НАЧАЛО
оглавление

ФОНД-АРХИВ ГЕНРИХА АЛЬТШУЛЛЕРА (Г.АЛЬТОВА)

ВЫПУСК 6. декабрь 1999

Валентина Николаевна Журавлева
185007 Петрозаводск, Чкалова, 49-А, кв.32, тел.: (814-2) 72-26-51
genrich@karelia.ru


ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО!

О ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ

ЗАДАЧА

ЗАДАЧА - ПОДАРОК


После выхода книг по ТРИЗ и перевода их за рубежом Альтшуллер стал получать приглашения на научные конференции, конгрессы из Дальнего зарубежья. К сожалению, он не мог выехать ни в одну страну. Было правило: должна официальная организация в СССР взять ответственность за выезд. Таковых организаций у Альтшуллера не было.

После перестройки можно было бы выехать по приглашению, но здесь причиной невыезда была болезнь. Альтшуллер стал получать информации от тризовцев - о проведенных научных конгрессах, конференциях, ярмарках - за рубежом. После получения информации - давал свои информации российским тризовцам.

Продолжим эту традицию. Предлагаю Вашему вниманию интервью профессора Купрюхина Анатолия Ивановича (г.Новосибирск) - о "Первом Европейском ТРИЗ-конгрессе (Австрия, Вена, январь 1999 г)". Сокращения в интервью: А.И. - Анатолий Иванович Купрюхин, В.Я. - Козлова В.Я.


ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО!

Беседа с профессором кафедры АСУ Анатолием Ивановичем Купрюхиным, участником первого Европейского ТРИЗ-конгресса.

"В.Я.: Анатолий Иванович, я слышала, что Вы недавно вернулись с какого-то Европейского конгресса, поэтому хотелось бы задать несколько типовых вопросов - Что? Где? Когда? Как?

А.И.: Да, вы правы, я недавно вернулся из Австрии, там в Вене я открывал первый Европейский конгресс по ТРИЗ - ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ, а если быть точнее, то по теории сильного мышления, это как раз то, во что ТРИЗ превратилась сегодня, развиваясь каждодневно. Проводили этот конгресс институт содействия предпринимательству и торгово-промышленная палата Австрии. Участников было более сотни - это инженеры, ученые и предприниматели со всей Европы.

Кроме меня с докладами выступали профессора - Ройзен из Вашингтонского университета, Линдеман из Мюнхенского технического университета, Бибершик из Венского технического университета, доктора Зебахер и Херб из Вены, а также дипломированные инженеры, внедряющие тризовские разработки в промышленность.

В.Я.: Простите, Анатолий Иванович за нескромный вопрос - а как вы туда попали?

А.И.: Вы знаете, нет ни одного человека, который не задал бы мне этот же вопрос.

Во-первых, я вот уже более двадцати лет нахожусь в тризовском информационном пространстве, во-вторых, я член международной ассоциации ТРИЗ, в-третьих, я эксперт-консультант Сибирского учебного коммерческого центра, а он во главе с его генеральным директором Владимиром Ивановичем Мамоновым находится в тесном контакте с организаторами Европейского конгресса. Проезд и гостиницу оплатили организаторы конгресса.

В.Я.: Кто еще из Новосибирска кроме вас был в Вене?

А.И.: Вы знаете, как ни странно, но я был единственным представителем не только Новосибирска, но и России. Почему? Не знаю!

В.Я.: А теперь самый раз спросить, что же это за теория, которая так интересует Европу?

А.И.: Это Российское детище. Автором и основным разработчиком явился инженер Генрих Саулович Альтшуллер, который и создал ТРИЗ - как единый организм включающий в себя концепцию, стратегию творчества и инструментарий творческого процесса.

Обычно человек, развивая любую систему, считает, что он "Бог и царь" и может работать по принципу, "что хочу, то и ворочу". Но отличный результат получают лишь те, кто ПОВЕЛЕВАЕТ системой, ПОВИНУЯСЬ законам природы и законам развития самой системы. Отсюда, образно выражаясь, и базируются те ТРИ КИТА, на которых стоит современная ТРИЗ-технология.

Первый кит - все системы развиваются закономерно. Эти законы выявлены и апробированы.

Второй кит - все системы развиваются в направлении вектора идеальности по эс-образным жизненным циклам.

Третий кит - введение аксиомы, что в основе развития любой системы лежат ПРОТИВОРЕЧИЯ, определяющие творческую составляющую процесса развития.

Суть этой аксиомы проста, если есть противоречие, то есть творческая задача, нет противоречия - нет творческой задачи.

Эта концепция, развиваясь, обросла алгоритмами, информационными фондами, приемами, соответствующим инструментарием, рекомендациями, обучающими программами и т.д. В результате эта теория превратилась в инструмент сильного оригинального опережающего мышления, исключающая пресловутые инсайты и озарения, так почитаемые нашими психологами, изучающими творческие процессы.

В.Я.: Ну и что это дает, образно выражаясь, скажем, "рязанскому колхознику"?

А.И.: Это позволяет традиционно трудные профессиональные задачи высоких уровней творчества сводить к задачам первого-второго уровня, резко снижая "муки творчества" и получая отличные результаты при минимальных факторах расплаты за процесс творчества. Другими словами стиль мышления человека, скажем, "рязанского колхозника", владеющего ТРИЗ-технологией приравнивается к стилю талантливого вундеркинда. Если вспомнить мистера Кольта, то можно сказать так:

    Бог создал одних людей - СИЛЬНЫМИ,
    Других - СЛАБЫМИ,
    Мистер Кольт изобрел 45 калибр
    И……УРОВНЯЛ ВОЗМОЖНОСТИ!

Это один к одному справедливо и в нашем случае, поскольку ТРИЗ поднимает возможности творческого потенциала любого человека до уровня таланта.

В.Я.: Значит, как вы говорите, ТРИЗ-технология широко используется у нас в России?

А.И.: Не совсем так. Несколько десятков обученных тризовцев используют это в своей деятельности. В большинстве же случаев ТРИЗ-технология не востребована как инструментарий сильного мышления. Мало того, в России до сих пор идет процесс отторжения этой теории, в основном со стороны психологов и педагогов. Они до сих пор ставят под сомнение вопрос, можно ли обучать творчеству. Например, самая последняя работа по психологии и педагогике высшего образования под руководством Сергея Смирнова ставит под сомнение возможность обучения творчеству. Цитирую : "Широкую известность получили попытки обучать деятельности изобретателя… Однако, по мнению большинства психологов, такая постановка вопроса не имеет смысла, ибо в само определение творческой деятельности входит ее неалгоритмический характер".

А дальше идут ссылки на исследователей "лучезарного" Запада - Тейлора, Фрейда, Роджерса, Джеймса, Вуртона и т.д. А "лучезарный" Запад проводит первый европейский конгресс вопреки мнению большинства российских психологов. Получается, извините, досадный парадокс.

Учебное пособие Смирнова формирует негативное отношение психологов и педагогов высшей школы, поскольку мы свято верим в напечатанный текст, и мало у кого хватит времени и желания разобраться с этим вопросом. Может сработать эффект "аристотелевой мухи".

В.Я.: Простите, Анатолий Иванович, мне что-то не известен этот эффект.

А.И.: Помните времена схоластики - чего нет в учении Аристотеля, то не наука, а что есть, то не подвергается сомнению. Аристотель в одном из своих трактатов написал, что у мухи восемь лап. Тысячу лет человечеству понадобилось, чтобы опровергнуть это, хотя всего-то и надо было для эксперимента поймать муху и посчитать количество лап.

Кроме того, подобное умозаключение Смирнова о том,что не имеет смысла обучать творчеству на основе ТРИЗа, сделано по литературным источникам двадцатилетней давности, то есть на первых шагах развития ТРИЗа.

В.Я.: А как дела обстоят у нас в университете?

А.И.: Мне, как основному распространителю тризовских идей у нас в университете, повезло. Никаких явных запретов не было. По мере развития тризовского аппарата я знакомил с ТРИЗом слушателей на факультете повышения педагогического мастерства (был такой факультет), факультете повышения квалификаций различных уровней. С легкой руки Евгении Анатольевны Музыченко (она тогда заведовала учебным отделом) было приобретено десять пакетов "изобретающей машины". А по всей стране ТРИЗ тогда был под запретом. Да он и сейчас в большей мере не востребован.

В.Я.: Почему же тогда Запад интересует наш ТРИЗ?

А.И.: Запад - другое дело. Другие приоритеты, другие коэффициенты чувствительности к новизне. Возьмем, к примеру, тризовскую фирму в Америке под руководством профессора Зиновия Ройзена. Его услугами успешно пользуются виднейшие фирмы мира. Например, Боинг, Кодак, Форд, Жиллет, Ксерокс, Пакард и т.д. Это те фирмы, которые я запомнил в разговоре с ним. Особенно меня поразило, что тризовской информацией пользуется NASA.

Как видите, это процветающие фирмы мирового значения. А наша промышленность "бодро" идет ко дну и никакая ТРИЗ им не нужна.

В.Я.: Уточните, пожалуйста, при решении каких задач эффективно применение ТРИЗа?

А.И.: Не надо забывать, что ТРИЗ - это инструмент сильного мышления, а мышление - это общечеловеческая ценность, и применять его можно в любых ситуациях, начиная с семейных проблем, и кончая сугубо профессиональными творческими проблемами. Традиционно ТРИЗ применяется для решения профессиональных творческих задач - технических, технологических, конструкторских, а также анализа и прогноза развития систем, а также синтеза систем по законам развития. Кстати, о законах развития. Технократический стиль мышления зачастую игнорирует законы природы, отказываясь их признавать. На последней сессии по экологии в решение ООН вписано : "…не унижать человека перед законами природы". То есть - это, как говорит А.Н.Дмитриев, своеобразная война природе со стороны техногенно оснащенного общества. Это наводит на мысль, что необходимо изменять стиль мышления, отказавшись от технократического в пользу гуманистического, то есть к очеловечиванию человека.

Нетрадиционное использование ТРИЗ - это решение исследовательских задач методом обращения и поиск новых концепций; диверсионный и функционально стоимостный анализ; управление бизнес-идеями : это разрешение административных противоречий в задачах менеджмента, маркетинга и рекламы; творческая педагогика и маркетинг развития личности; консалтинг по стратегиям управления развитием фирм.

В.Я.: Это все хорошо. Но скажите, где можно непосредственно применить ТРИЗ-технологии в нашем университете?

А.И.: Я как-то выступал в "Энергии" по проблемам образования, говорил о концепции перестройки образования с минимальным фактором расплаты. Наша система образования научилась производить профессиональных специалистов на достаточно высоком уровне, что подтверждает эрозия специалистов в развитые страны. При плохом высшем образовании это принципиально исключено. Для того, чтобы соответствовать условиям быстроменяющихся рыночных отношений, необходимо внедрить новую концепцию обучения, дополнив профессионализм креативным стилем мышления, то есть созданием би-системы, обладающей сверхэффектом. Креативный стиль мышления позволяет оригинально мыслить, выдвигать опережающие идеи, а профессионализм позволяет их реализовывать на высоком уровне, обеспечивая тем самым конкурентно способность и динамику устойчивого развития фирмы. Эту концепцию я сравниваю с курицей, несущей золотые яйца. Кроме того, ТРИЗ позволяет разработать совершенно новую оригинальную концепцию деятельности инженера для реализации стратегии проектирования технических систем с минимальными факторами расплаты на всем жизненном цикле. В основе этой концепции лежат разработки Игоря Иловайского и "диверсионный анализ" систем Бориса Злотина.

Я думаю, что ответил на ваш вопрос. Если хотите, это может явиться темой отдельного разговора.

В.Я.: В первой стратегии вы объединили творца и профессионала в одну систему, хотя раньше вы их противопоставляли.

А.И.: Боже упаси. Каждый занимает свою нишу и занимается своими делами. Профессионалов готовят поточные системы образования. Они стереотипно профессионально мыслят, они взаимозаменяемые, тогда как творец - штучный и незаменяемый.

В.Я.: Анатолий Иванович, хотелось бы примерчик.

А.И.: Пожалуйста. На пути из Вены в Москву на борту самолета мне попалась газета "Новые известия", где сообщается удивительный факт, касающийся нашего разговора. В конце декабря прошлого года ракетой-носителем "Протон" были выведены на орбиту три российских спутника. Один из них не вышел на связь. Собрали суперспециалистов, разработчиков, главных конструкторов, ученых, академиков. Идей - море, а результатов - ноль. Все правомерно. Профессионалы сильны лишь в штатных ситуациях. Молодой подполковник Олег Бондарь предложил оригинальное техническое решение - идею, до которой никто из ведущих суперспециалистов космической отрасли не мог додуматься. Идея "дикая", нестандартная, но… рискнули, иначе бы Россия потеряла 11 млн. долларов. Спутник вышел на связь с землей. Вот вам пример значимости креативного стиля мышления.

В.Я.: Анатолий Иванович, были ли вам предложения по дальнейшему сотрудничеству с зарубежьем?

А.И.: Да. Были предложения заключить контракт на два года с Францией, на год с Южной Кореей. Сейчас пришло предложение из США по участию в совместном написании монографии.

В.Я.: Ну и как?

А.И.: Думаю. Думаю. Думаю.

В.Я.: Ваши общие впечатления и что вас поразило?

А.И.: Первое - это четкая организация конгресса, четкий синхронный перевод. Хочу отметить оперативность. В часовом докладе я предложил новую схему, которой не было в подготовленных материалах конгресса. Это - причинно-следственная диаграмма технологического этапа творческого процесса и качеств творческой личности, необходимой для результативной деятельности. Через 10 минут после моей демонстрации она была у каждого участника конгресса.

Второе - это библейская притча о пророке в собственном отечестве.

Третье - удручающе тягостное впечатление. С одной стороны, оно и понятно, что любое достижение, хотим мы этого или нет, непременно становится достоянием всего человечества. ТРИЗ-технология родилась в России (это радостно) и должна быть, по-доброму, максимально использована у нас, но она не востребована, в отличии от зарубежья (это грустно). Достаточно вспомнить судьбу изобретающей машины. Родившись в 1992 году в Минске, в настоящее время перекочевала вместе с ее создателем Валерием Цуриковым в Америку. И, как говорится, "обратной дороги" нет. Последняя версия разработана на английском, японском и немецком языках. В России нет ни одного экземпляра. Показательно, что фирма Моторолла закупила тысячу экземпляров изобретающей машины, и каждый инженер фирмы обладает гибридной интеллектуальной системой поддержки творческих процессов. Россия об этом и мечтать не может. Словом, ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО!

Вопросы задавала В.Я.Козлова."

 

 

До принятия законов по авторскому праву в России некоторые зарубежные редакции переводили и печатали материалы по ТРИЗ, не спрашивая разрешения. Пока готовили к печати - материал устаревал. Вот что писал Альтшуллер по этому поводу (24.XI.1990 г.): "В конце 1988 г. я получил оттиск журнальной статьи (на английском языке), написанной американским специалистом по проектированию Т.Арцишевским. Статья называлась "АРИЗ-77 - новый метод проектирования" (том 22, №2, с.796-820), название журнала "Проектирование: методы и теории", издатель и спонсор - Калифорнийский политехнический институт. Как гордо сказано на второй странице обложки: "Журнал распространяется в 40 странах всех континентов". (Насчет всех континентов - пожалуй, преувеличение: вряд ли журнал пользуется массовым спросом у жителей Антарктиды).

Статья Т.Арцишевского написана с пониманием и добросовестно, но - на устаревшем материале. Поэтому я послал в редакцию необходимые материалы. На днях в Петрозаводск (через Баку) прибыл свежий номер этого журнала: том 24, выпуск №2, апрель-июнь 1990 г. Опубликована моя статья - "Теория решения изобретательских задач" (с.1216-1222), тоже не вполне современная.

ТРИЗ развивается стремительно, статьи обзорного типа существенно устаревают уже за год-полтора. Ускорение журнальных публикаций от нас не зависит. Видимо, при подготовке статей (особенно обзорных) надо энергичнее подчеркивать быстрое изменение и развитие ТРИЗ. Можно назвать это эффектом синей птицы (см. известную пьесу Метерлинка). Еще одна рекомендация: в списке литературы полезно давать хотя бы несколько названий статей и книг, выпуск которых запланирован на будущее - хотя бы на ближайшие 2-3 года".

 

 

В канун XXI века вспомнила задачу (литературную), которую давал Альтшуллер на занятиях по РТВ (задачу решали по Фантограме): "Придумайте новую сказку или сюжет мультфильма - про мышей". Рассматривал решения слушателей на трех занятиях. В итоге Альтшуллер сформулировал задачу-сказку: "Итак, конец XXI века. В один прекрасный день по Всемирному ТВ детям показали старинный (и очень знаменитый!) мультипликационный фильм о мышонке Микки-Маусе. Ясное дело, дети стали звонить и писать Главному Директору Всемирного ТВ: хотим видеть живого мышонка! Директор, естественно собрал чрезвычайное совещание. Как найти мышонка, если мыши (сохранились ли они?!) прячутся в глубоких подземельях, куда невозможно ни пройти, ни пролезть...

Собственно, сюжет первой серии сказочного мультфильма готов!

Вторая серия начнется мудро и оптимистично: Главный Директор решил отправить на поиски мышей спецгруппу - семерку котов. Представляете, какая роскошная серия - отбор котов? Медкомиссия, собеседование, звонки сверху, экзамены. Самое пикантное, что отборочная комиссия сама не знает, какие качества нужны для поиска мышей.... Дети на всей планете следят - кого отберут. Очень выигрышная ситуация для рассказа: семь котов, семь разных характеров (полисистема)... Конец второй серии.

Далее, казалось бы, надо бросить котов на поиски мышей. Но есть более выигрышный ход. Снова сформулируем противоречие: "Коты есть, котов нет". Первая половина противоречия понятна: коты официально зачислены в списке спецгруппы, получают усиленное трехразовое питание... А что значит "котов нет"? Только одно: спецгруппа бездействует, не ловит мышей. Объяснение противоречия: идет учеба! Эти интеллектуалы, коты XXI века, никогда не видели мышей и вообще морально как-то не подготовлены к выслеживанию и дракам. Итак, серия третья - учеба. Академический вариант: профессора, лекции, семинары, зачеты, таблицы, графики, схемы... Один кот сбегает. Другой уходит в науку: у него возникла гипотеза, что поскольку когда-то были летучие мыши, возможно, существовали и летучие коты; нужны археологические раскопки. Серия кончается тревожно: спецгруппа вот-вот распадется. Противоречие: "Учеба есть и учебы нет". Четвертая серия: за обучение берется отставной полковник...." (Прим. В.Ж.: После обкатки задачи на занятиях Альтшуллер включил задачу в книгу "Найти идею". Новосибирск, изд. "Наука". 1991, 2-е издание, дополненное. Книга является изложением основ классической теории и всех приложений к ней в наиболее завершенном виде).

 

 

Подарок к новому 2000 году - задача, составленная Альтшуллером:

"Задача Аристотеля: Древнегреческий ученый, философ Аристотель (384-322 г.г. до н.э.), ничего не утверждая, ставил красноречивые вопросы: почему от некоторых болезней заболевают, когда соприкасаются с больным, а от здоровья никто не выздоравливает?" (из книги О.В.Барояна. "Закономерности и парадоксы". М., 1986, с.16-17, изд."Знание"). Помогите Аристотелю найти ответы на эти вопросы."


Альтшуллер печатал и рассылал информации (о проведенных и готовящихся семинарах, о выходе книг по ТРИЗ, какие книги полезно прочитать, по каким программам проводить занятия и т.д. и т.п.). В папке с информацией лежал недописанный рукой Альтшуллера лист бумаги (сделаны вставки и некоторые слова зачеркнуты). Он писал: "Информация для разработчиков и преподавателей ТРИЗ. Об одном возможном профзаболевании специалистов по ТРИЗ. Предупреждение.

Возникновение каждого принципиально нового орудия труда сопровождается появлением новых ("своих") профзаболеваний. Так, например, кессонная техника строительства и глубоководные спуски "подарили" человечеству кессонную болезнь. Открытие и применение радиоактивности принесло лучевые заболевания.

ТРИЗ - новая "машина" для решения интеллектуальных задач. Создание и внедрение этой "машины" неизбежно повлечет за собой формирование специалистов по обучению, применению и развитию ТРИЗ - новой профессиональной группы людей со своими специфическими профзаболеваниями. Насчет одного из таких заболеваний я и хочу сообщить коллегам по ТРИЗ.

Сразу подчеркну: это лишь предупреждение. Нет необходимой статистики. У человека, который в первый раз попал под один из первых автомобилей, тоже не было необходимой статистики. Но были, думается, все основания (была даже обязанность) предостерегающе воскликнуть: "Берегись автомобиля!" Статистика накопилась чуть позже.
х х х"

(Прим. В.Ж.: К сожалению, на этом запись прерывается. Вопрос по этой Информации: Какое возможное профзаболевание специалистов по ТРИЗ имел ввиду Альтшуллер?).


ВНИМАНИЕ: Пожалуйста, письмо в прицепленном файле присылайте с расширением .rtf

Тогда нет проблем с кодировками.

Здоровья, творческих успехов в 2000 году!

 

 

185007 Петрозаводск, Чкалова, 49-А, кв.32. Фонд-Архив Г.Альтшуллера (Г.Альтова).
E-mail: genrich@karelia.ru juna@karelia.ru
тел. (814-2) 72-26-51. Журавлева Валентина Николаевна.

 

вверх
оглавление



(c) 1997-1999 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
(с) 1997-1999 OTSM-TRIZ Technologies Center


http://www.trizminsk.org

19 Dec 1999