НАЧАЛО оглавление |
ФОНД-АРХИВ ГЕНРИХА АЛЬТШУЛЛЕРА (Г.АЛЬТОВА)ВЫПУСК 21. январь-март 2003Валентина Николаевна Журавлева |
Информация: По договору между Правообладателями авторских прав Г.С.Альтшуллера (В.Н.Журавлевой, Ю.Е.Комарчевой) и Международной ассоциацией ТРИЗ состоялось издание книги Г.Альтшуллера "Найти идею" (издание третье, дополненное, изд-во "Скандинавия", г.Петрозаводск). Особенность этого издания в том, что дизайн обложки, подготовку электронной версии книги, редакторскую и корректорскую работу - выполнила семья Г.С.Альтшуллера. Рисунки к книге сканированы с рисунков, выполненных рукой Г.С.Альтшуллера. Издание дополненное. Тираж небольшой. И только часть тиража, полученная в счет авторского вознаграждения, распространяется нами (другая часть распространяется МА ТРИЗ). Переиздание книги "Найти идею" - хороший подарок всем тризовцам. Правообладатели авторских прав Г.С. Альтшуллера планируют продолжить издание книг и работ Г.С.Альтшуллера, в том числе и ранее не печатавшихся. Так, уже сейчас нами ведется подготовка к изданию книги "Творчество как точная наука". В книгу войдут дополнительные материалы. Эта книга - вторая в нашей издательской программе. Средства, полученные Правообладателями от реализации книги "Найти идею", предназначаются для издания книги "Творчество как точная наука". Имеется специальная цена на книгу "Найти идею" для оптовых покупателей и для Спонсоров. Имена купивших книгу по специальной цене для Спонсоров будут указаны на листе Спонсоров в книге "Творчество как точная наука". По вопросам приобретения книги обращаться к Валентине Николаевне Журавлевой: 185002 Петрозаводск, Чкалова, 49-А, кв.32. E-email: genrich@karelia.ru тел. (814-2) 72-26-51 В сборнике "Фантастика 2002" (выпуск 3) напечатаны "Страницы воспоминаний" Евгения Львовича Войскунского о научной фантастике в Баку (о И.Лукодьянове, Г.Альтове, Р.Шапиро (Р.Бахтамове), В.Журавлевой, П.Амнуэле; о работе комиссии по научно-фантастической литературе при Союзе писателей Азербайджана). Комиссия за короткий срок издала три сборника по научно-фантастической литературе: "Формула невозможного", "Эти удивительные звезды" и "Полюс риска". В "Страницах воспоминаний" подробно рассказано о трудностях, которые преодолевала комиссия при издании этих сборников. Евгений Львович пишет о работе комиссии: "И вообще - это были приятные посиделки, я бы сказал, высокого интеллектуального уровня. Генрих Альтов задавал тон нашим разговорам о фантастике. Он любил и учил систематизировать все, что его интересовало, инженерный или, точнее, ТРИЗовский подход..." Комиссия также обсуждала научно-фантастические рукописи. Евгений Львович пишет: "И однажды Альтов принес плод своих изысканий - "Регистр научно-фантастических идей и ситуаций". Это был поистине гигантский труд. Альтов классифицировал примерно 10 тысяч идей, содержащихся в массиве научной фантастики: разбил их на классы, группы, подгруппы. Буквально каждая прочитанная книга занимала свое место в "Регистре" - и было отчетливо видно повторение, вторичность некоторых из них. Неудивительно, что кому-то из писателей-фантастов "Регистр" крайне не понравился". Г.Альтов о "Регистре" писал следующее: "Когда 40 лет назад я решил заняться методологией изобретательства, мне говорили: зачем это нужно, сиди себе и изобретай. Прошло два десятка лет от начала работы над методологией изобретательства и стало ясно - нужно было заниматься методологией. После этого я принялся за методологию фантастики. Хотел понять - как возникают принципиально новые идеи, каков механизм прогнозирования будущего. На мой взгляд, невероятно интересно понять внутреннюю механику фантазирования - самого удивительного человеческого качества. И тут мне говорили: не надо, пиши рассказы. Я начал составлять "Регистр современных научно-фантастических идей". Напечатал 80 страниц Регистра и отправил в издательства, редакции и некоторым писателям-фантастам. Мне интересно было знать мнение творческих работников. Получил письмо: "Возмутительно извлекать из живого художественного произведения научно-фантастические идеи и классифицировать их. Художественное произведение - таинство и т.д." Я оправдывался: была же при Академии наук сказочная комиссия (название-то какое!) - собирала сказки, анализировала, извлекала типовые приемы, классифицировала их, хотя сказка тоже таинство. На мое объяснение пришел ответ: "Надо запретить Регистр, он принесет больше вреда, чем пользы..." Я спокойно продолжал работать над Регистром". В течение многих десятилетий "Регистр" пополнялся новыми идеями из научно-фантастической литературы. "Регистр" перепечатывался по несколько раз в год. К 5 выпуску "Регистра" Г.Альтов писал: "За сто лет своего существования фантастика выработала немало идей, представляющих интерес для науки и техники. Есть смысл собрать эти разбросанные в различных произведениях идеи, систематизировать их, а затем исследовать механизмы появления идей и их перехода из сферы фантастики в научно-техническую сферу. В ряде случаев фантастика содержит вполне патентоспособные идеи. Такова, например, высказанная Ж. Верном в романе "20 тысяч лье под водой" идея о получении электроэнергии за счет разности температур на поверхности океана и в глубине. Открывая впоследствии станцию, основанную на использовании этого принципа, Клод прямо указал на роман Ж. Верна, как на исходную точку своих работ. Известны случаи еще более тесного взаимодействия фантастики и науки. В одном из рассказов фантаста М. Шировера был описан прибор для обучения во время сна. "По заданию М. Шировера инженер Э. Браун сконструировал "дормифон" - комбинацию патефона с электрическими часами и наушниками, и в 1948 году Р. Эллиот применил этот аппарат для обучения студентов во время сна" (А.М.Свядощ. К истории гипнопедии, "Вопросы психологии", №3,1965)". В настоящее время "Регистр" Г.Альтова имеет около 900 страниц. До сих пор "Регистр" не издан. Далее в своих "Страницах воспоминаний" Евгений Львович подробно описывает картину приема в Союз писателей - Г.Альтова и В.Журавлевой. Он присутствовал на приеме, как Председатель нашей комиссии по научно-фантастической литературе. О Павле Амнуэле Евгений Львоввич пишет: "Павлик Амнуэль был из вундеркиндов, с детства сочинял фантастические рассказы... когда я пригласил Павлика в комиссию, он уже был студентом физмата университета. Его интересовали звезды - он о них писал и готовился стать (и стал) астрофизиком. Амнуэль - интересный писатель-фантаст...." Вспомнила юмористическую историю, связанную с Павлом Амнуэлем. Как-то комиссия объявила конкурс на лучший фантастический рассказ. Присылали на конкурс рассказы слабые, но среди них комиссия выделила сильный - один. С этим рассказом произошла фантастическая история: оказалось, что авторов четверо, но прислан рассказ был под одной фамилией. Комиссия пригласила автора для вручения приза, и тут мы увидели, что вместо одного автора явились четверо. Все бы ничего, но тут выступил Генрих и сказал: "Авторов - пятеро. Пятый автор - Павел Амнуэль". На наш вопрос: "Как он узнал?" - ответил: "По стилю написания рассказа". Авторы остались без приза, но рассказ был напечатан в газете "Молодежь Азербайджана". Комиссия провела анкетный опрос читателей фантастики. Идея опроса принадлежала Г.Альтову, он составил анкету, включавшую десятка два вопросов, обращенных к читателям фантастики: "Как Вы относитесь к современной фантастической литературе (предпочитаете ее другим жанрам; читаете ее наряду с другими жанрами)? Что Вы прежде всего ищете в фантастике (острый сюжет; логику раскрытия тайн; новые технические идеи и т.д.)? Чего, по Вашему мнению, недостает современной фантастике (принципиально новых фантастических идей; предвидения будущих научных проблем; умения показать будущего человека, его новые качества и т.д.)?" Был приведен список нескольких десятков книг советских писателей-фантастов - читатели должны были поставить около названия книги крестик, если читали книгу, и подчеркнуть название, если книга понравилась, и зачеркнуть название, если книга не понравилась. Для контроля Генрих включил в список фамилию несуществующего фантаста и несуществующее произведение. Анкеты были разосланы и розданы: в Баку, Москве, Ленинграде. Несколько месяцев спустя мы стали получать на наш адрес заполненные анкеты, переносили на отдельный лист крестики, подчеркнутые и зачеркнутые произведения. Комиссия считала и пересчитывала анкеты. После опубликования итогов анкетного опроса, некоторые фантасты были в обиде, что оказались в списке ниже фамилии несуществующего фантаста. Я вспомнила о подаче заявки на изобретение, когда Г.Альтшуллер служил в Каспийской флотилии. Они подали контрольную заявку несуществующего изобретения вместе с заявкой на реальное изобретение. Конечно, получили положительное решение: рассмотреть заявку на несуществующее изобретение, а на реальное изобретение получили отказ. В книге "10% приключений" Г.Альтов рассказал об этой заявке. Вспоминается еще один эпизод. В газете "Известия" была напечатана статья академика В.Францева, в которой академик выступил с критикой рассказа "Порт Каменных Бурь" Г.Альтова. Академик обрушился на Генриха за то, что он посмел задать вопрос от имени героя рассказа: "Что будет после коммунизма?" Действительно, исторический материализм учил, что все развивается, один строй сменяет другой, после социализма будет коммунизм, а потом? Академика такой вопрос в рассказе привел в замешательство. Этот вопрос показывал, что собой представляла советская историческая наука. После выступления академика В.Францева в газете "Известия" мы обсудили статью на комиссии по научно-фантастической литературе при Союзе писателей Азербайджана. Конечно, мнение у всех было единогласное о советской исторической науке. Комиссия по научно-фантастической литературе была органом официальным, поэтому каждый год мы составляли план нашей работы. Председатель Комиссии - Евгений Войскунский отчитывался в Союзе писателей Азербайджана. После четвертого переиздания книги "И тут появился изобретатель" получаю письма от незнакомых людей, которые заинтересовались ТРИЗ. У всех вопросы: невозможно в библиотеках найти книги по ТРИЗ и газету "Пионерская правда" за 12 лет. Как известно, в течение 12 лет Г.Альтов проводил конкурсы в газете "Пионерская правда". Темы конкурсов были разнообразные, например, "Школа в третьем тысячелетии" и т.д. Почти в каждом номере давал кусочки теории ТРИЗ - вепольный анализ, системный анализ, технические противоречия и т.д. И одновременно задачи на решение этими методами. Печатал мини-рассказы, в основе которых были красивые фантастические идеи, а также рассказы-загадки. Не все вошло в книгу "И тут появился изобретатель", материала хватит еще на одну книгу. Новые корреспонденты просили напечатать в выпусках Фонда-Архива задачи, не вошедшие в книгу "И тут появился изобретатель".Конечно, я понимаю, это необходимо новым преподавателям. Чтобы было интересно и "старым" тризовцам, ограничусь рассказом-загадкой в "Пионерской правде" (30 июля 1982 г.): "Придумайте тайну". Конкурс необычный. Вам предстоит придумать тайну планеты и самим ее раскрыть. Мы только начнем рассказ: познакомим Вас со звездолетом "Чертенок" и его экипажем, опишем обстоятельства, при которых была открыта таинственная планета. А дальше - полный простор для фантазии: Тайна Южного Рифа"Есть в морских портах маленькие буксиры - закопчённые, юркие, трудолюбивые. Вот таким буксиром - только космическим - был "Чертёнок". Он буксировал караваны барж с грузами для планетологов, помогал белоснежным лайнерам Космофлота швартоваться к причалам Главной Базы на орбите у Веги-3, выручал корабли, застрявшие в Ледяном Поясе близ Веги-7... Экипаж - три человека. Капитан, Штурман, Инженер. Это - по штату. В рейсе, о котором мы рассказываем на борту "Чертёнка" были также Стажёр и Попугай. Точнее: Стажёр с принадлежащим ему Попугаем. Не будем называть имён . Ведь так романтичнее - Капитан, Штурман... С большой буквы, разумеется. Впрочем, если говорить откровенно, Попугай был самым заурядным попугаем. Стажёр с величайшим трудом научил его произносить два слова: "Пир-ррр-раты!" и "Абор-ррр-даж!". Штурман, увлекавшийся научной фантастикой, пытался расширить этот словарь, но добился немногого. Попугай научился произносить: "Стр-ррр-руга..." Это означало "Стругацкие". Итак, был обычный рейс. "Чертёнок" доставил две грузовые баржи со стройматериалами на Аякс-4 и не спеша возвращался на Главную Базу. Капитан - в пижаме и шлепанцах - составлял квартальный отчет. Штурман читал пожелтевший "Искатель" за 1982 год. Инженер, заочно учившийся на Высших Курсах, сидел в своей каюте, обложившись учебниками. В рубке "Чертёнка" распоряжался Стажёр. Собственно, для того он и стажировался здесь, чтобы тренироваться.. Опасности в такой тренировке не было. Полет контролировали автоматы, они не пропустили бы слишком рискованных команд. А теперь представьте себе восторг семнадцатилетнего парня, впервые управляющего настоящим космическим кораблем. Стажёр разгонял и тормозил "Чертёнка", менял курс, ставил и решал невероятные навигационные задачи... В 16.10 экипажу полагалось обедать. В 16.20 Штурман сказал:
В 16.25 в кают-компанию вошёл Стажёр. "Пир-ррр-раты!" - произнес его Попугай.
Он положил на стол три снимка. В кают-компании наступила долгая тишина. Потом Штурман сказал:
Попугай сердито рявкнул: "Пир-ррр-раты"... "Абор-ррр-даж!.."
Итак, разведывательный зонд доставил на борт "Чертёнка" таинственные снимки. Что изображено на них? Почему Штурман сказал, что этого не было даже в фантастике? Придумайте тайну 51-й планеты Южного Рифа. Какие приключения ждут экипаж "Чертёнка"?.." 185002 Петрозаводск, Чкалова, 49-А, кв.32. Фонд-Архив Г.Альтшуллера (Г.Альтова).
|
вверх |
(c) 1997-2003 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий (с) 1997-2003 OTSM-TRIZ Technologies Center http://www.trizminsk.org 21 Apr 2003 |