НАЧАЛО
КАРТОТЕКИ |
ПЕДАГОГИКА И ВОСПИТАНИЕ В НФЛ© Трифонов Дмитрий Николаевич, — Каковы, по-вашему, критерии хорошей школы? — Успех. — В чем? Получить стипендию? Подготовиться к работе? Подчиняться местному категорическому императиву? — Конечно, и это, — подтвердил мистер Менон, — но основной вопрос этим не исчерпывается. Для чего рождаются мальчики и девочки? Вилл передернул плечами. О.Хаксли, "Остров"
Как явствует из эпиграфа, журналист Вилл не нашел сразу ответа на вопрос "для чего рождаются мальчики и девочки?". Исчерпывающего ответа не дадим и мы, но зато предложим читателю разные варианты ответов (так сказать, "штрихи портрета"), что позволит ему самостоятельно поразмыслить над вопросом. Ибо этот материал представляет собой собрание коротких выдержек из научно-фантастических произведений, посвященных образованию и воспитанию. |
2. |
Собственно обучениеОсновное направление, выбранное фантастами — сокращение времени обучения. Очевидно, НФЛ отражает самую заметную тенденцию — повышение "производительности" образования. Ускорять образовательный процесс можно разными путями. Например, ускорив развитие организма в целом.
В данной подборке конфликт "Отцы и Дети" — самый частый. Заметим попутно, что в романе Уэллса "Пища богов" группа юных великанов конфликтует не с родителями, но со всем взрослым миром, с цивилизацией в целом. Такой вот "этаж" конфликта. Но вернемся к ускоренному обучению. Помимо изменения организма в целом, чтобы достигнуть той же цели, можно изменить форму подачи материала, сменить канал передачи информации.
В НФЛ встречаются различные вариации данной идеи.
Другой канал поступления информации — пища. Известен опыт, когда червям-планариям скармливали их "обученного" собрата. В этом случае обучение новым навыкам шло быстрее.
Другой ресурс, другой "канал восприятия" — генная память. Зачем нужно, чтобы накопленные знания и опыт умирали вместе с человеком? Неужели ничего нельзя поделать?
Отвлечемся на минутку и обратим внимание на примечательную закономерность: начало процесса образования сдвигается все к более раннему моменту. Так, у М.Лалли (см. п.А) обучать начинают малолеток. Если продолжить эту тенденцию, мы придем к выводу о том, что обучать следует эмбрионы. Пожалуй, И.Варшавский в "Джейн" дошел до предела — знания передаются в момент зачатия. Так ли это, достигнут ли предел?
Следующие предложения фантастов не столь масштабны; изменения касаются не ученика и его каналов восприятия, но других составляющих учебного процесса.
ДС расшифровывается как "динамичные структуры". Фантаст описывает планетолет, который динамически изменяется в полете. Стартует только капсула с экипажем и оборудованием, необходимым для построения Динамичных Структур. Вокруг капсулы, непосредственно в полете, наращиваются все необходимые конструкции, материал для которых черпается за бортом. "(...) все меняется и перестраивается в зависимости от режима полета и состояния внешних полей. (...) Когда рейс закончен, конструкция распыляется, и от корабля, длина которого нередко превышает сотню километров, остается маленькая стандартная капсула, готовая при необходимости снова стать кораблем. Мы летаем (...) естественнее, чем птицы, — никакая птица не умеет наращивать крылья из воздуха". ДС-операции, а также другие понятия, преподносят ученикам с помощью так называемых роман-учебников. Вот описание одного такого учебника: "В общем, эти романы-учебники неплохая штука. Среди них попадаются отличные вещи. Ребята взахлеб читали серию, в которой космические пришельцы вступают в контакт с жителями Древнего Вавилона и пытаются научить их основам ДС-операций. Особенно удачна третья часть серии — строительство вавилонской башни. По замыслу пришельцев, башня должна была стать чем-то вроде учебного полигона: собрали, разобрали, снова собрали, снова разобрали... А для вавилонян первое же "разобрали" оказалось сильнейшим потрясением: они жили в мире постоянных сооружений, камень был символом тысячелетий. И хотя пришельцы тут же восстановили башню, никто уже не верил, что это настоящая башня и настоящий камень..."
Повышать внимание обучающихся, можно не только увеличивая привлекательность подачи материала. Другой, противоположный способ — отсечь посторонние, мешающие раздражители.
Предложение не такое уж и фантастическое; интересно, что у данного способа есть реальный аналог, но "с точностью до наоборот". Процитируем один из примеров "Принципа лотереи" С.Лалина, И.Викентьева, С.Модестова, А. и Г.Соколовых. "В некоторых штатах США классы в школах не имеют четвертой стены и смыкаются с коридором. Зачем? Сделано это в том числе и для того, чтобы учитель конкурировал с "коридорной жизнью" и не позволял себе расслабляться при ведении занятий".
Как известно, лучше всяких объяснений человек усваивает то, что видит своими глазами, может потрогать, почувствовать. А фантастика вполне способна обновить устоявшиеся формы проведения занятий. Скажем, урока истории.
Понятно, что новые формы предъявляют новые требования к участникам. В частности, для путешествия во времени нужно показать как минимум вторую степень ответственности. Иначе можно такого накуролесить... Однако ученик в рассказе чуть было не попался "на удочку" одного ушлого бизнесмена, "нувориша-грабителя", пожелавшего иметь кое-что из технологий будущего. Выручать ученика пришлось учительнице.
Отметим, что использовать Машину Времени в целях обучения предлагал еще Г.Уэллс — он говорил о возможности изучения древних языков.
Раньше Эверард считал, что неплохо разбирается в военном деле, но ему пришлось научиться пользоваться боевыми приемами и оружием, которое существовало на протяжении пятидесяти тысяч лет: от меча бронзового века до циклобласта, способного уничтожить целый континент. (...) Они изучали разнообразнейшие науки, историю, философию, различные диалекты и манеры поведения. Впрочем, курс манер охватывал только период с 1850 по 1975 год (отрезок, на котором специализировался герой — Д.Т.); если бы потребовалось отправиться в другие времена, то специальное обучение проводилось бы с помощью гипноизлучателя. Именно посредством этих машин все обучение было закончено в три месяца.
Но усвоение информации — еще далеко не все. Конфуцию приписывают такое изречение: "Я слышу — и забываю. Я вижу — и запоминаю. Я делаю и — понимаю". Новое знание необходимо закрепить; желательно довести его до навыка.
Как рассказывает обучаемый, "с бригадой наладчиков я носился из одного конца зоны в другой, стараясь предотвратить взрывы плохо отрегулированных плазмосфер. Это не всегда удавалось. (...) Зона к этому времени превратилась в сущий ад, взрывы учащались с каждым днем, и моя бригада, два десятка здоровых парней, отчаянно металась по аварийным каналом с участка на участок..." Как выяснилось впоследствии, в целях обучения наставники специально нарушали регулировку плазмосфер.
Очевидно, "форсажный режим" приближает условия обучения к условиям реального мира. Позволим себе привести наставления учителя фехтования из "Дюны" Ф.Херберта. "Ты способный ученик, не более, но я тебя уже предупреждал, что даже в игре нельзя доверяться человеку со смертью в руке. — Похоже, у меня сегодня нет настроения фехтовать, — ответил Пол. — Настроения? — гневный голос Холлека глухо доносился через оба щита. — Кого интересуют твои настроения? Человек принимает бой, когда вынужден, а не когда у него появляется настроение пофехтовать... Настроения бывают у животных... Они — для любви или для музыки... бьешься, когда приходит нужда, а не когда есть настроение. — Извини, Гарни, мне очень жаль! — Еще не очень!" И далее следует основательная "трепка", — для закрепления, наверно.
Один из ответственных этапов обучения — экзамен. Ему и посвящены три следующих примера.
Очевидно, перед нами антиутопия, но в рассказе ничего не сказано о характерных чертах такого общества и причинах "антиобразовательного" режима.
Два последних примера подобраны по контрасту: один вид экзамена унижает личность, другой вид — возвышает. Однако вернемся от экзаменов фантастических к обычным школьным или вузовским. Как известно, одна из трудностей, с которой сталкивается учитель — списывание. Как его пресечь?
Однако студенты — народ несгибаемый и смекалистый. Они все-таки нашли "подход". Один страдалец сидит под "глазом" и чистит луковицу, отчего по экрану бегут сплошные полосы. Дело в том, что "глазу" смоделировали слезоотделение, поэтому все остальные яростно шпаргалят. |
3. |
Учитель и ученикВ предыдущем разделе собрано немало примеров, но все-таки основное внимание писатели-фантасты уделяют взаимоотношениям в паре "ученик-учитель". Существует широко распространенный способ создания фантастической ситуации, который заключается в том, что на место одного из персонажей (в нашем случае — либо учителя, либо ученика) становится инопланетянин. С рассмотрения подобных ситуаций мы и начнем.
К сожалению, в силу внешних причин, Чокки пришлось отказаться от своего ученика. После неудачи с парнишкой Чокки решил затаиться, изменить тактику: его подсказки будут носить случайный характер — словечко здесь, идея там.
Обратите внимание: необходимость в нестандартном обучении, в воспитании творческой личности возникла тогда, когда потребовалось решить большую практическую задачу, проблему — открыть новый мощный источник энергии, способный нести звездолет. Чокки воспитывал одного ученика; дело сорвалось, ему придется начинать сначала. В таком случае, естественно, переход к обучению группы повышает надежность. Если считать предыдущую ситуацию прототипом последующей, то можно говорить об операции "перехода на второй этаж". Тут мы ссылаемся на Г.Альтова, который, проанализировав множество фантастических идей, выделил четыре "этажа". Второй отличается от первого тем, что на первом — один фантастический объект, дающий некий фантастический результат. А на втором этаже — множество фантастических объектов, дающих в совокупности уже иной фантастический результат. (Более подробно смотрите Г.Альтов, "Краски для фантазии". / "Шанс на приключение" Сост. А.Б.Селюцкий. — Петрозаводск: Карелия. 1991).
Особый интерес представляет глава 4, "Вундеркинды", где подробно описана встреча писателя Банева с "болезненно-умными детьми". Мокрецы предприняли попытку полной изоляции детей, об этом повествует эпизод вывода детей из Города. Но потом им пришлось частично отступиться: допускаются свидания с родителями. К сожалению, не показано способа разрешения конфликта, нагнетавшегося в ходе всего повествования, книга заканчивается розовым хэппи-эндом.
А какой будет ситуация, обратная к описанной Дж.Уиндэмом в "Чокки"? Очевидно, такая: земной учитель обучает инопланетян.
Конечно, Стас Попов — никакой не воспитатель, на эту роль он выдвигается вынужденно. Но вот что характерно: вокруг Малыша сразу же по его обнаружении начинается суета. В глазах одних он — ключевая фигура для проникновения в цивилизацию инопланетян, и поэтому столь желательно использовать его в этих целях, для других, по той же причине, Малыш крайне нежелателен. И, похоже, только Стас относится к нему не как к объекту, а как к личности, достойной уважительного отношения.
Это был один "почти инопланетянин". Естественно, если их будет больше, могут возникнуть совсем иные проблемы.
"Кукушата" взрослеют, и все отчетливей становится тот факт, что земляне стоят гораздо ниже них на эволюционной лестнице. Как динозавры по отношению к людям. Вокруг золотоглазых полукровок растет стена неприятия. Обучает "кукушат" земной учитель. Это чуть ли не единственный человек, к которому золотоглазые относятся с уважением. Все остальные, судя по их поступкам, даже матери, для них — ничто, существа второго сорта. А учитель воспитывает их, пытается найти с ними общий язык. Он же и уничтожает эту угрозу земной цивилизации. () Жизнь всякого учителя богата проблемными ситуациями, которые требуют разрешения. Понятно, что такой необычный воспитанник, как инопланетный детеныш, способен поставить перед воспитателем и необычные задачи.
В госпиталь прилетает его "сын". Существа бесполые, размножаются почкованием, связь родителей и детей очень крепкая, особенно с младшим, как и в данном случае. Будь существо здорово, оно с момента прилета "сына" установило бы с ним телепатический контакт, и не произошло бы множества осложнений. Казус в том, что в момент стыковки инопланетного корабля и перехода "сына" в шлюзовую камеру произошло ЧП. Ничего опасного, но подросток испугался, вообразил, что на него напали и ударился в бега. Теперь носится по всему госпиталю и его очень трудно поймать. Во-первых, беглец прикидывается то тем, то этим существом. Во-вторых, для каждого типа существ в госпитале свои условия (разный атмосферный состав, сила тяжести и т.п.), и поэтому переходы между палатами затруднены для тех, кто его ловит. Но не для СРТТ с его фантастической приспособляемостью. Беглец уже натворил разных дел, дав глотнуть кислороду хлордышащим существам, чуть не погиб сам в палате слоноподобных инопланетян... Теперь от него исходят волны голода и страха. Он опасен для других и для себя. Его необходимо поймать, а для этого — успокоить. Команда под руководством менеджера Госпиталя ловит его уже несколько дней. И вот его загнали в угол: в палату, выход из которой надежно перекрыт. Но беглец никого не подпускает к себе. Обратиться к нему с разумной речью невозможно — у него поврежден интерком с кибер-лингвистом. Специалисты-эмпаты выйти с ним на связь тоже не могут — слишком взбудоражен. Как бы Вы поступили на месте менеджера Госпиталя?
Для НФЛ заменить инопланетянина роботом — элементарная операция, поэтому в наше рассмотрение постепенно входит робот. Наверно, здесь фантастика отразила реальную тенденцию — появление механических помощников учителя. Посмотрите, к каким последствиям может привести внедрение кибернетических менторов. Кстати, пример "кибернетический глаз и луковица" (см. п.2.15) тоже имеет отношение к данному параграфу.
В рассказе И.Варшавского действует группа автоматов, но описан только один, благо автоматы идентичны. Следующую ситуацию можно считать "вторым этажом" по отношению к предыдущей.
Неплохо было бы иметь вместо группы тренажеров всего один, но такой, который будет действовать так, словно перед нами — группа. Как этого добиться? Вот один возможный ответ.
Таков, например, рассказ С.Ахметова "Соискатели", где моральные качества претендентов проверяются в ходе иллюзорного путешествия. В основе сценария лежат элементы сказок Востока. В рассказе С.Лема "Тест" курсант космической академии Пиркс уверен, что совершает рейс к Луне. На самом деле он просто работает на тренажере, создающем полную иллюзию полета. И, столкнувшись с аварийной ситуацией (а на самом деле — с заранее продуманной диверсией), курсант проявляет выдержку и смекалку. В рассказе Г.Гаррисона "На государственной службе" желающему получить место клерка в банке предстоит пройти серию "проб на прочность". В созданной экзаменаторами концентрированной модели действительности нашлось место и настырным клиентам, и грабителю, и прочим "штучкам". И для каждой нештатной ситуации студенту необходимо найти убедительное решение. Таким образом, переход к дешевым имитаторам реальности позволил реализовать то, что в обычной жизни обучению почти не доступно: отработку действий в экстремальных случаях. Нормальное обучение, как правило, ориентировано на поведение в бесконфликтных ситуациях. Внештатные ситуации не отрабатываются. А у НФЛ, как мы видели, потребности и возможности другие. Автоматы и тренажеры лишь отчасти заменяют учителя, берут на себя только часть его работы. Полностью взять на себя функции учителя может робот. Обстоятельства могут сложиться так, что робот занимает место воспитателя вынужденно.
Робот, безусловно, решает некоторые проблемы обучения, но неизбежно возникают новые задачи. Вот одна из них, привлекшая внимание писателя.
Решение задачи: создатель робота выявил мечту многих детей-инвалидов. И не только о внешности, но и о способностях, физических возможностях. Заложил все это в робота и сказал — "самосовершенствуйся", обеспечив надлежащие условия.
Еще одна замена педагога: отказаться от живого общения с учителем можно с помощью TV.
Теоретически существует еще один способ обойтись без учителя — переложить его функции на родителей. Насколько может судить автор, до "полного вытеснения" педагога в НФЛ дело не дошло, но что родителям необходимо прививать педагогические знания — об этом писатели говорят достаточно громко.
"Эри рассказывала и о себе, о своем детстве, и таким образом вторично, вернее, впервые — ведь эти сведения были заполнены реальным человеческим содержанием — я узнал, как мастерски построено это общество беспрерывной, чутко поддерживаемой гармонии. Считалось естественным, что иметь детей, воспитывать их в первые годы жизни могут только высококвалифицированные, всесторонне подготовленные люди, короче, прошедшие специальную учебу; чтобы получить разрешение родить ребенка, супруги должны сдать что-то вроде экзаменов; сначала мне это показалось чем-то невероятным, но, подумав, я признал парадоксальность старых обычаев, а не новых, ведь в нашем обществе без специального образования нельзя было строить мост, дом, лечить больных, просто работать в каком-нибудь учреждении, и только самое главное — рождение ребенка, формирование его психики было отдано на волю слепого случая и минутной страсти, а общество вмешивалось только тогда, когда уже были допущены ошибки и исправить их не представлялось возможным. Таким образом, получить право завести ребенка было почетно, оно давалось далеко не каждому, к тому же родители не могли изолировать детей от ровесников — создавались специальные группы, в которые включались различные по темпераменту мальчики и девочки; так называемые "трудные дети" проходили дополнительные гипногогические процедуры, а учить всех начинали рано". Далее более подробно описана связь между бетризацией и воспитанием; получается, что в данном случае новации в педагогике инициированы "техницизмом".
То, что в романе С.Лема только эпизод, Д.Биленкин в рассказе "Главный экзамен" разворачивает в основное действие и разыгрывает в лицах. В паре "учитель-ученик" мы рассмотрели все примеры, когда фантасты меняют ученика и все примеры, когда меняется учитель, но тем не менее, нас ждет еще один пример. Удивительно, но фантастическую ситуацию в связке "учитель-ученик" можно породить, не меняя ни ученика, ни учителя. Каким образом, что тут можно поменять? — Изменить можно связь между учителем и учеником. Если угодно — черточку в связке.
Как видится фантасту, воспитание в будущем "штучное", группа — десять детей, учитель — самая почетная профессия, он ведет Десятку с первого класса до последнего. Новация для НФЛ: за любой проступок, ошибку, преступление ученика ответственность всю жизнь несет его учитель. И это не только на период обучения — на всю жизнь. Таким образом, учитель выступает в качестве мальчика для битья. В то же время сохранились еще реликты, так называемые "персоналисты", не приемлющие подобных правил. Они отреклись от Учителя и Десятки, отвечают сами за себя, не взваливая вину на других. С точки зрения нормального учителя эта "альтернативная педагогика" представляется сорняком. Высшая мера для учителя — лишение любимой профессии. Находясь 10 лет в изоляции на пустынной планете, учитель должен написать Белую Книгу — анализ собственных действий, поиск того "места", где произошел сбой, какая допущена ошибка. Основное достояние "узника планеты" — дневники, работы детей и километры пленки, зафиксировавшей воспитательный процесс. Белых Книг на Земле немного, все они изучаются на последнем курсе педагогического ВУЗа будущего. Новые отношения, по мысли фантаста, заставляют подтягиваться и того, и другого, ведь ученики любят учителя, не желают ему зла.
|
4. |
Система образованияТе фантастические новации, что мы рассматривали до сих пор, как правило, касались частностей, не затрагивая системы образования в целом. Рассказ Э.Геворкяна составляет исключение: одна новация вызвала множество изменений-следствий. Так что нам пора перейти к рассмотрению масштабных полотен.
Оказывается, что и "нормальный" экзамен, где необходимо показать высокий уровень знаний, тоже можно превратить в кривую пародию. Итак, в качестве экзаменатора выступает машина, и герой получает задачи одна сложнее другой. Например: с известной высоты падает стеклянная трубка известных размеров. Необходимо рассчитать вероятность того, что из осколков трубки можно будет сложить равносторонний треугольник. Герой — безработный, и потому старается изо всех сил, ведь речь идет о назначении на должность, о получении работы. Экзамен автоматизирован, более того, делами трудоустройства тоже ведает машина. В короткий миг ожидания результата в мозгу героя проносится видение: все происходящее — месть машины людям, слишком тупым по машинным меркам. ЭВМ получила власть и теперь в отместку мучает людей интеллектуальными задачами, наслаждается... Но мысль остается недодуманной — приходит радостное известие. Кандидат, проявивший прекрасные знания точных наук, наконец-то получает долгожданное место уборщика улиц. По сравнению с предыдущими примерами, где кибернетика лишь отчасти внедрялась в образовательный процесс, здесь ЭВМ ведает вопросами образования полностью. (Можно сказать, что это идея "второго этажа"). Именно глобальный охват является одной из предпосылок превращения всей системы образования в фарс, в собственную противоположность. Переусиление — способ искажения, борьбы с изначально хорошей посылкой.
Можно сказать и так: перед нами вариант "школы без школы".
Справедливости ради следует отметить, что игры, предлагаемые в повести, довольно однообразны. Практически перед нами большой школьный драмкружок, только без режиссера. Во-вторых, дети лишены практической деятельности. Можно ли повзрослеть в таких условиях? Ради "патентной полноты" отметим, что идея детского сада размером в планету встречается в рассказе Р.Шекли "Запретная зона". Но там нет никакого описания самого детсада: герои, разгадав загадку планеты, спешат унести с нее ноги, опасаясь встречи с родителями. В качестве антитезы к идиллической картине мирно играющих детей укажем на произведение не фантастическое. Мы имеем в виду такую сильную вещь, как "Повелитель мух" У.Голдинга. Теперь задумаемся над таким фактом: основа современного обучения — подготовка специалистов. В дальнейшем тенденция к специализации может еще более усилиться. Тем не менее, в противовес этому в будущем, по мнению фантастов, возможны школы и институты, воспитывающие универсалов. Ведь, как известно, практика порой выдвигает задачи, неразрешимые в рамках одной специальности.
Отметим довольно жесткий критерий, который задает себе основатель школы. По его мнению, уходить и освобождать место другим пора, "(...) если, создав теорию, не видишь, что в ней можно сломать и перестроить".
Интересное сходство и различие этих антиутопий подметил Ю.Кагарлицкий в работе "Что такое фантастика?" Если в "1984" под запретом как любовь, так и половое влечение, то в "Прекрасном новом мире" сексуальные отношения настоятельно культивируются, уклонение наказуемо. Но на самом деле неважно, что именно насаждает государство — запрет или принуждение. Главное, отмечает Кагарлицкий — лишить личность свободы выбора в этом насущном вопросе. Мы намеренно не вдаемся в детальное описание этих двух антиутопий, рекомендуя читателям самим познакомиться с ними. Право, они этого заслуживают.
Разумеется, как и в случае с антиутопиями, отдельные выдержки из романа И.Ефремова не способны дать о нем полного представления.
"— Для чего рождаются мальчики и девочки на Пала? Ни для массового потребительства, ни для укрепления обороноспособности государства. Государство, несомненно, должно существовать. И для всех должно хватать всего. Что само собою разумеется. Только при таких обстоятельствах мальчики и девочки могут познать, чем на самом деле являются; только при таких обстоятельствах мальчики и девочки могут познать, чем на самом деле являются; только при таких обстоятельствах мы сможем что-то сделать с этим. — Так для чего же они на самом деле? — Для самореализации, для того, чтобы стать полноценными человеческими существами". И далее: "— Что ж, как я говорил, — продолжал мистер Менон, — подростки получают оба уровня образования одновременно. Им помогают пережить свое трансцендентное единство со всеми другими мыслящими существами, и в то же время они посещают занятия по психологии и физиологии, на которых они узнают, что каждый из нас обладает уникальной и неповторимой конституцией и что все мы совершенно не похожи друг на друга. (...) — А теперь ответьте мне, как вы обходитесь с тем, что никто ни на кого не похож? — Мы начинаем, — ответил мистер Менон, — с оценки этих различий. Точно выясняем, кем и чем анатомически, биологически и физиологически является каждый данный ребенок. Чем, с точки зрения органики (а с нее-то мы и начинаем), являются его внутренности, его мускулы и нервная система? К чему ближе он в трех полярных характеристиках? Насколько гармонична или дисгармонична смесь его элементов — физических и умственных? Насколько силен его врожденный комплекс доминирования или умения уживаться в социуме, или стремление замыкаться в себе, уходить в свой внутренний мир? И как он мыслит, воспринимает и запоминает? Фантазер он или реалист? Работает ли его ум с образами или словами, с теми и другими одновременно, или ни с тем, ни с другим? Насколько доступно развитию его искусство рассказчика? Видит ли он мир, как видели его Вордсворт или Траэрн в детстве? И если все обстоит так, то что нужно, чтобы не дать одаренности и свежему восприятию угаснуть в серой повседневности? Или, говоря обобщенно, как воспитать детей на этом концептуальном уровне, не погубив их способность к напряженности невербального опыта? Как можно совместить анализ с мечтаниями? Число вопросов, которые нужно задать и на которые нужно получить ответ, остается все еще большим. Например, все ли витамины усваивает ребенок в своей пище? Или он подвержен какому-нибудь хроническому заболеванию, которое, если его не распознать и не вылечить, снизит его жизненный тонус, подавит настроение, побудит его видеть уродливое, испытывать скуку и думать о глупом и злом? И каков уровень сахара у него в крови? И как он дышит? И какая у него осанка? И как функционирует его организм во время работы, игр, учебы? Есть также вопросы, относящиеся к особым дарованиям". Цитату можно было бы продолжать, но нам пора на чем-то остановиться (а журналисту предстоит еще посетить несколько уроков...)
К слову: очень хороший вопросник для тех, кто интересуется утопиями, можно найти в работе психолога и антрополога А.Маслоу "Дальние пределы человеческой психике", в главе "Вопросы для нормативного социального психолога". (Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. — СПб.: Издат. Группа "Евразия", 1997). Сопоставление утопий и антиутопий подводит нас к мысли о том, что водораздел между педагогическими системами проходит по той цели, которую ставят перед собой воспитатели. Складывается впечатления, что дело не столько в новшествах самих по себе, сколько в том, к чему они устремлены. |
5. |
Цели воспитанияВ отношении целей идеи фантастов можно условно разделить на три категории. Обычное, если можно так выразиться, нормальное воспитание. Его смысл можно передать примерно так: "будь таким, как лучшие из нас". Сюда можно отнести все новации, которые просто повышают качество обучения, усвоения знаний. Во вторую категорию зачислим такое воспитание, которое не поднимает, а принижает ученика — отрицательное. Его лозунг — "будь таким, как выгодно, выгодно тебе или нам". И, наконец, воспитание личности, творца. "Стань самим собой", "будь таким, каким надо для Дела". Мы не будем здесь рассматривать "нормальное" воспитание, а остановимся на "крайностях". Начнем со второй категории, с описания способов принижения воспитанников.
Несколько непонятно, зачем общество специально ухудшает качество тех "кирпичиков", из которых оно сложено. В рассказе этот вопрос не обсуждается, возможно, вследствие вынужденной краткости изложения. Антиутопия предоставляет писателям больше места, и, например, в "1984" необходимость перманентной войны и уничтожения своих же материальных ресурсов объясняется в книге Голдстейна. Отметим также, что последствия удаления совести у одного взрослого человека показаны в рассказе Г.Каттнера "Сим удостоверяется".
И теперь изгоем выглядит уже тот ребенок, чьи родители не могут позволить себе иметь личное бомбоубежище. А военная истерия все нагнетается...
Как видим, воспитание во многом зависит от картины Будущего, которую провидит воспитатель. И от той роли, которую в будущем будут играть воспитанники. В следующем примере намерения педагогов уже не столь бескорыстны.
Деталь, которую отмечает Геворкян: землянам в будущем предстоит полететь к звездам, вступить в сообщество внеземных цивилизаций. И представьте, с какой репутацией они туда войдут (если только, само собой, туда пускают наемников).
Это было воспитание группы; поднявшись выше, что мы увидим?
Герои повести занимаются прогрессорской деятельностью. Место действия — острова Полинезии в параллельном мире; время — до открытия их европейцами. Цель — отражение вторжения. Способ усиления аборигенов — развитие техники, в первую очередь военной, воспитание воинственного духа путем непрестанных стычек двух враждующих группировок. И когда показались парусники европейцев, аборигены уже напрактиковались в стрельбе из торпедных аппаратов. Единственное, в чем они испытывают недостаток — металл для военных изделий. С появлением "завоевателей", вооруженных кремниевыми "пугачами", события выходят из-под контроля: защищаться теперь предстоит уже Европе. Мирная, оборонительная миссия отцов-основателей оборачивается жестокой агрессией.
Завершим обзор отрицательных примеров задачей М.Максимова, взятой из жизни немецкого концлагеря.
Как вы думаете, какой? Как пишет Максимов, "я увлекаюсь этой книжкой (Б.Беттельгейм, Informed Heart — Д.Т.) давно и вот уже более десяти лет рассказываю и обсуждаю ее с самыми разными людьми. И не было ни одного случая, чтобы кто-нибудь из моих слушателей не нашел правильного решения за эсэсовца".
Закончив с примерами отрицательными, перейдем к положительным. Сформировать творческую личность, воспитать талант — такую цель ставят писатели-фантасты в последующих произведениях. В современной фантастике существует деление на Science Fiction и Fantasy. В свете нашей темы различие выступает в том, что в SF фантасты основное внимание уделяют "техническим" способам изменения организма ученика, а в Fantasy писатели больше говорят о воздействии на личность.
"Несмотря на свою молчаливость, Огион был настолько спокойным и мягким человеком, что Гед быстро утратил благоговение перед ним и через пару дней набрался достаточно дерзости, чтобы спросить: — Господин, когда же ты начнешь учить меня? — Я уже начал, — ответил Огион. Некоторое время Гед молчал, как бы обдумывая что-то. Наконец он спросил: — Но я же ничему новому не научился! — Ты думаешь так, потому что не знаешь, чему я учу тебя, — ответил маг, все так же бодро шагая по тропе, ведущей через высокий перевал между Оварком и Виссом. Как и у большинства жителей Гонта, кожа Огиона была цвета темной меди; маг был светловолос, строен и жилист, как хорошая гончая, и мог шагать без устали много миль. Говорил он редко, ел мало, а спал еще меньше. Зрение и слух его были остры чрезвычайно, и Геду часто казалось, что Огион к чему-то прислушивается. Мальчик промолчал: понять волшебника порою очень трудно. — Тебе хочется знать заклинания, — неожиданно сказал Огион. — Ты выпил уже слишком много воды из этого источника. Не торопись. Быть мужчиной — значит уметь терпеть. Быть Мастером — значит быть в десять раз терпеливее. Скажи мне, что это за растение возле тропинки? — Бессмертник. — А вон то? — Не знаю. — Оно называется четырехлистник. — Огион остановился и показал окованным медью наконечником своего посоха на невзрачный сорняк. Гед внимательно рассмотрел его, взял засохший стручок и, видя, что Огион не собирается что-либо добавить к уже сказанному, спросил: — Какая от него польза, Мастер? — Никакой, насколько я знаю. Они пошли дальше, и Гед скоро выбросил стручок. — Когда ты будешь узнавать четырехлистник во все времена года по корешку, по листочку и по цветку, по виду, по запаху и по семени, только тогда ты сможешь научиться произносить его Настоящее Имя. А это больше, чем знать, какую он приносит пользу. Много ли проку от тебя или от меня? Полезна ли Гора Гонта или Открытое Море? Какое-то время они шли молча, и наконец Огион сказал: — Чтобы слышать, нужно молчать! Мальчик нахмурился. Ему показалось, что учитель смеется над ним, и это Геду совсем не понравилось. Но он не показал виду. Когда же Огион снизойдет до того, чтобы научить его хоть чему-нибудь?"
Мы можем вспомнить, что в средневековье учеников готовили не в специальных заведениях — просто они росли в семье мастера. Помимо передачи навыков, происходила передача мировоззрения, и даже импринтинг — ученик смотрел, как держится Мастер, копировал его манеру поведения.
"Джонатан, помнишь, ты говорил как-то — давно уже — насчет любви к Стае, достаточной для того, чтобы возвращаться и учить? — Помню, конечно. — Так вот, я не могу понять, как ты умудряешься любить эту тупоумную ораву, готовую в любой момент взбеситься и прикончить тебя. Как, например, вчера... — Ох, Флетч, кто же такое полюбит? Ненависть и злоба — вовсе не то, что следует любить. Научись видеть в них истинную Чайку, воспринимая то лучшее, что в них есть, и помогая им самим это лучшее рассмотреть. Вот что я имел в виду, когда говорил о любви. Знаешь, как радостно, если это удается!"
Как известно, становлению творческой личности много способствует общение с состоявшимся творцом. Но здесь мы сталкиваемся с серьезным ограничением: учеников много, а где набрать столько художников и ученых? Огион, например, взял в ученики Геда только потому, что тот уже на деле показал свои способности волшебника. Как помочь остальным, тем, кто еще не проявил себя? И здесь могут придти на помощь фантастические средства. Вспомните "Посыльного" У.Тэна (п.2.11). Ведь путешествуя по истории, можно повстречать не только пройдоху.
Идея общения школьников с крупными, великими учеными — интересная и нужная. Но в данной реализации можно отметить один недостаток — не происходит подтягивания учеников до уровня личности.
Отметим, что фантомы для взрослых "производит" С.Лем ("Осмотр на месте", Ийон Тихий коротает межзвездный перелет в беседе с Б.Расселом и др.), и Р.Сильверберг ("Как хорошо в вашем обществе"). В фантастике черты характера, качества личности могут вырабатываться, усваиваться и "по волшебству", без каких бы то ни было усилий со стороны учеников. Последние порой и не подозревают, что их личности целенаправленно формируются.
Похоже, в американском городке реализовано пожелание "если б молодость знала, если б старость могла".
Как и все в этом мире, в определенных обстоятельствах положительное свойство (передача психологических качеств от учителя к ученику) может обернуться большим минусом.
Возможно, Вы согласитесь с тем, что это такая же манипуляция сознанием, как и "Операция над совестью" Д.Биленкина (п.5.1), только "с обратным знаком". Познакомимся еще с одним способом физического формирования, но уже не отдельных качеств, а личности в целом. Если принять гипотезу о наследовании способностей (см. пп.1.3 и 1.4), то можно придти к идее формирования творческой личности на генетическом уровне.
Любопытный парадокс: в данном случае опровержение равносильно утверждению. Ведь чтобы доказательно опровергнуть нечто сложное, нужно как минимум быть "на уровне". Так что сын по крайней мере не глупее отца. Но и опровержение теории отца — еще не весь сюжет. Читателя ждет неожиданная концовка, которая заставляет переоценить и саму гипотезу.
Вернемся несколько назад, к идее рассказа К.Саймака "Куш" (п.5.13). Оказывается, желаемого поведения воспитанника можно добиться не только физическим воздействием. Подтверждение тому — следующая идея.
Земля экспортирует игрушки с Ганимеда, и специальная лаборатория проверяет, нет ли в них какого вредоносного воздействия. Ибо отношения с колонистами Ганимеда довольно натянутые. В партии, подлежащей проверке, есть две игры на военную тематику и одна бизнес-игра. Покупка и продажа акций, недвижимости и т.п., с ней все понятно. Гораздо более опасными представляются "Костюм ковбоя" и "Военная крепость". Разбираясь с военными играми, работники лаборатории так и не нашли в какой из игрушек спрятана диверсия с Ганимеда. Бизнес-игру, не прочитав правил, приняли за обычную "Монопольку". А на самом деле в этой игре все наоборот: выигрывает тот, у кого останется меньше всего накоплений. Дети учатся альтруизму, отказу от собственности. Это "воспитание против тенденции", подрыв экономики потребительства.
С отрицательным поведением можно бороться по-разному. Например, перевоспитанием. А можно дать вредным привычкам реализоваться без вредных последствий для окружающих. Как говорится, "устроить сток".
Отметим, что "потешные войны" для взрослых описаны К.Саймаком в рассказе "Достойный соперник". Заключим параграф описанием события, требующего вмешательства воспитателя.
Итак, сын принимает поздравления. Как следует действовать матери? |
6. |
Развитое мышлениеРазвитие нестандартного, талантливого мышления — необходимая составная часть воспитания творческой личности. Одно из направлений, которое предлагает фантастика, можно характеризовать как физическое, даже физиологическое.
Если сравнить эту идею с идеей "Чудо-ребенка" Д.Шеллита (см п.2.1) можно сказать так: в рассказе Шеллита на индивида воздействовали целиком, а в рассказе Гуревича — на уровне органов (нервная система, мозг). Точнее, на еще более низком уровне — клеточном (нервные клетки).
Все знания — слишком неопределенно. Согласен. Скажем так: знания в объеме тридцати-сорока высших образований. В разных сочетаниях. Разумеется, человек с такой начинкой еще не застрахован от голода, болезней, страданий. Но у него будет иммунитет против скуки, безделья, пьянства. Знания — как уран, когда их объем больше критической величины, начинается нечто вроде цепной реакции. Покой, точнее застой, просто невозможен".
Относительно того, что еще не реализовано, возможны разные суждения, в том числе и прямо противоположные. Сопоставим эти утопические предсказания с реализацией (тоже, разумеется, гипотетической) схожей идеи другого писателя.
В этом обзоре нам не раз встречались необычные игры. А может ли резко изменить уровень развития ребенка игра обычная, для этой цели вовсе не предназначенная? Если да, то в каких случаях?
Кукла, например, сделана разборной и анатомически точной. Тем самым малыши знакомятся с внутренними органами человека, при том в отличие от взрослых не испытывают негативных эмоций, принимая все как должное. Бусинки абака, чтобы достичь требуемого конечного положения, надо передвигать особым, "хитрым" способом. А человечки в кубике сталкиваются с разными житейскими задачами (тушение пожара, например), для решения которых ждут мысленных приказов обладателя кубика. Таким образом, ребенок играючи получает навыки управления, планирования деятельности. Дети от игрушек в восторге, постоянное решение необычных задач качественно меняет их стиль мышления и даже физиологию.
То, что в руки детей попали игрушки из будущего, намного превышающие уровень их развития — дело случая. Но случай, как известно, не может заменить планомерных усилий. А надежда на подарки из Будущего невелика.
Второе отличие от обычных психологических экспериментов — большая длительность наблюдений и поддержки развития "подопытной". Героиня проводит опыт над своей подругой начиная со школьной скамьи и до начала работы включительно. Эксперимент успешен: решая реальную задачу, подруга выходит на уровень открытия.
Это были единичные эксперименты по развитию воображения. Естественно, в случае успеха мы вправе ожидать... Что именно? — Конечно, внедрения и широкого распространения.
И далее в новелле речь идет уже о гениальности; у фантастики есть предложения и по этому вопросу.
Сравнивая два последних произведения, можно отметить, что переход к широкому внедрению (если угодно, — на "второй этаж") означает не просто экстенсивное развитие. Фантаст задействовал наследственную память, ориентировал все обучение на воспитание талантов. Более того: тут же возникла новая задача, новая ступень развития — подготовка гениев. Продолжим обзор. Представляется несомненным, что ум развивается, решая задачи. Эта истина лежит в основе методики обучения, предложенной в следующем произведении.
В числе прочих новшеств они предложили новую методику воспитания талантов. Ее краеугольный камень — не давать воспитаннику готовых знаний ни в коем случае. Даются задачи, а уж ученик, решив их, сам должен вывести все правила. "Четверка" проводит эксперимент над сестренкой одного из своих членов, обучая ее игре в шахматы.
Отметим, что существует произведение с аналогичной идеей, и в нем качественный скачок от объединения двух личностей выражен еще ярче. К.Воннегут, "Slapstick, or Lonesome no more". В благополучной семье родилась пара идиотов-близнецов, брат и сестра. Но идиоты они только в изоляции друг от друга. Вдвоем — гениальны. Писатель демонстрирует это на примере овладения иностранными языками. Общаются они телепатически. Увы, брат не сумел скрыть в тайне свои способности, и родители, стремящиеся к "норме", разлучают их, чтобы хоть один, наиболее на их взгляд способный ребенок, не был обузой. Его отдают в колледж; сестра несет крест позора семьи; о гениальности уже нет и речи.
Победа в смертельном поединке не есть точка в отношениях с противником. Начинается ритуал похорон. По обычаю фрименов, каждый должен сказать об ушедшем нечто хорошее: покойный что-то подарил ему, чему-то научил. Например: "Я был другом Джемиса. Когда патруль поймал нас у Гнутого утеса и меня ранили, Джемис отогнал нападавших, и раненые смогли спастись". Доброе слово должен сказать и подросток, который за все короткое время общения (если только можно назвать так серию стычек) видел от покойничка только гадости. И тем не менее юноша находит силы и соблюсти обычай, и не покривить душой. Как вы полагаете, за что можно поблагодарить своего смертельного врага? Как могут убедиться те, кто нашел ответ самостоятельно (или заглянув в конец реферата), герой "Дюны" рано научился принимать ответственные решения. Вывести ученика на ступеньку, с которой он начинает самостоятельное восхождение — заветная мечта педагогики. |
7. |
СамовоспитаниеПознакомьтесь с одним способом, позволяющим вовлечь учащегося в самостоятельные занятия наукой.
Есть такая характеристика человека — self made men. Человек, сам себя сделавший, обязанный результатами и достижениями только своим усилиям.
Но хотя их приключения и протекают на фантастическом фоне, собственно фантастики в этих произведениях не так уж много — с чем-то подобным можно столкнуться и в обычной жизни.
Но не спешите завидовать "вечному ребенку": его тоже преследуют проблемы. Затруднения с документами, периодически повторяющиеся поиски семьи и т.д. Ни друзей, ни соратников... Мир, в котором поколения сменяют друг друга за 25-30 лет, не приспособлен, и даже враждебен к индивиду, живущему по иным законам.
* * * Заключая обзор, отметим: те фантастические ситуации и идеи, с которыми Вы познакомились, носят сравнительно отчетливый характер. Вместе с тем в НФЛ встречаются произведения, в которых нет столь четко очерченных педагогических новшеств, но, тем не менее, вполне правомерно говорить о некоем педагогическом подходе, настроении. Подчас это просто рассуждения о принципах воспитания, без привязки к конкретной новации. На взгляд автора, ярче всего "линия воспитания" выражена в романах К.Саймака и Р.Хайнлайна. Не следует забывать и И.Ефремова, а Урсулу Ле Гуинн характеризует внимательное отношение к внутреннему миру героев. Как пишут в учебниках, тема детства, равно как и образ ребенка, занимает в творчестве братьев Стругацких значительное место. То же самое можно сказать и про Р.Брэдбери. Все писатели разные, с четко выраженным "почерком", но каждый стремится передать читателю гуманистическое мировоззрение, представить героев, действительно достойных подражания. |
Вместо заключенияЗавершим статью некоторыми предложениями о том, как можно использовать эту подборку фантастических ситуаций и идей для развития воображения. Во-первых, можно еще раз, более внимательно присмотреться к выдвинутой фантастом идее. Лучше всего выбрать наиболее привлекательную, симпатичную Вам лично. И постараться оценить ее осуществимость. Насколько она практична и эффективна. Не противоречит ли новация положениям науки, здравому смыслу? Если есть некий минус, то что можно изменить в идее или в окружающем мире, чтобы устранить его и повысить обоснованность идеи? Во-вторых, можно рассмотреть следствия фантастической новации. Если принять допущения фантаста, к каким необычным последствиям может это привести? Не вступят ли эти следствия в противоречие с реальностью, какие конфликты будут вызваны к жизни? И как разрешить эти конфликты, какие изменения и на каком уровне придется для этого сделать? Более того, продолжая мысль фантаста, можно выйти на качественно новый уровень. В частности, развитию идеи способствует такой прием, как доведение до противоречия. Например, из "Сонаты без сопровождения" О.Карда (п.1.3) можно извлечь следующий тезис: "творчество, оригинальность возможны только при незнании". Его можно перевести в противоречие: "для творчества знания нужны -— знания мешают творить". Для другого примера возьмем рассказ Д.Биленкина "Ошибка невозможна" (п.1.2). Тут можно извлечь зерно противоречия: "четкая профориентация молодых людей необходима обществу — профориентация мешает свободному развитию личности". Четко сформулировав противоречие, следует его разрешить. Естественно, способы разрешения могут быть не только реальными, но и самыми фантастическими. Наконец, следует попытаться генерировать свою фантастическую идею. Для этого можно взять какую-либо часть педагогического процесса, не представленную в этом обзоре, и модифицировать ее. Допустим, одним из тех приемов, что повстречался Вам в данном реферате: ввести роботов или инопланетян, применить Машину Времени; увеличить (уменьшить) один из параметров; приложить принцип "наоборот". Что именно взять для модификации? Мы можем отметить такое "белое пятно" фантастики: всюду речь идет о воспитании, научении ("обработке", если позволено будет так выразиться) ученика. Между тем известно, что в общении "обрабатываются" и ученик и учитель. Однако в фантастике не так уж много идей, относящихся к обучению воспитателя... Короче говоря, читатели приглашаются к размышлениям на тему педагогики, отправной точкой для которых являются идеи профессиональных фантастов. При подготовке реферата автор пользовался "Бюллетенем фантастических ситуаций, сюжетов и идей" С.С.Литвина (рукопись, Челябинская областная универсальная научная библиотека). Благодарю также А.С.Козлова (г.Новосибирск) и В.И.Тимохова (г.Гомель), любезно предоставивших мне свои материалы. Автор с интересом встретит критику и дополнения по теме. ОтветыК п.3.5, "Космический госпиталь" Д.Уайта. Менеджер вынужден был рискнуть — он обратился к своим помощникам: "Я хочу, чтобы вы напугали его до смерти". Те применили оптические иллюзии, разные хлопушки-погремушки, загоняя инопланетянина в угол. И юный СРТТ не выдержал — раздался визг. И почти тотчас очнулся и неизлечимо больной родитель — есть телепатический контакт "отец-сын"! Родитель оценил обстановку, принялся увещевать отпрыска. Конфликт разрешен, и даже более того — дела больного пошли на поправку. Как видим, менеджер прибег к инверсии — испугать, чтобы успокоить. К п.5.6, "На грани — и за ней" М.Максимова. Гитлеровец сказал сопротивленцу: — "Прыгай в яму". Потом приказал тем двоим — закапывайте его. Те исполнили приказ. Когда песок дошел до шеи, новый приказ — откопать. А теперь вы прыгайте, а ты — закапывай. К п.5.18, "Дюна" Ф.Херберта. "Вот он, ужасный момент, подумала она. Мой сын убил другого мужчину, одолев врага и мышцей и мыслью. Убийством, пусть это победа, нельзя наслаждаться. (...) Это следует сделать сейчас же, немедленно, решила Джессика. Не скрывая предельного презрения ни в лице, ни в голосе, она сказала:
К п.6.10, "Дюна" Ф.Херберта. Мать произносит: "— Я была другом Джемиса. Когда Дух духов вложил в сердце его правду, он удалился, сохранив мне сына".
|
вверх КАРТОТЕКИ |
(c) 1997-2004 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий (с) 1997-2003 OTSM-TRIZ Technologies Center http://www.trizminsk.org 07 Jul 1998 |