Стенограмма 8
В заключение небольшой рассказик про Ш. Холмса. Его я обычно рассказываю на последнем уроке перед новогодними каникулами, чтобы понять, уловил ли народ хоть что-нибудь, ну и в качестве новогоднего сувенира. Вообще-то, народу нравится, судя по всему, слушают очень внимательно.
Только помните, пожалуйста, что я не А.Конан Дойл, и не придирайтесь очень сильно, ладно? Потому что сказанное почему-то выглядит не так страшно, как написанное.
Одно из приключений Холмса и доктора Ватсона.
В один из дождливых вечеров поздней осени мы с Холмсом сидели у ярко пылающего камина, наслаждаясь горячим глинтвейном, беседуя о пустяках и радуясь тому, что никуда не надо идти в такую погоду. Только я успел с удовольствием отметить это обстоятельство, раздался стук в дверь, и вошла миссис Хадсон:
— Мистер Холмс, вас спрашивает полицейский.
— Да? Интересно. Пригласите его, пожалуйста, миссис Хадсон.
Через несколько мгновений в гостиную вошел рослый полицейский, поздоровался и сказал:
— Мистер Холмс, мистер Лестрейд просил передать вам это, — и протянул Холмсу конверт.
Холмс извлек из конверта записку, прочел ее, хмыкнул и, подавая мне листок, сказал:
— Ах, Ватсон, не вы ли только что радовались, что нам не надо выходить из дома в такую погоду?
Я прочитал записку и вздохнул.
— Что скажете, друг мой?
— А что тут скажешь? Уж если Лестрейд — сам! — просит, почти умоляет прийти, значит, действительно, произошло что-то необычное. Надеюсь, вы не откажете ему, Холмс?
— Разумеется. Но и я надеюсь, что вы поедете со мной, дорогой Ватсон.
Я кивнул, и Холмс сказал, обращаясь к полицейскому:
— Мы будем готовы через пять минут.
Через пять минут мы мчались в кебе по мокрым улицам к Скотланд-Ярду. Как только мы приехали, нас тут же провели в кабинет Лестрейда.
Когда мы вошли, Лестрейд вскочил из-за стола и с облегчением воскликнул:
— А! Мистер Холмс, доктор Ватсон! Наконец-то! Здравствуйте, джентльмены, проходите.
В комнате находились еще двое мужчин, один невысокого роста, коренастый и плотный, а другой — высокий и худощавый.
— Разрешите представить, — сказал Лестрйд, — мистер Хард и мистер Лонг, сыщики Скотланд-Ярда, а это мистер Холмс и доктор Ватсон.
Покончив с представлениями, Лестрейд пригласил всех садиться и сказал:
— Итак, джентльмены, дело в том, что в настоящий момент в Лондоне находится хорошо известный вам Гарри Наглец.
Холмс вскинул брови:
— Неужели? Вы точно знаете?
— Еще бы! У меня есть доказательство! — и Лестрейд возмущенно потряс листком бумаги. — Записка, подписанная им! Он не зря носит такое прозвище, он действительно наглец! Он, видите ли, обедает сегодня вечером в Лондоне и ночью отбывает на континент! А там — ищи ветра в поле! Черт побери, надо же было попасть в такую идиотскую ситуацию, когда неизвестно, где его искать, да и времени в обрез!
— Но, Лестрейд, он же написал, что обедает сегодня в Лондоне! Чего же вам еще? — спросил Холмс.
— А вы знаете, мистер Холмс, сколько всяких заведений в Лондоне, где можно пообедать? И сколько понадобится времени, чтобы все их обойти?
— Вот именно, — сказал мистер Хард, — поэтому хватит терять время на пустые разговоры, пора приниматься за дело. Мистер Лестрейд, дайте мне фотографию преступника, и я начну поиск.
Лестрейд протянул ему одну из фотографий, лежавших на столе, мистер Хард кивнул всем и вышел. Холмс с изумлением посмотрел ему вслед, но ничего не сказал.
— Да, — сказал сыщик Лонг, — пожалуй, мистер Хард прав. Мистер Лестрейд, мне нужны десять помощников и фотографии для каждого.
— Разумеется, мистер Лонг, вот фотографии, а помощники ждут вас внизу.
Когда Лонг вышел, Холмс спросил:
— Лестрейд, неужели они серьезно надеются найти Гарри?
— А почему бы нет? В конце концов, им может повезти!
— Как же они собираются искать его?
— Ну, Хард, скорее всего, будет заглядывать почти в каждое заведение, его поиски будут выглядеть примерно так:
Рис. 4
— А Лонг?
— А Лонг с помощниками будет действовать примерно так: они будут обходить заведения, периодически собираться, обсуждать результаты и продолжать поиски:
Рис. 5
— А вы, мистер Холмс? как вы собираетесь искать преступника?
— А я хочу задать вам несколько вопросов, если не возражаете, Лестрейд.
— Конечно, но только покороче, пожалуйста, время уходит!
— Да. Скажите, Лестрейд, у вас есть список заведений Лондона, где можно поесть и выпить?
— Разумеется, вот он, — и Лестрейд подал Холмсу несколько исписанных листов. Холмс просмотрел листы и сразу отложил почти половину.
— Лестрейд, вам известно что-нибудь о Гарри? О его вкусах?
— Конечно, я знаю, например, что он очень любит мясо по-африкански.
— Ага, — сказал Холмс, и еще несколько листов были отложены. — А еще?
— А еще он любит салат с омарами и черную икру.
— Прелестно, — сказал Холмс, взял карандаш и принялся черкать что-то на оставшихся листах. — А еще?
— Мистер Холмс, вам не кажется, что мы теряем время? — нетерпеливо спросил Лестрейд.
— Нет, не кажется, Лестрейд. Так что же еще?
— А еще он любит шампанское “Мадам Клико”.
— Отлично, Лестрейд, — сказал Холмс, сделав еще несколько пометок на списке, и встал. — А вот теперь настало наше время. Надо взять с собой несколько полицейских и ехать в гостиницу “Британия”. Гарри, скорее всего, обедает в тамошнем ресторане.
— Неужели? — недоверчиво спросил Лестрейд. — Откуда вы знаете?
— Лестрейд, я расскажу вам потом, ведь вы только что сказали, что мы теряем время? Не так ли?
Лестрейд взял со стола несколько фотографий и быстро вышел из комнаты. Мы последовали за ним. На улице нас уже ожидали кебы, и через минуту мы ехали к гостинице “Британия”.
Подъехав к гостинице, мы вошли в холл, и Лестрейд направился к входу в ресторан, поговорил несколько минут со швейцаром. Швейцар кивнул, вошел в ресторан и через минуту вернулся с метрдотелем. Лестрейд показал ему фотографию, после чего вернулся к нам и сказал:
— Он действительно здесь. Мои люди уже заняли возможные пути отступления, так что все в порядке.
Все действительно было в порядке, потому что через несколько минут Гарри в наручниках сидел в кебе между двумя дюжими полисменами, и мы направились в Скотланд-Ярд.
Вернувшись в кабинет, мы уселись и Лестрейд нетерпеливо воскликнул:
— Ну же, мистер Холмс, не испытывайте больше наше терпение! Как вы угадали?
— Да, Холмс, я присоединяюсь к мистеру Лестрейду. Как вам удалось? — спросил я в свою очередь.
— Нет, джентльмены, не угадал, а вычислил. И вы, Лестрейд, смогли бы сделать то же самое, если бы не нервничали так из-за этой записки. Ведь все сведения были у вас в руках!
— И все же?
— Вы дали мне список всех заведений Лондона, где можно поесть и выпить, не так ли?
— Да.
— И я сразу отделил те заведения, где преимущественно пьют. Вы же сами сказали, что он ОБЕДАЕТ в Лондоне. Потом вы сказали, что он любит мясо по-африкански. Согласитесь, что это дорогое блюдо, да к тому же его достаточно сложно приготовить, это не каждому повару под силу. Вот и еще несколько листов отпали, потому что такое блюдо вам вряд ли подадут даже в средних, так сказать, ресторанах, не говоря уже о дешевых забегаловках. А когда вы упомянули об омарах, икре и шампанском “Мадам Клюко”, все стало ясно. Ведь постоянно иметь все это в своем меню может позволить себе только достаточно дорогой и престижный ресторан, а таких в Лондоне не так уж и много.
Лестрейд молча смотрел на Холмса.
— Но, Холмс, — нарушил я молчание, — пусть таких ресторанов и немного, но все же их не один и не два! А мы поехали прямиком в “Британию”, как будто вы точно знали, что Гарри именно там!
Холмс рассмеялся своим беззвучным смехом:
— Ах, Ватсон, тут я немножко рисковал, но учитывая психологию Гарри, надеялся, что не ошибусь. Он же носит кличку Наглец и старается изо всех сил соответствовать ей. А “Британия” ближе всех к Скотланд-Ярду!
Помолчав секунду, Холмс добавил:
— Так что мои поиски выглядят примерно так:
Рис. 6
— Согласитесь, я достаточно последовательно сужал поле поиска, пока не остался маленький кусочек. Даже если бы мы не застали Гарри в “Британии”, осмотреть 5-6 ресторанов подобного класса значительно проще, чем наугад заглядывать в каждый ресторан Лондона, не так ли? Ну, а теперь, если не возражаете, Лестрейд, мы с Ватсоном вернемся домой, потому что миссис Хадсон обещала к ужину что-то необыкновенно вкусное.
Обращение к коллегам. Картинки я рисую по мере рассказа, а в конце спрашиваю: "Кто что думает о методах поиска разных сыщиков?" К моему удивлению народ, подумав, счел методику Харда похожей на метод проб и ошибок и не одобрил ее. Методику Лонга оценил как похожую на мозговой штурм и, в общем-то, тоже отнесся с сомнением (да конечно лучше чем у Харда, но все равно даже с помощниками долго и наугад). А вот методику Холмса народ очень одобрил и сказал, что это сильно напоминает наши упражнения, когда мы по определенным признакам сразу отбрасываем те части поля поиска, где решений заведомо нет, и не тратим время и силы на пустые пробы.
Это пролило бальзам на мое сердце — что-то у них все же осталось.
.