НАЧАЛО

ВОСПИТАНИЕ ЧУДОМ

Березина Валентина Геннадьевна, 19 марта 1990
berezina@trizland.ru


 
Тысячелетия существует человечество. И, наверное, большинство из живших на земле людей занимались воспитанием детей. За прошедшие времена создано немало различных систем воспитания человека, но появление творческих личностей до сих пор является своего рода феноменом, необъяснимым ни с экономической, ни с политической, ни с социальной, ни с какой другой точек зрения. Отдельные творческие личности неведомо как появляются в любые времена, иногда в почти невыносимых исторических условиях. Исследованию этого стихийного явления посвящено уже немало книг. Но и сами исследования зачастую неуправляемы, поскольку государство, занятое экономикой и политикой, с трудом склоняется к мысли, что его будущее зависит от человека, от его воспитания и образования. Занимая вспомогательное место в общегосударственной системе, проблемы воспитания стихийно выходят за рамки официальных структур, требуя достойного внимания и всеобщих безотлагательных усилий для своего решения.

Сегодня педагогическими исследованиями и экспериментами занимаются не только педагоги-профессионалы, но люди совершенно различных, порою далеких от гуманитарных профессий. Не случайно и в рамках сугубо технической теории ТРИЗ выделяется самостоятельная область: теория развития творческой личности (ТРТЛ). Из предыдущих публикаций нам уже известно, какими минимально необходимыми качествами должна обладать творческая личность (1, с.78-79), какова стратегия ее жизни (2, с.7-94). Настало время узнать о том, что же помогало становлению известных людей? Есть ли в их воспитании что-то общее, закономерное? Можем ли мы воспользоваться этим опытом? Попробуем найти ответы на эти вопросы в педагогических исследованиях, проводимых в сфере ТРИЗ.

Метод исследований, отраженных в этой работе, обычный для ТРТЛ: это изучение биографий и автобиографий известных личностей, анализ и обобщение жизненных ситуаций. Работа была начата в октябре 1987 года по предложению авторов ЖСТЛ Г.С.Альтшуллера и И.М.Верткина, как попытка детализации шага ЖСТЛ "встреча с Чудом". Сбор информации о детском и юношеском периоде жизни ТЛ был начат П.В.Мальцевой и автором этой статьи. Впоследствии информационный фонд пополнялся благодаря помощи многих коллег-тризовцев, а также слушателей семинаров. Работа неоднократно обсуждалась коллективно и индивидуально и в действительности является плодом раздумий большого круга моих учителей, коллег, родственников, друзей, слушателей, которым сегодня с чувством глубокой искренней признательности я предлагаю разделить со мной таинство приобщения к творчеству. Подписывая статью своим именем, я не столько защищаю право на авторство и новизну материала, сколько принимаю свое право ответственности за полученный результат, за время, затраченное создателями и читателями.

ВОСПИТАТЕЛЬ
ВСТРЕЧА С "ЧУДОМ"
ВЕРА В ЧУДО
ВОСПИТАТЕЛЬ ВЕРЫ В ЧУДО
ЧТО ЕСТЬ ЧУДО
ВОСПИТАНИЕ ПО СПИРАЛИ
НЮАНСЫ ВОСПИТАНИЯ

УДАЧИ!

Список использованной литературы.

  1. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизн. стратегия творч. личности. - Мн.: Беларусь, 1994г. - 479с.
  2. И.М. Верткин Бороться и искать... О качествах творческой личности. В сб. Нить в лабиринте / Сост. А.Б.Селюцкий.- Петрозаводск: Карелия, 1988. - 277с.
  3. Басин Я.З., И творцы, и мастеровые, Минск, "Вышэйшая школа", 1988 г.
  4. Белый Ю.А., Иоганн Кеплер, М., "Наука", 1971 г.
  5. Бердяев Н., Смысл истории, М., "Мысль", 199О г.
  6. А. Бомбар, За бортом по своей воле, М., "Мысль", 1975 г.
  7. Э. Бутру, Паскаль,. - СПб, 19О1 г.
  8. Вавилов С.И., Исаак Ньютон, М., Изд-во АН СССР, 1961 г.
  9. Варламов В.Ф., Карл Бэр - испытатель природы, М.,"Знание", 1988 г.
  10. Волгин И., Родиться в России, журнал "Октябрь", 1989 г. N 3.
  11. Гулыга А., Кант, М., "Молодая гвардия", 1977 г.
  12. Гумилевский Л., Вернадский, М.,"Молодая гвардия", 1967 г.
  13. Дальма А., Эварист Галуа. Революционер и математик, М.,"Наука", 1984 г.
  14. Ч. Дарвин, Воспоминания о развитии моего ума и характера.Автобиография. Дневник работы и жизни, М., Изд-во АН СССР, 1957г.
  15. Добротин Р.Б., Вант-Гофф, М., "Наука", 1977 г.
  16. Дорфман Я.Г., Лавуазье, М., Изд-во АН СССР, 1962 г.
  17. Забелин И.М. Возвращение к потомкам. - М.: Мысль, 1988.
  18. Изюмова Е., Эфроимсон В., На что мы надеемся, журнал "Знамя", 1988 г., N 9.
  19. Л. Инфельд, Эварист Галуа, М.,"Молодая гвардия", 1965 г.
  20. Иоффе А.Ф., О физике и физиках, М., "Прогресс", 199О г.
  21. "Книжное обозрение" (еженедельнк), 1989 г., N 12, с. 8-9.
  22. Корсунская В.М., Карл Линней, М., "Просвещение", 1984 г.
  23. Космодемьянский А.А., Константин Эдуардович Циолковский, М., "Наука", 1987 г.
  24. Кузнецов Б.Г., Жизнь. Смерть. Бессмертие, М.,"Наука", 198О г.
  25. Лебединский А.В. и др., Гельмгольц, М., "Наука", 1966 г.
  26. Львов В., Жизнь Альберта Эйнштейна, М., "Молодая гвардия", 1959 г.
  27. Меерович М., Шлиман, М.,"Детская литература", 1966 г.
  28. Оре О. Замечательный математик Нильс Хенрик Абель. - М. Гос.изд-во физ.-мат. литературы, 1961 г.
  29. Ощепков П.К., Жизнь и мечта, М., "Московский рабочий", 1977 г.
  30. Пастернак Б.Л., Охранная грамота, М.,"Современник", 1989 г.
  31. Пикуль В., Завещание Альфреда Нобеля / Избранные произведения в 4-х томах, т.4, М., "Совеменник", 1988 г.
  32. Пирумова Н.М., Петр Алексеевич Кропоткин, М.,"Наука", 1972 г.
  33. Резник С., Николай Вавилов, М., "Молодая гвардия", 1968 г.
  34. Страницы автобиографии В.И.Вернадского, М., "Наука", 1981 г.
  35. Тарасов Б., Паскаль, М., "Молодая гвардия", 1982 г.
  36. В. Франкл, Человек в поисках смысла, М.,"Прогресс", 199О г.
  37. Черненко Г.Т., Глеб Евгеньевич Котельников, Л.,"Наука", 1988 г.
  38. Чудинов П.К., Иван Антонович Ефремов, М.,"Наука", 1987 г.
  39. Штоль Г., Шлиман, М., "Молодая гвардия", 1965 г.
  40. Ягодинский В.Н., Александр Леонидович Чижевский, М.,"Наука", 1987 г.
  41. Яновская М., Пастер, М.,"Молодая гвардия", 196О г .
 

Путь к достойной цели (краткое резюме)

Работа проводилась в рамках исследований Международной Ассоциации "ТРИЗ" по теории развития ТЛ.
Целью данной работы является попытка выявления механизма выбора ДЦ конкретными ТЛ на основе сведений из их биографий. Работа предусматривает детализацию раздела ЖСТЛ "Дебют" (авторов Г.С.Альтшуллера и И.М.Верткина). Результатом анализа биографий и автобиографий порядка 100 ТЛ явилось следующее:

  1. Формирование направления к конкретной ДЦ начинается у ТЛ-ребенка при взаимодействии с воспитателем-наставником.
  2. Формированию ДЦ часто способствует встреча ТЛ с событием - "чудом".
  3. Основой механизма формирования конкретной ДЦ, возможно, является неоднократное повторение цикла взаимодействия: ТЛ - наставник - "чудо":
      1-й этап - формирование "веры в чудо" (или установки или подводки к выбору ДЦ), предположительно до 10-11 лет;
      2-й этап - приближение к границе познания;
      3-й и послед. этапы - выбор ДЦ-1, приближение к ДЦ-2, ДЦ-3 и т.д.
  4. Возможны следующие варианты взаимодействия наставника с ТЛ:
    1. Выявление естественных наклонностей у ребенка наставником посредством наблюдения за его интересами и дальнейшее их развитие;
    2. Как бы искусственное формирование интересов ребенка наставником посредством специальной системы воспитания.
  5. Наставник должен удовлетворять следующим требованиям: на первом этапе:
    • обладать высокой нравственностью, в том числе (как минимум)
      • обладать талантливым, творческим мироощущением,
      • взаимоотношения с воспитанником строить на основе товарищества и любви,
      • признавать и обеспечивать свободу развития ребенка,
    на втором этапе дополнительно:
    • самому быть творцом конкретных знаний.
  6. Средства формирования ТЛ на 1 и 2 этапах:
    • общение с природой, людьми;
    • общение с культурой (фольклором, религией, литературой, искусством;
    • возможность самостоятельной "взрослой" деятельности.
  7. Событием-"чудом" может явиться следующее:
    • природные явления;
    • рассказы, беседы, лекции ТЛ;
    • книги, статьи ТЛ;
    • научные опыты;
    • результаты самостоятельной деятельности.
  8. "Чудо" должно удовлетворять следующим требованиям: на первом этапе:
    • необычность, таинственность,
    • "всамделишность";
    на втором этапе дополнительно:
    • близость к границе познания,
    • системность ряда "чудес".
  9. Особое место среди чудесных событий занимает, во-видимому, осознание, а затем и отыскание взаимосвязи явлений, событий, поступков. Этому часто способствуют такие книги, как:
    • Библия;
    • классификаторы растений;
    • геометрия Евклида;
    а также самостоятельная деятельность, как
    • коллекционирование всевозможных наблюдений, сведений, знаний и дальнейшая их систематизация.
  10. Приемы, усиливающие процесс формирования ДЦ:
    • аналогия с другими областями;
    • "запретный плод";
    • трагедия;
    • временная уединенность.
  11. Становление ТЛ можно считать законченным, если она обрела ДЦ и минимальное количество КТЛ, необходимых для самостоятельного достижения этой цели.
  12. Возможно, механизм выбора ДЦ может быть положен в основу концепции непрерывного воспитания личности.
Березина Валентина Геннадьевна, 19 марта 1990



Спустя 12 лет.

Собрав тринадцать лет назад вместе с моей коллегой Полиной Мальцевой картотеку по детству Творческой личности (ТЛ), невольно постоянно переосмысливаю этот материал. Еще тогда бросалось в глаза обстоятельство, что часто не личность выбирала Достойную Цель (ДЦ), а ДЦ САМА выбирала ТЛ. И это был тяжкий Крест для ТЛ. Они часто не могли понять, зачем им это надо (как Бомбар, например), но не следовать этой ДЦ они не могли. Позднее я прочитала в исследованиях западного психолога Виктора Франкла (из направления гуманистической психологии) о том, что изначальная априорная индивидуальность личности выражается в том, что ей - ТЛ - предназначено решить индивидуальную, присущую только этой ТЛ, задачу. Но эта задача неявна для ТЛ. Хорошо, если ТЛ посчастливится осознать собственную ДЦ или хотя бы худо-бедно действовать по жизни в русле этой ДЦ - тогда человек хотя бы удовлетворен своей жизнью. Но чаще цели, диктуемые Внешними обстоятельствами (ВО), уводят ТЛ от ее собственной ДЦ - отсюда нереализованность своего внутреннего ресурса и разочарование собственной жизнью, даже если внешне все благополучно и на "высоком уровне".

Исходя из вышесказанного, выходит, что ДЦ - это не цель, а лишь средство для достижения индивидуальной личностной Цели. Люба внешняя цель деятельности человека это всегда средство для внутреннего развития (или деградации), а также и средство дл выживания. Это функции Целей. Но истинная ДЦ (м.б. она одна для всех) - осознание своей индивидуальности (то, что можешь сделать ты - больше никто не сможет, но прежде надо осознать КТО ТЫ?) - автоматически предполагает, что не важно чем человек занимается, важно понимание во имя чего это все.

Смею догадываться, что такое понимание позволяет человеку выживать даже в одиночестве среди толпы, имея при этом неразрушаемую веру в себя. У Н. Рериха есть стихотворение в прозе или притча, где говорится: " я не знаю, куда я иду, и путь мой мне не ведом, но я верю в себя и нет мне преград".

Теперь немного о технологии выбора или осознания своей ДЦ.

Сбор картотек и выявление общих моментов - в любом случае полезно. Собранная информация, как калейдоскоп, все врем оборачивается неожиданным ракурсом. Выявление противоречий и путей их разрешения - тоже, несомненно, необходимо. Но при понимании, что все это не самоцель, а делается во имя того, что в настоящий момент еще не понятно. И необходимо научиться улавливать очень слабые информационные сигналы нашей собственной Цели: "Вот Я Здесь и Теперь", пока они не стали лобовыми ударами судьбы. Как мне представляется: чем дальше мы отклоняемся от собственного Пути, тем сильнее должен быть удар Судьбы, возвращающий нас на Наш Путь, иногда, по-видимому, не в этой Жизни. Как это делать? Я не знаю. Возможно, постоянно обдумывая и анализируя мельчайшие события своей жизни: какое "Чудо" повторяется в ней неоднократно, усиливается его воздействие или ослабляется, что нас тянет к нему и что отталкивает, как мы среагировали на первую встречу и почему именно так, и т.д. - в общем, это внутренняя работа, которой тоже нужно учиться. Наряду с умением ставить и достигать цели внешние, все время отслеживать и переосмыслять то, что формирует сама жизнь, как бы без нашей воли, хотя и нашими собственными руками. В собранной картотеке очевидно, что ТЛ свойственно состояние уединенности.

А критерием обретения собственного Пути и движения к собственной Цели, по моему пониманию, является внутреннее ощущение удовлетворения от проживания собственной жизни, хотя внешне это может быть и неочевидно для окружающих. Но это не наши проблемы.

Удовольствия всем нам от проживания собственной жизни!

Октябрь 2002
Валентина Березина
г. Челябинск


вверх


(c) 1997-2003 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
(с) 1997-2003 OTSM-TRIZ Technologies Center


http://www.trizminsk.org

25 May 2003