НАЧАЛО

"БИОГРАФИЯ ИСКУССТВ"
(основы теории развития художественных систем)

План-конспект рукописи

© Мурашковский Юлий Самойлович, Флореску Роман Стефанович
текст приведен по рукописи, 1997г.
ingrida.julij@apollo.lv

I. Вводный раздел

II. Раздел тематики

III. Раздел носителя

IV. Раздел средств выражения

V. Раздел "стандартов"

VI. Раздел перехода в надсистему

VII. Раздел крупных обобщений

VIII. Приложения

IX. Раздел заключительный

X. Раздел информационный


  1. Предварительные возражения
  2. Типовые возражения против предлагаемой темы, которые авторы слышали, и недостатки предлагаемой теории, которые авторы сами осознают.

I. Вводный раздел

  1. Вступление
  2. Обзор некоторых подходов к изучению искусств. Возможности разработки технологий обучения и создания произведений искусства.

    1. Что есть истина ?
    2. Некоторые причины, по которым возникают альтернативные теории одного и того же объекта. Возможности и области применимости таких теорий. Оценка области применимости предлагаемой теории.

  3. Многоэтажное искусство
  4. Искусство представляет собой иерархическую структуру, подобную структуре биосферы или техносферы. Кроме того, искусство, будучи объектом развивающимся, имеет и определенную временную структуру. Для глубокого понимания, а тем более для активного созидания необходимо выработать умение видеть все возможные ранги любой художественной системы. Практика показала: человек, овладевший этими навыками, чувствует себя в искусстве гораздо свободнее - и как потребитель, и как творец. Кроме того, системы на каждом ранге имеют свои функции. Неумение видеть эти функции приводит к непониманию, а нередко и к подмене смыслов художественных систем. В главе приводится схема системного оператора, примеры разных рангов и их функций из художественных систем разных видов искусства, разных времен и народов.

    1. Вороне где-то бог...
    2. Пример комплексного разбора по системному оператору басни Крылова "Ворона и лисица".

    3. "Пан"
    4. Пример комплексного разбора по системному оператору картины Врубеля "Пан".

    5. "Больше никогда"
    6. Пример комплексного разбора по системному оператору композиции "Битлз" "Not A Second Time".

  5. Мозаика культур
  6. Понять функции искусства и методы его воздействия на людей невозможно, если не принимать во внимание групповой характер культуры и искусства, как составной ее части. В данной главе речь пойдет о некоторых основных понятиях: культура группы, виды групп, характер развития групп, типовые понятия членов групп. Предполагается показать, что функционирование искусства напрямую зависит от группы, в которой работает та или иная художественная система.

    1. Самый страшный зверь
    2. Особенности групповых культур. Отношения между группами. Принцип равенства групп в пространстве и во времени.

    3. Дык... Ёлы-палы...
    4. Пример группы и ее культуры: "Митьки".

  7. Атомы развития
  8. Показан ступенчатый характер развития художественных систем. Предложена шкала вкладов в развитие художественных систем - пятиуровневая схема. Введено понятие о вкладе в развитие и вкладе в потребление. Показаны причины того, что наибольшие вклады в развитие нередко остаются незамеченными историками искусств, а наивысшую оценку последних получают временные явления в искусстве.

    1. "Басни" о басне
    2. Показан ряд этапов из истории жанра басни. Каждый из них оценен с точки зрения пятиуровневой шкалы. Показана связь вкладов в развитие и потребление жанра.

    3. Задачи на определение уровня изобретений

  9. Кирпичики ХС
  10. На ряде примеров показано, что все художественные системы имеют постоянную структуру. Приведены и обратные примеры, когда несоблюдение этой структуры приводило к неудачам. Еще раз показан иерархический состав художественных систем.

    1. Задачи на выявление структуры ХС

    .

II. Раздел тематики

  1. Под одеждами голого короля
  2. Показано, что традиционное понятие "вечные темы искусства" разлагается на две составляющие - название темы и ее содержание. Названия сохраняются неизменными в течение долгих периодов, а содержания меняются, нередко принципиально.

    1. Капуста и короли
    2. Показаны некоторые закономерности смены культурных групп и типов людей в них. Приведены примеры развития некоторых групп. Показано, что тематика художественных систем - тоже групповое явление.

  3. О чем напишут завтра?
  4. На ряде примеров показано, что темы (содержания тем) развиваются по определенным закономерностям, общим для всех тем. Приведена подробная схема развития тем.

    1. Сложный путь "простых людей"
    2. Комплексный пример. История крестьянской темы в русской литературе, как иллюстрация к схеме развития тематики. Сорок восемь конкретных примеров различных этапов развития этой темы.

    3. Уровни изменения тематики ХС
    4. Задачи на определение уровня изменения тематики ХС
    5. Задачи на конструирование тематики ХС

    .

III. Раздел носителя

  1. Загадка носителя
  2. "Нехудожественная" часть художественной системы. Важность ее, как опоры для средств выражения и как источника для формирования этих средств. Некоторые этапы развития носителя. Переход средств выражения в носитель.


.

IV. Раздел средств выражения

  1. Лестница СВ
  2. Ранговая структура средств выражения. Функции на разных рангах.

    1. Еще раз "Пан"
    2. Разбор картины Врубеля "Пан" уже с точки зрения средств выражения. Неравномерная загруженность разных рангов.

  3. Закономерности для Пигмалиона
  4. Пример линии развития конкретного типа выразительных средств.

    1. Задачи на отслеживание развития СВ в разных ХС

  5. Три шага к решению
  6. Понятие о противоречивом развитии средств выражения. Три уровня противоречий. Формулы художественного и физического противоречий.

    1. Слова разные - суть одна
    2. Примеры противоречий из разных видов искусств в разные времена на разных рангах.

  7. Разделяй - и властвуй
  8. Подробно описаны шесть типовых приемов разрешения противоречий, выявленных на большом массиве конкретных примеров из истории развития искусств. Поскольку приемы выделялись только из примеров высокого уровня (по вкладу в развитие), то результаты, которые дает их применение, тоже обычно высокого уровня. Каждый прием снабжен примерами из разных видов искусств.

    1. Задачи на противоречия
    2. "Конструктор" для сюжетов, или История "Капитанской дочки"
    3. Комплексный пример. Прослежена история создания сюжета "Капитанской дочки" А.С.Пушкина., как цепь последовательных решений ряда противоречий. Пример выстроен на основе сохранившихся записей Пушкине о работе над этим сюжетом. Практика показала, что, пользуясь приемами разрешения противоречий, школьники могут сами сконструировать основную сюжетную линию "Капитанской дочки", а также предложить ряд альтернативных сюжетов.

  9. Закон неравномерности развития
  10. Формулировка закона неравномерности развития художественных систем. Особенности проявления закона. Примеры.

  11. Умелые идеалы
  12. Понятие идеальной системы. Степень идеальности. Система, как расплата за функцию.

  13. Стройматериалы для воздушных замков
  14. Наиболее сильные художественные системы строятся на базе ресурсных элементов и не включают в себя посторонних частей.

    1. Кто? Где? Когда? Как? и О чем?
    2. Практика мирового искусства показывает, что художественные системы строились всегда на основе нескольких типов ресурсов. Таблица этих видов. Примеры их использования. Разбор ряда примеров, уже встречавшихся в книге раньше, - теперь уже с точки зрения идеальности и использования ресурсов.

    3. Задачи на применение ресурсов при построении художественных систем

  15. Закон повышения степени идеальности
  16. Формулировка закона. Формула коэффициента идеальности. Выводы из закона. Особенности его практического применения.


.

V. Раздел "стандартов"

  1. Чудесные схемы
  2. Формализованная запись структуры задач в художественных системах - веполь. Минимальная модель художественной системы.

    1. Примеры построения веполей разной степени идеальности
    2. Если нельзя, но очень хочется
    3. Одно из типовых преобразований художественных систем: введение элемента не в саму систему, а в ее "внешнюю среду".

  3. Ломать - не строить
  4. Одно из типовых преобразований художественных систем: разрушение вредного веполя введением ресурсных элементов.

  5. О пользе цепей
  6. Типовой прием повышения идеальности художественной системы: построение веполя с двумя функциями. Повышение степени идеальности цепного веполя.

  7. Два урожая с одного поля
  8. Следующая степень повышения идеальности. Получение двухфункциональной художественной системы вообще без введения дополнительных элементов.

    1. Сохранять ли внешнюю среду?
    2. Особый случай построения двойных веполей - замена внешней среды.

    3. Задачи на построение разных видов веполей и разрушение вредных

  9. Тонкая настройка ХС
  10. Еще один закон развития художественных систем: согласование параметров. Ранговая природа согласования. Примеры согласования, как усиления художественной системы.

    1. Еще ряд примеров на согласование параметров в различных художественных системах

  11. В лес - по дрова
  12. Ряд примеров, противоречащих закону согласования. Противоречивое развитие самой теории. Объединение противоречивых фактов в единую систему понятий. Двухэтапность проявления закона согласования.

    1. Примеры на рассогласование параметров художественных систем

  13. Что умеет структура
  14. Виды структурирования. Ранговое структурирование. Этапы структурирования систем. Закон согласования как временное структурирование.

  15. Mobilis in mobile
  16. Создание систем, гибко реагирующих на смену групп, понятий, культур. Ранговый характер динамизации художественных систем. Формулировка закона динамизации.

    1. Пример ранговой динамизации - развитие выразительных средств музыки
    2. Обыкновенное Чудо Стандартов
    3. Задачи на форсирование художественных систем

  17. Последний дюйм
  18. Особый класс наиболее сильных художественных систем, в которых тема не входит непосредственно в систему, а используются знания о ней, имеющиеся у потребителя.

    1. Блеск и нищета айсбергов
    2. Айсберговые системы - наиболее сильный, но из-за этого и самый недолго живущий вид художественных систем. Особенности восприятия айсберговых систем в разные периоды их жизни.

    3. Толстая ветвь "вепольного дерева"
    4. Виды айсберговых систем. Этапы их развития, форсирование.

  19. Последний акт бессмертия
  20. Развитие художественных систем - это постепенное использование всех ресурсов, повышение функциональности. Но это процесс не бесконечный, тем более, что меняются и исчезают группы, в которых только и возможно нормальное функционирование художественных систем. Некоторые особенности последних этапов жизни художественных систем.


.

VI. Раздел перехода в надсистему

  1. Сила объединения
  2. Дробление и объединение художественных систем. Повышение функциональности и идеальности таких систем.

  3. "Сдвиг по фазе"
  4. При дроблении или объединении художественных систем возможна разная степень отличия элементов, составляющих новую систему. Виды таких систем. Линия повышения отличий.

  5. Искусство взаимодействия
  6. Следующий этап повышения идеальности и функциональности художественных систем - это взаимодействие элементов, объединенных между собой.

  7. "Свернисаж"
  8. Еще большая степень идеальности (а значит, и сила воздействия художественной системы - ее функциональность) появляется, когда вспомогательные части (носители), а затем и средства выражения сливаются между собой.

    1. Волна за волной
    2. Примеры перехода в надсистему, взаимодействия и свертывания систем из разных видов искусств и на разных рангах.

  9. Закон перехода в надсистему
  10. Формулировка закона. Особенности его применения. Связи с другими законами.

  11. Много - из ничего
  12. Особый вид ресурсов художественных систем - "пустота". Приведены примеры применения пустоты в разных видах искусств. Этапы развития пустот, многоуровневое использование пустот в художественных системах.

    1. Многоликая пустота
    2. Пустота - пример комплексного действия разных законов развития художественных систем.

  13. Вниз по лестнице, ведущей вверх
  14. Исторически использование ресурсов для развития художественных систем происходит, начиная с верхних рангов этих систем. Постепенно загружаются средствами выражения все более низкие.

    1. ...
    2. Пример постепенной загрузки рангов - история выразительных средств кино.

  15. "То взлет, то посадка..."
  16. Формулировка закона. Особенности применения. Прогнозирование развития конкретных систем.

  17. Штурвал для ХС
  18. Особенности построения художественных систем, меняющихся во времени. Виды управляемых элементов. Преобразования "бессмертных" произведений.


.

VII. Раздел крупных обобщений

  1. Зачем витать в эмпиреях
  2. Особенности таких обобщений: увеличение области применимости, уменьшение инструментальности.

    1. Все как в кино
    2. Обобщенная линия развития выразительных средств кинематографа.

  3. От рождения до смерти
  4. Графики развития художественных систем. Зависимость некоторых параметров развития художественных систем от времени.

    1. Примеры по всем графикам развития
    2. Росток древа русского реализма
    3. История русской романтической повести, как пример S-образности развития и действия всех ранее описанных закономерностей.

    (Возможно, в этом месте будет еще одна глава - о развитии технических средств для искусства и об их влиянии на развитие художественных систем.)


.

VIII. Приложения

  1. Приложение 1.
    Некоторые стандартные решения художественных задач
  2. Система из двенадцати видов типовых решений сложных художественных задач. К каждому типу приложены примеры их разных видов искусств. Система снабжена пояснениями и комментариями.

    1. Приложение 2.
      Задачи на применение стандартов

  3. Приложение 3. Житие житийной литературы
  4. История русской агиографической литературы в свете закономерностей развития художественных систем. Пример построения "творческой" истории жанра. Глава написана как последовательная цепь задач и их типовых решений. Цепь эта постепенно складывается в историю жанра. На нескольких семинарах проверена возможность такого типа преподавания, когда учащиеся сами конструируют всю историю незнакомого им жанра.


.

IX. Раздел заключительный

  1. Что день грядущий нам готовит?
  2. Возможности прогнозирования с помощью теории развития художественных систем.

    1. Дальше, дальше, дальше...
    2. Прогнозы на самых высоких рангах - рангах культуры.

  3. А там своя, иная даль...
  4. Перспективы развития самой теории.


.

X. Раздел информационный

  1. Информация о ведущихся исследованиях в ряде смежных областей
  2. Информация о книгах, учебных пособиях, семинарах.

.
Вверх


(c) 1997-2004 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
(с) 1997-2004 OTSM-TRIZ Technologies Center


http://www.trizminsk.org

07 Jul 1998