| | |
ПЯТЬ ВОПРОСОВ К ГЕРОЮ
Как часто, выясняя характер или оценку поступка героя, мы слышим в ответ: - Он хороший. А тот плохой.
Весь мир черно-белый, упрощенный, незыблемо постоянный. Почему?
Почему ребенок не замечает конкретные черты характера, их оттенки? Почему не обращает внимания на противоречивые поступки героев? Почему не углубляется в причины этих поступков, не дает им оценки с разных точек зрения?
Давайте, посмотрим вместе на любую народную сказку. Для нее характерна развитая сюжетная линия, но в тексте не содержатся богатые описания героев, а тем более - суждения о их мотивах, характерах, морали. Получается, что ребенок должен сам все это определить, используя только описанные в сказке события. Ведь это очень сложная задача.
Чтобы помочь в ее решении, мы установили определенный порядок анализа. В нем мы используем для каждого героя пять взаимосвязанных вопросов. Именно взаимосвязность позволяет использовать ответы на одни вопросы для следующих суждений. Детям становится ясна логическая цепочка рассуждений, и задача перестает быть трудной. Что же это за вопросы? Перечислим: вопрос о действии героя (Д), о целях этого действия (Ц), характере героя (Х), достигнутом результате (Р) и морали (М).
Рассмотрим ход анализа на примере конкретной сказки.
ЛИСА И РАК
Лиса и рак стоят вместе и говорят промеж себя. Лиса говорит раку: "Давай с тобой перегоняться". Рак: "Что ж, лиса, ну давай!"
Зачали перегоняться. Лишь лиса побегла, рак уцепился лисе за хвост. Лиса до места добегла, а рак не отцепляется. Лиса обернулась посмотреть, вернула хвостом, рак отцепился и говорит:
"А я давно уж жду тебя тут".
(Народные русские сказки А.Н.Афанасьева, Лениздат, 1983, с.28.)
РАК:
- Какое действие рака?
Действие (Д) - соглашается на соревнование, цепляется за хвост лисы, держится, потом отцепляется.
(Действия всегда названы в тексте, надо их только точней перечислить, пропуская несущественные детали. Но действия - это проявления мотивов, целей героя. Они не названы, но предполагаются. Именно они в сочетании с действием подскажут нам характер героя. Наша задача - представить себе цель, объясняющую действие.)
- Какова цель героя? Почему он так поступает? Чего он хочет добиться?
Цель (Ц) - победить в соревновании, прибежать первым.
(Характер героя отражается в том, какие цели он себе ставит, а также в том, за счет каких действий он старается эти цели достичь.)
- Какой характер у рака? Если рак ставит цель победить в соревнованиях, то это говорит о какой черте характера? Если рак для своей цели предпринимает вышеназванные действия - цепляется за хвост лисы и едет на нем - то в этом проявляются какие черты характера?
Характер (Х)- волевой, целеустремленный, хитрый, смекалистый, догадливый, ловкий.
(Для полной оценки нужен еще результат. Результат мы определяем, во-первых, по отношению к цели: достигнута она или нет. Отмечаем это знаком (+) или (-). Ответ на этот вопрос находим в тексте. Кроме этого могут быть и другие результаты как дополнительные, незапланированные следствия действий героя. Они тоже имеют ярко выраженный (+) или (-). Дополнительные результаты можно обнаружить в тексте или предположить самостоятельно.)
- Какой результат имеет герой? Добивается ли он своей цели? Какие еще для него возникают + или - ?
Результат (Р) - (+) рак побеждает лису, выигрывает соревнование.
(Суть морали - это причинно-следственная связь между поступком героя и результатом от него. Для построения морали мы используем упрощенную формулу:
Кто ______ (Д)______, тот _________ (Р)__________.
В ней Д - совершенное героем действие, Р - полученный результат. Иногда целесообразно вместо Д использовать Ц - цель или Х - характер.)
- Какова мораль для поступка героя? Каких результатов он добился и за счет чего: за счет какой цели или действия или черты характера?)
Мораль (М) - Кто на другом выезжает, тот побеждает. Кто хитрым бывает, тот побеждает.
Тем же образом можно обсуждать и лису. Стоит ли анализировать всех героев сказки или выбрать более колоритного, с еще незнакомыми чертами характера, решает учитель сам. Результаты анализа дети могут зафиксировать в тетрадях в виде следующей записи:
ЛИСА:
Ц - прибежать первой, победить рака.
Д - быстро бежит, не замечает на хвосте рака.
Х - недогадливая.
Р - (-) лиса проигрывает соревнование.
М - Кто за другими не наблюдает, хитрость прозевает. Кто сопернику доверяет, тот проиграет.
В некоторых сказках события, связанные с одним героем, проходят в два, три или еще больше этапов. Если действие закончилось - привело к определенному результату, то это один этап. Анализ в таких случаях строится для каждого этапа отдельно. Иначе может перепутаться причинно-следственная связь. Многоэтапный анализ зачастую выводит на противоречивую характеристику героя. Это бывает, когда на одном этапе он проявляет одни черты характера, на другом - противоположные. Вот пример такого анализа сказки.
ОВЦА, ЛИСА И ВОЛК
У крестьянина из гурта бежала овца. Навстречу ей попалась лиса и спрашивает: "Куда тебя, кумушка, бог несет?" - "О-их, кума! Была я у мужика в гурте, да житья мне не стало: где баран сдурит, а все я, овца, виновата! Вот и вздумала уйти куды глаза глядят." - "И я тоже! - отвечала лиса. Где муж мой курочку словит, а все я, лиса, виновата. Побежим-ка вместе". Чрез несколько времени повстречался им бирюк. "Здорово, кума!" - "Здравствуй!" - говорит лиса. "Далече ли бредешь?" Она в ответ: "Куда глаза глядят!" - да как рассказала про свое горе, бирюк молвил: "И я также! Где волчица зарежет ягненка, а все я, бирюк, виноват. Пойдем-ка вместе".
Пошли. Дорогою бирюк и говорит овце: "А что, овца, ведь на тебе тулуп-то мой?" Лиса услышала и подхватила: "Взаправду, кум, твой?" - "Верно, мой!" - "Побожишься?" - "Побожусь!" - "К присяге пойдешь?" - "Пойду". - "Ну иди, целуй присягу". Тут лиса сметила, что мужики на тропинке поставили капкан; ога привела бирюка к самому капкану и говорит: "Ну, вот здесь целуй!" Только что сунулся бирюк сдуру - а капкан щелкнул и ухватил его за морду. Лиса с овцой тотчас убежали от него подобру-поздорову.
(Народные русские сказки А.Н.Афанасьева, Лениздат, 1983, с.24.)
ОВЦА:
1-ый этап:
Цель - спастись от несправедливости хозяина.
Действие - сбежала от хозяина, куда глаза глядят.
Характер - свободолюбивая, решительная (может капризная?)
Результат - (+) хозяин больше не преследует.
Мораль - Кто решительным бывает, несправедливости избегает.
2-ой этап:
Цель - спастись от волка
Действие - отсутствует (решает ситуацию лиса).
Характер - беспомощный.
Результат - (+) волк не съел, овце помогла лиса
Мораль - Кто беспомощным бывает, на того волк нападает. Кто беспомощным бывает, того только друзья спасают. Кто от хозяйна убегает, на волка попадает.
ЛИСА:
1-ый этап:
Цель - поиметь компанию.
Решение - побежала вместе с встретившейся овцой.
Характер - общительная, дружелюбная.
Результат - (+) компания есть.
Мораль - с овцой поговоришь, друга найдешь.
2-ой этап:
Цель - спасти овцу от волка.
Действие - под видом присяги просит волка поцеловать капкан.
Характер - благородная, верная, справедливая, находчивая.
Результат - (+) спасла овцу.
Мораль - кто находчивым бывает, друга из беды вызволяет. Кто находчивым бывает, волка в капкан загоняет.
ВОЛК:
1-ый этап: - все так же, как и у лисы.
2-ой этап:
Цель - утолить голод, съесть овцу.
Действие - обвиняет овцу в воровстве, по просьбе лисы присягает на капкане.
Характер - целеустремленный, хитрый, вероломный, эгоистичный, нахальный.
Результат - (-) овцу не съел, сам попал в капкан.
Мораль - На овцу нападешь, сам в капкан попадешь. Против друзей пойдешь, до добра не доживешь. Кто упорно одну цель преследует, опасность не замечает.
В этой сказке интересные изменения происходят с овцой и волком. Овца на первом этапе проявляет себя решительной, а на втором - совершенно беспомощной. Какая же она на самом деле? Чтобы ответить, надо сравнить обе ситуации. Пожалуй, на втором этапе она попадает в куда большую опасность, чем в первом. Именно здесь требовалось проявить решительность, но овца спасовала. Можем сделать вывод, что в целом овца беспомощная, ее решительность - только для преодоления мелких обид. Впрочем, с таким мнением можно и поспорить.
Проблема возникает с моралью относительно овцы на втором этапе. Она получает хороший результат, спасается от волка, но это не ее заслуга. Поэтому здесь будет неверной увязка этого результата с поведением самой овцы. Справедливости ради стараемся в морали указывать все-таки отрицательные моменты, спровоцированные овцой. Незаслуженный результат - это своеобразное явление в народных сказках. Пожалуй, имеется ввиду, что герой хороший (или плохой) сам по себе, независимо от поступков. А поскольку он хороший, то получает вознаграждение (или плохой - получает наказание). Соглашаться или нет с такой постановкой вопроса - дело спорное. А может - хороший повод устроить дискуссию среди детей.
Волк, в свою очередь, появляется в сказке как герой компанейский, дружелюбный, а потом, проголодавшись, нападает на друзей. Что может следовать из сопоставления этих двух ситуаций? Возможно, волк и впрямь радовался своим попутчикам. Но как только проголодался, первая цель стала незначимой. Отсюда дополнительная черта характера - волк непостоянный, ненадежный.
Мы привыкли, что лиса бывает хитрой, и чтит только свою выгоду. В двух рассмотренных сказках подробный анализ выявил много других качеств лисы. Значит, мы имеем возможность делать интересные сравнения одного и того-же героя в разных сказках. Это может быть темой небольшого детского исследования.
Обобщающее обсуждение
Обобщающее обсуждение не имеет целью рассматривать конкретную сказку или героев. Здесь мы обсуждаем способы и возможности обсуждения сказки. Другими словами, обсуждаем, как мы можем обсуждать. Это рефлексия собственных суждений и заодно тренинг по формулировке выводов. Такое обсуждение не обязательно устраивать на первых занятиях. Лучше это делать, когда дети уже освоились с анализом из пяти элементов.
Вопрос: - Почему у героев непостоянный характер? От чего зависит изменение характера на противоположный? Почему овца могла быть сперва решительной, а потом оказалась беспомощной? Почему волк сперва был дружелюбным, а потом стал вероломным?
(Дети выдвигают гипотезы о том, что все зависит от величины испытания: при маленьком испытании герой способен проявить нужную черту характера, а при большом эта черта характера оказывается недостаточно сильной. Другая гипотеза - герой только прикидывается, искусственно демонстрируя желательную черту характера, а в нужный момент показывает свою настоящую суть. Третий вариант - у героя был один характер, а потом из-за каких-то влияний он изменился, и герой стал другим.)
Вопрос: - Можно ли присудить герою типовой характер, если таковой проявляется во многих сказках? Например, можно ли утверждать, что лиса хитрая и эгоистичная?
(Дети, пользуясь анализом предыдущих сказок, доказывают, что характер героя в разных сказках разный. В сказке "Рак и лиса" хитрая лиса оказалась недогадливой, а в сказке "Овца, лиса и волк" она выступает в роли бескорыстной защитницы-спасительницы. Интересно было -бы поискать ответ на вопрос "почему?". Для этого стоило бы собрать "портреты" одного и того же героя из разных сказок и проверить влияние на него внешнесистемных факторов (народ - автор сказки, место, где родилась сказка, время появления сказки, исторические события, повлиявшие на отношение к герою и т.д.), надсистемных (ситуация, в которую попадает герой, отношение к нему других героев), а также внутрисистемных (другие черты характера самого героя, его цели, мотивы). Так, например, не исключено, что вовсе не бескорыстие побудило лису заступиться за овцу, а просто над личной выгодой возобладала любовь к искусству - возможность соперничать в хитрости с волком и победить его.)
В обсуждении не следует стараться придти к единому мнению. Важно научиться аргументировать свое мнение с помощью текста, известных фактов из других ситуаций, собственного опыта. Такое обсуждение приводит детей к системному представлению о сказке, они начинают понимать, что на уровне целого и частей можно делать разные выводы. Аналогично - на уровне одной сказки и нескольких. Другой результат - умение замечать противоречивость и способы разрешения этих противоречий.
ВОРОНА
Жила-была ворона, и жила она не одна, а с няньками, с мамками, с малыми детками, с ближними и дальними соседками. Прилетели птицы из заморья, большие и малые, гуси и лебеди, пташки и пичужки, свили гнезда в горах, в долах, в лесах, в лугах и нанесли яичек.
Подметила это ворона и ну перелетных птиц обижать, у них яички таскать!
Летел сыч и увидал, что ворона больших и малых птиц обижает, яички таскает.
- Постой, - говорит он, - негодная ворона, найдем на тебя суд и расправу!
И полетел он далеко, в каменные горы, к сизому орлу. Прилетел и просит:
- Батюшка сизый орел, дай нам свой праведный суд на обидчицу-ворону! От нее житья нет ни малым, ни большим птицам: наши гнезда разоряет, детенышей крадет, яйца таскает да ими своих воронят питает!
Покачал сизый орел головой и послал за вороною легкого, меньшого своего посла - воробья. Воробей вспорхнул и полетел за вороной. Она было ну отговариваться, а на нее поднялась вся птичья сила, все пичуги, и ну щипать, клевать, к орлу на суд гнать. Нечего делать - каркнула и полетела, а все птицы взвились и следом за ней понеслись.
Вот и прилетели они к орлову жилью и обсели его, а ворона стоит посереди да обдергивается перед орлом, охорашивается.
И стал орел ворону допрашивать:
- Про тебя, ворона, сказывают, что ты на чужое добро рот разеваешь, у больших и малых птиц детенышей да яйца таскаешь!
- Напраслина, батюшка сизый орел, напраслина, я только одни скорлупки подбираю!
- Еще про тебя жалоба до меня доходит, что как выйдет мужичок пашню засевать, так ты подымаешься со всем своим вороньем и ну семена клевать!
- Напраслина, батюшка сизый орел, напраслина! Я с подружками, с малыми детками, с чадами, домочадцами только червячков из свежей пашни таскаю!
- А еще на тебя всюду народ плачется, что как хлеб сожнут и снопы в копны сложат, то ты налетишь со всем своим вороньем и давай озорничать, снопы ворошить да копны разбивать!
- Напраслина, батюшка сизый орел, напраслина! Мы это ради доброго дела помогаем - копны разбираем, солнышку да ветру доступ даем, чтобы хлебушко не пророс да зерно просохло!
Рассердился орел на старую врунью-ворону, велел ее засадить в острог, в решетчатый теремок, за железные засовы, за булатные замки. Там она сидит и по сей день.
(В.И.Даль. Старик-годовик: сказки, загадки, пословицы, игры. Петрозаводск, "Карелия", 1990, с.81-83.)
ВОРОНА:
1-ый этап:
Цель - накормить своих детей
Действие - ворует чужие яйца
Характер - заботливая, подлая, безжалостная, ленива
Результат - (+) накормила детей; (-) сыч полетел жаловатьс
Мораль - Кто чужие яйца ворует, сам с голоду не умирает. Кто других обижает, жалобу получает.
2-ой этап:
Цель - спастись от наказани
Действие - выкручивается, врет орлу
Характер - лживая, находчивая, двуликая, труслива
Результат - осудили, посадили в острог
Мораль - кто безмерно врет, тот безмерно ревет. Кто детей ворует, тот в клетке целый век пробудет. Кто много выкручивается, тот к тюрьме прикручивается. Будешь врать и воровать, будешь мучаться, страдать.
Обобщающее обсуждение
Вопрос: - Можем ли мы рассматривать черты характера героя отдельно, как независящие друг от друга?
(Дети ищут связь между чертами характера вороны "подлая", "ленивая", "трусливая", "лживая" и доказывают, что "подлая" это следствие от "ленивая", а лживость свидетельствует о трусливости, т.е. черты характера связаны между собой и влияют друг на друга.)
Вопрос: - Можем ли мы оценивать героев как только хороших или только плохих?
(На примере вороны дети делают заключение, что не можем: один и тот же герой может быть хорошим по отношению, например, к своим детям, а плохим к чужим детям.)
Вопрос: Можем ли мы какую либо черту характера называть хорошей или плохой? Например, можно ли сказать, что лживость - это именно плохая черта характера?
(Дети рассуждают о том, что одна и та же черта характера может быть и хорошей и плохой - в зависимости от цели, ситуации. Они приводят примеры из личного опыта, ранее виденного, слышанного.)
Иногда бывает, что действия героев невозможно объяснить однозначно, текст сказки позволяет их трактовать по-разному. Такие сказки очень богаты возможностями для обсуждений.
ЛИСА И ЖУРАВЛЬ
Подружилась однажды лиса с журавлем и пригласила его к себе в гости:
- Приходи, дорогой, ко мне в гости! Я вкусный обед приготовлю! Угощу тебя!
Журавль согласился и пошел к лисе в гости. Пришел он к лисе, а лиса наварила манной каши, положила на мелкую тарелку, поставила тарелку на стол и угощает журавля:
- Ешь, дорогой гость! Сама готовила.
Журавль хлоп-хлоп своим длинным носом по тарелке, стучал-стучал, а в рот ничего не попадает. А лиса в это время лижет и лижет языком кашу - так всю кашу и съела. Съела кашу и говорит:
- Не сердись, дорогой! Больше нечем тебя угостить!
- Спасибо, лиса, и за это! Теперь ты приходи ко мне в гости.
На другой день пришла лиса к журавлю, а журавль приготовил окрошку, налил ее в высокий кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:
- Ешь, дорогая лиса! Не стесняйся.
Лиса ходит вокруг кувшина и справа и слева, а достать окрошку не может. Нелезет голова в кувшин! А журавль клюет и клюет своим длинным носом, так все и съел. Съел и говорит:
- Не сердись, дорогая! Больше нечем мне тебя угостить!
Рассердилась лиса; думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла голодная. С той поры не дружат больше лиса с журавлем, с той поры дружба у них врозь.
(Русские сказки. Москва, "Русский язык", 1987, с.16.)
ЛИСА:
Действие: пригласила журавля в гости, угощает из неудобной тарелки.
Цель:
- Унизить журавля, продемонстрировать свое превосходство.
- Съесть больше самой.
- Угостить журавля, укрепить дружбу.
Характер:
- Высокомерна, коварная, хитрая.
- Жадная, недальновидная.
- Недогадливая, невнимательная.
Результат:
- (+) показала превосходство. (-) потом ее унизили.
- (+) съела кашу сама. (-) журавль поступил с ней так же. (-) потеряла дружбу.
- (-) обидела журавля, потеряла дружбу.
Мораль:
кто других унижает, отмщенье получает. Кто кашу чересчур уважает, друга из-за этого потеряет. Невнимательным будешь, от друга тоже самое заслужишь.
Обобщающее обсуждение
Вопрос: - Можем ли мы с уверенностью судить о целях героев по их поступкам? Можем ли мы поручиться, что на самом деле верна, скажем, первая трактовка цели лисы?
(Совместно с детьми приходим к выводу, что таких оснований у нас нет. Личный опыт, наши представления и дополнительные сведенья могут увеличить лишь вероятность той или другой трактовки цели. В данном случае можем разыграть три варианта этой сказки, чтобы доказать убедительность каждой трактовки.)
Зачастую выяснение цели героя еще не дает обильной пищи для оценки характера. В таких случаях стоит проверить надцель или, другими словами, попытаться ответить на вопрос: почему герой хочет достичь этой цели? Посмотрим пример такого анализа для героя сказки "Дюймовочка" - жабы.
ДЮЙМОВОЧКА
ЖАБА:
Действие: похитила Дюймовочку
Цель: женить сына на Дюймовочке -> (для чего?):
- чтобы была хозяйка - варила, убирала: расчетливая;
- чтобы полюбоваться на красивую жену: "красотолюбивая"
- чтобы похвастаться перед другими красивой женой: хвастливая;
- чтобы была любовь: одинокая, романтичная;
- чтобы было, кем командовать: властная, честолюбивая.
Характер:
- расчетливая.
- "красотолюбивая".
- честолюбивая.
- романтичная.
- властная, деспотичная.
Результат:
(-) не женила, рыбы помогли Дюймовочке сбежать.
Мораль:
кто жену силой домой приводит, у того ее и уводят.
Здесь есть возможность подумать, что было бы, если бы рыбы не вмешались и свадьба состоялась бы. Можем спрогнозировать, какой тогда был бы результат.
Вероятностные результаты:
- (-) У Дюймовочки мало сил, она не сможет все переделать.
- (-) Дюймовочка будет грустить и плакать, не будет красивой.
- (-) Другим может не понравиться.
- (-) Для любви нужна взаимность, силой ее не добиться.
- (+) Такая цель будет достигнута.
Обобщающее обсуждение
Вопрос: - Можем ли мы руководствоваться только своими суждениями при определении целей героя? Если нет, что еще мы должны учитывать?
(Дети приходят к выводу, что свою точку зрения надо сверять с текстом - нет ли там каких-либо противопоказаний. Или наоборот - в тексте может иметься косвенная подсказка. Например, в тексте находим, что жаба приносит Дюймовочке подарки, старается устроить жилье - значит, она заботится о будущей невестке, скорее всего рассчитывает на любовь.)
Вопрос: - Можем ли мы расценивать помощь герою со стороны как чисто случайную, не зависящую от характера и поведения самого героя?
(На примере помощи рыб Дюймовочке дети рассуждают о том, что помощь может быть независящей от самого героя, она зависит от доброты и смелости спасающего. Но, с другой стороны, не всякого человека будет спасать даже добрый и смелый спасатель. Многое зависит от того, как ведет себя попавший в беду герой, как он выглядит, или от того, как действует обидчик.)
Для более полного выяснения характера подумаем, можно ли было принять другое решение для этой цели? Какое? Попросить согласие.
Почему жаба не спросила согласия у Дюймовочки? Возможные ответы:
- не зачем спрашивать, достаточно, что я хочу; значит, жаба неуважительная, бесцеремонная;
- не сомневалась, что Дюймовочка согласна; значит, жаба самонадеянная;
- она сама не согласится, надо заставить силой; значит, жаба агрессивная, деспотичная, нахальная, подлая.
- если жаба это не поняла, то она недогадливая.
Это выяснение послужило основой для морали:
- Кто бесцеремонный бывает, тот всех пугает.
- Кто силу применяет, любви не получает.
|