НАЧАЛО
содержание

ВОСПИТАНИЕ ЧУДОМ

Березина Валентина Геннадьевна, 19 марта 1990
berezina@trizland.ru




ВОСПИТАТЕЛЬ ВЕРЫ В ЧУДО

Теперь мы знаем, что веру в Чудо может развить в ребенке по крайней мере один, но очень близкий человек, исповедующий бесконечное доверие и любовь к воспитаннику. Опираясь на знакомые нам примеры, можно заметить, что такой человек-воспитатель талантлив, если не в своей деятельности, то в своем восприятии окружающего мира, в своей вере в возможность необычного, таинственного, чудесного в повседневной рациональной действительности. Именно таковы матери Канта, Галуа, Циолковского, дядя Вернадского, нищий Веллерт у Шлимана и другие.

Кроме талантливости и любви эти воспитатели имеют еще одно бесценное качество: они признают свободу развития своего маленького друга и обеспечивают ее методами своего воспитания.

В подтверждение этого приведем несколько примеров.

Учитель Нильса Абеля "...прежде всего постарался заинтересовать своих учеников, предоставляя каждому возможность действовать самостоятельно и поощрял всех, кто стремился так или иначе попробовать свои силы". (28, с.43)

Поистине повезло с воспитателями и учителями ученому Карлу Бэру. "И отец, и учитель - заядлые садоводы - сумели приобщить к этой страсти детей. Им был выделен целый участок, и немалый... есть где разгуляться детской фантазии. Чего только она не породила! От скамеек из мха... до громоздкой "вавилонской башни"... На террасах башни располагались "висячие сады Семирамиды..."

Когда Карлу исполнилось пятнадцать лет, "отец принял... решение: разослать детей по школам... Ревельскую домшуле выгодно отличал царивший в ней дух уважительного дружелюбия. Чем-то она напоминала Царскосельский лицей... Экзаменов в школе не было. Поощрения и наказания также отсутствовали... Ученик в зависимости от успехов мог пребывать в нескольких классах одновременно. Таким образом исключалась развращающая дух практика второгодничества... Они (учителя) заслуживали всяческой похвалы не только глубоким знанием предмета, но и умением раздуть в учащемся "искру божью" - научить его думать. ...Карл Эрнст провел в школе с большим удовольствием и пользою три года.

...На Всю жизнь Бэр остался благодарен своим школьным учителям главным образом за развитие той детской склонности к уяснению смысла явлений и действий, за "образование ума" - воспитание мышления последовательного и критического..." (9, с.29)

Принципом воспитания матери Шлимана был: дети лучше всего воспитывают себя сами, - к сожалению, не вполне раскрытый в литературе.

Кроме прямых свидетельств необходимости свободы в воспитании личности можно привести примеры, когда дурное казарменное воспитание толкает человека на поиски свободы. И счастье для человечества, если эта свобода обреталась в достойных человека областях.

Это отмечал Вернадский.
"Странным образом, - говорит Владимир Иванович, - стремление к естествознанию дала мне изуродованная классическая гимназия благодаря той внутренней, подпольной, неподозревавшейся жизни, какая в ней шла в тех случаях, когда в ее среду попадали живые, талантливые юноши-натуралисты. В таких случаях их влияние на окружающих могло быть очень сильно, так как они открывали перед товарищами новый живой мир, глубоко важный и чудный, перед которым совершенно бледнело сухое и изуродованное преподавание официальной школы". (12, с.23)

То же самое заметил Иоффе.
"Все преподавание в наше время было формальным: нужно было знать, а не понимать... Спасала нас вражда к преподавателям. Учителя - это чиновники, начальство, связанное с полицией. Против них товарищеская организация учеников. Мы старались разыскивать, читать и обсуждать именно те книги и вопросы, которые преподаватели считали преступными. ...Мы добывали нелегальные книжки, слушали рассказы высланных студентов". (20, с.487)

Нечто похожее происходило и с Эйнштейном.
"Десяти лет Эйнштейн поступил в гимназию... Вспоминая об этом времени Эйнштейн писал: "Учителя в начальной школе казались мне сержантами, а в гимназии - лейтенантами". Этот общий фон не исключал светлых пятен. Был в гимназии учитель по фамилии Руэс, пытавшийся открыть ученикам сущность античной цивилизации, ее влияние на немецкую культуру, преемственность культурной жизни эпох и цивилизаций... Эйнштейн был увлечен своим учителем, искал его бесед, с радостью подвергался наказанию - оставался без обеда в дни дежурства Руэса". (24, с.25-29)

Здесь мы видим замечательные примеры рождения Добра из самого Зла. Отсутствие свободы формирует в подростке стремление к ней. Причем, свобода, о которой мы здесь рассуждаем, говоря словами американского философа Виктора Франкла, "... - это не "свобода от", а "свобода для" - свобода для того, чтобы принимать ответственность". (36, с.181)

Наверное, нет смысла останавливаться на том, что каждый воспитатель несет ответственность за своего воспитанника. Этот принцип взаимоотношений между людьми кратко и точно выразил Антуан де Сент-Экзюпери: "Мы в ответе за тех, кого приручили". Но задержим наше внимание на чувстве ответственности перед любимым воспитателем, которую воспитанник сохраняет на всю жизнь.

Это чувство испытывал Владимир Вернадский перед своим дядей.
"Мне иногда кажется, что не только за себя, но и за него я должен работать, что не только моя, но и его жизнь останется даром прожитой, если я ничего не сделаю...". (34, с.19)

А вот высказывание Сальватора Дали в связи со смертью его матери. "Смерть матери я воспринял как оскорбление, нанесенное мне судьбой: это не могло случиться ни с нею, ни со мной! И я ощутил, что в глубине моей души взрастает, расправляя могучие ветви, великий ливанский кедр отмщения. Наступив на горло рыданиям, я поклялся отвоевать мать у смерти сияющими мечами славы, что заблистают когда-нибудь вокруг моего имени". (21, с.8-9)

Еще один пример. Зимней ночью 5 декабря 1791 года умирал великий музыкант и композитор Волфганг Амадей Моцарт, не успев закончить "Реквием". Но в ночь смерти рядом с Моцартом находился его ученик Зюсмайер - юноша доброй души и скромных способностей. И этот, скромных способностей и, очевидно, огромной души юноша, совершил и для себя, и для нас невероятное: он дописал "Реквием"! На несколько часов Зюсмайер сравнялся с умершим гением, впрочем, "на несколько часов" - для себя, а для потомков - навсегда.

Зюсмайеру не удалось ни разу в жизни повторить свой ночной взлет, и эта загадка позагадочнее посетителя в черной маске". (17, с.317)

Да, о таких воспитанниках может мечтать каждый воспитатель. Но оставим мечты. И ради своих детей и воспитанников приложим максимум усилий для созидания в самих себе качеств, необходимых для того, чтобы вырастить большую личность.

Все перечисленные нами качества воспитателя можно объединить в одно многогранное качество: высокая нравственность. Будем отличать его от обыденной бытовой "нравственности" по принципу "как все", "как написано в Законе" и т.п. Итак, повторим: воспитатель веры в Чудо должен быть человеком высокой нравственности, что включает -
1)любовь к воспитаннику и окружающим людям;
2)талантливое, творческое мироощущение;
3)умение обеспечить свободу развития воспитанника;
4)ответственность за развитие воспитанника.


Наверное, это не полный перечень качеств воспитателя, но все перечисленные качества необходимы первому воспитателю-наставнику будущей творческой личности для воспитания в ней веры в Чудо. Однако, этого бывает недостаточно для обретения учеником конкретной цели жизни. И тут нередко появляется другой наставник, сам являющийся творцом конкретных знаний. Он конкретизирует направление развития будущего таланта, способствует обретению им собственной цели жизни. Наставник-2 также обладает всеми перечисленными выше качествами, но дополнительно к этому он сам является ТЛ.



вверх

содержание


(c) 1997-2003 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
(с) 1997-2003 OTSM-TRIZ Technologies Center


http://www.trizminsk.org

25 May 2003