НАЧАЛО

КУДА ИДЁМ?

(с) Сибиряков Виссарион Григорьевич,
Новосибирск, февраль-апрель 2002
к.т.н, Мастер ТРИЗ
viss@online.nsk.su

 

ГЕНИИ И "СЕРОЕ ВЕЩЕСТВО"

Задумывались ли Вы, сколько гениев было в истории человечества? Сколько их живет сейчас, в Вашем городе? Наверное, мало… Мало? - Это не то слово!

Александр Сергеевич Данилов подсчитал, что за всю историю среди людей было около 4-ех тысяч гениев (всего!), 120 000 крупных талантов, 150 000 более-менее способных людей... Причем последняя цифра получена при учете всех литературных, сказочных и фольклорных героев. И при этом - всего около 270 тысяч... Эти данные были получены при анализе сотен энциклопедий и справочников.

С другой стороны, по оценкам демографов за время существования человечества на Земле жило около 80 миллиардов человек (сейчас нас чуть больше 6 миллиардов).

Давайте подсчитаем КПД человечества по гениям и талантам.

КПД = (150 000 + 120 000) / 80 000 000 000

Сколько получилось? 3,4 х 10(-6) степени... А у паровоза сколько? У трансформатора - до 99,99%! Обидно ведь за человека и человечество...

10(-6) степени - это уровень флуктуаций, уровень "шума".

И это притом, что каждый здоровый ребенок, любой из нас - потенциальный гений!

 

По другим данным для развития общества достаточно 1% творческой элиты. В начале 20 века в России ее было 8%, после 1917 года - 2%, в 1980 году - 0,8%.

Очевидно, творческие способности распределяются по закону Гаусса. Есть несколько процентов творческих людей, которые определяют вектор развития общества, это та самая элита (рис.1). Абсолютное большинство представляет "серую массу". Но эта "серая масса" содержит у себя в головах серое вещество. Если основная масса воспримет идеи "гениев", то развитие общества обеспечено. Именно принятие и реализация идей гениев двигает всё человечество вправо. В истории человечества четко прослеживается этот процесс. То, что вчера было гениальностью, сегодня должно стать (и становится!) рутиной. Знаменитый художник Дюрер открыл законы перспективы. Он не хотел делиться новым знанием и унес секрет в могилу. Однако законы развития неумолимы и перспективу переоткрыли. Теперь это - рутина, которую проходят школьники начальных классов на уроках ИЗО… Не все знают, но то же самое произошло с решением квадратных уравнений. В 16 веке устраивались рыцарские турниры по решению квадратных уравнений(!) Потом была найдена формула Виета, и теперь школьники легко решают эти уравнения. Раньше изобретательство было уделом единиц. Сегодня разработана Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) и школьники делают изобретения не хуже, а часто и лучше именитых академиков.

То есть уровень гениальности человечества неуклонно сдвигается вправо.

 

ПИРАМИДА МАСЛОУ

Как же люди становятся гениями? Что ими движет? Почему? Зачем им это надо?

Человеческую личность определяют ее потребности.

Потребности человека можно рассматривать, как источник возникновения мотивации - процесса побуждения себя или других к деятельности для достижения личных или общественных целей.

Существует множество теорий мотивации, которые анализируют и структурируют потребности человека, заставляющие его действовать, так или иначе. Авторы многих теорий: Мак-Клиланд, Герцберг, Маслоу и др. исходят из предпосылки, что человек испытывает потребности при недостатке чего-либо в физиологическом или психологическом аспекте. И, соответственно, потребности бывают разного порядка: первичные (физиологические) и вторичные (психологические). Схема потребностей по Маслоу:

По Маслоу, человек будет стремиться удовлетворить в первую очередь самые важные, насущные потребности, и, как только это ему удается, они перестают быть движущим мотивом, уступая место следующей по важности потребности.

Когда наиболее сильные и приоритетные потребности удовлетворены, возникают и требуют удовлетворения следующие, стоящие в иерархии следом за ними. Когда и они удовлетворяются, происходит переход на следующую ступень лестницы факторов, определяющих поведение человека.

Следует подчеркнуть, что низшие потребности насыщаемы. Я не могу съесть пищи больше, чем в меня влезет. И только потребность в творчестве принципиально ненасыщаема, она-то и служит движущей силой развития человека и человечества.

Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении (творчестве) никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.

Однако самоактуализации достигает лишь небольшое число людей, они то и являют собой пример полноценного развития личности. А большинству не удается достичь удовлетворения даже низших потребностей...

От осознания человеком себя, как физиологического, либо социального, либо духовного существа, зависит цель его жизни.

И чем выше эта цель, тем больше "идеальность жизни" и тем больше это "жизнь для других".

Можно легко лишить человека его физиологических или социальных потребностей, отсекая все ресурсы их удовлетворения (например, одиночные камеры Шлиссельбурга, Нерчинские рудники, а в нашем столетии - Гулаг). Но лишить его духовных потребностей невозможно, они неуничтожимы и ненасыщаемы.

Человеческая история знает множества примеров тому, как в одинаково невыносимых условиях одни умирали, лишенные привычного окружения, а другие обретали научные идеи, вынашивали литературные произведения, разрабатывали философские концепции.

И они оставались в людской памяти и им многим обязана человеческая культура.

Изменение цивилизации во времени от прошлого к будущему обычно оценивается по оставленному культурному наследию.

Если определить культуру, как результат деятельности человека, удовлетворяющий его духовные потребности и имеющий общечеловеческую ценность, и определить творчество - как процесс деятельности человека, направленный на создание произведений, удовлетворяющих его духовные потребности и отличающийся объективной новизной, то рост культуры человека определяется ростом его "творческости" - прозрения в мир мыслей, чувств и идей, ростом его духовных потребностей.

Общечеловеческие ценности - это ценности вечные, безусловные, общеразумные. Критерии их оценки и признания лежат в области нравственности. (Нельзя отнести создание оружия для уничтожения человека к общечеловеческим ценностям...).

Общечеловеческие ценности ориентированы на нравственность, как высочайшую надсистему для человека.

Каждый человек, принимая то или иное решение, всегда делает выбор, руководствуясь голосом своего тела, своего рассудка или своей души.

К сожалению, существующая система ценностей приравнивает успех к деньгам, так что обладание деньгами есть одновременно и успех и символ успеха. Тем, кто не может выразить достижения непосредственно в денежных суммах, отводится невысокое место в иерархии общественных положений. Стремление произвести впечатление превратилось в такую неотвязную заботу, что внешние приметы успеха ценятся больше, чем сам успех.

Модель Маслоу - это явно слишком жесткая схема: жизнь показывает, что не обязательно ПОЛНОСТЬЮ удовлетворять низший уровень потребностей для включения высших. Вспомните нищих художников и поэтов, скромных ученых и писателей, чьи труды послужили вехами в истории человечества. Все потребности пронизывают поведение человека, приоритеты формируются на основе прежнего опыта человека, изменения внешних условий, придавая разные "удельные веса" разным потребностям.

 

Значение творческого уровня для человека и фирмы

Обратите внимание, что существуют глубокие аналогии в потребностях человека, как члена общества и в потребностях организации (фирмы), как члена социума. Присмотритесь: любой фирме необходимо удовлетворять "физиологические" (связанные с ее технологическим процессом) потребности; любая фирма стремится к безопасности; хочет принадлежать к определенному социальному слою; хочет выглядеть престижно... А во многих ли фирмах задействован "творческий уровень"? К сожалению - нет.

Устремленность к близким целям - главная опасность в развитии большинства сегодняшних фирм. Такая стратегия и тактика развития закономерно приводит к гибели.

    1 уровень: деньги - оборотные, - основные средства, оборудование, кадры, клиенты, знания, технологии, помещения, информация, культура работы.

    2 уровень: законы, - механизмы реализации, правопорядок, менеджмент (внутренний и внешний), маркетинг, реклама, развитие (два пути: диверсификация и присоединение к др. бизнесу).

    3 уровень: имиджевая реклама, акции PR, осознание миссии, социально значимое дело, ассоциации - менталитет дела и создание соответствующего культурного пространства).

    4 уровень: торговая марка (ТМ), фирменный стиль, активное участие в политической и социальной жизни.

    5 уровень: позиционирование, как сужение сферы деятельности и расширение рынка, уникальность и востребованность, изменение и формирование системы ценностей.

 

ЧТО ОСТАВИМ ПОТОМКАМ?

Можно расставить приоритеты потребностей в сравнении с пирамидой Маслоу и получить "Пирамиду значимости человеческих целей": от целей "для Я" до целей "для Человечества", обладающих общечеловеческими ценностями:

 

Жизненная Стратегия Творческой Личности (ЖСТЛ)

В конце 80-ых годов автор ТРИЗ Г.С.Альтшуллер с учениками проанализировал биографии нескольких десятков творческих личностей, оставивших след в истории человечества. В результате создана Теория Развития Творческой Личности (ТРТЛ) в которой четко выявилась устремленность таких людей вверх по "лестнице Маслоу". Было выявлено 6 взаимосвязанных качеств творческой личности [Верткин И.М. Бороться и искать. В сб. Нить в лабиринте. Петрозаводск, "Карелия", 1988. ISBN 5-7545-0020-3 с.78-79.]:

  1. Наличие новой или не достигнутой значительной общественно полезной достойной цели (или системы целей);

  2. Наличие программы (или пакета программ) достижения поставленной цели и контроля за выполнением этих программ;

  3. Желание и осуществление огромного объема работы по выполнению намеченных планов;

  4. Владение техникой решения задач, которые встречаются на пути к цели;

  5. Способность отстаивать свои идеи, выносить общественное непризнание, непонимание выбранного пути, умение "держать удар", верность цели;

  6. Соответствие достигнутых результатов (или соответствие их масштаба) поставленной цели.

Словно сильный магнит, составленная система качеств притягивала к себе примеры из биографий творческих личностей самых разных эпох и профессий. Было решено начать сбор картотеки. Работа оказалась столь плодотворной, что уже через год удалось подготовить первый выпуск "Сводной картотеки биографий".

Выявленная система качеств - это начальная разработка алгоритма таланта, алгоритма гениальности. Вполне естественно, что система качеств в настоящем виде не может еще претендовать на инструментальное, рабочее применение для "серийного", "промышленного" формирования творческих личностей. Исследования в этом направлении продолжаются, но основа, заложенная подходом с позиций объективных законов, уже есть.

Исследователей интересовало, почему люди без особых способностей, на первый взгляд, не отличающиеся ничем примечательным от своих сверстников, в среде которых они жили, оставляют на века след в истории нашей культуры. Почему кто-то становится Эйнштейном, Галуа, Амундсеном, а у кого-то это не выходит, несмотря на феноменальную память, великолепное образование и материальную обеспеченность.

 

Что такое Достойная цель (ДЦ)

Важнейший параметр творческой жизни - Достойная Цель (ДЦ). Что это такое?

Вот некоторые основные критерии достойной Цели [Альтшуллер Г.С. Найти идею. -Новосибирск, "Наука", 1-е издание 1986; 2-е издание 1991. ISBN 5-02-029265-6 с.212-215]:

  1. Новизна. Цель должна быть новой. Она может быть и старой, но тогда новыми должны быть средства для ее достижения.

  2. Общественная полезность. ДЦ - положительна, добра, направлена на развитие жизни.

  3. Конкретность. Не общие благие намерения, но чёткий комплекс задач, к решению которых можно приступить хоть завтра.

  4. Значительность. Может быть, следовало бы сказать смелее: ДЦ должна быть великой, ибо ее достижение оплачивается великим трудом, а иногда и жизнью.

  5. Еретичность. ДЦ опережает свою эпоху, поэтому зачастую воспринимается как ересь, как нечто невероятное, неосуществимое. Она и в самом деле иногда недостижима, особенно в своей первоначальной формулировке.

  6. Практичность. Продвижение к Цели всё время должно давать конкретные практические результаты. Самая недостижимая цель может приносить конкретную пользу...

  7. Независимость. Большие коллективы нужны, когда Цель частично достигнута и перестала быть ересью. Поначалу же работу ведут одиночки или небольшие группы. Поэтому достижение Цели, хотя бы в первом приближении, как правило, доступно одиночным исследователям и не требует сложного и дорогого оборудования, которое "по карману" лишь большим коллективам.
 

Ограничения, накладываемые обществом

Что же делает общество для развития творческого потенциала своих членов?

Мне бы хотелось представить коллегам интересную модель, показывающую, каким образом внешнее окружение снижает уровень творчества в жизни любого человека. Эта модель появилась несколько лет назад в результате обсуждения вопросов ТРИЗ-педагогики автором этой статьи с известным тризовцем Николаем Хоменко и психологом Светланой Семеновой.

Родился Человек. Мы глубоко убеждены, что каждый человек потенциально талантлив! Однако современная наука не может предсказать, кем он станет, когда вырастет. Писателем? Поэтом? Художником? Ученым? Поэтому маленький человечек представляется родителям и ближнему окружению в виде этакого "пушистого множества" (FUZZY SET - англ.), где каждый лучик - потенциальная возможность творчества (рис.4).

Родители и ближнее окружение создают вокруг ребенка специальную "тепличную" атмосферу. Он все время, день и ночь, окружен теплом и заботой, вниманием и любовью. Каждый прожитый миг для него - творчество. Родители методом проб и ошибок пытаются нащупать самый главный "лучик" своего ребенка, лучик, который осветил бы ему всю его будущую жизнь. Они покупают карандаши и краски. А вдруг он - будущий великий художник? Покупают и читают книги. А вдруг он - будущий поэт? Покупают музыкальные игрушки и инструменты. А вдруг он - будущий музыкант?

Проходит время. Ребенок подрос, и его отдают в детский сад. Ситуация с творчеством в его жизни резко меняется. Теперь на одного или двух воспитателей в детском саду приходится 10-20 ребятишек. Воспитатели чисто физически не могут уделять каждому ребенку столько времени, сколько ему уделяли в семье. Воспитательный процесс становится на поток. Поэтому воспитателям удобнее, если все дети будут примерно одинаковыми, излишняя "пушистость" не поощряется, она мешает. Поэтому особо "пушистых" подстригают… Общими Программами обучения и воспитания, общими методичками для воспитателей и преподавателей, общими рекомендациями для родителей. Несомненным достоинством этого этапа является включение ребенка в групповую работу, первые шаги к его социализации. Однако расплата за это часто велика - потеря индивидуальности ребенка.

Через несколько лет ребенок приходит в школу. Еще один резкий переход, еще бОльшие ограничения на творчество и проявления индивидуальности растущего Человека. Теперь на одного преподавателя - 30, а то и 40 детей. О каком индивидуальном подходе можно говорить? Воспитательный процесс ужесточается. "Удельное время" преподавателя на каждого ребенка чисто физически еще более сокращается и составляет всего несколько минут в день. Чтобы в такой ситуации увидеть творческий "лучик" ребенка нужен, наверное, особый педагогический дар. Или технология выявления творческих возможностей человека.

Прошли годы. Ребенок окончил школу и поступил в ВУЗ. Теперь потоку из 200 человек читает лекции профессор. Один. На 200 Человек. Тут уже происходит полное обезличивание.

Но и это - не самый худший вариант. Бывает еще и армия. Где у одного офицера - сотни и десятки сотен, тысячи подчиненных солдат. Подстриженных "под ноль" и одетых в одинаковую форму. Внешне почти неразличимых… А кого интересует их внутренний мир? Их творческие "лучики"? Государственной военной машине не нужны творцы - ей нужны молодые специалисты - исполнители, "винтики" или "пушечное мясо" (рис.5).

Самое страшное, что точно такие же "винтики" нужны и всей государственной машине в целом! И не только в России, как это ни покажется странным и удивительным…

Этот механизм оболванивания и "винтикизации" представляется нам достаточно жестоким и универсальным.

Как же противостоять давлению внешних обстоятельств? Как ребенку сохранить свою "пушистость"? Есть несколько вариантов.

  1. Активизация ресурсов самого ребенка. Упорный, постоянный поиск путей творческой реализации ребенка. Маскировка и мимикрия под внешние обстоятельства при сохранении творческого начала Человека. Самостоятельность. Самообучение и самообразование.
    Задача ТРИЗ-педагогики, да и педагогики вообще - разработать технологию выявления этого творческого начала.

  2. Активизация ресурсов семьи и ближнего окружения для противодействия давлению внешних обстоятельств на всех этапах взросления ребенка.
    Задача ТРИЗ-педагогики в этом направлении - дать родителям и ближнему окружению конкретные, желательно даже алгоритмизированные, методики поиска и развития сильных творческих черт ребенка.

  3. Разрешение противоречия "массовое обучение и воспитание - индивидуальный подход" с помощью тризовских механизмов. Задача ТРИЗ-педагогики - внесение элементов творчества во все изучаемые предметы и курсы. Изложение этих предметов на основе ТРИЗ.

  4. Воспитание у ребенка самостоятельности, независимости и качеств творческой личности.

Конечно, представленная модель, как и любая другая, несовершенна. Однако я обращаюсь к вам, Коллеги: посмотрите, какое место в ней занимаете Вы лично? Что конкретно Вы можете сделать для своих детей и для своих учеников? Чтобы их "лучики" не угасли…

 

СТРАТЕГИЯ ДВИЖЕНИЯ ВВЕРХ - путь к Достойной Цели

И всё-таки тысячи ТЛ смогли перебороть машину винтикизации и поднялись к высотам творчества. Как?

Анализ сотен биографий ТЛ, проведенный Г.Альтшуллером и его последователями, выявил общие черты стратегии ТЛ. Оказалось, что сначала ТЛ выбирает направление (Н) работы (поиска, исследования). Затем собирается и анализируется информация (И) по этому направлению. После анализа - ставится творческая задача (З). Если она решена - наступает этап внедрения полученного решения (В).

Наиболее распространенная ошибка: ТЛ вкладывает ВСЕ СВОИ СИЛЫ во внедрение. На это тратятся годы и десятилетия. Более выигрышная стратегия ТЛ - выход в надсистему целей. На втором уровне ТЛ проходит тот же путь от выбора нового, надсистемного направления до постановки и решения задач.

Например, решая чисто техническую (изобретательскую) задачу многие ТЛ находили общие принципы развития систем. Это позволяло им переходить от решения узких технических проблем к постановке задач более высокого общетехнического или научного уровня.

Вот тут-то и необходимы методы творческого решения задач. Очевидно, решение одной задачи второго уровня требует решения десятков, а то и сотен задач первого уровня. То есть каждая задача второго уровня порождает "гроздь" задач первого уровня. Если нет методик, то задача решается методом проб и ошибок (МПиО), ТЛ может просто не хватить всей жизни для решения. В истории науки техники таких примеров сотни.

К.Э.Циолковский первоначально поставил перед собой узкую техническую задачу - создание металлического дирижабля. Однако, решая эту задачу, он вышел на более высокий уровень - управление полетами летательных аппаратов. В итоге им были сформулированы общие принципы реактивного движения. (примечание составителей сайта: см. также "Картотека биографий ТЛ") Но и это ещё не все.

Есть более высокий уровень постановки задач - уровень общечеловеческих ценностей и целей. Размеры планеты Земля конечны, а человечество непрерывно растет. Так Циолковский пришел к постановке новой, общечеловеческой задачи - освоения человеком космического пространства.

На третьем уровне каждая задача требует решения "грозди" задач второго уровня. А, как мы уже говорили, каждая задача второго уровня тянет за собой "гроздь" первоуровневых задач.

Выход в надсистему задач - проявление общего закона развития систем.

Решение задач третьего уровня требует распараллеливания решений задач 2-го уровня. К решению таких задач привлекаются целые коллективы людей.

Томас Эдисон всегда патентовал свои изобретения. Единственное не запатентованное - изобретение Научно-исследовательского Института. При изобретении аккумулятора в лаборатории Эдисона было сделано около 50 тысяч опытов! Ясно, что такой объем работы в одиночку выполнить невозможно… Да и задача освоения человечеством Космоса до сих пор не решена. Её решением занимаются сотни тысяч людей во всем мире…

 

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ БИЗНЕСА - ВЫХОД НА ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ

Пример. В 1948 году в Миннеаполисе, центре медицинской науки США, образовалась небольшая фирма "Медтроникс", которая сначала специализировалась на ремонте медицинских приборов для физиолечения (S1 на рис. 9).

В середине 50-ых годов в Миннеаполисе начали проводить операции на открытом сердце. Однако многие больные умирали во время операций или вскоре после них из-за сердечной недостаточности. Появилась потребность в разработке электрокардиостимуляторов. "Медтроникс" смогла удовлетворить эту потребность - был разработан стимулятор на электронных лампах, работающий от электрической сети. Родилась новая техническая система, стартовала новая S-кривая! (S2 на рис. 9). Процент успешных операций резко вырос.

В дальнейшем потребовались многие усовершенствования первого неуклюжего образца. В полном соответствии с ТРИЗовскими законами развития, "Медтроникс" разработала сначала автономный электрокардиостимулятор с питанием от автомобильного аккумулятора (S3 на рис. 9). Затем создала целую серию носимых стимуляторов, размером с сегодняшний аудиоплейер (S4 на рис. 9), которые спасли и продлили жизнь сотням тысяч людей на многие годы. Однако возникло и множество проблем: прибор носили на шее, а довольно объемный аккумулятор к нему - на поясе. С такими "украшениями" довольно неудобно спать, принимать душ, да и просто жить... Снова противоречие. И снова - потенциальный кризис.

"Медтроникс" с блеском решила целый клубок технических задач: был создан вживляемый под кожу электрокардиостимулятор со встроенной батарейкой питания. Для него потребовалось создать миниатюрные источники тока (S5 на рис. 9), потребовалось исследовать совместимость живых человеческих тканей с металлами и пластмассами (S6 на рис. 9), разработать уникальные электронные схемы (S7 на рис. 9) и т.д. Все это - новые S-кривые, новые технические системы. Но ведь это и новые производства, и новые ниши для бизнеса!

В итоге создано более тысячи модификаций вживляемых стимуляторов (для новорожденных, беременных женщин, пожилых, людей с самыми разными заболеваниями...) Миллионы ранее обреченных на смерть людей живут полноценной жизнью по 20 и более лет, работают в полную силу, рожают и растят детей, занимаются спортом, совершенно не замечая своего недуга.

Сегодня "Медтроникс" - мощная корпорация, имеющая свои филиалы во многих странах на всех континентах и входящая в десятку наиболее динамично развивающихся фирм США. Аккумуляторы, патент на которые принадлежит "Медтроникс" по несколько лет работают на американских космических аппаратах. При этом фирма.... продолжает производство и ремонт приборов для физиотерапии.

Понятно, что сегодняшние показатели Р в сотни и тысячи раз превосходят стартовые показатели Р1.

История развития фирмы "Медтроникс" - блестящий пример диверсификации бизнеса.

Диверсификация - лат. DIVERSUS (разный) + FASERE (делать) - разнообразие, разностороннее развитие. Для производства - одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий. Диверсифицировать - придать чему-либо разносторонний, комбинированный, многоотраслевой характер.

Однако, попутно возникают интересные вопросы: "Есть ли предел развития? А если есть, то какой? Куда стремится огибающая всех S-кривых? Какова конечная цель развития этой фирмы?" (Вектор М на рис. 9)

Оказывается, такая цель существует! Она называется МИССИЕЙ фирмы.

Точнее, существует целая система целей, наиболее высокой из которых и является миссия.

 

МИССИЯ ФИРМЫ - ДОСТОЙНАЯ ЦЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ

Миссия компании Медтроник, Миннеаполис, МН, США.

  • Содействовать благополучию и процветанию человечества, применяя биомедицинскую технологию в ходе исследований, разработок, изготовления и продажи инструментов и приборов, облегчающих страдания, восстанавливающих здоровье и увеличивающих продолжительность жизни.

Комментарий: Цель явно общественно полезная, недостижимая и еретичная. По некоторым данным ресурс жизни человека превышает 300 лет! По легенде Адам и Ева прожили по 999 лет. В 19 веке считалось, что человек умер, если он перестал дышать. В начале 20-го века появилось понятие "клиническая смерть", когда человека можно оживить через три минуты после остановки сердца. Во второй половине 20-го века считалось, что клиническая смерть продолжается 5-6 минут. Электрокардиостимуляторы продлили жизнь сотням тысяч обреченных на смерть больных.

  • Стимулировать рост в областях биомедицинской технологии, в которых компания располагает наибольшими ресурсами и возможностями; привлекать тех людей и приобретать те помещения и оборудование, которые будут способствовать производственному росту в этих областях; поддерживать постоянное развитие в этих областях посредством обучения и накопления знаний; избегать ведения операций в тех областях, где мы не можем предложить уникальную продукцию и внести ценный вклад в развитие технологии.

Комментарий: В этом пункте Цель конкретизируется, формулируется четкий комплекс задач, решить которые необходимо для ее достижения. При этом учитывается опыт фирмы, ее ресурсы и возможности их развития. Очень важным пунктом является ограничение, накладываемое на уникальную область деятельности организации. Именно это помогает избежать уходов в сторону от главной цели.

  • Прилагать все возможные усилия к изготовлению самой надежной продукции самого высокого качества; стать непревзойденным образцом для других предприятий в этой области промышленности и заслужить репутацию компании, отличающейся целеустремленностью, честностью, последовательностью в действиях и качественным обслуживанием.

Комментарий: Здесь рассматриваются еще более подсистемные задачи: повышение надежности и качества продукции. И, через это - повышение имиджа компании.

  • Извлекать достаточную прибыль из текущих операций компании, позволяющую выполнять наши обязательства, поддерживать постоянное расширение производства и решать стоящие перед нами задачи.

Комментарий: Обратите внимание: у большинства российских предприятий эта цель стоит на первом месте! На самом деле она должна лишь "обслуживать" ДЦ, Миссию фирмы.

  • Высоко оценивать личный вклад служащих компании, обеспечивая безопасные условия работы, позволяющие получать моральное удовлетворение от выполненной роботы, предусматривать возможности выдвижения на вышестоящие должности и поощрения сотрудников, способствовавших успеху компании.

Комментарий: Как грамотно используются все, особенно высшие уровни "Пирамиды Маслоу" для мотивации персонала компании!

  • Поддерживать в компании высокий дух гражданственности".

Комментарий: До этого, к сожалению, российским компаниям еще далеко… Но мы туда идем.

 

ВЫГОДЫ МИССИИ

  • Единство целей организации и всех ее членов. Это позволяет избежать "шараханий" в развитии фирмы, сфокусировать усилия команды на достижение общей цели.

  • Каждый сотрудник фирмы четко видит свое место в системе целей фирмы, видит, какой вклад вносит он лично в конечный результат ее деятельности.

  • Формулировка общечеловеческих целей позволяет максимально использовать творческий потенциал каждого сотрудника.

  • Каждый сотрудник видит возможности своего роста.

  • Самое главное преимущество - привлечение общечеловеческих ресурсов к развитию Вашего конкретного Дела.

Последний пункт не очевиден. Тем более интересно выявить, каким образом это происходит?

 

ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ МИССИИ - привлечение общечеловеческих ресурсов

Мы уже упоминали о том, что существует объективная закономерность выхода в надсистему целей, как для отдельного человека, так и для организации. Однако до последнего времени был неясен внутренний механизм такого перехода. Почему фирме ВЫГОДНО решать более общую задачу? Нам удалось найти этот механизм.

Для того чтобы развивать системы (технические, педагогические, социальные, экономические и т.д.), нам необходимо знать - что такое "Система"? Вспомним классическое определение "Системы" Александра Богданова: Системой называется совокупность элементов и связей между ними, обладающая свойством, не сводящимся к сумме свойств элементов.

Другими словами, целое больше, чем простая сумма частей. Элементы - это "кирпичи", из которых строится "Система", связи между ними. Функции элементов - тот "строительный раствор", который их соединяет. Как видим, по определению, "Система" должна состоять, как минимум, из двух связанных, взаимодействующих друг с другом элементов (подсистем), создающих новое "системное свойство". На рис. 10а оно показано, как "SYS 1". Это новое "системное свойство" часто называют сверхсуммарным эффектом, синергизмом или эмерджентностью.

Если мы добавим к существующей системе третий элемент Э3 и организуем новое взаимодействие с новым сверхсуммарным эффектом, то получим новую, более сложную систему "SYS 2", надсистему для SYS 1 и Э3 (рис. 10б).

Подчеркнем, что системное свойство - это новое качество суммы изначально независимых элементов, объединенных своими новыми связями в новую "Систему". Элементы могут быть материальными, и тогда мы создаем конструкции, механизмы, машины, устройства. Элементы могут быть нематериальными (понятия, идеи и т.д.) и тогда мы строим мысленные модели, создаем научные теории, системы знаний.

Любую систему мы создаем для достижения какой-то цели. При этом связь между элементами системы, функции этих элементов ф1 и ф2 системы элементов всего два, как и их функций. Процесс функционирования и есть процесс достижения цели. Это можно представить графически (рис. 11). Если мы усложним систему, поставим для нее более надсистемную цель (Ц2), то и число элементов и число функций удвоятся (рис. 11).

Если продолжить этот процесс, то при каждом шаге вверх, в надсистему целей, мы обнаружим, что ресурсы для развития Дела, как минимум, удваиваются.

Вспомним теперь одну из формулировок закона повышения идеальности систем: Функцию выполняют ДРУГИЕ элементы системы.

Чем выше мы поднимаемся в надсистему целей, тем больше у нас ДРУГИХ элементов, ДРУГИХ, невидимых внизу надсистемных ресурсов. А это означает, что у фирмы появляются новые варианты развития.

Это - объективный закон!

Так куда же идти?

Ответ ясен - в надсистему целей, к ДЦ каждого человека, к Миссии каждой фирмы.

 

вверх


(c) 1997-2003 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
(с) 1997-2003 OTSM-TRIZ Technologies Center


http://www.trizminsk.org

26 Dec 2003