НАЧАЛО
КАРТОТЕКИ


К ОГЛАВЛЕНИЮ
КАРТОТЕКИ

СБОРНИК ФАНТЗАДАЧ

© Трифонов Дмитрий Николаевич,
trifonov@post.mos.ru



Глава 2. Заказ из третьего тысячелетия
2.1. Поверхность Юпитера, полихромные пленки и детская забава

2.2. Контрабандой из будущего

Глава 2

Заказ из третьего тысячелетия

              Внешне нижеследующие упражнения выглядят как обычные "задачи на применение": дан некий эффект, требуется найти ему полезное применение. Тем не менее составитель склонен приписывать им крайне большое значение. Пожалуй, самое большое из всех типов Ф-задач. И поэтому просит отнестись к ним со вниманием.

2.1. Поверхность Юпитера, полихромные пленки и детская забава

              Вот пример, когда техническая задача была поставлена с помощью приема "наоборот". Исследователи Юпитера (Г. Альтов. Отрывки из повести "Третье тысячелетие") столкнулись с трудностями визуальной ориентировки: внешний вид поверхности постоянно менялся в зависимости от множества причин, а пилотам необходимы четкие ориентиры. Потом надобность в задаче отпала, оптики улетели, а Рой, автор изобретения, "взялся за решение обратной <выделено мною - Д.Т.> задачи - как получить меняющееся изображение неменяющегося предмета. Рой обожает такие задачи, бесполезно спрашивать его - зачем нужно видеть неменяющийся предмет меняющимся."
              И вот испытание необычных очков.
              "Я надел очки - и комната сразу преобразилась.
              В первое мгновение я даже не сообразил, что собственно произошло. Мне показалось, что все вокруг начало двигаться: качнулись стены, зашатался стол, поплыл куда-то отделившийся от стены рисунок… Нет, все было на месте, изменилась только окраска предметов. Точнее, не изменилась, а непрерывно менялась независимо, по каким-то своим законам. Белая стена превратилась в розовую, а потом в оранжевую, светло-коричневое кресло, стоящее у стены, неожиданно окрасилось в синий цвет, и я не успел присмотреться, как из синего оно стало изумрудным. Потом оба цвета, оранжевый и изумрудный, словно по команде погасли, стена теперь была светло-желтой, а кресло - черным. Возник острый звук - как писк комара, только сильнее. С потолка полыхнуло алым светом, и все предметы в комнате - книги на стеллажах, стол, панели автоматики и даже сама комната, стены, двери, пол - все окружающее загорелось ослепительно яркими красками, слилось в пеструю мозаику и бешено закружилось. Писк комара превратился в нестерпимо сильный свист…
              Я сорвал очки".
              Впечатления рассказчика: голова кружится, свист какойто. Рой утешает:"Привыкнешь, голова не будет кружиться. Света здесь многовато, поэтому пестрота и свист. А так - роскошная штука, если, конечно, хорошенько настроить. Не хуже калейдоскопа. <…> Я три года искал, как уменьшить их <неких пленок Шилдса, основы изобретения - Д.Т.> стабильность. Теперь цвет плывет даже от теплового движения молекул".
              Рой дважды шел в обратном направлении: когда взял обратную задачу и когда уменьшал стабильность пленок. "После Шилдса два поколения оптиков боролись с нестабильностью полихромных пленок". Так как задача не выдвинута практикой, то и ответ воспринимается не более чем занятная игрушка - тут все закономерно.
              Поскольку Роя спрашивать бесполезно, спросим читателей: какое применение могут получить эти очки? В каких областях человеческой деятельности? Постарайтесь найти уникальное применение, когда не срабатывают, невозможны уже известные приборы, способы. Задача фантастическая, по-этому можно называть и будущие, еще не открытые области применения.
1. НФ, вып. 14. М., "Знание", 1971.
2. Нить в лабиринте. Сост. А.Б. Селюцкий, Петрозаводск, "Карелия", 1988

2.2. Контрабандой из будущего

              Вот отрывок из рассказа К. Саймака "Ведро алмазов", с описанием предмета, перенесенного в наше время из будущего: "Вещица была около фута длиной и по форме напоминала песочные часы из прозрачного пластика. Узенькая в центре, она расширялась к полым концам. В середину был вставлен небольшой, по-видимому металлический, прут. Один его конец рдел, как раскаленное железо, и когда я поднес ладонь к открытой полости, то почувствовал дуновение горячего воздуха. Другой же конец, белый, был покрыт кристалликами. Я повернул непонятное приспособление.
              - Смотри, не вздумай до него дотронуться, - предупредил шериф. - Палец примерз-нет. Видишь, на нем лед.
              Я осторожно положил вещицу на стол.
              - Как ты думаешь, что это такое? - спросил шериф.
              - Откуда мне знать.
              Я действительно не имел ни малейшего представления. Физика никогда не была в числе моих любимых предметов, к тому же я давно забыл даже то немногое, что когдато учил в школе. И все же я готов был голову дать на отсечение, что лежавшая на столе штуковина не могла существовать в природе. Тем не менее вот он перед нами: один конец раскален, другой - холоднее льда".
              В рассказе герои не смогли ни узнать, для чего людям будущего эта штуковина, ни найти ей свое применение. А как по-вашему, для чего она смогла бы пригодиться?
Миры Клиффорда Саймака, М., "Мир", 1978
 
 
ГЛАВА 1                                                                              ГЛАВА 3

вверх


(c) 1997-2004 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
(с) 1997-2003 OTSM-TRIZ Technologies Center


http://www.trizminsk.org

17 Mar 2002