НАЧАЛО

СТРАНА ЗАГАДОК

© Алла Александровна Нестеренко
преподаватель курса "Развитие творческого воображения".
г. Петрозаводск alla_triz@onego.ru
источник: публикации в журнале "Пачатковая школа" ноябрь, декабрь 1995г.


 

Глава 1.
КАКАЯ ОНА — СТРАНА ЗАГАДОК?

Глава 2.
ГОРОД САМЫХ ПРОСТЫХ ЗАГАДОК

Глава 3.
ГОРОД ПЯТИ ЧУВСТВ

Глава 4.
ГОРОД ПОХОЖЕСТЕЙ И НЕПОХОЖЕСТЕЙ

Глава 5.
ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ ЧАСТЕЙ

Глава 6.
ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ МЕСТ

Глава 7.
ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ ДЕЛ

Глава 8.
ГОРОД ПРОТИВОРЕЧИЙ

Глава 9.
ЗАГАДОЧНАЯ ШКОЛА

Глава 10.
ЧТО ДАЛЬШЕ?

Глава 11.
ЗА ЧТО Я ЛЮБЛЮ ЗАГАДКИ


Глава 6.
ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ МЕСТ

Наша цель — дать детям представление о надсистемах (об окружении объекта, о том, частью чего он является).

В некотором смысле этот город является противоположностью Городу Загадочных Частей. Предметы здесь тоже имеют свой способ прятаться: они оставляют нам сообщения о том, где их можно отыскать.

УПРАЖНЕНИЕ 6.1.

— На этом домике написано: салат, магазин, хозяйственная сумка, огород. Смотрите, домик довольно большой. Здесь, наверное, не один загадочный предмет поселился. Попробуем угадать жильцов домика.

Следуют ответы: картошка, морковка, огурцы, колбаса.

— Стоп! Разве колбаса растет на огороде? Нет, колбаса нам не подходит.

УПРАЖНЕНИЕ 6.2.

Выберем отгадывающего и составим для него загадку. Например, про иголку. Выясним: где, у кого, в каких предметах есть иголки. Получаем, что иголки есть у ежика, у елки, у шприца, у швейной машинки и т. д. Аналогично можно составить загадки про колесо, пружину, шляпку, бантик и многое другое. В схеме такой загадки — только один вопрос: куда входит? Или где встречается? Или у кого есть? Малышам можно задавать вопрос: где живет? Например, где живет перо? (На птичке, в подушке.)

УПРАЖНЕНИЕ 6.3.

Составим аналогичные загадки, но не будем называть надсистему прямо, а зашифруем ее. Можно вместо названия употребить метафору (не ежик, а живой клубок), можно назвать предметы по признакам (и у шустрого есть, и у зеленой есть), можно — по функциям и т. д. В схемах возможны такие вопросы:

Где живет?На что похоже?
На небеНа черный плащ
В озереНа зеркало

или

Где живет?Каково жилище?
На небеВоздушное
В озереМокрое

Левые столбики схемы в загадке не участвуют. Из слов правых столбиков, добавив для связного предложения еще несколько слов, получим загадку: на черном плаще разбросаны, в блестящем зеркале отражаются или в воздушном домике живут, а в мокром видны (звезды).

Примечание 1.

Желательно уточнить с детьми, как будет в общем случае называться надсистема (то, куда входит загадочный предмет): домиком, местом или как-то еще, иначе они, составляя загадки, не смогут верно раскрыть схему.

УПРАЖНЕНИЕ 6.4.

Рассмотрим еще одну интересную схему — назовем ее матрешкой. Примером может служить загадка: на суке — высокий крюк, на крюке висит сундук, в сундуке пять ребят мирно рядышком сидят (горох). Особенность загадки в том, что она описывает последовательность входящих друг в друга (или расположенных один на другом) предметов. При этом, конечно, ни один из загадочных предметов не назван прямо — все зашифрованы. Обозначим загадочные объекты буквами А, Б, В и т. д. и составим схему.

Где находится?На что похоже место?Предмет?На что похож?
аАбБ
бБвВ
вВгГ
На столеВысокий полСтоякЖелезная рука
На стоякеВ железной рукеАбажурТонкая чаша
В абажуреВ тонкой чашеЛампочкаПрозрачная сосулька
В лампочкеВнутри сосулькиСпиральГорящий волос

Убирая в примере 1-й и 3-й столбики, получим загадку: на высоком полу — железная рука, в железной руке — тонкая чаша, в чаше той — прозрачная сосулька, а внутри сосульки волос горит (настольная лампа).

На таких загадках можно изучать части машин, строение растений и животных, даже морфологию русского языка. Они позволяют выделить общие подсистемы и уловить разницу между объектами. Но это, конечно, только непроверенные предположения. Доказать или опровергнуть их можете вы, коллеги.


 

Глава 7.
ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ ДЕЛ

В этом городе мы сможем научить детей видеть функции предметов — главные и второстепенные, явные и скрытые.

Заметим: названия многих вещей говорят о том, для чего служат эти предметы [6]. Например, расческа, скрепка, указка, будильник. А если придумать по этому же принципу названия другим вещам — выйдут загадки. Что такое затемнялки? (Шторы.) Освещалка? (Лампочка.) И т. п.

УПРАЖНЕНИЕ 7.1.

Загадаем описанным способом: зеркало, телевизор, молоток, ложка.

Жители следующего домика более разговорчивые. Они готовы поведать обо всех делах, на какие только способны. Вот что сообщает один из них: "Я и дыротык, и спиночес, и тестораскатка, и трубкокрут, и рисовалка. Кто же я такой?" (карандаш.)

УПРАЖНЕНИЕ 7.2.

— Придумайте самую длинную загадку о кирпиче, называя всевозможные применения этого предмета.

УПРАЖНЕНИЕ 7.3.

— Обратная задача. В домике живут все предметы, с помощью которых можно рисовать. Кто живет в домике? (Не только фломастеры, краски, ручки, мел, но и палочка с песком, и растительные красители, и кофейная гуща и др.)

УПРАЖНЕНИЕ 7.4.

Нужно загадать известного героя сказки или мультфильма и, не говоря ни слова, одними только жестами, действиями, помочь товарищам отгадать загадку.

Пример — ученик кладет одноклассника на стул, делает вид, что "строгает" его, потом "вытягивает" ему длинный нос. Ясно: он изображает папу Карло.

УПРАЖНЕНИЕ 7.5.

Игра наоборот [6]. Один ребенок показывает какое-либо действие, другой — противоположное. Затем все решают, как одному человеку делать одновременно оба действия. Так возникает новая загадка.

Пример — показываю действие — вязание. Дети жестами распускают изделие. Далее решаем: как и распускать и вязать в одно и то же время. (Вместо клубка ниток для вязания шапки использовать старую кофту, распуская ее по ходу дела.)


 

Глава 8.
ГОРОД ПРОТИВОРЕЧИЙ

ТРИЗ утверждает: суть изобретательской задачи можно сформулировать в виде противоречия. Противоречие в ТРИЗ — пара противоположных требований, предъявленных к одному объекту (или части его). Например: игольное ушко должно быть большим, чтобы легко продевалась нитка — и должно быть маленьким, чтобы иголка не рвала ткань. Разрешая противоречие, т. е. разделяя противоположные требования во времени, пространстве или другим способом, мы решим тем самым изобретательскую задачу. Например, существуют иголки с ушком из скручивающихся стальных нитей; когда мы шьем, ушка практически нет (оно крохотное), когда надо вдеть нитку— раскручиваем ушко, оно становится достаточно большим.

Наша цель — подвести детей к понятию противоречия, научить простейшим способам разрешения противоречий.

Первый шаг — научить ребят видеть во всем положительные и отрицательные (полезные и вредные) стороны. В этом нам помогает известная игра "Хорошо — плохо" [8].

Рассмотрим какой-либо предмет или явление и постараемся дать как можно больше ответов на вопрос, чем это хорошо и чем плохо. Обычно играть в эту игру мы начинаем задолго до путешествия в Город Противоречий. Но именно в этом городе существует Улица Спорщиков. Загадочные предметы, живущие тут, имеют очень дурной характер. Стоит нам их разгадать, они, вместо того чтобы пригласить нас в гости, начинают яростно спорить между собой да к тому же зовут нас в помощники.

УПРАЖНЕНИЕ 8.1.

Поспорили два зонтика: один был предназначен для защиты от солнца, другой — от дождя. Солнечный зонтик утверждает, что солнечная погода вредна, и завидует дождливому зонтику, который гуляет исключительно в пасмурные дни. Зонтик от дождя, напротив, считает, что солнце — хорошо, а дождь — плохо. Разделившийся на две команды класс помогает зонтикам в споре.

УПРАЖНЕНИЕ 8.2.

На дверях домика — загадка: местами колючее, местами гладкое; то колючее, то гладкое; для кого-то колючее, для кого-то гладкое; по отдельности колючее, вместе гладкое (одна из возможных разгадок — ежик. Предлагаем вам доказать это самостоятельно).

Составлять загадки в Городе Противоречий можно двумя способами. Вот первый способ.

УПРАЖНЕНИЕ 8.3.

Попробуем придумать загадку с неизвестной отгадкой, а потом сами ее разгадаем. Для этого выберем пару противоположных признаков (лучше физического содержания) и разделим их в пространстве (местами ... местами, или снаружи ... внутри, или с одной стороны ... с другой стороны), во времени (сначала ... потом, то ... то ...), в отношениях (для кого-то ... для кого-то ...) или переходом от одного к объединению нескольких объектов (по отдельности ... вместе ...).

Например: местами мягкое, местами твердое (куртка с заклепками); то твердое, то мягкое (пластилин), для кого-то мягкое, для кого-то твердое (для пловца вода мягкая, а для прыгуна с вышки твердая), по отдельности твердое, вместе мягкое (песок).

Второй способ — составление загадки про конкретный объект

УПРАЖНЕНИЕ 8.4.

Выберем предмет загадки и найдем в нем противоположные свойства, разделенные по месту, по времени и т.п. Далее пользуемся схемой:

Где? (Когда? Для кого?)Свойство (Какой?)Где? (Когда? Для кого?)Противоположное свойство (Какой?)
ВчераМягкоеСегодняТвердое
ВчераСветлоеСегодняТемное

Прочитав в приведенном примере обе строчки слева направо, вы получите загадку про тесто.

Примечание1.

Отметим, что подобные загадки можно составлять и не для противоположных, а просто для различных свойств. Например, идет в баню черен, из бани — красен (рак). Эти схемы будут подробнее рассмотрены в главе 10. Но надо иметь в виду, что если наша цель — подвести ребенка к понятию противоречия, то необходимо рассматривать загадки именно с взаимно противоположными свойствами.


 

Глава 9.
ЗАГАДОЧНАЯ ШКОЛА

Следующая цель — показать детям, каким образом знакомый им материал может быть использован в школьных предметах.

В Стране Загадок только одна школа, зато загадочная. Вместе с детьми мы попадаем на загадочные уроки, похожие и непохожие на те, что идут в обычной школе.

Загадочная математика

    УПРАЖНЕНИЕ 9.1.

    Слагаемые: картошка, морковка, горох, лук... Остальные неизвестны. Что может получиться в сумме? Что надо добавить, чтобы в результате получился магазин? (Огород? Кухня? Суп?..)

    УПРАЖНЕНИЕ 9.2.

    В сумме — школьный класс. Назовите слагаемые. Обсудим с детьми: класс не только невозможен без учителя, класс возможен только в том случае, если дети в нем вместе учатся, дружат, заняты общими делами.

    УПРАЖНЕНИЕ 9.3.

    Устный загадочный счет (Из материалов А.М.Страунинг). Когда 1+1=1? (Два куска пластилина слепить вместе.) Когда 1+1+1+1+1=1 (Пять пальцев — это одна ладошка.)

    Предложим детям придумать аналогичные задачи. Например, 2+2+2+2+2+2=1 (6 человек ставят забор, таская по два бревна.)

    УПРАЖНЕНИЕ 9.4. Раскрыть формулу (Задание придумано С.И.Гин). Обозначив В — вкусная еда, неВ — невкусная еда.


      В+В=В (яичница с хлебом),
      В+неВ=В (хлеб с солью),
      В+неВ=неВ (мед с солью),
      неВ+неВ=В (каша с солью),
      В+В=неВ (чай с селедкой),
      неВ+неВ=неВ (соль с перцем).

    УПРАЖНЕНИЕ 9.5.

    Какие дела трудно делать в одиночку, но легко вдвоем? (Качаться на качелях, доставать яблоко с высокой ветки.) Можно привести в пример альпинистов — обсудим, почему они ходят по горам в связке.

Загадочное письмо

    УПРАЖНЕНИЕ 9.6.

    Ь — не только мягкий знак, это и часть каких-то букв. Сдвигая и поворачивая Ь, какие буквы получим из него, дописав некоторые элементы? (В, Ф, Р, Б, Ы, Я).

    УПРАЖНЕНИЕ 9.7.

    Напишем букву или цифру крупно на листе из альбома. Дорисуем ее так, чтобы получилась настоящая картина.

Загадочное чтение

    УПРАЖНЕНИЕ 9.8.

    На доске написаны части слов (части — в смысле кусочки). Дополните их и прочитайте так, чтобы получились целые слова:
    чик (ключик, кирпичик, блинчик, чик-чирик, чикать...),
    ват (виноват, вата, приватизация, кровать...).

    УПРАЖНЕНИЕ 9.9.

    На доске написаны слова — все они из одного предложения. Добавьте к ним еще слова и составьте предложение (форму слов можно менять).

    Пример — озеро, солнце, самовар (У озера раздували самовар, горящий, как солнце).

    Вариант — из имеющихся отдельных слов написать рассказ [13].

Загадочная физкультура

    УПРАЖНЕНИЕ 9.10.

    Крутить шеей так, чтобы сама шея не двигалась (поворачивать весь корпус).

    УПРАЖНЕНИЕ 9.11.

    Хлопнуть в ладоши одной рукой (хлопнуть, объединившись с соседом).

    УПРАЖНЕНИЕ 9.12.

    Погладить себя по голове, не касаясь рукой (погладить каким-то предметом или рукой соседа).

    УПРАЖНЕНИЕ 9.13.

    Поднять руки выше головы, но ниже парты (поднять руки, присев на корточки).

    УПРАЖНЕНИЕ 9.14.

    Изобразить букву (А, Б, В, Г...), цифру или геометрическую фигуру.

    Примечание 1.

    Принцип построения большинства заданий ясен — в основе лежат противоречия. Надо обращать внимание детей именно на необходимость разрешения острого противоречия, а не сглаживания его (не гладить себя кончиками пальцев, а вообще не касаться пальцами головы; не поворачивать шею рывками и т.д.)

Загадочное рисование

    УПРАЖНЕНИЕ 9.15.

    — Некто сказал себе: "Я холодный и горячий, твердый и мягкий". Нарисуйте этого "некто".

    Один мальчик нарисовал существо, одна половина которого была снежной, а другая представляла собой раскаленный кирпич. Другой малыш изобразил пушистого зверька, опоясанного ремнем с блестящей пряжкой: весь он мягкий и горячий, а пряжка ремня — твердая и всегда холодная на ощупь.

    УПРАЖНЕНИЕ 9.16.

    Рисуем под диктовку: одна клеточка вправо, четыре вниз, три влево... Рисунки составлены так, что каждый из них представляет собой контур какого-либо предмета или существа. Окончив диктант, прошу детей показать мне, что получилось — ошибки на таких рисунках сразу видны [4].

    Упражнение тренирует внимание, умение работать по инструкции. Для детей же это просто рисование загадочных существ.

    Безусловно этим списком не исчерпываются возможности Загадочной Школы. Предлагаем педагогам придумать новые уроки и задания, исходя из возраста и возможностей учеников.


 

Глава 10.
ЧТО ДАЛЬШЕ?

Итак, наше путешествие подходит к концу. Но необъятна Страна Загадок. Мы можем вновь и вновь с удивлением открывать "необжитые земли". Желая остаться гостеприимной хозяйкой, автор видит для себя два пути: либо раз за разом дополнять книгу, предлагая читателю новые экскурсии по неизведанным маршрутам, либо "раскрыть свои карты" в расчете на то, что читатель, пользуясь методикой, достроит собственную Страну Загадок.

Доверяя коллеге-читателю, автор выбирает второй путь.

Эта глава — только для взрослых. Только для вас задания, упражнения, загадки, вопросы. Будет замечательно, если, прочитав главу, вы сумеете построить свои занятия. Только не пытайтесь напрямую предлагать данный материал детям.

Для начала ответим на несколько вопросов.

Вопрос 1. Что такое загадка?

    Ответ (ненаучный). Загадка — это неполное описание "чего-то", причем само это "что-то" в тексте не называется. "А почему описание неполное?" — спросите вы. "А бывают ли вообще полные описания?" — отвечу я.

Вопрос 2. Про что бывают загадки?

    Ответ. Про все. Причем загадать можно не только предмет, но и действие. ("На столе смешно, под столом грешно" — спать). У нас, однако, речь пойдет, в основном, о загадывании предметов.

Вопрос 3. Любое ли описание можно считать загадкой?

    Ответ. Нет. Загадка, во-первых, имеет свою особую функцию: она предназначена для того, чтоб ее отгадывали. В коротком тексте загадки надо умудриться дать описание одновременно и достаточно подробное (чтоб отгадка была возможна), и вместе с тем очень сжатое (чтобы отгадка не была очевидна). Именно поэтому загадка высвечивает самые существенные или самые необычные стороны объекта.

Вопрос 4. Чему мы можем научить детей, используя загадки?

    Ответ. Этот вопрос я считаю самым важным. Попытаюсь свести воедино и дополнить те педагогические цели, о которых говорилось в предыдущих главах. Не забывайте, что речь идет только об использовании загадок в курсе РТВ (развитие творческого воображения). На уроках литературы или, например, биологии, цели могут быть совсем иными. Основные этапы курса сведены в таблицу 1 вместе с необходимыми пояснениями. Но прежде давайте рассмотрим такую загадку.

    "Это имеет две части: одна ребристая, другая гладкая. По форме оно напоминает стаканчик (цилиндр), сделано из пластмассы. Если поставить на ровное место — стоит. Длина — около 3-х см. Одевается на кончик пальца. Несъедобное, с приятным запахом. В него можно свистеть, можно на него просто смотреть — использовать для тренировки зрения..."

    Если Вы еще не угадали, дополним

    "... служит для того, чтоб закрывать фломастер, продается вместе с ним."

    На самом деле это не загадка. Это описание колпачка от фломастера, сделанное по моей просьбе восьмилетним учеником. Последняя фраза в действительности была первой. Наводящих вопросов мальчику не задавалось, просто была просьба не останавливаться. Так чему же учит нас Страна Загадок? Вот теперь, изучая и анализируя таблицу 1, можно ответить на этот вопрос.

 
               

Таблица 1

Чему учимся?Опорное словоВариант опорного вопросаОпорный образОпорные действия
Выделять части "загадочного объекта" (ЗО).ЧастьИз чего состоитМысленно навести бинокль на загадочный объект, просматривая его по частям.
Определять надсистемы — место или другие объекты, частью которых является наш ЗО.Место, жилищеГде? В чем?Мысленно отойти от ЗО на такое расстояние, чтобы стала видна его "оболочка".
Определять объекты, окружающие ЗО, сопутствующие ему ("обживать надсистему").Окружение, "соседи"Что вокруг? Среди кого (чего)?Поставить себя на место ЗО и оглядеться кругом.
Определять свойства ЗО, его частей, "оболочки", "соседей". Замечать, как проявляются свойства в разных условиях. Выявлять, в какие взаимодействия вступает ЗО и что при этом меняется.Свойства и взаимодействияКакой? Что делает? На что способен? Что можно делать с ним? (не путайте с работой).Взять в руки (на первых порах по-настоящему, потом мысленно), осмотреть, ощупать и т.д.
Находить различные применения данному ЗО (полезные в данных условиях).РаботаДля чего служит?Действовать с ЗО (реально, потом мысленно).

 

Рассматривая таблицу, вы можете определить для себя, каким темам нужно уделить дополнительное внимание. Теперь — задания.

Задание 1

    Попробуйте найти свои варианты опорных вопросов, новые опорные образы и действия. Может быть, вы придумаете новые строки для этой таблицы?

Задание 2

    Проанализируйте предлагаемые детские загадки. Попробуйте определить, какие понятия (см.1-й столбик таблицы) использовали авторы загадок.

  1. "Зеленая, а не крокодил, на четырех ногах, а не стул, мокрая, а не варенье" (лягушка).

  2. "Плавает, а не рыба, возит людей, а не поезд" (корабль).

  3. "На одном круге пять палок" (ладонь руки с пальцами).
Задание 3

    Выберите любой предмет — это Ваш загадочный объект. Перебирая все строки таблицы, попробуйте придумать различные загадки. Самые интересные запишите.

    Вероятно, вы заметили, что многое зависит от того, какими средствами описан загадочный объект.

Вопрос 5. Как можно описывать части, свойства, место, работу?

    Ответ. Автору известно 4 способа описать "нечто" (см. таблицу 2).

 
               

Таблица 2

Название способа описанияПримеры из загадокПояснения
1.Прямое название"С бородой, а не старик, с рогами, а не бык" (козел). "На улице — рубашка, в избе — рукава" (солнце и лучи).Прямо названы части. Прямо названы места.
2.Отрицание"Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу — когда спать, когда встать" (будильник). "Без рук, без топоренка построена избенка" (гнездо).Названы отсутствующие части. Названы отсутствующие "соседи".
3.Неопределенное, указательное описание (с помощью таких слов, как "он", "мы", "часть", "свойство", "работа" и т.д.)"Кто-то утром не спеша надувает красный шар" (восход)."Кто-то"— указание на "соседа" (которого на самом деле нет).
4.Метафора — "маска" для описания."За леском, леском кипит гора с песком" (муравейник)."Гора с песком" — описывается ЗО, "кипит" — образное описание свойства.

    К сожалению, захватывающая тема построения и поиска образов остается пока за рамками этой работы.

Задание 4

    Прочитайте еще раз примеры из таблицы 2 и попробуйте подобрать к каждому другие способы описания ("С бородой, а не старик...", "с бородой" — способ прямого названия, "не старик" — способ отрицания и т.д.).

Задание 5

    Прочитайте поэтическую загадку. Укажите, как заданы в ней выделенные слова.


      Над полями, над озерами
      Лебедями
      белоперыми
      Мы без крыльев пролетали,
      Пух и перья потеряли. (Облака.)

    Проверьте себя (указаны номера соответствующих строк в таблице 2): 1, 1, 4, 2, 4.

Задание 6

    Предлагаемые детские загадки используют, в основном, прямые описания. Переделайте их, сменив способ описания не отрицание или метафору.

  1. "Растет, цветет, появляется, краснеет, срывается, съедается" (ягода).

  2. "Бегает, лает, кусает, дружит" (собачка).

  3. "Красный и толстый" (помидор).
Задание 7

    Выберите свой загадочный объект и придумайте загадки, используя разные способы описания. Обязательно проанализируйте, какими приемами Вы пользовались?

    Надеюсь, ваша педагогическая копилка материалов пополнилась интересными, а главное, собственными загадками. Значит, мы может перейти к следующему этапу нашей работы. Но прежде — оглянемся назад...

    Итак, мы уже знаем, какие вопросы будем изучать, используя загадки (таблица 1). Знаем, какими языковыми средствами можно при этом пользоваться (таблица 2). Перейдем к самому важному и сложному вопросу, а именно:

Вопрос 6. Как строить задания для детей?

    Ответу на этот вопрос посвящается вся оставшаяся часть главы. Предлагаю вам, читатель, сыграть... в ящик. В загадочный "морфологический ящик"1, представленный в таблице 3.

 
               

Таблица 3

АКоличество
Б
Свойство
В
Работа
Г
1.Часть
 
 
 
2.Место
 
 
 
3.Сосед
 
 
 
4.Объект
 
 
 
5.ВремяХХХХХХХХХХХХ

    Примечание.

    Знак ХХХХ указывает на то, что клеточка таблицы не используется.

Задание 8

    Научимся называть каждую клетку таблицы (исключая те, в которых стоит знак ХХХХ). Например: А-1 — часть, Б-1 — количество частей, В-1 — свойство части, Г-1 — работа части, В-2 — свойство места, Б-3 — количество "соседей" и т.д.

    Если вы предпочитаете образную символику, попробуйте найти для каждой клетки зрительную опору (см. таблицу 1). Например:

    А-1 В-3

    Впрочем, вероятно, вы придумаете что-то свое.

Задание 9

    Пользуясь опорными вопросами из таблицы 1, придумайте для каждой клетки табличку-опору. Например, клетка Г-1 (работа "соседей").

 
               

Таблица 4

Что вокруг? ("соседи")Для чего служат "соседи"?

 
Задание 10

    Выбрав подходящий, по вашему мнению, загадочный объект, придумайте загадки, используя полученные опоры. Составляя загадку, названия в первом столбике замените на неопределенные. Во втором столбике можно использовать и прямое название, и отрицание, и, если хватит фантазии, метафору.

    Пример. Составим загадку по опоре из задания 10. Сначала выберем ЗО, который удобно и интересно описать через окружающие его объекты (через "соседей"). Например, еда в тарелке. Заполним опору.

 
               

Таблица 5

Что вокруг? ("соседи")Для чего служат "соседи"?
ТарелкаУдерживает еду
ВилкаОтправляет еду в рот
НожРежет

    А вот загадка: "Кто я? Меня одна держит, другой режет, а третья уносит".

Выбирать клетки можно в зависимости от темы занятия. Хотим изучать части — берем клетки первой строки, хотим заниматься свойствами — клетки первого столбца, а если нужно быстро повторить надсистемы ("оболочки", места) и работу — сделаем опору из клетки Г-2.

Дальше познакомимся с новой серией заданий, позволяющей отследить изменения и зависимости между предметами и их признаками.

Задание 11

    Прочитайте три загадки и попробуйте определить, как они устроены. Для этого укажите, к какой клетке таблицы 3 относится каждое слово.

  1. "Днем обручем, ночью змеей" (пояс).

  2. "На улице столбом, в избе скатертью" (дым).

  3. "В лесу родился, в доме хозяйничает" (веник).

Проверьте себя:

  1. А-5, В-4, А-5, В-4.

  2. А-2, В-4, А-2, В-4.

  3. А-2, Г-4, А-2, Г-4.

Интересные закономерности, не правда ли? Выходит, составляя такие загадки, мы обязательно должны "достать из ящика" не одну, а две "клеточки". И загадка наша непременно будет иметь минимум две строчки: ведь она расскажет, как, изменяя одну характеристику, можно изменить другую.

Обычно, однако, я поступаю проще: планирую только первую часть опоры (источник изменений или зависимости), а вторую задаю общим вопросом "что происходит?" или "что меняется?". Каким окажется содержание второй части, подскажет сам загадочный объект.

Пример. Беру наугад клеточку — Г-3 (свойства "соседей"). Моя задача — придумать с детьми загадку, в которой ЗО зависит от свойств своего окружения. Классический пример — кукушкины яйца. Известно, что, подкладывая яйца в чужие гнезда, кукушка всегда окрашивает их под цвет "хозяйских" яиц. Делаем опору.

 
               

Таблица 6

Что вокруг?Каковы "соседи"?Что происходит?
Яйца птицы-хозяйкиСерыеКукушкины тоже серые
Яйца птицы-хозяйкиРябыеКукушкины тоже рябые

    Получим загадку: "Среди серых оно серое, среди рябых — рябое".

Задание 12

    Какие опоры подойдут к следующей детской загадке: "То сухая, то мокрая; внизу толстая, вверху тонкая; для человека горькая, для коровы сладкая" (трава)?

Задание 13

    Попробуйте придумать опоры и загадки, опираясь на клетки "свойства места", "время", "работа части" (части надо брать аналогичные), "свойство ЗО".

    Наконец, последняя тема, над которой я предлагаю вам поработать, — это описание через сравнение.

    Сравнивать можно все: объекты, их части, окружение, свойства, работу, время, количество. Достаточно подробно мы изучили этот вопрос в Городе Похожестей и Непохожестей. Здесь — подведем итоги. (Частично использованы материалы семинара И.Н.Мурашковской по развитию речи.)

Во-первых, сравнивают всегда с чем-то: если загадка строится на сравнении, то всегда есть посредник — то, с чем сравнивают. Колокольчик звенит — мы говорим "смеется" — значит, сравниваем с человеком. Человек улыбается — говорим "сияет, светится" — значит, сравнили с солнышком. Сравнить можно и со свойством, и с работой: "кричит, как ужаленный", "бежит, как на пожар"...

Во-вторых, описание через сравнение предполагает наличие трех элементов: описательной части, посредника ("похожесть") и отличительной части ("различие" или "непохожесть").

В-третьих, и описание, и различия, и посредник можно строить практически по любой клетке загадочного "морфологического ящика" (таблица 3).

Задание 14

    Продолжите предложения: "Духи похожи на брошку: по работе (украшают женщину), свойствам части (пузырек такой же твердый, как камешки на брошке и так же блестит..."); "Люстра отличается от зеркала: по работе (люстра освещает комнату, а зеркало — отражает происходящее в ней)..."

Задание 15

    Определите, по каким клеточкам таблицы строились описания и посредники в детских загадках.

  1. "Скользкая, а не лед, холодная, а не вода, длинная, а не сказка" (змея).

  2. "Глаза, как угольки, волосы, как ветки, нос, как кочерга, руки, как палки" (леший).

Проверьте себя:

  1. Описания (левая часть загадки): В-4, В-4, В-4.
    Посредники (правая часть загадки): А-4, А-4, А-4.

  2. Описания (левая часть загадки): А-1, А-1, А-1.
    Посредники (правая часть загадки): А-4, А-4, А-4.
Задание 16

    Определите, по каким клеткам таблицы 3 строились посредник и различия в загадке:
    "Ни окошек, ни дверей — полна горница людей" (огурец).

    Проверьте себя:

      Различия (первая строчка загадки): А-1, А-1.
      Посредник (вторая строчка): А-4.

Полная схема загадки, построенной на сравнении выглядит так:

 
               

Таблица 7

ОписаниеПосредникРазличие

Однако на самом деле в загадках используются любые две колонки (описание и посредник, посредник и различие, описание и различие). Рассмотрим, например, как устроена такая детская загадка:

"Прыгает, но не лает, ударяется, но не плачет" (мячик).

В таблице это выглядело бы так:

Таблица 8

ОписаниеПосредникРазличие
Что делает?На кого похожеКакими действиями отличается?
ПрыгаетНа собачкуНе лает
УдаряетсяНа малышаНе плачет
 

В данном случае в тексте загадки опущен посредник. Обратившись к главе 4, заметим, что опора в упражнении 4.2 ("На что похоже? Чем отличается?") построена из посредника и различия, а опора в упражнении 4.3 ("Какой?(Что делает?), Что такое же?") состоит из описания и посредника. Используя таблицу 3, можно при желании получить более конкретные вопросы.

Окончив на этом разговор о построении загадок, автор переходит к последней главе книги.


 

Глава 11.
ЗА ЧТО Я ЛЮБЛЮ ЗАГАДКИ

Решившись обучать малышей элементам ТРИЗ на "загадочной" основе, я почувствовала необходимость подробнее обосновать свой выбор. Тем более, что считаю: чему бы мне не пришлось их учить — счету, чтению или правилам дорожного движения, я поступила бы аналогичным образом.

Педагоги-тризовцы пришли в школу и детский сад с ясной целью: заменить репродуктивный способ обучения, нацеленный на выработку пресловутых знаний, умений, навыков, обучением через творчество, через решение нестандартных задач. Однако только нестандартными задачами нам, конечно, не обойтись. Должны наши дети воспринимать и запоминать довольно много информации.

Возьмем хотя бы системный подход — умение выделить объект как совокупность элементов и как часть чего-то большего. Здесь приходится давать задания не слишком творческие: назвать части предмета, назвать, куда в свою очередь входит сам предмет и т.д. То же происходит и со всеми инструкциями ТРИЗ: формулировкой противоречия, выявлением ресурсов и функций объекта и т.п. Все такие задания требуют тренировки. А где начинается тренинг, там, фактически заканчивается творчество. И большой беды тут нет, если бы не одна "мелочь": детям репродуктивные задания, как правило, неинтересны. Если и выполняют они такие задания с охотой, то больше из желания выделиться, утвердиться, заслужить поощрение. Познавательные мотивы — залог успешной учебы — формируются при этом слабо.

Добавим такой факт, что далеко не у всех детей самоутверждение может служить стимулом к работе. Ленивцы и двоечники, как грибы, растут на репродуктивных задачах.

Возникает противоречие: нетворческие задания должны быть, чтобы дети получали необходимую тренировку, и их не должно быть, чтобы не пропадал интерес к учебе. Загадка — один из способов разрешения этого противоречия.

В самом деле, с точки зрения педагога задание "опиши яблоко" ничем не отличается от предложения составить загадку про яблоко по схеме 1 — простую описательную загадку. Но, выполняя это малотворческое задание, малыш думает о том отгадывающем, который стоит сейчас за дверью: для него, единственного в классе, отгадать загадку — задача действительно творческая. Дети не занимаются скучным сообщением давно известных о яблоке истин, они составляют для своего товарища творческое задание. Согласитесь, есть разница!

Вот почему я так люблю загадки. Может быть, теперь и вы, коллеги, разделите мое чувство.

Мне хотелось сделать материал, легкий и приятный для чтения в начале и по-настоящему интересный (несмотря на сложность) в конце. Я надеюсь, что слово "ТРИЗ" не испугало тех, кто не слышал о теории раньше. И, может быть, мне удалось передать если не знания, то хотя бы ощущение радости от занятий "детской" ТРИЗ.

Отдавая на суд коллег свою работу я, как всегда, надеюсь на критику, помощь и сотрудничество.

Удачи нам!


      Автор выражает благодарность ученикам и учителям школы-гимназии № 30 г. Петрозаводска, принявшим самое активное участие в создании и проверке данного материала; коллегам-тризовцам И.Л.Викентьеву, С.И.Гин, И.Н.Мурашковской, чьи замечания и идеи были использованы в данной работе; всем педагогам, кто своими письмами, проявленным интересом и участием поддержал эту работу.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Альтов Г. И тут появился изобретатель. — М.: Детская литература, 1989.

  2. Иванов Г.И. И начинайте изобретать. — Иркутск, 1988.

  3. Сикорук Л.Л. Физика для малышей. — М.: Педагогика, 1983.

  4. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления/ Знание. Народный университет. Педагогический факультет. № 6/82, 9/83, 9/84, 12/85.

  5. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. — М.: Просвещение. 1985.

  6. Гафитулин М.С. Фантазия, как творчество. — Жуковский, 1988, рукопись в фонд ЧОУНБ.

  7. Гин С.И. Из опыта знаний по развитию мышления в начальной школе. — Гомель, 1991, рукопись в ЧОУНБ.

  8. Шуб Л.Г., Шустерман М.Н. ТРИЗ в детском саду. — Норильск, 1989, рукопись в ЧОУНБ.

  9. Нестеренко А.А. Игры по РТВ для дошкольников и младших школьников. — Петрозаводск, 1990, рукопись в ЧОУНБ.

  10. Мурашковкая И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста. — Елгава, 1991, рукопись а ЧОУНБ.

  11. Френклах Г. Игры по развитию системного мышления у детей. — Израиль, 1991, рукопись в ЧОУНБ.

  12. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. — М.: Учпедгиз, 1957.

  13. Загадки — Л. наука, 1968.

  14. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. ступеньки к творчеству. — М.: Педагогика, 1987.

  15. Рябцева С.Л. Дети восьмидесятых. — М.: Педагогика. 1989.

  16. Черный конь скачет в огонь. Русские загадки. — М.: Детская литература, 1968.

  17. Юдин Г. Букваренок. — М.: Детская литература, 1988.
 

вверх

1 Метод морфологического анализа — один из неалгоритмических методов изобретательства, позволяющий получать новые объекты, соединяя различные варианты их признаков. Для удобства признаки записываются в таблицу, называемую иногда "морфологическим ящиком".



(c) 1997-2004 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
(с) 1997-2004 OTSM-TRIZ Technologies Center


http://www.trizminsk.org

02 May 2004