НАЧАЛО

персональные страницы

СОДЕРЖАНИЕ
Ульяновский педагогический колледж № 1.
Кафедра педагогических технологий.

ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ТЕКСТОВ ПО КАРТИНЕ

Пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений.

(c) Сидорчук Татьяна Александровна, Кузнецова А.Б., 2000
sid@mail.uln.ru

 

 

Технологическая карта № 10. СОСТАВЛЕНИЕ СКАЗОК НРАВСТВЕННО - ЭТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Цель преподавателя:

  • Обучить студентов приемам составления текстов морально-этического плана по мотивам содержания картины.

  • Учить выводить мораль из составленного текста сказки.

  • Познакомить студентов с методикой обучения дошкольников составлению морально-этических сказок по картине.

Информация, сообщаемая студентам.

Базовая информация.

Для составления морально-этической сказки по картине необходимо определить место, где будут разворачиваться события, и обозначить его одним словом (н-р, лужайка около леса). Далее перечисляются объекты, изображенные на картине, как правило, неодушевленного плана (н-р, елка, лужа, прутик, трава, цветы…). Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека (н-р, елка - мудрая, лужа - грязнуля, прутик - труженик, трава - равнодушная, цветы - болтливые…). Идет описание жизни объектов в обозначенном месте. Происходит случай - появление необычного объекта или природного явления ( н-р, в лужу упал мяч). Составляется текст, в котором особое значение имеют монологи каждого очеловеченного объекта по отношению к Случаю. Обсуждается мораль каждого очеловеченного объекта с точки зрения его черты характера или свойства. Выводится мораль, которая вкладывается в уста мудрого объекта. Составляется итоговый текст сказки и придумывается ее название.

Приложение № 10.

Методика работы с детьми.

Предложить детям сочинить сказку по картине. Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. Назвать героев сказки (целесообразно заклеить одушевленные объекты, изображенные на картине). Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека. Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был). Объявить Случай (появление необычного предмета, явления природы или гиперактивности кого-либо из героев). Продолжение составления текста как описание отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике. Обсуждение морали каждого. Провозглашение главной морали умным или мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации. Придумывание названия сказки.

Методические рекомендации.
  • Проведение этого этапа рекомендуется после обучения детей описанию смысла, изображенного на картине (см. карта № 8).

  • Уточнить знания детей о разнообразии свойств и характеристик человека. Обыгрывание их с помощью приемов эмпатии, действий, мимики и др. выразительных средств.

  • Давать возможность детям в процессе сочинения сказки включать приемы театрализации.

  • При обозначении героев сказки целесообразно использовать приемы моделирования (схематическое обозначение объектов и буквенное обозначение черт характера).

  • Общая канва текста сказки включает в себя следующую последовательность: выбор места, героев, их характеристика, случай, мораль (эти шаги следует обозначать буквами).

  • От коллективного сочинения сказки (с помощью "мозгового штурма") необходимо переходить к индивидуальному.

  • При коллективном сочинении предлагается индивидуально каждому ребенку придумать собственное название сказки и сообщить педагогу по секрету. Воспитатель записывает название сказок, затем объявляет конкурс названий.

  • Итогом сказки служит рисунок или театральное действие.
Алгоритм мыслительных действий.
  1. Определить место.
  2. Выбрать героев, наделить их свойствами или характеристиками.
  3. Объявить Случай.
  4. Составить текст сказки.
  5. Придумать название сказки.

Тренинги.

  • Психогимнастика и театральная техника.

  • Составление картотеки по свойствам человека и чертам его характера.

  • Составление сказок морально-этического плана по картинам коллективно и индивидуально. Оформление книжек-малышек.

  • Анализ видеозаписей работы с детьми.

Результат обучения студентов.

  1. Умеют составлять сказку морально-этического плана по мотивам картины.

  2. Знают методику обучения детей сочинению сказок данного типа.
 

 

Технологическая карта № 11. СОСТАВЛЕНИЕ РИФМОВАННЫХ ТЕКСТОВ ПО МОТИВАМ СОДЕРЖАНИЯ КАРТИНЫ

Цель преподавателя:

  • Обучить студентов моделям составления рифмованных текстов.

  • Формировать умение составлять рифмовки по содержанию картин.

  • Обучить студентов методике работы с дошкольниками по составлению рифмованных текстов.

Информация, сообщаемая студентам.

Базовая информация.

Для составления рифмованных текстов по содержанию картины необходимо обсудить признаки выбранного объекта, его связи, место действия и сами действия. В качестве объекта может выступать не только центральный или второстепенный объект, но и обобщенное понятие (н-р: дети…, семья…, посуда…). Действия объекта могут быть как реальные, так и предполагаемые.

Слова в высказываниях должны рифмоваться.

Для создания рифмованного текста можно пользоваться алгоритмом:

      Жили-были как-то кто-то,
      Ой, какие были кто-то,
      Что-то делали они,
      На картину посмотри.
      И закончив, говори:
      "Вот какие кто-то
      На картине той-то…".

Возможны варианты создания рифмованного текста. Он может начинаться со слов "Если эти кто-то…, то они чего-то…", "Кто-то был такой-то и свершал он то-то…", "Кто-то был такой-то и свершал он то-то, потому что был такой-то…".

Оценка степени удачности созданного текста определяется не только качеством рифмы, но и уровнем интерпретации содержания.

Приложение № 11.

Методика работы с детьми.

Работа должна строиться в определенной последовательности.

Сначала проводятся игры с детьми по картине: "Складушки-ладушки", в которых подбираются существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой.
Затем побуждать детей составлять двухстрочники.

Итогом служит создание рифмованных текстов по алгоритму (см. выше).

Методические рекомендации.
  • Проводится предварительная работа, включающая в себя анализ стихотворных произведений.
  • Игры по составлению рифмы.
  • Лексические упражнения по подбору аналогичных признаков, действий с целью активизации прилагательных и глаголов.
  • Упражнения по моделированию созданного текста.
Алгоритм мыслительных действий при составлении рифмованных текстов.
  1. Выбор объекта, определение его свойств, действий и места действия (обитания).
  2. Подбор рифмующихся между собой слов.
  3. Работа по алгоритмам создания рифмованного текста.
  4. Выразительное прочтение рифмовки.

Тренинги.

  • Упражнения в придумывании рифмовок по мотивам содержания картины.
  • Анализ стихотворных текстов, созданных детьми.
  • Самостоятельное создание вариантов игр и упражнений по созданию рифмовок
  • Самостоятельное создание моделей создания рифмованных текстов.

Результат обучения студентов.

  1. Знают алгоритм действий по созданию рифмованных текстов.

  2. Умеют создавать рифмовки по содержанию картины.

  3. Умеют проводить с детьми разного дошкольного возраста игры по созданию рифмованных текстов.

  4. Понимают назначение данного этапа для речевого развития ребенка.
 

 

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если педагог при предъявлении любой новой картины в свой комплекс целенаправленного воздействия, включает отработку мыслительных операций по анализу картины, как целостной системы, так и отдельно взятого объекта.

Модель работы с картиной как целостной системой.

  • Выделение объектов, изображенных на картине.
  • Установление различного уровня взаимосвязей между объектами.
  • Представление объектов с точки зрения восприятия различными анализаторами.
  • Описание изображенного средствами символической аналогии.
  • Представление объектов в рамках времени их существования.
  • Описание местонахождения объектов на картине.
  • Восприятия себя на картине в качестве объекта с заданной характеристикой.
  • Поиски смысловой характеристики картины.
  • Составление творческих текстов с помощью приемов фантастического преобразования объектов на картине.
  • Создание сказок нравственно-этического плана по мотивам изображенного на картине.
  • Составление рифмованных текстов.

Сложность организации и проведения такой работы с детьми 4-7лет в том, что у них не сформированы классификационные и системные умения работы с конкретным объектом. Поэтому необходимо параллельно осуществлять работу в данном направлении с любым (не обязательно со всеми) объектом, изображенным на этой же картине.

Основные операции анализа объекта.

  • Выбор основной (возможной) функции объекта.
  • Перечисление составляющих объекта по принципу "матрешки".
  • Обозначение сети взаимосвязей одного объекта с изображенным на картине.
  • Представление временной оси этого объекта.

Представленная модель, может служить основой для построения педагогических технологий при обучении детей (не только дошкольного возраста) описанию пейзажей и натюрмортов.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ.


 

Приложение № 1. ПРОТОКОЛ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО КАРТИНЕ "СПАСАЕМ МЯЧ".

Цель: учить детей определять состав картины.

Воспитатель: Пришел в гости волшебник Деления и предлагает посмотреть на картину. Просит перечислить объекты, которые находятся на ней. Посмотрим, кто самый внимательный и больше всех увидит и назовет разных предметов. А я буду обозначать их на доске.
(Воспитатель, по мере называния объектов, обозначает их схемами).

Дети: девочка, еще девочка…

В.: давайте их назовем.

Д.: Девочка Света, которая держит куклу и девочка Таня, которая плачет. Мальчика зовут Сережа…

В.: Кто еще, что видит?

Д.: лужа, прутик, мяч, кукла, елочка, еще елочка…

В.: хорошо, много елочек: одна слева, другая в правой части картины.

Д.: цветы, много цветов разных, больше всего ромашек. Небо, земля, трава… Кофта, юбка…

(Воспитатель в конце повторяет основные объекты, названные детьми и закодированные схемами).

Параллельно с основной задачей идет обучение детей считыванию схем.

 

Приложение № 2. ВАРИАНТЫ ВЫСКАЗЫВАНИЙ ДЕТЕЙ 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ ПО ОБЪЕДИНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ НА КАРТИНЕ.

"Мячик и вода в луже: мяч попал в лужу, лежит на ней, стал мокрым. Значит, они связаны".

"Мячик и прутик: кончик прутика касается мяча и подталкивает его к краю лужи".

"Прутик и мальчик: рука мальчика держит прутик, которым он хочет достать мяч".

"Девочка Таня и мячик: мяч этот Танин, она с ним долго играла и полюбила эту игрушку".

"Девочка Таня и девочка Света: они подружки, вместе играли. Света жалеет Таню".

"Одежда, игрушки - объекты рукотворного мира. Их сделали руки человека"

"К растительному миру относятся деревья, кустарники, трава, цветы".

 

Приложение № 3. ОПИСАНИЯ ВОЗМОЖНЫХ ОЩУЩЕНИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ С ПОМОЩЬЮ РАЗНЫХ ОРГАНОВ ЧУВСТВ.

Волшебник "Я слышу" - описание возможных ощущений полученных с помощью слуха.

"Я слышу, как мяч шлепнулся в лужу: плюх!"

"Я слышу, как прутик постукивает мячик".

"Я слышу, как Таня плачет, а мальчик ее успокаивает и говорит: "Тише, Танечка, не плач: не утонет в луже мяч".

"Я слышу, как Сережа говорит: "Не плач, сейчас я достану прутиком твой мяч и мы опять будем играть".

"Я слышу, как шумит ветерок и щебечут птички".

"Я слышу, как мама зовет Таню домой".

Волшебник "Я ощущаю лицом и руками" - описание возможных ощущений полученных с помощью тактильных анализаторов.

"Я чувству, какой мячик мокрый, скользкий и теплый. Ведь лето, жарко и вода в луже совсем не холодная".

"Я чувствую, что прутик твердый, немного шершавый и упругий".

"Я чувствую, какая травка мягкая, шелковистая, немного влажная. Особенно около лужи".

"Я чувствую, как солнце припекает и жарко греет, но ветерок при этом приятно ласкает и обдувает".

"Я чувствую, какая елочка колючая и веточки у нее как маленькие ежики".

Волшебник "Я нюхаю" - описание возможных ощущений полученных через органы обоняния.

"Пахнет свежестью и травой, потому что только что прошел дождик".

"Елочка пахнет очень приятно, чувствую запах цветов и меда".

"Я чувствую, как мяч пахнет резиной. Его ведь купили в магазине и он новый".

 

Приложение № 4. ПРИМЕРЫ СОСТАВЛЕНИЯ МЕТАФОР И ЗАГАДОК.

Метафоры, составленные воспитателем вместе с детьми (ст.группа)

Выбран объект - "лужа".

  1. Обозначается место: "лужа не траве". Лужа по форме сравнивается с кляксой. Не называя выделенный объект, соединяем сравнение по форме и местонахождение: "клякса на траве". Усиливаем сравнение тем, что клякса не чернильная, а дождевая. Вставляем в текст: "Утренний дождь оставил огромную прозрачную кляксу на траве".

  2. Лужа сравнивается с зеркалом. Место - лужайка. Вставляем в текст: "Елочки заглядывали в маленькие зеркала лужайки, оставленные грибным дождем".

Выбран объект - "мяч".

Сравнивается по форме с колобком. Местонахождение - лужа. Усиливается характеристикой - "непослушный". Вставляется в текст: "В луже оказался непослушный колобок".

Выбран объект - "бантик".

Сравнение с бабочкой. Отличие - прозрачность. Местонахождение - волосы на голове у девочки. Фраза: "В волосах удобно устроились прозрачные крылья бабочки". Или "Голову девочки украшала бабочка, согретая теплом маминых рук".

Загадки, самостоятельно составленные детьми 6-го года жизни.
      "Мяч".
      Круглый, как колобок
      Непослушный как ребенок.
      Резиновый, но не колесо.
      Прыгает, но не заяц,
      Летает, но не птица,
      Стучит, как ножки малыша.

      "Прутик".
      Длинный, но не указка,
      Тонкий, но не провод,
      Упругий как смычок.

      "Бантик".
      Порхающий, как бабочка,
      Голубой как небо,
      Легкий, но не пушинка.

      "Лужа".
      Прозрачная как стекло,
      Отражающая как зеркало,
      Бесформенная, но не клякса.

      "Цветок ромашки".
      Одна сердцевинка как солнце,
      Много лепестков как ресниц
      Одно золотое солнышко, с многими белыми лучами.

 

Приложение № 5. ТЕКСТЫ, СОСТАВЛЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЕМ И ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ПОМОЩЬЮ "ВОЛШЕБНИКА ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ВО ВРЕМЕНИ".

"Волшебник Прошлого Времени".

"Игры с мячом".
На картине мяч, попавший в лужу. Ребята играли с ним в разные игры: перебрасывали друг другу, подбрасывали вверх, играли в вышибалы… А когда стали играть в игру "А ну-ка отними!" - мячик выскользнул из рук мальчика и упал прямо в лужу.

"Мячик лежал, а затем в руки к ребятам попал".
Утром мяч лежал в ящике с другими игрушками. Лежал себе полеживал. Ребята решили взять его с собой на прогулку. Ведь с мячом весело играть. Но с ним потом случилась история…

"Магазин игрушек".
А прошлым летом этот мяч лежал в витрине магазина. Там было много разных мячей: маленькие и большие, одноцветные и разноцветные, и даже с симпатичными рисунками. Ребята заглядывались на красивые мячи, а родители их покупали. Так очередь дошла и до нашего мячика. Его купили для Тани в подарок ко дню рождения.

"Лужайка освежилась".
Утром дождя еще не было, поэтому трава на ней не была мокрой и от яркого солнца даже немного повяла. Цветы с надеждой смотрели на небо, нет ли там тучки. И вдруг дождь, да непростой, а с солнцем. Про такой дождь говорят: "слепой" или "грибной". Обрадовалась лужайка, каждая травинка вволю и умылась, и водички напилась. И стала лужайка ярко-зеленой, свежей и красивой. И украсила себя зеркально чистой лужицей.

"Лужайка спит".
Когда была зима, лужайка спала, отдыхала под снегом. Матушка зима накрыла ее мягким белоснежным одеялом. В этом наряде лужайка искрилась, играла блестками на солнце. Тепло ей было под этим покровом.

"Волшебник Будущего времени".

"Мяч спасен"
Сережа быстро достанет мяч из лужи и положит на травку, чтобы солнце его обсушило. Мальчик скажет: "Таня, не плачь - вот твой мячик, целый и невредимый". Через некоторое время дети опять станут им играть. Только отойдут подальше от лужи, чтобы мяч вновь туда не попал.

"Пусть все играют".
Потом Таня обязательно даст мяч другим детям поиграть, ей совсем не жалко. В это время она будет играть со Светой в куклы.

"Воспоминания"
После прогулки дети заберут мяч с собой домой. Положат его к другим игрушкам. Мяч будет лежать и вспоминать как он резвился на лужайке, а потом в лужу попал.

"Мяч на отдыхе".
А зимой и осенью мяч будет лежать и ждать весны. Мама положит его куда-нибудь подальше, пусть ждет свое время. Ребята будут играть другими игрушками.

"Все сначала".
К вечеру лужайка совсем высохнет. Лужа исчезнет, потому что капельки воды превратятся в пар и полетят к небу. Образуется новая тучка, которая обязательно где-то прольется шумным летним дождем. А на лужайке травинки после дождя выпрямятся, подрастут немного. Да и отдохнут от детей и их мяча до следующего утра.

 

Приложение № 6. ПРИМЕРЫ ОПИСАНИЯ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ОБЪЕКТА НА КАРТИНЕ.

Лужа.

    А). На картине лужа. Она изображена чуть ниже центральной части, ближе к правой ее стороне.

    Б). Я лужа на опушке леса. Вокруг меня - трава. Совсем рядом стоит мальчик, чуть подальше девочки. Елочки от меня стоят так далеко, что я их почти не вижу.

Белый бантик.

    А). Белый бантик находится в левой центральной части картины.

    Б). Я белый бантик. Хорошо устроился на голове у светловолосой девочки. Мы вместе с ней присели и оказались поближе к лужице, в которой я красиво отражаюсь.

 

Приложение № 7. ПРИМЕРЫ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ, СОСТАВЛЕННЫХ С ПОМОЩЬЮ ЭМПАТИИ.

"Грустный мяч".
Я грустный мяч. У меня всегда плохое настроение. Солнце светит или дождь идет, лежу ли я в сторонке или играю с детьми - все это не вызывает у меня радости. Я только вздыхаю и думаю: "Ох, какие дети все шумные. Почему они все время бегают? Ох-ох-ох!". Вот опять меня взяли. Сейчас будут бросать. Обязательно не удержат в руках, и тогда я точно попаду в лужу. Так и есть! Другого не ожидал. Только бы не заплакать! О-хо-хох…

"Хозяйственный мяч".
Я не простой мячик, а хозяйственный. Слышали? Я это говорю с гордостью, важно. Так-так, вот взяли меня на прогулку. Хорошо, что Таня меня в корзинку положила. И мне, и ей так будет удобней. Кажется, был дождь. Как бы дети не испачкались. "Поосторожнее - поосторожнее! И не нужно так близко к луже вставать!" - как жаль, что они меня не услышали. Все-таки уронили меня в лужу. Ладно, не страшно, лишь бы не забыли домой забрать. Эй, эй, ничего на лужайке не забыли? Все игрушки собрали? И так каждый день. Даже устал думать за этих детей. Если бы не я, так все игрушки бы давно растеряли.

"Ворчливая лужа".
Я - лужа, плюх-плюх. Говорят, что я ворчливая, ну и пусть говорят. Плюх-плюх. Лежу себе и смотрю в небо: "Что это оно уставилось на меня?" Тихо так, спокойно лежу, так нет же, нужно обязательно меня потревожить. Этот мяч вечно везде носится, скачет, падает и уж мимо меня никогда не пролетит. Обязательно врежется. Это он специально мне все назло делает. Плюх-плюх. А трава колючая кругом, спасу нет. И когда все это кончится? Плюх-плюх. Просто нет слов от возмущения.

"Лужа - воображала".
Я - красавица лужа. Я такая прозрачная, голубоватая, что небо всегда на меня смотрит и завидует. И вода у меня тепленькая и ласковая, поэтому все меня любят. Вон как травка обступила. Все хотят поближе ко мне быть. Вот и детей я не звала, а ноги их сами ко мне привели. Ха! Даже этот выскочка мяч не утерпел, хотел еще раз мною полюбоваться. Ну ладно, смотри, смотри, не жалко. Эй, елочки, а вы меня видите? Как я вам? Солнышко, солнышко, ты многое видало, скажи, что я самая красивая. Краше меня никого на свете нет. Ах, как приятно солнышко припекает. Это оно для меня старается. Ой!… (и лужа высохла).

 

Приложение № 8. ПЕРЕЧЕНЬ НЕКОТОРЫХ ПОСЛОВИЦ, ПОДХОДЯЩИХ ПОД СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАРТИНЫ.

"Добро век не забудется".

"Жизнь дана на добрые дела".

"Мир не без добрых людей".

"Трудно найти, легко потерять".

"Умел ошибаться, умей исправляться".

"Семь раз примерь, один раз отрежь".

"Поспешишь, людей насмешишь".

"Слезами горю не поможешь".

"Не было бы счастья, да несчастье помогло".

"Без беды друга не узнаешь".

"Ум хорошо, а два лучше".

"Под лежачий камень и вода не течет".

"Мал золотник, да дорог".

"Не копай другому яму, сам в нее ввалишься".

"Всякая вина виновата".

"Сам кашу заварил, сам и расхлебывай".

"Охота, пуще неволи".

Рассуждение и рассказ на тему: "Мир не без добрых людей".

Пословица подходит к картине, потому что Таня сама одна не достала бы мяч. Она заплакала, а Сережа ей стал помогать. Он хороший, отзывчивый мальчик. А если бы не было Сережи, то могли бы помочь другие дети или кто-нибудь из взрослых у кого доброе сердце. Поэтому и говорят, что "Мир не без добрых людей".
Составила Лена К. (6 лет 3 мес.)

Жила-была девочка Таня. Однажды ей на день рождения подарили мяч. Он был красивый: одна половинка красная, а другая синяя. Посередине - белая полосочка. Девочка схватила мяч обеими руками, прижала к себе: "Мой прекрасный новый мяч, я буду с тобой играть. Целую неделю Таня выносила его на улицу, подбрасывала, отбивала о землю, стены. Играла в разные игры.

Однажды Таня вышла на прогулку после дождя. На лужайке было много ребят. Но никто не хотел играть с мячом, потому что было мокро и ребята боялись, что мяч попадет в лужу. Тогда Таня стала играть одна. Она высоко подбрасывала мяч вверх и успевала хлопнуть несколько раз ладонями рук, прежде чем поймать мяч. Здорово получалось. Мяч взлетал все выше и выше, а Таня то хлопала в ладоши, то быстро крутилась под взлетевшим мячом. " Выше, выше ты взлетай, только в руки попадай!" - весело приговаривала Таня. Но вдруг мяч полетел в лужу. Девочка заплакала: она испугалась, что мячик испачкается, а еще хуже - утонет.

Таня попыталась достать любимую игрушку из лужи, но ничего не получилось. Она заплакала еще громче. Ее плач услышали дети и прибежали на помощь. "Тише Таня, не плач, не утонет в луже мяч!" - сказал ей Сережа: "Я помогу тебе". Он взял веточку и быстро достал мяч. "Спасибо тебе, Сережа, ты спас мой новый мяч. Не зря моя бабушка говорила: "Мир не без добрых людей!"
Составила Юля А., студентка 3-го курса педагогического коллежда № 1

 

Приложение № 9. ПРИМЕРЫ ТЕКСТОВ, СОСТАВЛЕННЫХ С ПОМОЩЬЮ ПРИЕМОВ ФАНТАЗИРОВАНИЯ.

Преобразование: увеличение размера.

Объект - "лужа".
И лужа стала увеличиваться на глазах ребят. Постепенно стала занимать всю лужайку, на которой играли дети. Мяч невозможно было достать таким маленьким прутиком. (Педагог формулирует проблемную ситуацию, дети решают творческую задачу).
И вдруг лужа почувствовала, как она стала расти и растекаться все шире и шире, во все стороны: "Что со мною происходит?" - подумала лужа. Сначала ей стала тревожно, но потом она почувствовала себя хозяйкой лужайки. (Педагог организует обсуждение с детьми по типу "хорошо-плохо").

Объект - "мяч".
Мяч стал надуваться. Делаться большим, намного больше лужи и прикрыл собой всю ее. Ребята удивились и стали думать, как же теперь с ним можно играть (изобретательская задача).
Ой, что со мной случилось? Я толстею и становлюсь огромным. Как мне тяжело! Но зато я могу сам выкатиться из лужи (обсуждение ситуации на уровне "хорошо-плохо").

 

Приложение № 10. СОСТАВЛЕНИЕ СКАЗКИ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА ПО МОТИВАМ СОДЕРЖАНИЯ КАРТИНЫ.

Для составления сказки по картине необходимо закрыть фигурки детей или просто их исключить из сюжета. Текст составляется поэтапно.

    1 этап: описание места происходящего до появления неловкого Мяча.

    2 этап: перечисление героев истории и наделение их характеристиками.

      Лужа - ворчливая,
      Цветы - пересмешники,
      Елочки - молчаливые, равнодушные,
      Веточка - трудолюбивая,
      Лужайка - мудрая.

    3 этап: появление неуклюжего Мяча и случай с ним.

    4 этап: отношение каждого героя к случаю.

    5 этап: мораль истории.

 
Сказка, которая так похожа на правду.

Наша история происходила на Лужайке, которую только что полил теплый летний дождик. Яркое солнце уже успело осветить умытую землю. Ветерок затерялся в ближайшем лесу, и из-за этого в природе установилось спокойное, чуть сонливое настроение. Даже пересмешницы - Ромашки на миг успокоились. Вода в Луже перестала волноваться и ворчать. Елочки и до того спокойные и молчаливые, совсем притихли и задумались. Веточка лежала на траве совсем без дела. Это состояние для ее трудолюбивого характера совсем было непривычным…

Все бы было так до вечера, если бы не Его Величество Случай. Откуда не возьмись, появился Мяч. Он был еще маленьким и неопытным. Его веселый нрав забавлял его самого больше всего. Совершенно не замечая окружающих, он неуклюже хлопнулся прямо в Лужу. Вода сразу зашумела, заворчала, пошла кругами. Лужа зашевелилась и стала возмущаться: "Что это за безобразие! Нахал какой! Совсем под ноги себе не смотрит. Растревожил меня. Только чуть задремала и вот тебе пожалуйста: плюх и все тут!"… Ворчание Лужи услышал Прутик. Недолго думая, он вскочил на свои тоненькие ножки, напрягся и начал с усердием, присущим трудолюбивому характеру пытаться помогать бедолаге Мячику. "Ничего у тебя не выйдет". Продолжала ворчать Лужа: "И вообще мне плохо от твоих глупостей становится! Только вода моя успокоилась, так нет, еще ты тут волновать меня продолжаешь!".

Прутик трудился и трудился, так что Ромашки над ним стали смеяться: "Ха-Ха! И ничего у тебя не получится. Видишь, Мяч какой пузатый и тяжелый, а ты тонкий и короткий. Вот - вот сам в воде окажешься. Умереть можно со смеху!" Молчаливые Елочки смотрели на все происходящее и думали про себя: "Можно было бы этому трудяге помочь - совет какой-нибудь дать или одну из наших веток на помощь отправить. Да лучше мы помолчим. Пусть сам справляется. Не наше это дело!".

Только мудрая Лужайка некоторое время, понаблюдав за происходящим, глубокомысленно произнесла: "Эх, пересмешники, ворчуны и ленивицы, а если вы в беду попадете? Ведь правду люди говорят: "Не смейся над чужой бедой - своя может быть впереди".

Стыдно стало Луже. Зарябила, заиграла своими волнами и начала подталкивать Мяч к бережку. Подняли его Ромашки к солнцу - подсох немного малыш. Елочки ветками зашумели - Ветер пригласили. Совсем Мяч повеселел. Да и всем тоже на душе светлее и ярче от хорошего поступка стало.

 

Приложение № 11. СТИХИ, СОСТАВЛЕННЫЕ СТУДЕНТАМИ ПЕДКОЛЛЕДЖА.

    Жил-был мячик толстущий,
    И был он очень непослушный,
    Однажды в лужу он сбежал,
    Долго плавал там, нырял.
Вот какой игривый мячик на картине.
 
    Жил-был прутик от березы,
    И был он крепкий, без занозы.
    Всегда и всем он помогал
    И даже мячик он спасал.
Вот какой на картине прутик надежный.
 
    Жила лужа на лужайке
    И была там полной хозяйкой.
    Она всех приглашала и в воде своей купала.
Вот какая на картине лужа хозяйственная.
 
    Жила-была лужа ужасная,
    Грязнущая и ворчащая.
    Ловила лужа игрушки
    И жили в ней одни мушки.
Вот какая лужа нехорошая.
 
    Жила-была лужа ворчливая,
    Сварливая и несправедливая,
    Она кричала и причитала,
    И грязью всех обливала.
Вот какая на картине лужа противная.
 
    Вышли детки погулять,
    Захватили с собой мяч.
    Его бросали и катали,
    Даже в лужу попадали.
На картине детки вовсе не конфетки!
 

Приложение № 12. ИГРЫ ПО КАРТИНЕ.

Эффективным дидактическим средством по работе с картиной могут быть игры: "Да - Нет", "Аукцион", "Что с чем связано". Использование их возможно со средней группы. Время и количество их проведения зависит от возможностей возраста и обучающих целей педагога.

1. Игра "Да-Нет" на загаданный объект, его часть или однородное множество

Цель: учить классифицировать объекты по заданным признакам.

Материал: картина "Спасаем мяч".

Игровое действие: ведущий загадывает на картине объект материального мира. Дети задают вопросы сужающие поле поиска. Объект отгадываются и описывается.

Игровое правило:

    - ведущий должен знать алгоритм, по которому задаются вопросы и не позволяет перечислять изображенное на картине;

    - дети знают, что ведущий на вопросы отвечает только "Да" или "Нет";

    - возможен ответ "Не имеет значения" в случае незначительности выясняемого признака;

    - ответ ведущего "И да, и нет одновременно" показывает наличие противоречивых признаков объекта.

Результат: дети усваивают классификационную структуру объектов материального мира, описывают их по выясненным признакам.

"Алгоритм поиска признаков объекта материального мира"

    (Чтобы понять данный алгоритм, лучше обратиться непосредственно к авторам по адресу sid@mail.uln.ru . К сожалению, для публикации на сайте был представлен неразборчивый вариант -прим. ДК

загаданный объект на картине
| |
рукотворный мир природный мир
\ \ \
- функция объекта неживая природа живая природа
(принадлежность к группе) - твердая - микробы
- материал - жидкая - грибы
- форма - газообразная (ядовит., съедоб.)
- размер (вещество, явление) - растения (культ.,
- цвет дикорастущие)
- наличие частей - животный мир (черви,
- местонахождение насеком.,ракообразн.,
- количество объектов пресмык.,рыбы,земнов.,
- время создания малюски, паукообразные
- звук птицы,звери,человек)
- вес объекта
- запах
- вкус

Внимание!

  1. Принимаются вопросы о времени создания объекта или его возрасте.

  2. Вопросы задаются детьми не в строго указанной последовательности.

  3. Необходимо побуждать задавать вопросы о частях объекта и количестве загаданного.
Пример №1. Ведущий загадал карман на фартуке Тани.

Примерная последовательность детских вопросов, на которые необходимо ответить "Да":
- Объект относится к рукотворному миру?
- Это относится к одежде?
- Это часть одежды?
- Это часть одежды Тани?
- Основная форма плоская? прямоугольная?
- Объект двуцветный?
- Это часть фартука?

Пример № 2. Загаданы облака на небе.

Вопросы, на которые ведущий отвечает утвердительно:
- Объект природного мира?
- Это относится к неживой природе?
- То, что загадано состоит из человечков газа?
- Это приносит пользу человеку? (ответ ведущего, в данном случае: "Не имеет значения").
- Загаданное находится в верхней части картины?
- Это множество одних и тех же объектов?

Пример № 3. Загадана ветка елочки.

Вопросы, на которые дети получают утвердительный ответ:
- Это природный мир? Живая природа?
- Мир растений? Дикорастущее?
- То, что загадано относится к деревьям?
- Ствол у этого дерева коричневый?
- Загадана часть елки? Та, которая над землей?
- Объект зеленого цвета?

Обязательным условием окончания игры является описание отгадавшим объекта по выясненным признакам.

Например, в первом случае ребенок говорит:
- Был загадан карман - это часть одежды, который сшит руками человека, состоит из ткани, он плоский и прямоугольный по форме, белого цвета с красной полоской. Карманы люди пришивают для того, что бы платок туда класть.

 

2. Игра "Аукцион".

Цель: учить как можно более полному перечислению составляющих объекта; формировать понятие: "целое-часть-подчасть".

Игровое действие: ведущий выбирает какой - либо объект и предлагает детям перечислить составляющие по принципу: главные части - в них подчасти - в подчастях составляющие и т.д.

Игровое правило:

  • ребенок должен назвать некоторое основное составляющее объекта, а в нем - часть по принципу "матрешки";

  • ведущий награждает того, кто последний назовет цепочку составляющих не повторяя предыдущих.

Результат: дети научаются делить объект на составляющие в неограниченной степени подробности.

Например:
Одежда мальчика Сережи состоит из шорт, футболки, обуви и носков. Футболка сшита и у нее есть рукава, а они сделаны из ниток.

 

3. Игра "Что с чем связано".

Цель: учить описывать объект с точки зрения разнообразных связей с окружающим.

Игровое действие: выбранный объект представляется как ищущий у кого-либо дружбы или разгадывающий не очень добрые замыслы.

Игровое правило: играющий, при обозначении связей данного объекта с каким-либо другим, обязан назвать предполагаемые взаимосвязи с точки зрения "хорошо - плохо".

Результат: ребенок может описать объект с точки зрения разности взаимосвязей с окружающим миром.

Например:
Выбранный объект: веточка в руках у Сережи.
Описание связки веточка и мяч: "Веточка не очень длинная и тонкая, поэтому она мяч никак не может достать. Мячику больно - ветка колет его, но все равно надо потерпеть - ведь без веточки нельзя достать мяч".

Внимание!

Педагогу можно устроить конкурс среди детей по поиску связей конкретного объекта с изображенным на картине. Обязательное условие для детей: нашел объект - объясни его связь с рассматриваемым!

 

Приложение № 13. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С КАРТИНОЙ В ДЕТСКОМ САДУ.

  1. Работу по обучению детей составлению текстов по картине рекомендуется проводить со 2-ой младшей группы детского сада.

  2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем меньше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

  3. После первой игры картина должна оставаться в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

  4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети группы прошли через каждую игру с данной картиной.

  5. Каждый этап работы (серия игр) рассматривать как локальный. Результат этапа: составленный ребенком текст с использованием конкретного мыслительного приема.

  6. Итогом можно считать развернутый рассказ (или серию рассказов) ребенка по картине с самостоятельно выбранной, логически выстроенной системой усвоенных приемов.

  7. Составленные ребенком рассказы воспитатель должен протоколировать, а потом делать анализ составленных текстов с точки зрения правил оценки уровня творческих работ (приложение № 14).

  8. Воспитатель сам составляет несколько вариантов творческих текстов по картине и на последнем занятии зачитывает их ребятам. Это делается после того, как дети уже рассказали по картине.
 

Приложение № 14. ПРАВИЛА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ.

Составлены на основании работ Г.С.Альшуллера и М.С.Гафитулина.

Правило 1.

Уровень оригинальности составленного ребенком текста определяется на фоне работ по этой же теме других детей группы.

Н-р: дети старшей группы по заданию воспитателя составили рассказ по картине "Спасаем мяч" от имени Я-образа (технологическая карта № 7) Все дети выбрали положительные характеристики объектов, от имени которых составлялся рассказ. Только два ребенка наделили свои объекты отрицательными чертами характера. В данном случае их тексты по этому показателю оригинальны.

Правило 2.

Оригинальность определяется по четырем основным критериям:

  • новизна (см. правило 4);
  • убедительность (см. правило 5);
  • гуманность (см. правило 6);
  • художественная ценность на доступном для дошкольника уровне (см. правило 7).

Правило 3.

Педагогом может быть введен достаточно субъективный критерий, который строится на личной оценке: нравится или нет. При этом доказательства не требуются.

Правило 4.

Используя критерий новизны для оценки детской продуктивной деятельности, необходимо учитывать уровни:

Первый уровень: идея составленного текста используется повторно, один к одному с ранее высказанной. Идет повтор только что сделанного другим.

Второй уровень: прототип изменен, но нет качественно новой идеи. Ребенок произвел некоторую модификацию без особого изменения известного.

Третий уровень: прототип изменен так, что появляется качественно новая идея.

Четвертый уровень: совершенно новая идея в созданном тексте.

Правило 5.

Критерий убедительности может быть двух уровней:

  1. Вымышленная идея (сюжет, ситуация и т.д.) только фиксируется, но не раскрывается и не обосновывается.

  2. Ребенок с достаточной степенью достоверности объясняет, как появился фантастический образ, за счет чего существует и с чем или кем взаимодействует. Идет установка причинно-следственных связей между фантастическим и реальным.

Правило 6.

Критерий гуманности по отношению к любым системам определяется по их спасению, сохранению, обеспечению функционирования. Окончание текста носит жизнеутверждающий, оптимистический характер. Сам рассказ выводит жизненное правило.

Правило 7.

Критерий художественной ценности творческого продукта определяется уровнем использования выразительных средств, доступных дошкольнику. В тексте есть сравнения или метафоры.

Правило 8.

Педагог может учитывать степень выразительности речи ребенка в процессе его рассказа: тембр и темп речи, силу голоса, жесты, мимику и др. средства театральной техники.

Внимание!

Правила оценки уровня творческих работ разноплановые. Тем самым педагогу дается уникальная возможность поощрения практически всех детских рассказов по тому или иному показателю. Как мы знаем, положительная оценка способствует формированию устойчивого интереса к данному виду деятельности.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М. Академ А, 1998.

  2. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. 1997.

  3. Альтшуллер Г.С. Найти идею, - Новосибирск, "Наука", 1986.

  4. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду. Учебное пособие для студентов. - М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1985.

  5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. Учебн. пособие для студентов пед. инст-тов по спец. "Дошкол. педагогика и психология". -2-е изд. - М.: Просвещение, 1981.

  6. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М. 1934.

  7. Гафитулин М.С. Уровни новизны: Методика оценки творческой деятельности и получение новизны. В ж. "Адукация и вихование", - Минск, 1994.

  8. Занятия по развитию речи в детском саду. Кн. для воспитателя детского сада (Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова и др.) Под ред. О.С.Ушаковой. - М.: Просвещение, 1993.

  9. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М., 1976.

  10. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. Пособие для воспитателя детского сада.-2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1982.

  11. Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки (методика рассказа по картине). - Спб.: Из-во ТОО "ТРИЗ-ШАНС", 1995.

  12. Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником, - Рига, изд-во "Эксперимент", 1994.

  13. Нестеренко А.А. Страна загадок, - Ростов-на-Дону, изд-во Ростовского университета, 1993.

  14. Ожегов С.И.,Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: "АЗЪ", 1993.

  15. Поддъяков Н.Н., Сохин Ф.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М., 1998.

  16. Программа воспитания и обучения в детском саду, М.: Просвещение, 1992.

  17. Программа по развитию творческого воображения и обучению диалектическому способу мышления с помощью элементов ТРИЗ /составитель Гуткович И.Я. и др. - Ульяновск, 1994.

  18. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада/ под ред. Ф.А.Сохина.-2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979.

  19. Развитие речи дошкольника: Сб. научн. тр./ Под. ред. О.С.Ушаковой. - М.: Изд. АПН СССР, 1990.

  20. Сидорчук Т.А., Гуткович И.Я. Методы развития воображения дошкольников. - Ульяновск, 1997.

  21. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине /Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений/. - Ульяновск: УлГТУ, 1997.

  22. Сидорчук Т.А. Пьем по утрам остаток черной ночи (или некоторые приемы составления метафор). В ж. "Обруч" № 3, 2000. С. 42-43.

  23. Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи, Ульяновск, 1996.

  24. Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками //Подготовка детей к школе в детском саду/ Под. ред. Ф.А.Сохина, Т.В.Тарунтаевой. - М.: Педагогика, 1978.

  25. Тихеева Е.И. Развитие речи детей /раннего и дошкольного возраста/. Изд. 4-е. М.: Просвещение, 1972.

  26. Умственное воспитание детей дошкольного возраста /Под ред. Н.Н.Поддъякова, Ф.А.Сохина, 2-е изд. - М.: Просвещение, 1988.

  27. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.: Изд. РАО, 1994.

  28. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М.,1961.

  29. Хоменко Н.Н. Использование игры "Да-Нет" при обучении ТРИЗ. Материалы к семинару, - Минск, 1995.

  30. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958
 

вверх
СОДЕРЖАНИЕ


(с) 1997-2000 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
(с) 1997-2000 OTSM-TRIZ Technologies Center


http://www.trizminsk.org

29 Oct 2000