НАЧАЛО

персональные страницы

СОДЕРЖАНИЕ
Ульяновский педагогический колледж № 1.
Кафедра педагогических технологий.

ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ТЕКСТОВ ПО КАРТИНЕ

Пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений.

(c) Сидорчук Татьяна Александровна, Кузнецова А.Б., 2000
sid@mail.uln.ru

 

 

Технологическая карта № 7. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ

Цель преподавателя:

  • Обобщить знания студентов о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения.

  • Уточнить знания о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта.

  • Обучить методике работы с дошкольниками по составлению творческих рассказов от первого лица с заранее заданной характеристикой.

  • Упражнять в умении перевоплощаться, изменять свое настроение во времени и составлять связный творческий рассказ от первого лица.

Информация, сообщаемая студентам.

Базовая информация.

Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить следующие знания.

А) О разнообразных эмоциональных состояниях и настроениях:

    Грустный - веселый.
    Спокойный - возбужденный.
    Сытый - голодный.
    Здоровый - больной…

Б) О разнообразных чертах характера: добрый - злой, трудолюбивый - ленивый, вежливый - грубый, умный - глупый…

В) Признаки проявления этого эмоционального состояния. Например:

  • веселый (улыбается, все его радует, вызывает смех…)
  • грустный (вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый…)
  • больной (раздражается, ворчит, требует повышенного к себе внимания, жалуется на свое здоровье…)
  • добрый (все любит, заботится, помогает, хлопочет…)

Г) Разнообразные средства интонационной выразительности речи (темп речи, сила голоса, тембр…), правила их применения.

Затем необходимо взять на себя роль одного из объектов и обозначить его эмоциональное состояние или характер. Это может быть любой объект (главный или второстепенный персонаж картины, предмет или любой объект живой - неживой природы). От имени выбранного героя идет описание окружения и событий, изображенных на картине. Эмоциональное состояние героя подчеркивается междометиями, мимикой, жестом и другими средствами интонационной выразительности речи.

Приложение № 7.

Методика работы с детьми.

Перед тем, как обучить ребенка составлению творческих рассказов от первого лица необходимо провести следующие творческие задания, которые имеют следующее содержание:

  • "Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот".
  • "Покажи действием и мимикой изменение твоего эмоционального состояния".
  • "Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь в проблемной ситуации. Опиши твое эмоциональное и физическое состояние с использованием междометий и разных средств выразительности речи".
  • "Драматизация художественных произведений, при которых особое значение придается не действию, а эмоциональному состоянию героя".

Для обучения составлению творческих рассказов от первого лица в образе одного из объектов картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок называет себя объектом и "входит" в его эмоциональное состояние или принимает черту характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Побуждать детей в тексте использовать приемы решения проблем и объяснение стабилизации его эмоционального состояния.

Методические рекомендации.
  • При выборе объекта и эмоциональной характеристики необходимо учитывать возраст ребенка.
  • Следует побуждать ребенка брать на себя роль не только простых объектов, но и частей объекта (глаза кошки - мамы) или места происходящего (я - сарай, в котором находится кошачья семья).
  • От простых и обобщенных эмоциональных характеристик (добрый - злой) осуществлять переход к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный…).
  • Формы организации работы с детьми могут быть разными:

      - коллективные, при которых вся группа детей сочиняет рассказ с точки зрения одного героя;

      - подгрупповые, при которых воспитатель дает противоположные характеристики одного героя;

      - индивидуальные задания, которые могут быть предложены воспитателем (герой и его состояние)

      - или самостоятельно выбраны ребенком.


  • Соблюдать структуру построения рассказа: сначала назвать своего героя "Я -тот-то…", потом описать свое эмоциональное состояние, или настроение, или характер, далее описать восприятие изображенного на картине глазами выбранного героя и решение проблемных ситуаций. Окончание рассказа - восстановление эмоционального равновесия героя с окружением. После представленного текста, ребенок дает название своему рассказу.
Алгоритм мыслительных действий.
  1. Выбрать объект (героя) на картине.
  2. Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера.
  3. Войти в образ героя.
  4. Описать восприятие изображенного на картине с точки зрения выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой.
  5. Решение проблемных ситуаций и изменение эмоционального состояния героя в сторону равновесия.

Тренинги.

  • Апробация студентами разных вариантов упражнений по отработке эмпатических состояний.

  • Составление творческих рассказов по картине с самостоятельно выбранным героем и его характеристика. Оформление книжек-малышек.

  • Разыгрывание составленного рассказа "Я - образ" с привлечением различных средств невербальной выразительности.

  • Упражнения, связанные с психогимнастикой и театральной техникой (мимика, жест, интонация, ритм, темп и др.)

  • Анализ детских рассказов и видеоматериалов.

  • Составление перспективных планов по обучению детей разного возраста созданию рассказов "Я - образ".

Результат обучения студентов.

  1. Знают алгоритм мыслительных действий составления рассказов "Я - образ".

  2. Умеют составлять варианты творческих рассказов по одному выбранному герою с различными эмоциональными характеристиками.

  3. Умеют обучать детей разного возраста составлению рассказов "Я - тот-то…".

  4. Понимают назначение данного этапа.
 

 

Технологическая карта № 8. СМЫСЛОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАРТИНЫ

Цель преподавателя:

  • Обучить студентов мыслительным действиям, ведущим к объяснению смыслового содержания картины.

  • Дать знания о методике описания смысла картины детьми дошкольного возраста.

  • Упражнять в умении составлять рассказы - рассуждения на основе разновариантного осмысления содержания картины.

Информация, сообщаемая студентам.

Базовая информация.

Для более эффективного осмысления содержания картины можно использовать пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки могут иметь прямой смысл и иносказательный, более значимый по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Но смысл пословицы, поговорки так емок, что предоставляет возможность говорящему расширительно (по-разному) толковать его. Поэтому многозначность пословиц и поговорок позволяют "привязать" их, как правило, к картине любого содержания. Важно при этом обосновать эту связь и подобрать к одной и той же картине разные пословицы и поговорки. В конечном итоге идет отбор самых подходящих. На основе этого строятся рассказы - рассуждения, которые зависят от жизненного опыта и позиций рассуждающего.

Приложение № 8.

Методика работы с детьми.

Подготовительный этап включает в себя углубленную работу по запоминанию пословиц и поговорок и обучению их объяснять с точки зрения опыта ребенка.

Осмысление содержания картины детьми строится как игра "Объясни, почему так названа картина?". Организация ее основана на методе "Каталог". Воспитателем готовятся листочки бумаги, на которых написаны разные пословицы и поговорки. Вводится правило: выдерни записку, прочитаем текст (читает воспитатель вместе с детьми) и объясни по каким причинам так назвали картину?

Следующая игра "Найди самое удачное название картины". Конкретному ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну-две самых подходящих и объяснить, почему на его взгляд это так. Особое внимание здесь уделяется логическим связкам текста. В результате этого получается рассказ - рассуждение.

Методические рекомендации.
  • Данный вид работы нуждается в глубокой и систематической работе по запоминанию и объяснению детьми смысла пословиц и поговорок.

  • На начальном этапе используется не более пяти пословиц разной тематики, идет коллективное обсуждение каждой. Стратегия работы воспитателя с детьми такова, что идет принятие одних и категорическое отвержение других.

  • На следующем этапе берется большее количество пословиц и поговорок, идет коллективное обсуждение с учетом правила: надо объяснить каждое название картины.

  • Третий этап включает в себя способность ребенка самостоятельно объяснить выбранное название картины, представленное в виде пословицы или поговорки. Рекомендуется предлагать пословицы и поговорки не только разные по тематике, но и по одной теме, что позволяет отразить в рассказах-рассуждениях разнообразие нюансов смысловых оттенков близких по тематике и содержанию пословиц и поговорок.

  • Четвертый этап работы - это получение от ребенка рассказа с описанием смысла картины, согласно выбранной пословицы или поговорки.

  • Заключительный этап работы включает в себя несколько смысловых рассказов по одной картине в зависимости о выбранных пословиц или поговорок.
Алгоритм мыслительных действий при описании смысла картины.
  1. Выборка пословицы или поговорки.
  2. Рассматривание картины через призму одной из выбранных.
  3. Объяснение - рассуждение ребенком, почему подходит пословица как название картины.
  4. Предложить ребенку так назвать рассказ по картине и составить смыслово описание.

Тренинги.

  • Составление картотек пословиц и поговорок, как разнотематического, так и однотематического характеров.
  • Составление смысловых рассказов по конкретной картине через набор пословиц и поговорок.
  • Обучение студентов самостоятельному составлению пословиц и поговорок по содержанию картины.
  • Анализ видеоматериалов и текстов детских рассказов.
  • Тренинг по работе с детьми над созданием рассказов - рассуждений в парах постоянного или сменного состава.

Результат обучения студентов.

  1. Знают алгоритм мыслительных действий создания рассказов - рассуждений.

  2. Умеют применить его при составлении собственных рассказов по картине.

  3. Умеют организовать работу с детьми, позволяющую стимулировать детское речевое творчество по созданию рассказов - рассуждений.
 

 

Технологическая карта № 9. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ-ФАНТАЗИЙ

Цель преподавателя:

  • Учить студентов преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования и на основе этого составлять рассказы фантастического содержания.

  • Обучить студентов методике работы с дошкольниками по созданию сказок на основе содержания картины с помощью типовых приемов фантазирования.

Информация, сообщаемая студентам.

Базовая информация.

Для сочинения фантастических рассказов по картине следует знать основные приемы фантазирования:

  1. Увеличения - уменьшения (преобразование размера, формы, цвета и др. свойств объекта на предмет увеличения-уменьшения степени проявления данного свойства).

  2. Дробления-объединения (деление объектов на части и объединение их в другой последовательности или взаимообмен между объектами своими частями)

  3. Оживление-окаменение (объект наделяется свойствами динамики или статики).

  4. Специализация - универсализация (расширение либо ограничение ресурсов объекта).

  5. Наоборот (приобретение объектом инверсионных свойств).

  6. Время (преобразование временных процессов, протекающих в объектах: убыстрение-замедление времени, время наоборот, перепутывание или взаимообмен между временными отрезками, остановка протекания процессов, перемещение объекта во времени и др.).

Используя данные приемы, преобразуется какой-либо объект на картине, либо часть его, либо место нахождения (среда обитания). Составляется рассказ в котором главным является решение проблем, возникающих в связи с фантастическим преобразованием какого-либо объекта. Идея текста заключается в согласовании необычного объекта с окружающим миром.

Приложение № 9.

Методика работы с детьми.

Для обучения детей составлению рассказов по картине используются игровые приемы типа: "Пришел в гости волшебник…".

Приглашаются волшебники:

  1. Волшебник Увеличения-Уменьшения (ребенок выбирает объект и его свойства и производит фантастическое преобразование).

  2. Волшебник Дробления-Объединения (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами).

  3. Волшебник Оживления-Окаменения (выбранный объект либо его часть становятся максимально подвижным или абсолютно неподвижным).

  4. Волшебник Могу Все - Могу Только (объект ограничивается в свойствах либо неограниченно расширяется).

  5. Волшебник Наоборот (у объекта выявляется какое-либо свойство и преобразуется на противоположное).

  6. Волшебник Времени (многофункционален и предполагает преобразование временных процессов, протекающих в объектах: Волшебник Убыстрения-Замедления, волшебник Обратного Времени, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени, Зеркало Времени).

Воспитатель предлагает детям выбрать одно из преобразований объекта и ответить на вопросы педагога:

  • Что происходит с этим объектом?
  • Какие ощущения испытывает этот объект?
  • Как он воспринимает окружающий мир?
  • Как окружающий мир относится к преобразованному объекту?
  • Что хорошего-плохого есть у объекта с новыми свойствами?
  • Какие проблемы возникают у объекта с окружающим миром?
  • Как фантастический объект может помочь решить проблемы окружающих объектов?
  • Как окружение может согласоваться с измененным объектом?

Предложить детям составить законченный рассказ по результатам обсуждения. По итогам созданного текста придумывается название рассказа-фантазии.

Методические рекомендации.
  • Приемы фантазирования должны быть хорошо знакомы детям. Знать возможности каждого "Волшебника".
  • Когда объявляется фантастическое преобразование, то выбирается сначала объект или его часть, приглашается "Волшебник", производится преобразование и описывается объект с необычным свойством.
  • Целесообразно провести серию занятий по одной картине с постепенным включением новых приемов фантазирования. Коллективно составляются фантастические рассказы-зарисовки.
  • В дальнейшем необходимо дифференцировать задания - т.е. распределить волшебников между детьми и предложить составить самостоятельно или командами рассказы фантастического плана.
  • Оценку рассказов необходимо проводить с точки зрения уровня оценки творческого продукта (см. приложение № 14).
  • По результатам фантазирования можно инсценировать придуманные рассказы или оформить книжки-малышки.
Алгоритм мыслительных действий при составлении рассказов-фантазий.
  1. Выбрать объект, изображенный на картине либо его часть.
  2. Пригласить одного из Волшебников.
  3. Преобразовать объект или его часть.
  4. Составить фантастический рассказ.
  5. Оценить уровень творчества.

Тренинги.

  • Творческие задания по фантастическому преобразованию объектов.
  • Придумывание эскизов портретов Волшебников.
  • Упражнения в составлении рассказов-фантазий по выбранному объекту на картине.
  • Оформление книжек-малышек, написание сценариев по мотивам рассказов-фантазий и дальнейшее их обыгрывание.
  • Упражнения в определении уровня оценки творческого продукта.
  • Просмотр и анализ видеоматериалов и протоколов занятий.

Результат обучения студентов.

  1. Знают уровни оценки речевого творческого продукта.

  2. Знают методику обучения дошкольников составлению фантастических рассказов.

  3. Умеют преобразовывать объекты или их части с помощью приемов фантазирования.

  4. Умеют составлять рассказы фантастического содержания по мотивам картины.
 
(Продолжение)
 

вверх
СОДЕРЖАНИЕ


(с) 1997-2000 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
(с) 1997-2000 OTSM-TRIZ Technologies Center


http://www.trizminsk.org

29 Oct 2000