| | |
ВОСПИТАТЕЛЬ
Что же такое воспитание человека? И надо ли человека воспитывать? Может быть он вырастет сам, как растет трава? И сам осознает свое человеческое предназначение в жизни, выберет достойную цель и сможет приложить все свои усилия к ее достижению?
Известно несколько случаев "воспитания" младенцев в звериной стае. Подрастая, эти дети не научались даже ходить и говорить, как это присуще людям. Наоборот, они усваивали повадки стаи, которая приютила их и приняла как своих. Феномен "маугли" показывает, что человек задуман как очень гибкий вид животных существ. В нем лишь потенциально заложены возможности стать человеком, обрести человеческие видовые признаки. Человек усваивает образ жизни, привычки, знания той ближайшей среды, в которой ему довелось расти. И если ребенка воспитывать среди зверей - он станет зверем. А что, если ребенка воспитывать как Бога? Ведь нам известно, как Бог воспитывал Сына своего Иисуса Христа. Но снизим немного наши притязания и обратимся пока к нашему земному человеческому опыту.
Этот опыт однозначно убеждает нас в том, что без человеческого воспитания ребенок никогда не станет человеком, а, забегая вперед, скажем, что без творческого воспитания в детстве очень трудно впоследствии вырастить творческую личность.
Кто же они - воспитатели талантливых людей? Из анализа нашего информационного фонда можно сделать вывод, что первыми воспитателями будущих творцов и гениев были, как правило, их родители или ближайшие родственники. Среди них были люди практически всех социальных слоев общества и уровней образования. Это подтверждается следующими примерами.
Отец философа Иммануила Канта Иоган Георг Кант "...до конца жизни работал седельщиком (шорником)". О своей матери Кант вспоминал: "Моя мать была любвеобильной, полной чувств, благочестивой и справедливой женщиной и нежной матерью, являющейся примером для своих детей... Я никогда не забуду своей матери, так как она посеяла и взрастила во мне первые зерна добра, она открыла мое сердце впечатлениям природы, она разбудила и расширила мой разум, а ее уроки имели постоянное и священное влияние на всю мою жизнь (11, с. 10).
Константин Эдуардович Циолковский родился в семье лесничего. "Отец всегда был холоден, сдержан. Среди знакомых он слыл умным человеком и оратором. Среди чиновников - красным и нетерпимым по своей идеальной честности. ...У него была страсть к изобретательству и строительству. ...Всякий физический труд отец в нас поощрял, как и вообще самодеятельность. Мы почти всегда все делали сами. Мать была совершенно другого характера - натура сангвиническая, горячая, хохотунья, насмешница и даровитая. В отце преобладал характер, сила воли, в матери - талантливость". (23, с.7)
А вот воспоминание Ф.М.Достоевского о своих родителях. "С тех пор, как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей. ...Идея непременного и высшего стремления в лучшие люди (в буквальном, самом высшем смысле слова) была основною идеей и отца и матери, несмотря на все уклонения". (10, с.65).
"Отец Блеза (Паскаля), как известно, был ученым человеком и большим знатоком математики (Этьен Паскаль был включен в комиссию, утвержденную Ришелье для рассмотрения вопросов, касающихся определения долготы; вместе с известными математиками Ферма и Робенвалем участвовал в ученом диспуте по проблемам геостатистики; кроме того, он занимался исследованием кривых линий, и в истории математики его имя связано с открытой им алгебраической кривой четвертого порядка, названной "улиткой Паскаля"), и в его доме часто обсуждались актуальные вопросы этой науки. ...Этьен Паскаль не отправил мальчика в колледж, не нанимал для него домашних учителей, а сам был единственным учителем и воспитателем сына. Он учил Блеза внимательно наблюдать за окружающими явлениями, размышлять над ними, отдавать себе ясный и полный отчет во всех действиях и поступках. Этьен Паскаль заранее составил и тщательно обдумал план обучения сына". (35, с. 30-31)
Деятельное участие в воспитании своего сына принимала мать Эвариста Галуа. "Поклонница античной культуры, она знакомила его с примерами доблести, почерпнутыми из латинской и греческой литературы". (13, с. 11)
Шестилетним ребенком П.К.Ощепков скитался со своей матерью по дорогам. "Все тажелее приходилось матери. За что только она не бралась, за что только не принималась, чтобы добыть кусок хлеба! И стирала белье, и шила на других, работала поденно в поле, и даже псалтырь над покойниками читала. Мне очень нравилось, как мать, взяв в руки тяжелую книгу, читала...
Позже я узнал, что мать была совершенно неграмотной. Она обладала изумительной цепкой памятью. Все услышанное надолго оставалось у нее в голове... Вскоре она умерла на чужбине". (29, с. 14)
Всю свою долгую жизнь В.И.Вернадский находился под влиянием своего дяди. "Особенно сильное развивающее влияние на меня в это время имели разговоры со стариком дядей Короленко. ...Был человеком хорошо образованным, хотя образование себе сам добыл. ...
Я любил всегда небо, звезды, особенно Млечный путь поражал меня, и в эти вечера я любил слушать, когда он мне о них рассказывал, я долго после не мог успокоиться. ...Такое огромное влияние имели эти простые рассказы на меня, что мне кажется, что и ныне я не свободен от них". (34, с. 15-19)
Мать будущего ученого Александра Леонидовича Чижевского умерла от туберкулеза, когда сыну не было еще и года.
"Как бы сложилась моя дальнейшая судьба, - вспоминал он, - мое воспитание , мой духовный рост, сказать трудно, если бы не одно событие, обусловившее весь дальнейший ход моей жизни. Событие это заключалось в переезде на постоянное жительство к моему отцу его родной сестры, Ольги Васильевны Чижевской-Лесли, моей тетушки и крестной матери. Это было в 1899 году. Начиная с этого года, она жила до самой своей смерти с нами, воспитала меня, вложила в меня свою душу, все свое чудеснейшее сердце редчайшей доброты человека... Она стала второй, настоящей, действительной матерью".
"...мать отца, Елизавета Семеновна (урожд. Облачинская), ...была его первым учителем и воспитателем. Бабушка получила домашнее, но блестящее по тому времени образование". (40, с. 10-19)
Но первый незабываемый воспитатель все же не является единственным у большинства людей. Позднее, когда ребенок начинает приобщаться к научным знаниям, у него, как правило, появляется новый наставник, который одновременно становится и научным руководителем, и воспитателем, и другом, как это видно из следующих примеров.
В гимназии Кант увлекался филологией, но при поступлении в университет он с живым интересом занялся физикой и философией.
"Новым своим интересом он был обязан человеку, который... повлиял на его духовное развитие. Профессор Мартин Кнутцен умер в возрасте 37 лет. Если бы не ранняя смерть, немецкая философия, может быть, имела бы в числе корифеев и это имя. Сейчас Мартин Кнутцен известен только как учитель Канта. В 21 год он получил профессорское звание. Пиетист и вольтерианец Кнутцен проявил большой интерес к успехам английского естествознания. От Кнутцена Кант впервые услышал имя Ньютона. Не без влияния Кнутцена, не без помощи его книг на четвертом году обучения Кант принялся за самостоятельное сочинение по физике". (11, с. 12)
"Единственным учителем Ньютона, действительно оказавшим на него большое влияние, был Исаак Барроу, первый люкасовский профессор. Люкасовская кафедра в Тринити-колледже в 1663 г. на средства, пожертвованные неким Генри Люкасом. ...Первым люкасовским профессором был Барроу, вторым сам Ньютон.
Исаак Барроу (1630-1677) был молодым профессором в студенческие годы Ньютона и впоследствии, по-видимому, стал его другом. Племянник епископа и сын роялиста, Барроу по политическим и религиозным соображениям предпочел на ряд лет покинуть Англию. После четырехлетнего путешествия с большими приключениями по Франции, Италии и Малой Азии он получил при реставрации в 1660 г. в Кембридже кафедру греческого языка. Знания Барроу были разносторонними. В 1662 г. он становится профессором философии в Лондоне, в 1663 г. - членом Королевского общества и профессором математики в Кембридже. Впрочем, довольно скоро (в 1669 г.) Барроу отказался от Люкасовской кафедры, она была уступлена им ученику Ньютону. Сам Барроу предпочел место придворного капеллана в Лондоне". (8, 18-19)
Обучаясь в средней школе, Карл Линней произвел на своих учителей впечатление неспособного к учению ребенка. И если бы не покровительство ректора школы Ланнеруса и его знакомого доктора Ротмана, то неизвестно, стал бы Линней известным ученым.
"У Ланнеруса был хороший сад, и он разрешал мальчику заниматься в нем. Он же познакомил его с доктором Ротманом, врачом и преподавателем. Оба они внимательно и с уважением отнеслись к наклонностям незадачливого школьника, разглядев, несмотря на дурные отметки, его наблюдательность, способность интересоваться и размышлять". (22, с. 8)
Петра Кропоткина побуждал к развитию его брат Саша, который был на два года старше. "С этой целью он поднимал один за другим вопросы философские и научные... будил меня, советовал мне читать и учиться... при этом еще любил меня страстно. Ему больше всех обязан я своим развитием". (32,)
Роль наставника гимназиста Владимира Вернадского выполнил его старший товарищ. "А.Н.Краснов (гимназист) сыграл в моей жизни, гимназической и студенческой, большую роль. Прежде всего я обязан ему своим интересом к естествознанию. С ним я делал экскурсии в окрестностях Петербурга. Издавали рукописный гимназический естественно-исторический журнал... Я помню, что мы наблюдали в его квартире возвращение кометы Энке в 1885 году". (34, с. 27)
Даже из этих немногочисленных примеров можно увидеть, что воспитатели будущих ТЛ были людьми доброй души, талантливыми по своей натуре, открытыми и чуткими к проявлениям жизни.
|