НАЧАЛО
оглавление |
ОТКРОЙ В СЕБЕ ТАЛАНТ
© Альберт Фаритович Сайфутдинов, рукопись 1987-1992 |
К ЧИТАТЕЛЮ ГЛАВА 1. |
К ЧИТАТЕЛЮТалант, гений - такими эпитетами награждают творцов науки и техники, добившихся выдающихся успехов в своей области. А как они появляются? Ф.Гальтон в своей книге "Наследственный гений", изданной в Нью-Йорке в 1869 году, доказывал: талант - это уникальное явление, он передается только по наследству. Гипотеза и в наше время имеет огромное количество сторонников как среди самих творцов науки и техники, так и среди исследователей творчества. Но... если она верна, то исследования природы таланта и многочисленные книги по творчеству теряют смысл: человеку талантливому они не нужны, а "потомственно бесталанным" ничем не помогут. Да и возникают новые вопросы. Почему в таком случае М.В.Ломоносов - потомственный помор - стал великим естествоиспытателем, а М.Фарадей - сын кузнеца - знаменитым физиком? Почему дети, ничем не выделявшиеся среди сверстников способностями и интеллектом, в дальнейшем становились выдающимися творческими личностями. Примером тому могут быть биографии Ч.Дарвина, П.Эрлиха, Г.Селье... Быть может, творческие способности присущи каждому нормальному человеку, и их можно открыть в себе и развить до высокой степени совершенства?! Анализ многих творческих биографий подтверждает это предположение. Перед вами книга об основных этапах становления творческой личности, о творческих качествах и путях их самовоспитания. Главные герои книги - талантливые люди, а точнее - творческие личности, их открытия и изобретения. Цель книги - изложение методики творческого самовоспитания, созданной на основе анализа многих творческих биографий. В книге обсуждаются пути и методы самовоспитания творческих качеств личности, проблемы правильного выбора первой или новой творческой Цели, приводятся конкретные рекомендации, упражнения и задачи. Читатель также может проверить свои силы в решении творческих задач науки и техники, используя приведенные в книге элементарные основы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), основы которой заложил Г.С.Альтшуллер. В книге рассказывается об одном эксперименте, связанном с практической работой по развитию творческих качеств личности в детском изобретательском клубе "Эврика" (г.Новосибирск). Читать книгу можно по-разному. Первый путь - ознакомление с основными идеями книги, с биографической информацией, интересными фактами из истории науки и техники. От тех, кто всерьез решит развивать свои творческие качества потребуется активная работа с книгой: вдумчивая и самостоятельная по выполнению упражнений и рекомендаций, тщательный самоанализ действий и их результатов, активный поиск своей области творческих интересов с учетом предлагаемых рекомендаций. Такой режим работы потребует неоднократного обращения к книге в течение длительного времени и привлечения различной литературы, в частности, по ТРИЗ. Возможно, читатель, стоящий на пороге выбора жизненного пути, после прочтения этой книги поверит в свои скрытые возможности и решит связать свою судьбу с увлекательным миром творчества. Что ж, он не пожалеет о своем выборе! Кроме авторских разработок, в книге использованы материалы исследований по творческим качествам личности автора ТРИЗ Г.С.Альтшуллера и инженера И.М.Верткина (Жизненная стратегия творческой личности. В сб.: Как стать еретиком. - Петрозаводск: Карелия, 1991), материалы исследований по ТРИЗ Ю.П.Саламатова ("Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Книга для учителя" - М.: Просвещение, 1990). Автор выражает глубокую признательность С.Д.Шемелину и В.Н.Полевой, с которыми он в течение многих лет сотрудничал в детском изобретательском клубе "Эврика", а также В.В.Митрофанову (решение исследовательских задач). Особую признательность автор выражает Ю.П.Саламатову. Без его ценных замечаний и советов при подготовке рукописи эта книга вряд ли была бы написана. Исследования по творческим качествам личности находятся в начальной стадии становления. Кроме описываемых в книге, возможны и другие пути решения обсуждаемой проблемы. Следовательно, излагаемый материал нужно воспринимать критически. Автор с благодарностью примет любые замечания, советы и предложения, касающиеся содержания книги, и надеется, что появятся желающие далее развивать и углублять это интересное направление исследований. |
Без права на ошибкуМир творчества в науке и технике, конечно же, не так прост и однозначен, как это может показаться из нашего беглого изложения двух первых творческих судеб. Работы П.Н.Яблочкова и Н.В.Гулиа не сразу, но получили признание среди специалистов, однако такое признание очень часто дается нелегко. Так, по словам Н.В.Гулиа, ему "понадобились годы опытов, доказательств, выступлений для того, чтобы преодолеть предубеждение скептиков - чтобы в супермаховик поверили". История науки и техники знает много случаев, когда человек становился незаурядной творческой личностью, а его работы не получали признания или вовсе забывались! Вот пример творческой судьбы талантливого шотландского химика Джеймса Хэннея, попытавшегося в конце XIX века синтезировать искусственные алмазы! История эта закончилась трагически. Никто не поверил его успешным опытам! Глубоко уязвленный непониманием коллег, он полностью прекратил занятия наукой и окончил свои дни в психиатрической больнице. А началось все в 1797 году, когда английский химик С.Теннант произвел поистине королевский опыт - сжег алмаз в закрытом золотом сосуде, чем экспериментально доказал, что алмаз является прямым родственником графита и печной сажи. Вскоре ученые предположили, что алмазы образуются при высоких давлениях и температурах. Первые серьезные эксперименты по синтезу алмазов произвел русский ученый В.Н.Каразин в 1823 году, но они окончились неудачей. С этого момента началась захватывающая 130-летняя история попыток синтезировать алмазы. Основатель физики высоких давлений, лауреат Нобелевской премии П.У.Бриджмен как-то заметил по поводу этой истории: "Попытки добиться успеха в этой захватывающей проблеме обнажили весь спектр человечества: люди, от блестящих ученых до откровенных шарлатанов и жуликов, дарили ей свой ум и страсти". Вот в такой атмосфере начинал Джеймс Хэнней свои удивительные эксперименты. Химией он увлекся еще в детстве, когда помогал взрослым делать фейерверки. Начал читать книги по химии, проводить опыты в домашней лаборатории. В 17 лет Джеймс поступил работать на Шоуфилдский химический завод в Глазго. Уже через год, в 1873 году он опубликовал первые шесть научных статей по химическому анализу. В 21 год Хэннея избирают членом Королевского общества, и он поступает в колледж. С 1877 года подающий большие надежды молодой ученый начал публиковать свои наиболее важные научные работы. И вдруг, неожиданно для всех, в 1879 году оставил должность ассистента в Манчестерском колледже, организовал за свой счет небольшую лабораторию и начал упорные поиски способа синтеза алмазов. Что побудило его на этот шаг?! Оказывается, проводя в 1878-1879 гг. серию экспериментов по изучению взаимодействия щелочных металлов с органическими соединениями, он обратил внимание на выделение чистого углерода в виде блестящих чешуек графита. А не может ли углерод выделяться в виде алмаза?! - задал себе он роковой вопрос. В сентябре 1879 года, после многочисленных неудачных опытов, Хэнней разработал очередную методику эксперимента. В закрытую с одной стороны стальную трубу заливали смесь из 90% парафина, 10% костяного масла и нескольких граммов лития. Открытый конец трубы наглухо заковывался, и трубу укладывали в печь. Там она нагревалась до красного каления и выдерживалась при такой температуре 14 часов. Давление в трубе поднималось до 2000 атмосфер. Затем трубу медленно охлаждали и извлекали из нее черную спекшуюся массу. Если идея верна, то в ней должны обнаружиться синтезированные алмазы. Несовершенная техника того времени превращала идею эксперимента в задачу за гранью возможного. Чего стоило только предотвращение выкипания смеси при заковывании раскаленного до бела конца трубы!.. Трубы почти непрерывно взрывались. Приходилось заново перекладывать печь! Эксперименты быстро подтачивали и без того небольшое состояние химика. Несмотря на все трудности, Хэнней продолжал работать. Во время 63-го эксперимента в печь положили пять труб. Две из них скоро взорвались, спустя некоторое время - еще две. Но последняя труба выдержала длительный нагрев. После медленного охлаждения ее вскрыли, Хэнней принялся под микроскопом изучать содержимое. И вот блеснуло несколько маленьких прозрачных кристалликов. Это было чудо! Оказалось, что они царапали даже твердый сапфир. Неужели опыт удался?! Окрыленный долгожданным первым успехом, Хэнней провел еще 17 экспериментов. Только в двух из них трубы уцелели, и в них снова образовались мелкие прозрачные кристаллики. Несомненно, Хэнней продолжал бы эксперименты, но кончились деньги. Изучение полученных кристалликов показало, что они на 98% состоят из углерода, имеют плотность 3,5 и очень высокую твердость. Хэнней отбросил последние сомнения: получены искусственные алмазы! В феврале 1880 года в трудах Королевского общества была опубликована его статью с описанием экспериментов. Полученные алмазы он передал на независимое исследование хранителю минералов Британского музея естественной истории, профессору М.Стори-Мэксилайну. Тот подтвердил правильность выводов и опубликовал результаты своих исследований вместе с сообщением об экспериментах Хэннея в газете "Таймс". Научный мир воспринял сообщение Хэннея крайне скептически: по представлениям того времени алмазы не могли образовываться при столь низких давлениях и температурах, не удались и попытки повторить сложные эксперименты. Кое-кто счел Хэннея шарлатаном, но большинство, зная о его высокой научной добросовестности, решили, что он ошибся и принял желаемое за действительное. На несколько десятилетий об уникальных экспериментах... забыли. В 1943 году о них снова вспомнили при очень интересных обстоятельствах. Исследователи Ф.А.Баннистер и К.Лонсдейл, работая в Британском музее, увидели в минералогической коллекции экспозицию под названием "Алмазы Хэннея". Любопытства ради они провели рентгеновский анализ всех образцов. Результаты ошеломили: одиннадцать из двенадцати кристалликов оказались настоящими алмазами. Причем они относились к крайне редкой второй группе (ювелирные алмазы высокого качества). Кое-кто подозревал, что ради желания прославиться Хэнней раздробил на мелкие осколки редкий бриллиант. Но те, кто знал его - а среди его близких друзей были такие известные химики, как Уильям Рамсей, - не допускали и малейших сомнений в честности Хэннея. Кроме того, сегодняшние знания о фазовых переходах углерода позволяют предположить, что в условиях эксперимента Хэннея возможно образование алмазов. Итак, вероятно, именно Джеймс Хэнней впервые получил искусственные алмазы, причем высшего, ювелирного качества. Понадобилось почти сто лет, чтобы повторно синтезировать искусственные алмазы высшего качества, способные конкурировать с природными ювелирными. Эта история наводит на недоуменные размышления: почему уникальный взлет человеческого гения и упорства остался в забвении, в то время как не менее (но и не более!) удивительные и ошеломляющие работы современников Хэннея, такие как фонограф Т.Эдисона, радио А.С.Попова и т.п., были оценены по достоинству? В чем состояла ошибка Хэннея? Мог ли он избежать столь несчастной судьбы?.. Выходит, что недостаточно открыть свой талант и развивать творческие качества - они могут так и остаться "холостыми патронами". Необходимо умение безошибочно ориентироваться в сложном мире науки и техники, правильно прокладывать свой творческий путь. Встречаясь с ребятами в "Эврике", мы не раз задумывались, как важно все это знать школьникам, стоящим на пороге выбора жизненного пути. Такой опыт приходит в процессе многолетней творческой работы. Но у ребят-то его и нет! В связи с этим вспоминается откровенное и немного грустное признание знаменитого канадского биолога Ганса Селье: "Одно могу сказать с уверенностью: если бы в начале своей карьеры я знал все, до чего мне пришлось доходить методом проб и ошибок (боюсь в основном ошибок), это оказало бы мне громадную помощь". Перенестись бы на Машине Времени в прошлое, прожить там лет тридцать, а затем, умудренному жизненным опытом, вернуться в свое время и начать все сначала! Но Машины Времени у нас нет: ее изобретатель, великий писатель-фантаст Герберт Уэллс не раскрыл нам свои секреты. Можно ли обойтись без нее? Пусть Машину Времени заменит коллективный опыт выдающихся творческих личностей! Автор этой книги предлагает читателю отправиться в это необычное "путешествие во времени" и попытаться совершить "невозможное" - открыть в себе талант. Впрочем, почему невозможное?! Именно - возможное! Читатель сможет убедиться в этом не только на примерах выдающихся творческих личностей, но и на, пока еще скромном, но подающем некоторые надежды, опыте своих сверстников. И если вы выберите путь творчества в науке и технике, - то автор с уверенностью берется утверждать, что впереди вас ждут встречи с удивительными людьми, интересная, яркая жизнь, насыщенная событиями и захватывающими приключениями - "приключениями мысли" по известному образному выражению. В творчестве нет места однообразию и скуке! Попытки самостоятельного решения нескольких творческих задач помогут вам получить представление о приключениях мысли - и не бойтесь начать, не огорчайтесь неудачами! Задача N7:Один из древнейших портов цивилизации долины Инда - порт Лотхал (III тыс. лет до н.э.) - был расположен на северо-западном побережье Индии. В этом месте высота приливов достигает 9 метров! Во время отлива порт оказывался далеко на суше. За время прилива суда просто не могли успеть войти в порт, разгрузить товары, погрузить новые и снова выйти в море. Как же мог работать оживленный морской порт в подобных условиях? Древние строители нашли простое решение, а вы сможете? Задача N8:Известного исследователя творчества Эдварда Де Боно однажды попросили придумать новый дверной замок автомобиля, позволяющий защитить его от угонщиков без специальных противоугонных устройств. Решение задачи Де Боно начал с формулирования требований к такому замку: если бы его невозможно было открыть ни одной отмычкой, то противоугонные свойства автомобиля заметно бы улучшились без дополнительных сложных устройств. Что бы вы могли предложить? Подумайте над идеей простого и безотказного "неоткрываемого" замка. Задача N9:Ученые выяснили, что молекула ДНК - носитель генетической программы, по которой строится и развивается живой организм, должна удовлетворять противоположным требованиям. Она должна быть стабильной, устойчивой к различным воздействиям, чтобы надежно хранить наследственную информацию в течение длительного времени. Но она же должна быть нестабильной, легко растворяющейся в воде, чтобы доставлять программу к частям клетки, ответственным за синтез белка. В то же время известно, что молекулы ДНК, обладают очень высокой стабильностью. Как же тогда происходит доставка программы в нужное место клетки?! Задача N10:При разработке проекта современного пассажирского парусного судна конструкторы столкнулись с трудной проблемой. На палубе необходимо разместить многоэтажные палубные надстройки с каютами, чтобы обеспечить пассажирам современный комфорт. Но в классическом паруснике там должны располагаться мачты с парусами. Куда же их разместить? Не громоздить же поверх надстроек: судно будет малоостойчивым и некрасивым. Что бы вы могли посоветовать конструкторам? Задача N11:Еще будучи студентом знаменитый американский физик Р.Вуд занялся измерениями температуры внутри газоразрядной трубки. И здесь он столкнулся с трудной проблемой. Сквозь отверстие внутрь стеклянной трубки должны входить и свободно перемещаться провода, соединенные с электрическим датчиком температуры. Но при этом в трубке должно сохраняться пониженное давление газа. Представьте себе дверь в комнату, через которую свободно проходит человек, а внутрь не может просочиться ни одна молекула воздуха! Примерно такая задача возникла перед Вудом. Вакуумные уплотнения того времени не обеспечивали этих условий. Требуется "непроницаемое" отверстие. Ваши предложения? |
вверх оглавление |
(c) 1997-1999 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий (с) 1997-1999 OTSM-TRIZ Technologies Center http://www.trizminsk.org Last modofocation: 18 Apr 1999 |