| | |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМАМ
(методика А.А.Нестеренко, Н.Н.Хоменко, И.Н.Мурашковска)
Задания |
N в
РТ |
Метод. литература, пояснения. |
Определение группы объектов (здесь и далее при отсутствии
подробных определений, алгоритмов, комментариев – см. Рабочую
Тетрадь).
Объединение в группу по признаку (повторение).
Игра "цепочка".
1-й вариант: один ученик называет три объекта другие –
угадывают, по какому признаку они объединены; тот, кто угадал, называет
свои три объекта и т.д.
2-й вариант: один ученик называет объект, другой – группу, в
которую он может попасть, 3-й – другой объект из этой группы, 4-й – другую
группу для нового объекта и т. д.
(– Зонтик!
– Группа непромокаемых!
– Непромокаемый объект – кожа лягушки!
– Кожа лягушки – из группы "части живого"!
– Часть живого – щупальца осьминога!
– Из группы гибких!
– Проволока...и
т.д.)
Построение простых (3 этажа) "групповых лифтов" (можно заменить кругами
Эйлера). |
6 |
|
События – изменения, происходящие с объектами.
Аукцион: назвать как можно больше событий, произошедших в комнате
за 3 секунды (пока я сосчитала до 3-х). Можно наложить ограничения:
называть события, не связанные с учениками!
(вода капнула из крана, пылинка села на лампочку, свет отразился от
зеркала...)
"Футбол":
1-я команда называет объект, с которым никаких событий не происходит (в
нем ничего не меняется), 2-я – доказывает, что изменения происходят и
наоборот (можно ограничить время изменений).
События видимые и скрытые. Как "раскрыть" событие? (Обсуждение вопроса:
как доказать, что событие происходит?
С цветком в горшке, с лампочкой дневного света, с вашим карманом и т.п.
Придумывать нельзя! Нужны реальные события!!!
(Например, цветок в горшке дышит, поворачивается к свету, на него
садятся пылинки, внутри сок движется...) |
|
|
Процессы как последовательность, множество событий.
Разделение сравнение и разделение понятий "объект" и "процесс".
|
7-9 |
|
Фантастические изменения процессов (изменение их характеристик –
признаков).
Дробление процесса (эксперименты Д-Д): фактически здесь требуется более
мелкая раскадровка. |
10 |
|
Инверсия процесса (эксперименты феи Инверсии): например, смена
направления движения (листья не падают, а поднимаются с земли вверх) или
обмен ролями (не листья падают на забор, а забор падает на
листья). |
11 |
|
Увеличение скорости процесса (или, наоборот, времени): листья падают
очень медленно – как будет выглядеть картинка? |
12 |
|
Игра "опознай волшебника".
Ведущий (или ученики по очереди) называет фантастический процесс, а
остальные должны угадать, какой волшебник это придумал. |
|
|
Раскадровка процессов. Комментарии к кадрам (требуется четко сказать,
что нарисовано на каждой картинке).
Устанавливаем связи между кадрами. Задание: можно менять что-то только
в кадре, из которого ведем стрелочку (в упражнении – кадр, где в кофейник
наливают воду). В остальных кадрах нам ничего не менять нельзя. Надо
отследить, как изменится второй кадр в связке (тот, на который указывает
стрелка) в зависимости от первого.
Так, в первом кадре можно: налить воду в дырявый кофейник (в дырявом
кофейнике кофе не вскипятишь);
Вообще не наливать воды (будет вода, будет и пар; не будет воды – будет
дым); и т.д. Из приведенного примера видно, как при связывании кадров
получаются пословицы. |
13 |
|
Раскадровка процесса по заданному результату – и синтез пословиц.
Заполнение недостающих кадров процесса и синтез пословиц. |
14, 15 |
|
Обратная задача: восстановление процесса по пословице
(пословицам). |
|
|
Раскадровка сказки и синтез пословиц. (Алгоритм синтеза дан подробно в
РТ-3). |
|
|
Перед раскадровкой стоит вспомнить "экономное рисование" (зарисовать
схематично персонажей сказки в правом окошке). Сказка выбирается на
усмотрение учителя. Мы работали со сказками: "Люпунюшка", "Рак и лиса"
(Русские народные сказки), "Лев, коза и человек" (Африканская сказка).
Лучше брать сказки, содержащие изобретательские задачи, чтобы свернуть 2
работы в одну. Предполагается, что освоенная здесь работа используетс
далее в курсе Развития Речи. |
16, 17 |
|
Причины и следствия.
Восстановление причины.
Если, синтезируя пословицы, мы связывали пары кадров, то здесь задан
только второй кадр. Требуется восстановить первый кадр так, чтоб
получилась связь. Задание выполняется в 3-х моделях: "Реальный мир",
"Зазеркалье", "Фантастический мир".
Так, если во втором кадре нарисованы следы на дороге, то в "Реальном
мире" учитель ставит вопрос:
– Откуда взялись следы? (цель – собрать как можно больше ответов, пусть
необычных, но все же реально возможных. Дети зарисовывают или записывают
либо свой вариант, либо наиболее интересный вариант, услышанный в
классе.
В "Зазеркалье" дети сначала говорят, на что похож рисунок (в
приведенном примере сравнение задано: следы – это слезы дороги. Тогда
вопрос будет звучать так:
– Почему дорога плачет (кто ее обидел)? И в первом кадре должен быть
рисунок или надпись, объясняющая выбранный образ. Отметим, что настояща
метафора получится, скорее всего, тогда, когда образом будет заменен один
объект, а остальные сохранятся.
В "Фантастическом мире" следы остаются следами, но требуется найти
фантастическую причину их возникновения. Самый простой вариант – привлечь
волшебников (например, В-К уменьшил медведя, ботинок был его берлогой и
остался от нее такой маленький след. |
18, 19, 20 |
|
Следствия.
Аналогично в трех моделях надо придумать последствия (чтобы первый кадр
обязательно являлся для них причиной, т.е. чтобы имелась связь между
кадрами. |
21, 22, 23 |
|
Далее для закрепления рекомендуется сделать более подробную в заданных
фрагментах раскадровку процесса и потренироваться, связывая кадры этого
процесса на разных рангах, строить пословицы. |
24 |
|
Свойство.
Определить свойство как сокращенное названия значения признака.
Многообразие свойств.
Игра – "да-нетка": "Я загадала свойство объекта". Аукцион свойств.
Вспомнить скрытые и проявленные свойства. Составление шифрованных загадок
при помощи "Ящика". |
Стр.
14 |
|
Относительность свойств (лошадь относительно самолета – медленная, а
относительно лягушки – быстрая, просто потому, что она больше размером).
Заполнить схему: слон – большой – относительно кого (чего?), маленький –
относительно чего?. (дать 2 варианта). |
25, 26 |
|
То же – только свойство дети придумывают сами. |
27 |
|
Изменение свойств. Выявление способов изменений.
Работа по следующему алгоритму:
Тренинг "измени свойство".
1. Детям предлагается изменить
свойство объекта на противоположное и по возможности продемонстрировать
результат (сделать лист бумаги из твердого – мягким, кусочек ткани из
легкого – тяжелым и т.п.) При этом, помня об относительности свойств,
следует оговориться: объект легкий и тяжелый – для нас, для человека.
2. Предложенные изменени
фиксируются в модели человечков (театрализация).
Пример.
- Предлагается положить лист бумаги на стол: к нежестко связанным
человечкам бумаги (они держатся за руки, но руки легко сгибаются)
прибавляются жестко связанные человечки стола и они прикрепляются еще
какими-то человечками.
- Предлагается скомкать (или сложить много раз) лист бумаги: человечки
бумаги перестраиваются так, чтобы стать плотной толпой (или
рядами).
3. Получившиеся модели
классифицируются. При этом учителю не следует навязывать свою
классификацию – надо принять лучший из вариантов, предложенных детьми.
Если хорошего результата не получится – повторить тренинги.
Обычно дети выходят на такие типы изменений:
- прибавление человечков(в ТРИЗ – терминологии – принцип посредника);
- перестройка человечков (перестройка структуры).
- часто называют также превращение в человечков другого вида,
например, жидких в твердых (изменение агрегатного состояния) путем
изменения температуры, был случай, когда дети практически вышли на
"прибавление поля".
|
28-29 |
|
Разделение противоположностей.
В основу заданий положена методика Сычевых "Книга противоречий".
- Чтение и обсуждение "Книги противоречий";
- Тренинг: назвать как можно больше пар противоположных свойств (можно
– в группах), сбор копилки противоположностей.
|
30 |
О. и С.Сычевы. "Книга противоречий".
|
- Выбираются три пары противоположностей (желательно в разных группах
дать разные пары), они записываются в заголовке таблицы (как названи
столбцов);
- Собирается копилка примеров на каждую пару противоположностей. При
этом существенно оговорить, что противоположности должны быть разделены
в одном объекте (а не внутри множества) (не хлеб бывает твердым,
черствым и мягким, свежим, – а хлеб, когда его испекли – мягкий, а со
временем он становится твердым). В процессе сбора копилки каждым пример
обсуждается на предмет способа разделения противоположностей (учитель
просит доказать, объяснить, как именно происходит разделение). При этом
сами способы учителем не называются.
|
31
|
Сычевы в своей работе предлагают выходить на приемы разрешения ТП.
Приемы хорошо принимаются детьми, однако мне кажется преждевременным
изучение приемов. |
- Собранные копилки группируются по "похожим решениям". Так, складной
зонтик, (длинный – короткий) попадает в одну группу с автоматической
ручкой ("пишет – не пишет, точнее: оставляет след – не оставляет следа)
(потому что оба эти предмета "в одно время обладают свойством
"-->",
в другое – свойством "<--" (противоположным), можно сказать, что они
то"-->", то"<--". Работая с младшими школьниками, удобно группировку
решений фиксировать на доске – чтоб дети могли обсудить и наглядно
выделить способы разрешения противоречий. Желательно получить такую
классификацию:
- Разделение в частях (часть "-->", часть "<--"). Пример: диван
(часть мягкая, часть твердая).
- Во времени (в одно время"-->", в другое "<--"). Пример:
пластилин (то мягкий, то твердый).
- Системные переходы (одно – "-->", вместе с чем-то –
"<--"(принцип посредника). Пример: конфетная обертка мягкая, а вместе
с карамелью она твердая.
Каждая часть – "-->", целое – "<--") Пример: мешочек с песком
(каждая часть твердая, а вместе – мягкий.
Можно выделить разрешение в воздействиях (одно -->, при воздействии, например,
при нагревании – <--) (примером может служить фазовый переход – но в
классической ТРИЗ его рассматривают отдельно).
Иногда выделяют разделение в отношениях, что может быть полезно при
решении задач в нетехнических системах (относительно одного "соседа" –
"-->",
относительно другого "<--") Пример: воздушная преграда человека пропускает, а
комара не пропускает. |
32 |
Здесь есть опасность, что дети будут "работать" приемами, так и не
научившись анализировать само ФП.
По способам разрешения противоречий в "детском" варианте – см. также:
А.А.Нестеренко. "Счастливого плавания в море Противоречий". |
Разделение между "Реальным миром" и "Зазеркальем" (на самом деле
"-->", а
кажется – "<--"). Пример: "Колбаса на самом деле немагнитная, но когда я голоде,
она меня как магнитом притягивает".
При хорошем образном мышлении детей "зазеркальные" разрешени
противоречий появляются в копилке обычно сами. Если таких примеров нет,
можно попросить детей привести примеры "из Зазеркалья". |
|
|
Системы и системные свойства.
Игра "футбол": "Важные и неважные признаки".
Выбирается объект. Одна команда называет признак, который считает
важным (без него объект не может существовать) – другая пытается доказать,
что это признак необязательный, потом – наоборот.
Определение системы и выявление системных свойств различных систем.
Тренинг "Разрушь целое".
Выбирается некоторая – лучше техническая или знаковая – система
(велосипед, слово и т.д.) Предлагается придумать как можно больше
вариантов минимальных изменений, которые нужно произвести, чтоб объект
перестал "быть собой" (например, чтоб велосипед уже не был бы
велосипедом). При этом требуется обосновать свое мнение. Обычно возникают
жаркие споры (можно ли считать велосипедом велосипед, на котором
невозможно ездить, даже если внешне он выглядит по-прежнему, будет ли
слово словом, если оно ничего не обозначает). В конце концов можно
договориться считать полноценной системой такую, которая сможет выполнить
свой предназначение. |
33
34
35
36
37 |
|
Тренинг – цепочка. Один ученик называет систему, другой – предлагает
способ ее разрушить, третий – доказывает, что эта разрушенная система все
равно является системой, только с другим системным свойством.
Пример: – Часы. – Разобрать на детали. – Из деталей часов можно сложить
мозаику... |
|
|
Объединение разрозненных объектов в систему, поиск системного свойства
для набора объектов. (число объектов постепенно можно увеличивать). Далее
– выполнение аналогичной работы в тетрадях. |
38, 39 |
|
Системное свойство и функция (системное свойство позволяет выполнить
функцию). |
|
|
Подсистемы и их функции.
Тренинг (можно в режиме игры "футбол"): одни называют подсистему
объекта, другие должны объяснить, для чего она нужна (какая у нее
функция). (Обратим внимание: стулу ножки нужны не для того, чтоб стоять,
стулу вообще все равно, стоять ему или нет. Ножки позволяют удерживать
человека в сидячем положении. Чтобы это выяснить, достаточно задать себе
вопрос: "Что было бы, если бы этой подсистемы не было?"
Можно попробовать перейти в Зазеркалье, оживить стул. Вот живому стулу,
вероятно, может и самому потребоваться стоять и даже ходить. Но поняти
Реального мира и Зазеркалье должны быть здесь четко
разведены. |
|
Этот материал пока отсутствует в РТ. Пробел будет заполнен в ближайшее
время. |
Надсистемы и их функции. Построение системных лифтов с указанием
функции системы. |
|
|
Системный лифт во времени. Многоэкранная схема. Заполнение
многоэкранных схем. Решение изобретательских задач с выявлением
оперативной зоны и оперативного времени (на основе многоэкранной
схемы). |
|
|
Фантастические изменения свойств.
Ниже приведен список методических приемов в порядке усложнения.
Предполагается, что, придумывая с детьми фантастические объекты,
преподаватель будет последовательно включать с работу новые приемы,
увеличивая объем работы с одним объектом.
Тренинги.
1. Изменение объектов и их описание от
лица стороннего наблюдателя.
- Изменить систему, применяя прием фантазирования, описать измененную
системы (вижу... слышу... чувствую...) (устная работа, затем выполнение
задания в РТ).
- Как измениться функция (увеличим воздушный шарик до размеров города
– для чего теперь его можно применить?).
- Какие появятся новые "плюсы" и "минусы" (Игра "Хорошо – плохо").
- Усложняем игру "Хорошо – плохо" (см. материалы 1-го класса). В
частности – прослеживаем конфликты измененного объекта с окружением.
- Выбор наиболее "ярких конфликтов", формулировка и решение задач.
- Зарисовка эпизодов в виде комикса.
2. Изменение героя и описание мира его глазами.
Описание окружения (вижу... слышу... чувствую...)... Далее – аналогично
пункту 1. |
40-41 |
Мурашковска. "Когда я стану волшебником". |
Увеличение – уменьшение свойства (волшебник В-К). |
|
|
"Прибавление" – "вычитание" свойств (Д-З) |
42, 43 |
|
Изменение одних свойств в зависимости от других (волшебник Замри –
Отомри). |
44, 48 |
|
Описание фантастического объекта, оценка возможных ситуаций, решение
изобретательских задач (комплексная работа). |
|
|
|