НАЧАЛО
|
ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА(тезисы)
© Геннадий Иванович Иванов, |
В специальной литературе по психологии творчества недостаточно разработан раздел мотивации творчества. Такая же картина наблюдается и в "тризовской" литературе. Там есть описание условий, при которых жизнь человека становится творческой, есть рекомендации по преодолению сопротивления внешней среды на путях построения творческой жизни. Но, к сожалению, нет описания и анализа мотивов, которыми руководствуется человек, совершая свои творческие поступки. (Г.Альшуллер, И.Верткин. "Как стать гением") А что заставляет человека проявлять и повышать свою творческую активность? Этому вопросу в известной литературе, к сожалению, уделено мало места. Если мы сумеем разобраться в этом вопросе, то более ясными станут пути воспитания и развития творческого человека. Известно, что любая система, в том числе и человек, начинает видоизменяться, т.е. развиваться, под воздействием внутренних (личных) потребностей и внешних требований окружающей среды. Внутренние мотивы творческой деятельности человека:1. Реализация генетически заложенной в человеке поисковой потребности.Каждое живое существо, а тем более человек, с первых дней своей жизни активно исследует среду, в которую он попал, и пытается ее приспособить для своего существования. Реализация естественной поисковой потребности (любопытство) заставляет анализировать ситуацию, делать выводы, принимать творческие решения. 2. Инстинкт самосохранения, продолжения рода и выживания.Действительно, в экстремальных условиях наблюдается всплеск творческих действий и поступков, направленных на сохранение жизни и ее продолжения. История знает массу таких примеров. 3. Удовлетворение первичных материальных потребностей (пища, кров, одежда и т.п.)Значительная часть мирового патентного фонда содержит в себе творческие решения направленные на удовлетворение именно этих потребностей человека, начиная от изобретения молотка, дамских колготок, быстрорастворимого кофе и кончая космическими поселениями. 4. Удовлетворение первичных духовно-социальных потребностей (самоуважение, признание, любовь, самореализация и саморазвитие).При удовлетворении первичных материальных потребностей, проявляются духовные потребности, основанные на желании осознать свою роль и свою значимость в этой жизни. Человек начинает самоутверждаться, т.е. оценивать себя, вырабатывать чувство самоуважения и ожидает такого же признания его личности вначале ближайшего окружения, а затем все более отдаленного. Эта нескончаемая и постоянно растущая потребность является одним из мощных мотивов проявления творчества. 5. Корыстолюбие, властолюбие, карьеризм.Стремление быть богатым и властительным, для некоторых является достаточно сильным мотивом развития своих творческих способностей. Вероятно, это связано с удовлетворением личной потребности в безопасности и выживании. 6. Лень, не желание тратить свою энергию, паразитизм.Многие считают, что лень и желание человека паразитировать на окружающей среде, является одной из движущих сил развития человечества, особенно на его ранних стадиях. Устал первобытный человек искать корешки для своего пропитания, и, занялся земледелием, лень ему было гоняться за мамонтом - изобрел ловчую яму, неохота стало ходить пешком - появилась конная упряжка, автомобиль, паровоз. И так почти во всем. Внешние мотивы творческой деятельности человека:1. Удовлетворение потребности семьи, страны, человечества в своем сохранении и развитии.Здесь можно привести обширный ряд примеров проявления творчества для удовлетворения указанной потребности - от изобретения семейного, общего очага и до спутниковой связи, системы Internet. У современного человека, цивилизованной страны этот мотив, порождаемый общественной потребностью, выражен достаточно отчетливо. 2.Следование идеологии, культуре и мифам общества.Каждая личность в той или иной степени подвержена влиянию культивируемой в данном обществе (сообществе) идеологии, а так же общепризнанным в ней мифам и предрассудкам. Эти элементы стимулируют и побуждают проявление творческой активности человека направленной на удовлетворение потребности в поддержании и сохранении того сообщества, в котором он находится. 3. Чувство моды (стадности), желание быть не хуже других.Этот мотив особенно развит в тех обществах, где понятие "потерять лицо" или "быть не таким как все" означает нарушение общепринятых правил и норм, а значит испытывать не признание обществом. Если среда, в которую попал человек, является творческой, то и этот человек стремится развить свои способности. Как правило, перечисленные мотивы действуют одновременно, каждый в той или иной степени, но один из них, все же является доминирующим. Это определяется историческими и социальными условиями, в которых находится человек, его воспитанием, образованием и мировоззрением. При выяснении вопроса о существовании видов мотивации, возникает следующая задача: Какие мотивы творчества необходимо задействовать и развивать в наше время, какие методы использовать для этого? Здесь огромный объем работы для родителей, учителей и педагогов, которые решают задачи связанные с воспитанием творческой личности. |
вверх |
(c) 1997-1999 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий (с) 1997-1999 OTSM-TRIZ Technologies Center http://www.trizminsk.org 25 Jul 1999 |