Проблема развития связной речи дошкольников продолжает быть актуальной в педагогике. Именно период с 3 до 7 лет является сензитивным к усвоению разных форм речи. Если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Наиболее сложным в педагогической практике являются поиски содержания и средств построения работы по развитию связной речи.
На наш взгляд, одним из эффективных средств развития речи детей является обучение творческому рассказыванию. Творческий рассказ — это рассказ, придуманный ребенком. Обязательным компонентом его должны быть самостоятельно созданные ребенком новые образы, ситуации и действия. Под понятием "новые" мы подразумеваем такие, которые ребенок в реальной жизни воспринимал частично и сумел "достроить" в воображении. Очевидно, что только осмысленные образы могут становиться материалом для работы воображения. Обучение ребенка творческому рассказыванию способствует развитию логического мышления, на котором в основном базируется связная речь.
В течение 1990-1997 годов на базе научно-методического центра № 242 "Садко" проводилась целенаправленная работа по обучению дошкольников творческому рассказыванию, в частности, сочинению сказок. Исследованием решались следующие задачи:
- Выявлялись речевые умения и навыки детей.
- Изучалась степень доступности разных способов сочинения сказок детьми 5-7 лет.
- Создавалась система работы по обучению дошкольников сочинению сказок на основе методов развития воображения (мировой фонд) и элементов теории решения изобретательских задач (Г.С.Альтшуллер).
Основным результатом работы явился набор наиболее часто используемых приемов обучения дошкольников сочинению сказок.
Одним из базовых приемов составления сказок является "Морфологический анализ" (Ф.Цвикки). Морфологическая таблица дает возможность показать вариативность и изменяемость сюжета сказок, а также действий с отдельными ее героями. Работу по сочинению сказок с помощью МА можно начинать с 4 лет, представив ее детям в качестве "Волшебной дорожки". Структура сюжета сказки строится на основе исследований В.Я.Проппа ("Исторические корни волшебной сказки"). Такой тип сказок мы обозначили как ДИНАМИЧЕСКИЙ.
Пример последовательной работы с приемом для детей 5 лет:
По горизонтали выбираются положительные герои знакомых сказок: Красная Шапочка, Золушка, Дюймовочка. По вертикали — преобразованные в сказочные герои отдельные отрицательные черты характера: Ленивица, Злюка, Жадинка и др. Сюжет строится на основе путешествия и встреч героев друг с другом. Варианты окончания сказок выбирается детьми.
"Системный оператор" (автор Г.С.Альтшуллер) является широко используемым приемом в старшем дошкольном возрасте. Работа строится по определенным правилам. На одном занятии можно использовать один или два системных оператора в зависимости от степени усвоения метода детьми. Системный анализ позволяет создавать сюжета сказок, развернутый во ВРЕМЕНИ. Например: во всех экранах системного оператора рассматривается выбранный педагогом или детьми будущий герой сказки. Сюжет может строится на основе описания изменения объекта во времени.
"Волшебный треугольник" является адаптированным вариантом метода "вепольный анализ" (автор Г.С.Альтшуллер). Прием вводится в работу с детьми в старшем дошкольном возрасте. Основой сюжета является не столько действие, сколько разрешение конфликта главных героев с помощью какого-либо "поля" (волшебного слова, предмета, персонажа и т.д.). Отсюда и тип сказок — КОНФЛИКТНЫЙ.
Наиболее часто используемым методом составления сюжетов сказок с дошкольниками являются "Приемы типового фантазирования" (ТПФ — автор Г.С.Альтшуллер). Некоторые из них нами обозначены Волшебниками. Например: Волшебник Большого (Маленького) Размера, Волшебник Изменения Формы, Волшебник Дроби-Объединяй, Машина Времени и др. Сказка может составляться на основе использования ТПФ, как метода, или в виде приема.
Следующий прием разработан на основе исследований В.Я.Проппа. Советский морфолог работал с текстами сказок разных народов. Он отметил, что они во многом сходны. Это связано с историческим происхождением сказки. Проанализировав структуру, Владимир Яковлевич сформулировал функции сказки ("Морфология русской сказки"). Постоянным устойчивым элементом сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются. Последовательность функций всегда одинакова.
Согласно исследованию В.Я.Проппа этих функций 31. Они могут варьироваться и видоизменяться: возможны пропуски, добавления, повторы и т.д., но это не противоречит общему сюжету. Самое важное в этих функциях то, что на их основе можно создавать бесчисленное количество текстов. Их достаточно, чтобы дать описание сюжета любой сказки. В работе с дошкольниками можно использовать двадцать функций, свернув и опустив остальные. Эти функции можно перенести на двадцать карточек, каждая из которых может означать множество идей и тем. Возможна схематизация новых историй. Работа по данным картам может проходить с группой детей или по подгруппам, каждая из которых создает свой сюжет соревнуясь в том, чьи истории более интересные.
Результаты проделанной работы позволяют сделать следующие выводы:
- Дети начинают более логично и последовательно излагать свои мысли, более глубоко понимать значения слов, используют в речи художественные достоинства родного языка, а под конец обучения проявляют желание самостоятельно создавать их.
- Использование данных приемов позволяет поэтапно подвести ребенка к индивидуальному сочинению сказок.
- В данном подходе оправдала себя предусмотренная взаимосвязь фронтальных, подгрупповых и индивидуальных форм организации работы детей.
- Обучение детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок является базовым этапом работы по успешной речевой подготовке ребенка к школе.
|