НАЧАЛО
2. Решение 4. Типы задач для игры "Да-Нет" и их источники 5. Особенности использования игры при обучении ТРИЗ как общей теории сильного мышления |
Использование игры "Да-Нет" при обучении ТРИЗ© Н.Хоменко 1992-1994 г. Предлагаемая методика обучения ТРИЗ-технологиям на основе игры "Да-Нет" отрабатывается в Минской городской школе ТРИЗ с 1986 года. Наряду с традиционными приемами преподавания ЖСТЛ, ЗРТС, стандартов и т.д., параллельно с ними, ведутся нетрадиционные по форме занятия. Делаются попытки более сильно задействовать подсознательные механизмы восприяти учебной информации. Результатом такой работы служит то, что решения, предлагаемые слушателями на каком-то этапе обучения, носят четко выраженную тризовскую направленность, хотя слушатели еще недостаточно владеют терминами и понятиями ТРИЗ на сознательном уровне. Это становится заметно, если сравнить решения учебных задач, предлагаемые слушателями на первых занятиях, с теми, что предлагаются ими же через несколько занятий. Слушателям подчас трудно объяснить, каким путем они пришли к решению, т. к. они проходят этот путь на подсознательном уровне. На первых порах они даже не знают четких определений понятий ТРИЗ, которые используют дл выхода на решение. Это подтверждает и работа с контрольной группой, начавшей учебу на полгода позже. В контрольной группе учащиеся задают вопросы хаотически. В группе, прошедшей подготовку, вопросы задавались системно, а характер вопросов показывал, что учащиеся опираются на основные понятия ТРИЗ (ИКР, противоречие, ресурсы) и пытаются сузить возможное поле поиска решения. |
5. |
Особенности использования игры при обучении ТРИЗ как общей теории сильного мышленияЕдинственное, что понадобилось сделать, это объяснить слушателям, что между задачами для игры "Да-Нет", исследовательскими и криминалистическими задачами есть некоторое сходство. Что во всех этих задачах надо объяснить некоторое загадочное событие. А для этого задачу надо представить в виде противоречия (т. е. отчетливо сформулировать, в чем именно состоит невероятность) и разрешить это противоречие. Оказалось, что если преподаватель твердо выдерживает линию на поиск слушателями противоречий через анализ имеющихся ресурсов, а затем их разрешение, то задачи решаются значительно эффективнее. Это дало возможность наглядно показывать слушателям результативность работы с проблемой через противоречие. Задачи-ситуации — это задачи-"многоходовки", для решения которых надо разрешить не одно, а систему противоречий. Все это дает возможность выработать навыки работы со многими механизмами ТРИЗ (механизмами работы по полной схеме сильного мышления), важные при решении реальных задач и облегчающие процесс обучения в дальнейшем, когда начинается осознанное, детальное изучение этих механизмов. Таким образом, одна из линий процесса освоения ТРИЗ-ТРТС-ТРТЛ условно разбивается на два перекрывающихся этапа:
Первый этап. На этом этапе значительная часть времени уделяется игре "Да-Нет". Эта фаза занимает от четверти до трети всего учебного цикла (120-160-ти часовой цикл обучения). Какая-то часть слушателей (особенно старших по возрасту) отсеивается на этом этапе, — им кажется это несерьезным. Еще одна важная линия этого этапа - знакомство с линией "моно-би-поли" и ЗРТС (законы развития технических систем - прим. Д.К.), точнее, с тремя законами: согласования, динамизации, идеальности (через динамизацию и согласование ставится задача повышения управляемости систем наиболее идеальными методами). Параллельно с этим идет введение в ТРТЛ. Часть задач связана с фактами из биографий ТЛ. Это позволяет сделать плавное введение в ЖСТЛ. Задачи для игры легко синтезируются на основе интересных фактов из жизни ТЛ. Для этого нужно просто загадочно подать факт (облечь некоторое событие в форму завуалированного противоречия) и предложить слушателям раскрыть все детали этого события. Например: "Он просил у нее звания капитана в ее армии. Она же сочла это за дерзость и резко отказала. Но она не дожила до того чтобы увидеть последствия своего решения. Кто были ОН и ОНА?". Второй вариант - просто описать тупиковую ситуацию, в которой оказался человек, и предложить слушателям найти выход из тупика. Для этого надо решить комплекс противоречий, выяснить и проанализировать имевшиеся в то время ресурсы и т. д. Например : "Оказавшись в чужой стране без средств к существованию слепой Ярошенко нашел способ выжить не прося милостыню. Как бы вы поступили в такой ситуации?" Другой пример: "Когда Огюст Пикар готовился к погружению в Марианскую впадину — самую глубокую точку мирового океана (более 11 километров глубины), - он столкнулся с проблемой аварийного всплытия. Надо было разработать абсолютно надежное устройство для крепления балласта и своевременного его сбрасывания. Все что он ни пробовал, могло отказать. Что бы вы предложили ему сделать, если бы встретились с ним в этот момент его жизни?" По этим схемам можно синтезировать не только задачи на основе фактов из биографий ТЛ, но и на основе любых других забавных и загадочных происшествий. Поначалу на занятиях преобладают задачи первого типа. Этим достигается несколько целей:
Второй тип задач-ситуаций вводится постепенно, по мере овладения комплексом механизмов, необходимых для решения задач первого типа. В отличие от задач первого типа, в которых надо выяснить все детали вполне конкретной ситуации, это уже серьезные задачи, которые могут иметь несколько решений, не похожих на то, которое было найдено конкретным человеком. За нахождение таких нештатных решений можно дать приз и продолжить поиск решения-прототипа. На этом этапе делается больший, чем прежде, акцент на работу с противоречием, с ресурсами, на формулирование противоречивых требований к оперативным атрибутам имеющихся ресурсов, на использование наиболее общих принципов работы с противоречием (разложение противоречия на элементарные составляющие, формирование образа решения и его конкретизация на основе эффектов), на работу с механизмом абстрагирования-конкретизации. Для лучшего усвоения понятий "атрибут", "значение атрибута" и механизма абстрагирования-конкретизации слушатели получают информацию о морфологическом анализе, о фантограмме Г. С. Альтшуллера, о методе "Трех китов" (метод фантазирования, предложенный В. М. Цуриковым), о методе фокальных объектов и др., использующих различные механизмы преобразования значений атрибутов различных объектов. Как на первом, так и на втором этапе этой части занятий используется предложенная И.Л.Викентьевым игра - "Точка зрения". После того, как задача разгадана, слушатели разбиваются на небольшие группы (2-4 человека), которые получают задание описать известную им ситуацию с точки зрения одного из объектов участников или свидетелей ситуации. Причем среди его свойств надо найти изюминку, отличающую данный объект от всех других (какие-то его характеристики, параметры, атрибуты) и определяющую его специфическую точку зрения на события. Выискивая такую изюминку, слушатели невольно анализируют большое количество атрибутов данного объекта (ресурса). Игра "Точка зрения" носит многофункциональный характер:
Неплохим подспорьем при объяснении сути игры может стать серия рассказиков, написанных от имени обитателей кухни Е. А. Гридневой, особенно если их дополнить рассказиками, написанными от имени объектов, далеких от образа человека. Например, от имени сахарного песка, лежащего в сахарнице, на булке с маслом, просыпанного на стол. Не от имени одной из названных групп песчинок сахара, не от имени одной из этих песчинок, а от имени всех их как единого множества, от имени всей их совокупности. Это ведь все один и тот же объект! Или другой рассказик от имени всего воздуха, всей атмосферы кухни или планеты, содержащего все это внутри себя, а не от имени какого-то локального небольшого объема. Или, возвращаясь к рассказикам Е.А.Гридневой, неплохо бы в описание ситуации от имени веника, живущего на кухне, ввести какие-то особенности его поведения, присущие щеточной конструкции (пучку веток, не одной ветки, а единого целого состоящего из множества веточек). Такого типа рассказы могут значительно повысить эффективность использования игры "Точка зрения" для обучения ТРИЗ. . Второй этап обучения ТРИЗ-ТРТС-ТРТЛ начинается тогда, когда слушатели усвоили основные принципы и механизмы решения задач. Этот этап занимает большую часть учебного цикла и посвящен освоению нюансов применения различных механизмов ТРИЗ и увязыванию их в единый комплекс, используемый в процессе решения задач по АРИЗ. Как уже говорилось, второй этап начинается до того, как закончится первый. На этом этапе начинается традиционное для ТРИЗ преподавание, но параллельно, в фоновом режиме, продолжается использование игры "Да-Нет". Надо сказать, что здесь описана схема работы с инженерами. Если слушатели семинара не инженеры, а педагоги, дети, бизнесмены или люди других неинженерных профессий, то игра "Да-Нет" становится основным инструментом обучения ТРИЗ-технологиям решения проблем на всем протяжении занятий. Независимо от категории слушателей, наряду с игрой, на этом этапе занятий проводится анализ проблем самих слушателей или проблем, предложенных слушателями. На этом этапе использование игры не прекращается, потому что:
Особенно хороши задачи для игры "Да-Нет", затрагивающие использование физэффектов. Сформулированные в виде, казалось бы, совершенно не имеющем никакого отношения к технике или физике, они заставляют слушателей многократно формулировать противоречия (задачи-"многоходовки"), уточнять исходную ситуацию, выявлять подзадачи, анализировать ресурсы (на предмет их способности осуществлять необходимые действия). В итоге такие задачи настолько трансформируются, что не имеют ничего общего с исходной постановкой. Это тоже дает эффект, — слушатели понимают, что решаемая задача постоянно трансформируется до тех пор, пока не исчезнут все подзадачи. Чтобы пройти цикл "задача-противоречие-разрешение противоречия" с помощью АРИЗ (если вовлекать в работу слушателей), требуется несколько учебных часов. Использование игры "Да-Нет" позволяет за полчаса этот цикл повторить порядка четырех-пяти раз. Все это позволяет закрепить у слушателей основную линию работы с задачей — поиск, обострение и разрешение противоречий; разбиение противоречия на составляющие (на основе анализа атрибутов имеющихся ресурсов); синтез абстрактного образа решения, и наполнение этого абстрактного образа конкретным содержанием (на основе эффектов, специфичных для данного типа ресурсов, для того типа ресурсов, на которых строятся описанные в задаче системы). Игра "Да-Нет" часто проводится в начале занятий, чтобы отвлечь слушателей от их текущих проблем и сосредоточить их внимание на предмете занятий. Таким образом, закрепление ориентации на линию работы с противоречием становится почти стандартной операцией каждого занятия во время первой половины семинара. . После того, как эта линия твердо укрепилась в сознании слушателей, можно переходить к ее детализации. Первоначально это делалось с помощью АРИЗ-85-В, но оказалось, что основные механизмы АРИЗ тоже можно отрабатывать на игре "Да-Нет". Причем задача сама диктует, какой из механизмов применить. Например, если противоречие не удается сформулировать, то надо более пристально заняться ресурсами и их оперативными атрибутами (оперативной зоной, оперативным временем, ВПР и другими, ведь задачи не технические). Другой пример. Противоречие получилось, это говорит о том, что надо поработать с принципами разрешения противоречий - это поможет получить абстрактный образ решения. Образ решения получен, но для конкретизации необходима работа с эффектами, присущими имеющимся ресурсам, в том числе психологическими (если в задаче мы имеем дело с людьми). Допустим, что разрешение противоречия получено, получено и конкретное решение, но тут выясняется, что это решение конфликтует с одним из полученных ранее решений, а эти два решения необходимо использовать совместно, тогда опять беремся за новое противоречие и т. д. Практически идет нормальное решение нормальной сложной многоходовой задачи. Но за счет того, что используется нетехническая задача, и слушатели не отвлекаются на второстепенные детали, преподавателю легче показать суть метода. Наглядно видно, как ТРИЗ позволяет сужать поле поиска, выводя в область сильных решений. Но главный эффект состоит в том, что у слушателей при этом нет жесткой привязки к технике, а это, в свою очередь, не мешает им использовать ТРИЗ при встрече с нетехническими проблемами (это подтверждают сами слушатели). Таким образом, еще до начала работы с АРИЗ-85-В у слушателей четко откладывается общая схема работы с противоречием, которая необходима для качественного выполнения отдельных шагов АРИЗ. Это облегчает им понимание, а преподавателю - объяснение технических нюансов работы с АРИЗ. Все это и позволяет разрешить противоречие, сформулированное в начале статьи. В заключение надо добавить, что схема сильного мышления постоянно используется на занятиях минской городской экспериментальной школы ТРИЗ, как один из основных инструментов решения задач. По мере возможности все темы даются через эту схему. Все возникающие у слушателей проблемы решаются через противоречия, т. е. через анализ проблемы по восемнадцатиэкранной схеме сильного мышления. Собственно, это является главной задачей Минской экспериментальной школы ТРИЗ-ТРТС-ТРТЛ, — слушатели должны освоить работу с противоречием на основе многоэкранной схемы сильного мышления, опираясь на объективные явления, эффекты и закономерности развития систем (не только технических), адаптированные к конкретной ситуации. Конечно, нельзя утверждать, что всегда удается добиться стопроцентного успеха. Но есть признаки, по которым мы можем оценивать полученные результаты как успешные. Например, это то, что после каждого выпуска школы продолжается работа со слушателями, уже в индивидуальном порядке, по их собственному желанию. То, что в Лаборатории Изобретающих Машин (НИЛИМ) появляются хотя бы 1-2 новых студента (и неплохо при этом работают над проектом "Изобретающая Машина"), говорит о том, что разрабатываемый подход достаточно эффективен. Выводы:
|
Вверх |
(c) 1997-2003 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий (с) 1997-2006 OTSM-TRIZ Technologies Center 18 Jan 1998 |