| | |
II. Отличия ЖСТЛ-3
Первое отличие - значительно увеличилось число примеров.
Ход ВО: ВО навязывают свои цели, прививая выгодные для себя представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. К чему надо стремиться и к чему не надо.
Ход ТЛ: Возможно более раннее начало поисков своего направления, реже конкретной цели. Примеры: Эдисон, Микулин, Амундсен. Усиливающий ход человека: Особенно яркое впечатление дающее если не ДЦ, то направление к ДЦ (Шлиман, Бомбар). Примечание к усиливающему ходу: ход казалось бы, случайный, но его можно сознательно моделировать, управлять им, сделать неслучайным и эффективным. Ход не обязательно относится к раннему детству, он может быть сделан и позже. Ребенка на путь большого творчества как правило увлекает чудо или то, что он воспринял как чудо. Взрослый человек перестает видеть чудеса защищаясь от них здравым смыслом. Пронять взрослого человека может трагедия или то, что он воспринял как большую трагедию, поэтому говоря о моделировании этого хода нужно помнить, что речь идет о моделировании либо чуда, либо трагедии.
Примеры к этой серии ходов:
- ВО навязывают свои цели.
М.Борн. Моя жизнь и взгляды: "В некоторых странах идеи об этическом кодексе для каждого человека отброшены и заменены принципом - все законы государства это и есть моральный кодекс."
Из письма Сент-Экзюпери: "Я совершенно не знаю как определяется для тебя свобода, ее возможные определения бесчисленны. К числу самых жестких относятся те, в свете которых наша эпоха предстает как самая ограничивающая в истории. Моя нынешняя свобода покоится на таких типовых определениях, которые лишают нас права на всякое несогласие. Это свобода лошади, которой шоры позволяют видеть один единственный путь. Подлинная свобода состоит из созидательных действий, но если я колеблюсь, какой из четырех типов автомобилей Дженерал Моторс мне выбрать или какой из трех фильмов посмотреть, это ни что иное как карикатура на свободу. Свободу сводят в этом мире к выбору какого-то одного товара из массы стандартных товаров. Я предоставляю осужденному выбор: посадить его на кол или повесить. При этом я еще радуюсь, как же он свободен."
Из книги Н.В.Усенко "Океанский максимум": "Девять из десяти жителей Эфиопии были неграмотными, средняя продолжительность жизни человека всего 38 лет, говорили справочники, половина детей умирали не дожив до пятилетнего возраста. На 28 млн. человек насчитывалось всего 15 человек зубных врачей. Зато в 12 000 церквей 60 000 дьяконов и других служителей религиозного культа."
- Ранний выбор целей.
О физике Лебедеве: "Физиком он стал вопреки семейным традициям и воле отца. Ему была уготовлена иная стезя - коммерция... Совершенно особую роль в судьбе Петра Николаевича сыграл знакомый их семьи инженерный офицер Александр Николаевич Бекнев, воспитанник Кронштадтской электротехнической школы. Однажды он показал 12 летнему мальчику несколько простых опытов по электричеству, которые совершенно того пленили. В 1896 году отвечая Бекневу на поздравление в связи с присвоением звания приват-доцента Лебедев писал: "До сих пор мне памятен тот колоссальный переворот, который Вы произвели Вашей электрической машиной из пластины стекла с подушками из офицерских перчаток..."
Есть примеры о Роберте Вуде, об Энштейне, о Рерихе.
Видно, насколько насыщен примерами один ход. К сожалению, единственный путь донести это все до слушателей - зачитывание примеров, пересказ займет еще больше времени.
Следующее отличие ЖСТЛ-3 - учет опыта проведенных семинаров, учет работы со слушателями, учет вопросов аудитории. Пример:
Ход ВО: недопущение до информации, необходимой для разработки ДЦ.
Ответный ход: поиск цели для разработки которой не нужна никакая труднодоступная информация или труднодоступное оборудование.
Этот ход зачастую вызывал у слушателей возражение. Поэтому был написан комментарий. Сначала комментарий о том, почему происходит недопущение до информации, а затем, почему не надо выбирать труднодоступное обеспечение. ДЦ революционная по своей новизне, т.е. цель, лежащая за передним краем науки. Передний край очерчен лишь в спецлитературе, описан на специальном языке. Популярная литература отражает лишь вчерашние знания. Специальная литература, даже если найти к ней доступ, знакомит с сегодняшним уровнем знаний. А нужна популярная литература по проблемам завтрашнего дня. Такого класса литературы нет. В какой-то мере ее функцию выполняет фантастика.
Почему надо выбирать цель, не требующую специального, дорогого, дефицитного оборудования. Часто возражают, что многие современные цели требуют специального оборудования. Мы рассматриваем стратегию творческой личности, т.е. одного человека. Этот ход выражает простую мысль - одиночный исследователь должен выбирать цель достижение которой не требует сложного дорогостоящего оборудования. Это вовсе не значит, что цель должна быть небольшой. Напротив, новая идея, выдвигаемая одиночным исследователем чаще всего содержит совершенно неожиданную концепцию, открывает новые миры. Большинство существующих открытий было сделано, в сущности, в домашних условиях с использованием самодельного оборудования. На первых порах работает найденная концепция. Все зависит именно от нее, а не от сложности оборудования.....(Далее плохая запись, речь шла об идеальной творческой стратегии - переход от цели к надцели, к над-надцели... - прим. Н.Х.).
Не буду иллюстрировать другие положения. Скажу только, что усилилась проработанность шагов, усилилась доказательность, увеличилась доступность изложения, появились некоторые логические цепочки отражающие закономерности. Скажем закономерности неприятия целей. Целая серия ходов неприятия целей, искаженного внедрения целей. Например "Операция частность", когда внедряют не всю систему, а какую-то маленькую единичку из предлагаемой системы.
Зачитаю только один момент, который мы затрагивали на этой конференции.
Ход ТЛ: попытка отдать результаты без вознаграждения, единичное внедрение на личных началах, задействование друзей родственников, подключение аппаратов альтруизма, филантропии, меценатства. Усиливающий ход человека: частичное внедрение за рубежом, чтобы попытаться подтолкнуть (это не всегда удается) своих чиновников, зарубежное патентование, зарубежные публикации для сохранения приоритета.
Ответный ход ВО: со стороны непрофессионалов - непонимание, равнодушие, практический отказ (Циолковский); со стороны старых специалистов - организованное сопротивление, ложь, подтасовка фактов, статистики, фальсификация, солидаризация на почве борьбы против внедрения, оглядка на заграницу.
Комментарии к ходу, который часто вызывал вопросы у нас на занятиях, к ходу ограниченного внедрения: развитие науки, техники, искусства подчиняется объективным законам и не зависит от государственных границ, все, что открыто внутри одного государства, через некоторое время будет переоткрыто за его пределами (см. статью Константиновой "Резонанс" ИР 6-1985 об открытии томографии даже не выдали А.С.); разумеется, заграничное внедрение и публикации должны происходить в соответствии с государственными законами.
По вопросу внедрения есть любопытные нюансы. ВО говорят изобретателю, что нет возможности внедрения, мол, тебе надо, ты и внедряй. Изобретатель сам чаще всего это сделать не может, дело не двигается. Но за границей, где есть свои недремлющие ВО и где запретный плод так же сладок, как и на родине изобретателя, начинают внедрять новшество, охотно признавая в иностранце кумира, хотя, как это не парадоксально, очень много своих непризнанных героев, непризнанных новаторов. Местные внешние обстоятельства на это не возражают, плевать они хотели на это признание, у них своих забот хватает. Но вот начинается внедрение, а за внедрением идут прибыли... Тут-то ВО начинают вспоминать, что новатор-то свой. А дальше у местных ВО две возможности: или вслед за заграничными ВО начать у себя внедрение или, не будучи способными внедрить, продолжать канючить обвиняя изобретателя во всех смертных грехах, вплоть до того, что он продался.
К вопросу о возникшей дискуссии - не мы вывозим ТРИЗ за границу, а Всесоюзное агентство по авторским правам (ВААП), не Г.С.Альтшуллер, а государственная организация, т.е. государство вывозит ТРИЗ за границу. Разумеется, нельзя забывать о том, что при заграничном внедрении, в случае военного применения, изобретение может быть использовано во вред родному для изобретателя государству. Как бы не было велико желание новатора увидеть свое детище, эту опасность сбрасывать со счетов нельзя.
Несколько примеров к этим ходам. Здесь есть и бескорыстное внедрение и заграничное.
Первый пример. Тбилисский врач Гачечеладзе работает над средством для лечения раковых заболеваний. Его лекарство называется Катрэкс (Правда 21.09.87). В свое время от его лаборатории открещивались, передавали из рук в руки. Гачечеладзе подчинялся, ему было безразлично где и кем работать, лишь бы продвигалось дело с исследованием препарата. В 1981 году лабораторию ликвидировали, руководителя сняли с работы, а дело передали в прокуратуру. Прошло два года. Гачечеладзе предложили в срочном порядке повторно представить документы на получение А.С., в котором ранее было отказано. Вскоре Катрэкс был защищен А.С. А что случилось? Оказалось известным, что биологи США, Японии, Франции начали осуществлять подобные работы.
Логические доводы не воспринимаются, а когда узнали, что за границей работают над тем же, тогда давай оформлять А.С., будем продавать лицензии.
Из статьи Воздвиженского "Дед" ИР 5-81. Народный лекарь Голюк просил принять его разработки по лечению травами тяжелых болезней. Просьбу не удовлетворили. Голюк умер.
Из выступления педагога Никитина на петрозаводском семинаре в 1987 году: "Сначала должна была выйти книжка на немецком языке в ФРГ, только через полтора года после этого вышла у нас. В ФРГ вышла книга - сборник работ, среди них "Гипотеза возникновения творческих способностей", которая на русском языке не публиковалась. До сих пор не опубликована. Книга с 1978 года выходит там ежегодно. Им в ФРГ это надо, а нам пока преждевременно.
Арлазоров в своей книге о К.Э.Циолковском пишет о желании Константина Эдуардовича издать на немецком языке свою работу. Эта идея не удалась: латинского шрифта хватило только на предисловие. Чижевский написал по-немецки краткую историю исследований Циолковским проблемы межпланетных сообщений. Несколько слов, уже по-русски, добавил Циолковский. Вскоре 1000 экз. была напечатана, Чижевский увез большую часть тиража в Москву. Вооружившись международными справочниками, он разослал ее примерно по 400 учреждениям, занимавшимся проблемами авиации и аэродинамики. По десять экземпляров было отправлено Оберту и Годдарду. В 1921 году из Германии пришло первое письмо, поток писем становился все больше и больше. Немцы спрашивали, Циолковский вежливо отвечал. В той цепочке которая протянулась к пусковой площадке ФАУ, эта переписка была первым звеном, она шла под флагом научных связей. Почти в каждом письме Шершевский писал: во имя науки. К чести Циолковского в начале тридцатых годов он прервал эту переписку - Гитлер пришел к власти, Германия милитаризировалась. Корреспонденты Циолковского начали работать на Германскую военную машину.
Среди приложений к ЖСТЛ-3 есть два: одно касается неприятия ЖСТЛ, другое относится к шагу ЖСТЛ "Порча школы".
В развитии ТРИЗ мы находимся сейчас в критической точке, когда возникает опасность шага "Порча школы", причем в массовом порядке. Хотелось бы вам зачитать такой, своего рода, справочник по "болезням" школы. С некоторыми вы уже знакомы, некоторые новые.
- Иудизация - появление коллег с личными корыстными целями.
Иудизация проявляется в широком спектре. Это и захват управления школами, и предательство, и применение полученных знаний в противоположных целях.
Не всегда предательство и антиприменение - путь, выбранный заранее. Порой воспитанники покидают школу, отказываются от своих взглядов из-за репрессий. Иногда предательство обуславливается "идеологическими" мотивами. Открыв мини-штрих участник школы претендует на признание глобальных заслуг, объявляет себя автором всего комплекса материалов, которые он пытался усовершенствовать. Либо наоборот - противопоставляет себя и свой мини-штрих всему коллективу и всем сделанным до него и без него открытиям.
- Логическое продолжение операции "соавторы", как бы ее второй этап. Появление "модификаций", не развивающих, а ухудшающих основной текст, объясняющих его, делающих его не инструментальным, выхолащивающих суть предмета. Слушателям, читателям говорят: "АРИЗ слишком сложен и объемен. Вам он будет непонятен, поэтому можно использовать упрощенный учебный вариант"(см. пособия А.Кудрявцева). Если на операции "Соавторы" пытаются стащить, присвоить себе авторство, АРИЗ называют "Спринтом", то здесь напротив - "Спринт" называют АРИЗом - второй этап, выгодно использовать солидную марку, это проблема довольно общая.
- Часть учеников, как правило, наименее образованных и культурных и наименее связанных с работой по цели и потому наиболее стремящихся к навару, ищет пути примирения с ВО. Причину отрицательного отношения ВО к делу они усматривают в участии в нем ТЛ, в плохом характере ТЛ, его неуживчивости, неумении найти общий язык, не том цвете кожи, не том происхождении и других отрицательных качествах, сугубо личностных. Выдвигаемая формула примирения с ВО выглядит так: Дело, но без ТЛ. Теория относительности, но без Эйнштейна.
- Число лет, проведенных при школе со времени первого знакомства с учением отождествляют с творческим успехом. Вместо научных достижений, открытий, проведенных исследований засчитывают себе в заслуги трудовой, а точнее - членский стаж. Отсюда - недовольство отсутствием стажных почестей, неудовлетворенные претензии, амбиции разочаровывают в ДЦ, школе, ТЛ.
- Проникновение в школу посторонних людей, не учеников, не сподвижников, даже не сочувствующих, безразличных к Достойным Целям, но желающих стать управляющими. Они подменяют развитие дела псевдоорганизационной суетой, которая отвлекает силы, мешает движению вперед. Такие люди заняты поисками противоречий между участниками школы, плетением интриг, организацией раскола для захвата директорского кресла. Их главная работа - натравливание друг на друга членов творческого коллектива, устраивание склок.
- Перенос с нелюбимой работы на творческую критериев отношения к работе, ожидание поденного вознаграждения, хоть небольшого, но стабильного и, главное, систематически выделяемого дохода.
Творческий труд по своему характеру противоположен обычной работе. Приходится очень интенсивно трудиться, по много раз переделывать, переписывать одно и то же, доводя до печатного состояния. Помногу раз повторять одни и те же опыты, вычисления, чтобы уточнить результаты. А навар, во-первых, мизерный; во-вторых, очень отдаленный, доход поступает, например, через 12-20 лет после получения результатов; в третьих, совершенно не систематически. Творческий труд притягивает престижностью. Внешне кажется хорошо оплачиваемым, а при близком знакомстве выясняется, что он отличается лишь избыточным трудом, материально не оплачиваемым вкалыванием. Отсюда разочарование и постепеннный отход.
- Появление конъюнктурщиков - "честных купцов". В изучении законов мироздания они ищут отдачу:"А что мне это даст?" Они игнорируют развитие теории, не принимают появляющихся новшеств, поскольку, не без основания, считают, что для продажи обществу и так уже достаточно материалов. Зачем идти дальше, зачем разрабатывать теорию, когда и так уже столько всего напридумано - всю жизнь можно эксплуатировать. Купцы не тормозят исследования, но не дают научной отдачи школе. Они занимаются продажей полученных в школе знаний, полученных, чаще всего, бесплатно. Написанием книг, диссертаций, созданием отделов, лабораторий, заключением хоздоговоров по выполнению работ и т.д. Происходит превращение чужих, как правило, разработок в свою, как правило, кормушку. Смена целей у них идет не вверх, от цели-1 к цели-2 и -3, а вниз от цели-1 к недостойной цели. Такие ученики, однако, приносят больше пользы, чем вреда, как это ни парадоксально. В той или иной степени искажая идеологию цели, они все же информируют общественность о существовании ДЦ, а это не так уж мало.
- По мере роста признания целей и школы ТЛ увеличивается число заказов на выполнение различного рода работ: чтение лекций, написание методических разработок, составление учебных пособий и прочее. Выполнение всех заказов возможно только за счет снижения качества. Спешка, халтура неизбежно приводят к деградации личности исследователя. Лекции начинают читаться по одним и тем же планам с использованием одних и тех же примеров. И так продолжается годами. Нет времени на шлифовку текстов, книг, на углубление, разработку пособий, и вообще, добросовестные исследования. Личность, исследователь превращается в чтеца, читающего на память заученный текст, а, с течением времени, читающего по бумажке.
- Проведение исследований связано с отбором и анализом больших информационных массивов. Это тяжело, требует большой работы, занимает много времени. Гораздо легче заняться филологическими играми. Придумываются новые названия, новые формулировки. Это не требует много времени и усилий по сбору и анализу информации. Но такая работа лишь вредит делу, т.к. усложняет пользование материалом. Старые формулировки выжаты из исследований больших информационных массивов, новые выжаты из простой формулы: "Мне кажется, что... Я думаю что... "
- Участники школы рассматривают действия ТЛ и школы с позиций официальных, квалифицируют эти действия как нарушение законов ВО. Это происходит от непонимания того, что ломка ВО происходит по закону этих же ВО. Осуждение официализированных учеников тормозит изнутри движение к цели. Официализированные участники школ не только молча осуждают, но порой и пишут доносы.
- Коллеги расходятся из-за малозначительных частностей, порой даже терминологических, объявляемых неточными. Большая единая цель разбивается на множество мелких подвопросов.
- Расхождение по психологическим причинам: "нравится - не нравится". Манеры поведения, черты лица, произношение, акцент, лексикон, привычка одеваться и прочее отталкивают от человека, заслоняя его дело.
- Неприятие коллегами цели-2. Первое - по близорукости, из-за непонимания ее важности. Второе - из-за опасений, что разработка цели-2 требует совместимости с дальнейшей разработкой и внедрением цели-1. Работа по цели-2 отвлекает от разработок по цели-1. Боязнь того, что из-за движения к цели-2 внешние обстоятельства запретят разработки и по цели-1.
- Проникновение дураков. Здесь два главных момента:
- По любому участнику школы судят обо всей школе.
- Дурак, даже из самых благих побуждений может принести больше вреда, чем самый подлый из иуд. Методов борьбы с дураками человечество пока не придумало. Действия дураков непредсказуемы. Не разработаны и методы исправления дураков. В отличие от насморка эта болезнь неизлечима. Поэтому единственная надежда на раннюю диагностику.
Материал по этому приложению во многом уникальный. В литературе нам удалось найти 2-3 примера на тему о порче школы. Обычно рассказывают об успехах школы, а здесь развал. Исследования проводились в основном на базе ТРИЗовского материала.
Вот основные отличия - увеличилось число примеров, инструментальность и доказательность.
|