися наряду с эвристическими должны использоваться алгоритмические методы организации творческой деятельности. Каждый уровень представляет собой своеобразную ступеньку продвижения ученика к овладению опытом творческой деятельности, определяемую уровнем развития компонентов креативности. Дадим краткую характеристику содержания заданий каждого уровня и распределения методов творчества по уровням системы творческих заданий. Задания I уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта на этом уровне рассматриваются бисистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего года обучения, направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества. Предполагают выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструментов ТРИЗ: адаптированного алгоритма решения изобретательских задач, приемов разрешения противоречия в пространстве и во времени, типовых приемов разрешения противоречия. Задания II уровня сложности находятся на ступеньке ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие "система". Творческие задания представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме и предполагают использование эвристических и алгоритмических методов: метод маленьких человечков, преодоление психологической инерции, системный оператор, ресурсный подход, законы развития систем. Задания III уровня сложности предъявляются учащимся первого класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию и предназначены для развития творческой интуиции, пространственного, продуктивного воображения. Выполнение творческих заданий осуществляется на основе перебора вариантов и накопленного творческого опыта в дошкольном возрасте. Используются эвристические методы творчества: метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, дихотомия, синектика, отдельные приемы типового фантазирования. Накопление творческого опыта учащихся тесно связано с рефлексивными действиями младших школьников по выполнению творческих заданий, которые характеризуются готовностью и способностью учащихся творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации; умениями обретать новый смысл и ценности, ставить и решать нестандартные задачи как в коллективных условиях, так и индивидуальных, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений (Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко). В исследовании доказано, что эффективность разработанной системы творческих заданий зависит от осуществления в учебном процессе определенного комплекса педагогических условий, под которыми понимаем взаимосвязанную совокупность мер организации системы творческих заданий в учебном процессе, обеспечивающую достижение учащимися необходимого уровня развития креативных способностей. Комплекс педагогических условий определен с учетом направления реорганизации содержания современного образования, специфики учебного процесса начальной общеобразовательной школы, особенностей творческой деятельности младших школьников, возможностей системного и личностнодеятельностного подхода. Выбранный нами системный подход определяет рассмотрение системы творческих заданий в развитии, что предполагает укрепление и интенсификацию связей между учителем и учеником; учеником и творческими заданиями, которые он выполняет; учителем и системой творческих заданий, которую он дорабатывает; творческими заданиями внутри их системы, что повышает эффективность функционирования системы творческих заданий. Личностнодеятельностный подход, определяемый как единство его личностного и деятельностного компонентов. В своем личностном компоненте предполагает, что в центре системы творческих заданий находится учащийся - его мотивы, цели, уровень развития креативных способностей. Деятельностный компонент предполагает учет особенностей (целей, содержания, форм организации, методов) творческой деятельности младших школьников. Данный комплекс включает: 1) личностнодеятельностное взаимодействие учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности; 2) обеспечение творческой продуктивности младших школьников в рамках дополнительной учебной программы; 3) диагностику уровня развития креативных способностей младших школьников. Теоретическое обоснование первого педагогического условия базируется на идеях Р.М.Грановской, Т.М.Давыденко, В.И.Загвязинского, Е.Н.Шиянова и др. и определено тем, что построенная целостная система будет результативной, если в единстве рассматривать содержание, формы, методы и стиль совместной творческой деятельности преподавателей и обучаемых. Суть личностнодеятельностного взаимодействия состоит в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества его субъектов. Взаимодействие учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности предполагает использование сочетания индивидуальных и коллективных форм работы на всех этапах выполнения заданий, позволяющего обеспечить гибкий подход к индивидуальным особенностям учеников со стороны преподавателя и высокую продуктивность творческой деятельности со стороны учащихся; учитывать особенности различных организационных форм обучения, оказывающих положительное влияние на процесс развития креативных способностей учащихся в ходе выполнения творческих заданий. Выбор сочетания форм при выполнении творческих заданий определялся в зависимости от целей и уровня сложности предлагаемого творческого задания. Выбор методов организации творческой деятельности осуществлялся в зависимости от целей, уровня сложности содержания, уровня развития креативных способностей учащихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания: осведомленности учащихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта применения способов решения поставленной задачи. В исследовании под методами организации творческой деятельности понимается система методов для учителя и учащихся, взаимодополняющих друг друга и ориентированных на единую цель. Бинарный подход к выбору методов организации творческой деятельности предполагает рассмотрение процесса развития учащихся в процессе творческой деятельности как единства преподавания и учения. Разработанная система творческих заданий предполагает применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой деятельности. В качестве ведущего в организации творческой деятельности учащихся выбран ситуационный (творческий) метод преподавания, позволяющий использовать нетрадиционные пути, учитывать объективные и субъективные причины, принимать нестандартные решения, предвидеть предполагаемые последствия, гибко подходить к достижению намеченных целей, когда ни один из известных изолированных методов не дает такой возможности (И.П.Подласый, А.В.Хуторской). В тактике творческого стиля преподавания просматриваются следующие линии поведения учителя: умение поставить учебнопознавательные проблемы; стимулирование к поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем; поддержка ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям (Н.В.Бордовская, А.А.Реан); создание атмосферы творчества посредством моделирования ситауции успеха (А.С.Белкин), выполнения принципов гуманности и саморазвития (М.С.Гафитулин). В линии поведения учащегося младших классов творческий стиль проявлялся в росте степени активности и самостоятельности, в адекватной самооценке собственной творческой деятельности и деятельности товарищей. Второе условие эффективной реализации системы творческих заданий - обеспечение творческой продуктивности младших школьников в рамках дополнительной учебной программы определено на основе исследований И.Н.Мурашковской, А.А.Нестеренко, С.А.Новоселова, А.И.Савенкова, Н.Н.Хоменко и др. В теории педагогики вопрос о развитии креативности в предметносодержательном контексте или безотносительно к учебному материалу остается дискуссионным. Анализ учебных программ начальной общеобразовательной школы показал, что развитие креативных способностей не является основной целью предложенных программ и, следовательно, в них не отведено достаточного времени на обеспечение должного уровня развития творческого мышления, творческого воображения и применения методов творчества в процессе выполнения творческих заданий. Содержащиеся в учебных курсах творческие задания в основном относятся к "условно творческим", большая часть заданий направлена на развитие интуиции учащихся, нахождение нескольких вариантов ответов. Творческая деятельность младших школьников ориентирована на использование преимущественно методов перебора вариантов, морфологического анализ, аналогию, моделирование, ресурсный подход, некоторых приемов фантазирования, но программы не предусматривают развития креативных способностей учащихся через целенаправленное обучение выполнению творческих заданий с помощью данных методов. Отметим также, что в учебные курсы не включены открытые задания, содержащие противоречия, и не предполагается обучение выполнять такого типа творческие задания. Система творческих заданий не может быть эффективной при нарушении ее целостности и, следовательно, не может быть полностью реализована в рамках учебных дисциплин начальной школы. Основными принципами построения авторского курса развития креативности младших школьников явились: рассмотрение проблемы развития креативных способностей младших школьников с позиций системного и личностнодеятельностного подхода; согласованность с возможностями учебных дисциплин; учет характерных трудностей в развитии современных младших школьников в целом и креативных способностей в частности; сетевой подход к организации содержания, позволяющий использовать творческие задания различного уровня сложности, что обеспечивает продвижение в развитии учащихся в индивидуальном режиме. С целью более рациональной организации самостоятельной работы над заданиями, а также экономичного использования времени на уроке была разработана серия рабочих тетрадей "Уроки творчества". В них представлена свернутая информация в виде опорных схем, необходимых для выполнения заданий рисунков, памяток и других справочных материалов, систематизированная по уровням сложности картотека творческих заданий, позволяющих информационно не перегружать детей, а также привлекать к сотрудничеству классных руководителей и родителей учащихся, восполнить пробел литературы по творчеству для начальной школы, что способствует повышению творческой продуктивности школьников, позволяет корректно использовать систему творческих заданий педагогами. Определение третьего педагогического условия эффективного функционирования системы творческих заданий продиктовано тем, что для обеспечения управления процессом развития креативности учащихся необходимо анализировать каждое самостоятельно выполненное творческое задание. Диагностика в исследовании осуществлялась, прежде всего в педагогических целях, т.е. изучались и оценивались креативные способности младших школьников с целью своевременного выявления и анализа особенностей протекания развития креативных способностей младших школьников в учебном процессе. Выбор педагогических методик для оценивания результатов творческой деятельности учащихся младших классов произведен на основе анализа литературы, посвященной данной проблематике (Г.С.Альтшуллер, С.И.Гин, Г.В.Здебская, Т.А.Сидорчук, А.Э.Симановский и др.), в соответствии с выделенными критериями креативных способностей младших школьников. Анализ результатов творческой деятельности учащихся проводился по шкале, включающей показатели: новизну, убедительность, гуманность, художественную ценность, субъективную оценку, уровень используемого метода. Избежать односторонности рассмотрения проблемы развития креативных способностей учащихся позволило применение психологических и педагогических методик диагностирования в комплексе. Для оценки психологических особенностей развития креативных способностей младших школьников использовались методики Э.П.Торренса, Е.Туник, традиционно применяющиеся и считающиеся "наиболее надежными и экономичными". На основании анализа совокупности результатов за определенный период были сделаны выводы о динамике процесса развития креативности младших школьников. Это позволило получить объективную информацию о процессе развития учащихся, своевременно выявить недостатки организации творческой деятельности учащихся, внести необходимые изменения, индивидуально подойти к развитию каждого ученика. В заключении первой главы сделан вывод о том, что развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе будет эффективным при реализации разработанной системы творческих заданий и соблюдении выделенного комплекса педагогических условий. Во второй главе исследования - "Опытноэкспериментальная работа по развитию креативных способностей младших школьников с помощью системы творческих заданий" - определены цели и задачи констатирующего и формирующего этапов эксперимента, проанализирована эффективность развития креативных способностей с помощью системы творческих заданий в учебном процессе с учетом выявленного и реализованного комплекса педагогических условий, обобщены результаты экспериментальной работы. Основной целью опытноэкспериментальной работы явилась проверка выдвинутой гипотезы исследования. В связи с этим был определен ход опытноэкспериментальной работы, в задачи которой входила апробация системы творческих заданий на фоне выделенного комплекса педагогических условий. На констатирующем этапе работа велась по следующим направлениям: 1) изучение состояния процесса развития креативных способностей младших школьников в начальной школе; 2) определение уровня развития креативных способностей учащихся начальных классов: а) определение уровня творческого мышления младших школьников; б) определение уровня развития творческого воображения учащихся; в) определение уровня применения методов творчества в процессе выполнения творческих заданий учащимися начальной школы; 3) наличие комплекса педагогических условий для эффективного развития креативных способностей с помощью системы творческих заданий. Результаты констатирующего эксперимента позволили отметить тот факт, что в учебном процессе начальной общеобразовательной школы проблеме развития креативных способностей учащихся уделяется недостаточное внимание. Так, в контрольной группе (КГ) количество учащихся, находящихся на низком уровне, составило 52,0%, приблизительно равные данные получены и в экспериментальных группах (ЭГ1 - 54,2%; ЭГ2 - 53,8%; ЭГ3 - 56,5%; ЭГ4 - 56,0%). Высокий уровень развития креативных способностей не продемонстрировал ни один учащийся. На основании данных констатирующего этапа мы пришли к выводу, что процесс развития креативных способностей учащихся в современной начальной общеобразовательной школе осуществляется неэффективно. Формирующий этап эксперимента был направлен на реализацию системы творческих заданий и создание комплекса педагогических условий для ее эффективного функционирования. Эксперимент проходил в естественных условиях учебного процесса начальной школы как вариативный для различных групп с одинаковыми начальными параметрами. В соответствии с целью данного этапа мы сформировали четыре экспериментальные группы, имеющие практически одинаковые начальные параметры, но отличающиеся ориентацией на различные педагогические условия (в ЭГ1 проверялось первое условие, в ЭГ2 проверялось второе условие, в ЭГ3 - третье условие, в ЭГ4 - комплекс условий) и одну контрольную, в которой целенаправленно не обеспечивалось ни одно условие, а креативные способности младших школьников развивались с помощью элементов построенной нами системы творческих заданий в учебных предметах. Деятельность педагога по реализации системы творческих заданий на фоне выделенного комплекса педагогических условий была условно разделена на четыре направления, каждое из которых обеспечивало продвижение в развитии креативных способностей учащихся в соответствии с выделенными уровнями сложности системы творческих заданий. Первое направление - реализация системы творческих заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений, способствовало накоплению творческого опыта познания действительности через изучение объектов, ситуаций, явлений на основе выделенных признаков (цвет, форма, размер, материал, назначение, время, расположение, часть - целое); рассмотрение их в противоречиях, обусловливающих их развитие; моделирование явлений, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития систем. Второе направление - реализация системы творческих заданий, ориентированных на создание новых объектов, ситуаций, явлений, обеспечивало развитие умений создания оригинальных творческих продуктов на основе получения качественно новой идеи субъекта творческой деятельности; ориентирования при выполнении творческого задания на идеальный конечный результат развития системы; переоткрытия уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики. Третье направление - реализация системы творческих заданий, ориентированных на преобразование объектов, ситуаций, явлений, способствовало приобретению творческого опыта в осуществлении фантастических (реальных) изменений внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.); изменению внутреннего строения систем; учету при рассмотрении системы свойств, ресурсов, диалектической природы объектов, ситуаций, явлений. Четвертое направление - реализация системы творческих заданий, ориентированных на использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, обеспечивало накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Выполнение заданий данной группы позволило учащимся рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения; находить фантастические применения реально существующим системам; осуществлять перенос функций в различные области применения; получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов. Полученные в результате экспериментальной работы данные свидетельствуют о повышении уровня развития креативных способностей младших школьников во всех экспериментальных группах. Наиболее значительные изменения были зафиксированы в четвертой экспериментальной группе: показатель высокого уровня составил 40,0%, наименьший результат в контрольной группе - 12,0%, в первой, второй и третьей экспериментальных группах эти показатели составили 29,2; 30,8; 30,4% соответственно. Результаты, полученные в ЭГ4, наглядно продемонстрировали, что эффективность использования комплекса педагогических условий выше, чем их частичное использование. Изменения, произошедшие в уровне развития креативных способностей учащихся в ходе эксперимента, представлены в таблице и на рис. 2. Таблица
|
Группа |
Кол. чел. |
Уровень развития креативных способностей, % |
Показатель среднего балла |
||||||
низкий |
средний |
высокий |
|||||||
0 срез |
3 срез |
0 срез |
3 срез |
0 срез |
3 срез |
||||
КГ |
25 |
52,0 |
32,0 |
48,0 |
56,0 |
0 |
12,0 |
1,48 |
1,80 |
ЭГ1 |
24 |
54,2 |
4,2 |
45,8 |
66,6 |
0 |
29,2 |
1,45 |
2,25 |
ЭГ2 |
26 |
53,8 |
3,8 |
46,2 |
65,4 |
0 |
30,8 |
1,46 |
2,27 |
ЭГ3 |
23 |
56,5 |
4,3 |
43,5 |
65,2 |
0 |
30,4 |
1,43 |
2,13 |
ЭГ4 |
25 |
56,0 |
0 |
44,0 |
60,0 |
0 |
40,0 |
1,44 |
2,40 |
Проведенные наблюдения позволили отметить существенные различия между участвовавшими в эксперименте группами. Учащихся четвертой экспериментальной группы характеризовали следующие особенности: выполнение творческого задания высокого уровня новизны, ориентируясь на идеальный конечный результат; целенаправленное использование эвристических и алгоритмических методов творчества при выполнении творческих заданий; конструирование собственных творческих заданий при активном использовании справочных материалов; понижение сложности заданий путем перевода расплывчатой ситуации в конкретную задачу; умение делать предположения прогнозного характера, учитывая диалектическую природу объектов, явлений, ситуаций; обогащение словарного запаса, использование в речи сравнений, метафор; позитивное отношение к происходящим изменениям в окружающем мире, ориентация на его преобразование, направленное на созидание; адекватная оценка оригинальности собственных решений и решений своих товарищей; стремление к обмену опытом, взаимодействию друг с другом в процессе выполнения заданий, отстаиванию своей точки зрения; осуществления переноса освоенных способов выполнения заданий сразу на несколько областей знания; желание поделиться с другими своей идеей.
Организация самостоятельной творческой деятельности учащихся ЭГ4 позволила систематизировать накопленный опыт познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, в результате каждым учащимся была собрана картотека творческих заданий различных направлений, что позволяет сделать вывод о готовности учащихся к переходу на следующую ступень творческого развития.
Рис. 2. Динамика изменения уровня развития креативных способностей учащихся в контрольной и экспериментальных группах на констатирующем и формирующем этапах экспериментах.Обработка результатов опытноэкспериментальной работы осуществлялась с помощью методов математической статистики. Достоверность выдвинутой гипотезы подтверждалась при помощи критерия c2 при значимости 0,01. Результаты эксперимента представлены в иллюстративном материале (таблицы, диаграммы, формулы), в котором отражены соотношение уровней развития креативных способностей контрольной и экспериментальных групп; уровень развития креативных способностей учащихся при выполнении различных педагогических условий; расчет среднего балла; результаты попарного сравнения групп, осуществленного с помощью критерия c2 0,01. В заключении изложены теоретические и экспериментальные результаты исследования, сформулированы выводы.
Таким образом, полученные результаты дают основание сделать вывод о том, что поставленная цель - разработка, обоснование и реализация системы творческих заданий и выявление комплекса педагогических условий ее эффективного функционирования достигнута, выдвинутая гипотеза об эффективности развития креативных способностей младших школьников с помощью системы творческих заданий доказана, поставленные задачи решены. Проведенное исследование показало значимость внедрения его результатов в практику современной начальной общеобразовательной школы, но не исчерпывает содержания изучаемой проблемы. Дальнейшая разработка, на наш взгляд, может проводиться в следующих направлениях: организация развития креативных способностей учащихся с помощью системы творческих заданий на следующей образовательной ступени; исследование влияния целенаправленного развития творческих способностей на нравственные качества в структуре становления творческой личности; исследование современного состояния проблемы непрерывного развития творческого потенциала личности на различных образовательных ступенях. Основные положения диссертации опубликованы в работах:
|
вверх |
(c) 1997-2003 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий (с) 1997-2003 OTSM-TRIZ Technologies Center http://www.trizminsk.org 05 Oct 2003 |