НАЧАЛО
Первая парадигма |
На первый взгляд гипотеза излагаемая ниже непосредственно не связана с ТРИЗ. Тем не менее мы решили опубликовать ее на нашем сайте. Эта оптимистичная попытка заглянуть за горизонт может помочь взглянуть на наше будущее под несколько другим углом…
Как минимум она вызовет споры. Это свойство статьи может быть использовано на занятиях по ТРИЗ и ТРТЛ. Из текста статьи вытекает ряд нетривиальных задач, которые могут использоваться в качестве учебных. В чем то эти задачи сродни тем которые поднимаются в работах о Бесприродном Техническом Мире (БТМ) Г.С.Альтшуллера и М.С.Рубина, в чем то наоборот противоречат им. Генрих Саулович часто говорил о необходимости решения нетривиальных задач на учебных семинарах. Это позволяет лучше проникнуть в суть ТРИЗ-технологий. Предлагаемая статья не только интересна сама по себе, но и может быть использована в качестве своеобразного сборника социальных задач. МЫ БЕРЕМЕННЫ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ БУДУЩЕГО?(Заметки неомарксиствующего антимарксиста)© Ким Хадеев, 1998 |
Четвертая парадигмаКультура всегда будет определять цели и ценности человека, возможность и выбор средств их реализации и т.д. Но до сих пор культура прежде всего "обслуживала" цивилизацию. По мере превращения свободного времени в главный фактор и содержание жизни общества (а для абсолютного большинства людей - в единственную доступную форму существования) и с достижением уровня производства и т.п., которые дозволят обществу не ограничивать трат на запросы и нужды всех его членов, главной задачей новой цивилизации станет "обслуживание" культуры. Нарождающаяся цивилизация будет осознанным "инструментом" культуры и ее - максимально благоприятной - "средой обитания". Изначально цивилизация оставалась цивилизацией национальных культур (в самом широком смысле) и региональных - в т.ч. "имперских" - межкультурных объединений, чей менталитет и взаимодействие зависели от религиозных (вообще идеологических) и социально-архетипических (исторически изменявшихся) сходств и различий. Взаимовлияние и диалог культур были, как правило, чаще и глубже, чем в повседневном быту народов, но общечеловеческое единство культуры существовало лишь как "родовая потенция" и - при всех отклонениях - как некая "векторная тенденция" исторического развития. А главное - самоиндетификация и существование национальных и даже общерегиональных культур основывались на духовно психологическом разграничении "нас" и "иных".Даже при выраженном взаимотяготении каких-то культур явственно преобладало (кроме науки и технических приложений) стремление к "самобытности": отдельные индивиды и - отчасти - группы преодолевали эту исходную ограниченность, но не культуры как некие целостности. В рамках империй и "мировых" религий взаимодействие и - нередко - сближение культур внутри этих образований происходило интенсивней и шире, тем более - с XVIII в. - в западной цивилизации, включая российскую. Но лишь в XX веке (особенно во второй половине) процесс формирования некого сообщества взаимодействующих на постоянной основе культур приобретает всемирный характер, становится одной из реальных основных предпосылок становления новой цивилизации. Культура новой цивилизации будет общепланетарной. Это прежде всего - техническая и социальная общедоступность ознакомления с любым ее "фактом" и ее "ресурсом". Это - все возрастающая общечеловечность ее доминантных проблем и воплощений, ее сущностного бытийного содержания и самосознания ею себя как - в принципе неделимого - целого: не только в потенции, а и в реальности совокупного духовного опыта и совокупного творчества рода людского в его прошлом, настоящем и будущем, Это - культура "лицом к лицу" с Космосом, и это "лицом к лицу" придает новый смысл и новое качество человечеству как духовному и социальному Всеединству. В новой цивилизации сохранится большинство национальных языков и культур. Но их взаимодействие станет всеобщим, постоянным, их "инаковость" окончательно перестанет быть "отчуждением" и превратится в жизненно необходимый для каждой из них объект "присвоения" и саморазвития(см.III). С другой стороны, неизбежно возникнет ряд вненациональных и внетерриториальных культур и групповых "субкультур" по типологическим духовно-личностным менталитетам, стремлениям, интересам и "картинам мира". Эти культуры и субкультуры будут иметь свое собственное лицо и способность к саморазвитию, равный статус социальных исходных возможностей и потенциального доступа в общечеловеческое информационно-коммуникативное пространство. Но эти доступ и степень развития будут реально определяться уровнем их "открытости" - их заинтересованной дружелюбности - остальным культурам, приятием ими "главенства" общечеловеческого единства. Новая цивилизация с единой ее культурой будет качественно отличаться по уровню множественности и разнообразия составляющих ее единство культур и субкультур. Все это принципиально расширяет свободу выбора индивидом своей культуры, его "миграции" из одной в другую, совмещения им самых разных культур и его реального "соучастия" - как воспринимающего и деятельного субъекта - в этих разных культурах и субкультурах. От начала цивилизации вся культура была по духу "категоричной" и постольку "императивной": она - так или иначе - основывалась на вере в существование некого Абсолюта (абсолютных добра, красоты и - особенно - Истины) и единственно верных или, как минимум, самых "правильных" путей поисков и достижения Абсолюта. Монотеисты и политеисты, нормативисты и валюнтаристы, прогрессисты и традиционалисты, фанатичные и социально "терпимые" к инакомыслящим идеологии и эпохи по глубинным своим устремлениям исходили из аксиомы единого, непреложного, всеобщего Абсолюта. Даже скептики сомневались - как правило - только в существовании единственного пути к постижению Абсолюта или в самой возможности постижения (достижения), но не в "трансцендентальном" факте их "вообще" наличия: вечно сущего или процессуального (исторически становящегося) или - хотя бы - потенциального (человечески созидаемого на протяжении Вечности). Иногда отдельные личности (например, Сократ) умудрялись избегнуть этой "природной" зависимости. Но - как бы ни различались представления разных культур, школ, направлений, идеологий, групп, индивидов о характере и содержании Абсолютов - они всегда выступали как наивысшие и непреложные, императивно всеобщие ценности. Различие в Абсолютах всегда оставалось основополагающим "архетипом" разделения и взаимосталкивания между культурами и внутри культур, убеждения в превосходстве "моих" или "наших" идей, взглядов, путей над всеми. Даже при внешней - пусть и самой искренней - толерантности и готовности к диалогу вольное или невольное разделение на "единоверцев" и на "еретиков" было внутренним нервом культурной жизни. Эта "борьба идей" исторически была движущей силой саморазвития культур и даже - частично - их взаимодействия, но - одновременно - и внутренней ограниченности каждой культуры, любой "картины мира" и идеологии, учения, деятеля и "потребителя" культуры. Само стремление к синтезу - сколь бы плодотворные результаты не приносило оно - не могло быть ничем иным как "уменьшенным отчуждением" и "расширенной ограниченностью воззрений": прежде всего потому, что и здесь утверждались или подразумевались всеобщность и всеобязательность Абсолюта. И никакой "нигилизм" с его категорическим отвержением Абсолютов вообще не был ничем, кроме отчаяния в возможности для людей постижения и достижения Абсолютного, своеобразным "отрицательным утверждением" необходимости неких всеобщих и всеобязательных ценностей. Наш век - и политически, и социально, и культурно (даже в вопросах науки) был наглядным и почти непрерывным историческим доказательством безусловной вредности всяких претензий на всеобщность и всеобязательность каких бы то ни было убеждений, идей, верований и мнений. Он привел к широкому распространению столь же опасного разочарования в необходимости для человека, общества, человечества всяких ценностей и идеалов, одновременно усилив жизненную потребность в них. И он же (прежде всего теории относительности Эйнштейна и принципе дополнительности Бора как мировоззренческих установках) подсказал нам "сущностный вектор" культуры грядущей цивилизации. Человечество никогда не обходилось без идеалов, без ценностей, без "ревизии" (смены) и поиска их. И новая цивилизация не обойдется без неких духовных ценностей и идеалов. Они даже будут все более "размножаться" в каждой эпохе с возникновением вненациональных и экстерриториальных культур, невиданным ростом количества и разнообразия субкультур. Но главным переворотом станет исчезновение из фундамента планетарной культуры, из миро- и жизнеощущения все возрастающего большинства людей и групп веры в возможность и необходимость непререкаемых абсолютных ценностей, всеобязательных в каждое время и для каждого человека, в "безотносительных" Истинах с "безоговорочно превосходными" дорогами к ним. У любой культуры и субкультуры новой цивилизации будут свои иерархии ценностей и идеалы (дополнительно к общепланетным и - порой - даже вместо их), своя возможность "самоотграничения" и свой уровень культурной самодостаточности. Даже в рамках общепланетной культуры будут существовать - "планетарные" же - сообщества, отличные друг от друга по доминантному типу ценностей и идеалов. Единственное, что с неизбежностью будет признано всепланетно - это законы уважения к жизни и достоинству человека и социальной терпимости к инакомыслию, но и это не будет считаться Абсолютным духовным "категорическим императивом", а лишь необходимым "договорным" условием свободного сосуществования в едином социуме. Основополагающим же для новой культуры станет не просто "мирное сосуществование" новых духовных ценностей, а постепенное превращение их во всеобщую норму сознания относительности самих Абсолютов, только частичной истинности - а потому объективной взаимодополнительности - всех человеческих ценностей и культур, даже тех, которые представляются нам принципиально несовместимыми. Место борьбы "взаимоглухих" идей займут их - пусть даже в известной мере и конкурирующие - Диалог, Полилог, собеседование и сотрудничество. Стремление к синтезу не отомрет окончательно(это было бы пагубно для культуры и человечества), но отодвинется на задний план по сравнению со стремлением одновременно взглянуть на любую проблему, процесс, явление, самих себя с максимально возможных точек зрения. Это - в излагаемом здесь варианте развития цивилизации - не повлечет ни малейшего подавления полной свободы людей и групп в их субъективном выборе ценностей и идеалов, но приведет - в большей или меньшей степени - к социокультурной и бытожизненной изоляции наиболее агрессивных из этих групп. Относительность и взаимодополнительность истин и ценностей в новой культуре будет все более совмещаться с их ситуативностью в самом широком смысле. В подавляющем большинстве субкультур и культур возобладает понимание, что их (и все вообще) идеи, ценности, знания могут быть - да и то относительно - адекватными лишь применительно к ограниченному "набору" ситуаций, структур и явлений (в т.ч. воображаемых) и - как следствие - к поливариативности разделяемых ценностей и признаваемых истин. При этом - как правило - внутриличностные, внутригрупповые, внутрикультурные ценности не утрачивают своей нормативности и даже "вертикального" иерархического характера. Но у все возрастающего большинства они превращаются в полисистемы параллельных "локальных" по сферам, уровням, способам применения, хотя и взаимноувязанных идеалов, ценностно-познавательных "горизонтальных" ориентаций. Мировоззрение, так сказать, заменяется - даже внутри одной личности - целокупностью нетождественных мировоззрений и "инструментальных подходов". Открытая Бахтиным и Библером специфика бытия культуры как духовного диалога настоящего с прошлым и будущим при новой цивилизации окончательно превратится из "идеального фактора" и - большей частью - "мысленной мифологемы" в историческую реальность, в "практикующий" менталитет. Вследствие все возрастающей множественности и "своенравия" ценностных иерархий и "картин мира" каждой культуры и субкультуры, все больше групп и людей - формируя свое особое отношение к настоящему и "образ" будущего - окажутся вынуждены на собственный "лад и вкус" обращаться каждая во многом к иным источникам духовного опыта мировой культуры как целого, по-своему интерпретировать их и "пересоздавать". Культура как совокупный духовный опыт всей истории человечества будет все интенсивней и шире использоваться любым сообществом новой цивилизации. В приложении же к ее общепланетарной культуре весь этот совокупный опыт из "потенциальной кладовой" станет всеобщей "пашней" социокультурной деятельности. Прошлое в новой культуре перестанет быть "прошлым" и обернется перманентно живым настоящим, необъемлемым "аргументом" и движущей силой любой современности, а настоящее (как только будет сотворено в качестве факта культуры) станет действующим "геномом" - и "метастазом" - будущего. Ныне было бы преждевременным и в принципе некорректным гадать о персоно- и социологических "типах" личности наступающей цивилизации. Но - при непредставимом сегодня многообразии социокультурных "человеческих" типов ее - можно уже выдвинуть некоторые предположения о доминантных чертах большинства из них. Вся история цивилизации - в большей или меньшей степени - обрекала личность на "двоемирие": неизбежное раздвоение на "внешний" и "внутренний" мир, на реальное и желанное, на "мое" и "чужое". Человек всегда жил в какой-то одной социальной и культурной среде и мог - в лучшем случае - лишь сменить одну на другую, всегда подвергался давлению материальных и социальных условий, более или менее не зависящих от него. Он всегда был вынужден выбирать между эгоизмом и альтруистической жертвенностью, конформизмом и нонкомформизмом, которые неизбежно ограничивали свободу его развития и самореализации, порождали - осознанную или подсознательную - экзистенциальную неудовлетворенность жизнью, психологическую потребность в "защите" от общества и от самого себя, в душевной "самоцензуре" и духовных "авторитетах". Он жил с неразрывно двояким чувством обиды и чувством вины, почти непрерывным противоречием между "сознательным" и "бессознательным". Фрейд не выдумал это противоречие, но ошибочно прописал ему родово-человеческий, исторически вечный характер. И в новой цивилизации сохранится - неизбежный и плодотворный - "зазор" между идеалом и жизненною реальностью. Мечта гуманистов о всестороннем и гармоническом развитии личности, вероятно, так и останется для большинства людей путеводительною мечтой. Но основная масса людей будет формироваться и жить на основе личностных "доминант" и социокультурных "устоев", связанных с этой мечтою. Если для всей истории нормой была социальная и психологическая "несуверенность" личности, то в новой цивилизации нормой станет ее суверенность: повседневная "внешняя" независимость от добывания благ и "начального" социального статуса, реальная полномочность выбора и перемены социальной, территориальной, культурной Среды и образа жизни; высокая "внутренняя" возможность свободного выбора и "самостоятельного изобретения" персональных ценностей и идеалов, не подлежащая принудительному давлению общества и духовным самоограничениям. Единственным ограничением останется "Не навреди": и то не в сфере помыслов, а в сфере поступков. Во внутреннем мире личности "запретительная" система моральных "табу" и категоричных этических "должен" постепенно уступит у большинства людей место - или, хотя бы, первенство - эстетическому предпочтению Красоты как неотъемлемой принадлежности освобожденных от зависти и ущербности "истинно человеческих" чувств, тому (в самом широком смысле), что выражается пушкинским "Служенье муз не терпит суеты, Прекрасное должно быть величаво". Само понятие "личность" при новой цивилизации потребует пересмотра: хотя бы в своем социокультурном значении. Возможность (и - для большинства - привлекательность) совмещения в своем внутреннем мире разнообразных взаимодополняющих ценностей и устремлений, вроде бы несовместимых "точек зрения" и способов восприятия, путей к постижению мира и к воплощению "моих" желаний и идеалов, будет все более "раздвигать" границы нашего "я" и превращать его из "односистемного" целого в полицентрическое и полиморфное - "полиличностное" - образование, внутри которого эти разные "личности" станут нестолько вступать в противоречие и в борьбу (хотя и в борьбу, конечно), сколько в - уже упоминавшийся - Диалог взаимопроникновения, взаимопонимания и - большей частью - гармонизованного взаимодействия. Это и будет - наряду с вышеотмеченными социальными и социокультурными фактами - важнейшею предпосылкою отмены извечной вражды и дискомфорта между "сознательным"и "бессознательным" в личности. Речь не идет о"всеобщем счастье" и перманентной гармонии между людьми и даже "внутри" самого человека. И при новой цивилизации не исчезнут (и это входит в условия нашего "родового" существования и развития) фанатичные "ниспровергатели" и вечные нонконформисты, вообще "несчастные" от несовершенства мира и просто по складу психики и т.п. Не исчезнут потребность в признании, страдания по всевозможным поводам и причинам, а - в человечестве и человеке "наедине с мирозданием" - усилится и обострится ощущение трансцендентальной трагедийности своего бытия и еще многого "экзистенционального", для чего у нас ныне и названий-то нет... Но и говорилось здесь только о доминантных типах личности и культуры при оптимистическом варианте развития цивилизации. |
вверх |
(c) 1997-2004 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий (с) 1997-2004 OTSM-TRIZ Technologies Center http://www.trizminsk.org 25 Dec 1998 |