НАЧАЛО оглавление |
ФОНД-АРХИВ ГЕНРИХА АЛЬТШУЛЛЕРА (Г.АЛЬТОВА)ВЫПУСК 9. Май-июнь 2000Валентина Николаевна Журавлева |
"В 6-м выпуске Фонда-Архива (пишут тризовцы) была интересная задача Г.С. "Об одном возможном профзаболевании специалистов по ТРИЗ" с вопросом В.Журавлевой в конце. Сколько было откликов с разбором задачи? Если об этом будет в одном из ближайших выпусков - будем с интересом ожидать". Получила отклики на задачу "Аристотеля" и Информацию Г.Альтшуллера "Об одном возможном профзаболевании специалистов по ТРИЗ" (выпуск 6). Вопросы, поставленные в задаче и Информации, актуальны и на сегодняшний день. Напечатаю отклики в следующих выпусках. В этом выпуске печатаю сюжет литературной сказки-задачи. Сказка - типичная литературная система. Для написания сюжета использованы конспекты Г.Альтшуллера (№№ выпусков 6, 7, 8). |
В выпусках 7-8 были напечатаны конспекты по первым двум занятиям по РТВ (в Азербайджанском филиале факультета НМиСО НИИ проблем Высшей школы). Предлагаю Вашему вниманию Конспект 3 (Что мы прошли на третьем занятии - 10 февраля 1986 г.). Раздаточный материал третьего занятия по РТВ из курса "Развитие творческого мышления учащихся" Баку, преподаватель - Г.Альтшуллер. "На первых двух занятиях мы рассмотрели общую схему талантливого мышления. Схема эта включает умственные операции, освоение которых требует тренировки, практики, упражнений. Такой тренировке и посвящено третье занятие. Простейший (и очень важный!) вид развития систем - это переход от одного объекта (одной системы) к сдвоенной системе (бисистеме) или "умноженной" системе (подсистеме). Таково правило 1, пройденное на втором занятии. Правило очень простое. Но на третьем занятии оказалось не так легко решить задачу о сверле - хотя она и решается применением правила 1. Задача о сверле. Вот обыкновенное сверло (преподаватель показал сверло). Как оно будет развиваться? Предложите новое сверло - лучше, чем известное. Слушатели предлагали, например, использовать для изготовления сверла более прочный металл. Или острее заточить сверло. В таких предложениях система остается системой: психологическая инерция не позволяет перейти к бисистеме или полисистеме... Правильный ответ: сверло должно стать сдвоенным сверлом. Просто взять два сверла - не будет никакого выигрыша. Нужно взять два сверла и свернуть их в одно сдвоенное сверло - вспомните пример с ружьем-двухстволкой. Другой пример - двухцветный карандаш: с одного конца синий, с другого - красный. Сдвоенное сверло имеет спиральную нарезку с двух концов; когда затупится один конец, можно повернуть сверло и работать вторым его концом. Переход к бисистеме и полисистеме - неизбежный этап в развитии каждой системы. Например, древний якорь представлял особый крюк с одной лапой; затем появились якоря с двумя лапами и многолапые. Канцелярская кнопка с одним острием - это просто система; но изобретены "би-кнопки" (два острия) и "поли-кнопки" (три острия). Задача о гвозде. Гвоздь - простая одинарная система. Что получится, если перейти к полисистеме? Ответ. Полигвоздь разработан недавно финскими специалистами. Это металлическая платина со множеством шипов: одна шляпка приходится на 200 шипов. Конструкции, соединенные полигвоздем, в два раза прочнее обычных, потому что нагрузка равномерно распределяется между всеми шипами. Обратите внимание: надо не просто соединить системы; соединение должна давать выигрыш - бисистема должна быть легче, чем просто две системы. Как достичь такого выигрыша? Вспомним все тот же пример с двухстволкой: при объединении можно сократить какие-то части. Самое выгодное - объединять с "ничем", с "пустотой". Пример: задача о прыжках в воду с трамплина. Воду объединили с воздухом: по сравнению с плотной водой воздух - это почти "пустота". Есть и другой сильный прием: объединить объект с изображением объекта. Хитро, не правда ли? Объединение есть и объединения как бы нет... Задача о рыбе. Рыба охотнее берет наживку, если видит, что к наживке устремилась другая рыба - конкурентка. Тут уже не до сомнений - брать или не брать. Обязательно брать! И рыба устремляется к крючку... Бисистема работает активнее одной системы - обычный случай. Но как создать такую бисистему? Пробовали укреплять рядом с наживкой муляж (макет). Рыба не обращала внимания. Как же быть? Ответ: в одном из патентов США было предложено укрепить рядом с крючком зеркало; рыба видит в зеркале другую (как ей кажется) рыбу - и спешит первой схватить наживку... Правила (законы), пройденные на втором занятии, действуют не только в технике. Они справедливы для любых систем, в том числе художественных, литературных. На третьем занятии мы коснулись творчества художника Чюрлениса (1875-1911). Во многих картинах Чюрлениса совмещены изображения на трех уровнях: показана система, надсистема, подсистема. Так в "Сонате моря" изображение дано с трех позиций. Море показано глазами человека, стоявшего по колено в воде. И это же море изображено в другом масштабе - с высоты птичьего полета: видны прибрежные холмы, деревья на холмах... И тут же - третье изображение: по всему картону как бы стекает капля воды (капля - "подсистема" моря). Три изображения совмещены в пространстве - получается новый художественный эффект. В "Сонате пирамид" тоже три изображения (по горизонтали: экраны 4-1-7). Показаны пирамиды прошлого - они глубоко под землей, в вечной мгле. И пирамиды настоящего, освещенные ярким солнцем. И пирамиды будущего - видны только их вершины, прорастающие сквозь пески пустыни... На третьем занятии мы продолжили построение сюжета сказки (мультфильма) о мышах. Сказка - типичная литературная система. Развитие (построение) этой системы подчиняется уже известным нам законам. По условиям задачи сказка - о мышах. Переход к бисистеме: "Мыши есть и мышей нет". В этой формуле и бисистема, и развитие к идеальности (по правилу 2) - мы перешли к бисистеме, соединив систему "мыши есть" с "пустотой" - "мышей нет". В формуле "мыши есть и мышей нет" видно противоречие (правило 3). Можно усилить это противоречие: "мыши есть везде, в каждой квартире, и мышей нет нигде, их никто не видел уже сто лет." Объяснить такое противоречие нетрудно. Допустим, в ХХI веке мышей вывели, их нигде нет. Может быть, уцелело несколько мышей, но где они - никто не знает. Как же при такой ситуации мыши могут быть в каждой квартире. Используем известный нам прием: заменим объект его оптической копией. Мышей нет, но однажды показали по Всемирному телевидению старинный (и очень знаменитый!) мультипликационный фильм о мышонке Микки Маусе. Переход от системы к бисистеме, и использование при этом 2 и 3, дали нам конфликт - движущую силу литературного произведения. Теперь надо использовать этот конфликт и разыграть его. Итак, конец XXI века. В один прекрасный день по Всемирному ТВ детям показали старый-престарый мультфильм о мышонке... Ясное дело, дети стали звонить и писать Главному Директору Всемирного ТВ: хотим видеть живого мышонка! Директор, естественно собрал чрезвычайное совещание. Как найти мышонка, если мыши (сохранились ли они?!) прячутся в глубоких подземельях, куда невозможно ни пройти, ни пролезть,,, Собственно, сюжет первой серии сказочного мультфильма готов! Вторая серия начнется мудро и оптимистично: Главный Директор решил отправить на поиски мышей спецгруппу - семерку котов. Представляете, какая роскошная серия - отбор котов? Медкомиссия, собеседование, звонки сверху, экзамены. Самое пикантное, что отборочная комиссия сама не знает, какие качества нужны для поиска мышей.... Дети на всей планете следят - кого отберут. Очень выигрышная ситуация для рассказа: семь котов, семь разных характеров (полисистема)... Конец второй серии. Далее, казалось бы, надо бросить котов на поиски мышей. Но есть более выигрышный ход. Снова сформулируем противоречие: "Коты есть, котов нет". Первая половина противоречия понятна: коты официально зачислены в списке спецгруппы, получают усиленное трехразовое питание,,, А что значит "котов нет"? Только одно: спецгруппа бездействует, не ловит мышей. Объяснение противоречия: идет учеба! Эти интеллектуалы, коты XXI века, никогда не видели мышей и вообще морально как-то не подготовлены к выслеживанию и дракам. Итак, серия третья - учеба. Академический вариант: профессора, лекции, семинары, зачеты, таблицы, графики, схемы... Один кот сбегает. Другой уходит в науку: у него возникла гипотеза, что поскольку когда-то были летучие мыши, возможно, существовали и летучие коты; нужны археологические раскопки. Серия кончается тревожно: спецгруппа вот-вот распадется. Противоречие: "Учеба есть и учебы нет". Четвертая серия: за обучение берется отставной полковник...." Дополнительная задача. Освещенность залитой Солнцем белой стены в 1000 раз выше освещенности темного подъезда. Так - в жизни. А в живописи иначе: самые лучшие белила всего в 60 раз ярче черной краски. Поэтому как бы ни старался художник, изображение будет выглядеть так, словно мы его видим через солнцезащитные очки или пыльное окно. Как быть? Не предлагайте люминесцентной (светящейся) краски. Ведь речь идет о старых, уже написанных картинах. Как повысить их контрастность? Литература
Прим.В.Ж.:
|
Информации:
В следующем выпуске: Г.Альтшуллер. "Обучения творчеству во имя Достойной Цели". 185007 Петрозаводск, Чкалова, 49-А, кв.32. Фонд-Архив Г.Альтшуллера (Г.Альтова).
|
вверх |
(c) 1997-2000 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий (с) 1997-2000 OTSM-TRIZ Technologies Center http://www.trizminsk.org 25 June 2000 |