НАЧАЛО
оглавление

ФОНД-АРХИВ ГЕНРИХА АЛЬТШУЛЛЕРА (Г.АЛЬТОВА)

ВЫПУСК 11. Сентябрь-октябрь 2000

Посвящается дню памяти Альтшуллера - 24 сентябя

Валентина Николаевна Журавлева
185007 Петрозаводск, Чкалова, 49-А, кв.32, тел.: (814-2) 72-26-51
genrich@karelia.ru


Альтшуллер был талантливым учителем. Какое это счастье - быть нужным каждому. Многое оставалось за кадром от слушателей, от преподавателей - подготовка каждого занятия, каждого проведенного семинара. Он служил ТРИЗ - 24 часа в сутки. Когда приезжал с семинаров, на свежую память записывал задачи, их решения. Выстраивал шаги по алгоритму. Брал аналогичные задачи и решал по алгоритму. Иногда над шагами алгоритма мучился долгое время (эпизоды о "муках творчества" Альтшуллера вошли в мои мемуары).

Мне задали вопрос: "Альтшуллер писал по несколько страниц на одном вдохновении и передавал на машинку?"

Нет, нет и нет. Он очень много правил. Видела, какой это был трудный процесс написания. Писал, исправлял - передавал на машинку. Снова исправлял и снова передавал на машинку. Это продолжалось долго. Казалось иногда, что здесь уже нечего исправлять. Все равно найдет, например, что не так сформулирована фраза. И снова отдавал на машинку... Рукопись должна отлежаться, и через некоторое время читал и вносил исправления. Он был одновременно писателем и редактором своих произведений.

Писал размашисто и крупно. Оставляя место между строчками, чтобы можно было вставить, исправить слово. При этом не дописывал окончания слов. Был случай, когда написал довольно много страниц с исправлениями и вставками, а нужно было выгуливать собачку Тома. Она всегда сидела у его кресла и не тревожила, но стоило Генриху встать, тут же вскакивала и кружилась около него - ждала заветного слова "гулять".

Генрих оставил мне около машинки написанные листы и ушел с собачкой. Я стала разбирать написанное и печатать. Вот тут у меня появилась идея написать рассказ "Второй путь". В рассказе речь шла о подготовке на Земле двойников для астронавтов. Двойнику достаточно было одного слова, восклицания, даже интонации, чтобы понять с полуслова астронавта. Двойник мог, в случае необходимости, расшифровать текст, присланный астронавтом с Далекой планеты.

Из нашей семейной жизни (длиною в 42 года) можно составлять сюжеты и брать идеи для написания рассказов. Решая с сыном задачи по математике, Генрих превращал занятие в игру на воображение. Конечно, изображал Генрих. Эти эпизоды вошли в мой рассказ "Снежный мост над пропастью".

Он очень хотел сыграть со мной сцену по его рассказу "Полигон "Звездная река". Выбрал место для съемок на бульваре (узкую аллею со скамейкой). Договорился, чтобы привезли аппаратуру из Сумгаита (город в Азербайджане). К сожалению, этот человек привез нам два ящика любительской химической лаборатории с разными химикатами, колбами, пробирками, а сам уехал за границу.

Мощную киноаппаратуру привезла съемочная группа студии "Центрнаучфильм" в Баку (в 1974 году). Был снят фильм "Алгоритм изобретений" о занятиях в Азербайджанском Общественном Институте Изобретательского Творчества (АзОИИТ).. Фильм в двух частях (20 минут). Альтшуллер писал:

"Ценой очень большого труда удалось вместить в эти 20 минут рассказ о ТРИЗ и АРИЗ, показать занятия, дать информацию о практических результатах обучения ТРИЗ.

Фильм выпущен в декабре 1974 г. Он неоднократно демонстрировался по ТВ, до сих пор используется кинопрокатом. Просмотр фильма входит в программы семинаров, курсов по ТРИЗ. Конечно, с момента выпуска, фильм во многом устарел. Он отражает ранний этап развития ТРИЗ. Но всегда интересно смотреть фильмы серии "ретро"..."


(ВЖ. Фото Г.С. - на съемках фильма. Сканированную фотографию прислали Нарбуты)

Между нами было азартное соревнование. Генрих научился управлять машиной, я также научилась. Он стал писать свои мемуары, я стала писать свои мемуары "От "фармакона" к фантастике". Он написал рассказ о своем детстве "Угол атаки", я написала рассказ о своем детстве "Аттракцион "Зрительная труба".

Альтшуллер о книге "Угол атаки" писал:

"В книге "Угол атаки" с полной достоверностью описаны события, которые сформировали меня как "начинающую творческую личность". В сущности, рассказ является документальным протоколом событий одного года. Вот самый обыкновенный мальчик; "творческие задачи", которые он решает в модельном кружке - тоже обыкновенные. И вдруг, через каких-нибудь 5-6 месяцев - начинают явно просматриваться творческие признаки. Участие в работе химического и морского кружков, - само по себе ничего не объясняет. Что же произошло с "благополучным ребенком"? Рассказ, который мог бы иметь подзаголовок "Документальная опись событий 194О-го года".

В ТРИЗ аналогичные события называют "Встречей с чудом": яркое, часто взрывообразное изменение жизни человека, переход на творческий режим работы. Мы, разработчики ТРИЗ, сейчас экспериментируем с разными задачами и с разными людьми. Цель экспериментов - научиться управлять "встречей с чудом".

Попробуйте свежим взглядом окинуть эту проблему. Какой механизм сработал в данном случае? Что позволило за какие-то полгода получить в обыкновенном ребенке прочные и быстро развивающиеся творческие задатки?"

х х х
 
 

От Альтшуллера к слушателям и преподавателям шло добро. Создавалось такое общение в аудитории, как будто Альтшуллер был с ними в одном информационном поле, происходило слияние всей аудитории. Он имел магическое воздействие на слушателей, и в то же время прекрасно их понимал. Мудрость его заключалась в том, что он терпеливо и любовно относился к каждому слушателю. Иначе он не мог. Он был талантливым и верящим в себя человеком.

О ушедших часто говорят - он многое не сделал. О Альтшуллере можно сказать: он сделал очень много и к 72-м годам подвел черту всего сделанного - завершил Теорией Развития Творческой Личности (ТРТЛ). Да, он не начал новый виток жизни. Это был бы отрезок новой жизни, также во имя Достойной Цели. Он прожил несколько жизней и каждую прожил по-новому. Он не жил двойной жизнью. Он многое претерпел. (Александр Галич: "Спаси от ненависти. Мне не причитается она").

У Бориса Пастернака в поэме "Высокая болезнь", есть такие слова: "Сойти со сцены, и сойду".

 

Альтшуллер сошел со сцены и ушел, но среда тризовцев осталась. Тризовская среда была похожа на улей - пчелы разлетаются, но мед и сладость должны принести сюда. Была какая-то не официальная, а формальная клятва тризовцев. Тризовская среда - это люди, близкие по духу, по устремлениям. Альтшуллер как бы обострял эти стремления, вселял бойцовские качества. Он был фантастически обаятельным человеком. Главная награда для него - это его ученики.

Первый съезд Международной Ассоциации Альтшуллер хотел провести в Москве. Знал, что некоторые тризовцы приедут в Москву на конференцию "Креативная педагогика XXI века". Вел переговоры c московской региональной организацией. Писал Н.Калошину (03.09.98):

"Хотелось бы провести в Москве первый съезд Международной Ассоциации в 1999 году. Но съезде решить все организационные вопросы. Было бы идеально - после конференции провести съезд..."

Образование Международной Ассоциации, потребовало не мало усилий от Альтшуллера (сбор Протоколов, ежемесячные Информации тризовцам с разъяснениями). Поэтому было такое стремление - подготовить материалы к первому съезду. Подготовил дипломы "Мастер ТРИЗ", написал Циркулярное письмо (к сожалению, не закончил). Последнее недописанное письмо Альтшуллера:

"Идеальное вступительное слово

Хотелось бы знать мнение корифеев ТРИЗ: каким должно быть идеальное вступительное слово при встречах тризовцев (длинное или короткое, смешное или серьезное)...

Четко видно противоречие: выступление должно восприниматься одинаково всеми (ТРИЗ - точная наука), но быть неповторимым, новым и индивидуальным для каждого из нас.

Только одна вещь в мире обладает этими свойствами. Это - изобретательская задача. ИКР для этой ситуации очевиден: Генрих Саулович должен стоять у входа и раздавать книги по профилю задач.

Мы много времени потратили на механизм поиска, постановки, отшлифовку таких задач... Пример подобной задачи - газотеплозащитный скафандр. Еще один пример - защита озонового слоя.

Теперь просматриваются контуры идеального вступительного слова:

Братья по разуму! Давайте проведем в 1999 учебном году суперсеминар на тему: "Решения по ТРИЗ - "сверхзадачи" такого типа".

Первый тур: Вы делаете запись решения задачи газотеплозащитного костюма (это разминка). Отсылаете материал Генриху Сауловичу (лично), конфиденциально. Смысл задания - в том, чтобы без спешки показать отточенность мышления. Можно использовать готовую дополнительную информацию по задаче (дополнительная информация по задаче - Приложение 1 к, так сказать, Циркулярному письму). Повторяем цель работы над задачей 1: максимально тщательное выполнение шагов, операций. Обратите внимание на Приложение 1. Когда-то эта задача позволила сделать "куст" изобретений по получению кислорода, а потом дала новую конструкцию вагонов... Удастся ли Вам и Вашим ученикам выйти на новый ярус решения новых нерешенных задач. А главное: удастся ли увидеть новый механизм, новые "кусты" таких задач и решений.

Я не сомневаюсь, что эта старая задача будет решена и даст новые "кусты" решения. А уж за призами мы не постоим. Я жду Ваших записей с ответами, проблемами, задачами и т.д.

И еще один рывок вперед - задание 2. Составить текст задач о сохранении озонного слоя (дополнительная информация по этой задаче - Приложение 2). Есть литература (Шарон Роун "Озоновый слой"), я уже рассылал книги. Буду ждать Ваших записей с решением озоновой задачи. Чтобы выйти один на один с новой задачей. А мы тем временем начнем совместный анализ этой нерешенной еще задачи.

------Решение красивой задачи (а тем более - красивое решение) всегда праздник. И неизвестно, удастся ли нам окончательно решить задачу об озоне. Но праздник будет. Это можно гарантировать.. (Прим.В.Ж: В Приложении 1 должны быть ксерокопии материалов по газотеплозащитному скафандру и в Приложении 2 - ксерокопии работ по озоновому слою).

х х х

Не менее важно решить два организационных вопроса: 1.Зарегистрировать Международную Ассоциацию; 2.Выбрать местонахождение Международной Ассоциации. Ваши предложения о...".
(ВЖ: На этом обрывается фраза).

 

Спасибо за Ваши телефонные звонки и письма, которые поддержали меня в день памяти Альтшуллера. Благодарна Вам, что Вы не забыли эту скорбную дату.

Ассоциация ТРИЗ Израиля провела вечер, посвященный памяти Генриха Альтшуллера.

 

 

185007 Петрозаводск, Чкалова, 49-А, кв.32. Фонд-Архив Г.Альтшуллера (Г.Альтова).
E-mail: genrich@karelia.ru
тел. (814-2) 72-26-51.
Журавлева Валентина Николаевна.

 
вверх

оглавление



(c) 1997-2000 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
(с) 1997-2000 OTSM-TRIZ Technologies Center


http://www.trizminsk.org

08 Oct 2000