НАЧАЛО

Аннотация

План-конспект книги


"БИОГРАФИЯ ИСКУССТВ"
(основы теории развития художественных систем)

Фрагменты из книги

© Мурашковский Юлий Самойлович, Флореску Роман Стефанович
текст приведен по рукописи, 1997г.
ingrida.julij@apollo.lv



4б. Задачи на определение уровня изобретений

В этом разделе приведены выдержки из различных источников, в которых идет речь об изменениях в ряде ХС разных рангов. Попробуйте определить, какого уровня эти изменения. Обратите особое внимание на то, на каком ранге иерархии ХС происходят эти изменения. Нет ли связи между рангом системы и уровнями ее изменений? Не обращайте внимания на комментарии критиков и журналистов — у них другие критерии оценки.

И еще.

Вам наверняка захотелось проверить свои решения. Конечно, можно было бы сразу написать список ответов. Или сделать в конце книги отдельный раздел для них. Но подумайте о тех людях, которым захочется по школьной привычке заглянуть в ответ сразу. До попытки решить задачу. Тогда вы поймете естественное стремление авторов спрятать эти ответы. Они будут растворены в тексте.

А пока — задачи.

ЗАДАЧА 7. К этому направлению ("прогрессивный рок" — Ю.М.) причислили и "Джетро Талл". Но их отличало сильное джазовое начало многих композиций. [А.Гаврилов. Комментарий на конверте альбома "Джетро Талл". "Мелодия", 1987.]

ЗАДАЧА 8. "Интернационал" стал началом особой страницы в творчестве балерины. И связана она с именем Айседоры Дункан. Как известно, именно великая американка впервые танцевала революционный гимн. [М.Юрьева. Преодоление. "Советская культура", 6.11.88.]

ЗАДАЧА 9. Благодаря деятельности Симеона Полоцкого и его ближайших учеников силлабический стих начинает широко применяться в литературе. Возникает новый поэтический род — лирика... [В.В.Кусков. История древнерусской литературы. -М., Высшая школа. 1989. с.280.]

ЗАДАЧА 10. Новый молдавский коллектив "Фрумос", что в переводе означает "красивый", дебютировал на манеже Кишиневского государственного цирка. <...> Поиск собственного, неповторимого лица вызвал к жизни номера, доселе в цирковом искусстве не встречавшиеся. Так, впервые стали жонглерским реквизитом атрибуты молдавских пастухов: кнуты, посох, кушмы — бараньи папахи. Оригинальные трюки показывали музыкальные эксцентрики, играя не только на старинных молдавских инструментах — флуерах, кавалах, но и на сопилках, сделанных из особого вида сушеной тыквы. [В.Летов. На арене "Фрумос". "Советская культура". 1.11.88.]

ЗАДАЧА 11. (О повести И.Грековой "Перелом" — Ю.М.) Среди этих многих я бы особенно выделил доктора Чагина — внешне сурового, "колючего", а на поверку душевно тонкого и удивительно благородного. Сам прием контраста внешности и внутреннего содержания героя, конечно же, не нов. Ново то, как зримо, живо написан этот человек (не удержусь от цитаты: "Дом Чагина — двухэтажный, солидно насупленный, с козырьком у подъезда, чем-то похож на него самого".). [А.Андрианов. Удары счастья. "Литературная газета" 7.10.87.]

ЗАДАЧА 12. Сравните два отрывка:

      Пройдет стар человек — перекрестится,
      Пройдет молодец — приосанится.
      Пройдет девица — пригорюнится,
      А пройдут гусляры — споют песенку.
      [М.Ю.Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова.]

      .

      Плывут пароходы — привет Мальчишу!
      Пролетают летчики — привет Мальчишу!
      Пробегут паровозы — привет Мальчишу!
      А пройдут пионеры — салют Мальчишу!
      [А.Гайдар. Сказка о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове.]

ЗАДАЧА 13. До Джотто ди Бондоне рисунок был плоским. Джотто... сосредоточил свое внимание на открытии способов, могущих привести к тому, что рассматривая полотно, мы получим впечатление, что смотрим на фигуры трехмерные. Как этого достичь?

Во-первых, пользуясь светом и тенью; во-вторых, пользуясь сокращением перспективы. [Joanna Guze. Na tropach sztuki. "Nasza Ksingarnia". Warszawa. 1982. s. 144-145]

ЗАДАЧА 14. А вот еще одна вариация на тему песни и цветка и уже о результатах единения. А.Макаров ["Наш современник", N 1, 1988] полагает так: "Я поздний цветок, я цветок полевой... Земля — это мать моя, небо — отец. Земля — это музыка, небо — певец. Я — песня в пространстве".

И тогда уж сравните — вот молодой И.Тюленев ["Молодая гвардия", N 12, 1987]: "Холодный свет касается лица, стою и прозреваю от печали. Мне поле — мать, а небо за отца, как хорошо втроем мы помолчали". [А.Пикач. Про студень из ножек болотного гнуса... "Литературная газета". 25.05.88.]

ЗАДАЧА 15. Прием внутреннего монолога в кинематографе впервые применил Довженко. [По статье Е.Громова "Тема" с вариациями. "Литературная газета". 1.10.86.]

ЗАДАЧА 16. Сравните два отрывка:

      Сам виноват, и слезы лью, и охаю -
      Попал в чужую колею глубокую.
      Я цели намечал свои на выбор сам -
      А вот теперь из колеи не выбраться.
      Крутые скользкие кра
      Имеет эта колея.
      Я кляну проложивших ее -
      Скоро лопнет терпенье мое -
      И склоняю, как школьник плохой:
      Колею, в колее, с колеей...
      [В.С.Высоцкий. "Чужая колея". В кн.: Владимир Высоцкий. Человек. Поэт. Актер. -М., Progress Publishers. 1990 с.82.]

      .

      Что ж ты хочешь -
      Может, где и съезжаю
      Иногда со своей колеи.
      В конце концов
      Я же не еду по рельсам,
      Как поезд.
      Да и не удивительно,
      Что колеи своей я не знаю -
      Где-то на дне души чуть ощущаю,
      Но все-таки
      Ощущаю, ибо в основном
      Движется моя телега
      В рамках своей колеи.
      [М.Тернавський. "Колiя". В кн.: "За видноколом". Симферополь. "Таврiя". 1986. с.60-61. Подстрочный перевод с украинского — Ю.М.]

ЗАДАЧА 17. Витраж — это своеобразный вид живописи, где изображение достигается не красками, а кусочками цветного стекла. Если такой композицией из разноцветных кусочков стекла заменить обыкновенное оконное стекло в раме, то все помещение наполняется цветным светом, и создается необыкновенный художественный эффект. <...>

Цветное стекло в Европе знали уже давно, а искусство витража начало развиваться только около Х века, когда в странах Западной Европы начали строить большие церкви... [S.Cielava. Makslinieks un viрa darbnica. Riga. "Liesma". 1988. lpp.39-42]

ЗАДАЧА 18. А уж о языке "Записок охотника" и говорить нечего! Как и многое другое в литературе, он (Тургенев — Ю.М.) и здесь первый так чутко уловил народный говор, так умело ввел в рассказы местные слова, что без них куда беднее было бы описание и этих орловских, калужских, тульских мест, и Хоря с Калинычем, Бирюка..." [И.Рыжов. "...кругом Россия — родной край". "Советская культура" 6.11.88.]

ЗАДАЧА 19. Джойс (Joyce) Джеймс (1882-1941), ирландский писатель. <...> Роман "Улисс" (1922) — хроника одного дня из жизни двух героев, соотнесенная с эпизодами из "Одиссеи" Гомера, первое произведение литературы "потока сознания"... [СЭС, М., Сов.энциклопедия, 1989, с.389]

ЗАДАЧА 20. Сравните два отрывка:

      В Чупе идет кино "Чапай",
      А ты на станцию ступай,
      Билет чупейный почупай
      И к югу чапай.
      [Д.Сухарев. "Чупа". По публикации в "Литературной газете" от 10.02.88]

      .

      "...хрипя, задыхаясь,
      в хлорном хапахе хмерти."
      [С.И.Кирсанов. "Герань-миндаль-фиалка". 1938. В кн.: Семен Кирсанов. Собр.соч. в четырех томах. Т.2. М., Худ.лит. 1974]

ЗАДАЧА 21. Мне кажется, не так уж часто у нас говорят о самых маленьких театрах — замечу, самых маленьких в мире, в которых работает всего лишь один актер, но он играет все роли, и спектакль в таком театре занимает столько же времени, сколько и в театре обычном, собирает то же количество зрителей и благодаря своему особому репертуару воздействует на человека, как и "большой" спектакль.

Первооткрывателем такого театра, как, собственно, и самого жанра, капризного и своеобразного, был выдающийся советский артист Владимир Яхонтов. [В.Поволяев. Лицом к лицу. "Литературная газета". 26.11.86]

.

Вверх


(c) 1997-2004 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
(с) 1997-2004 OTSM-TRIZ Technologies Center


http://www.trizminsk.org

07 Jul 1998