|
|
|
Теперь перейдем от мифологических проблем к настоящим
Дело в том, что детская научная работа действительно имеет свои специфические — "возрастные" — трудности.
В чем же они заключаются?
В неумении детей наблюдать, классифицировать, строить модели, ставить и решать проблемы? Боюсь, что все эти трудности свойственны отнюдь не только детям, и успешное их преодоление зависит не столько от возраста (если речь идет о школьниках среднего и старшего звена), сколько от "вооруженности" соответствующими приемами и методиками. А современные дети "вооружены" бывают подчас лучше взрослых. В любом случае возрастные различия не выглядят здесь очевидными.
Основная трудность связана, похоже, не с "дефектами" детского мышления, а с особенностями мотивации: школьнику крайне сложно "держать далекую цель", требуется постоянное подкрепление его поисковой работы, а в реальной деятельности оно присутствует далеко не всегда.
Вторая проблема — недостаточный для "научного старта" объем знаний — ведь любая серьезная работа опирается на большой пласт уже добытой раннее информации и начинается, как правило, с "раскопок" — изучения истории вопроса.
Обе проблемы вкупе с требованием объективной новизны образуют тугой узел противоречия: чем серьезнее научная тема, чем на большую новизну и значимость она претендует, тем обычно большей "исходной информации" она требует для разработки, и тем более отдалены ожидаемые яркие результаты.
Наиболее распространенный сегодня прием "решения" данной задачи можно назвать приемом "кусочности", когда за детскую научную работу принимается не работа в целом, а некоторые ее этапы, кусочки. Чаще всего это — написание рефератов...
И звучат на детских конференциях старательно законспектированные тексты ВУЗовских учебников, в лучшем случае — журнальных статей. Научная работа становится простым продолжением традиционного урока. Из нее снова уходит общественно значимая цель. Название — "научная работа" — сохранилось, но и противоречие не исчезло.
Попробуем подойти к проблеме иначе: вместо того, чтоб лишать детскую научную работу прав на новизну и полезность (а заодно — и статуса реальной деятельности), попытаемся сформулировать требования к ее тематике:
- возможность обеспечить подкрепление на каждом этапе;
- относительно компактный исходный материал для исследований;
- небольшой объем и доступность "исторического" материала по изучаемому вопросу...
список в дальнейшем можно будет продолжить.
Конечно, эти условия хороши не для всех. Всегда найдутся дети — исследователи "по природе", по личностному складу, способные выдержать взрослые мерки. Надо дать им такую возможность. И если мы снова рискнем "осмотреться по сторонам" в поисках прототипов для решения проблемы, то выясним, что существует целая наука Теория Развития Творческой Личности ("младшая сестра" ТРИЗ), специально занимающаяся проблемой выбора Достойной Цели — такой, что "по плечу" только творческим личностям очень большого масштаба. О критериях Достойной Цели, о приемах, помогающих человеку еще в детстве принять такую цель, о качествах, необходимых Творческой Личности и об особенностях ее жизненного пути написаны серьезные исследования, прямо касающиеся проблем педагогической науки. Ведь многие большие ученые, изобретатели, художники выбирали в достаточно рано свою Достойную Цель: так Шлиман решился отыскать Трою в детстве и всю жизнь шел к своей мечте... Подробно прочитать обо всем этом можно в книге автора ТРИЗ Г.С.Альтшуллера и его ученика И.М.Верткина "Как стать гением".
Но массовой школе, где очень разные по стартовым творческим возможностям учителя работают с не менее разными детьми, нужна, по-видимому, методика выбора исследовательских тем разного уровня.
Сегодня по этому поводу можно высказать лишь несколько частных соображений.
Начнем с того, что детское научное творчество имеет свою историю.
Вспомним похороненное вместе с пионерией и комсомолом движение юных следопытов, когда школьники собирали и записывали воспоминания старых революционеров, участников войны. Традиции такой работы сегодня почти утеряны. Разумно ли это? Ведь собираемый детьми материал был действительно новым и полезным, его относительно несложно обрабатывать, подростку в этом возрасте интересно все, что касается других людей, иного образа жизни. И, может быть, разные воспоминания разных взрослых о недавнем и более далеком прошлом позволили бы детям понять наконец наше собственное время? Может быть, это помогло бы и нам?
Наиболее живо идет детская исследовательская работа в области естественных наук, особенно — биологии. Она тоже имеет свою славную историю. По этой тематике написаны книги, успешно ведутся международные детские экологические проекты. Причина, на мой взгляд, в первую очередь в том, что здесь несложно получить "локальную" новизну. Чаще всего это изучение воздействия факторов окружающей среды на организмы. Организмов — множество, факторов — тоже. А результат действительно обладает новизной и полезностью. С другой стороны — исследования такого плана лучше обеспечены методически, чем, скажем, работы в области русского языка или математики.
В кружках юных изобретателей, где изучается ТРИЗ, давно практикуется решение реальных изобретательских задач. Примеры таких работ описаны в книге И.Л.Викентьева и И.К.Кайкова "Лестница идей", Г.И.Иванова "И начинайте изобретать". Школьники из петрозаводского Державинского лицея, изучавшие ТРИЗ под руководством преподавателей А.Б.Селюцкого и А.В.Тригуба неоднократно успешно выступали в Москве на конференциях по программе "Шаг в будущее" с ТРИЗ-анализом технических систем.
ТРИЗ-тематика позволяет выбирать задачи в зависимости от подготовленности ученика и его способности "держать цель" — ведь изобретения можно делать в самых различных системах, от самолета до обыкновенной расчески или школьной доски; и точно так же проследить историю развития ТС (технической системы) можно как на очень сложном, так и на очень простом объекте. В последнем случае реально говорить о создании предметных коллекций или копий (моделей) изучаемой системы — работа такого рода хорошо мотивирована.
Серьезные возможности открывает использование эффектов: физических, химических, биологических, геометрических. Банки эффектов существуют, они доступны (и частично описаны в сборниках серии "Техника — Молодежь — Творчество"), часто используются учителями как дополнительный материал на уроках. Их изобретательское применение позволило бы обогатить достоинствами ТРИЗ-тематики научную работу в классических школьных дисциплинах.
Еще одно направление поиска — темы, связанные с новыми возможностями для сбора информации. Компьютерная сеть Internet позволяет собирать данные, которые раньше были по силам только научным институтам. Нужно "всего лишь" найти такие вопросы, чтоб они и новые знания получить позволяли (после соответствующей обработки, естественно), и люди в разных концах Земли чтоб захотели на них ответить.
Следующее направление — темы, позволяющие "оживить" основную часть школьной жизни — собственно уроки. Можно назвать это "творчеством для учебы".
Именно такого рода работы практиковались в экспериментальном "тризовском" классе. В конце первого учебного года мы "издали" "Нашу книгу", где поместили собственные загадки, выполненные детьми задания по РТВ, "орфограммные" тексты, которые можно было использовать на уроках русского языка; в конце 2-го класса написали задачник по математике с природоведением, где в математических задачах использовалась информация о животных и растениях (кстати, подобную подборку я обнаружила позднее в журнале "Начальная школа" — как методические материалы к урокам), в конце 3-го класса ученики подарили мне "Задачник для смекалистой Аллы Александровны", сделанный ими самостоятельно. Не говорю уже о газетах и плакатах, которые создаются детьми и успешно "работают" на курсах по ТРИЗ для учителей начальной школы, — все это очень помогает нам жить именно потому, что имеет реальную цель и реальный смысл.
В этой связи стоит вспомнить и о создании обучающих компьютерных программ, причем объективную новизну работы здесь обеспечить зачастую легче. В прошлом году ученики экспериментального (тогда — 6"Ц") класса повторяли некоторые разделы биологии, пользуясь обучающими компьютерными программами, написанными их одноклассниками. А учащимся 5-х и 6-х классов помогала вспоминать героев греческой мифологии тестовая программа, составленная для них "коллегами" из 6"Б". Использование системы ЛОГО для создания "учебных мультфильмов" было для нас делом новым, и "по дороге" пришлось решить немало проблем.
И все же лишь немногие из этих работ я рискнула бы отнести к разряду научных, исследовательских. Ведь в большинстве случаев дети пользовались приемами, которым научила их я. А настоящая наука начинается, по-моему, там, где приемы ученики открывают САМИ.
Интересен в этом плане опыт педагога-тризовца И.Н.Мурашковски. Ее ученики-третьеклассники "собирали" интервью, фельетоны, кроссворды и другие "составляющие" различных газет, изучали, как они "устроены" — а потом писали свои... В результате появилась по-настоящему интересная газета. Опыт уникальный не только по возрасту детей, но и потому, что здесь впервые была четко сформулирована цель: мы изучаем "устройство" разных газет, чтоб уметь создавать собственные. Аналогичную работу проводили мы на уроках РТВ и Развития Речи в 5-х — 6-х классах по сказкам и басням. Интересно, собственно исследовательская работа здесь присутствует (дети классифицируют информацию, выявляют приемы, строят модели) — но она не является самоцелью. Для ребенка ценно то, что он научается придумывать сказку или фельетон, для педагога — что ученик развил творческие и интеллектуальные способности и получил практику исследовательской работы. Итак, отметим: хорошо "срабатывают" темы, в которых исследования служат средством для получения значимого для ребенка "продукта".
В 6-м классе я попыталась широко применить этот подход, предложив детям создание компьютерных проектов в качестве результатов большинства их исследовательских работ. Так начала формироваться "картотека изобретательских задач в мультфильмах", так на основе "картотеки превращений", собранных детьми по материалам народных сказок возникла детская компьютерная игра.
При данном подходе несложно развернуть в плоскость научной работы "творчество для уроков" в таких трудных для настоящего творчества предметах, как русский язык и математика: создание кроссвордов, шифровок, придумывание задач, поиск текстов "на определенное правило" и т.д. — это, конечно, еще не исследовательская работа, но она легко может стать таковой, стоит немного уточнить задачу: не просто "придумать", а научиться придумывать, открыть приемы придумывания.
И последняя известная мне хитрость, которая помогает детям "поднять" "неподъемную" тему: наша "научная работа" организуется по проектам, она почти всегда коллективная. Ученик выбирает себе тему из предложенных учителем или собственную. Под эту тему собирается группа детей. Дальше мы стараемся распределить работу так, чтоб каждый ученик "прошел" все этапы, но, возможно, в разной степени: кто-то больше занят сбором материала, кто-то — его классификацией, кто-то — компьютерной обработкой. Бывает, что один ученик работает в нескольких проектах, бывает, к сожалению, и наоборот. Проекты, работа по которым затухает, закрываются, остаются наиболее "живучие", появляются новые...
Благодаря одному из таких проектов — самому массовому в нашем классе (в нем участвовали практически все дети) — в будущем году учителя начальной школы будут пользоваться на уроках РТВ "Сказочным задачником", сделанным для них силами учеников 6"Ц". Дети подбирали задачи из сказок, описывали их особым образом, пользуясь ТРИЗ-формулировками указывали будущим читателям направление поиска ответа. Сами оформляли свои задачи с помощью компьютерных программ — редакторов. Были у нас свои художники, чьи рисунки использовались для оформления многих страниц, были специалисты по описанию задач. Многие дети сделали одну-две собственные странички полностью, от начала до конца, другие пока оказались готовы только к "командной" работе.
На мою долю выпал труд составителя и написание методического вкладыша для взрослых... И — в будущем — критическая оценка, ведь мне тоже предстоит учить по этому задачнику малышей.
Самым трудным оказался первый этап — этап поиска задач. Эту работу мы тоже выполняли отчасти коллективно: на всех "пустых" уроках (когда болел кто-то из учителей или по какой-то причине менялось расписание) мы брали в школьной библиотеке книжки и принимались "выписывать задачи". Честно говоря, я рассчитывала на большую самостоятельность и "домашнюю активность" учеников на первом этапе, но... это еще одна особенность детей, особенно в среднем звене: большинству из них проще организоваться на внеклассную, необязательную работу в школе, с друзьями. И по-моему, лучше устроить им такую возможность, чем делать научную работу принудительной. Интересно, что мы потратили гораздо больше времени на то, чтоб "втянуться", освоиться с новым для нас делом, чем собственно на его выполнение: начав работу в середине 3-й четверти, добрую половину задач сделали в последние недели учебного года.
Наверно, мы пошли не самым легким путем. Может быть, легче было просто учить детей писать рефераты, ставить опыты, решать учебные изобретательские задачи (чем мы, кстати, тоже занимаемся), оценивая и стимулируя их работу так, как принято в школе: отметки, поощрения, конкурсы, наконец. Ведь сколько сил и времени уходит только на то, чтоб привести работу к "товарному виду", пригодному для использования. Надо признаться, жизнь в школе у нас нелегкая. Зато — настоящая.
Я еще очень мало знаю о детском творчестве. Я смотрю на своих учеников, работающих радом на компьютере, у меня "на глазах" — и все равно не могу проследить, как они решают свои проблемы, как учат друг друга. Не понимаю, как в "живом" деле им удается то, что упорно не получалось на уроке. Не могу "поймать момент", когда предложенная мною тема для некоторых из них вдруг становиться собственной — и не могу найти причину, по которой у других этого не происходит никогда. Не умею определить, справится ли ребенок с данной ему работой, подходит ли она ему. Для меня организовать их работу — тоже задача творческая. А творчество, как известно, требует терпения, упорства и смелости...
Верю, мы этому научимся. Научимся самостоятельно ставить себе цель и выбирать средства для ее достижения, и планировать свой труд. Научимся решать проблемы неспешно и вдумчиво, используя, если потребуется, все, что узнали на уроках. Научимся переделывать почти законченную работу, когда вдруг выясняется, что можно — иначе и лучше. Верю... Но хочется, чтобы на этом пути мы не были одиноки. Чтобы пришло время, когда можно будет глубоко выдохнуть — и написать честно: "Поздравим себя — мы дождались! Творчество пришло, наконец, в старшую школу..."
|