НАЧАЛО

СТРАНА ЗАГАДОК

© Алла Александровна Нестеренко
преподаватель курса "Развитие творческого воображения".
г. Петрозаводск alla_triz@onego.ru
источник: публикации в журнале "Пачатковая школа" октябрь 1995 г.


 

Глава 1.
КАКАЯ ОНА — СТРАНА ЗАГАДОК?

Глава 2.
ГОРОД САМЫХ ПРОСТЫХ ЗАГАДОК

Глава 3.
ГОРОД ПЯТИ ЧУВСТВ

Глава 4.
ГОРОД ПОХОЖЕСТЕЙ И НЕПОХОЖЕСТЕЙ

Глава 5.
ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ ЧАСТЕЙ

Глава 6.
ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ МЕСТ

Глава 7.
ГОРОД ЗАГАДОЧНЫХ ДЕЛ

Глава 8.
ГОРОД ПРОТИВОРЕЧИЙ

Глава 9.
ЗАГАДОЧНАЯ ШКОЛА

Глава 10.
ЧТО ДАЛЬШЕ?

Глава 11.
ЗА ЧТО Я ЛЮБЛЮ ЗАГАДКИ


Введение

Данный сборник составлен по материалам занятий, которые проводятся в начальных классах школы-гимназии № 30 города Петрозаводска. Дети называют эти занятия "фантазированием". Официальное название курса — "Развитие творческих способностей с использованием элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ)".

Проблемой развития творческих способностей детей серьезно занимаются сегодня и психологи, и педагоги, и родители. Обозначились несколько путей решения этой проблемы.

Одни специалисты подробно изучают структуру и качество творческого мышления и воображения. По существу, они проводят тренинг способностей, делая основной акцент на выполнении заданий типа: "Придумайте как можно больше различных применений данному предмету" или "Составьте предложения, включающие заданный набор слов" и т.д. Такие упражнения, конечно, развивают детей, но вряд ли воспринимаются ими как творчество. Ведь даже в понимании ребенка творчество должно давать яркий, привлекательный и новый результат. Развивать творческие способности, не приучая к творчеству, на наш взгляд, все равно что учить плавать только на суше. Захочется ли когда-нибудь нашему ученику применить свои способности к настоящему творчеству? Сумеет ли он это сделать?

Другие педагоги увлеченно творят вместе с детьми — лепят, рисуют, играют пьески, сочиняют сказки, не особенно задаваясь вопросом, какие именно способности они при этом развивают. На всю жизнь прививая детям вкус к творчеству, они, однако, не оставляют им осознанных инструментов для самостоятельного движения вперед. Своим уникальным опытом созидания эти люди практически не имеют возможности поделиться. Ведь только осознанный, выраженный в четких правилах и приемах опыт вполне инструментален.

В этом смысле ТРИЗ дает уникальные возможности, позволяя улучшать старое и создавать новое, т. е. творить, пользуясь конкретными правилами, понятиями, приемами. Основанная на объективных законах развития окружающего мира, теория решения изобретательских задач позволяет решать творческие задачи любому, кто вникнет в ее правила.

Дети старшего возраста, изучая ТРИЗ, делают настоящие изобретения в технике, пишут фантастические рассказы. Малышам сложнее: они еще не знают физики, химии, черчения, так нужных изобретателю, не владеют письменной речью.

Необходимость подбора объектов изобретательства для самых маленьких учеников и привела нас к загадкам. Наверное, ни одного ребенка не оставит равнодушным хорошая загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение загадок — это творчество, доступное даже 4 — 5-летним детям.

Предлагаемый материал был опробован в течение полутора лет в классах шестилеток и при организации индивидуальной работы с детьми класса выравнивания (8 — 9 лет) дал, на наш взгляд, неплохие результаты.

Опыт применения данного материала позволяет сформулировать несколько советов, особенно тем педагогам, которые плохо знакомы с ТРИЗ.

  1. "Страна Загадок" — не сборник поурочных планов, а только общая канва занятий. Например, в изложении автора тема "Цвет" занимает в зависимости от возраста и уровня развития детей 1 — 2 полных занятия. Преподаватели соответственно своим методическим целям могут либо дополнить данную общую схему занятий, либо использовать фрагменты этого материала на других уроках. Примером творческого (хотя, на наш взгляд, и не лишенного ошибок) использования материалов "Страны Загадок" может служить работа С.Гин "Из опыта занятий по развитию мышления в начальной школе" [7].

  2. Данный материал представляет срез занятий, касающийся в основном темы загадок. Надо иметь в виду, что наши уроки в качестве обязательных элементов содержат изобретательские задачи. Синтез задач и их решений — тема отдельной работы.

  3. Наконец, педагогам-нетризовцам, всерьез заинтересовавшимся данной темой, советуем пройти обучение на специальном семинаре.

За справками можно обращаться по адресу: 185035, г. Петрозаводск, а/я 53, Ассоциация ТРИЗ.

Несколько слов о структуре предлагаемой работы. В первых 8 главах дана общая канва уроков, указаны дидактические цели, кратко описан сюжет занятий, представлены конкретные упражнения, примеры загадок.

В главе 9 сделана попытка показать, как данный материал может быть применен в рамках школьных предметов.

В главе 10 предложены общие схемы, позволяющие синтезировать довольно широкий спектр загадок. Овладев этим материалом, педагог, по мнению автора, сможет строить свои планы загадок в соответствии с собственными дидактическими целями.

В главе 11 автор делится своими размышлениями о роли загадок в обучении малышей.


 

Глава 1.
КАКАЯ ОНА — СТРАНА ЗАГАДОК?

Что мы знаем о Стране Загадок? Начнем с того, что это страна и, значит, как во всякой стране, в ней есть горы, реки, моря, города, дороги. Точнее — загадочные горы, загадочные реки, загадочные моря... Или так: горы-загадки, реки-загадки... А что такое река-загадка? Может быть, это река, которая есть и в то же время ее нет? Предоставим вам решить с детьми эту проблему, а мы свернем на дорогу (тоже загадочную), которая ведет в Город Загадок. Город этот заселен загадочными (точнее, загаданными) предметами. Жители Страны Загадок появляются перед нами только в том случае, если мы их разгадаем, а в остальное время они прячутся в своих домиках и оттуда рассказывают нам о себе загадочные вещи.

Дети сами придумали приносить на урок загадки в таком виде: в тетради нарисован домик, на двери его (дверь прорезана) — текст загадки, если ее открыть, виден нарисованный на следующей странице ответ.


 

Глава 2.
ГОРОД САМЫХ ПРОСТЫХ ЗАГАДОК

Наша первая цель — научиться систематизировать предметы по некоторым признакам. Путешествие начинается с Города Самых Простых Загадок. Здесь четыре улицы: "Форма", "Цвет", "Размер", "Вещество". Напишем на доске названия улиц, в центре образуем Центральную площадь.

Чтобы загадать предмет в этом городе, надо описать его по форме, цвету, размеру (в сравнении с другими предметами) и указать, из чего он сделан.

Пример: "Прямоугольное, коричневое, меньше стены, но больше окна, деревянное" — доска.

Но, прежде чем составлять настоящие загадки, пройдемся по улицам города.

Улица "Форма"

    УПРАЖНЕНИЕ 2.1.

    — Вот в этом домике живут круглые и плоские предметы. Угадайте, кто населяет домик. Какая команда (ряд учеников) поселит в домик больше жильцов?

    Считаем при помощи фишек.

    УПРАЖНЕНИЕ 2.2.

    — Стучимся в следующий домик, а нам отвечают: "Предметы, что живут здесь, встречаются в вашем классе, и в их форме есть прямоугольник. Пусть ребята вспомнят нас с закрытыми глазами". Внимание: закрываем глаза и думаем, пока я медленно сосчитаю до десяти. Потом тот, кого я трону указкой, отвечает, не открывая глаз.

    На этой улице мы также знакомимся с простыми пространственными формами: цилиндром, конусом, кубом.

    УПРАЖНЕНИЕ 2.3.

    — Посмотрите, на столе — детали различной формы из детского конструктора-строителя — домики загадок. Мимо "пролетают" две игрушечные птички: одна летит высоко, другая — низко. Первая птичка, глядя на домики сверху, говорит: "Я вижу два круга и один квадрат". Вторая смотрит практически спереди и возражает: "Ничего подобного, здесь один прямоугольник и два треугольника". Догадайтесь, кто из них прав.

    Так впервые, быть может, дети получают представление о том, что вещи с разных расстояний воспринимаются по-разному.

Улица "Цвет"

    Ведем разговор об оттенках цвета и их названиях. Можно показать волчок, смешивающий все цвета радуги в белый цвет.

Улица "Размер"

    Дети знакомятся с понятиями "длина", "ширина", "высота", учатся описывать размеры в сравнении (например, шире пенала, но уже спинки стула). Полезно начать разговор о предметах, обладающих парами противоположных свойств (толстый — тонкий, широкий — узкий, высокий — низкий и т.п.).

    УПРАЖНЕНИЕ 2.4.

    — Отгадайте загадку: что бывает сначала большим, потом маленьким? (Булка, конфета, сахар в чае...) — А что бывает сначала маленьким, а потом большим? (Человек, дерево, мыльный пузырь, тесто, все, что растет.)

    — А что бывает то большим, то маленьким? (Надувная игрушка, складная мебель, ручка-указка...)

    Здесь же мы делаем первые шаги в развитии воображения.

    УПРАЖНЕНИЕ 2.5.

    — К нам в гости пришел гномик. Гномик мечтает стать великаном. На улице "Размер" это возможно, требуется только помощь детей. Для того чтобы гномик вырос, надо рассказать всем, что гномик умеет делать какое-то дело, которое только рослому по плечу. Расти гномик предпочитает постепенно, не резко. Итак, начинаем: "Гномик такой большой, что может, как вы, сидеть за партой". Кто следующий? "Гномик может достать до потолка", "Гномик может достать птичку из гнезда", "...повалить девятиэтажный дом", "...выпить целое озеро", "...шагать с планеты на планету", "...гномику наша Земля кажется глобусом" и т.д.

    В конце концов гномик сам страшно пугается своего великанского роста и просит сделать его крошечным. "Гномик теперь такой маленький, что может пройти в замочную скважину", — начинаю я. Дети продолжают: "Гномик такой маленький, что ему лужа кажется океаном", "...когда ему на голову упала хлебная крошка, он заплакал — подумал, что это кирпич", "...его невозможно увидеть даже в микроскоп". И наконец, "Гномик такой маленький, что он вообще ни одного дела сделать не может".

    Задача для вас, читатель: попробуйте описать еще более маленького гномика.

    Примечание 1.

    В этом задании имеет значение именно постепенность роста, иначе есть вероятность, что найдется умник, который сразу предложит увеличить гномика до размеров Вселенной, и тогда остальным детям нечего будет делать.

    Примечание 2.

    Существенно и то, что мы описываем рост гномика через его дела. Описать рост в сравнении (например, размером с небоскреб) гораздо проще, чем подобрать великану подходящее занятие.

    УПРАЖНЕНИЕ 2.6.

    Разочаровавшись в перспективах стать великаном или, наоборот, микробом, наш герой просит детей нарисовать для него самое большое в мире дерево, чтобы он мог иногда залезать на него и смотреть вокруг. Кроме того, рядом с этим деревом он сможет, когда захочет, чувствовать себя совсем маленьким.

    — Нарисуйте очень-очень большое дерево на обыкновенном листе бумаги.

Улица "Вещество"

    Здесь мы даем представление об агрегатном состоянии вещества. Используем для этого известную в ТРИЗ модель — Метод Маленьких Человечков (ММЧ) [8].

    — Представим себе, что все предметы, вещества, все живое и неживое вокруг нас состоит из маленьких-маленьких человечков. Человечки ведут себя по-разному. Человечки твердых тел (камня, дерева) крепко держатся за руки. Руки у них сильные — ни разжать, ни согнуть. Вот почему твердое тело не меняет форму. Человечки жидкости за руки не держатся: стоят плотно рядышком друг с другом, переминаясь с ноги на ногу. Вот почему жидкость не держит форму. Но если наполнить стакан "жидкими" человечками, то новых жильцов туда уже не добавить: человечки ведь стоят плотно друг к другу, свободного места между ними нет. Есть еще газообразные человечки. Эти — непоседы, они располагаются довольно далеко друг от друга, все время перебегают с места на место, сталкиваясь лбами. Зато в стакан, где, казалось бы, полно газообразных человечков, вполне можно добавить их еще столько же (вспомним: расстояния между человечками большие. Вдунем еще воздуха в стакан — человечки потеснятся, станут чуть плотнее, только и всего).

    Несколько ребят, вышедших по желанию к доске, с удовольствием демонстрируют поведение маленьких человечков в твердых, жидких и газообразных веществах. Можно ввести понятие "мягких" человечков: они держатся за руки, но руки их легко гнутся (человечки ткани, полиэтилена, бумаги).

    Далее в нашем городе появляются загадки с маленькими человечками.

    УПРАЖНЕНИЕ 2.7.

    — Угадайте, что нарисовано: снаружи — твердые человечки, внутри — твердые вперемешку с жидкими, а в центре — снова твердые. (Это может быть вишня, слива, персик в разрезе, а может быть и озеро: в центре — большой остров, ближе к берегу — мелкие острова).

    Дети находят множество вариантов решения подобных загадок.

    УПРАЖНЕНИЕ 2.8.

    — Придумайте сами загадку с маленькими человечками и нарисуйте ее. (Вариант: группа детей придумывает загадку и разыгрывает ее, изображая маленьких человечков.)

    После внимательного исследования всех улиц города выходим на Центральную площадь, где улицы пересекаются. Здесь живут загадки, требующие описания предмета по форме, цвету, размеру и веществу вместе. Начинается составление более сложных загадок.

    Примечание 3.

    На этом этапе учителю следует запастись разными несложными предметами: мелом, пеналом, зеркальцем, глобусом, указкой, банкой и т.д. (Далеко не все предметы удобно загадывать по плану "форма — цвет — размер — вещество".)

    Как играть в загадки? Мы используем несколько типов игр.

    УПРАЖНЕНИЕ 2.9.

    Один ученик, который будет отгадывать загадку, отправляется за дверь. Учитель показывает классу предмет и обсуждает с детьми, как составить загадку. Затем предмет прячут и вызывают отгадывающего. Заметим, что быть тем, кто отгадывает загадку, непросто. Нужно уметь представить предмет по описанию, соединить в уме различные свойства объекта. Если не верите — попробуйте для начала сами.

    УПРАЖНЕНИЕ 2.10.

    Следующий шаг — составление загадок в уме. Отгадывающий теперь не выходит за дверь. Он поворачивается лицом к доске, учитель показывает классу предмет, и дети молча, в уме, составляют загадку. Затем все повторяется, как в предыдущей игре.

    УПРАЖНЕНИЕ 2.11.

    — Я загадала предмет. Он живет вот в этом домике и сам о себе ничего не хочет рассказывать. Но попробуйте задавать ему вопросы. Может быть, он ответит на них.

    Дети быстро приходят к мысли, что вместо простого перебора вариантов удобнее сначала "пройтись" по уже известным улицам и выяснить форму, цвет, размер, вещество. Находят и другие умные вопросы: для чего служит этот предмет? Где находится? И т.п. Есть еще способ предупредить бессмысленный перебор вариантов. Заранее договариваюсь с кем-нибудь из детей, и мы на два голоса читаем такой стишок:

    Учитель: — Загадала я предмет.

    Ученик:
    — Это лейка? — Нет.
    — Не линейка? — Нет.
    — Может, чашка? — Нет.
    — Промокашка? — Нет.
    — Это кнопка? — Нет.
    — Значит, пробка! — Нет.
    Ученик:
    — Не могу найти ответ.

    Далее спрашиваю: "Почему это Ира никак не может отгадать мою загадку? О чем ей надо было меня спросить сначала?"

    Далее переходим к игре "Диалог с ЭВМ", или "Да-нетка".

    УПРАЖНЕНИЕ 2.12.

    — В нашем городе есть большой компьютерный центр. Кто знает, что такое компьютер? Так вот, электронно-вычислительные машины (ЭВМ) тоже умеют задавать загадки и даже могут ответить на ваши вопросы. Но, в отличие от человека, машина умеет пока говорить только два слова: "да" и "нет". Если задать машине вопрос, на который нельзя ответить ни "да", ни "нет", в ней происходит сбой, она делает так: "Ц-ц-ц..." (при этом выразительно щелкаю языком). Итак, попробуйте разгадать загадку компьютера. Задавайте ваши вопросы.
    — Какой он формы? — Ц-ц-ц...
    — Какого цвета? — Ц-ц-ц...

    Наконец кто-то сообразил: — Он круглый? — Да!

    Примечание 4.

    Первое время дети плохо следят за ответами других, поэтому желательно, чтобы компьютер иногда останавливался и легким жужжанием просил повторить то, что уже известно о загаданном предмете.

    Когда игра освоена, нужно сменить способ описания объекта.

    УПРАЖНЕНИЕ 2.13.

    — А теперь компьютер предлагает новую игру. Он загадал одного из героев сказки или мультфильма. На доске написаны вопросы, которые подскажут вам путь к отгадке. Помните, что компьютер может отвечать только "да" или "нет".

    Вопросы, написанные на доске: на кого похож? Где живет? Как передвигается? Чем занимается?
    — А где он живет? — Ц-ц-ц...
    — Он живет в доме? — Нет!

    Примечание 5.

    Малыши лучше справляются с "Да-неткой", если задать им план (опору) в виде ключевых вопросов. Для детей, не умеющих читать, можно заменить вопросы символами. Конечно, сначала требуется научить детей понимать символы.

    Примечание 6.

    В приведенных случаях опорные вопросы не исчерпывают, естественно, всех веток системного подхода. Но это, на наш взгляд, и не нужно. Опора не должна быть громоздкой, дети придумают свои ветки в зависимости от контекста загадки.

    Примечание 7.

    Для педагогов, знакомых с методами изобретательства, отметим еще один сверхэффект игры "Да-нетки": задавая вопросы, дети проводят фактически морфологический анализ объекта по осям, предложенным преподавателем (опора на доске — оси морфоящика). Таким образом, работа с "Да-неткой" логично выводит нас на построение морфологических таблиц.


 

Глава 3.
ГОРОД ПЯТИ ЧУВСТВ

Наша очередная цель — научить детей использовать свои 5 чувств как ресурсы для решения различных задач.

Чтобы попасть в Город Пяти Чувств, надо пройти через Ворота Завязанных Глаз. Выбираем ученика-проводника, завязываем ему глаза. Я достаю из сумки колокольчик или дудочку, флакончик духов, открытые баночки с сахаром и солью одинакового помола. По звуку, запаху, на ощупь, на вкус проводник должен определить, что за предметы ему предлагаются. Дети объясняют, какое чувство помогло им определить предмет.

Делаем вывод. У человека имеется:

5 чувств5 органов чувств5 способов что-либо обнаружить
ЗрениеГлазаУвидеть
СлухУшиУслышать
ОсязаниеКожаПощупать
ОбоняниеНосПонюхать
ВкусЯзыкПопробовать на вкус

Пять чувств — пять улиц в городе.

Улица "Зрение"

    УПРАЖНЕНИЕ 3.1.

    — Посмотрим на предмет и опишем, каким мы его видим (не только форму, цвет, размер, вещество, но и другие признаки).

    Организуем соревнование: какая команда (например, какой ряд учеников), глядя на предмет, составит самую длинную загадку? Число признаков считаем фишками. Самую длинную загадку поселим в самый большой домик.

Улица "Слух"

    — Живущие здесь предметы можно отгадать по звучанию. Но сейчас на улице — тишина, все звуки попрятались. Что же нам делать? Чтобы услышать загадочный предмет, надо, чтобы он звучал. А загадки, испугавшись нас, все смолкли...

    Решаем затаиться и помолчать. Может быть, загадки подумают, что мы ушли, и зазвучат снова?

    УПРАЖНЕНИЕ 3.2.

    — Давайте закроем глаза, будем сидеть тихо-тихо и послушаем, какой звук появится и с какой стороны...

    Услышали: слева — свист, справа — шуршание, с середины класса — стук.

    — Значит, в домике напротив первого ряда живут предметы, умеющие свистеть. Отгадайте обитателей домика.

    Аналогичное задание — другим рядам учеников.

    УПРАЖНЕНИЕ 3.3.

    — У меня в руках — детское ведерко.

    Оно умеет грохотать, поэтому было поселено в один домик с танками, пушками и пулеметами. Ведерко просит подыскать ему другую квартиру. Вопрос: что можно сделать с ведерком, чтобы оно научилось издавать более мирные звуки?

    Решаем налить в ведерко воду. Теперь оно будет булькать и сможет жить вместе с ручейком и водопроводным краном.

    Здесь же изучаем природу звука. Наблюдаем, как звучат дрожащие предметы, как дрожит наше горло, когда мы произносим звук, моделируем человечками (с помощью самих детей) колебания в твердой, жидкой, газообразной среде. Делаем выводы о том, где звук распространяется лучше и где хуже. Для закрепления темы играем со спичечным телефоном [3].

Улица "Осязание"

    Какими бывают предметы на ощупь? Острыми, тупыми, гладкими, твердыми, мягкими, теплыми, холодными, скользкими, шероховатыми, сплошными, дырявыми...

    УПРАЖНЕНИЕ 3.4.

    На столе — картонный домик со снятой крышкой. Предлагаю желающим пощупать жильцов домика. Первый ученик получает задание: найти гладкий предмет, назвать его, достать и показать всем. Нащупал гладкий предмет — получаешь очко. Следующее задание — найти мягкий предмет и т.д.

    Для старших детей усложним задачу: нащупать предмет, отличающийся двумя признаками (например, мягкий и шероховатый), затем — тремя признаками и т.д.

Улица "Обоняние"

    Заселяем домик предметами, которые приятно пахнут. Пытаемся отличить по запаху разные сорта духов и одеколона, моделируем человечками, как пахнут духи.

Улица "Вкус"

    Заселяем кислый, сладкий, пресный, соленый домики. Пытаемся отличить на вкус ягоды брусники от клюквы.

    Задания могут быть самыми разными, важно только действительно включить, нагрузить все 5 чувств, показать детям их необходимость.

    Далее переходим к загадкам, в которых, кроме известных раньше признаков (форма, цвет...), появляются новые. Возможные вопросы: как звучит? Какой на ощупь? Чем пахнет? Какой на вкус? Правила игры те же, что и в предыдущей теме. Меньше, однако, останавливаемся на описательных загадках, больше — на "Да-нетках".

    Примечание.

    Педагогам, владеющим решением изобретательских задач, рекомендуем уже на этом этапе ввести в занятия задачи на обнаружение. Например, задачу о том, как обнаружить выпадение пломбы из зуба [2]. (Ответ — под пломбу предварительно закладывается вещество с сильным вкусом, например сахарин).

    При решении таких задач детям дается опора — 5 способов что-либо обнаружить: увидеть, услышать, понюхать, пощупать, попробовать на вкус.


 

Глава 4.
ГОРОД ПОХОЖЕСТЕЙ И НЕПОХОЖЕСТЕЙ

Цель — развить у детей ассоциативное, образное мышление, научить сравнивать предметы и явления.

В Городе Похожестей и Непохожестей живут очень красивые загадки. Здесь можно поселить любой предмет — каждому найдется место.

Чтобы попасть в город, требуется пропуск.

УПРАЖНЕНИЕ 4.1.

— У меня в руках меховая шапка. На что она похожа?

Возможные ответы: на котенка, крокодила, сугроб снега, медвежью берлогу. Просто ответить на вопрос недостаточно. Надо доказать, что шапка похожа, допустим, именно на крокодила: "С какой стороны надо смотреть, чтобы крокодила увидеть? А где у него хвост? Под водой? А что он сейчас делает? И т.д." [5].

Когда каждый ряд учеников получил свой пропуск, заходим в город. Здесь загадочные предметы живут в окружении друзей, на которых они похожи. Похожие предметы не прячутся, свободно выходят из домика и с удовольствием рассказывают, что общего у них с героем загадки и что отличного.

УПРАЖНЕНИЕ 4.2.

На доске — опора. Составим по ней загадку.

На что похоже?Чем отличается?
На балеринуНеживой
На зонтикОт дождя не укроет
На грибНесъедобный

Пример — загадка о маленьком настольном волчке: "Как балерина, но неживой; как зонтик, но от дождя не укроет; как гриб, но съесть его нельзя. Что это?"

Примечание 1.

Составляя загадку, надо обратить внимание детей, что отличия нужно искать важные, существенные, а не просто любые.

В другом домике предметы поступают иначе — они рассказывают, чем похож на них герой загадки.

УПРАЖНЕНИЕ 4.3.

На доске — новая опора.

Какой? (Что делает?)Что такое же?
СветитЛампа
ТаетСнег
КапаетДождь

Пример — загадка о свечке. Разделив каждую пару слов связкой "а не", получим загадку: "Светит, а не лампа; тает, а не снег; капает, а не дождь".

Примечание 2.

Какие формы работы можно предложить? Как и прежде, составляем загадки коллективно для одного отгадывающего (но можно и для группы). Здесь мы не используем составление загадок в уме, т. к. эти загадки предполагают кропотливую работу над словом. Лучше разбить детей на команды и организовать соревнование между командами. Можно предложить составить загадки дома, тогда необходимо выдать детям бланки с опорами. На одной стороне бланка пишется загадка, на другой — ответ.

Примечание 3.

Задания, описанные в этой главе, предполагают умение читать и писать. Это требование можно обойти, если дать опору устно (она хорошо запоминается) и подключить к домашней работе родителей.


 

Глава 5.
ГОРОД ПОХОЖЕСТЕЙ И НЕПОХОЖЕСТЕЙ

Цель — познакомить детей с понятием подсистемы (части объекта), научить выделять части внутри целого.

"Две ноги на трех ногах, а четвертая — в зубах..." — с этой известной загадки К.И.Чуковского открываем вход в Город Загадочных Частей, где все предметы загадывают, указывая на их части. Здесь живут очень странные предметы. Одни из них любят разбираться на части и в таком разобранном виде выглядывают из окон своих домиков. Другие просто высунут наружу нос, или хвост, или какую-нибудь другую загогулину (не поймешь — то ли это руль, то ли водопроводный кран), а иные вообще спрячутся в погреб и только оставят на видном месте свой след — вот и изволь разгадать их по следу...

Здесь мы посоветуем преподавателю подумать немного и составить задания самостоятельно. По крайней мере, мне кажется, что упражнения, предложенные ниже, далеко не исчерпывают возможностей данной темы.

Улица Неоконченных Картин

    УПРАЖНЕНИЕ 5.1.

    — Проходил как-то по городу ленивый художник. Видит - стоят пустые дома, построенные специально для еще не придуманных загадок. "Дай-ка, — думает, — нарисую загадки и поселю их в домики". Начал он рисовать, но лень ему стало. Бросил он начатое дело и пошел дальше. Подошел к другому домику — и там работу начал, да не закончил. Так не дорисовал ленивый художник целую улицу. Вот на альбомных листках эти неоконченные загадки. Давайте поможем ленивому художнику. Попробуйте придумать, что он хотел нарисовать, и докончите его рисунки [4].

    Примечание 1.

    Интересно выглядит это задание, когда всем детям предлагается одинаковый фрагмент рисунка. У одного ученика он превращается в ослиный хвост, у другого — в дудочку, у третьего — в лепесток цветка.

    УПРАЖНЕНИЕ 5.2.

    У меня в руках — картонный домик с прорезанным окошком. Из домика по очереди выглядывают его жильцы — загадочные предметы. Стараюсь показать предмет через окошко так, чтобы узнать его было непросто. От ножниц показываю только половину одного кружка, знакомую игрушку переворачиваю вверх ногами и высовываю из окна пятками вперед... Задача детей — угадать, кто прячется в домике.

    Следующий шаг: дети сами показывают друг другу предметы или свои рисунки через окошки домиков.

Улица Разобранных Предметов

    УПРАЖНЕНИЕ 5.3.

    Загадываем предмет, указывая составные части и их количество. Например: 4 колеса, 1 мотор, 1 руль, 1 кабина, 1 багажник — получится автомобиль (не спутайте с мотоциклом — там нет кабины). Вот такие загадки живут на Улице Разобранных Предметов. Опора для составления загадок выглядит так:

    Количество частей (Сколько?)Названия частей
     
     

    Примечание 2.

    Несмотря на свою примитивность, эта схема полезна, так как позволяет сравнить, например, состав схожих предметов (транспортных средств, кушаний, мебели и т.п.).

    УПРАЖНЕНИЕ 5.4.

    — Как составить загадку про стул, указывая его части? — Четыре ножки, спинка, сиденье.
    — Хорошо, но это будет слишком простая загадка. Скажите, а если бы я сняла ножку у стула и показала ее отдельно, как бы вы ее назвали?
    — Просто палочка.
    — Отлично. И как тогда составить загадку про стул? — Четыре палочки, две доски...

    Опора в этом случае остается та же, что и раньше, только надо пояснить, что части указываются не напрямую. Говоря взрослым языком, надо абстрагироваться от того предмета, о котором идет речь.

    Примечание 3.

    Предметы, подходящие для Улицы Разобранных Предметов: счеты (на десяти палочках по десять кружочков), шторы, лампочка, расческа, вилка.

Улица Похожих Частей

    Здешние загадки отличаются тем, что указывают, на что похожа каждая часть.

    УПРАЖНЕНИЕ 5.5.

    Составляем загадки со следующей опорой:

    Названия частейСколько?На что похожи?
    Дужки2Рыболовные крючки
    Стекла2Медузы
    Оправа1Буква "В"

    Пример: коллективная загадка про очки. Первый столбик в таблице убираем (например, стираем резинкой), получаем: "2 медузы на двух крючках, одна буква "В". (Очки.)

    Примечание 4.

    Рекомендация стирать столбик, раскрывающий загадку, т. е. столбик "Названия частей", существенна. Дети не могут смириться с тем, что в записи загадки ясно виден ответ. Если это не предусмотреть, они просто откажутся от опоры.

    Можно предложить и другие удобные схемы загадок по данной теме. Предоставляем читателям сделать это самим, используя материал главы 10.

Улица Молчаливых Загадок

    УПРАЖНЕНИЕ 5.6.

    — Как нарисовать кота, не рисуя его?

    Можно изобразить хвост, торчащий из-за калитки, или лапу, или усы. Можно оставленный котом след (лужицу пролитой сметаны) . Кот, нарисованный по частям, тоже не слишком хорошо узнается. Наконец (это для самых смышленых детей) нарисованный маленький кот становится частью большой мышки. Есть кот — и нет его.

    Видимо, вам уже ясно, почему именно эти загадки молчаливые: их загадывают без помощи слов, одним рисунком.

 

вверх


(c) 1997-2004 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
(с) 1997-2004 OTSM-TRIZ Technologies Center


http://www.trizminsk.org

02 May 2004