НАЧАЛО
|
БАШКИРЦЕВА МАРИЯ КОНСТАНТИНОВНА1860 - 1884 гг.
© Надежда Викторовна Круглова, 1987 |
Операция "Одиночество"
Рабочие планы, контроль выполнения |
"Это такое великое чувство - сознавать,
что тобой восхищаются за что-нибудь большее, чем туалет." М.К.Башкирцева, 12 лет "Рожденная в богатом семействе под Полтавой, она не была избалована семейными радостями". Нелегкие отношения, сложившиеся между родителями и опасения по поводу здоровья Маши стали причиной отъезда матери и дочери в Европу. Австрия, Германия, Италия, Франция… Они обосновались в Ницце. У девочки рано обнаруживается пугающий родителей диапазон дарований и настойчивое стремление к их реализации. Маша обладает прекрасным, почти профессионально поставленным от природы голосом, для нее не составляет труда усвоить чужой язык и кроме европейских языков она овладевает еще и древнегреческим и латинским. С беспрецедентным для пятнадцатилетней девочки увлечением Маша предается занятиям математикой, химией, физикой, рисованием. Говорить о чтении, о его интенсивности и культурной основательности, пожалуй, нет смысла: ее настольные авторы - Гомер, Плутарх, Данте, Шекспир и современники - Мопассан, Золя, Тургенев, Толстой… Маша свободно играет на многих музыкальных инструментах. И, наконец, с 1877 года всерьез и с успехом занимается живописью. А если к этому добавить, что ее внешность не имела ничего общего с тем, что называется "синий чулок"… А в итоге такое блистательное вступление в жизнь, такой каскад упоительных возможностей обрывается столь рано, что, впервые увидев даты ее жизни, думаешь, не опечатка ли это… Жестокие испытания судьбы обрушиваются на нашу героиню одно за другим. Хронический ларингит заставляет забыть о мечте стать знаменитой певицей, прогрессирующая глухота ограничивает возможности занятий музыкой, пораженные туберкулезом легкие обессиливают ее, отрезают от манящего мира…" [14]. Образ Марии Башкирцевой в рассвете ее таланта и за несколько месяцев до смерти рисует рассказ известного в свое время во Франции критика Франсуа Коппе. Он явился в дом Башкирцевых на минуту повидать кого-то из своих прежних русских знакомых, но был радушно прият и усажан у самовара. "Но едва я сел подле самовара с чашкой чая в руках, как внимание мое было поражено большим портретом одной из присутствующих девушек, портретом поразительного сходства, написанным широко и свободно кистью истинного мастера. -- Это моя дочь Мари написала портрет своей кузины - сказала мадам Башкирцева. Я начал хвалебную фразу и не успел кончить ее: другой холст, потом третий, потом еще и еще привлекали мое внимание, обличая из ряда выходящего художника… В эту минуту вошла мадемуазель Мари. Я видел ее только раз, я видел ее в течение какого-нибудь часа - и никогда не забуду ее. В свои 23 года она казалась гораздо моложе: небольшого роста, при изящном сложении, лицо круглое, безупречной правильности: золотистые волосы, темные глаза, святящиеся мыслью, горящие желанием все видеть и все знать, губы, выражающие одновременно твердость, доброту и мечтательность, вздрагивающие ноздри дикой лошади. Мадемуазель Башкирцева производила с первого взгляда необычайное впечатление: воли, прячущейся за нежностью, скрытой энергии и грации. Все обличало в этой очаровательной девушке высший ум. Под этой женской прелестью чувствовалось железная, чисто мужская сила… На мои поздравления она отвечала мне приятным мелодичным голосом без всякой ложной скромности, признаваясь в своих горделивых замыслах, и - бедное дитя, уже отмеченное смертью! - в своем отчетливом ожидании славы. Чтобы осмотреть другие ее работы, мы поднялись в мастерскую… Любопытство влекло меня в более темную часть мастерской, где я видел многочисленные тома на полках, на рабочем столе… Тут были все высокие творения человеческого духа. Они были здесь все на своих родных языках: французы, немцы, русские, англичане, итальянцы, римляне и даже греки. И это все не были книги "библиотечные", выставленные на показ, это настоящие, потрепанные книги, читанные, перечитанные, изученные. Рядом стоял открытый рояль, на котором прекрасные руки Мари передавали всех музыкальных авторов… Мне уже пора было удалиться. И странно, я испытывал в эти минуты какую-то внутреннюю тревогу, какой-то страх - я не решаюсь сказать предчувствие. При виде этой бледной, страстной девушки мне представлялся необыкновенный тепличный цветок прекрасный и ароматный до головокружения, и тайный голос шептал в глубине моей души: слишком много зараз. Увы, это было действительно слишком… Она умерла 23 лет отроду 31 октября 1884 года. (Париж, 9 февраля 1887 г. Предисловие к каталогу картин М.Башкирцевой). Представляется интересным напомнить о почти забытом в настоящее время имени Марии Башкирцевой не только с целью анализа жизни женщины творческой личности, не только потому, что ее биография отличается ярким дебютом и жесточайшим постэндшпилем и материал позволяет проанализировать некоторые вопросы первичной стимуляции деятельности ТЛ, вопросы психологической внутренней стабилизации, но более всего в связи с тем, что героиня сама будет рассказывать о себе. Мария Башкирцева вся свою сознательную жизнь вела дневник тщательных самонаблюдений. "Дневник этот, частично изданный после смерти девушки, стал подлинной сенсацией в литературном и художественном мире Франции и России XIX века (дневник впервые издан в 1887 году на французском языке). Он оказался прочтен с пристрастием, им переболели и Бунин, и Чехов, и Брюсов, и Хлебников, и не просто переболели, но вверглись в водоворот споров, изъявили восторг или отторжение (Чехов - отторжение, Цветаева - посвятила Башкирцевой свой "Вечерний альбом" - восторг". [13] Прислушаемся к нашей героине… "Мне кажется, что никто не любит всего того, как я люблю: искусство, музыку, живопись, книги, шум, тишину, смех, грусть, тоску, шутки, любовь, холод, солнце, всякую погоду, все времена года, спокойные равнины России и горы вокруг Неаполя, снег зимою, дождь осенью, весну с ее тревогой, спокойные летние дни и прекрасные ночи со сверкающими звездами… Я все люблю до обожания.. Я хотела бы все видеть, все иметь, все обнять, слиться со всеми…". Какая восторженная любовь к жизни, природе, миру, и тут же о себе: "Я подобна свече, разрубленной на четыре части и горящей со всех концов…" - уже сжалось сердце от сочувствия к этой ненастоящей жизни. Однако, заглядываем в дневник Марии… О, на нас обрушивается целый каскад откровенных самовосхвалений и самолюбований ("Я вижу в себе какое-то божество", "… я тоненькая, хотя с вполне развившимися формами, замечательно стройная, даже, пожалуй, слишком: я сравниваю себя со всеми статуями и не нахожу такой стройности и таких широких бедер как у меня…" и т.д.) и экстаз сожалений сменяется реакцией отторжения. О дневнике здесь добавим, что он написан предельно откровенно, подобных ему почти нет в истории. Может быть благодаря этому возник столь яростный постэндшпиль, в чем только не обвиняли художницу (сразу следует отметить, что в России не было ни одной выставки ее работ, т.е. никто из злопыхателей просто не мог оценить творчества М.Башкирцевой):
Творческая ли личность М.Башкирцева? Этот вопрос открыт. Вероятно, она могла ею стать, если бы могла дольше прожить. В данной работе мы проанализируем некоторые особенности пути женщины к творчеству в период дебюта, соотнося шаги со "Стратегией - 2" ("Жизненная стратегия творческой личности-2" - прим.ДК). "Я не похожа на других и ненавижу все заботы о себе нравственные и физические потому, что я ничему этому не верю" [1] - полное пренебрежение здоровьем, игнорирование шага 9-г "закаливание" здоровья для эндшпиля - смерть от туберкулеза легких в 23 года, лечиться и прислушиваться к рекомендациям врачей героиня начинает лишь тогда когда болезнь будет безнадежно запущена. В противоположность этому подчеркнем, что активно занимающейся спортом и укрепляющей свое здоровье Марии Склодовской-Кюри удалось не только справиться с возникшим у нее после родов туберкулезным процессом, но и противостоять разрушающему действию ионизационной радиации, компенсировать хроническую лучевую болезнь в течение более 30! лет. Смерть наступила в 67 лет от полного радиационного истощения костного мозга.
Шаг 12-б - "Отречение родных, близких…" может быть противоположным - чрезмерное обожание, которое также ограничивает, оберегает, сдерживает. "Обыкновенно родные и все окружающие не признают гения великих людей. У нас, напротив, слишком высоко ценят меня… Да, действительно, семья имеет прелесть… О, это меня давит, душит, я хотела бы убежать; мне кажется, что меня приковывают, как это бывает в кошмарах. Я не могу! Я не создана для этой жизни, я не могу! У меня отнимают возможность работать!" (М.Башкирцева, "Дневник", с. 241) "Я не узнаю себя… Я больше не чувствую нужды в богатстве; мне было бы довольно двух черных блуз в год, белья, которое бы я сама стирала по воскресениям на всю неделю, самой простой пищи… и возможность работать" (Там же), и - шаг 7-в, даже 7-г - резкое снижение потребностей, это вариант Рахметова для аристократки. "Туалеты, кокетство - все это больше для меня не существует. Я одеваюсь хорошо потому, что ведь это искусство, и я не могла бы одеваться пугалом, но вообще…" (Там же). |
вверх |
(c) 1997-2004 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий (с) 1997-2004 OTSM-TRIZ Technologies Center http://www.trizminsk.org 25 Oct 1998 |