НАЧАЛО
содержание

ВОСПИТАНИЕ ЧУДОМ

Березина Валентина Геннадьевна, 19 марта 1990
berezina@trizland.ru




ЧТО ЕСТЬ ЧУДО

Теперь попробуем разобраться, какие события и явления мы можем называть Чудом. В каких областях жизни мы можем ожидать встречи с Чудом. Нам необходимо знать это: ведь Чудо - основной педагогический инструмент, который вместе с любящим чутким сердцем воспитателя естественно и необратимо ведет процесс расцветания творческих способностей ребенка. Рассмотрев множество жизненных ситуаций, повлиявших на течение судьбы уже известных нам людей, можно выделить несколько крупных областей, в которых есть место Чуду.

Во-первых, явление природы, общение с ней, наблюдение отдельных ее проявлений формирует в ребенке будущего творца. Вспомним еще раз, какое впечатление произвела жизнь в деревне на маленького Петра Кропоткина. Бескрайние поля, леса и нивы... создавали... ощущение гармонии, которого не было в жизни... В этом лесу... зародилась моя любовь к природе и смутное представление о бесконечности ее жизни". (32, с.19)

Будучи ребенком Генрих Шлиман любил уединяться в саду, в беседке над ручьем с поэтическим названием "Серебряное покрывало", любил бродить среди развалин старого замка (27, с.15).

А вот свидетельство Ф.М.Достоевского. "И ничего в жизни я так не любил, как лес с его грибами и дикими ягодами, с его букашками и птичками, ежиками и белками, с его столь любимым мною сырым запахом перетлевших листьев. И теперь даже, когда я пишу это, мне так и послышался запах нашего деревенского березняка: впечатления эти остаются на всю жизнь". (10, с.58)

Отдельные природные явления определяли интерес и дело всей жизни многих ученых. Вспомним астронома Кеплера, с детства запомнившего явление кометы и лунного затмения.

Звезды, Луна, комета Галея формировали будущего солнцепоклонника А.Чижевского. "Звездное небо вызывало у мальчика восхищение: оно открывало ему...несказанное великолепие надземного мира...". Именно Луна долгое время тревожила мое пылкое воображение. Кто хоть раз видел в телескоп нашу ночную спутницу, когда она кокетничает с нами, тот уже никогда не забудет колдующего очарования ее мертвого, бездыханного ландшафта".

"Огромное впечатление произвела на Чижевского комета Галлея 1910 г. ...Таинственный небесный пришелец дал новый толчок занятиям астрономией". (40, с.15)

Аналогичное впечатление от детского открытия природы сохранили в душе до зрелых и преклонных лет Карл Бэр, Вант-Гофф, Вернадский, Кант, Пастер и др.

Во-вторых, пробуждению в ребенке творца способствует общение с культурой, в том числе религией, фольклором, историей, искусством, наукой и т.п.

Вспоминает Достоевский: "Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства. Мне было всего лишь 10 лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории из Карамзина, которого вслух по вечерам читал отец. Каждый раз посещение Кремля и соборов московских было для меня чем-то торжественным". (10, с.52)

Решающее влияние на судьбу Шлимана оказало знакомство с местным фольклором через талантливого рассказчика.

На развитии Германа Гельмгольца "...безусловно, сказалось влияние отца, прекрасного учителя, преподававшего в гимназии немецкую и греческую литературу. Он всячески прививал детям любовь к музыке, поэзии, живописи. Длительные прогулки с отцом по живописным пригородам и его рассказы развивали у детей любовь к природе". (25, с.5-6)

Из жизни А.Чижевского.
"...отец ежегодно (до 1906 г.) на несколько месяцев отправлял его с тетушкой и бабушкой за границу - в Италию и Южную Францию. Во время отпуска отца они совершили путешествие по Италии, Франции, Греции, Египту (до Каира), которые оставили у Александра яркие воспоминания на всю жизнь", (40, с.19)

"В среде, к которой принадлежала семья Энштейна, существовал культ Гейне, Лессинга и Шиллера. Их книги стояли на полках вместе с Библией в еврейских семьях и Евангелием в христианских...". (24, с.25)

Мать Эвариста Галуа, поклонница античной культуры, знакомила его с примерами доблести и отваги, почерпнутыми из мифов Древней Греции и Рима.

Во время учебы в колледже решающее значение на Эвариста оказала первая книга по математике "Начала геометрии", написанная великим математиком Адрианом Мари Лександром.

"Он читал страницу за страницей, и перед ним простое и прекрасное как греческий храм вставало здание геометрии. Читая быстро, он видел не только частные теоремы, но их взаимосвязь, планировку целого, величие самой структуры геометрии. Он поймал себя на том, что угадывает, знает заранее, что будет сказано дальше. Он увидел, как здание растет у него на глазах". (19, с.67-68)

Также во время учебы в школе увлекся математикой Нильс Хенрик Абель.
"Свое образование Антуан Лоран (Лавуазье) начал в колледже Мазарини... - старинном аристократическом учебном заведении... В программе колледжа, кроме математики, физики и химии, значительное место занимали древние языки - латынь и греческий. ...В 1760 г. на конкурсе всех школ Франции Антуан Лоран получил вторую премию по французскому красноречию. ... В колледже юноша увлекся литературой и даже мечтал стать писателем. Он принялся было писать драму на сюжет романа Ж.Ж.Руссо "Новая Элоиза", но далее первых сцен дело не пошло". (16, с.11-12)

Особое внимание хотелось бы остановить на такой забытой у нас сегодня области культуры, как красноречие. Даже случайная встреча с лектором или рассказчиком, обладающим этим даром, была способна изменить жизнь слушателя.

Обучаясь в лицее Сен Луи, будущий основоположник микробиологии Луи Пастер одновременно слушал лекции в Сорбонне. "В Сорбонне он впервые присутствовал на лекции знаменитого химика Жанн-Батиста Дюма, крупного ученого и блестящего лектора. И лектор, и лекции, и огромное стечение народа в громадном университетском зале произвело на молодого провинциала неописуемое впечатление. ...С этих пор химия окончательно заняла первое место в его мыслях и сердце. Он нырнул в науку, погрузился в нее, отдавая ей все время и силы. У подножия кафедры Дюма Пастер, по его собственным словам, заразился энтузиазмом настоящего ученого". (41, с.21)

Антуану Лавуазье в течение двух лет довелось слушать курс лекций профессора химии Гийома Франсуа Руэля.
"О том, насколько увлекательны были лекции Руэля, можно судить также со слов одного из его учеников, аптекаря по профессии, писателя Луи Себастьяна Мерсье (1740-1814): "Когда Руэль говорил, он вдохновлял, он поражал. Он заставлял меня любить ремесло, о котором я еще не имел ни малейшего понятия. Руэль просвещал меня, он обращал меня. Он делал меня приверженцем этой науки, которая должна будет возродить все производства, одно за другим". (16, с.15)

Обучаясь в средней школе, будущий биолог Николай Вавилов бегал после занятий в Политехнический музей, где перед широкой публикой выступали многие видные ученые.

"Особой популярностью, по воспоминаниям Н.И.Вавилова, пользовались лекции профессора Н.И.Худякова. "Задачи науки, ее цели, ее содержание редко выражались с таким блеском, - писал через много лет Вавилов, - Основы бактериологии, физиологии растений превращались в философию бытия. Блестящие опыты дополняли чары слов. И стар, и млад заслушивались этими лекциями. ...Горячую пропаганду за Петровскую академию, - вспоминал далее Вавилов, - вели Я.Я.Никитинский-старший и С.Ф.Нагибин - наши учителя в средней школе. Лекции Н.Н.Худякова, незабываемая первая экскурсия с ним в Разумовское, агитация Я.Я.Никитинского, решили выбор". (33, с.15)

Вот так Природа и Культура с помощью стихийных систем своих чудес расставляют сети для трепетных душ, пробуждая в них сначала веру в Чудо, а потом, заставляя их самих в радостях и муках творить чудеса.

Третьей областью, таящей в себе Чудо, по нашим наблюдениям, может быть ранняя самостоятельная "взрослая" деятельность. Одним из видов такой деятельности является коллекционирование.

Чарльз Дарвин, будущий создатель биологической систематики, вспоминает о своем детстве. "К тому времени, когда я начала посещать школу для приходящих учеников, у меня уже отчетливо развился вкус к естественной истории и особенно к собиранию коллекций". (14, с.40)

Различные сведения коллекционировал молодой Ньютон. ...Любил он также собирать лекарственные травы". (8, с.14-16)

Другим видом "взрослой" деятельности у детей часто становится наблюдение за насекомыми, растениями, небесными телами.

Интерес к ботанике, биологии и другим наукам у первого лауреата Нобелевской премии по химии Якоба Вант-Гоффа проявился уже в начальных классах школы. В двенадцать лет мальчик пишет отцу: "Я прекрасно провел время, у меня много гусениц, и мне очень любопытно, что из них выйдет". (15, с.8-9)

Чарльз Дарвин уже в десятилетнем возрасте наблюдал насекомых, а позднее, после прочтения книги Уайта "Селборн", он стал наблюдать за повадками птиц и даже делал заметки о своих наблюдениях. (14, с.61)

Еще до учебы в школе, как нам уже известно, Карл Линней проявил интерес к растениям.
"Первый урок ботаники заставил родителей заметить интерес ребенка к растениям. Ни одного дня мальчик не мог провести, не задавая отцу вопросов о них. Все дни... он проводил в саду с доброй и умной матерью. Родители отвели ему место для нескольких грядок - садик Калле. Сюда приносил он понравившиеся растения и заботливо выхаживал их". (22, с.7)

Александр Чижевский в 9-летнем возрасте начал интересоваться астрономией через чтение популярных книг. Затем был приобретен телескоп и начались "еженощные наблюдения". (40, с.22)

Вслед за коллекционированием и наблюдением можно выделить следующий вид ранней "взрослой" деятельности: проведение экспериментов. Сюда можно отнести уже известные нам эксперименты ботанические и биологические у Карла Бэра, Карла Линнея, Якоба Вант-Гоффа, эксперименты математические у Эвариста Галуа и Нильса Абеля, а также физические эксперименты Германа Гельмгольца, Исаака Ньютона и др.

"Учителем физики и математики Гельмгольца был друг отца, замечательный педагог К.Мейер. Возможно, именно влиянием учителя, который опубликовал в научном журнале статью об отражении света от поверхностей второго порядка, объяснить то, что в гимназии будущий ученый особенно увлекся геометрической оптикой. "Я должен сознаться, что иной раз, когда класс читал Цицерона или Вергилия (оба казались мне очень скучными), я вычислял под столом ход лучей в телескопе и при этом открыл несколько оптических законов, о которых в учебниках обычно не упоминается; они оказались для меня полезными при конструировании глазного зеркала". (25, с.7)

Муж племянницы Ньютона Кондуитт передает со слов самого Ньютона, что своим первым физическим экспериментом он считает опыт, произведенный в год смерти Кромвеля в 1658 г.: желая определить силу ветра во время бури, шестнадцатилетний юноша измерял дальность своего прыжка по направлению и против ветра. (8, с.18-19)

Еще одним видом самостоятельной "взрослой" деятельности, которой занимались многие дети - будущие творцы, можно назвать создание своих литературных и научных "трудов".

Одним из домашних учителей Карла Бэра был студент-медик.
"При нем расцвел принцип самоуправления и достиг такой степени, что Карл Эрнст взялся преподавать географию младшей сестре, для чего составил собственное руководство, "главным достоинством которого была краткость". Таким образом, учитель привил ценную привычку к самообразованию - это, по мнению Бэра, оказалось решающее влияние на всю его последующую жизнь". "...Раздобыв где-то второй и третий тома обстоятельного руководства по истории (первый найти не удалось), Карл Эрнст не просто изучил его от корки до корки, но и составил собственный экстрагированный курс...". (9, с.18-29)

Братья Петр и Александр Кропоткины еще до 1857 года "издавали рукописный журнал "Временник", где было все, как в настоящем журнале: проза, стихи, переводы и философские статьи. Автор - Александр, Петр, изредка товарищи". (32, с.13)

Позднее Петр увлекся историей, периодом раннего Средневековья. Самостоятельно переводил с древних языков. Позднее он вспоминал, "...что ничто не дает такого толчка к умственному развития, как самостоятельно сделанные изыскания". (32, с.18)

Получая системное образование под руководством образованного отца, Блез Паскаль самостоятельно провел исследования и оформил их в виде научного трактата.

"Однажды за столом кто-то из гостей нечаянно задел ножом фаянсовую тарелку. Раздался продолжительный звук, но как только к тарелке прикоснулись, он тотчас же исчез. Блез долго размышлял над причиной возникновения и угасания звука, стучал по различным предметам, сравнивал полученные наблюдения. На основе этих наблюдений и выводов из них одиннадцатилетний мальчик написал небольшой трактат о звуках (несохранившийся), который был признан сведущими в науках людьми "удивительным и весьма разумным". (35, с.31)

Примерно в этом же возрасте Александр Чижевский написал "научный труд": "Самая краткая астрономия д-ра Чижевского, составленная по Фламмариону, Клейну и др.". (40, с.10-19)

Следующим видом деятельности талантливых детей является самостоятельное открытие недоступных знаний и их практическое применение.

Одним из ярких примеров таких открытий можно назвать самостоятельное открытие Блезом Паскалем геометрии. Отец Блеза, обучавший его наукам, решил не учить сына математике раньше пятнадцати или шестнадцати лет. Но получилось иначе. Мальчик с любопытством вслушивался в беседы гостей и просил отца обучить его математике. Но тот, следуя своему плану и методу, отмалчивался и старался вести ученые разговоры в отсутствие сына...

Однажды, верный рано пробудившемуся в нем и укрепленному воспитанием принципу искать основания всех вещей, он спросил у отца, что это за наука геометрия и чем она занимается. Отец, уступив на этот раз, объяснил ему, что геометрия занимается построением правильных фигур и определением пропорций между ними, однако запретил сыну упоминать о математике и даже думать о ней, закрыв на замок все математические книги.

...Блез уходил в свою комнату, где чертил повсюду угольком окружности, равносторонние треугольники и другие правильные фигуры. Он стремился определить пропорции между элементами этих фигур и между самими фигурами, придумывая для этого собственные аксиомы... он строил последовательные доказательства и продвинулся ...в своих исследованиях так далеко, что дошел до 32-й теоремы первой книги Евклида (сумма углов треугольника равна сумме двух прямых углов)". (35, с.32-33)

А вот пример с открытиями Константина Циолковского, который к теории шел от изобретательства.
"Начало самостоятельной научной работы Циолковского протекало в очень своеобразных условиях. С точки зрения какого-нибудь правоверного доктринера от науки заниматься научным творчеством Циолковскому вообще было невозможно. ...Ни библиотек, ни научных журналов, ни лабораторий. ...Возникшую идею Циолковский не может проверить по изданной литературе - ее в Борисовке нет; он ведет все исследования от начала до логического конца самостоятельно, ... "Сначала я делал открытия давно известные, потом не так давно, а затем и совсем новые". ...Совпадение найденных результатов с открытиями других ученых давало ему уверенность в собственных силах и таланте к научным исследованиям". (23, с.29)

Последним видом детской деятельности, которого мы коснемся в наших исследованиях, будет настоящая взрослая деятельность с реальным общественно-полезным результатом.

Так, Карл Бэр помогал учителю-медику, лечившему окрестных больных. Карл даже стал оспопрививателем. (9, с.18-29)

Сохранились рассказы о том, что будучи ребенком Исаак Ньютон "любил строить сложные механические игрушки, модели водяных мельниц, самокаты, водяные и солнечные часы". (8, с.14)

С детства занимался изобретательством Глеб Котельников, будущий изобретатель авиационного ранцевого парашюта. "Когда будущему изобретателю пошел тринадцатый год, отец его, Евгений Григорьевич, снова увлекся фотографией. Глеб тоже мечтал научиться фотографировать, но дорогой аппарат отец ему не давал. Тогда Глеб решил сам сделать фотокамеру. У старьевщика купил подержанный объектив, остальное - корпус аппарата, мехи - сделал собственными руками. Сам изготовил и фотопластинки по применявшемуся тогда "мокрому" методу. Готовый негатив показал отцу. Тот похвалил сына, пообещал купить настоящий фотоаппарат и на другой же день выполнил обещание". (37, с.16)

Известный русский изобретатель Иван Ползунов с 13 лет работает на заводе помощником крупного специалиста горно-металлургического производства Никиты Бахорева и знакомиться с передовыми образцами мануфактурной техники этой отрасли. (3, с.33)

Изобретательство с детства было любимым занятием Циолковского. "С 14 лет Константин Эдуардович начал заниматься самостоятельно, пользуясь небольшой библиотекой своего отца, в которой были книги по естественным наукам и математике. Тогда же в нем появится страсть к изобретательству. Он строит воздушные шары из тонкой папиросной бумаги, делает маленький токарный станок и конструирует коляску, которая должна была двигаться при помощи ветра". (23, с.18-24)

Из воспоминаний доктора Роберта Вуда о знакомстве в детстве с заводом воздухоплавательных машин, владельцем которого был сосед Вудов Б.Ф.Стертевант, он же привел мальчика на завод.

"Когда мне было около 10 лет, он взял меня на завод и показал мне все: огромные двигатели Кориолисса, литейный цех, токарные станки с ремнями невероятной длины и маховиками, механические мастерские, столярные цеха - словом все. Он представил меня начальникам цехов и приказал им пускать меня в цеха и позволять все, что я захочу - только, чтобы я не покалечился...". Скоро Роберт, буквально, делал все, что хотел. Литейщики научили его изготавливать формы для литья и заливали чугун в эти формы.

Итак, определив три крупные области, в которых происходила встреча с Чудом, уточним те события, которые действительно стали Чудом для конкретных талантливых личностей. Это следующие события:
-общение с природой и отдельными ее явлениями,
-произведения культуры,
-книги, статьи талантливых людей,
-рассказы, беседы, лекции красноречивых творческих личностей,
-самостоятельная "взрослая" деятельность и ее результаты.


Вот далеко не полный перечень событий -Чудес.

На раннем этапе развития ребенка Чудо, по наблюдениям Г.С.Альтшуллера и И.М.Верткина, обладает как минимум двумя качествами:
а) необычностью на фоне привычной среды и
б) не "игрушечностью", а "всамделишностью".
Наши исследования также подтверждают эти наблюдения.

На более поздних этапах становления личности, на пути к выбору направления своей главной деятельности ребенка сопровождает серия событий-Чудес, взаимосвязанных в некую таинственную систему. Эти события зачастую лежат очень близко к границе познания человечества. Значит на них нет готовых объяснений. И будущий творец вынужден принять на себя ответственность за поиск новых истин.

Серия взаимосвязанных встреч с Чудом, вероятно, способствует выявлению индивидуальной связи человека с миром, раскрывает внутреннюю предрасположенность человека, уточняет ту конкретную, может быть, единственную цель в жизни, для достижения которой человек будет способен заплатить по самому крупному счету: цену собственной жизни.

Более позднее событие-Чудо дополнительно к двум названным качествам должно обладать:
в) близостью к границе познания или общепринятым пределам человеческих способностей;
г) близостью к внутренней скрытой и неповторимой индивидуальности ребенка;


вверх

содержание


(c) 1997-2003 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
(с) 1997-2003 OTSM-TRIZ Technologies Center


http://www.trizminsk.org

25 May 2003