НАЧАЛО
СОДЕРЖАНИЕ

О ВОЗМОЖНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ ТРТЛ

Нестеренко Алла Александровна
Алешина Ольга Васильевна
гимназия № 30
г. Петрозаводск
 

ТРИЗ-педагогика пришла в школу со своими идеалами личности - идеалами ТРТЛ (Теория развития творческой личности). В этом одно из главных ее отличий от других педагогических систем. Но идеалы - это еще не руководство к действию.

Реальная педагогическая работа неизбежно ставит перед учителем проблему воспитания. Воспитание всегда опирается на определенную идеологию. Идеология - некая модель жизни. Как всякая модель, она может быть лучше или хуже разработана, как всякая модель, она имеет свои границы применимости... Реальная жизнь всегда не равна своей модели. И воспитание неизбежно однажды упирается в границы выбранной модели и начинает “буксовать”. Тогда нам приходится делать выбор между “чистотой” модели и решением проблем, между идеалом и живым ребенком.

Может быть, по этой причине в представленном здесь материале нет хорошей системы. Это просто опыт реальной работы, который мы хотим предложить коллегам, чтобы они могли двигаться дальше.

Цель воспитания - формирование личности. Мы начали с того, что выбрали для себя “рабочую” модель личности. Ближе всего нам оказался подход А.Н. Леонтьева. “Структура личности, - пишет Леонтьев, - представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизованных, мотивационных линий. [2]. И мы приняли рабочую гипотезу о том, что воспитать личность - значит, сформировать систему ценностей и способности к ее реализации.

ТРТЛ предполагает вполне конкретную систему ценностей Творческой Личности, где на верхнем этаже - Достойная Цель, несколько ниже - близкие люди, друзья, семья… почти на последнем месте - материальные блага... Система стройная и жесткая... Раньше воспитанием передавались патриархальные ценности, потом - коммунистические, теперь - можно попробовать передать ценности ТРТЛ...

В разные времена, в зависимости от надсистемной ситуации, от Учителя, и, вероятно, от личностных ресурсов самого ученика, передаваемые ценности присваивались учеником с большим или меньшим успехом. Но эти ценности были “общественным стандартом”, на который, собственно, и рассчитывали родители, отдавая ребенка в школу. Кто из сегодняшних педагогов тризовцев готов признаться, что воспитание ТЛ в классическом (тризовском) понимании - соответствует ожиданиям, с какими родители отдают детей в наши руки? Кто может похвастаться, что домашнее воспитание большинства его учеников не вступает в жестокое противоречие с идеями ТРТЛ? Это - первая причина, по которой путь передачи ценностей не подходит для ТРИЗ-педагогики.

С другой стороны, достаточно вспомнить законы развития систем, чтобы предположить, что система воспитания должна, развиваясь, динамизироваться, а, значит, неизбежен переход от передачи системы ценностей к совместному построению этой системы, а позднее - к созданию условий, в которых ребенок может сформировать эту систему самостоятельно.

Итак, наша педагогическая позиция состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно формировать свою систему ценностей, опираясь на знание ресурсов личности и владение инструментами ТРИЗ.

Вероятно, есть много путей решения этой проблемы. Но мы пока пошли по проложенному в ТРТЛ пути и через уроки литературы, мировой художественной культуры (МХК), ТРИЗ пытались влиять на формирование ценностных ориентиров личности, организуя деятельность по анализу других личностей (чаще - литературных героев).

Перечислим модели и понятия, использованные нами в работе.

v Понятие системы ценностей, жизненных приоритетов, на основе которых личность строит свою жизнь, деятельность, свои отношения с людьми. В среднем звене мы ввели это понятие, обсуждая вопросы о том, что является для человека (литературного героя) более важным, что стоит по важности на втором, третьем и далее местах, чем он совсем пренебрегает.

v Понятие “культурной группы” (Ю.С. Мурашковский).

“Культурная группа” это - группа людей, объединенных общей культурой: взглядами, связями, искусством, технологией, экономикой, языком.. Как культурную группу можно рассматривать и группу фанатов команды “Спартак”, и группу учеников одного класса, и группу “новых русских”, и крестьянство, и дворянство.

По мнению Ю.С. Мурашковского “качества человека (в том числе и духовные) формируются группами, в которые этот человек входит”... Подобно тому, как рассматриваются системы ценностей отдельных личностей, можно рассматривать систему ценностей группы. Вероятно, это тоже стоит считать элементом ее культуры.

v Понятие о закономерности возникновения, развития и “смерти” культурных групп, о различных ролях членов группы (недовольные, агитаторы, борцы, типовые члены).

v Понятие межличностного конфликта как изобретательской задачи (со своей специфической конфликтующей парой и специфическими ресурсами для решения). Понятие о стилях поведения людей в проблемной ситуации как выражении их личностной позиции.

v Понятие о качествах личности как внутреннем ресурсе, позволяющем изменять себя.

v Представления о зависимости Творческой Личности и Творческого Коллектива от “состояния” системы, которая является объектом их деятельности, от уровня ее развития.

Опираясь на данное содержание мы рассчитывали решить следующие задачи:

v показать ребенку, как “устроена” система ценностей у разных людей, научить “считывать” эту систему, наблюдая за поведением человека;

v научить анализировать собственную систему ценностей;

v показать, как влияет культурная группа, к которой личность себя относит, на ее ценностные ориентиры, как “прочитать”, “проявить” ценности самой группы и соотнести их с личностными;

v научить определять уровень развития группы и, соответственно, возможные роли ее членов - а, значит, дать возможность сознательно выбрать собственную роль;

v научить отслеживать и оценивать стиль обращения с проблемой, как в поведении посторонних людей, так и в собственном;

v научить оценивать собственные личностные качества как ресурсы для решения проблем и для изменения и развития самого себя;

v научить определять уровень развития системы - объекта своей деятельности и планировать собственное развитие через развитие своего Дела;

v научить строить Творческий Коллектив, выбирать свою роль в нем и планировать развитие коллектива через развитие Дела.

Планирование.

Изучение данных вопросов шло в 4-х курсах: литературы, развития речи, МХК, ТРИЗ и ТРТЛ, гуманитарной ТРИЗ. Существенным представляется то, что содержание было разбито на 6 отдельных блоков:

v Герой и его цель.

v Построение и анализ системы ценностей героев.

v Конфликты. Способы решения проблем.

v Ресурсы личности.

v Герой в группе.

v Закономерности развития Творческих Коллективов (ТК).

Все блоки тесно связаны между собой и преподавались почти параллельно. Фактически мы имеем здесь дело с сетевым подходом к организации обучения.

Каждый блок требует отдельной методической проработки, которая сегодня повсеместно недостаточна. Но просматривается достаточно четко линия движения:

от исследования других людей

к самоисследованию

и, далее, к самоизменению.

В процессе работы сформировалась следующая технология.

> Присвоение проблемы. Иногда “презентацию” проблемы осуществляет учитель, иногда – в случае, если проблема достаточно актуальна, – она просто заявляется. Далее ученики высказываются устно или в форме мини-сочинений о том, как они понимают проблему и как относятся к ней. (Например, проблема - как понять литературного героя?).

> Присвоение информационного фонда. Это либо работа по изучению литературного или художественного произведения (представление о том, как это делается, можно получить из нашей статьи по анализу характера [4]), либо сбор “копилок” из личного опыта, либо анализ собственных творческих работ. Творческие работы с использованием приема “Точка зрения” (высказывания и сочинения от имени исследуемых героев).

Часто эти 2 пункта меняются местами (присвоение фонда предшествует постановке проблемы). Порой проблема “выплывает” из фонда в процессе работы, и сам учитель не знает точно, какую проблему будет решать на этом материале.

> Построение моделей. В Приложении 1 представлены используемые нами в работе модели и даны краткие инструкции по их применению. Большинство моделей были фактически разработаны в диалоге с учениками на уроках.

> Анализ фонда с опорой на разработанную модель, иногда приводивший к изменению, уточнению модели (в нашем случае, мы выяснили, что понять героя, значит, уметь предсказывать его поведение).

> Применение модели в творческих работах (см. например “Досье на литературного героя”).

> Решение или (чаще) частичное решение проблемы на основе модели. О том, как поведет себя герой в той или иной ситуации можно судить, опираясь на его систему ценностей.

> Обсуждение результатов анализа (пока у нас практически нет технологии этого этапа).

> Присвоение результатов и переход к новым проблемам. Присвоение результатов осуществляется путем их описания в “Зазеркалье” (в Мире образов). Героями сочинений становятся не люди, а сказочные персонажи. Дети пытаются осмыслить новые знания, перенося их в иную, необычную надсистему, где все внешне выглядит не так – а по сути “работают” те же модели, проявляются те же закономерности.

> Анализ выполненных работ. Если здесь проявляются новые проблемы, то они гарантированно будут присвоены учениками – и весь цикл повторяется снова на других темах.

Работа не завершена, но промежуточный анализ показывает некоторые точки роста. Мы пока не умеем технологично (а, значит, передаваемо):

> осуществлять качественное и надежное сетевое планирование;

> проектировать систему творческих работ;

> организовывать анализ работы;

> осуществлять переход от анализа личности героя к самоанализу;

> психологически грамотно исследовать и использовать ресурсы личности.

> Нужны произведения, позволяющие комплексно изучать на их материале темы всех блоков (сегодня их практически нет в школьной программе).

Список, очевидно, будет продолжен.

Мир меняется, меняются задачи. Если главная идея сегодняшнего образования - системность, главной идеей образования завтрашнего, вероятно, будет прогноз. А воспитание - отстает. Сегодня мы только учимся вместе с детьми осознавать личность как систему ценностей, проводить анализ себя - сегодняшнего. Завтра нам предстоит учить прогнозировать себя.

Приложение 1.

Модели, используемые в курсе литературы.

Схема 1. Модель “Лестница ценностей”.

Модель “Лестница ценностей”

Схема 2. Модель “Выбор”.

Модель “Выбор”

 

Схема 3. Модель “Качели”.

Модель “Качели”

Схема 4.

Анализ характера героя (анализ характера человека). Лист досье:

Лист досье

Приложение 2.

Примеры творческих работ

гуманитарных курсов ТРИЗ-эксперимента.

Развитие культурной группы и его отражение в искусстве (групповая творческая работа, курс Гуманитарной ТРИЗ, 9 класс).

Рассматривается культурная группа хакеров.

1. Тема: “Бездельники 21 века”. Герои: молодые люди, увиливающие от школы, целыми днями сидящие за компьютером.

2. Тема: “Хакеры - источник информации на любой вкус”. Герой: неопытный хакер. Сюжет: предприимчивые люди покупают у неопытного хакера информацию за бесценок.

3. Тема: “Хакеры - рог изобилия…”.

4. Тема: “Имеешь деньги - имеешь информацию”. Герой: богатый и корыстный хакер - профессионал. Сюжет: продажа информации за деньги.

5. Тема: “Информационная война”. Герои: хакеры - спасатели. Сюжет: хакеры, добывая информацию о планах противника, спасают народ от угнетения.

6. Тема: высмеивание бесплодных трудов хакера. Герой: тупой хакер. Сюжет: незначительная информация, на добывание которой хакер тратит массу сил, убивает его. /.../

Монолог Странника (по картине И. Босха “Странник”). Курс МХК, 10 класс.

“Куда я иду? Вернее, откуда? Зачем я прошел весь этот путь? Чтобы вернуться туда, откуда я пришел? А если я возвращаюсь, значит и это тоже нужно, а для чего? Для чего я все эти годы придавался разгульной жизни, если сейчас остался лишь какой-то горький осадок?

Я многое видел, но многое ли я понял? Неужели это все, для чего я жил? Так не должно быть! Но я возвращаюсь... возвращаюсь... К чему?”

Екатерина Еремушкина.

Литература

1. Г. Альтшуллер, И. Верткин. Как стать гением. Минск.- Беларусь, 1994.

2. А.Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения. Деятельность. Сознание. Личность. М.- Педагогика, 1983, том 2.

3. Ю.С. Мурашковский. Книга о ЗРХС (электронный вариант).

4. А. Нестеренко, О. Алешина. Анализ характеров героев через их отношение к проблемной ситуации// Педагогика + ТРИЗ./ Составитель А.Гин. Выпуск 4. - Гомель, 1998.

5. О.В. Алешина. Реализация программы по литературе за 7-8 класс. home.onego.ru/~alla_triz/metod.htm

6. А. Нестеренко. Модели эмоций. home.onego.ru/~alla_triz/metod.htm


вверх
СОДЕРЖАНИЕ


(c) 1997-2003 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
(с) 1997-2003 OTSM-TRIZ Technologies Center


http://www.trizminsk.org

25 May 2003