НАЧАЛО
содержание |
ВОСПИТАНИЕ ЧУДОМ
Березина Валентина Геннадьевна, 19 марта 1990
|
НЮАНСЫ ВОСПИТАНИЯНаши исследования подходят к концу. Остановим лишь наше внимание на отдельных воспитательных моментах, повторяющихся в процессе развития разных творческих личностей.1. Прием "КНИГА". Нами уже отмечено, что талантливо написанная книга воспринимается ребенком как Чудо. Среди книг, неоднократно отмеченных разными людьми, встречаются такие как Библия, классификаторы растений, учебник геометрии Евклида, научная фантастика. Присутствие в этом списке Библии наверное ни у кого не вызывает сегодня удивления, поскольку в нашей стране происходит новое открытие этой всеобъемлющей, вечной книги с ее непреходящими заповедями и откровениями. Более непривычным может показаться интерес к учебникам. Но тем не менее классификатор растений оказал большое, иногда решающее, влияние на развитие таких личностей, как Карл Бэр, Ламарк, Линней, Пастернак и других. Карл Бэр однажды застал своего учителя с книгой в одной руке и свежесорванным растением в другой. "Оказывается, каким-то непостижимым образом по книжке можно установить название всего, что растет кругом! Это смахивало на чудо и взволновало необычайно, настолько, что отец вынужден был достать соответствующее руководство для самостоятельных занятий... Учитель и сам был начинающим в этой области, так что и тут рассчитывать надо было только на себя. Расчет оправдался". (9, с.18-29) А вот свидетельство Бориса Пастернака. "Как... десятилетку открылась природа. как первой его страстью в ответ на пятилепестную пристальность растения явилась ботаника. Как имена, отысканные по определителю, приносили успокоенье душистым зрачкам, безвопросно рвавшимся к Линнею, точно из глухоты к славе". (30, с.4) Учебник же геометрии, особенно геометрия Евклида, явился открытием мировой гармонии для Галуа, Паскаля, Дарвина, Гельмгольца, Эйнштейна и многих идругих. Познакомимся с размышлениями Блеза Паскаля о геометрии. "Геометрия заставляет нас признать существование бесконечной двойственности: бесконечное величие и бесконечное ничтожество. Это следует из рассмотрения движения числа и пространства. Понятие средины между двумя бесконечностями помогает нам определить и наше собственное положение в видимом и невидимом мире. Если мы будем определять наше место в мире материальном, мы увидим, что мы среднее между бесконечно малым и бесконечно великим. Все в сравнении с ничем, ничто в сравнении со всем. Если затем мы будем определять место человека во всей совокупности вещей естественных и сверхъестественных, то положение его в мире материальном послужит для нас символом, который нам поможет отыскать это место. Разве ум человека, его мысль, составляющие его настоящее существо, не находятся как бы в средине между естественным миром природы, бесконечно низшим в сравнении с ним, и миром божественной любви и благости, бесконечно превышающим его". Размышляя таким образом над вопросами геометрическими, человек, по мнению Паскаля, научается правильно ценить себя и его ум обогащается рассуждениями, стоющими гораздо больше, чем вся геометрия". (35, с. 101-102) Это примеры того, что учить детей надо по учебникам, написанным гениальными или талантливыми учеными. Потому что им подвластно в капле мира - книге - показать весь мир. Обучаясь по таким учебникам, ребенок с детства привыкает видеть взаимосвязь между явлениями мира, систематизировать их и совершать новые открытия. 2. Прием "АНАЛОГИЯ". Познакомимся с двумя примерами. Вот воспоминания о своем знакомстве с химией французского химика Антуана Лавуазье. "Когда я впервые приступил к изучению курса химии, то... я был поражен, увидев, каким мраком окружены первые ступени этой науки. Я прошел хороший курс физики, я наблюдал опыты г. аббата Ноллэ, я с некоторым успехом прошел элементарную математику по трудам аббата Ла Кая и в течение года слушал его уроки. И я приучился к этой строгости рассуждений, которой отличаютс труды математиков. Они никогда не доказывают какого-либо предложения, не доказав предшествующего ему. Все в этих трудах увязано, все сцеплено друг с другом, начиная с определения точки, линии и кончая наиболее высокими истинами трансцедентальной геометрии. Совершенно другой подход существовал в химии. С первых же шагов начинали предполагать, вместо того, чтобы доказывать. Передо мной произносили слова, смысл которых еще не могли определить, или, по крайне мере, которым нельзя было дать определений, не позаимствовав их из познаний, мне абсолютно чуждых, которые я мог приобрести, лишь изучив всю химию в целом. Таким образом, меня начинали обучать науке, полагая, что я всю ее уже знаю...". (16, с.17-18) И Лавуазье решил привести химию в надлежащий порядок. А вот как воспринял алгебру Эварист Галуа после знакомства с геометрией, очаровавшей его своей гармонией. "Впечатления его были противоречивы. Как ни увлек его этот великий труд, он оставил у него и чувство неудовлетворенности, возраставшее с каждой прочитанной страницей. В геометрии он ясно видел общее построение, здесь - нет. И он знал, что не видит его, потому что его не существует. В здании геометрии видны были стиль, гармония, красота. Алгебра же была странным сочетанием построек различных стилей, большинство из которых было лишь заложено и ни одно не завершено! За нагромождением построек не чувствовалось замысла великого зодчего". (19, с.72-75) И Галуа начал искать гармонию в алгебре. Здесь мы видим, что познав логику и гармонию на одном предмете, у одаренных подростков возникает потребность установить аналогичный порядок там, где его еще нет. Несомненно, что можно попытаться смоделировать этот прием в современном процессе воспитания и обучения. 3. Прием "ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД". В биографиях Блеза Паскаля и Глеба Котельникова мы встретимся с запретом родителей на деятельность, которая сильно привлекала подростков. Но получилось так, что запрет лишь подстегнул детей в достижении их целей. Запрет заниматься геометрией "заставил" Паскаля самому заново создать эту науку. Запрет пользоваться фотоаппаратом привел Котельникова к самостоятельному созданию вещи весьма необычной для того времени. Давно известно, что запретный плод сладок, однако сознательно в воспитательном процессе этот прием практически не используется. Хотя часто возникает стихийно и приносит противоположный ожидаемому результат. 4. Прием "ТРАГЕДИЯ". Еще более трудно воспроизводимый прием, но довольно часто встречающийся в жизни и нередко способствующий раскрытию творческих способностей или осознанию человеком своей жизненной задачи, - это трагизм события-Чуда. Прием чрезвычайно сильнодействующий, что подтверждается биографиями Бомбара, Земмельвейса, Котельникова и многих-многих других творцов. Смерть близких или возможность собственной смерти становится стимулом для поиска скрытых способностей сначала в себе, а потом в тысячах людей вокруг. Моделировать этот прием на существующем уровне системы воспитания представляется абсурдным. Но воспитывать в ребенке не страх, а уважение к смерти, ответственность за каждый прожитый день, которая не исчезает после смерти, наверное было бы полезным. И средств для такого воспитания в человеческой культуре можно найти немало. Приведем пример стихийного моделирования смерти, происшедший в жизни Альфреда Нобеля. Как известно, А.Нобель был большим изобретателем, но имел дурную славу при жизни за изобретения капсюля с гремучей ртутью, бездымного пороха, сверхдинамита, электрического стула. В 1988 году, когда А.Нобелю исполнилось 55 лет, умер его брат Людвиг Нобель. Но все газеты по ошибке писали о смерти Альфреда, называя его при этом "миллионером на крови" и "торговцем смертью". Альфред был потрясен тем, какую память он о себе может оставить. За оставшиеся ему 8 лет жизни он находит гениальный выход из этого положения. Уже в 1890 году он дает публичное интервью о желании поощрять идеалы всеобщего мира. (31) Сегодня имя А.Нобеля всемирно известно как учредителя премий за достижения в науке, литературе, борьбе за мир. А о том, сколько людей погибло и покалечилось от его нитроглицерина, никто не вспоминает. И это справедливо. Потому что А.Нобель сумел осознать и исправить свои ошибки еще при жизни. А помогла ему в этом его смерть. 5. Прием "УЕДИНЕННОСТЬ". Анализ биографий одаренных личностей показывает, что эти люди нередко по своему желанию или по воле случая оказываются в состоянии уединенности. Это может происходить на первом этапе воспитания, когда ребенок впервые прикасается к тайнам природы, культуры, человеческого общения. Затем это может повторяться на втором этапе, причем, нередко уединенность предшествует периоду творческого подъема. Побыть наедине с собой и миром любили еще детьми многие творцы: Шлиман, Вернадский, Пастер, Паскаль, П.Кропоткин, Линней, Пастернак, Набоков и другие. Особое значение уединенность принимает в юношеском и более зрелом возрасте. Оказываясь в одиночестве, иногда вынужденном, формирующаяся личность может направить свои интересы в творчество. Так случилось с Циолковским в связи с неожиданной глухотой в 10 лет оказавшегося оторванным от сверстников и обратившегося к книгам, изобретательству. В непредвиденное одиночество попал 16-летний Галуа, оставшись на второй год в том же классе. Это стало поводом к его занятиям математикой. Имея возможность уединяться, Блез Паскаль подростком самостоятельно переоткрыл геометрию. Большое значение в жизни Ньютона имел длительный "творческий отпуск", который волей-неволей был предоставлен ему во врем страшной чумы, свирепствовавшей в Англии в 1664-1667 годах. Именно в это время Ньютон производит множество расчетов и выдвигает смелые гипотезы. В связи с этим приемом можно посочувствовать нашим детям, которые в большинстве своем со дня рождения вынуждены постоянно находиться в обществе, коллективе, не имея возможности уединиться по собственной прихоти. Позднее способность общаться с собой, с природой, с высокой культурой, по-видимому может совсем атрофироваться. А человек будет способен воспринимать только массовое искусство, массовую культуру. Хотелось бы, чтобы педагоги прививали детям культуру уединенности. 6. Прием "КАРНАВАЛЬНОСТЬ". Наряду с серьезными и даже трагичными приемами воспитания, к счастью, есть и такой радостный прием как карнавальность, театральность процесса воспитания и обучения. Отдельные элементы карнавальности использовались в обучении Эйнштейна математике. "Интерес к математике появился у Эйнштейна рано. Его дядя Якоб говорил мальчику: "Алгебра - это веселая наука. Когда мы не можем обнаружить животное, за которым охотимся, мы временно называем его "икс" и продолжаем охоту, пока не засунем его в сумку". (24, с.29) Стремление внести элементы карнавальности в свою жизнь часто исходит от самих детей. Мальчиком Ньютон "любил заниматься воздушными змеями, запуская их иногда и ночью с бумажными цветными фонарями и распространяя при этом слух о новой комете". (8, с.13) В детстве Федор Достоевский выдумал игру: "...раздевание донага, расписывание тела красками на манер татуировки". (10, с.39) Эта игра, по воспоминаниям брата Достоевского, едва ли не единственный случай, когда Федор выступал в качестве заводилы. Элемент карнавальности вносят в жизнь детей и распространенные раньше домашние театры с участием в них детей. Мать Глеба Котельникова "устроила домашний детский театр со сценой и занавесом. Ставили водевили и небольшие пьески, декламировали. Позже, в Петербурге, был устроен кукольный театр". (37, с.13,15) Вероятно, карнавальность оказывает сильное воздействие на эмоционально-чувственную сферу ребенка, не меньшее, чем трагедийность. Поэтому было бы неплохо научиться почаще использовать элементы карнавальности в воспитании наших детей, а трагедийность оставить на волю высших сил. Как применять перечисленные приемы в педагогике пока не ясно. Нет сведений о том, какой прием наиболее подходит тому или иному типу личности, определенному возрасту, окружению, ситуации. Поэтому не следует искать здесь рекомендаций к действию. Скорее это информация к размышлению и дальнейшим исследованиям. А действовать надо начать с Любви в самом высшем ее понимании, объемлющей все, о чем здесь сказано или только задумано. |
вверх содержание |
(c) 1997-2003 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий (с) 1997-2003 OTSM-TRIZ Technologies Center http://www.trizminsk.org 25 May 2003 |