В основу работы с дошкольниками положены ТРИЗ и РТВ — инструментарий адаптированного характера. Методика построена на алгоритмах, разработанных Н.Н.Хоменко и Т.А.Сидорчук, и проходила успешную апробацию в подготовительных группах школы "Грант" г.Тольятти с ноября 1997 г. Наряду со специализированными занятиями велась работа по обучению некоторым способам обработки информации: систематизации и классификации объектов материального мира, фантастического их преобразования и др.
Цель работы:
- обучение детей кодированию содержания знакомых сказок;
- формирование умений задавать вопросы системного характера;
- развитие способности к анализу ситуации и их интерпретаций.
На фоне этого решались задачи расширения разговорной практики, снятия психологических "зажимов", стимулирования детской активности, создание творческой атмосферы в группе и другие.
Новизна работы заключается в том, что используемые алгоритмы составления загадок дают достаточно гарантированные результаты: дети задумываются над смыслом литературных произведений, описывают глубинные связи между объектами, кодируя основную идею произведения, производят анализ содержания.
Занятия по разгадыванию и составлению загадок вызывают устойчивый интерес к процессу осмысления литературного произведения как у детей, так и воспитателей.
Методика состоит из двух этапов, которые взаимосвязаны между собой:
- Разгадывание детьми закодированного воспитателем текста.
Основное педагогическое средство: игра "Да-Нет".
- Собственное составление загадок по текстам сказок.
Основное педагогическое средство: "Мозговой штурм".
Ход работы по разгадыванию закодированных воспитателем текстов
Цель: развитие способности по отдельным штрихам определять целое; формировать умение задавать вопросы, сужающие поле поиска.
Условие: основные принципы игры "Да-Нет" должны быть знакомы детям.
Описание игры:
Предлагается детям разгадать некоторую тайну, для этого участники игры могут задавать ведущему вопросы, на которые ответы могут быть "Да", "Нет", "Да и нет" (если дети вышли на противоречие), "Это не существенно" (для разгадывания текста заданный вопрос не важен) или "Нет информации" (в случае, если в содержании сказки речь об этом не идет).
Ведущий стимулирует детские способности по составлению вопросов обобщенного характера.
Алгоритм вопросов по сужению поля поиска при разгадывании загадки, созданной на основе литературного произведения:
- Устанавливается уровень реальности ситуации.
- Определяется жанр произведения.
- Выясняются неизвестные признаки каждого из объектов.
- Устанавливается время происходящего.
- Уточняются уровни связей между объектами.
- Определяется место происходящего.
Ребятами отгадывается литературное произведение и объясняется смысл загадки.
При этом позволяется детям задавать вопросы не в строго определенном порядке, главное, чтобы они носили не перечисляющий характер. Сам процесс игры и есть обучение умению задавать вопросы, сужающие поле поиска.
Пример: Воспитателем объявляется "таинственный" текст: "Она ничего не делала, поэтому осталась одна". Вопросы от детей, на которые педагог ответил "Да": Это из мира литературы? Стихотворение? Она — это женщина, которая ничего не делала дома? От нее ушла посуда в лес? Ответ детей: "Федорино горе".
Ход работы по составлению детьми "таинственных" текстов (загадок)
Цель: развивать способность кодировать основную идею сказки.
Условие: коллективный способ работы, организованный после того, как кто-то отгадал литературную загадку.
Описание работы:
- Предлагается детям самим составить другой вариант этой же загадки, но с изменением действия. Например: "Она ленилась, поэтому осталась одна".
- Составление вариантов при условии сменяемости мест героев в коде: "Они убежали от лентяйки".
- Введение третьих лиц: "Они ползали по ним, из-за этого кое-кто сбежал" (имеются введу тараканы и пауки, которые ползали по посуде и из-за этого она сбежала).
- Смена места: "Она жила плохо в одном месте, из-за этого ей пришлось бегать в разные места".
- Смена функций во времени: "Они сначала были домашними, а потом бездомными" или "Сначала не хотели домой, а потом почему-то вернулись".
Усложнением является индивидуализация процесса составления нового варианта загадки.
В процессе прохождения объявленных этапов, детьми усваивается базовая модель составления кода текста литературного произведения:
ОБЪЕКТ — ЕГО ДЕЙСТВИЕ — СЛЕДСТВИЕ (с ним самим или др. объектом)
Возникают варианты: вместо ДЕЙСТВИЯ дети включают краткое описание ХАРАКТЕРА героя, Например: "Она была очень нежная и избалованная из-за этого плохо спала" ("Принцесса на горошине") или "Некто стал очень гордым из-за этого кто-то пострадал" ("Черная курица"). Ребята производят увеличение количества героев. Например: "Некто что-то принес в дом и это всех расстроило" ("Курочка Ряба").
Нами замечено, что и для педагогов и для детей составление загадок не менее интересно, чем их разгадывание.
Загадки, составленные детьми шести лет школы "Грант" г.Тольятти
Она очень хотела получить подарок, из-за этого кто-то пострадал. пострадал. ("Аленький цветочек")
Кто-то заговорил с незнакомым, из-за этого пострадал родственник. ("Красная шапочка")
Они не выполнили поручения и случилась беда. ("Волк и семеро козлят")
Он хотел увидеть свет, а увидел тьму. ("Колобок")
Некто хотел есть и упал во что-то большое. ("Три поросенка")
Она вошла в чужую квартиру и что-то испортила" ("Три медведя")
Кое-кто попался в ловушку, из-за этого нашел себе принца сердца. ("Муха-Цокотуха")
Ленивый один раз не поленился и получил чудо. ("По-щучьему велению")
Она не выполнила просьбу родителей и ей пришлось есть то, что она не любит. ("Гуси-лебеди")
Некто был жадный и злой и чудеса ее не изменили. ("Сказка о рыбаке и рыбке")
Она была очень доверчивой и жизнь для нее остановилась. ("Сказка о мертвой царевне")
Он был жадным из-за этого пострадала его часть тела. ("Сказка о попе и его работнике Балде")
Кто-то быстро рос и смог освободится от тесноты и темноты. ("Сказка о царе Салтане")
Представленный подход может служить перспективной основой для построения технологий по обучению детей пониманию смысла сюжетных произведений, созданных средствами изобразительного искусства.
Автор благодарит Николая Николаевича Хоменко (г.Минск) и Татьяну Александровну Сидорчук (г.Ульяновск) за консультации по эксперименту и надеется на дальнейшее сотрудничество.
|