НАЧАЛО
оглавление

ОТКРОЙ В СЕБЕ ТАЛАНТ

© Альберт Фаритович Сайфутдинов, рукопись 1987-1992
albert_sayf@mail.ru


Поисковая активность
Стремление к осмысленному творчеству и верность выбранной творческой Цели
Творческое мышление
Работоспособность
"Умение держать удар"
Высокая нравственность
Наука побеждать: задачи с двумя неизвестными
Алмазные этюды: взгляд за горизонт
Стратегия открытия таланта

ГЛАВА 9. СЛАГАЕМЫЕ ТАЛАНТА

Для успешной работы над поставленной творческой Целью требуются определенные качества творческой личности. Какие? Можно ли их развивать и как?

Психологами предложено множество вариантов творческих качеств, но они носят описательный характер1: либо эти качества есть, либо их нет (со всеми вытекающими последствиями).

В 1967 году известный канадский биолог Г.Селье в своей книге "От мечты к открытию" представил свой взгляд на структуру творческих качеств и один из первых попытался дать некоторые конкретные рекомендации по их развитию.

Впервые комплекс качеств творческой личности, носящий рекомендательный характер, был предложен в 1984 году Г.С.Альтшуллером и И.М.Верткиным2. Они выявили шесть основных качеств, которые можно воспитывать и развивать:

  1. наличие новой, значительной, общественно полезной Достойной Цели;

  2. наличие программы (пакета программ) достижения поставленной цели и контроль за их выполнением;

  3. высокая работоспособность в выполнении намеченных планов;

  4. хорошая техника решения задач;

  5. "умение держать удар" - способность отстаивать свои идеи;

  6. результативность.

Впоследствии авторы несколько изменили свою схему, удалив "результативность" и введя "способность видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижения Достойной Цели."

О таком комплексе творческих качеств, но с некоторыми изменениями, отражающими точку зрения автора данной книги, пойдет дальнейший разговор.

 

Поисковая активность

Развитая поисковая активность, направленная на познание, - тяга к неведомому и небывалому - является определяющим для творческой личности качеством. Она задает главный мотив ее жизни - стремление расширить горизонты познания человека и его возможности, пронизывает все этапы становления творческой личности и все ее последующее творчество. Только благодаря этому качеству формируется главный вектор творческого поиска, происходит последующий выбор Цели и работа над ней.

В главах 4, 5 мы уже подробно рассмотрели роль этого качества, возможные пути его развития - научно-фантастическая, приключенческая, научно-популярная литература, выбор соответствующего "идеального героя", развитие воображения, многообразие интересов, выработка навыков систематического самообразования.

Ряд последующих рекомендаций по развитию творческого мышления также косвенно способствует ее развитию.

 
* * *
 

Загадочный порт
Задача N35:

Проводя подводные археологические раскопки у берегов острова Крит, Ж.-И.Кусто обратил внимание, что у древних критян был единственный морской порт Амнис. И располагался он в месте, продуваемом всеми ветрами, совершенно негодном для якорной стоянки судов. Даже для современного судна стоянка в вечно бурлящей гавани Амниса представляла серьезную опасность. Как же древние критяне - великолепные мореходы - могли выбрать столь неудачное для порта место?!

 

Стремление к осмысленному творчеству и верность выбранной творческой Цели

Трем работникам, таскающим тяжелые камни на стройке, был задан один вопрос: "Что ты здесь делаешь?" Первый ответил: "Таскаю эти проклятые камни." Второй - "Зарабатываю на жизнь." А третий ответил: "Я строю этот прекрасный дворец."

Последний ответ - ответ творческой личности, ибо ей присуще стремление поставить во главу угла своей жизни творческую Цель.

О творческой Цели, подготовке к ее выбору и о некоторых секретах ее правильного выбора подробно говорилось в главах 4, 5, 7. Выбор творческой Цели есть конкретное проявление поисковой активности. Творческая Цель служит надежным маяком, указывающим верное направление поступков и действий.

Вторая составляющая этого качества - верность выбранной Цели, то есть стремление отдавать все силы ее достижению, готовность к преодолению возникающих трудностей: мало знать направление, надо быть готовым идти в нем. Без верности Цели, своей Мечте это немыслимо.

Подлинная верность Цели основана на убежденности в правильности своего пути, на сильнейшей тяге к новому, на осознании важности и значимости своей работы. Слепое же упорство или желание славы - весьма зыбкие, легко разрушимые опоры.

Мы уже познакомились с самоотверженной верностью И.А.Ефремова своей Цели. Подобных примеров в науке и технике великое множество, и читатель сам может выбрать достойный подражания образец. Вот лишь один подобный пример.

Выдающийся ученый А.Л.Чижевский в годы сталинских репрессий был арестован по ложному обвинению. Во время заключения он сумел предотвратить возникшую в лагере эпидемию тифа, и в благодарность за это начальник лагеря разрешил ему заниматься научной работой. Верный своей Мечте, но резко ограниченный в возможностях, Чижевский решает исследовать влияние Солнца на кровообращение - для этого достаточно примитивного оборудования медицинского кабинета.

В январе 1950 года приходит неожиданная весть - он оправдан и свободен! Нетрудно предсказать действия обычного человека в такой ситуации. Но Чижевский отправляется к начальнику лагеря и упрашивает его... продлить срок заключения еще на месяц! - необходимо закончить очень важные наблюдения...

 
* * *
 

Живучие бактерии
Задача N36:

Однажды известный бактериолог Луи Пастер узнал, что в местах захоронения овец, умерших от сибирской язвы, спустя двенадцать лет были обнаружены возбудители этой болезни. То, что бактерии столь длительное время сохраняли на поверхности свои болезнетворные свойства, противоречило всем известным фактам. В чем секрет их живучести?

 

Творческое мышление

Несомненна исключительная важность этого качества для постановки творческой Цели, для выявления и решения конкретных задач, необходимых для ее достижения, для оценки возможных последствий достижения Цели и перспектив работы.

Анализ творческих биографий позволяет выявить характерные составляющие творческого мышления. Так, для него характерна диалектичность мышления, т.е. видение объектов (фактов, понятий) в развитии, видение их противоположных сторон, способность выявлять и преодолевать противоречия, возникающие в процессе развития. Сознательно или неосознанно эти свойства мышления проявляют все выдающиеся творцы науки и техники.

Одним из наиболее последовательно использовавших диалектику в творчестве, был И.А.Ефремов. В статье некоторые соображения о биологических основах палеозоологии" он писал: "Сущность диалектического анализа биологических или палеонтологических и вообще всяких явлений заключается прежде всего во вскрытии двойственности, противоречивости всякого явления и всякого развития. В сочетании с историческим подходом анализ развития противоречий и единства противоположностей должен дать хорошие результаты." Эти слова он блестяще подтвердил собственными выдающимися достижениями - от создания нового научного направления в палеонтологии (тафономии), до исследования проблем далекого будущего.

Следующей важной особенностью творческого мышления является системность мышления, т.е. видение многообразия свойств и взаимосвязей между различными объектами (фактами, понятиями). По поводу этого русский химик Л.А.Чугаев писал: "...из всех признаков, отличающих гениальность и ее проявления, два кажется, являются наиболее показательными - это, во-первых, способность охватывать и объединять широкие области знания и, во-вторых, способность к резким скачкам мысли, к неожиданному сближению фактов и понятий, которые для обыкновенного смертного кажутся далеко отстающими друг от друга и ничем не связанными по крайней мере до момента, когда такая связь будет обнаружена и доказана... Эти черты мы как раз и находим у Менделеева." Этой же особенностью мышления в полной мере обладали такие выдающиеся личности, как К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, К.А.Тимирязев, О.Ю.Шмидт, В.М.Бехтерев, И.А.Ефремов и многие другие.

Не менее важна роль развитого воображения, о котором уже упоминалось в главе 4.

Человеческое мышление сковано множеством стереотипов, которые заставляют действовать в определенных ситуациях стандартно, почти не задумываясь. И это жизненно необходимо во многих ситуациях. Представьте, если бы, скажем, пожарные, приехав на пожар, раздумывали, как им поступить на этот раз, или, если бы врачи каждый раз пытались по новому лечить одну и ту же болезнь...

Иначе обстоит дело в творчестве, которое всегда - прорыв в неизвестность, требующий новых представлений о предмете, поиска новых путей. Здесь стереотипы мышления из помощника превращаются в коварного врага, нашептывающие, что так никто не делает, это считается невозможным, так нельзя... И вот появляются паровозы с механическими ногами, электродвигатели, подозрительно напоминающие паровые машины и т.п. Ярким примером вредного влияния стереотипов мышления на творчество является история открытия пенициллина. С конца прошлого века микробиологи бились над созданием лекарств против болезнетворных микробов. Исследователям очень сильно досаждала плесень - извечный враг микробиологических лабораторий. Проникая в колбы, она уничтожала микроорганизмы, срывая эксперименты, уничтожая с трудом выращенные культуры... Ученые всеми средствами пытались избавиться от нее. И только незаурядное воображение А.Флеминга позволило ему в 1928 году преодолеть сложившийся стереотип и увидеть в заурядной плесени могучее лекарство.

В главе 4 уже рассматривалась важная роль научно-фантастической литературы в развитии воображения. Кроме того, существуют специальные приемы и методы развития воображения, которые, наряду с приемами и методами развития остальных составляющих творческого мышления, составляют обширный арсенал ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач является на сегодня уникальным средством развития творческого мышления.

Поскольку настоящая книга посвящена общим проблемам творческой личности, то автор счел возможным ограничиться лишь небольшими выдержками из ТРИЗ - элементарными приемами решения творческих задач (см. разделы "Наука побеждать") и некоторыми дополнительными упражнениями (см. Приложение 2).

Для серьезного развития составляющих творческого мышления необходимо начинать систематическое изучение ТРИЗ. Список литературы по ТРИЗ приведен в Приложении 4.

И, наконец, творческим личностям присуща независимость мышления. С одной стороны, для того, чтобы сказать новое слово в науке и технике, необходима собственная точка зрения, независимая от авторитетов. Достаточно вспомнить уже упоминавшиеся открытие теплой сверхпроводимости и создание самолета, сделанные вопреки мнению авторитетных специалистов.

С другой стороны, необходима независимость от собственных взглядов и убеждений, т.е. способность признавать свои ошибки и заблуждения: без этого немыслимо продвижение вперед. Пожалуй, лучше всех по этому поводу высказался М.Фарадей: "Я готов признать, что могу во многом ошибаться, - никому не дано быть абсолютно правым в физической науке, по сути своей находящейся в стадии становления и изменения."

Право на независимость мышления приходится отстаивать порой очень решительными действиями. Например, Ж.-И.Кусто, решив полностью посвятить себя науке, задумал организовать полностью независимую и самофинансируемую исследовательскую организацию. Причина: никто не сможет оказать давление и повлиять на направления исследований. Независимость, особенно важную при экологических исследованиях океана, Кусто строго блюдет и по сей день. Так, в ассоциацию "Фонд Кусто", насчитывающую 260 тыс. членов, не имеют права вступать люди, занимающиеся коммерческой деятельностью.

Основные пути развития независимости мышления - косвенные: через самообразование "по Циолковскому" и развитие остальных составляющих творческого мышления.

Кроме вышеперечисленного, творческое мышление включает в себя определенное мировоззрение. Оно индивидуально для каждой личности, но содержит и общие черты: признание познаваемости мира, бесконечности процесса познания и его важной роли в развитии человечества, признание в качестве единственных критериев истины научно установленные факты.

 
* * *
 

Непокорный водород
Задача N37:

Суть эффекта Рассела, открытого в начале века, состоит в том, что фотопластинка, поднесенная в темноте к очищенной от окисной пленки поверхности металла, оказывается засвеченной. Выяснилось, что в этом повинен атомарный водород, возникающий при взаимодействии металла с парами воды. Далее выяснилось, что пластинка чернела даже на расстоянии в десятки миллиметров от поверхности. Но атомарный водород не может пролетать такие расстояния! Он должен объединяться в молекулы задолго до цели. В чем же причина непонятного поведения атомарного водорода?

 

Работоспособность

Выдающиеся творческие личности прежде всего были великими тружениками, обладали высокой работоспособностью. Нет особой необходимости подчеркивать, что без этого качества физически невозможно достижение поставленных Целей.

Работоспособность складывается из способности много работать и умения хорошо организовать свою работу.

Удивительной способностью много работать обладал известный русский геолог и писатель В.А.Обручев. За 70 лет творческой работы - более 44000 страниц написанных книг, статей, дневников, сотни учеников. Общая протяженность его геологических маршрутов превысила 30 тыс. км.

Рабочий день Ж.Верна на протяжении всей жизни составлял в среднем 16 часов. Когда его спрашивали, как ему удается сохранять столь высокую работоспособность, он искренне удивлялся: "Не надо меня хвалить. Труд для меня - источник единственного и подлинного счастья... Это - моя жизненная функция. Как только я кончаю очередную книгу, я чувствую себя несчастным и не нахожу покоя до тех пор, пока не начну следующую. Праздность является для меня пыткой."

Известно, что Т.Эдисон и О.Хэвисайд могли сутками не выходить из своих лабораторий. И подобным примерам нет конца.

Такое фантастическое трудолюбие не дается от рождения, а, в первую очередь, есть следствие сильнейшей поисковой активности, высочайшей верности своей Цели. Оно развивается еще на стадии становления творческой личности, в процессе систематического самообразования, а в дальнейшем - непосредственно в процессе творческой работы.

Однако сама по себе способность много работать еще не означает высокой работоспособности в смысле ее продуктивности, мало что значит без умения хорошо организовать свою работу.

В настоящее время существует большое количество литературы, посвященной вопросам повышения эффективности своего труда. Поэтому лишь кратко остановимся на важных моментах.

Хорошая организация работ по достижению поставленной Цели невозможна без рационального планирования. Многие выдающиеся творческие личности уделяли этому первостепенное внимание. Планы достижения Цели должны быть конкретными, выполнимыми, поддающимися контролю за их выполнением. О некоторых особенностях построения таких планов см. Приложение 3.

Для достижения Цели необходимо проделать большой объем работы. Следовательно, надо развивать в себе навыки рационального использования времени. Рассмотрим опыт некоторых творческих личностей по "сжатию" времени.

Известный зоолог А.А.Любищев разработал систему учета времени, помогающую стать хозяином своего времени. Все затраты времени он разделил на полезные (творческая работа, самообразование, выполнение служебных обязанностей), необходимые (сон, еда, личная гигиена, занятия физкультурой и т.п.), и на так называемые "отбросы времени" (собрания, совещания, поездки в транспорте, ожидание на остановках, на вокзалах и т.п.). В течение 56 лет он вел письменный учет этих затрат.

Систематический учет затрат времени позволяет:

    а) обрести личный опыт объективной оценки затрат на различные виды деятельности, следовательно, строить реальные планы;

    б) выявлять нерациональные потери полезных и необходимых затрат времени, сокращать их, постепенно устраняя причины потерь;

    в) сокращать или полезно использовать "отбросы времени".

Простейший способ превращения "отбросов" в полезное время: сформировать пакет неспешных дел, проблем, которыми можно заниматься в подобный условиях. Так, А.А.Любищев в трамваях, в поездах, в ожидании приема врача, в очередях... изучил английский, немецкий и французский языки.

Дополнительно "спрессовать" время помогает прием совмещения. Суть его в том, что освоение новых знаний, необходимых, но вспомогательных навыков надо стремиться совмещать с основной творческой работой. То есть следует стремиться выполнять какую-либо работу таким образом, чтобы ее результаты оказались полезными сразу для нескольких целей. Например, Любищев, будучи специалистом по насекомым, изучал немецкий язык по новому немецкому определителю насекомых.

 
* * *
 

Задача N38:

Вы считаете себя занятым человеком? Попробуйте в течение всего одной недели провести полный учет затрат времени на все свои дела и увлечения. В конце недели сравните, какая доля времени расходовалась полезно. Как соотносятся эти затраты с вашими планами на будущее? Подумайте, что следует изменить в вашем бюджете времени?

Подробнее с системой Любищева можно ознакомиться в повести Д.Гранина "Эта странная жизнь".

Анализ творческих биографий позволил выявить необычайно эффективный путь сокращения возможных потерь времени - принцип аккумуляции знаний. Суть его в том, что для достижения поставленной Цели необходимо стремиться использовать ВСЕ знания и навыки, обретенные ранее и обретаемые вновь, даже "посторонние", "случайные".

Вспомним уже упоминавшиеся примеры. А.Л.Чижевский сумел использовать все свое многообразие юношеских интересов для создания основ гелиобиологии. Многообразные детские и юношеские увлечения Ж.-И.Кусто - кино, литература, плавание, конструирование - все их он в дальнейшем направил на достижение поставленных Целей. И это в большой степени способствовало его успеху. Тафономия создавалась И.А.Ефремовым на базе его обширных познаний в зоологии, палеонтологии, геологии, истории, философии.

Великий Чарли Чаплин вообще не планировал свои будущие фильмы: становился перед киноаппаратом, не имея даже набросков сценария, и на ходу начинал импровизировать. Колоссальная часть отснятого материала, нередко оригинального по замыслу, при этом шла в отход. И несмотря на такой "кошмарный" метод работы, он снял огромное количество замечательных фильмов. Как?! Секрет был раскрыт в фильме английской телекомпании "Thames television" - "Неизвестный Чаплин": практически все забракованные сюжеты использовались в последующих фильмах.

Иными словами, у подлинной творческой личности, как у гоголевского Плюшкина, НИЧТО не пропадает даром. Наиболее выдающихся результатов добивались те, кто следовал этому принципу! Кстати, нетрудно заметить, что по сути он близок условию преемственности при выборе новой Цели (см.главу 7).

Ничто так не выбивает из колеи, как мучительные попытки вспомнить пришедшую ранее мысль, идею и т.п. - потери времени, связанные с этим, могут быть невосполнимы. Канадский биолог Г.Селье рекомендует во избежание этого ВСЕГДА иметь при себе маленькую записную книжку и карандаш, чтобы сразу на ходу сделать соответствующую заметку. Даже самая хорошая память может подвести в самый неподходящий момент!

Чрезвычайно сильный способ сокращения затрат времени и повышения эффективности творческой работы, тесно связанный с двумя предыдущими, - формирование и ведение личного информационного фонда. Такой фонд позволяет накапливать полезную для достижения Цели информацию, всегда иметь ее под рукой, чтобы не кидаться каждый раз в библиотеку в поисках важнейшего факта, прочитанного в давно забытой книге, статье и т.д., не тратить времени на лихорадочные поиски. Да и не возможно удержать в памяти накопленный за долгие годы объем информации.

Так, после смерти Ж.Верна сохранилось около 20000 карточек с выписками по многим разделам науки и техники, сделанным писателем при подготовке своих знаменитых "романов о науке". При знакомстве с биографией И.А.Ефремова мы уже узнали о его "премудрых" тетрадках. Открытием периодического закона Д.И.Менделеев во многом был обязан своему информационному фонду - множеству карточек с данными о свойствах химических элементов. Достаточно будет упомянуть о знаменитых записных книжках Леонардо да Винчи, о записях, которые на протяжении жизни вели М.В.Ломоносов и Ч.Дарвин...

Некоторые рекомендации по организации простейшего личного информационного фонда см. Приложение 3.

 
* * *
 

Спираль, которая не запутывается
Задача N39:

При редупликации двойной спирали ДНК происходит разрыв связей между цепями, и она расплетается на две отдельных цепочки. Однако из-за большой длины молекулы (длина может превышать радиус в 100000 раз) расплетающиеся свободные концы обоих цепей должны неизбежно перепутываться (см. рис.46). В действительности этого не происходит. Почему?

Рис. 46.
Рис. 46.
 

"Умение держать удар"

Творческая личность неоднократно сталкивается с серьезными трудностями в процессе работы над поставленной Целью. Потому-то ей необходимо такое качество, как "умение держать удар". Отбросив обычные, житейские "удары судьбы", выделим две группы, наиболее характерные для творчества.

"Удары" первой группы провоцируются самой творческой личностью и связаны, в основном, с ошибками в выборе творческой Цели. Пример Дж.Хэннея достаточно убедительно иллюстрирует подобные ошибки. В главе 7 подробно рассматривались причины таких ошибок и возможные пути их устранения.

"Удары" второй группы связаны с тем, что новые изобретения, открытия опрокидывают устоявшиеся представления специалистов, находящихся под властью стереотипов мышления, подрывают "авторитет" именитых и влиятельных ученых, даже целых научных школ... В таких условиях появление нового вызывает естественную волну неприятия, отторжения (не путать с неприятием, связанным с попытками опережения уровня науки и техники). И творческая личность - носитель новой идеи - объективно оказывается в центре возникшего конфликта.

Вспомним, с какими трудностями и в какие сроки шло признание тафономических идей И.А.Ефремова, безукоризненно обоснованных с научной точки зрения. Даже такая, казалось бы, простая и очевидная идея акваланга Кусто-Ганьяна не избежала этой участи. Вот как вспоминал об этом один из соратников Кусто Дж.Даген: "Я написал статью и для проверки показал ее одному офицеру американских военно-морских сил, знатоку водолазного дела.


    - Этот акваланг... Что ж, это возможно, но маловероятно, - сказал он.
    - Но я видел целый фильм - друзья Кусто плавают как рыбы. И видно, что они глубоко, нет переливов света от волн на поверхности, - возразил я.
    - Я бы не стал рисковать, - ответил он.

Он не оспаривал ни одной технической детали. И все-таки прошло три года, прежде чем я нашел журнал, который решился напечатать мою статью."

Сгладить действие таких "ударов" можно, только приняв их как неотъемлемую часть творчества. Это вовсе не означает, что следует смириться с неприятием и прекратить борьбу за свои идеи. Но ситуацию следует трезво оценивать. Такой способностью в полной мере обладал И.А.Ефремов. Его прогнозы о полном признании тафономии через 20 лет, а романа "Час Быка" - через 15, сбылись с точностью до года. Хотя, все это не снимало тяжести с его души... Какой горечью пропитаны строки его письма к В.И.Дмитриевскому о "Часе Быка": "Сомневаюсь, чтобы при настоящем курсе в верхах роман имел успех. Ну что ж, поваляется года два - не привыкать стать!"

Главное оружие в руках творческой личности против подобных "ударов судьбы" - верность своей Цели и продолжение активной творческой работы.

 
* * *
 

Секретное послание
Задача N40:

Один из великих полководцев древности, будучи в дальнем походе, решил отправить на Родину важное секретное послание. Гонец должен был отправиться в дальний путь один, без охраны, чтобы не привлекать внимания. Но многочисленные враги могли схватить его и отнять донесение. Передать послание на словах? Полководец не хотел посвящать в его тайну даже гонца. Как же отправить секретное послание?

 

Высокая нравственность

Роль этого качества особенно возросла в наше время, когда наука и техника открывают путь ко все более могучим силам природы. Огромная ответственность за будущее ложится на творческую личность. К чему может привести достижение Цели? Не лучше ли отказаться от нее?

Проблема не так проста, как может показаться на первый взгляд. Во-первых, как показал В.И.Вернадский, развитие науки и техники - природный процесс, и остановить его невозможно. Более того, опасно! Например, нетрудно представить, что произойдет, если сейчас прекратить развитие и остановиться на уровне использования легко доступных, но исчерпаемых и экологически вредных источников энергии.

Да, путь в будущее опасен. Например, с познанием глубинных тайн памяти, наследственности, психофизиологии, с развитием био- и информационных технологий человечеству предстоит встретиться, может быть, с еще более грозными опасностями, в сравнении с возникшими из-за неразумного использования ядерной энергии. Видимо, человечество "обречено" идти в будущее, балансируя на острие научно-технического прогресса.

Во-вторых, новая реальность, входя в нашу жизнь, меняет нас самих, наши ценности и взгляды. Достаточно вспомнить, что до овладения атомной энергией преобладало примерно такое отношение к войне - это плохо, но если хорошенько вооружиться, то можно победить. С возникновением ядерного оружия массовое сознание людей начало меняться, медленно, мучительно, порой на грани катастрофического срыва, но меняться в сторону того, что в новой войне победителей может не быть.

Доводы о том, что человечество не "созрело" до того или иного новшества, не убедительны. Как оно может "созреть", если ничто не будет побуждать его перейти от варварского состояния, когда нормой считается использование во вред человеку передовых достижений мысли, к иному, более гуманному?

Любое вновь открываемое явление таит в себе благо и зло. Все зависит от того, как им распорядятся. И человечество может идти вперед, только преодолевая одно искушение за другим и выходя из них более могущественным, духовно более чистым.

В такой ситуации, с точки зрения автора, единственно возможным решением может быть принятие творческой личность всей полноты ответственности за судьбу своих открытий. И уж ни в коем случае не оставаться равнодушным наблюдателем.

Не менее важна проблема путей достижения творческой Цели, которую в романе "Час Быка" подробно рассмотрел И.А.Ефремов. С его точки зрения ничем нельзя оправдать достижение самой гуманной Цели не гуманными путями, ибо они словно ржа невидимо подтачивают нравственные устои всего общества. Например, спасателям, всем, кто в своей работе связан с морем, хорошо известны данные (очень нужные и полезные) о допустимом пребывании человека в холодной воде. Но все ли задумывались о том, каким образом была получена большая их часть?! С точки зрения высокой нравственности в выборе средств достижения Цели надо следовать завету И.А.Ефремова: "Ищите обходной путь... Мир невообразимо сложен, и вы обязательно найдете много других дорог к раскрытию истины."

Высокая нравственность необходима творческой личности и в чисто профессиональном плане. Подлинная творческая личность чуждается неразборчивой погони за признанием любой ценой. И, тем не менее, в истории науки и техники время от времени встречаются примеры фальсификации данных и тому подобные случаи. Например, в 1933 году Г.Карабачек запатентовал в Германии весьма сложный процесс синтеза алмазов, благодаря которому ему, якобы, удалось их получить. "Синтетические алмазы Карабачека" даже долгое время демонстрировались в музее Гарвардского университета. Наконец, в результате тщательного анализа выяснилось, что по составу они как две капли воды похожи на южноафриканские природные алмазы. Подобные случаи противны самому духу научных исследований, которые зиждутся на доверии к факту! В воспитании высокой нравственности велика роль повышения своего общекультурного уровня.

 
* * *
 

Каждая творческая личность - яркая оригинальность. В то же время, рассматривая творческие качества, нельзя не удивляться поразительному сходству внутреннего мира таких разных личностей, как Ж.Верн, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, И.А.Ефремов, Ж.-И.Кусто, И.И.Сикорский и многие многие другие. Следовательно, развитие в себе этих качеств не является "подгонкой" под некий безликий, серый "штамп", а, наоборот, усиливает индивидуальность!

 

Наука побеждать: задачи с двумя неизвестными

В рассмотренные ранее задачах содержалась одна неизвестная - искомый результат. В науке и технике часто встречаются задачи, в которых не только неизвестен искомый результат, но даже причина возникновения задачи. Вот пример подобной задачи с двумя неизвестными, с которой в свое время пришлось столкнуться преподавателю ТРИЗ, инженеру В.В.Митрофанову.

Задача N41:

На заводе, выпускающем микросхемы, началась таинственная "эпидемия". Проверенные и упакованные микросхемы перевозили из одного цеха в другой. И там, на входном контроле, обнаруживалось, что в части из них произошел электрический пробой. После тщательной проверки удалось выяснить, что... люди и проверочное оборудование к этому не причастны. Как же устранить возникший брак?

В.В.Митрофанов предложил простой прием, позволяющий использовать знания ТРИЗ для решения таких задач. Суть его в том, чтобы вместо попыток понять, что же происходит, надо переформулировать задачу наоборот, т.е. ответить на вопрос: что надо сделать, чтобы намеренно получить наблюдаемое явление, используя только его естественные ресурсы.

Для обратной задачи можно сформулировать противоречие типа: объект должен иметь одно состояние (свойство), чтобы наблюдаемое явление действительно происходило, и объект должен иметь противоположное состояние (свойство), чтобы не противоречить ранее установленным фактам. Возможный обратный ИКР, или антиИКР: явление происходит САМО собой, без искусственного вмешательства извне, или: объект САМ принимает противоположные состояния. Таким образом, дальнейший ход решения аналогичен ходу решения ранее рассмотренных задач. Позднее специалисты по ТРИЗ Б.Л.Злотин и А.В.Зусман назвали этот прием обращением исследовательской задачи.

Вернемся к задаче о микросхемах. Суть обратной задачи: надо сделать так, чтобы микросхемы пробивались без вмешательства со стороны человека и приборов. Пробой микросхемы возможен только при подаче на ее выводы повышенного напряжения. Противоречие: на выводы надо подавать повышенное напряжение, чтобы вызвать пробой микросхемы, и не надо подавать, т.к. никто к этому не причастен. Анти-ИКР задачи: электрический заряд САМ возникает на выводах во время транспортировки микросхем. Как получить заряды, используя только имеющиеся ресурсы - микросхемы, упаковку, средство перевозки? Школьных знаний для этого достаточно: заряды могут возникать при трении. И действительно, упаковка оказалась пластмассовой, экспериментальная проверка подтвердила предположение. Зная причину пробоя, можно легко ее устранить.

Вспомним задачу N20 о жуке-бомбардире. Надо сделать так, чтобы жук не мог обжечься собственным кипятком. Сформулируем противоречие: струя выстреливаемой жидкости должны быть кипящей, чтобы отпугивать врагов, и она должна быть холодной, чтобы жук не сварился в ней. Его можно разрешить в пространстве. То есть внутри жука жидкость холодная, а снаружи - горячая. Анти-ИКР: жидкость САМА закипает, оказавшись на воздухе. Как это можно сделать?

Нетрудно догадаться, что загадка жука кроется в экзотермических реакциях. Некоторые жидкости могут закипать, вступая в реакцию с кислородом воздуха или с другими высокоактивными жидкостями. В природе оказалось реализовано второе решение: жук стреляет струями горючего и окислителя.

Сформулируем противоречие для обратной задачи N36: бактерии должны находиться на поверхности, чтобы вызвать повторную вспышку эпидемии, и они должны находиться глубоко под землей среди останков овец, чтобы сохранять активность. Анти-ИКР: бактерии САМИ поднимаются на поверхность. Но они не способны на это. Следовательно, надо выявить ресурсы почвы, которые могут способствовать их выносу на поверхность. Пастер предположил, что роль переносчика могут выполнять черви. Эксперимент на морских свинках подтвердил его идею.

Сформулируем обратную задачу для загадочного порта Амнис (задача N35): надо сделать так, чтобы порт не нуждался в хорошей якорной стоянке. Противоречие: хорошая якорная стоянка должна быть, чтобы суда могли спокойно стоять под разгрузкой, и ее не должно быть, чтобы это соответствовало действительности. Разрешить его можно во времени или в пространстве. Во времени: в древние времена гавань порта могла быть хорошо защищена, а затем, вследствие геологических катаклизмов, разрушилась. В пространстве: порт Амнис должен служить только приемником грузов, а разгрузка судов должна вестись в другом, защищенном месте.

Первое не подтвердилось. Ж.-И.Кусто предположил, что промежуточным портом мог быть небольшой островок Дия, изобилующий множеством глубоких бухт и расположенный неподалеку от Крита, и с которого грузы на лодках могли перевозиться в Амнис. Подводные изыскания действительно привели к открытию древнего порта на Дие и подтвердили вывод Кусто.

Обратная задача N39: надо сделать так, чтобы концы цепей в принципе не могли перепутываться при расплетании молекулы ДНК. Противоречие: концы цепей должны расплетаться, чтобы происходило разделение ДНК на две цепи, и не должны расплетаться, чтобы не перепутываться. АнтиИКР: цепи ДНК САМИ расплетаются, несмотря на скрепленные концы.

Это почти готовый ответ. В 1964 году биолог Фонг предположил, что разрыв связей между цепями начинается в средней точке двойной спирали, т.е. цепи расплетаются от середины к краям, а не наоборот (см. рис.47). Таким образом их концы остаются скрепленными вплоть до полного разделения цепей.

Рис. 47.
Рис. 47.

Загадка эффекта Рассела (задача N37) оставалась неразгаданной около 70 лет, пока ее не раскрыл В.В.Митрофанов. Он попытался решить обратную задачу: как должны себя вести атомы водорода, чтобы долететь до фотопластинки. Сформулировал противоречие: атомы водорода должны объединяться в молекулы, чтобы долететь до пластинки, и не должны, чтобы воздействовать на нее. Анти-ИКР: атомы водорода САМИ возникают в непосредственной близости от пластинки. Он разрешил это противоречие во времени: атомы водорода объединяются в возбужденные молекулы, и те отправляются в дальний путь; у фотопластинки под действием поверхностных сил возбужденные молекулы легко распадаются на атомы, и те вызывают засветку (см. рис.48).

Рис. 48.
Рис. 48.
 

Алмазные этюды: взгляд за горизонт

В один из долгих зимних вечеров в "Эврике" разгорелась жаркая дискуссия, начавшаяся с простого, казалось бы, вопроса: "Что стал бы делать каждый из нас, если бы эксперименты по синтезу алмаза - предположим - завершились успехом?"

Сперва разговор принял шутливый оборот, но вскоре "новоявленные нувориши" принялись серьезно обсуждать возможные новые направления творческого поиска и конкретные творческие Цели, которые могли бы быть поставлены, исходя из уже полученных результатов по первой Цели. Вот несколько примеров.

  1. При любом исходе работ с "алмазной трубой" полученные промежуточные результаты позволяют заняться детальной разработкой простых установок для синтеза и выращивания крупных высококачественных кристаллов алмаза (см. главу 5, "Затяжное приключение").

  2. В 1975 году советский ученый Л.В.Верещагин обнаружил, что при давлении в 1 млн. атмосфер и температуре -58°С лед переходит из полупроводникового состояния в металлическое. Спустя 11 лет другие советские исследователи обнаружили, что при давлении 2,5 - 3 млн. атмосфер и температуре -248°С лед переходит в сверхпроводящее состояние!

    Такие результаты получены при воздействии на вещество двух факторов - давления и температуры. Можно только догадываться, какие удивительные открытия могут быть сделаны при одновременном воздействии нескольких сверхфакторов (температура, электромагнитные излучения, статические и динамические давления и т.д.)! И тут наша установка может быть использована в качестве простого исследовательского инструмента.

    В перспективности подобных систематических исследований убеждают и другие факты. Например, открытие явления аномально низкого трения, возникающего при совместном воздействии сверхнизкого давления (вакуума) и ионизирующих излучений. Возможно, что и поиски "горячей" сверхпроводимости также должны вестись в направлении совместных сверхвоздействий.

  3. 3. До сих пор в развитии техники преобладает тенденция к созданию "стабильной" техники, т.е. независимой от внешних условий. Для работы в различных жестких условиях (высокие-низкие давления, высокие-низкие температуры, ионизирующие излучения, агрессивные среды и т.п.) приборы и машины защищают с помощью различных технических ухищрений.

    А что если пойти обратным путем - создавать заведомо "нестабильную" технику!, технику, изготовленную из материалов и веществ, обретающих нужные свойства только в условиях эксплуатации (например, лед-сверхпроводник при сверхвысоком давлении). Так, сейчас электронику для космических аппаратов пытаются либо защищать от ионизирующих излучений, либо делать ее нечувствительной к ним (например, на основе алмазов). Представим себе некий материал, который становится полупроводником только в условиях вакуума и излучений! Электронные приборы на его не надо защищать от внешних условий, ибо из врага они превращаются в верного союзника.

    Используя принцип "нестабильности", можно получать огромный выигрыш в простоте конструкций, в весе, размерах...

  4. При создании модели алмазной трубы пришлось решать задачу о предохранении камеры от действующего изнутри огромного давления. В технике нередко возникает обратная задача...

    Так, при погружении батискафа "Триест" на дно Марианской впадины - глубочайшей точки мирового океана - всего 4% времени было затрачено на ее исследование. Остальное время (свыше 8 часов) ушло на погружение и всплытие. Почему?

    Стальной толстостенный шар весом 10 тонн защитил исследователей от колоссального давления воды в 1100 атмосфер. Но для придания плавучести этой махине пришлось ее прикрепить к поплавку с бензином емкостью 100000 литров! Трудно предложить лучший тормоз для спуска и всплытия.

Задача N42:

Для повышения маневренности подводного аппарата надо использовать легкую, следовательно, тонкостенную кабину. Но такая кабина не выдержит давления воды. Повышать давление воздуха в кабине для компенсации внешнего давления нельзя. Необходимо предложить идею легкой кабины, выдерживающей максимальное давление океанских глубин. Как быть?

Как это не странно, но для решения этой задачи вполне достаточно современных знаний. Проверьте свои силы.

  1. Физика высоких давлений изучает их воздействие на вещество. Но первой работой основателя этого научного направления П.У.Бриджмена было исследование влияния высокого давления на животный белок. Результаты ошеломляли - белок свертывался, как если бы его варили в крутом кипятке.

В связи с этим до середины XX века считалось, что жизнь на больших глубинах океана невозможна. А в 1951 году датская океанографическая экспедиция извлекла с глубины 10 километров образцы морских животных. Акванавты батискафа "Триест" на дне Марианской впадины обнаружили живую рыбу.

Какие удивительные "изобретения" сделала природа, чтобы живые организмы приспособились к таким давлениям?!

Известно, что жизнь существует и при других экстремальных условиях, например, без кислорода, при высоких температурах.

Систематичное изучение этих и других приспособлений жизни к экстремальным условиям позволит глубже понять законы биологической эволюции. И, может быть, научиться "на кончике пера" предсказывать возможный ход эволюции в других мирах.

Кто знает, быть может в далеком будущем эти знания позволят усовершенствовать "конструкцию" самого человека, и он сможет свободно жить в открытом космосе, как на Земле?..

 
* * *
 

На этом автор счел возможным закончить рассказ об алмазных экспериментах, которые пока еще далеки от завершения. Испытания действующей модели установки "Искусственная алмазная труба" подтвердили правильность полученных решений. Это важный промежуточный результат. Однако достигнутые параметры пока не позволяют начать собственно эксперименты по синтезу.

И причиной тому вовсе не технические трудности: найдены решения, позволяющие повысить рабочее давление в камере до 70000 атмосфер, с высокой точностью задавать требуемое статическое давление (задача А-15) в диапазоне от нуля до максимума, и многие другие.

Ребята из "Эврика-1", начинавшие эту интереснейшую работу, окончили школу и теперь им предстоит сделать уже не "учебный", а реальный выбор своего жизненного пути. Каков он будет? - покажет время. Следующая команда "Эврика-2", по-видимому, примет начатую эстафету.

Предстоят огромные исследования совместного воздействия статических и динамических давлений на графит. А далее можно переходить к моделированию не только физических, но и химических условий в алмазной трубе. Работа, интересная даже вне связи с попытками синтеза алмазов. Но не это главное!!!

Работа над "учебной" творческой Целью была игрой, но Игрой, достойной современных школьников. Ее главные сверхЦели: доказать себе и другим, что дорога в творчество открыта каждому, что можно и нужно поверить в свои силы, в свой, может быть, еще скрытый талант, что можно и нужно ставить перед собой смелые творческие Цели, и, наконец, что именно такая Игра - реальная творческая работа на пределе своих сил - очень эффективный способ творческого саморазвития.

Насколько нам это удалось, судить читателю.

Игра станет во много более эффективной, если, минуя "учебную" Цель, сразу начать к поиски СВОЕГО творческого пути.

 

Стратегия открытия таланта

Рассмотрим обобщенную стратегию открытия таланта, опирающуюся на основные этапы становления и качества творческой личности. Она состоит из трех ступеней. Читатель волен выбрать в ней свою "точку отсчета" и "глубину погружения", сообразуясь с индивидуальными особенностями. Следует помнить, что каждый последующий шаг на этом пути не отменяет необходимости самосовершенствования на предыдущих, а дополняет, усиливает их.

Первая ступень. Главный стимул саморазвития - интерес к новому, необычайному (поисковая активность).

Первый этап творческого саморазвития - развитие поисковой активности и воображения: чтение научно-фантастической и научно-популярной литературы, биографий выдающихся творческих личностей; выполнение упражнений по развитию воображения (см. Приложение 2).

Второй этап - многообразие интересов: добавляется сознательное расширение круга собственных интересов, систематическое чтение научно-популярной литературы, повышение общекультурного уровня, знакомство с искусством.

О культуре следует сказать особо. Даже не упоминая о ее влиянии на воспитание чувств и души, что само по себе важно с точки зрения формирования высоконравственной личности, произведения искусства обладают феноменальной способностью стимулировать развитие поисковой активности и творческого мышления, особенно воображения. Если же принять гипотезу И.А.Ефремова о природе чувства прекрасного (см.главу 2), то становится ясна причина влияния гармонии формы, цвета, звука, слова на развитие диалектичности и системности мышления. Недаром подавляющая часть выдающихся творческих личностей - люди высочайшей культуры.

Третий этап - возникновение интереса к конкретной области: добавляется выполнение специальных упражнений по развитию остальных составляющих творческого мышления (разделы "Наука побеждать", Приложение 2), знакомство с ТРИЗ, выработка элементарных навыков решения творческих задач; стремление определиться с главной областью интересов.

Прохождение первой ступени целесообразно в любом случае, независимо от последующего выбора жизненного пути. Последующие ступени имеют четкую направленность на творчество.

Вторая ступень. Происходит смена стимула саморазвития - поиск своего творческого направления. Эффективность саморазвития при этом существенно возрастает.

Четвертый этап - формирование главного вектора творческого поиска: добавляется углубление знаний в выбранной области науки или техники, начинается углубление знаний в смежных областях; систематическое самообразование; систематическое изучение ТРИЗ и отработка навыков решения творческих задач, первые попытки использования этих знаний в своей области интереса. Начинается развитие элементарных навыков планирования и рационального использования времени, применительно к процессу самообразования. Выработка навыков работы с литературой, начало формирования личного информационного фонда.

Следует добавить, что изучение ТРИЗ также важно с точки зрения совершенствования процесса самообразования, поскольку она по своей сути является высокоэффективной технологией практического применения существующих знаний.

Третья ступень. Происходит очередная смена стимула саморазвития - стремление поставить конкретную творческую Цель. Эффективность саморазвития при этом резко возрастает.

Пятый этап - формирование творческой Цели: возникает настоятельная необходимость в реальной, практической деятельности в выбранной области науки и техники (на первых порах не обязательно творческой), первые попытки самостоятельно внести в нее что-либо новое; добавляется усиленное самообразование в выбранной и смежных областях науки и техники. Ведутся интенсивные поиски конкретной новой проблемы - будущей творческой Цели (с учетом ее принципиальной достижимости и дальнейших перспектив творческой работы - см.главу 7). Навыки творческого мышления отрабатываются на решении простых, реальных творческих задачах выбранной области. Идет интенсивное развитие всех аспектов работоспособности, применительно к конкретной деятельности в выбранной области. Начинается систематическое формирование личного информационного фонда по выбранной и смежным областям.

 
* * *
 

С выбором творческой Цели в основном завершается формирование творческой личности, начинается собственно творческая деятельность. Творческое саморазвитие при этом не завершается, а резко интенсифицируется: сильнейший тому стимул - наличие конкретной творческой Цели.

 

1 Виноградова Т.В. Творческая личность в науке (Психологические исследования). В сб.: Творчество и жизненный путь ученого. Реф. сб. - М., 1988. - (Серия: Науковедение за рубежом).
2 Верткин И.М. Бороться и искать... О качествах творческой личности. В сб.: Нить в лабиринте. - Петрозаводск: Карелия, 1988.
 

вверх
оглавление


(c) 1997-1999 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
(с) 1997-1999 OTSM-TRIZ Technologies Center


http://www.trizminsk.org

18 Apr 1999