НАЧАЛО
КАРТОТЕКИ Сборник фантзадач |
РЕКЛАМА И ФАНТАСТИКА© Трифонов Дмитрий Николаевич, 1995-1996 Писателей-фантастов привлекают не только такие испытанные темы, как роботы и путешествия во времени, но и сравнительно скромно представленная в НФЛ реклама. Перед вами подборка фантастических сюжетов на эту тему. "Выжимка" из художественного произведения — поневоле вещь краткая и "сухая", поэтому мы рассчитываем на то, что познакомиться с деталями, окунуться в атмосферу произведения заинтересованный читатель сможет сам, обратившись к первоисточнику. Один из типовых способов создания фантастической ситуации — экстраполяция в будущее известной тенденции. А реклама, как известно, стремится завоевать все большее и большее пространство. |
4. |
Ж.Верн, иронизируя над американским стилем жизни, предлагал проецировать рекламу на облака.
|
17. |
Ф.Пол, С.Корнблат, "Операция "Венера" (Space merchants). Перед нами едкая сатира на общество будущего, действие разворачивается на фоне перенаселения Земли, исчерпания природных ресурсов. Планируется полет на Венеру земных колонистов. Цель крупнейшего на Земле рекламного бюро — "съесть" новую планету. Герой — ответственный за этот проект. Стартрует широкая рекламная кампания с подкупом сенаторов, инсценированным протестом "карманной" оппозиции, борьбой за получение госсубсидий, мониторингом населения и т.п. Один из соавторов повести имеет профессиональный опыт в рекламе. В повести дается пример написания и правки рекламного текста, есть отдельные наблюдения над ремеслом рекламиста, приводится идеология (кредо) профессионала. Авторы вплотную подошли к противоречию "Мечта — торгашество", даже уперлись в него. Мечта, поскольку полет на Венеру — последняя надежда людей, задыхающихся от перенаселения. Торгашество, потому что герой продает, рекламирует этот полет как всякий другой товар, который необходимо сбыть с рук. Назначение чуда — приносить прибыль. Кратко перечислим "рекламно-фантастические" идеи: а) анекдоты и остроты специально выдумываются с целью вызвать в коллективе необходимую реакцию. Например, требуется возбудить недовольство. (Как известно, хорошая "фирменная байка" способна превратить клиента в бесплатного рекламного агента); б) "замкнутый круг": на плантациях хлореллы "рабам" (тем, кто имел неосторожность подписать тяжелый контракт) дают на обед соевую котлету, которая вызывает жажду. Тут же продается напиток (единственного вида), дающий привкус, который может уничтожить лишь сигарета (единственного вида). А сигарета вызывает чувство голода. И снова... в) напиток с алкалоидами. Для здоровья безвреден, но обеспечивает стойкое привыкание. Цена рассчитана так, что легче и дешевле продолжать его пить, чем выложить гонорар за лечение; г) фирма предполагает поставлять школьные завтраки с дешевым, но тошнотворным эрзац-мясом в обертке "фирменного цвета" конкурентов. У подросших школьников гарантированно возникнет антипатия на продукцию конкурентов; д) реклама, проецируемая на иллюминаторы самолетов. Те, кто хотел сверху полюбоваться огромной плотиной или просто пейзажем, вынуждены довольствоваться совсем иным; е) реклама, плывущая в воздухе салона самолета. Не нужны никакие физические носители — ни щитов, ни призм, только воздух. Воздушная реклама не только высвечивает текст, но еще и наигрывает музыку; ж) реклама, проецируемая непосредственно на сетчатку глаз; з) реклама охватывает все органы чувств, включая обоняние. Текст рекламы дезодоранта "Анти-пот" для вящей убедительности "бьет в нос" крепким мужским запахом.* (Можно сказать, что фантасты "правильно" задействовали новый для рекламы — на момент написания повести — канал восприятия); и) гипнореклама, передаваемая по гипно-телевизору. Смотрят ее в основном совсем оболваненные индивидуумы. (Будем надеяться, что, в отличие от предыдущего "прогноза", это предсказание не сбудется никогда). (Ф.Пол, С.Корнблат. Операция Венера. М., "Мир", 1965). Как правило, задача рекламы — продвижение на рынке определенного товара, услуги; но в фантастике с помощью рекламы можно решить и совершенно противоположную задачу. В непростой ситуации оказались персонажи следующего рассказа. |
18. |
Дж.Уиндэм, "Видеорама Паоли". Тихий английский городок взбудоражен: на улицах толпы незваных зевак. Это туристы, путешественники во времени, притом обладающие свойством проницаемости. Наподобие призраков, они проходят сквозь любые тела. Возможно, для этого используются стереокопии. Платформы, на которых разъезжают туристы, украшены призывами полюбоваться образом жизни прошлых веков. Призывы выполнены в стиле, задевающем достоинство жителей. Да и просто приятного мало, когда на тебя все время глазеют. А избавиться от непрошенных гостей нет никакой возможности — все они "проницаемые", так что методы физического воздействия сразу отпадают. Обращаться к сознательности молодых парней и девиц грядущего поколения — совершенно бесплодное занятие. И все-таки герой проводит контр-ход. Согласие, как известно, есть продукт непротивления двух сторон. Герой тоже устраивает шоу на всю страну, разрекламировав городок как единственнпе место, где можно полюбоваться видом, одеждой и манерами потомков. Лозунги этого шоу — четкая инверсия призывов "Видеорамы", мол, полюбуйтесь-ка на ваших потомков. Городской казне — прибыток, но главное — психологическая диверсия удалась. Туристам из иных времен тоже не очень нравится, когда на них показывают пальцем. Толпы исчезают — то ли в будущем совсем прикрыли "Видеораму", то ли просто подрегулировали степень видимости. Во всяком случае, цель достигнута.
Можно сказать и так: герой под прикрытием "прямой рекламы" провел собственную акцию, направленную против "Видеорамы". Он представил туристов из будущего в том свете, который был выгоден именно ему, создал управляемый имидж противника. Собственно, на этом наше изложение можно было бы считать законченным, однако мы предлагаем читателю заглянуть "за рамку" нашей темы. Если принять собственно рекламу за центр картины, то можно шагнуть как "вправо" (перейти к следующему этапу цепочки "производитель —товар — потребитель"), так и "вверх" (перейти к обобщению; ведь реклама по большому счету — часть идеологии). Начнем с "шага вправо": наступает этап продажи. Весьма необычные способы обработки клиентов описаны Веркором и Коронелем в памфлете "Квота, или Сторонники изобилия". После того, как посетитель зашел в магазин, за ним начинается настоящая охота (иное слово подобрать трудно; разве только "охмурение" — но это будет уже слишком резко). Обработка включает в себя такие стадии, как определение психологического типа покупателя, выбор подходящего типа продавца, использование специальных, манипулятивных приемов и т.п. Герой, мастерски пользуясь своим арсеналом приемов (за подробным описанием которых мы отсылаем заинтересованного читателя к источнику), способен всучить любой товар практически любому клиенту.
"Шаг вверх" нам уже встречался, вспомните п.16, 2-й уровень "Радикального центра". Вот более масштабный пример, извлеченный из пьесы С.Лема "Приемные часы профессора Тарантоги". Собственно, слово "реклама" в пьесе даже не произносится, речь идет о вещах более "высоких". Два посетителя убеждают профессора, что в будущем человечество возьмется за новую задачу. Чтобы сносно изложить идею лемовских героев, нам потребуется обширная цитата: "2-й посетитель: Раньше человек знал ровно столько, сколько пережил сам. Как живется в Патагонии или в Китае, он понятия не имел (...) Теперь человек живет в двух мирах, в двух концентрических кругах. В малом, внутреннем круге он познает жизнь, как и встарь, непосредственно. Большим кругом для него стал весь мир, который не переживается непосредственно, а "сообщается к сведению". Именно в этом большом круге вы узнаете, что мир движется ко все большей нехватке, дефициту, замедлению темпов развития. Верно? А лет этак тридцать назад в большом круге преобладало мнение, будто мир движется ко все возрастающему благосостоянию. Тогда господствовал оптимизм, теперь пессимизм. Представим себе, что пессимизм победил бы уже тогда. Разумеется, все немедля кинулись бы раскупать нефть и другое сырье, и цены резко подскочили бы. Выходит то, что тогда думали иначе, принесло чистую прибыль. Совершенно независимо от того, каким оказалось грядущее. Цены были стабильными, потому что люди верили в будущее. Отсюда вывод: наше самочувствие определяется не действительным положением дел, а нашим представлением о нем. (...) Тарантога. Погодите, я уже вижу, куда вы клоните. Нужно сообщать людям известия хотя бы и ложные, зато утешительные. Да? 2-й посетитель. Вы в плену архаических представлений, профессор. Будущее выбросит их на свалку. (...) История учит: вчерашние истины становятся сегодняшней ложью. Правда, это происходит само собой — беспланово и стихийно. С подобной стихийностью пора кончать. Тарантога. То есть заняться теорией гуманного надувательства? 2-й посетитель. (...) Внешний круг информации должен благоприятствовать людям. Коль скоро самочувствие определяется тем, что человек думает, а не тем, как на самом деле выглядит то, о чем он думает, следует удовлетворить главную человеческую потребность — в хорошей жизни. Не при помощи наркотиков и химических штучек, разрушающих тело и мозг. Но при помощи мифов, фанатизма, каков бы он ни был, или пустых обещаний, гарантирующих рай в другой жизни, другом месте или другом времени. Потребность в хорошей жизни должна быть удовлетворена здесь и теперь. (...) Когда-то веру, которая была нужнее домов и машин, можно было нести людям прямо и непосредственно. Это прошлое, и его не воротишь. Но потребность осталась, и с ней нельзя не считаться. Мы возвели материальный мир, мир машин — машину огромную и бездушную. Теперь мы должны вдохнуть душу в эту машину. Нет, не так: мы должны создать новый мир, стоящий над видимым миром, мир понятий, мир, построенный из информации, и дать его человеку. И человек, не теряя опоры под ногами, станет в нем жить. Тарантога. Похоже, в ваших речах нет скрытого цинизма, как я было подумал. Вы говорите не об обмане людей ради их утешения, а о создании совершенно новых верований взамен религиозных (...)".
Подводя итоги, отметим следующее. Для многих писателей реклама — чисто вредное явление, не имеющее ни грана пользы, даже предмет издевки. Как правило, такое негативное отношение переносится и на образ рекламиста — [15], [17]. Насколько известно составителю обзора, никто из писателей-фантастов переломить господствующую тенденцию и не пытался. Единственное приближение — [14], где выведен образ своего рода "честного наемника", профессионала, откровенного до грубости, честного в рамках профессии. Самое общее место во всех источниках — экстенсивное расширение области действия рекламы. Этому может способствовать новинка техники или научное открытие — [4], [5], [6], [7]. Впрочем, машинерия может выполнять и обратную функцию, подавляя рекламу. Так, в [3] "зона тишины" достигается созданием анти-шума, который находится в противофазе к шуму. Разумеется, "область без рекламы" тоже работает на престиж фирмы. В принципе, многие "патенты" НФ могут найти применение в области рекламы. Но, пожалуй, самый простой для писателя ход — "принять" в будущем закон, которые обязывает простых граждан смотреть рекламу вопреки желаниям -[1], [2]. Существенное изменение законов потребовалось писателю и в [13]. Наверно, наиболее красивая идея, выбивающаяся из общей "экстенсивной" направленности — "Феерическое зрелище" А.Кларка [12]. Рекламный трюк присоединяется к уже идущему процессу. Минимальное изменение приносит максимальный эффект. Составитель благодарит В.И.Тимохова (г.Гомель) и С.А.Фаера (г.С-Петербург) |
вверх КАРТОТЕКИ |
* Об использовании запаха в рекламе см. Тимохов В.И. "Реклама, которая пахнет" // Экспресс-Сервис, 1994, N5.
07 Jul 1998 |