НАЧАЛО
оглавление

ФОНД-АРХИВ ГЕНРИХА АЛЬТШУЛЛЕРА (Г.АЛЬТОВА)

ВЫПУСК 3. август 1999

Валентина Николаевна Журавлева
185007 Петрозаводск, Чкалова, 49-А, кв.32, тел.: (814-2) 72-26-51
genrich@karelia.ru



24 сентября 1999 - годовщина памяти Генриха Альтшуллера. К этому дню будет установлен памятник. Благодарна всем.

По местному радио прозвучала фраза: "Приезжают поклониться могиле Генриха Альтшуллера, как в Мекку". Приезжают не только тризовцы, но и те, кто знал Генриха - как писателя-фантаста.

Прошел год без Альтшуллера. Ощущается пустота, оставшаяся после его смерти. Часто вспоминаю слова Анны Ахматовой: "И каменная глыба упала на мою живую грудь".

Генрих был Создан для бури на Земле, умело "держал удары", что свойственно творческой личности. За все приходилось платить, даже за радость в творчестве. Ушел за горизонт.

 

 

Приведу слова Генриха, как он начинал в АРИЗ-ТРИЗ, фантастике:

"АРИЗ возник на определенном этапе развития ТРИЗ, вобрал в себя почти всю ТРИЗ, а потом отошел на второй план, оттесненный ТРИЗ с ее новыми механизмами, затем отходит на третий план, поскольку сама ТРИЗ переходит в ТРТС, и даже на четвертый план, принимая во внимание, что ТРТС становится лишь частью общей теории формирования творческой личности.

Начало относится к 1946 году, когда я работал в Инспекции по изобретательству ККФ (Краснознаменная Каспийская Флотилия). Главным поводом была необходимость помочь изобретателям флотилии в решении задач. Патентную помощь я оказывал легко - были материалы по патентоведению, я их проработал (тогда это называлось - "советское изобретательское право"). Но иногда требовалось помочь в решении задачи. Иногда - самому решить задачу. Я подумал, что должны быть какие-то книги, влез в чтение, добрался до служебных фондов публичной библиотеки - я не нашел ничего разумного. Везде ссылки на прирожденные способности, случай, труд... Раскопал первые номера журнала "Изобретатель и рационализатор" - за 1929 год. Ссылка на состав крови и на "психованность" изобретателей. В журналах нашел ссылки и упоминания о наисвежейших зарубежных работах - ссылки на "маньяков-зачинателей". Во всем этом была доля правды, но не вся правда. Даже, если допустить, что это вся правда, выпирал факт: технология крайне неэффективная. И очевидный (как мне казалось) вывод: нужна новая технология, ибо техника развивается закономерно, и именно на эти закономерности надо опираться.

Идея выявления и преодоления ТП (технического противоречия) появилась почти сразу. Довольно быстро вылезли некоторые закономерности (в частности то, что мы теперь называем переходом в надсистему) и приемы (один из первых - изменение агрегатного состояния). Кое-что из химических эффектов: применение сильных окислителей, ВВ. Все это хозяйство пополнялось и применялось, но без АРИЗ. В произвольных сочетаниях. Обычно я начинал с поиска обходных путей - если ТП было ясно видно. Закон перехода в надсистему и прием "наоборот". Если ТП не было видно - анализ ситуации до прояснения ТП. Чаще всего процесс решения выглядел так: ТП - инверсия задачи - ТП ("Ах осталось?") - переход в надсистему - ТП ("Не исчезает...") - переход в над-над-систему - ТП - аналогия с ранее решенной задачей ("Да это же та самая задача, только с другими ограничениями..." - ТП - прием преодоления ТП. Звенья в цепочке менялись, неизменной оставалась общая схема: ТП - приемы - снова прощупывание ТП - снова приемы...

Хозяйство росло, пополнялись приемы, законы (в частности, закон согласования ритмики - он появился после решения задачи о согласовании трепыханий шторки киноаппарата с частотой тока в осветительной сети), информационный фонд. Но все держалось в голове, я не испытывал необходимости в упорядоченном алгоритме. Кажется, в конце 1948 года или в январе 1949 года я читал лекцию изобретателям флотилии. Готовясь к лекции, составил "возможную последовательность шагов", но тут же подчеркнул, что это не жесткая последовательность.

Переход к первому "алгоритму" произошел в воркутинские годы. Точнее - зимой 1952-1953 года, когда у меня появилась возможность интенсивно работать по ТРИЗ. Весной 1953 года я писал статью, которая послужила основой для статьи, опубликованной в "Вопросах психологии" N 6-1956. Там - первый опубликованный АРИЗ. Любопытно, что там нет шага по определению ИКР (идеальный конечный результат). Считалось, что все время надо видеть направление на идеальное решение. В 1957-1959 годах я много занимался с инженерами в Министерстве строительства Азербайджанской ССР; увидел, что каждый шаг обязательно должен быть записан в алгоритм, иначе его не сделают. В АРИЗ появился шаг по определению ИКР (cтатья в журнале "Изобретатель и рационализатор" N 10-59). В статье вся тогдашняя ТРИЗ уместилась в АРИЗ. И осталось место для роста - до 1973 года, когда накопились задачи "без ТП" и был найден аппарат для их решения (Вепольный анализ). ТРИЗ стала выходить за рамки АРИЗ: фонд физических эффектов, вепольный анализ, законы, наконец, стандарты.

Вот такая история.

* * *

22 октября 1954 г. вернулся из Воркуты в Баку. Все было бы прекрасно, если бы не "отдельный, мелкий недостаток": в ту пору реабилитированным, почти невозможно было устроиться на работу. Эту картину я видел - со стороны - еще в Воркуте. И сформулировал ее в виде изобретательской задачи: "Надо работать и нельзя работать". Решение задачи: "надо писать фантастику". Фактически в стране не существовало научно-фантастической литературы. Разрабатывать фантастику в то время было затеей типично нереальной.

Если можно успешно решать научные технические задачи, то почему бы не применить алгоритмический метод решения задач научных и научно-художественных?

В дальнейшем у меня возникали изобретательские идеи, граничащие с фантастикой. В таких случаях приходилось спорить с экспертизой, доказывая, что изобретение все-таки реально. И однажды, не сумев убедить эксперта, я написал фантастический рассказ, используя идею своего изобретения...

 

История одного из таких рассказов:

Сорок лет назад мы (я и Шапиро Рафаэль Борисович) принесли "За чертой спидометра" Ю.А.Моралевичу, заведующему отдела фантастики журнала "Техника - молодежи". Полистав рукопись, Юрий Александрович спросил:

    - Что это - рассказ или заявка на изобретение?
    - И то и другое, - ответили мы.
    - Помесь оленя с экскаватором, - недовольно пробурчал Ю.А.
    - А вы сами как считаете? - спросил Ю.А. Что это? Слабый рассказ или сильный научно-технический прогноз?

К этому времени эксперты из Комитета по делам изобретений отклонили нашу заявку под явно надуманном предлогом: разглашения ее содержания до окончания экспертизы. Поэтому мы ответили Ю.А., не задумываясь:

    - Конечно, рассказ!
    - Или все-таки НТ-прогноз?..

Мы настаивали: рассказ! Юрий Александрович тоже не отступал.
Однако рукопись нам не вернул...
Я и Шапиро уехали домой, в Баку.

Несколько месяцев спустя "олене-экскаватор" был напечатан в журнале. Не было только обычного подзаголовка - "Научно-фантастический рассказ".

 


 

Г.Альтшуллер доводил каждую работу до совершенства. Были ли это информация, статья, рассказ (я не говорю уже о книгах)... Это напоминало кладку Китайской стены из кирпичей. Клал один кирпич над другим аккуратно, чтобы не было выпуклостей и щелей. Так складывал слова Генрих. В письмах к тризовцам, к каждому подходил индивидуально. Знал, где надо помочь. Такой же подход был у него в проведении семинаров. Он учитывал какая аудитория (семинар для преподавателей, семинар для научных работников, семинар для учителей школ, студенческая аудитория...). Поэтому нельзя брать его выступления (связанные с определенной аудиторией) и говорить: "Вот, Альтшуллер сказал то-то на таком-то семинаре". Это неверный подход к трудам Альтшуллера.

В работе "Все закономерно", Альтшуллер говорил о проблеме - почему некоторым преподавателям трудно переходить от АРИЗ-68 к АРИЗ-71, АРИЗ-74, АРИЗ-75, АРИЗ-77, АРИЗ-82, АРИЗ-85-Б.

Из работы "Все закономерно": "...Мне, например, представляется загадочным следующее (не единичное) явление: способный преподаватель вдруг останавливается на АРИЗ-77 или АРИЗ-82 и начинает держать курс на изоляцию своей школы от общесоюзного движения ТРИЗ. Я не понимал причин: ведь человек видел необходимость постоянного развития ТРИЗ, жадно искал новые материалы, а тут - семинар в его городе; приходи, получай кипу новых материалов... Нет, не приходит.

Глупость? Ничуть! Сознательная позиция. Пока нет единой систему обучения ТРИЗ. Поэтому нет единых требований и нет конкуренции. Школа, в которой работает рассматриваемый преподаватель, спрятана в недрах ведомства. Никто не требует современного уровня изложения ТРИЗ. Наоборот, всем выгодно идти "с тылами": "передний край" подвергается ударам, там много синяков и шишек и совсем мало пышек. А продвижение с "тылами" дает обратную формулу: мало синяков и шишек и много пышек...

Как видите, не глупость.

Во времена АРИЗ-71 "тыловики" канючили: "нет, слишком сложно, вот АРИЗ-68, это была вещь..."Сегодня передний край проходит по АРИЗ-85-Б, и тыловики (в меру своей "тыловитости") рассматриваются на дистанции от АРИЗ-71 до АРИЗ-82...

Нет желающих с гордостью признать: "Я иду в тылах, потому что это проще, безопаснее и можно..." Так не говорят. С глубокомысленным видом заявляют: "Вот АРИЗ-68 - это была вещь..." Все-таки, видимо, это глупость.. Человек теряет возможность творчества..."

Г.Альтшуллер (16.05.98) писал тризовцу: "...нынешнее поколение преподавателей имеет простор для приложения сил".

 

Информация к размышлению: о издании трудов Г.Альтшуллера.

Все на свете имеет свою историю: семья, любая отрасль науки и т.д. Человек дорожит своими истоками.

История ТРИЗ - начинается с Альтшуллера. Долг нашего поколения закрепить российскую историю ТРИЗ для будущих поколений. Если упустить этот момент, начало истории ТРИЗ будет напоминать проросшие одуванчики, которые разлетятся при первом же дуновении ветра. Начало истории ТРИЗ будет другое, под другим флагом. Необходимо собрать все труды Альтшуллера (включая фотографии, связанные с историей ТРИЗ) в готовящемся к изданию полном собрания сочинений в 10 томах. Для издания необходима спонсорская поддержка.

Если найдутся меценаты, они войдут в историю ТРИЗ, сделав благородное дело. Вспоминают же наших российских меценатов (Савву Мамонтова, Дашкову и др.). Также будут вспоминать меценатов ТРИЗ.

Конечно, необходимо проследить, чтобы спонсорская помощь не пропала в условиях непрерывных форс-мажорных обстоятельств в России.

 

 

В августе в Россию и Беларусь приезжал из Японии - Toru Nakagava. Был в Москве, Минске, С.-Петербурге, Петрозаводске.

Его интересовало: история ТРИЗ, применение и эффективность ТРИЗ, сегодняшнее развитие ТРИЗ.

Впечатление Toru Nakagava от поездки, можно посмотреть в Интернете (на английском): http://www.osaka-gu.ac.jp/php/nakagawa/TRIZ/eTRIZ/

* * *

В 4-ом выпуске будет напечатана работа Г.Альтова "Алгоритм фантастики".

* * *

С вопросами о 1-ом съезде МАТРИЗ, пожалуйста, обращайтесь к Председателю - Митрофанову Волюславу Владимировичу или к членам Совета.

* * *

Просьба: у меня ограниченные возможности размножения выпусков на ксероксе. У некоторых тризовцев изменились почтовые и электронные адреса (не хотелось бы посылать в "никуда"). Пожалуйста, напишите - посылать ли Вам выпуски Фонда-Архива Г.Альтшуллера? Я составлю список почтовых и электронных адресов и буду рассылать только по этому списку. Заранее благодарна.

 

 

185007 Петрозаводск, Чкалова, 49-А, кв.32. Фонд-Архив Г.Альтшуллера (Г.Альтова).

ВНИМАНИЕ: У меня изменился эл.адрес:
genrich@karelia.ru
juna@karelia.ru
(в настоящее время актуальны оба приведенных адреса - прим. ДК)
тел.: (814-2) 72-26-51
Журавлева Валентина Николаевна

 

вверх
оглавление



(c) 1997-1999 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
(с) 1997-1999 OTSM-TRIZ Technologies Center


http://www.trizminsk.org

05 Sep 1999