НАЧАЛО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПРОГРАММЫ КУРСА РТВ НА БАЗЕ ТРИЗ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРОГРАММА ПО КУРСУ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ (РТВ) НА БАЗЕ ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (ТРИЗ)

для начальных классов базовой школы

© Алла Александровна Нестеренко, г.Петрозаводск, 1996-1999
преподаватель курса "Развитие творческого воображения"
alla_triz@onego.ru


ПРОГРАММА КУРСА РТВ НА БАЗЕ ТРИЗ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1-й период

1-й класс и 1-я четверть 2-го класса (38 ч.)
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа предназначена для 1-го этапа обучения детей, не прошедших предварительную подготовку в детском саду и является первой частью программы по РТВ [1-4]. 1-й этап обучения направлен на подготовку воображения и мышления детей к творческой работе, пробуждение устойчивого интереса к решению проблемных задач, овладение некоторыми инструментами, используемыми как в дальнейшем обучении ТРИЗ-РТВ, так и в других предметах.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

К концу прохождения программы формируются следующие умения.

Линия восприятия - представления - воображения

  • Представлять ранее воспринятые объекты в 3-х каналах восприятия (визуальном, аудиальном, кинестетическом) и сохранять их в памяти;
  • представлять объект с разных точек зрения (в разных ракурсах) в зависимости от воображаемого положения зрителя относительно объекта;
  • представлять ранее воспринятый объект меняющим свойства, фиксировать свои представления в рисунке.
Линия инструментария
  • Мысленно делить целое на части, устанавливать простые связи между частями, объединять объекты в новое целое;
  • "видеть" объект во времени (в прошлом, настоящем, будущем), фиксировать последовательность изменений объекта или ситуации;
  • классифицировать объекты по значениям основных признаков;
  • находить различные варианты изменений значений признаков реальных объектов;
  • видеть в объектах "разделенные противоречия" (совмещение противоположностей);
  • находить положительные и отрицательные стороны объектов и событий в произвольно выбранных условиях (оценивать ситуации с разных сторон);
  • моделировать физические объекты методом маленьких человечков.

Линия информационного обеспечения

  • Знать 5 чувств человека (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус);
  • знать основные признаки объектов, воспринимаемые непосредственно человеком: цвет, форму, размер, характер, высоту, громкость и длительность звучания, температуру, рельеф поверхности, массу, запах, вкус;
  • знать 3 физических состояния вещества (твердое, жидкое, газообразное).

Продуктивная линия

  • Фиксировать решения задач, наблюдения в условных рисунках;
  • описывать словесно или зарисовывать воссозданные в воображении "картины";
  • рисовать несложные образы по описанию; делать "раскадровку" простых сюжетов;
  • составлять загадки, зарисовывая объект по частям;
  • составлять новые системы из множества одинаковых объектов;
  • составлять загадки по опорам, описывая объект через значения основных признаков;
  • рисовать загадки по Методу Маленьких Человечков;
  • решать изобретательские задачи, сформулированные в виде разрешенного противоречия.
 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Дробление и объединение. Части и целое. (6 часов).

Деление объекта на части. Схема "системное дерево". Связи между частями. Объединение отдельных объектов в новое целое. Многократное деление "вглубь": схема "системный лифт".

Оценка объектов и ситуаций. (2 часа)

Выявление положительных и отрицательных сторон объекта (игра "Хорошо - плохо"). Оценка знакомых объектов. Оценка знакомых ситуаций. Оценка конкретных свойств объектов. Оценка малознакомых объектов и ситуаций. Оценка измененных объектов.

Линия времени: события предшествующие и последующие. (2 часа)

Далекое и близкое прошлое и будущее. Раскадровка. Движение по "линии времени" вперед и назад.

Моделирование объектов и явлений по Методу Маленьких Человечков (ММЧ). (4 часа)

Модели твердых тел, жидкостей, газов. Составные статичные модели. Модели процессов (испарение, замерзание воды и т.п.)

Признаки объектов и их восприятие человеком. (20 часов)

Каналы восприятия - способов обнаружить. Простейшие задачи на обнаружение. Признаки, воспринимаемые зрительно: цвет, форма, размер. Признаки, воспринимаемые на слух: характер звучания, громкость, высота звука, зависимость от размеров источника, длительность. Признаки, воспринимаемые на ощупь: масса, рельеф, форма поверхности, температура. Запахи, вкусовые свойства.

 

Тематический и сюжетный план

В 1-м периоде основная "нагрузка" распределена почти поровну между линиями инструмента и воображения. Однако при построении плана и сюжета занятий ведущей являлась инструментальная линия.

Ниже приведен сюжетный и тематический план в соответствии с рабочей тетрадью и отдельно описаны принципы планирования заданий на линии воображения.

N

Сюжет

Тема

N уроков.

1.

Знакомство с Вообразилией.
Царство волшебника Дели-Давай.

Деление объекта на части. Связи между частями Объединение отдельных объектов в новое целое

1-6

2.

"Ветер споров".

Оценка объектов и ситуаций.
Введение игры "Хорошо – плохо".

7

3.

Царство волшебника Отставай-Забегай.

События предшествующие последующие. Далекое и близкое прошлое и будущее.

8 – 9

4.

Знакомство с Маленькими Человечками.

Моделирование объектов и явлений по ММЧ.

10-13

5.

Область 5 чувств.

Знакомство с 5 чувствами

человека.

14-15

6.

Город открытых

ул. Цветная

ул. Форм

ул. Размерная и волшебник Великан – Кроха.

Признаки, воспринимаемые зрительно:

ЦВЕТ;

ФОРМА;

РАЗМЕР.

16-18

19-21

21-23

7.

Парк Загадок.
Игровой компьютер.

Загадки по признакам: цвет – форма – размер – состав; игра "Да – нетка".

24

8.

Город Звуков:
шоссе Громкости;
Высотная аллея;
шоссе Длительности.

Признаки, воспринимаемые на слух: ХАРАКТЕР ЗВУЧАНИЯ, ГРОМКОСТЬ, ВЫСОТА ЗВУКА, зависимость от размеров источника, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ. Природа звука.

27-29

9.

Воспоминания о путешествии

Итоговое занятие или
творческая работа.

30

10

Щупальный район:
деревня Весы
пустыня Рельеф
Температурные горы

Признаки, воспринимаемые на ощупь. МАССА,
РЕЛЬЕФ, форма ПОВЕРХНОСТИ;
ТЕМПЕРАТУРА.

31-33

(1-3)

11

Пахучий город.

ЗАПАХИ

34

(4)

12

Город Вкусов.

ВКУСОВЫЕ СВОЙСТВА.

35-36

(5-6)

13

Прощание с Вообразилией.

Загадки и задачи на каналы восприятия. Творческие, проверочные работы.

37-38

(7-8)

Далее более подробно раскроем планирование тем, опишем возможную последовательность заданий и их сюжетные оболочки.

 

Общий сюжет занятий и его герои

Уроки в 1-м периоде объединены общей темой путешествия по стране Вообразилии. В стране есть: замки (владения волшебников) (обозначены замком на карте), область 5 чувств (каждое чувство - город или район), парк Загадок (он расположен на острове), а также реки, моря и суша, которую учитель с детьми могут заселить" на свое усмотрение. В Вообразилии живут волшебники (у каждого - своя конкретная функция) и герои, которые, как водится, делятся на положительных и отрицательных. Последние создают путешественникам и мирным жителям страны всякие неприятности, а положительные герои, в основном, просят помощи детей в решении своих проблем или задают им всевозможные загадки. Учитель может на свое усмотрение ввести в сюжет постоянных героев. Следует также помнить, что главными героями событий являются путешественники-ученики.

 
Деление объектов на части. Связи. Объединение в новое целое

События предшествующие и последующие

Оценка объектов и ситуаций (игра "Хорошо - плохо")

Моделирование объектов и явлений методом Маленьких Человечков (ММЧ)

5 чувств человека

Основные признаки объектов


СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМАМ

Деление объектов на части. Связи. Объединение в новое целое

(методика И.Н.Мурашковски, А.А.Нестеренко)


Задания

N в РТ.

Метод. литература, пояснения.

Вызываем волшебника Дели-Давай. Для этого надо:

1.

  • взять только один предмет;
  • доказать, что этот один предмет на самом деле – много предметов (расческа одна – но у нее много зубчиков, тетрадь одна – но в ней листы, обложка, скрепки и т.п.);

2.

Объединить 2 предмета, чтоб они стали каким-то полезным целым.

Выясняем, что умеет делать Дели-Давай (делить на части и объединять части в целое).

Отрабатывается моторика: на слово "Дели" – растопырить пальчики, на слово "Давай" – сцепить руки вместе.

Знакомство со схемой деления. Деление объекта на части, зарисовка одной части.

Нарисовать волшебника, чтоб было ясно, что это действительно Дели-Давай.

Назвать объекты, которые разделил Дели – Давай (Д-Д) (отделил листья от деревьев осенью, хвост от ящерицы, спичку от коробки и т. п.) – и объяснить, для чего он это сделал.

Назвать, что может разделить Д-Д (разделить мысленно) и для чего? (листок от тетради – чтоб сделать самолетик, шину от колеса – чтоб залатать в ней дырку и т. п.).

Объединить однородные объекты в новое целое: нарисовать фигурки из кружков, собрать конструкции из спичечных коробков,...

Определить целое по части (учитель показывает часть предмета, например, делать игрушки – дети определяют, от чего эта часть). Усложнение задания – определить, каких деталей не хватает для данного целого.

Работа со схемой дерево": указываем части, связи, достраиваем схему, устанавливая связи, определяем целое по заданным частям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 – 3

4

 

 

 

5

И.Н.Мурашковска "Когда я стану волшебником".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.А.Нестеренко. "Страна загадок"

Рисуем загадки Дели-Давая: выбираем "загадочный объект" и зарисовываем его по частям.

Если получится – устанавливаем связи (загадки рисуем сперва вместе, потом – самостоятельно, предъявляя для "отгадывания" классу.

6, 7, 8,

9, 10

 

Работа с картинкой.

Подготовка:
деление на части, зарисовка фрагмента; упрощенное рисование.

Игра "моментальная фотография". Учитель считает до 3-х – дети должны успеть в это время нарисовать заданный объект (дерево, птичку, зайца и т.п.). В первом квадратике (упр.11-12) – исходный объект, во втором – ученик рисует свой вариант "моментальной фотографии", затем рисунки выносятся на доску и в 3-м "окошке" рисуется самый "экономный" вариант, лучший в классе.

Делается вывод: чтоб сделать быстрый рисунок, надо пригласить на помощь Д-Д: рисовать не весь объект, а только самые характерные его части.

 

 

 

11-12

 

 

 

 

 

 

И.Н.Мурашковска "Картинка без запинки".

Предполагается, что методика работы с картинкой, подробно описанная в указанной книге, далее будет постоянно использоваться в уроках чтения и развития речи.

На уроках РТВ предлагается только ввести некоторые модели и начать отработку упражнений.

Зарисовка и связывание фрагментов картинки. "Словесное рисование" картинки, содержащей действия.

13-14

И.Н.Мурашковска "Картинка без запинки".

Предметное связывание разнородных объектов в новое целое (2 и более).

Многократное деление "Вглубь" (упр. "Бинокль") – выход на Метод Маленьких Человечков.

Упражнение "Бинокль":
представим, что мы разглядываем в бинокль какой-то интересный объект.

  • наводим бинокль на объект – рисуем его в верхнем кружке схемы [1].
  • уменьшаем поле зрения, пока не увидим какую-то отдельную часть объекта – зарисовываем ее ниже;
  • еще сильнее "наводим бинокль" – видим уже часть части – рисуем ее в нижнем кружке.

Более сложное задание – начать рисование со среднего или с нижнего кружка.

 

 

 

18

23

36

85


 

События предшествующие и последующие

(Методика И.Н.Мурашковски)


Задания

N в РТ.

Метод. литература, пояснения.

Вызываем волшебника Отставай-Забегай.

Выясняем, чем занимается волшебник Отставай-Забегай.

 

И.Н.Мурашковска "Картинка без запинки", "Когда я стану волшебником".

Учимся делать раскадровку в естественном порядке (от прошлого к будущему).

16

Раскадровка – представление

Раскадровка от настоящего момента в прошлое и будущее.

То же – с другими (меньшими) промежутками времени.

17

процесса, сюжета в виде последовательности схематичных рисунков.

Раскадровка – театрализация или "живая раскадровка (каждый ребенок изображает один "кадр" рассматриваемого процесса.

Игра "угадай и продолжи":
один ученик (или сам учитель) задумывает какой-то процесс (письмо на доске, стирка белья, хирургическая операция и т.д.) и принимает позу, изображающую "застывшее действие" на какой-то стадии процесса (не обязательно в начале). Ученики пытаются угадать, какой процесс задуман. Тот, кто угадал, должен показать предыдущий или последующий "кадр", следующий ученик комментирует новый кадр и получает право изобразить еще один кадр этого же процесса. Таким образом выстраивается "живая раскадровка".

 

 

 

 

 

 

 

Предполагается, что раскадровка в дальнейшем регулярно будет использоваться на уроках чтения и развития речи.

В уроках РТВ имеет смысл периодически фиксировать в виде раскадровки этапы путешествия (отсюда задания 34, 64, 86).


 

Оценка объектов и ситуаций (игра "Хорошо - плохо")

Идея Н.Н.Лопатиной. Методика: Л.Г.Шуб, М.Н.Шустермана, И.Н.Мурашковска, А.А.Нестеренко


Задания

N в РТ.

Метод. литература, пояснения.

Игра "Хорошо – плохо"

Дети делятся на 2 команды. Одна команда называет положительные стороны заданного объекта или явления (+), другая –

отрицательные (-). Выигрывает команда, нашедшая больше аргументов. Игра проводится примерно в такой последовательности:

  • на знакомых объектах (шоколадка, мел...);
  • на знакомых ситуациях (мы плывем по реке...);
  • обсуждение конкретного свойства (почему рыбке хорошо быть маленькой, почему плохо; когда удобна светлая рубашка, когда – темная и т.п.);
  • то же – на менее знакомых, измененных объектах (круглый дом, треугольный дом);
  • с разных точек зрения: для кого данное свойство хорошо, для кого – плохо;
  • возможности измененного объекта: представим, что мы постепенно увеличиваем (уменьшаем) свой размер (другие свойства) – что нам теперь удобно делать, что неудобно: ("Я такой большой, что...").

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45

51

62, 67

Возможный сюжет – "ветер споров". В Вообразилии периодически налетает ветер споров. Остановить ветер может только хороший спор (игра "Хорошо – плохо").

Удобно использовать и другие сюжеты: "магазин" (продавцы хвалят товар, а покупатели – ругают),

"суд" (прокуроры – обвиняют, адвокаты – защищают, а судьи – пытаютс разрешить возникшие в ходе спора противоречия) и др.

См. А.А.Нестеренко "Игры по РТВ для начальной школы",

С.И.Гин. "Мир человека".


 

Моделирование объектов и явлений методом Маленьких Человечков (ММЧ)

Идея: Г.С.Альтшуллер, С.В.Иванов и др. Методика: И.Н.Мурашковска

Суть метода заключается в том, что мы представляем все вещества состоящими из маленьких-маленьких человечков. От поведения человечков зависит агрегатное состояние веществ (твердые тела, жидкости, газы), движением и расположением человечков объясняются различные физические явления [9].


Задания

N в РТ.

Метод. литература, пояснения.

Волшебник Д-Д смотрит в бинокль, наводя его на все более мелкие части, и видит, что все вокруг состоит из маленьких частичек – "человечков" и человечки эти ведут себя по-разному.

Ставим задачу: выяснить, чем отличаются человечки в разных объектах.

 

 

 

История одного барашка.

Барашек считал себя настолько сильным, что решил разбить камень (инсценировка: один ребенок изображает барашка, группа детей – изображает человечков камня). Барашек, конечно, не может разбить камень.

Почему? Дети решают и показывают, как должны вести себя человечки камня, чтоб барашек не смог их разбить (они должны крепко держаться за руки).

Выясняем, что еще состоит из таких человечков.

В другой раз барашек увидел гладкую поверхность колодца и решил, что она твердая, как камень. Он хотел побегать по поверхности воды.

Дети изображают воду в колодце и решают, как должны вести себ человечки воды, если понятно, что они расступятся перед барашком (они стоят близко друг к другу, слегка толкаясь, но за руки не держатся). Выясняем, что еще состоит из таких человечков.

19

Методика приводится по материалам семинаров И.Н.Мурашковски.

Далее учитель показывает "фокус": он демонстрирует пустой полиэтиленовый пакет, потом сворачивает его. Пакет надувается. Учитель спрашивает: есть ли в пакете человечки. Раз пакет полный, значит, человечки в нем есть. Более того: учитель точно знает, что они видимы. Но почему мы их не видим? Здесь уместен такой опыт: учитель ставит мелом на доске очень мелкие точки, детям их почти не видно. Как сделать, чтоб такие же мелкие точки были хорошо видны? – Дети решают, что для этого точки надо ставить очень близко друг к другу. Теперь можно сделать вывод о том, почему невидим воздух и другие газы прозрачны: их человечки" расположены довольно далеко друг от друга и находятся в постоянном движении.

Моделируем человечков газа, выясняем, что еще состоит из таких человечков.

20

 

Игра "твердое – жидкое – газ"

Учитель (ведущий) называет однородные вещества или тела, дети изображают человечков: твердых (берутся прочно за руки), жидких (отпускают руки, стоят толпой), газообразных (разбегаются в стороны).

   

Где какие человечки? (соединить стрелочками объекты с человечками, которые в них присутствуют). Обсуждение "каверзных вопросов":

  • всегда ли в зонтике только твердые человечки? (когда он вымокнет под дождем, в нем появятся человечки жидкости),
  • из каких человечков состоят рыбка, дерево, человек? (выясняется, что практически в любом живом существе присутствуют все виды человечков) и т. д.

23

 

Сделать загадку: нарисовать объекты человечками.

22-24.

25-27

 

Угадать загадки (восстановить объект по модели): на что смотрит в бинокль Д-Д, если он видит таких человечков?

22, 28, 29

 

Моделирование человечками явлений

Превращения человечков. Что происходит зимой с человечками воды?

Куда исчезают человечки воды из открытого стакана?

30, 31,

32

 

Объяснение более сложных явлений с помощью модели ММЧ.

Какие человечки держат форму и почему?

Какие человечки лучше и быстрее проведут звук? (Звук можно смоделировать, толкнув крайнего человечка. Тогда становится видно, что, держась за руки, передать звук проще всего, а труднее всего это сделать человечкам газа, которые сталкиваются друг с другом гораздо реже, чем остальные).

49

73

 

 

5 чувств человека

(Методика М.С.Гафитулина, А.А.Нестеренко)


Задания

N в РТ.

Метод. литература, пояснения.

Чтоб попасть в область 5 чувств, надо выяснить, о каких 5 чувствах (5 помощниках) идет речь.

Учитель показывает знакомый всем предмет спрашивает, что это. Получив ответ, задает новый вопрос: что надо сделать, чтоб я показала вам это, а вы не смогли бы ответить на мой вопрос? (надо закрыть глаза). Выясняем "имя" первого помощника: глаза.

Далее отключаем этого помощника и проходим через ворота Закрытых глаз.

Выбираем "проводника", завязываем ему глаза. Предъявляем по очереди: предметы, которые легко определить по звучанию (бубен), на ощупь (вилку), по запаху (духи, мыло), на вкус (ягодку). Класс выясняет оставшихс помощников".

Закрепляются словесная и кинестетическая опоры: у человека есть 5 чувств и 5 способов обнаружить (увидеть, услышать, понюхать, пощупать, попробовать на вкус).

Нарисовать плакат "5 помощников"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35

 

Д-Д разделил нечаянно 5 чувств – и они поссорились. Каждое утверждает, что может обойтись без остальных. Докажем, что это непросто.

  • Передать сообщение человеку, у которого отключены" уши.
  • Нарисовать что-то с отключенными" глазами.
  • Обернуть руки рукавами и назвать как можно больше дел, которые сложно делать без осязания.
  • Зажать нос и в таком положении сыграть в "Хорошо – плохо" (чем полезен и чем вреден нюх).
  • Отличить, не пробуя сахарную пудру от соды (мелкой соли, крахмала и т.п.).

Вывод о необходимости всех 5 чувств.

 

Другой вариант заданий есть в работе А.А.Нестеренко "Страна Загадок".


 

Основные признаки объектов

(Методика А.А.Нестеренко)


Задания

N в РТ.

Метод. литература, пояснения.

Выявление спектра значений.

Для дискретных" признаков (цвет, форма, характер звучания, вкус, запах) – собираем копилку значений. Сначала – в устной работе, затем фиксируя в РТ наиболее интересные варианты.

Отметим: мы собираем не объекты, а именно значения признаков (свойства), поэтому в копилке запахов, например, цветок рисуется под копилкой (в нее попадает не сам цветок, а только его запах). Аналогично – с копилкой вкусов.

Для остальных признаков – сначала ставится вопрос о том, как описать признак. Выясняется – относительность характеристики "большой", "громкий" и т.п. Далее – вводится описание через сравнение: (больше, чем,... но меньше, чем...; тише, чем, но громче, чем... или такой высоты, как...",такой же громкий, как... В давыдовских" классах естественно вспомнить о мерке.

 

37,

48, 66, 87, 91

В программе 1-го класса изучаются только признаки, непосредствен о воспринимаемые человеком. Они объединены по 5 чувствам(зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). В сюжете каждое чувство – один город или район, а признаки – его части (улицы, аллеи, шоссе, деревня и т. п.). Жители улицы могут волшебным образом менять все свои свойства, кроме значений данного признака, поэтому родственников они себе подбирают по этому признаку.

Пропуском на территорию, обозначающую признак с дискретными

(отдельными) значениями (цвет, форма, характер звучания, запах,

вкус) является собранная детьми копилка (копилка цветов,

форм,...), а территории, обозначающие признак с непрерывными (измеримыми) значениями (громкость, размер,...) вытянуты в линию (это шоссе, аллеи, горы) и, проходя по ним, объект постепенно меняет значение признака. Здесь появляется новый волшебник Великан-Кроха. Он может как угодно увеличить или уменьшить любое значение признака (размер, температуру, массу и т. п.)

Дробление самого признака (на ознакомительном уровне): размеры – линейные, плоские,

объем; аналогично – формы...

Объединение по признаку (поиск родственников): все красное, все, что пищит,...

47

48

41

 

Представить, как меняется объект, сохраняя только значение данного признака (только цвет, только размер,...).

39, 40,

50, 57

 

Моделирование свойства (где возможно) по ММЧ.

49, 73

 

Оценка значений признаков в конкретном объекте, конкретной ситуации (круглый дом: хорошо – плохо...").

51, 52

 

Изменения значений признаков.

Поиск способов.

44

 

То же – при решении задач.

61, 67, 75

 

Фантастические изменения признака. Волшебник Великан-Кроха.

Оценка последствий таких изменений.

63, 64

Волшебник Великан-Кроха "занимается" не только изменением размера: он может увеличить или уменьшить любое свойство (громкость, вес и т.д.).

Подробнее о нем – И.Н.Мурашковска "Когда я стану волшебником".

См. также А.А.Нестеренко "Читать или причитать?"

Соединение разных или противоположных значений признака в одном объекте:

  • без дополнительных ограничений:

(привести примеры что это: и твердое, и мягкое);

46, 83, 89

А.А.Нестеренко. "Счастливого плавания в море противоречий".

В рабочей тетради приводится только часть заданий по каждому из указанных типов – те, что предлагается оформлять письменно.

  • то же – с заданными способами разделения противоположностей

(часть – твердая, часть – мягкая,...);

76,
79-81

Остальные задания учитель предлагает самостоятельно, опираясь на предложенные здесь типы заданий

  • то же – с заданным результатом

(вкусное + невкусное = вкусное)

83

Это несложно: попробуйте – у вас обязательно получится!

  • то же – в задачах.

42, 45, 53, 56, 82

Подробно решение задач описано в приложении 1.

Описание объекта через значения признаков (составление загадок).

Поиск объекта по сумме признаков (разгадывание загадок).

65, 95.

А.А.Нестеренко. "Страна Загадок".

Самостоятельное выяснение значений признаков загаданного объекта (игра "да – нетка").

Игра "да – нетка" или диалог с ЭВМ заключается в следующем:
ведущий загадывает объект, или действие, или событие и предлагает классу. Класс задает вопросы, на которые можно ответить "да" или "нет" (допустим еще ответ "не имеет значения").

Задача класса состоит в том, чтобы отгадать загаданное, задав как можно меньшее число вопросов.

 

А.А.Нестеренко "Страна загадок".

Подробно методика работы с "Да – нетками" представлена в статье Н.Н.Хоменко [31].


 
 

ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ ДЛЯ 1-ГО ПЕРИОДА ОБУЧЕНИЯ РТВ

(тексты и пояснения к решению).

Задача 1. Тема "ЦВЕТ" (№45 в РТ)

Гномик хотел отправиться в плавание, чтоб встретиться со своими друзьями. Лодочка у него маленькая, лишнего весу на выдержит. Гномик решил поехать ненадолго и не брать с собой лишней одежды. Одел он темный костюмчик, справедливо считая, что так его друзья (а он хотел встретиться с ними прямо на реке) лучше его разглядят. Как вы думаете, что случилось? (ДРУЗЬЯ НЕ РАЗГЛЯДЕЛИ ГНОМИКА, ПОТОМУ ЧТО ОН ВСТРЕТИЛ ИХ В ТЕМНОТЕ И ЕГО ТЕМНАЯ РУБАШЕЧКА СОВСЕМ НЕ БЫЛА ВИДНА). Тогда гномик снова отправился в путешествие, одев на этот раз светлую рубашечку. И что случилось?

(НА ЭТОТ РАЗ ОН, КАК НАЗЛО, ВСТРЕТИЛ ДРУЗЕЙ ДНЕМ ПРИ ЯРКОМ СОЛНЦЕ, И ОПЯТЬ ОНИ НЕ РАЗГЛЯДЕЛИ ГНОМИКА). Вот гномик и просит нас решить: какой должна быть его рубашечка, ЧТОБ ЕЕ В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ СУТОК БЫЛО ХОРОШО ВИДНО. РУБАШЕЧКА ЕМУ НУЖНА И СВЕТЛАЯ, И ТЕМНАЯ.

А КАК ТАКУЮ СДЕЛАТЬ? (ОТВЕТ - ТЕЛЬНЯШКА).

Задача 2. Тема "Форма" (№№53-55 в РТ).

На нашем пути встречаются две птички-спорщицы: мама и дочка.

Мама летит высоко, дочка - пониже. Пролетая над нашей улицей, мама поет: вижу круг, вижу большой круг...", а дочка ей возражает: Что ты, мама, никакой это не круг вовсе, а прямоугольник". Кто из них прав? Какой домик видели мама и дочка? (ЦИЛИНДР: СВЕРХУ - КРУГ, СБОКУ - ПРЯМОУГОЛЬНИК). Аналогично - задания с конусом и призмой.

Задача 3. Тема "Форма"(№56 в РТ).

В домике-цилиндре хозяйка варит варенье из цилиндрических ягод и раскладывает его в банки разных размеров. Но вот беда - крышек для этих баночек нет. Есть мастер, который может сделать одинаковые крышки, но отверстия-то в банках разные. Однако Д-Д утверждает: все эти крышки можно объединить в одну, такую, что она всякую банку закроет. И есть домик, где вам такую крышку найдут обязательно. Что это за крышка? (КОНУС).

ПРИМЕЧАНИЕ: остановимся подробнее на вариантах формулировки этой очень непростой задачи. Крышки должны быть одинаковы - таково условие мастера, и должны быть разными, чтоб закрывать разные отверстия. Здесь можно показать наглядно: для одной банки нужен такой вот кружок, для другой - такой вот и т.д. А крышка - ОДНА. ОДНА крышка из РАЗНЫХ кружков. Можно предложить детям построить такую крышку - они сами увидят, что решением является простой или усеченный конус.

Задача 4. Тема "Размер"(№62 в РТ).

Д-Д расстроен. Его пригласил в дом друг. Он сказал, что у него очень большая, просторная квартира. Однако когда волшебник пришел в гости, он даже не смог войти в этот дом. Попробуем угадать, что это за друг так обманул Д-Д? (Это был его знакомый муравей. Ему самому его дом кажется большим, а нам - маленьким.

Возможен ответ, что это В-К, который как раз в тот момент уменьшился).

Задача 5. Тема "Размер" (№ 61 в РТ).

На улице Размер есть пруд, а в нем водится рыба-шар. Она не зря водится именно в этом пруду. Ведь перед лицом хищника рыба шар надувается, увеличивая свой размер в несколько раз. И никто, даже сам В-К, у которого она никогда не просит помощи не знает, как ей это удается. Попробуем разгадать загадку рыбы-шар. (РЫБКА УВЕЛИЧИВАЕТ РАЗМЕР, ЗАГЛАТЫВАЯ БОЛЬШУЮ ПОРЦИЮ ВОДЫ).

ПРИМЕЧАНИЕ: решая эту задачу, надо сперва проговорить, ДЛЯ ЧЕГО рыбе шар удобно быть большой, а ДЛЯ ЧЕГО - маленькой (маленькой рыбке легче питаться, легче прятаться от опасности, большой - легче спастись перед лицом хищника). Потом задача решается как ресурсная": рыбке надо прибавить к себе что-то еще, чтоб увеличить размер, и не надо - чтоб оставаться маленькой, когда опасность далеко. Оговорим, что воздух в качестве решения не подходит - его в воде слишком мало.

Задача 6. Тема "Размер" (№59 в РТ).

У В-К есть дочь - прекрасная принцесса (или просто красавица). Отец у нее очень строгий, принцессу не балует она живет скромно в маленьком замке и трудится, как все. Недавно В-К подарил ей отрез на платье. Принцессе он так понравился, что она сразу же побежала к портному. Портной спрашивает: Вам какое платье: длинное или короткое?" А принцессе хочется и того, и другого. (ОБЪЯСНИМ: ДЛЯ ЧЕГО МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ ДЛИННОЕ ПЛАТЬЕ, А ДЛЯ ЧЕГО - КОРОТКОЕ). Портной спрашивает, нужно ли девушке платье широкое, или узкое, - а ей опять же хочется и того, и другого. (объясним, для чего может понадобиться узкое, для чего - широкое платье).

Обращаться к папе, чтоб он увеличил отрез на два платья принцессе неловко, она привыкла сама решать свои проблемы. Поможем ей.

ПРИМЕЧАНИЕ: мы решаем два противоречия (длинное - короткое и широкое - узкое). Одно можно решить в классе на настоящем платье - пусть дети покажут, где надо пришить завязки или молнию, или липучки, чтоб противоречие можно было решить, другое - зарисовать дома в тетради.

Задача 7. Тема "Звук" (№67 в РТ).

Ведерко устало жить в домике с теми, кто грохочет. Оно просит помочь ему сменить жилище. Но для этого ведерку надо научиться издавать другой звук. (ВОЗМОЖНОЕ РЕШЕНИЕ: НАЛИТЬ В ВЕДЕРКО ВОДЫ, ОНО БУДЕТ БУЛЬКАТЬ).

Задача 8. Тема "Масса" (№75 в РТ).

Жительница одного из легких" домиков - симпатичная тряпичная накидочка и просит совета, как ей потяжелеть: она хочет перебраться к своей знакомой шубке, но с таким весом ей в шубкином доме делать нечего. Ничего пришивать к себе накидка не хочет. Поможем ей решить задачу. (Можно предложить ей окунуться в воду, она намокнет и станет гораздо тяжелее).

Задача 9. Тема "Масса" (№№76-77 в РТ).

Навстречу нам выходят трое возмущенных волшебников. Они идут с почты и между ними разгорается большая ссора. Дело в том, что В-К его дочка принцесса послала посылку, в которой был, как она написала, большой сладкий сюрприз. На посылке даже масса указана - 10 кг. (представим, что это за масса - 10 кг)! А получил В-К посылку совсем легкую, она даже 1 кг не весит. Была тяжелая - а стала - легкая. В-К точно знает, что на почте посылку без него никто открыть не мог. Он решил, что без волшебников тут не обошлось. Либо О-З перепутал время и В-К получил не свою посылку, а какую-нибудь старую или вовсе не отправленную, либо Д-Д в дороге отделил от посылки большую часть. Возмущенные волшебники утверждают, что вообще про эту посылку ничего не знают.

Помирим волшебников. Попробуем решить задачу: что положили принцесса в посылку, если она сначала была тяжелая, потом стала легкая? Сделаем вывод: если она полегчала в пути, значит что-то в ней сначала было, а потом его не стало (а крышка была закрыта). Каким это что-то должно быть, чтоб уйти" через закрытую крышку (какие человечки на это способны) (МОРОЖЕННОЕ). Делаем рисунок в РТ.

Задача 10. Тема "Температура" (№ 82 в РТ).

Одним концом своим пустыня Рельеф упирается в Температурные горы. Наверху в горах лежит рыхлый пушистый снег, а ниже - снег подтаявший, плотный, утоптанный. Там скачут зайцы. Верблюд никак не может взять в толк - почему заяц никогда в снег не проваливается? Как устроена заячья лапка?

(Изобразим рукой лапку зайца на снегу). Какой должны быть лапка, чтоб легко было скакать по плотному снегу? (УЗКОЙ, СОБРАННОЙ). А чтоб не проваливаться в рыхлом снегу? (ШИРОКОЙ, РАСТЯНУТОЙ). Как же так? Как, устроена заячья лапка? (ОНА МЕНЯЕТСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МЕСТА, ПО КОТОРОМУ СКАЧЕТ ЗАЯЦ: ТО ШИРОКАЯ, ТО УЗКАЯ).

Задача 11. Тема "Прощание с Вообразилией" (№94 в РТ).

Жители Вообразилии просят нас придумать будильники для всех жителей Области 5 чувств: чтоб будили не только уши, но и глаза, и нос, и все тело, и даже такой будильник, чтоб будил нас на вкус.

 

ЛИНИЯ ВОСПРИЯТИЯ - ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - ВООБРАЖЕНИЯ

На этой линии мы учим детей представлять На этой линии мы учим детей представлять объекты, ранее воспринятые в целом, мысленно делить их на части, связывать эти части в новое целое, анализировать вновь созданное, сравнивать с исходными объектами. В данной программе эта линия наименее проработана. Поэтому автор считает целесообразным предложить морфологическую таблицу (см. таблицу 1) как инструмент получения заданий различной степени сложности и привести пример своего планирования данной линии, отнюдь не настаивая на его корректности.

 

Таблица 1. СИНТЕЗ ЗАДАНИЙ НА ЛИНИИ ВОСПРИЯТИЯ - ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - ВООБРАЖЕНИЯ

 

A

B

C

D

E

F

G

H

I

1

наглядность

v,k,a

v,k

v,a

v

a,k

k

a

Нет

2

словесное описание

v,k,a

v,k

v,a

v

a,k

k

a

Нет

3

известность

известный

малознакомый

Неизвестный

         

4

динамичность

статичный

динамичный

           

5

ракурс (точка зрения)

привычный

новый (зна-комый)

новый (незна-комый)

меняющийся

       

6

системный ранг

+-1

+-2

+-3

+-4

+-5

+-6

+-7

...

7

Требуется*

произвольно

(v)

(v,k)

(v,a)

(v,a,k)

(k)

(k,a)

У+О

(k)

* Указано, в предикатах каких каналов дети должны "выдать информацию" - т.е. описать представленное.

Пояснения к таблице 1.

  • Усложнение заданий в каждой строчке таблицы происходит слева направо в соответствии с нумерацией столбцов. Корректным можно считать такой переход от одного задания к другому, где увеличивается на 1 номер одного столбца (так, от задания внимательно рассмотреть объект под комментарий учителя корректно перейти к заданию вспомнить, как выглядит объект - без наглядности, но слушая описание учителя, затем - вспомнить без наглядности и без описания. Понятно, что в зависимости от подготовки детей некоторые виды заданий можно опускать.

  • В строках Наглядность" и Описание" указаны те каналы восприятия, в которых задается наглядность и соответственно - в чьих предикатах описывается объект (V - визуальный канал, А - аудиальный, К - кинестетический). Понятно, что для конкретного ребенка сложность задания будет зависеть от того, какой канал для него является ведущим. В таблице сделана попытка представить усредненный вариант.

  • Строка "Известность" указывает на наличие/отсутствие объекта в опыте ребенка: представить чашку, из которой ежедневно пьешь, легче, чем лодку, в которой катался летом, и гораздо легче, чем море, никогда не виданное.

  • Строка с условным названием "Системный ранг"* дополняет и уточняет понятие "известности" объекта. Заметим: представить чашку проще, чем представить ручку от чашки и проще, чем весь сервированный стол. За "0" ранг примем все, что дети обычно привыкли воспринимать - или готовы воспринять в данной ситуации - как целое (дерево, часы, гараж, комнату, дом - в зависимости от ситуации). Ранг -+1 - те объекты, для представления которых нужно совершить системный переход (лес - переход в надсистему от дерева (+1), ветка - переход в подсистему (-1). Соответственно +-2 предполагает двойной переход (лесной район, почка на ветке). Динамичность" указывает на подвижность, изменчивость представляемого объекта. Нетрудно заметить, что представить действие сложнее, чем застывшую картинку.
    * Само понятие "растяжения системного ранга" было предложено И.Н.Мурашковской. Автор просто попыталась использовать его в своих целях.

  • Строка Точка зрения" здесь указывает только на позицию зрителя относительно рассматриваемого объекта.

  • Строка "Требуется" реализуется за счет наводящих вопросов учителя или заданной схемы ответа. Так, учитель может описать речку визуальными предикатами, а у детей спросить о том, что они услышали и почувствовали на реке. Обратим внимание: словарный запас для описаний накапливается на линии информации в копилках значений признаков. Собственно качество описаний отрабатывается на уроках развития речи [11], здесь же важно получить подтверждение того, что образ воссоздан в воображении ребенка.

  • Отметим также, что данная таблица работает и для заданий на развитие ассоциаций, которые появляются в программе 2-го периода.

ВАРИАНТ ПЛАНА НА ЛИНИИ ВООБРАЖЕНИЯ

  1. Включение каналов:
    • визуального ("Я вижу то, чего не видит никто..." - внимательное рассматривание объектов с целью заметить неброские детали);
    • аудиального (слушаем с закрытыми глазами звуки в классе, в коридоре, на улице);
    • кинестетического (ощупываем предметы, сравниваем их на ощупь).

  2. Запоминание объекта в разных каналах: визуальном (как выглядит), аудиальном (как звучит в соприкосновении с разными объектами); кинестетическом (каков на ощупь). Работа под комментарий учителя, потом - самостоятельно. Объекты меняются от статичных к динамичным, от знакомых - к менее знакомым.

  3. Представление с разных точек зрения.

      3.1. Задается место в классе, на котором ребенок должен себя представить, он описывает класс так, будто стоит на этом воображаемом месте, остальные - отгадывают, какое место задумано.

      3.2. Я спрятался в картине". Дети представляют, что они вошли в картину и заняли там какое-то место (каждый - свое). Каждый зритель описывает картину изнутри", глядя как бы с воображаемого места, класс отгадывает, где кто спрятался.

  4. Представление и отгадывание известных объектов по описанию (учитель или отдельные ученики описывают загаданный объект, остальные - представляют и отгадывают). (От знакомых объектов - к менее знакомым, от статичных - к динамичным).

  5. Представление по описанию незнакомого объекта (упражнения типа №51 в РТ).

  6. Представления знакомых объектов без заданного описания, самостоятельный устный рассказ о представленном или рисунок (от знакомых объектов - к менее знакомым, от статичных - к динамичным, от 0"-го ранга - к +1). Например, представить, описать и нарисовать волшебника (РТ №№4, 16, 58), зверей из зоопарка (№44), злодейку-Резинку (№43), жителя треугольного домика (№52).... Представим, что мы вошли в замок Дели-Давая. Что мы там обнаружили?... Мы вошли в загадочный лес... Мы плывем по реке...
    Во всех заданиях используется словесная опора: Я вижу... Я слышу... Я чувствую..." [20].

  7. Представить фантастические превращения объекта. ("На улице Цветной есть домики, жители которых могут меняться как угодно, неизменным у них остается только цвет. Представьте превращения такого жителя". Сначала учитель описывает, дети представляют, зарисовывают, потом дети сами представляют, описывают, зарисовывают...). Упражнение повторяется (№№39, 40, 50, 57). 8. Представить себя внутри измененной системы (сперва - описывают учитель, затем продолжают дети). Например: Мы путешествуем внутри огромного сапога, который увеличил Великан-Кроха. Что мы видим? Слышим? Чувствуем? (№64, 65). [20]
 
УРОК 1. ЗНАКОМСТВО С ВООБРАЗИЛИЕЙ

УРОК 16. ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ "ЦВЕТ"

УРОК 17.

УРОК 18.

УРОК 24.

УРОК 25. ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ ЗВУК"

УРОК 26.

УРОК 27.


ПРИМЕРЫ УРОКОВ (1-Й ПЕРИОД)

УРОК 1. ЗНАКОМСТВО С ВООБРАЗИЛИЕЙ

Цели урока:

Линия воображения

Линия инструментария

Линия информации

Продуктивная деятельность.

Настройка репродуктивного воображения.

Знакомство с волшебником, осуществляющим деление и объединение объектов

 

Рисование по воображению

РЕКВИЗИТ:

Яркое блюдечко, игрушка - герой урока (необязательно), крупное изображение листа РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ.

ХОД УРОКА:

1. Знакомство с учителя с детьми, расшифровка термина РТВ", постановка цели уроков для детей (МЫ СОЧИНЯЕМ ДЛИННУЮ-ДЛИННУЮ СКАЗКУ ПРО НЕОБЫКНОВЕННУЮ СТРАНУ ВООБРАЗИЛИЮ). Что значит ВООБРАЖАТЬ? - Представлять то, чего нет перед нами".

(5 минут)

2. Тренируемся воображать [5]. Учитель показывает волшебное блюдечко". Если его хорошенько представить у себя на парте или мысленно подвесить в воздухе перед глазами, на нем будут появляться воображаемые предметы. Дети внимательно рассматривают блюдечко, слушают его звучание, трогают поверхность (включаем все каналы восприятия). Ставим на блюдечко воображаемого воробушка, описываем его в 3-х каналах. За успехи в тренировке дети получают воображаемые билеты в Вообразилию. Каждый ребенок называет цвет своего билета.

(10 минут)

3. Открываем РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ. Читаем слово ВООБРАЗИЛИЯ, обводим первую букву цветным карандашом, в первом окошке рисуем свой билет.

(до 3 минут)

4. Поездка в Вообразилию. Дети имитируют движения поезда под чистоговорку:

"Поезд едет скрежеща,

    Ж-Ц-Ч-Ш-Щ,
    Ж-Ц-Ч-Ш-Щ".

5. Знакомство с волшебником Дели-Давай [12].

Читаем инструкцию о том, как вызвать волшебника. Для этого надо:

  • взять любой ТОЛЬКО ОДИН предмет;
  • доказать, что в этом одном предмете на самом деле МНОГО ПРЕДМЕТОВ (можно сказать просто: "Много чего-то"). Так карандаш один, но в нем есть грифель, краска, оболочка из дерева; расческа одна, но у нее много зубьев и т.п.

Возможные выводы:
предмет один, но частей у него много
и еще:
у одного предмета много признаков.

Учитель на глазах у детей делит на части и объединяет свой предмет, комментируя: Я показываю вам, чем занимается волшебник Дели-Давай. Дети выясняют: Дели-Давай ведает делением и объединением. Закрепляется двигательная опора, например: Дели" - разводим ладошки в стороны, давай" - сцепляем пальцы рук.

(10 минут)

6. Учитель предлагает решить вопрос: есть ли здесь, в Вообразилии, перед нами, волшебник Дели-Давай? Класс приходит к выводу, что Дели-Давай есть всюду, где что-то делят и объединяют. А какой он? На этот вопрос можно ответить совместно. Дети задают вопросы (Есть ли у него борода? Как он одет?) И сами же отвечают, опираясь на свои представления о волшебниках. Если класс не активен - вопросы задает учитель. Одну деталь (например, колпак) Д-Д все-таки показывает. Он просит детей нарисовать в тетрадях какую-нибудь его часть (из тех, что они представили - или часть своего колпака).

(5 минут)

Если времени не хватает, задание остается на дом.

7. Ритуал выхода из Вообразилии (можно - аналогично "въезду" - на поезде). (В дальнейшем - РИТУАЛ ВЫХОДА).

 

УРОК 16. ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ "ЦВЕТ"

Цели урока:

Линия воображения

Линия инструментария

Линия информации

Продуктивная деятельность.

Представлять изменения объекта под комментарий учителя.

Осуществлять выбор объекта по заданному признаку, классифицировать по признаку.

Получить представление о "дроблении признака" (цвет – оттенки цвета).

Вспомнить цвета радуги, названия оттенков красного цвета.

Фиксировать воображаемый меняющийся объект в рисунках в виде раскадровки.

1. РИТУАЛ ВХОДА.

2. Перед нами - улица ЦВЕТНАЯ. На входе - странный плакат: "КАЖДЫЙ ОХОТНИК ЖЕЛАЕТ ЗНАТЬ, ГДЕ СИДИТ ФАЗАН". Что он здесь делает? Для чего висит? (ВЫЯСНЯЕМ, ЧТО ЭТОТ ПЛАКАТ СЛУЖИТ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ ОСНОВНЫХ ЦВЕТОВ РАДУГИ). Закрашиваем цветами радуги в правильном порядке круг в РТ и играем в круговые хлопки"(учитель объявляет, с какого цвета и в какую сторону надо двигаться и хлопает в ладоши произвольное число раз. Каждый хлопок - переход на новый цвет. По остановке учителя дети проверяют, совпал ли их цвет с цветом, на котором остановился учитель. Выясняем, все ли цвета есть в радуге? Каких нет? Дома постарайтесь раскрасить разными цветами ЦВЕТОВИЧОК - каждый лепесток новым цветом.

3. В первых домиках живут удивительные существа. Они могут меняться до неузнаваемости. Учитель показывает шарик - жителя улицы. Закроем глаза и представим, как может меняться этот житель. Представьте, что шарик начал расти и стал сперва величиной со стул, потом - еще больше. А теперь он стал удлиняться, как змейка и пополз по классу вверх и вниз... А теперь он сворачивается волчком и звенит..., а теперь он стал пушистым и похож на слона... (дети поднятием руки сигнализируют, что представили то, о чем просит учитель). Кто сможет сказать, что не изменилось у нашего шарика? (НЕ ИЗМЕНИЛСЯ ЦВЕТ). Итак, жители этих домиков меняют все кроме своего ЦВЕТА. Зарисуем в РТ, как меняется белый, затем красный житель. Сравним, что у кого получилось.

4. Понятно, что родственников эти существа себе тоже подбирают по цвету. Найдем в классе родственников чьей-то красной кофточки. Обсудим, какие родственники ближние, какие - дальние. Дети находят вокруг себя предметы - "родственники", некоторые - собирают на учительском столе.

5. Все родственники - так уж здесь заведено - живут в одном доме. Но вот стали им дома тесны. И решили красные жители построить себе дом из трех корпусов (см. РТ). Но вот вопрос: как расселить их по корпусам, ведь все они красные? (ОБСУДИМ: СЕЛИТЬ" ПО ФОРМЕ НЕ ГОДИТСЯ, ФОРМУ ЖИТЕЛЬ ЦВЕТНОЙ УЛИЦЫ ЗАПРОСТО МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ. ПРИДЕМ К ТОМУ, ЧТО ВНУТРИ ОДНОГО - КРАСНОГО - ЦВЕТА ПРЕДМЕТЫ МОЖНО ПОДЕЛИТЬ ЕЩЕ ПО ОТТЕНКАМ КРАСНОГО. Теперь раскрасим овалы на схеме в РТ, где каждый из цветом радуги предлагается разделить еще на 3 оттенка. И все-таки в радуге, даже в ее оттенках - еще не все цвета! Вспомним о домашнем задании.

6. РИТУАЛ ВЫХОДА.

 

УРОК 17.

Цели и задачи урока:

Линия воображения

Линия инструментария

Линия информации

Продуктивная деятельность.

Представление фантастических объектов (улица "Цветная"), самостоятельное устное описание.

Повторение "словесного рисования" (связывание частей представленной картинки), решение задачи по опорным формулировкам, открытие способов изменени цвета.

Узнать новые названия цветов, вспомнить способы получени сложных цветов.

Смешивание красок, рисование портрета злодейки – резинки.

РЕКВИЗИТ: баночки с синей и желтой краской, синий и желтый карандаши или фломастеры, лист белой бумаги на доске, кисточка.

ХОД УРОКА:

1. РИТУАЛ ВХОДА.

2. Проверка д/з: дети называют цвета, в который раскрасили свой цветовичок, не повторяясь. Кто последним назовет новый цвет, тот выиграл.

3. Воображаем улицу Цветную, рассказываем, что мы видим. Зарисуем на доске несколько несложных деталей пейзажа - и свяжем их между собой. Опишем, что получилось, постараемся ярко представить эту картинку [15].

4. Жители улицы обращаются к нам за помощью. Дело в том, что злодейка-Резинка совершила очередной набег на Цветную улицу и съела весь зеленый цвет. Представим себе нарисованную недавно картинку - без зеленого цвета. Что же теперь будет?(зеленой краски в Вообразилии сейчас нет).

Жители обратились к Д-Д, он ответил загадочно: Я умею только делить и объединять. Больше я ничего не умею. Может быть, мои способности вам пригодятся?" (ВЫЯСНЯЕМ, ЧТО ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ, ОБЪЕДИНЯЯ ЖЕЛТЫЙ И СИНИЙ). Если для детей этот вопрос прост, можно заняться получением других цветов, в том числе "нерадужных", например, коричневого.

5. Дети рисуют портрет злодейки - Резинки.

6. Благодарные жители улицы учат нас играть в свою любимую игру измени цвет". Дети соревнуются, кто больше найдет РАЗЛИЧНЫХ способов изменить цвет, например, резинового мячика (намазать мелом, обернуть платочком, бросить - в полете - цвет кажется другим и т.д.).

7. Многие жители Цветной улицы, как известно, умеют менять все кроме цвета. Поэтому они очень любят смотреть на существа, способные САМОСТОЯТЕЛЬНО изменять цвет. Дома детям предлагается нарисовать для зоопарка на Цветной улице зверей, которые умеют менять свой цвет.

8. РИТУАЛ ВЫХОДА.

 

УРОК 18.

Цели и задачи урока:

Линия воображения

Линия инструментария

Линия информации

Продуктивная деятельность.

Представление известных объектов в динамике (животные, меняющие цвет). Самостоятельное устное описание.

Решение задачи по опорным формулировкам, решение противоречия разными способами (представление о способах решени противоречия)..

 

Фиксация в рисунках разрешения противоречия (темное – светлое).

Рисование по воображению.

РЕКВИЗИТ: Игрушка-гномик

ХОД УРОКА:

1. РИТУАЛ ВХОДА.

2. Мы путешествуем по воображаемому зоопарку, где живут существа, меняющие свой цвет (осьминоги, камбалы, хамелеоны). Описываем, как они себя ведут, что делают...

3. Зоопарком не оканчивается улица Цветная. В конце ее начинается широкая река (см. по карте в РТ). Здесь мы встречаем гномика-путешественника, который тоже принес нам свою задачу.

Гномик хотел отправиться в плавание, чтоб встретиться со своими друзьями. Лодочка у него маленькая, лишнего весу на выдержит. Гномик решил поехать ненадолго и не брать с собой лишней одежды. Одел он темный костюмчик, справедливо считая, что так его друзья (а он хотел встретиться с ними прямо на реке) лучше его разглядят. Как вы думаете, что случилось? (ДРУЗЬЯ НЕ РАЗГЛЯДЕЛИ ГНОМИКА, ПОТОМУ ЧТО ОН ВСТРЕТИЛ ИХ В ТЕМНОТЕ И ЕГО ТЕМНАЯ РУБАШЕЧКА СОВСЕМ НЕ БЫЛА ВИДНА). Тогда гномик снова отправился в путешествие, одев на этот раз светлую рубашечку. И что случилось? (НА ЭТОТ РАЗ ОН, КАК НАЗЛО, ВСТРЕТИЛ ДРУЗЕЙ ДНЕМ ПРИ ЯРКОМ СОЛНЦЕ, И ОПЯТЬ ОНИ НЕ РАЗГЛЯДЕЛИ ГНОМИКА).

Вот гномик и просит нас решить: какой должна быть его рубашечка, ЧТОБ ЕЕ В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ СУТОК БЫЛО ХОРОШО ВИДНО. РУБАШЕЧКА ЕМУ НУЖНА И СВЕТЛАЯ, И ТЕМНАЯ. А КАК ТАКУЮ СДЕЛАТЬ? (ОТВЕТ - ТЕЛЬНЯШКА).

Рисуем тельняшку для гномика.

4. Еще одно любимое соревнование на улице Цветной. В РТ нарисованы мячики. Надо закрасить их так, чтоб они были и темными, и светлыми, но постараться найти КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СОВЕРШЕННО РАЗЛИЧНЫХ РЕШЕНИЙ.

5. Если остается время - представляем и рисуем улицу ЦВЕТНУЮ.

 

УРОК 24.

Цели и задачи урока:

Линия воображения

Линия инструментария

Линия информации

Продуктивная деятельность.

Представление известных объектов в k – канале.

Представление объектов по заданному описанию признаков (объект не назван).

Описание объекта по признакам.

Моделирование ММЧ (повторение).

Самостоятельное выявление признаков объекта (игра "Да – нет").

 

Составление и запись описательных загадок по опоре.

1. РИТУАЛ ВХОДА.

2. Проверка и обсуждение д/з.

3. В-К и его дочь приглашают нас на прогулку в Парк Загадок. Мы едем в этот парк на лодочке, по мере приближения рассказывая, что мы там ВИДИМ, СЛЫШИМ, ЧУВСТВУЕМ.

4. Перед нами - очень большое дерево, а из его дупла загадочное существо сообщает о себе: Я по форме шар, цвета оранжевого, размером с небольшой мячик, а внутри у меня есть и твердые, и жидкие человечки". Учимся отгадывать загадку. Закроем глаза, будем представлять себе то, что в загадке описано. Кто представил шарик - поднимите руку. Теперь закрасьте его в оранжевый цвет. Наведите яркость. Кому это удалось? Теперь наведите размеры - те, что описаны в загадке..." Отгадку с места не кричим, а говорим учителю на ушко (иногда - рисуем).

ПРИМЕЧАНИЕ: в дальнейшем надо неоднократно, при каждом удобном случае возвращаться к вопросу о том, КАК ПРЕДСТАВИТЬ ОТГАДКУ.

5. Дальше на нашем пути - аттракционы, где мы можем сами загадать друг другу загадки. В этом парке загадки составляются по опоре (см. РТ):
ПО ФОРМЕ_____(КАК)_____________
ПО ЦВЕТУ___________________
ПО РАЗМЕРУ___КАК_______________
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ? (РИСУНОК ЧЕЛОВЕЧКАМИ).

Поиграем: одного человека выведем за дверь - это отгадчик, а остальные будут составлять для него загадки. Объекты предлагает учитель: спичечный коробок, банка, лампочка, слива и т. п.

ПРИМЕЧАНИЕ: простые формы (цилиндр, конус) можно назвать, более сложные удобнее сравнить (как лодка); размер всегда необходимо сравнивать (можно указать больше чего и меньше чего размеры данного объекта, но тогда нужно оговаривать, какой конкретно размер имеется в виду). В последней графе можно не делать подробный рисунок, а просто указать человечков, входящих в состав объекта (нарисовать одного жидкого и одного твердого человечка). Дети могут писать ответы на загадку, а могут рисовать их.

6. В парке Загадок находится игровой компьютер. Он тоже загадывает загадку, но сам он ничего не рассказывает про загадочный объект. Он вообще может отвечать на наши вопросы только да" или нет". Если вопрос такой, что на него нельзя ответить ни да", ни нет", в компьютере происходит сбой и он щелкает: Ц-Ц-Ц!" Учитель изображает компьютер, дети задают вопросы [6].
Д/з: придумать свои загадки.

7. РИТУАЛ ВЫХОДА.

 

УРОК 25. ПРИМЕРЫ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМЕ ЗВУК"

Цели и задачи урока:

Линия воображения

Линия инструментария

Линия информации

Продуктивная деятельность.

Представление известных объектов в A – канале (по заданному описанию).

"Конструирование объектов по заданным признакам (отгадывание загадок).

Решение задачи на изменение признака (изменение звучания).

Узнать новые названия звуков.

Фиксация "копилки звуков" в тетради.

1. РИТУАЛ ВХОДА.

2. Проверка д/з. Дети рассказывают свои загадки, отгадывают загадки друг друга, самое интересное - рисуют. (до 20 минут).

3. Входим в новый город. На вид он довольно невзрачный, но сколько там деревьев, птиц, зверей... Из каждого окошка льется музыка, птичье пение, иногда - просто скрип или даже гуденье сирены... Но когда мы подходим ближе, вдруг становится тихо. Может быть, жители города попрятались, испугавшись посторонних? Или что-то случилось с нашими ушами? Чтоб проверить, что слышим мы хорошо, сыграем в игру (звуки в классе... в коридоре... на улице...). (5 минут).

4. Чтоб звуки нас не боялись, попросим каждого ученика издать по одному звуку - но так, чтоб звуки эти не повторялись. Если мы может дать каким-то из звуков названия - сделаем это. Потом попросим кого-то повторить самые запомнившиеся ему звуки.

(5 минут)

5. В городе Звуков в разных домиках живут существа, издающие разные по характеру звуки: в одном домике - те, кто пищит, в другом - те, кто грохочет и т.д. Соберем копилку звуков в РТ и стрелочками соединим фигурки жильцов с их домиками.

(5 минут)

6. Ведерко устало жить в домике с теми, кто грохочет. Оно просит помочь ему сменить жилище. Но для этого ведерку надо научиться издавать другой звук.
(ВОЗМОЖНОЕ РЕШЕНИЕ: НАЛИТЬ В ВЕДЕРКО ВОДЫ, ОНО БУДЕТ БУЛЬКАТЬ).

(5 минут)

7. Д/з: продолжить собирать копилку звуков.

 

УРОК 26.

Цели и задачи урока:

Линия воображения

Линия инструментария

Линия информации

Продуктивная деятельность.

Представление фантастических объектов (улица "Цветная"), самостоятельное устное описание.

Повторение "словесного рисования" (связывание частей представленной картинки), решение задачи по опорным формулировкам, открытие способов изменения цвета.

Формирование представлений об источнике звука, о способности разных веществ проводить звук.

Моделирование звуков по ММЧ (театрализация).

1. РИТУАЛ ВХОДА.

2. Проверка д/з. Дети называют или издают новые звуки.

(5 минут)

3. Тут появляется какой-то звучащий предмет (например, балалайка с нарисованной физиономией), которая берется быть нашим проводником и задает каверзный вопрос: знаем ли мы, откуда берутся звуки. Проведем несколько опытов": издадим звук на балалаечной струне, потом попробуем сделать, чтоб струна не звучала (для этого ее придется натянуть); затем издадим звук с помощью линейки, укрепленной на столе, потом - скажем что-то сами, положив руку на горлышко. Сделаем вывод: ЗВУЧИТ ТО, ЧТО ДРОЖИТ. А что дрожит, когда мы говорим друг с другом? (ВОЗДУХ).

(10 минут)

4. Уточним план города звуков (работаем с картой). В городе звуков две широких и очень длинных улицы: одна называется шоссе Громкости, другая - Высотная аллея. Когда житель города идет по шоссе Громкости, его звучание меняется от очень тихого до ужасно громкого. (ОБСУДИМ, ГДЕ И КОГДА ВАМ ПРИХОДИЛОСЬ СЛЫШАТЬ ОЧЕНЬ ТИХИЕ ЗВУКИ, ГДЕ - ОЧЕНЬ ГРОМКИЕ). ПРОЙДЕМ ПО ШОССЕ ГРОМКОСТИ, НАЗЫВАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ВСЕ БОЛЕЕ ГРОМКИЕ ЗВУКИ И ИХ ИСТОЧНИКИ (шелест листьев, плеск реки, шум воды, льющейся из крана, шаги человека, громкий голос, шаги великана...)

(5 минут)

5. А интересно, как устроено" это шоссе Громкости? Как можно сделать звук тише или громче? Возьмем свисток и попробуем разными способами изменить его звучание. (Вероятно, дети предложат применить что-то, поглощающее звук, например, ткань и что-то усиливающее (типа рупора).

(10 минут)

6. Еще вопрос: если машина едет по шоссе громкости, а мы стоим на другом конце этого шоссе, как быстрее мы услышим звук: если приложим ухо к земле, или если будем стоять, как обычно? И почему? На этот вопрос ответить помогут человечки. Попросим нескольких детей изобразить твердых человечков. Поскольку звук - это волна, изобразим ее, толкнув слегка крайнего человечка (он передает толчок следующему и т.д.) Теперь проделаем то же с человечками жидкости и, наконец, с человечками газа, которые двигаются хаотично и передают удары во время своих случайных встреч. Какие человечки передают звук ("толчок") лучше и быстрее? Где лучше распространится звук: в твердом, жидком или газообразном веществе? Отметим это в РТ.

(10-15 минут)

ПРИМЕЧАНИЕ: здесь может возникнуть вопрос, почему, например, твердая подушка плохо передает звук. Можно объяснить, что, когда человечки держаться за руки не жестко, они передают удары не в одну, а в разные стороны - и удар просто не может дойти далеко.

7. РИТУАЛ ВЫХОДА.

 

УРОК 27.

Цели и задачи урока:

Линия воображения

Линия инструментария

Линия информации

Продуктивная деятельность.

Восстановление образа по заданному звуку.

 

Представление о зависимости высоты и длительности звука от источника.

Копирование звуков, игра в "шумовом оркестре".

1. РИТУАЛ ВХОДА.

2. Продолжим путешествие по городу Звуков. Еще раз вернемся к копилке. Один ученик издает звук, другие - говорят, на чьи звуки это похоже ("Так пищит мышка...", так бывает, когда проведешь ножиком по стеклу...", когда дверь плохо смазана...").

(5 минут)

3. Балалайка продолжает знакомить нас с жизнью звуков. Мы гуляем по высотной аллее. В самом ее начале - звуки высокие, потом становятся все ниже и ниже. Кто сможет на одной струне балалайки издать и более высокие, и более низкие звуки? От чего это зависит? Попробуем то же проделать с линейкой, с другими предметами. Выясним, что высота зависит от размеров струны. ПРИМЕЧАНИЕ: хорошо эта зависимость иллюстрируется при помощи разборной детской дудочки: снимая по одному звену, можно менять высоту звука.

(10-15 минут)

4. Наш маршрут продолжит плаванье по речке Длительности. Звуки здесь меняются от самых коротких до ужасно длинных. Речка впадает в Океан звуков. Обговорим - от чего зависит - длинный звук или короткий? Придумаем и проделаем опыты.

(5 минут)

5. Теперь мы посетим школу звуков", где жители города учатся правильно издавать разные звуки, пользуясь инструкциями. Потренируемся и мы издавать звуки по инструкции (не копируя). Например: Издайте, пожалуйста писк высотой примерно, как голос лягушки, длительностью 2 секунды, громкостью, как школьный звонок. У кого лучше получится?"

(10 минут)

6. Если останется время можно предложить детям устроить на партах "оркестры тихой музыки" (тихой - замечание существенное!).

(5 минут)

7. РИТУАЛ ВЫХОДА.

 

вверх


(c) 1997-1999Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий
(с) 1997-1999 OTSM-TRIZ Technologies Center


http://www.trizminsk.org

19 Sep 1999