НАЧАЛО
содержание сборника |
ЗАКОНЧИТЬ, ЧТОБ НАЧАТЬ...Виктор Иванович Авдевич |
Николай Николаевич Хоменко в присланной для заочной конференции "Проблемы ТРТЛ" работе отмечает, что значительную часть жизни творческая личность неизбежно отдает работе в коллективе и с коллективом. Здесь возникает немало проблем. Поэтому он предлагает для начала хотя бы собрать проблемы, противоречия, возникающие при работе в коллективе, в частности, противоречия внутрикомандные. Прежде чем рассматривать эту тему, попробуем вкратце рассмотреть, что в ТРТЛ уже есть по коллективам. Сделать это будет тем проще, что материалов таких немного. Жизненная стратегия творческой личности (ЖСТЛ) [1, c. 143-382]В 3 части миттельшпиля рассматривается начало уже коллективной деятельности ТЛ, т.е. формирование группы единомышленников как этап работы над целью-1. Это дает усиление работы, но при этом увеличивается и "площадь поражения" — внешние ("вражеские") обстоятельства действуют уже не только против одного человека, но и против его соратников и зачастую через "соратников". ЖСТЛ фиксирует здесь следующие шаги и проблемы. На этапе внедрения цели-1 в коллектив пытаются внедрить "своих" людей, чтобы соответственно руководить (ход 51). При переходе к цели-2 и фактическом образовании школы следует сопротивление и отсев коллег (ходы 53-55). Дальнейшее развитие — переход к система школ. И здесь возникает такое явление, как "порча" школы, — появляются свои "иуды", некачественные, компилятивные работы, нездоровая конкуренция внутри школы (шаги 64-66). Похожие проблемы возникают и при переходе к цели-3, от школы к движению, которые рассматриваются в первой части эндшпиля (ходы 67-69). Ход 76 фиксирует следующий этап — необходимость перехода к сверхдвижению и формирования для этого фонда новых достойных целей (ФНДЦ). И, наконец, во второй части постэндшпиля подробнее говорится о переходе к совокупности движений и тенденции превращения последних в ВО. В ЖСТЛ-3 в приложении о порче школы вопрос судьбы коллектива рассматривается уже более подробно. Но это, пожалуй, и все. Другие работыНекоторые авторы тоже уделили внимание этой проблеме. В частности, есть работа Б.Злотина, А.Зусман и Л.Каплана [2]. Работа эта в свое время была весьма популярна. Суть ее заключается в том, что авторы, констатируя развития коллективов в соответствии с S-образной кривой развития, рассмотрели три этапа развития коллектива, причем рассмотрение это ведется по различным критериям, факторам и параметрам. Сразу следует отметить крайне абстрактный характер этой работы — хотя вначале и декларируется, что это обобщение большого количества фактов, но в самой работе примеров фактически нет, как нет и ссылок на литературу. Авторы, по существу, предлагают поверить им на слово (в основу работы положена книга Исикавы К. "Японские методы управления качеством"). В отличие от предыдущей работы два материала К.А.Склобовского посвящены исследованию конкретных коллективов. В работе "Пути формирования и развития творческих коллективов" [4] объектом исследования служит группа (Дягилев, Бенуа и др.), занимавшаяся в начале века изданием журнала "Мир искусства", организацией выставок художников и т.д., а в работе "Двойная спираль" [3] исследуется история рождения формулы ДНК и взаимодействие при этом ее авторов. По сути, это первый вклад в создание информационного фонда по изучению творческих коллективов (первый и пока единственный). Отмечу только, что, если первая работа вызывает вопросы о том, насколько деятельность группы "Мир искусства" была творческой (отношения же внутри группы рассмотрены достаточно подробно), то вторая — скорее посвящена технике решения задачи, чем функционированию коллектива из двух человек. Итак, в ЖСТЛ констатируется необходимость на определенном этапе перехода к коллективной работе над целью, даются общие черты шагов и проблем, возникающих здесь. Одновременно возникают вопросы, требующие уточнения и более глубокой разработки. Какие из этих вопросов можно отметить в первую очередь? |
1. Когда начинать коллективную работу?Это явно зависит от выбранной цели. Склобовский пишет: "Однако развитие общества зачастую требует решения очень крупных задач... Поэтому... необходимо начать изучение путей создания, развития и функционирования творческих коллективов" [4, с. 1]. Такие цели, как общественные изменения, к примеру, решаются сегодня сознательным участием многих миллионов людей, причем зачастую из разных стран. Естественно, человек, ставящий перед собой задачу добиться решения общественных проблем, фактически с самого начала должен решать и задачу организации широкого общественного движения для этого. В общем-то, можно сформулировать тезис, гласящий, что ТЛ должна стремиться к как можно более раннему началу коллективной работы. К этому подталкивает и еще одна проблема, сформулированная в ЖСТЛ. "ТЛ начинает создавать школу не в начале пути к цели, а когда какая-то часть его уже пройдена: первые (подчас основные) результаты получены, сконструирована главная концепция, определяющая направление исследований на многие годы вперед. Ученикам и сподвижникам остается лишь идти по предсказанному пути (а то и просто применять знания, добытые ТЛ, или заниматься их пропагандой). Естественно, что это вызывает сильное внутреннее "расхолаживание": своеобразный комплекс последователя". [1, с. 369]. По существу здесь возникает противоречие: привлечение сподвижников на ранней стадии позволяет избежать "комплекса последователя", но очень трудно создать работоспособные коллектив лишь под цель, фактически под затею; имея готовые результаты сделать это легче. Раз есть противоречие, надо искать его решение. 2. Какие типы коллективов возможны?Комментируя случаи создания огромных информационных фондов (Бентли — снежинки, Александр Данилов — библиография знаменитых людей), авторы ЖСТЛ замечают: "Может быть, в таких случаях человек — вольно или невольно — работает как член незримого коллектива, "кооперации современников"? Просто имеет место разделение труда: один человек собирает информацию для сотен и тысяч решателей задач?" [1, с. 464] "Кооперация современников" (кстати, предков и потомков тоже) — это факт, но факт скорее невольный. Сознательное применение этого принципа вполне возможно (хотя и не изучено) и многое сулит. Склобовский описал творческий тандем. В политике известна такая форма коллектива, как партия. Возможен самый широкий спектр коллективов, и выбор подходящего во многом может помочь решить предыдущую и другие проблемы. После создания коллектива надо находить способы борьбы с "порчей" школы (подробнее об этом есть в приложении к ЖСТЛ), иметь приемы налаживания взаимодействия разных членов коллектива, уметь решать возникающие между ними проблемы и т.д. Список этот можно продолжить. Думается, уже затронутые проблемы позволяют более конкретно поставить вопрос о том, как дальше искать ответы на них. 3. Что нужно творческой личности?Идеально было бы, если, приступая к формированию коллектива, исследователь знал бы основные закономерности, существующие в этой области. Какие есть способы привлечения участников? Какие возможны формы коллективов и как выбрать подходящую? Какие возникают психологические и другие проблемы и как их решать? — через знание закономерностей и умение их применять ТЛ легко бы находила ответы на эти и другие вопросы. Естественно, что закономерности эти можно вывести из достаточно обширного информационного фонда (и, конечно, из уточнения теории после практического применения). Фонда такого нет, и Николай Хоменко совершенно прав, предлагая начать его сбор. Мне только кажется, что не стоит при этом ограничиваться лишь внутригрупповыми отношениями, нужно собирать информацию по всему спектру проблем. Сейчас нет критериев отбора, они появятся лишь после анализа какого-то объема информации, мне думается. Во-вторых, координатор работы, конечно, нужен и можно только приветствовать, что им будет Хоменко. Но вот саму информацию сегодня можно легко размножить, и я предложил бы информационный фонд по проблемам коллективов максимально децентрализировать, т.е. стремиться к тому, чтобы любой заинтересованный исследователь имел полный комплект первоначальной информации у себя. Со своей стороны я планирую систематически вести сбор информации по творческим коллективам и готов высылать ее как Николаю Хоменко, так и любому, пожелавшему делом участвовать в этой работе. Предлагаю вернуться к этой теме на новом уровне, имея хотя бы минимальный информационный фонд. |
вверх содержание сборника |
(c) 1997-2004 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий (с) 1997-2004 OTSM-TRIZ Technologies Center http://www.trizminsk.org 18 Apr 1998 |