НАЧАЛО
оглавление

ФОНД-АРХИВ ГЕНРИХА АЛЬТШУЛЛЕРА (Г.АЛЬТОВА)

ВЫПУСК 19. июль-октябрь 2002

Валентина Николаевна Журавлева
185002 Петрозаводск, Чкалова, 49-А, кв.32, тел.: (814-2) 72-26-51
genrich@karelia.ru


 
Завершается юбилейный год ТРИЗ. Каждый тризовец провел за этот год определенную работу: семинары, встречи, некоторые выпустили тризовские материалы... А как завершает этот юбилейный год Фонд-Архив?

1. Ко дню рождения Г.Альтшуллера (Г.Альтова) в серии "Классика отечественной фантастики" выпущен сборник: Г.Альтов, В.Журавлева "Летящие по Вселенной". Кроме совместно написанных "Баллады о звездах" и очерка "Путешествие к эпицентру полемики", в сборник вошли 35 научно-фантастических рассказа. Предисловие П.Амнуэля. Издательство АСТ Москва, тираж 10 000, с.700. Книгу можно купить в книжных магазинах Москвы и Санкт-Петербурга. О возможности приобретения сборника можно узнать по телефону редакции: (095) 215-01-01. И еще. Книги можно купить в Москве на Олимпийском проспекте (спорткомплекс, книжная ярмарка), подъезд 1А, вниз по лестнице - продукция издательства АСТ. (тел. 288 3211).Розничная цена - 68 руб. Оптовая (1 пачка - 10 экземпляров) - 58 руб. 40 к. В книжных магазинах книга будет, наверное, дороже. В книжных магазинах Израиля уже продается "Летящие по Вселенной"

***В Приложении к "Регистру научно-фантастических идей" Г.Альтшуллер писал: "Проведенный мной анкетный опрос изобретателей показал, в частности, что первоисточником каждой седьмой изобретательской задачи является фантастика.

Современная научно-фантастическая литература становится своего рода пробным полем для экспериментирования с проблематичными, интуитивными и т.п. идеями. Некоторые из этих идей со временем развиваются в научные гипотезы (если говорить о технике - в предложения, проекты, изобретения).

За сто лет своего существования фантастика выработала немало идей, представляющих интерес для науки и техники. В ряде случаев фантастика содержит вполне патентоспособные идеи. Такова, например, высказанная Ж. Верном в романе "20 тысяч лье под водой" идея о получении электроэнергии за счет разности температур на поверхности океана и в глубине..."

Из воспоминаний В.Журавлевой: "...Когда я начинала писать, советская фантастика была, в основном, представлена В.Немцовым, Н.Томаном и А.Казанцевым. Очень скупо переиздавали отдельные вещи А.Беляева. С 20-х годов не переиздавали "всего" Г.Уэллса. Не переводили прогрессивных западных фантастов, например, Р.Бредбери, А.Азимова, А.Кларка.

Мне, как и другим молодым фантастам, приходилось не только учиться писать, но и отстаивать свое право на фантазию. Доказывать, что фантастика - это не популяризация признанных наукой гипотез и теорий. Отстаивать право самостоятельного мышления.

Трудно, очень трудно было быть фантастом в то время! Люди привыкли к тому, что наука - в принципе - все может. Люди перестали удивляться. А удивление (чувство встречи с неожиданным) почти столетие было одной из опор фантастики.

Фантаст должен был выдавать новые научные (или фантастические) идеи. Фантаст должен был писать на современном уровне настоящей литературы. Это требовало напряжения всех сил..."

***При проведении занятий по РТВ (Развитие Творческого Воображения) Г.Альтшуллер требовал от слушателей, чтобы они читали научно-фантастическую литературу. Было несколько папок с вырезками научно-фантастических рассказов, Г.Альтшуллер раздавал слушателям рассказы, а они обменивались ими между собой. За время занятий по курсу РТВ слушателями обычно было прочитано большое количество научно-фантастических рассказов.

2. Фондом Альтшуллера подготовлен автобиографический сборник: "Разные лица ХХ века" (мемуары Г.Альтшуллера и воспоминания В.Журавлевой). Книга для всех поколений тризовцев, - это история ТРИЗ, фантастика, о творческой личности Генриха Альтшуллера и многое другое.

***Часто получаю письма с вопросом: "Каким был Генрих Саулович?" Отвечу коротко: "В Альтшуллере была сила, которую он излучал. Он был ярким, свободным. И еще, он был временами суровым, но в тоже время ласковым и требовательным. В нем не было зависти, хамства, предательства. Старался каждому сделать что-то приятное, любил дарить подарки".

3. Фонд-Архив Альтшуллера продолжает работу с рукописями Г.Альтшуллера (лекции, Программы, справки о ТРИЗ-РТВ-ТРТЛ и т.д.). Так, Программа "Икар и Дедал", разосланная тризовским преподавателям Г.Альтшуллером, будет опубликована со всеми собственноручными замечаниями Г.Альтшуллера, методическими указаниями. По такому принципу будут напечатаны и другие рукописные работы.

Г.Альтшуллер писал (1985): "Я отправил на конкурс программ для школ НТТМ (проводимый ЦК ВЛКСМ, Госкомизобретений, Академией педнаук) две программы: "Икар" - подготовка пользователей ТРИЗ и "Дедал" - подготовка преподавателей - комплекс "Икар и Дедал". Копии послал в ряд городов - для ознакомления. Сейчас получаю письма: "Зачем вы проделали эту большую (37 стр,) и напрасную работу?!. Итоги конкурса предопределены..."

Я не ребенок и отлично знаю, что итоги конкурса предопределены; знаю, что "Икар" и "Дедал" имеют один шанс из миллионов. Но не будь и этого шанса, я бы все равно подготовил и послал программу. Если на конкурс не представлена образцовая программа обучения ТРИЗ, организаторы вправе сказать: сами виноваты - не выслали материал. Теперь иное дело. Есть подробная и хорошо обоснованная программа по обучению ТРИЗ, обобщающая почти сорокалетний опыт обучения... Мы должны действовать по своим нормам. Пусть жюри судит предвзято и нечестно. Мы должны играть и в этих условиях - и играть честно.

В одном письме есть такие строки: "Программа попадет в грязные лапы..., попытаются ее присвоить..." Ну, попадет программа в упомянутые лапы. И что? В эти лапы в свое время попали АРИЗ-75 и АРИЗ-71. Не смогли освоить материал и начали резать и портить...

Сколько надо калорий на освоение современной ТРИЗ!.. Пусть рассказывают об АРИЗ-71, это невольно выводит лучшую часть слушателей на книги и статьи по ТРИЗ...

Необходимо отметить и следующее. Работа над комплексом программ "Икар" и "Дедал" нужна была, прежде всего, для развития обучения ТРИЗ. Новые разработки по ТРИЗ находят отражение в печатных материалах и препринтах. Благодаря этому они быстро становятся доступными всем преподавателям и разработчикам ТРИЗ. Хуже обстоит дело с обобщением обучения. Материалов по методике обучения очень мало, они не отражают наиболее ценный опыт - последние 3-5 лет. По организации обучения на втором курсе (подготовка преподавателей ТРИЗ), насколько мне известно, вообще ничего нет. Положение необходимо было исправить: начинать это следовало с обобщающего материала - комплекса учебных программ для подготовки пользователей ТРИЗ (первый курс) и преподавателей ТРИЗ (второй курс).

Думаю, с программами всё ясно: работа нужна нам самим, ее необходимо продолжить, в частности, подготовить методические указания по проведению занятий".

4. В серии "Учебники, учебные пособия" вышел учебник "Концепции современного естествознания" - для студентов вузов, издательство "Феникс", Ростов-на-Дону", 2001. Издание третье. "Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов гуманитарных и экономических специальностей высших учебных заведений".

В разделе "Творчество" читаем: "...Мысль о необходимости разработки эффективности методов решения творческих задач высказывалась давно, по крайней мере, со времен древнегреческого математика Поппа, в сочинениях которого впервые встречается слово "эвристика". Однако лишь в середине XX века стало очевидным, что создание таких методов не только желательно, но и необходимо. Появление методов активизации перебора вариантов - знаменательная веха в истории человечества. Впервые была доказана на практике возможность - пусть в ограниченных пределах - управлять творческим процессом. Осборн, Цвикки, Гордон показали, что способность решать творческие задачи можно и нужно развивать посредством обучения. Был подорван миф об "озарении", не поддающемся управлению и воспроизведению.

Но все известные на Западе методы активизации мышления сохранили старую технологию творческих задач, связанную с перебором вариантов решения той или иной проблемы. Сегодня ж недопустимо тратить время, средства и силы на "пустые" варианты. Это сравнимо с шахматистом, который, не зная простейших правил и приемов, годами думает над ходом е2 - е4. А ведь метод проб и ошибок связан не только с огромными потерями времени и сил при решении задач. Пожалуй, наибольший ущерб он наносит, не давая возможности своевременно увидеть новые задачи.

Поэтому важно подчеркнуть приоритет нашего соотечественника Г.С.Альтшуллера, разработавшего наиболее эффективные и обоснованные методы качественно новой технологии решения изобретательских задач. Именно он является автором современной теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

В основе ТРИЗ - представление о закономерном развитии технических систем. Материалом для выявления конкретных закономерностей является патентный фонд, содержащий описания миллионов изобретений. Ни в одном другом виде человеческой деятельности нет такого огромного и систематизированного свода записей "задача - ответ".

Анализ патентных материалов позволил Альтшуллеру выявить ряд важнейших законов развития технических систем.

Особое внимание в этом методе сосредоточено на центральных этапах творческого процесса - анализе задачи и формировании новой идеи, поначалу кажущейся невероятной.

Г.С.Альтшуллер пишет, что "суть ТРИЗ в том, что она принципиально меняет технологию производства новых технических идей. Вместо перебора вариантов ТРИЗ предлагает мыслительные действия, опирающиеся на знание законов развития технических систем. Мир творчества становится неограниченно управляемым и потому может быть неограниченно расширен" (Альтшуллер Г.С. Найти идею. Новосибирск, 1986. С.186).

Г.С.Альтшуллер также предложил новый алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).

Основой АРИЗ является программа последовательных операций по анализу неопределенной (а зачастую и вообще неверно поставленной) изобретательской задачи и преобразование ее в четкую схему (модель) конфликта, не разрешимого обычными (ранее известными) способами. Анализ модели задачи приводит к выявлению физического противоречия. Параллельно идет исследование имеющихся вещественно-полевых ресурсов. Используя эти (или дополнительно введенные) ресурсы, разрешают физическое противоречие и устраняют конфликт, из-за которого возникла задача. Далее программа предусматривает развитие найденной идеи, извлечение из этой идеи максимальной пользы.

В программе - в самой ее структуре и правилах выполнения отдельных операций - отражены объективные закономерности развития технических систем.

Поскольку программу реализует человек, АРИЗ предусматривает операции по управлению психологическими факторами. Эти операции позволяют гасить психологическую инерцию и стимулировать работу воображения. Значительное психологическое воздействие оказывает само существование и применение АРИЗ: программа придает уверенность, позволяет смелее выходить за пределы узкой специальности и, главное, все время ориентирует работу мысли в наиболее перспективном направлении. АРИЗ имеет и конкретные психологические операторы, форсирующие воображение".

Доктор социол. наук С.И.Самыгин, О.П.Самыгина; доктор филос. наук Л.Д.Столяренко - с.500-501.

5. Любопытно прочитать книгу доктора технических наук, профессора, заслуженного деятеля науки и техники РФ, академика Международной академии наук высшей школы РФ Н.П.Абовского. Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений. Серия "Информатизация России на пороге XXI века". - М. изд. СИНТЕГ, 1998. Издание второе, дополненное.

В Аннотации говорится: "...В книге описывается творческая "кухня" видных ученых и деятелей, разнообразные методы принятия решений, традиционной логики, инверсионного и нешаблонного решения, эвристики, мозгового штурма, синектики, контрольных вопросов, стратегии Пейджа, Акоффа, Альтшуллера и многое другое."

В книге - интервью Н.П.Абовского с Г.С.Альтшуллером и ТРИЗ-АРИЗ Г.С.Альтшуллера.

6. С января 2003 года будет выходить тематический научный сборник "Новые ценности образования", в котором будут анализироваться актуальные вопросы современной педагогики и культурологии образования. Сб. "Новые ценности образования" будет издаваться ежеквартально. Его темами на год подписки будут: "ТРИЗ-педагогика", "Свободное воспитание", "Свободное обучение", "Задачи продуктивного образования".Индекс издания на 2003 год по каталогу Агентства подписки и розницы "АПР" (зелёный каталог): 44062 - "Новые ценности образования". Первый номер целиком посвящен ТРИЗ и откроется статьей Г.Альтшуллера "Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как основа развития творческого мышления учащихся". В первый номер также включены работы тризовских преподавателей.

 

 

185002 Петрозаводск, Чкалова, 49-А, кв.32. Фонд-Архив Г.Альтшуллера (Г.Альтова).
E-mail: genrich@karelia.ru
тел. (814-2) 72-26-51.
Журавлева Валентина Николаевна.

 
вверх

оглавление



(c) 1997-2002 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
(с) 1997-2002 OTSM-TRIZ Technologies Center


http://www.trizminsk.org

22 Sep 2002