ПРЕДИСЛОВИЕПедагоги, прошедшие обучение на семинарах по ТРИЗ и желающие преподавать курс Развития творческого воображения (РТВ) в начальной школе, имеют сегодня возможность выбора. Программа "Клубочек тайн" М.С.Гафитулина (ее можно найти в фонде рукописей ЧОУНБ), "Страна Загадок" А.А.Нестеренко и более поздняя программа по РТВ А.А.Нестеренко, "Когда я стану волшебником" И.Н.Мурашковски, программа по курсу РТВ Н.В.Рубиной, "Мир фантазии" С.И.Гин [23] - это, вероятно, далеко не полный перечень авторских программ и методических разработок, которые используются для развития творческих способностей младших школьников. Каждый из этих материалов по-своему полезен и интересен. Однако программа "Уроки творчества" Г.В.Тереховой имеет ряд уникальных отличий, позволяющих технологично и надежно обучать младших школьников пользоваться в творческом процессе основными инструментами ТРИЗ:
Таким образом, вместо готовых поурочных планов, неизбежно ограничивающих творчество учителя, автор предлагает подробно разработанное дидактическое и методическое обеспечение курса, оставляя учителю и ученикам свободу самостоятельно выстраивать траекторию урока. Эффективность программы подтверждена экспериментально. Подробнее об этом можно прочитать в автореферате кандидатской диссертации Г.В.Тереховой. Безусловно, программа имеет ресурсы для совершенствования. На мой взгляд, развития требует организация в рамках данного курса исследовательской, поисковой деятельности учащихся и комплексного, встроенного в различные контексты, освоения основных инструментов ТРИЗ. Однако сегодня именно эту программу в первую очередь я рекомендую учителям для преподавания курса РТВ в начальной школе. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНа протяжении многих лет проблема развития креативных способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний, так как "в наши дни талант и творческая одаренность становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа" [28, с. 4]. В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторской и др.) акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий. Опираясь на имеющийся положительный опыт, следует отметить объективную потребность образования в определении средств организации процесса развития креативных способностей младших школьников, способствующих освоению доступных видов творческой деятельности, обеспечению накопления субъективного творческого опыта, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной. На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности [25]. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать "возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов" [59, c. 14]. Эти позиции соответствуют гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное "наращивание". При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения. Тем не менее возможности творческого развития учащихся, заложенные в содержании современных программ, не используются в полной мере педагогами начальной школы. Результаты проведенного тестирования учащихся начальных классов показали низкий уровень развития таких способностей, как творческое мышление, творческое воображение, применение методов творчества. 60% учащихся либо отказались выполнять творческое задание, либо выполнили его на низком уровне; 80% учащихся, выполнивших творческое задание, не смогли объяснить, почему именно так его выполнили. Полученные данные свидетельствуют о недостаточном внимании к проблеме развития креативных способностей младших школьников в организации учебного процесса начальной школы. Кроме того, недостаточная теоретическая и практическая подготовка учителей для целенаправленного развития креативных способностей не позволяет педагогам самостоятельно контролировать динамику развития и является одной из причин отсутствия контроля развития креативных способностей учащихся в школе. Другой причиной, на наш взгляд, является невостребованность наблюдений за ростом креативных способностей учащихся в учебном процессе. А.В. Хуторской справедливо отмечает, что вопрос о "выведении за рамки образовательных стандартов творческой деятельности ученика, равно как и его внутреннего мира, с личностными качествами приводит к отчуждению учеников от образования, обезличиванию и формализации учебного процесса" [58, с. 195]. Осложняет положение позиция родителей: проблема развития креативных способностей не выделяется ими как самостоятельная. 88% проходивших тестирование родителей считают, что творческие способности должны развиваться в учреждениях дополнительного образования; 91% не имеют представления, каким образом они могли бы развивать творческое мышление и творческое воображение своих детей. В данных методических рекомендациях предложено решение проблемы развития креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе. В качестве методологической основы выбраны системный и личностно-деятельностный подход, что соответствует современным концептуальным позициям образования. Пересмотр педагогом привычных трактовок процесса обучения преимущественно как сообщения знаний, формирования умений, навыков и позволяет учитывать субъективно-творческий опыт, идивидуально-психологические особенности младших школьников, рассматривать в единстве разнообразные виды творческих заданий и методы их выполнения, определить соотношение видов творческой деятельности в учебном процессе, которое обеспечивало бы эффективность развития креативных способностей учащихся. В рекомендациях рассмотрены вопросы организации и диагностики процесса развития креативных способностей младших школьников, представлена система творческих заданий, позволяющая соотнести возможности учебных предметов и дополнительных учебных программ при организации творческой деятельности учащихся, отражен опыт использования в преподавании рабочих тетрадей "Уроки творчества" на печатной основе, содержащих справочные материалы и систематизированную по уровням сложности картотеку заданий, для осуществления самостоятельной творческой деятельности учащихся. Материалы пособия могут быть использованы педагогами для повышения уровня развития креативных способностей младших школьников в учебном процессе, а также в системе повышения квалификации. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙХарактеристика творческих способностей младших школьниковСовременная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я.Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения [26, с. 49]. Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают "...комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов" [58, с. 32]. Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:
Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:
Названные умения составляют основу способности системного диалектического мышления, продуктивного произвольного пространственного воображения. Отечественные психологи и педагоги (Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, З.И.Калмыкова, В.А.Крутецкий, Д.Б.Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся. Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, В.В.Краевского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, Д.Б.Эльконина является самостоятельным структурным элементом содержания образования. Он предполагает:
Творческая деятельность младших школьниковАнализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования [57] предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний. В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности. Познание - "...образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания" [51, c. 55]. Преобразование - творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний [56]. Создание - творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях [58]. Творческое применение знаний - деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике [27]. Все это позволяет определить понятие "творческая деятельность младших школьников": продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом. Творческие задания в начальной школеЛюбую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э.Унт, определяет творческие задания как "…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое" [55, c. 151]. Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Анализ учебных пособий начальной школы показал [4; 5; 6; 10; 11; 12; 13; 15; 16; 17; 23; 35; 36; 37; 38; 39; 40; 41; 43; 44; 45; 47; 48; 49], что содержащиеся в них творческие задания, в основном, относятся к "условно творческим", продуктом которых являются сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п. Часть заданий направлена на развитие интуиции учащихся; нахождение нескольких вариантов ответов, творческих заданий, требующих разрешения противоречий, не предлагает ни одна из используемых в школах программ. Предложенные задания предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.). Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей учащихся с помощью данных методов. Между тем для эффективного развития креативных способностей школьников применение эвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методов творчества. На основе анализа литературы (Г.С.Альтшуллер, В.А.Бухвалов, А.А.Гин, М.А.Данилов, А.М.Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:
Учитывая эти требования, мы строим систему творческих заданий, под которой понимается упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, сконструированных на основе иерархически выстроенных методов творчества, ориентированную на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе. Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Системообразующий фактор - личность учащегося: его способности, потребности, мотивы, цели и другие индивидуально-психологические особенности, субъективно-творческий опыт. Особое внимание уделяется творческой деятельности самого ученика. Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы - внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее - является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ученика в результате его деятельности. При отборе содержания для системы творческих заданий учитывались 2 фактора:
Содержание представлено тематическими группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений (см. Таблицу 1). Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предполагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта. 1 группа - "Познание".Цель - накопление творческого опыта познания действительности. Приобретаемые умения:
2 группа - "Создание".Цель - накопление учащимися творческого опыта создания объектов ситуаций, явлений. Приобретается умение создавать оригинальные творческие продукты, что предполагает:
3 группа - "Преобразование".Цель - приобретение творческого опыта в преобразовании объектов, ситуаций, явлений. Приобретаемые умения:
4-я группа - "Использование в новом качестве".Цель - накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Приобретаемые умения:
Содержание групп творческих заданий представлено в таблице 1 тематическими сериями. |
Таблица 1. Тематические серии групп творческих заданий
Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:
В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий. Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения. Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие "система", а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления учащихся. Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются бисистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества. Выбираемые учащимися методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся опыта творческой деятельности. III уровень - предполагает выполнение заданий на основе перебора вариантов и накопленного творческого опыта в дошкольном возрасте и эвристических методов. Используются такие методы творчества, как:
II уровень - предполагает выполнение творческих заданий на основе эвристических методов и элементов ТРИЗ, таких как:
I уровень - предполагает выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструментов ТРИЗ, таких как:
Каждый из методов творчества имеет определенные функции (табл. 2). Таблица 2. Функции методов творчества на различных уровнях системы творческих заданий
Рефлексия творческой деятельностиЧтобы накапливать творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать (рефлексировать) процесс выполнения творческих заданий. Под рефлексивными действиями будем понимать:
Организация осознания учащимися собственной творческой деятельности предполагает текущую и итоговую рефлексию. Текущая рефлексия реализуется в процессе выполнения учащимися заданий в рабочей тетради и предполагает самостоятельное фиксирование уровня достижения учащихся (эмоциональный настрой, приобретение новой информации и практического опыта, степень личного продвижения с учетом предыдущего опыта). Итоговая рефлексия предполагает периодическое выполнение тематических контрольных работ. Как на текущем, так и на итоговом этапе рефлексии педагог фиксирует, какие методы решения творческих заданий применяют учащиеся, и делает вывод о продвижении учащихся об уровне развития творческого мышления и воображения. Для более точного определения уровня развития креативных способностей учащихся необходимо анализировать и оценивать каждое выполненное самостоятельно творческое задание. Педагогическая оценка результатов творческой деятельности учащихся может быть произведена с помощью шкалы "Фантазия", разработанной Г.С.Альтшуллером для оценки фантастических идей и позволяющей, таким образом, оценивать уровень воображения (шкала адаптирована к младшему школьному возрасту М.С.Гафитулиным, Т.А.Сидорчук). Шкала "Фантазия" включает пять показателей:
Для определения уровня творческого мышления можно использовать методику С.И.Гин [Гин С.И. О проведении анкетирования в экспериментальном классе // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. III регион. науч.-практ. конф. - Челябинск: ИИЦ "ТРИЗ-инфо", 2000. - С. 45-46.]. Во избежание односторонней, субъективной оценки креативности учащихся нужно применять психологические и педагогические методики диагностирования в комплексе. Для оценивания таких показателей, как творческое мышление и творческое воображение необходимо учитывать результаты психологического диагностирования, проведенного, например, с помощью методик Э.П.Торренса, Е.Туник. Таблица 3. Система критериев развития креативных способностей младших школьников
Для оценки полученных результатов мы выделяем три уровня развития креативных способностей: I - низкий, II - средний, III - высокий. Оценка уровня каждого ученика осуществляется по трем критериям: творческое мышление, творческое воображение, уровень творчества, каждому из которых сопоставлено определенное количество баллов. Организация личностно-деятельностного взаимодействия учащихся и педагогаЭффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися, так и между учащимися и педагогом. Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его - в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества. При таком подходе организаторская функция педагога предполагает выбор оптимальных методов, форм, приемов, а функция ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе. Таким образом, под личностно-деятельностным взаимодействием учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности понимается сочетание организационных форм обучения, бинарный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности учащихся и педагога. Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы (табл. 4). Таблица 4. Сочетание форм организации при выполнении творческого задания
Выбор сочетания форм при выполнении творческих заданий зависит от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности. Выбор методов организации творческой деятельности осуществляется в зависимости от целей, уровня сложности содержания, уровня развития креативных способностей учащихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания (осведомленности учащихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта). Очевидно, в процессе обучения творчеству педагогу приходится принимать нестандартные решения, использовать нетрадиционные пути, учитывать объективные и субъективные причины, предвидеть предполагаемые последствия. Это требует от учителя гибкого подхода, умения скомбинировать свой собственный метод, тогда как ни один из известных изолированных методов не позволяет эффективно достичь цели. Такой метод называется ситуационным или творческим [42; 58]. Система творческих заданий предполагает также применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой деятельности. Таким образом, системы методов организации творческой деятельности учителя и учащихся ориентированны на единую цель и взаимно дополняют друг друга. В тактике творческого стиля преподавания просматриваются следующие линии поведения учителя:
Все это предполагает учение создавать атмосферу творчества на занятиях. Атмосфера творчества создается путем:
В линии поведения учащихся младших классов творческий стиль может проявляться в росте степени активности и самостоятельности, в адекватной самооценке творческой деятельности и деятельности товарищей. Результаты анализа проблемыВ ходе анализа проблемы развития креативных способностей младших школьников через систему творческих заданий получены следующих результаты:
Все это позволило конкретизировать и решить задачу развития творческих способностей младших школьников через систему творческих заданий. В результате была разработана дополнительная учебная программа "Уроки творчества". |
ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВЗа консультациями по вопросам использования программы "Уроки творчества" можно обращаться к автору: Галина Владимировна Терехова, tereh@list.ruОбщая характеристика программы "Уроки творчества"ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРОГРАММЫПолностью реализовать систему творческих заданий в рамках учебных дисциплин начальной школы удается только в первом классе. Начиная со второго класса, отсутствие в учебных предметах заданий, содержащих противоречия, и недостаток времени на освоение методов организации творческой деятельности учащихся компенсирует факультативный курс "Уроки творчества". Основными целями курса намечены:
Курс рассчитан на 102 учебных часа со второго класса четырехлетней начальной школы (34, 34, 34 часа соответственно) и содержит около 500 заданий творческого характера, в том числе и авторских (табл. 5). Таблица 5. Тематическое построение программы "Уроки творчества"
СЕТЕВОЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСАДля организации содержания курса был использован сетевой подход, позволяющий параллельно включать творческие задания, ориентированные на познание, создание, преобразование и использование объектов, ситуаций, явлений различного уровня сложности, что обеспечивает продвижение в развитии учащихся в индивидуальном режиме, сохраняя целостность системы обучения. Так, например, в разделе "Объект и его признаки" при изучении темы "Форма" использовались задания, ориентированные на познание, создание и преобразование объектов (составь загадку; придумай новую форму; раздели на группы; соедини объекты природного и технического мира, похожие по форме; найди объекты, похожие на круг, квадрат, треугольник). А в теме "Материал" - задания на познание, создание и использование объектов в новом качестве ("что из чего?"; "составь загадку"; "найди новое применение старой резиновой игрушке"; "придумай новый материал и объясни, как его использовать"). Согласно принципам личностно-деятельностного подхода, все выполненные творческие задания должны заканчиваться каким-либо значимым и доступным для младших школьников практическим видом деятельности - изобразительной деятельностью, схематизацией, конструированием, сочинением сказок (историй), составлением загадок, описаний, сравнений, метафор, пословиц, фантастических сюжетов и т.п. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В РАБОЧИХ ТЕТРАДЯХ НА ПЕЧАТНОЙ ОСНОВЕС целью более рациональной организации самостоятельной работы над заданиями, экономичного использования времени на уроке разработана серия рабочих тетрадей. В них представлена свернутая информация в виде опорных схем, необходимых для выполнения заданий, рисунков, текстов, памяток и других справочных материалов, позволяющих информационно не перегружать детей, сделать процесс более наглядным и доступным для учащихся младших классов, а также привлечь к сотрудничеству родителей, восполнить пробел литературы по творчеству для начальной школы. Кроме того, рабочие тетради позволили иначе взглянуть на основную проблему организации самостоятельной творческой деятельности учащихся этого возраста - представление результата выполнения задания в виде определенного творческого продукта. Единообразное оформление места выполнения творческого задания на уроке и дома, символика методов творчества, поведенческих правил, выводов по темам, отраженных в справочных материалах, сопровождение названия темы яркими цитатами из детских произведений, раскрывающих ее смысл, позволяют учащимся самостоятельно ориентироваться в тетради. Большое внимание при оформлении листа рабочей тетради уделено организации фиксирования рефлексивных действий учащихся (эмоциональный настрой, приобретение новой информации и практического опыта, степень личного продвижения с учетом предыдущего опыта). Особенно важна для получения высокого результата правильная организация работы над творческими заданиями. При работе над творческими заданиями необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССАТаким образом, организация творческой деятельности младших школьников с учетом выбранной стратегии предполагает внесение следующих изменений в учебный процесс:
"Уроки творчества" во 2 классеРазвитие креативных способностей учащихся рассматривается с позиции личностных приобретений учащихся, непрерывного "наращивания" каждым учащимся опыта творческой деятельности. Деятельность по реализации системы творческих заданий можно представить четырьмя направлениями, ориентированными на: 1) познание объектов, ситуаций, явлений; 2) создание новых объектов, ситуаций, явлений; 3) преобразование объектов, ситуаций, явлений; 4) использование объектов, ситуаций, явлений в новом качестве. Остановимся на основных моментах реализации выделенных направлений на различных уровнях сложности. Основная задача III (начального) уровня cложности - развитие таких показателей творческого мышления, как беглость и оригинальность, продуктивность творческого воображения, расширение возможностей учащихся качественного выполнения творческих заданий с опорой на опыт творческой деятельности, накопленный в дошкольном возрасте, а также с помощью методов активизации мышления. С этой целью учащиеся вовлекаются в совместную творческую деятельность, предполагающую сочетание коллективных и индивидуальных форм, реализацию бинарного подхода к разработке методов и творческого стиля преподавания и учения в рамках курса "Уроки творчества". 2 КЛАСС. "ПОЗНАНИЕ"Реализация первого направления работы предполагает выполнение учащимися творческих заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений с целью накопления опыта творческой деятельности. Они представлены следующими тематическими сериями: "Да-Нетки", "Признаки", "Природный мир", "Технический мир", "Организм человека", "Театральная" "Фантастические сюжеты", "Что такое хорошо?" и др. и могут быть использованы как в учебных предметах, так и в рамках дополнительной учебной программы. Эти задания предполагают применение методов дихотомии, контрольных вопросов, отдельных приемов фантазирования. Освоение методов рекомендуем проводить в следующих видах совместной творческой деятельности:
Приведем примеры освоения различных методов творчества в процессе выполнения творческих заданий. Освоение метода дихотомии в игре "Да-нет"Дихотомия - метод деления пополам, используемый для коллективного выполнения творческих заданий, требующих поисковой работы, представлен в педагогической деятельности различными типами игры "Да - Нет". В рамках дополнительной учебной программы могут быть использованы следующие "Да-Нетки": 1). Узнай объект по описанию. 1.1).Перечисляются признаки объекта (тема "Объект и его признаки"):
1.2). Перечисляются отличия органов чувств загаданного животного, находящегося среди представленного на листе ряда (тема "Органы чувств" (урок первый)):
1.3).Найди загаданный объект:
1.4). Определи возраст человека: приводится описание поступков людей, характеризующих их возраст (тема "Признак "Время""). Однажды на пороге скромной обители второкурсника возник величавый седобородый старец, профессор Ульм Джеймс. Он зашел поздравить юного автора с удачной статьей в студенческом журнале, и этот неожиданный визит положил начало ежедневным беседам в доме Джеймса, за чашкой чая. Сколько лет было юному автору? [8]. Французский врач Ален Бомбар на собственном примере доказал, что можно довольно долго жить, бороться с морской стихией и побеждать ее, оставшись без воды и пищи. Ален в течение 65 дней на резиновой лодке переплыл Атлантический океан, не притронувшись к еде и воде. В каком возрасте Ален совершил свой подвиг? [8]. Машу взяли в зоопарк. Вот волк. Маша его сразу узнала:
Как-то на Рождество отец подарил Генриху книгу Георга Людвига Ерера "Всемирная история для детей", в которой мальчик увидел рисунок к мифу о Трое. Мальчик радостно воскликнул: "Отец, ты ошибся, Ерер видел Трою, иначе он не смог бы ее нарисовать!" "Сынок, - ответил он, - это лишь воображаемая картина". Но на вопрос сына, имела ли в действительности древняя Троя такие стены, он ответил утвердительно. "Отец, - сказал Генрих, - если такие стены были, то они не могли быть уничтожены". Отец возразил мальчику, но Генрих стоял на своем, и, наконец, они порешили на том, что Генрих когда-нибудь откроет Трою. Сколько лет было мальчику? [8]. Старший был мальчик умный. Он хорошо учился, много читал и умел убедительно говорить. И вот он стал убеждать отца, что он не обидит Младшего и что дома все будет в полном порядке, пока не вернутся родители из города.
Ровно в полночь маленький Геракл проснулся. Он лежал в темноте, сосал кулак и слушал во все уши, потому что был умен не по возрасту. Вдруг он услышал возню и шуршание на пороге, потом тихий свист и шипенье на полу. Любопытный мальчик приподнял голову и заглянул за край колыбели. В ту же минуту он увидел большую змеиную голову рядом со своей головой. Геракл немного испугался и откинулся назад [21, с. 178-179]. 1.5). Решение задач на внимание (тема "Внимание"). В пригороде Парижа - кафе на улице. Туда садится молодой человек. Хозяин тут же звонит в полицию: "У меня в кафе - диверсант". Как он это узнал? Человек попал под дождь. Ни шляпы, ни зонта у него не было. Когда он добрался до дома, на нем не было ни одной сухой нитки, однако ни один волос на голове не промок. Как это могло произойти? У одного шофера не было с собой водительских прав. Он вышел на пешеходную часть дороги и двинулся по ней, вплотную прижимаясь к витринам магазинов. Не обращая внимания на запрещающий знак, он миновал перекресток и остановился напротив милиционера. Видя все это, регулировщик движения не остановил шофера и не оштрафовал его. Почему? Прохожий обращается к горько плачущему ребенку:
Интервью с близнецами: "Вы братья? - Да! - Родились в один день? - Да! - Вы двойняшки? - Нет!" Почему? [23] (тема "Творческое мышление"). Результатом многократного включения заданий "Угадай объект", "Угадай явление" должна явиться карта - классификация объектов реального мира, позволяющая кратчайшим путем, целенаправленно сужая поле поиска, находить загаданный объект, явление, составленная учащимися под руководством педагога. Описание объектов по Методу контрольных вопросовМетод контрольных вопросов мы рекомендуем использовать в данном направлении при составлении описаний объектов. Отвечая на предложенные вопросы о наличии различных признаков объекта, о сходстве и различии заданного объекта с другими объектами, учащиеся научаться составлять многоплановые описания объектов на основе выделенных признаков: цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части - целого; определять существенные признаки в зависимости от условий, классифицировать объекты по основным признакам с использованием возможностей органов чувств; осуществлять поиск нужного объекта, целенаправленно сужая поле поиска. 2 КЛАСС. "СОЗДАНИЕ НОВОГО"При реализации второго направления учащимися выполняются творческие задания, ориентированные на создание нового:
Выполнение этих заданий мы рекомендуем организовать при помощи отдельных приемов фантазирования (дробление, объединение, смещение во времени, увеличение, уменьшение, наоборот) и методов активизации мышления - синектики, метода фокальных объектов, морфологического анализа, контрольных вопросов. Освоение методов должно происходить преимущественно в групповой деятельности с последующим коллективным обсуждением. Получение нового объекта с помощью МФОРабота в группах с целью получения нового объекта (или усовершенствования) с помощью метода фокальных объектов (тема "В поиске сильных решений" (урок второй)) может быть организована следующим образом: 1 шаг. Группы получили задания:
2 шаг. Группы работали самостоятельно по следующему плану:
Работа была закончена через 10 минут. 3 шаг. Спикеры групп представили полученные результаты:
4 шаг. В результате проведенной работы в ходе коллективного обсуждения учащимися были сделаны следующие выводы:
Аналогичным образом организуется работа по созданию и преобразованию объектов с помощью синектики, морфологического анализа, отдельных приемов фантазирования. Реализация этого направления предполагает также организацию с помощью метода контрольных вопросов и приемов фантазирования написания сказок и историй, составление загадок ("Сказка об органах чувств" в теме "Органы чувств" (урок второй); "Сказка о Мостике" в теме "Приемы фантазирования" (урок второй); загадки о ключике, лодке, барабане и другие в темах "Объект и его признаки", "Признак "Форма"", "Признак "Материал"" и в контрольных работах; "История о зеркале" в теме "Приемы фантазирования" (урок третий)). Работу над заданиями можно организовать в следующих вариантах:
Работа над сказкой по Методу контрольных вопросовПокажем примерный ход работы над сказкой об органах чувств по контрольным вопросам в рабочей тетради с использованием первого варианта сочетания форм работы. Когда это случилось? Давно ли, недавно ли… Где все происходило? В одной стране - далекой стороне… Кто главные герои? Жили-были города: Зрение, Обоняние, Вкус, Слух, Осязание. Жили дружно, друг другу помогали. Где глаза не доглядели - ухо услышало. Где нос не почувствовал глазки увидели, да руки помогли. Так, глядишь, опять беда стороною прошла.
Что с ними случилось? И вот однажды нежданно-негаданно напала неизвестно с какой стороны на города страшная болезнь. Как они поступили? Стали города думу думать, как победить беду. Кто из них самый важный и беду одолеть сможет? (- А как бы вы поступили на их месте?) Город Зрение стал убеждать всех, что он все видит вокруг и другим сообщает, а значит, ему и быть главным - его и должны все слушаться, тогда беду одолеть сумеем. Город Обоняние от волнения так разболелся, что даже запахи чувствовать перестал и сказал, что теперь, он уже ничем помочь не сможет. А Вкус стал говорить, что самое главное в жизни - это дети, а дети любят сладкое, а лучше меня никто в этом не разбирается, значит, мне и спасать города от напасти. Слух возразил, что никто без него ничего не услышит, а значит, ему и спасать всех. Город Осязание так рассмеялся, что даже мурашки по коже побежали. Эх, вы видите, слышите, но без меня вы холодное от горячего отличить не сможете, или кипятком ошпаритесь, или зимой замерзнете и не почувствуете.
Что из этого вышло? Спорили они три дня и три ночи, да так и не договорились, а болезнь не отступает, все сильнее становится. Что случилось дальше? И вдруг по городам прошла весть, что в соседней стране, недалекой стороне живет мудрец Мозг. Он все про всех знает и всегда приходит на помощь. Как поступили герои? Решили Зрение, Обоняние, Вкус, Слух, Осязание, втайне друг от друга, к мудрецу за советом отправиться. А, вернувшись, выиграть спор с городами. И вот собрались они снова для спора. Каждый вернулся от Мозга уверенный в своей правоте. Всех мудрец назвал важными и необходимыми. Задумались города, как же им болезнь одолеть, если все главными будут. Поняли органы чувств, что, захотев стать главными, без совета мудреца им не обойтись. Каждый из них часть дела знает, а общим делом управлять не может. Чем все закончилось? И решили они доверить правление Мозгу. И попросили мудреца помочь им болезнь одолеть. Недаром говорят: сильнее все вместе, когда каждый на месте.
Раскадровка сказки на прием фантазированияПриведем пример раскадровки для сказки, придуманной учащимися в ходе занятия по теме "Приемы фантазирования" (урок второй), основной целью которого было знакомство с приемами оживление и подвижный - неподвижный. В качестве героев сказки о мостике учащимися были выбраны Бутылка и Пробка, которые жили по разные стороны реки, дружили и ходили к друг другу в гости через мостик. 1 кадр. Нарисуйте героев нашей сказки. Какими они были по характеру, как жили? 2 кадр. Услышали они указ царя: утром моста на реке не должно быть, дабы не мешать движению прогулки царя на своем новом корабле.
3 кадр. Стали думать, что же делать: мост нужен, но и таким, как он есть, его оставить нельзя. 4 кадр. Решили сделать мостик наоборот. Изобразите получившийся мостик. 5 кадр. Лучше сделать мост из разборных частей. Нарисуйте. 6 кадр. Может, лучше объединить его с чем-нибудь? Изобразите самые удачные идеи. 7 кадр. Чтобы царю мост не мешал при прогулке, его нужно сделать подвижным, а чтобы можно было ходить по нему в гости, - неподвижным. 8 кадр. Мы же в сказке. Представим, что мост сам, без ничего, становится то подвижным, то неподвижным. Изобразите волшебный мостик. 9 кадр. Творческое задание. Как сделать придуманный мостик героям всего за одну ночь? 10 кадр. Чем закончилась сказка? 2 КЛАСС. "ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ"Реализацию третьего направления мы рекомендуем организовать при выполнении учащимися следующих творческих заданий:
Организация личностно-деятельностного взаимодействия этого направления во многом схожа с организацией работы по созданию нового, но кроме описанных ранее методов, используется и метод преодоления психологической инерции, предполагающий замену названия и самого объекта по назначению, а также изменение размера объекта, что позволяет значительно расширить объем заданного понятия. Творческие продукты, полученные младшими школьниками в рамках данного направления, предполагают осуществление преобразования объектов преимущественно путем незначительного изменения внешнего вида (формы, цвета, материала, расположения или других отдельных признаков), произведение простейшего фантастического преобразования, наделяя объекты дополнительными признаками явлений и объектов как материального, так и нематериального мира. 2 КЛАСС. "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В НОВОМ КАЧЕСТВЕ"Организация работы по четвертому направлению способствует самостоятельному выполнению учащимися младших классов заданий творческого характера на использование объектов в новом качестве путем заимствования назначений других объектов, единичного переноса объектов в другие области применения, фантастического применения объектов, приносящих пользу в реальном мире. Опираясь на имеющийся опыт, возможности различных анализаторов, ученики выполняют следующие задания:
При выполнении этих заданий ученикам предоставляется возможность самостоятельного выбора методов из ранее использованных. Поэтому при выборе формы работы предпочтение отдается сочетанию индивидуального выполнения задания с коллективным обсуждением полученных продуктов. "Уроки творчества" в 3 классеДля обеспечения перехода ко II уровню cложности организуется работа по расширению используемых учащимися методов при выполнении творческих заданий и комплексному использованию ранее применяемых методов. Основная задача этого уровня - развитие системного мышления и управляемого воображения. С этой целью учащиеся вовлекаются в творческую деятельность, предполагающую использование более сложных заданий по всем выделенным направлениям. 3 КЛАСС. "ПОЗНАНИЕ"Для организации накопления опыта творческой деятельности в рамках первого направления учащимся можно предложить выполнить следующие творческие задания:
При организации работы по данному направлению рекомендуется использование следующих сочетаний форм работы:
Эти задания предназначены для выполнения с помощью системного оператора и моделирования. Описание объекта с помощью системного оператораСоставление описания объекта с помощью системного оператора проходит по следующему плану:
Организованное таким образом выполнение заданий предполагает постепенное "наращивание" возможностей учащихся в рассмотрении объектов начиная с 9-ти окон системного оператора - "Заполни экраны системы" (тема "Система") и заканчивая самостоятельным заполнением 24-х окон к объекту "автомобиль" в задании "Проверь силу своего мышления" (тема "Системное мышление"), в описание которого учащимися могут быть включены следующие компоненты: части автомобиля и их составляющие, использованные материалы; автомобиль как часть системы транспорт; места функционирования и хранения автомобиля; предшественники современных автомобилей и их составляющие. Будущее системы может быть представлено через объединение с другими видами транспорта, как отдельно работающие части автомобиля. МоделированиеМетод моделирования используется при выполнении заданий, требующих замены объекта моделью, что осуществляется в следующих вариантах:
В дальнейшем метод моделирования используется как один из этапов выполнения задания. 3 КЛАСС. "СОЗДАНИЕ НОВОГО"Для осуществления перехода на II уровень сложности выполнения творческих заданий, направленных на создание объектов, ситуаций, явлений, необходимо расширить группу используемых учащимися методов системным фантазированием, идеализацией, использованием закона динамизации, способами составления метафор. Накопление собственного опыта в совместной творческой деятельности можно организовать в следующих сочетаниях коллективной и индивидуальной формы работы:
Для выполнения учащимися можно предложить творческие задания:
Идеализация и системное фантазированиеМетод идеализации в сочетании с системным фантазированием позволит учащимся целенаправленно изменять отдельные свойства системы в направлении идеального конечного результата. Получение творческих продуктов с помощью этих методов может быть организовано по следующему плану:
Умение составлять метафоры к любому слову по алгоритму значительно расширяет возможности учащихся придумывать оригинальные названия к своим идеям, что положительно влияет на развитие творческого мышления. Составление метафорВ рабочих тетрадях (тема "Алгоритм") приведена опорная схема для составления метафор учащимися (стр. 37 РТ-2). Выполнение этого задания предполагает организацию работы по следующему плану:
При выполнении творческого задания "Составь метафору к слову алгоритм" (тема "Алгоритм") учениками третьего класса были получены следующие метафоры: лифт в деле, джентльмен задачи, путь повсюду, доктор правила, профессор написания, часы науки. 3 КЛАСС. "ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ"Для создания опыта творческой деятельности на II уровне cложности по третьему направлению учащимся можно предложить выполнить следующие задания по преобразованию объектов, ситуаций, явлений:
В результате их выполнения ученики должны расширить возможности преобразования объектов, ситуаций, явлений путем изменения внутрисистемных связей, замены системных свойств, выявления дополнительных ресурсов систем. Моделирование маленькими человечками (ММЧ)Основная цель применения метода идеализации в рамках этого направления - дать возможность учащимся иначе взглянуть на уровень выполнения творческого задания, начать поиск другого подхода к преодолению психологической инерции мышления. Поэтому для преодоления психологической инерции учащимся необходимо продемонстрировать применение метода моделирования маленькими человечками, позволяющего увидеть задачу как бы "изнутри". Рассмотрим примерный вариант работы над творческим заданием с помощью этого метода в теме "Моделирование маленькими человечками" (урок второй).
В результате коллективного обсуждения для решения выбирается следующая задача: как отделить один микроб от другого. Для преодоления психологической инерции, вызванной размерами микробов, задачу нужно представить моделью из маленьких человечков. Каждый микроб - маленький человечек. Для этого можно разделить учащихся на группы, которые будут демонстрировать различные варианты отделения микробов. Анализ полученных вариантов можно провести в коллективной форме, предварительно выслушав спикеров каждой из групп учащихся. Контрольным ответом считается построение водяного мостика между чистой каплей и каплей с микробами. Мостик должен быть разрушен, как только один микроб перебежит по нему. Возможно получение и других, более идеальных вариантов. После коллективного обсуждения всех полученных решений учащимся необходимо предложить самостоятельно выбрать и зарисовать наиболее интересный, с их точки зрения, вариант. Ресурсный подходНемаловажно показать учащимся высокую степень идеальности при применении ресурсного подхода. Возможности этого метода можно продемонстрировать на творческих заданиях в темах "Ресурсы систем", "Идеальный конечный результат", "Решение задач", в результате выполнения которых учащиеся должны освоить поведенческое правило "используй то, что под рукой, и не ищи другое". А также простое правило - идеальнее, если ресурс находится в самой системе. 3 КЛАСС. "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В НОВОМ КАЧЕСТВЕ"Особенностью организации работы над творческими заданиями четвертого направления является использование ресурсного подхода в комплексе с ранее использованными методами. Учащимися выполняются творческие задания:
В результате их выполнения под руководством педагога учащимися должна быть разработана таблица "Где искать ресурсы?" (справочные материалы, рабочая тетрадь № 2), позволяющая быстро находить оригинальное применение проявленным у объекта системным свойствам, заимствовать свойства и функции объектов в комплексе на уровне подсистем, надсистем. При организации личностно-деятельностного взаимодействия учителя и учащихся в процессе творческой деятельности рекомендуется сочетание коллективной формы работы на этапе выделения проблемы с индивидуальным поиском решения задачи. Это позволяет учащимся обмениваться опытом постановки задачи, дает возможность личного роста, выхода на новый творческий уровень выполнения задания и в то же время продемонстрировать различные варианты решения в рамках одной коллективно выбранной проблемы. Сочетание ресурсного подхода с методом идеализации позволит учащимся более качественно генерировать идеи, а накопленный опыт творческой деятельности позволит осуществить переход к следующему уровню сложности содержания системы творческих заданий. Конструирование собственных творческих заданийОсобое внимание в третьем классе необходимо обратить на конструирование собственных творческих заданий. На этом этапе отбор материала для заданий лучше осуществлять коллективно. А первое творческое задание составить на основе материала, отобранного педагогом. Для этого в рабочих тетрадях разработана отдельная страница в теме "Порядок "на мозговом чердаке"". Для первого задания можно предложить интересные энциклопедические факты, открытые задачи современности или таинственные происшествия, которые можно объяснить в этом возрасте, а также ситуации из школьной жизни. Так как ранее учащимся уже предлагались задачи, составленные на основе сюжетов сказок, то в качестве материала для конструирования творческого задания в рамках дополнительной учебной программы предлагается отрывок из произведения Дж. Родари "Голубая стрела", который может стать основой для составления сразу нескольких задач: "Окончив работу, Франческо возвращался домой. Вдруг он почувствовал, как чья-то рука зажала ему рот, а другая обхватила шею. В тот же миг его втащили в подъезд. Чей-то голос произнес:
Голоса звучали как-то приглушенно. Когда глаза Франческо немного привыкли к темноте, он увидел, что на незнакомцах были надеты черные маски, закрывавшие нижнюю часть лица. Франческо сразу понял, что это бандиты. Как раз сегодня он видел таких же на экране кино. Но что хотят от него эти типы? Один из них все еще зажимал ему рот. Франческо не пытался даже укусить его. Все равно ему одному не справиться с тремя мужчинами. Один из воров показал Франческо узенькое окошко:
Франческо попытался вырваться, но сильный удар кулака посоветовал ему успокоиться. Ничего не оставалось делать, как повиноваться. Один из воров подхватил его и поднял на высоту окошка.
Приказание сопровождалось новым ударом, на этот раз по ногам. Франческо просунул голову в окошко. Внутри было темно. Они сказали, что это магазин. Интересно, какой магазин? Франческо скользнул вдоль стены и добрался до пола. Несколько секунд он стоял неподвижно, пока свистящий шепот одного из воров не сдвинул его с места:
Франческо шагнул вперед и провел рукой по стене. Вот дверь. Он почувствовал пальцами холодный металл засова, нашел рукоятку и уже хотел было открыть, как вдруг его осенила мысль.
Но тут другая мысль пришла ему в голову:
Выход подсказали ему сами воры. Внезапно он услышал, что они осторожно постучали в дверь.
И сразу же его осенила новая мысль: нужно поднять шум, разбудить кого-нибудь, поднять тревогу. Тогда все поймут, что он не был заодно с ворами. Он пересек комнату, натыкаясь в темноте на мебель. Почувствовал пальцами скользкую поверхность витрины, отыскал ручку и открыл окно. Через опущенную штору в комнату ворвался свежий ночной воздух. Франческо закричал и изо всех сил заколотил кулаками по железному листу шторы:
На основе представленного отрывка можно составить задание для тематической серии "Безопасность" о поведении мальчика в экстремальной ситуации и для серии "Что такое хорошо?" о сохранении честного имени Франческо при сложившихся обстоятельствах. План составления задания подробно представлен в рабочей тетради (РТ2, с. 36). Кроме того, в рамках этой темы представлены задания, обучающие сбору, хранению и обработке информации, рассмотрены виды картотек и предложено несколько тем для самостоятельного исследования. "Уроки творчества" в 4 классе4 КЛАСС. "ПОЗНАНИЕ"Для осуществления перехода к I уровню cложности в рамках первого направления учащимся четвертого года обучения можно предложить творческие задания, содержащие противоречия:
Выполнение этих заданий учащимися организуется в совместной (преимущественно между собой) творческой деятельности, в процессе которой используются ранее изученные методы, но объекты, явления и ситуации рассматриваются на основании противоположных взаимодополняющих позиций. Поэтому прежде всего необходимо обратить внимание учащихся на смысл противоречия, его построение и роль в процессе решения творческой задачи. Этому способствует выполнение заданий, представленных в темах "Формула противоречия", "Составление противоречия", "Разрешение противоречия", позволяющих перейти от противопоставления признаков объекта (кот или рыжий или белый) к сочетанию противоречивых признаков в каждом объекте (кот и рыжий и белый). Для организации работы над понятием "противоречие" рекомендуется сделать акцент не на словесном описании противоречия, а на его изображении. В рабочих тетрадях представлено несколько заданий, способствующих уяснению сути этого понятия. Для самостоятельного составления противоречий учащимся необходимо продемонстрировать несколько форм его представления: и _____ , и _____ ; быть _____ , быть _____ ; должен быть _____ , чтобы… и должен быть _____ , чтобы…, если ____, то … и если ____, то … . Эту работу можно продолжить в коллективной форме, используя материал притчи из "Книги противоречий" [52]. Работа по "Книге противоречий"Приведем один из вариантов составления книги противоречий учащимися. Учащимся читается притча: "Пришли двое. И сели они. И говорили о противоречиях. И взял один камень и сказал..." Вопрос к учащимся: какие противоречивые свойства можно подобрать к объекту камень? (Учащиеся предложили следующие варианты: твердый - мягкий, гладкий - шершавый, большой - маленький, крупный - мелкий, драгоценный - обыкновенный и др.) После обсуждения полученных вариантов чтение притчи продолжается. "..."Пусть будет твердым и жидким". И оказался камень льдом. И сказал другой: "Пусть будет водой и воздухом". И растаял лед и закипел. И увидел один палку, и сказал..." Вопрос к учащимся: какие противоречивые свойства можно подобрать к объекту палка? (Учащиеся предложили следующие варианты: длинная - короткая, прямая - кривая, гладкая - сучковатая, свежая - засохшая и др.) "..."Пусть будет и прямой и кривой". И оказалась она змеей и уползла в кусты. И упал подле них лист. И сказали друг другу..." Вопрос к учащимся: какие противоречивые свойства можно подобрать к объекту лист? (Варианты учащихся: зеленый - желтый - белый - пестрый, сухой - свежий, большой - маленький, резной - ровный, целый - рваный и др.) "..."Пусть будет и твоим и моим!" И поднялся ветер и стал кружить лист между обоими.
Вопрос к учащимся: Какие противоречивые свойства можно подобрать к объекту платок? (Белый - не белый, квадратный - прямоугольный - овальный, мягкий - грубый, кружевной - обыкновенный, шелковый - ситцевый и др.) "..."Пусть будет также и не белым". И прошел дождь, и засияла радуга, и отразилась на платке.
Вопрос к учащимся: какие противоречивые свойства можно подобрать к объекту гора? (Учащиеся предложили противопоставления: большая - маленькая, серая - коричневая - зеленая, отвесная - пологая, голая - покрытая лесом и др.) "..."Пусть будет также и маленькой". И пришел вечер. И солнце оказалось за горой, и упала тень. И показалась гора песчинкой.
Вопрос к учащимся: что бы вы показали? "...И ответили двое: "Да будет так". И кольнуло каждого в сердце. И узнали, что это. И увидев это, двое снова ушли в разные стороны.
Вопрос к учащимся: как вы думаете, почему они засмеялись? "И тогда вышел от людей тот же, что и вчера, и сказал: "Пусть покажут нам быстрое и медленное. И отпустим их, если увидим".
Вопрос к учащимся: что бы вы показали на их месте? "...И не случилось ничего. И окружили их. И стали высмеивать.
Результатом работы над притчей становится книга противоречий, составленная учащимися в рабочих тетрадях. 4 КЛАСС. "СОЗДАНИЕ НОВОГО"С целью развития основ диалектического мышления у младших школьников в рамках второго направления можно предложить творческие задания, в основе которых лежит противоречивая ситуация:
Выполнение этих творческих заданий должно быть организовано таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно находили способы разделения противоречивых свойств объектов в пространстве и во времени, выделяя их из знакомых ситуаций. Поэтому творческая деятельность учащихся осуществляется так, чтобы коллективное обсуждение способов разделения противоречивых свойств объектов сочеталось с индивидуальным переносом этого способа на незнакомое задание. Выявление способов разрешения противоречийРассмотрим этот вариант работы на примере следующей ситуации, предложенной учащимся в рамках темы "Разрешение противоречия" (урок первый): "В древнем Риме с появлением первого транспорта люди стали часто попадать под колеса мчащихся по одной дороге с людьми колесниц. Как вы думаете, каким образом была разрешена эта проблема?" После обсуждения заданной ситуации можно организовать в групповой форме. В результате самостоятельной работы учащиеся выделяют противоречие: дорога должна быть пешеходной, и дорога должна быть проезжей. Далее можно коллективно выделить один из способов разделения противоречивых свойств в пространстве и кратко обозначить схемой ТУТ ___ , ТАМ___. (Тут пешеходная, там проезжая - тротуар.) Эту работу можно продолжить выделением другого способа разделения во времени и обозначить схемой СНАЧАЛА ____ , ПОТОМ ___ . (Сначала пешеходная, потом проезжая: регулирование движения.) [31]. Впоследствии учащимся предлагаются задания, в которых эти способы могут применяться самостоятельно. Индивидуальная работа учащихся организовывается по следующему плану, сопровождающему каждое творческое задание этой темы:
Аналогичная работа проводится по выделению других способов разделения противоречивых свойств. Они были обозначены схемами: САМ ____, А ВМЕСТЕ С _____; ТАК____, А НАОБОРОТ ____; САМ ____, А КАЖДАЯ ЧАСТЬ ____. В результате проделанной работы учащиеся должны научиться создавать субъективно новый продукт путем переоткрытия уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики, определять дальнейшее развитие систем на основе выделения движущих противоречий и способности разрешать их в пространстве и во времени (т.е. решать задачи "завтрашнего дня"). Выделение некоторых приемов разрешения противоречийАналогично организовывается коллективная работа по выделению часто встречающихся приемов разрешения противоречий: сделать заранее, "матрешка", "волшебный порошок", изменение агрегатного состояния вещества и другие (тема "Несколько простых приемов" (уроки 1-4)). Пример использования учащимися метода "матрешки" при разрешении следующей ситуации: "Жестокий и беспощадный властелин велел скульптору запечатлеть себя на века добрым и великодушным. Но скульптор, зная, что правдивое изображение властелина грозит ему смертной казнью, остался жив, показав властелина жестоким будущим поколениям. Как это ему удалось?" Учащиеся выделили творческую задачу, требующую решения: найти способ изобразить властелина великодушным так, чтобы люди будущих поколений узнали о его жестокости и беспощадности. Полученные варианты отстаивались учениками в коллективном обсуждении. Самым распространенным было решение сделать двойную статую в виде матрешки. Верхний слой, изображающий доброго повелителя, должен быть выполнен из непрочного материала, который со временем разрушится, и повелитель предстанет жестоким и беспощадным. Для организации самостоятельной работы с помощью этого метода предлагаются шифровки (слово в слове), задача "Вездеход на марсе" и другие задания в рамках темы "Несколько простых приемов" (урок четвертый), а также в последующей теме "Решение задач". Ведение личной картотекиВ рамках этого направления рекомендуем также организовать работу над заданиями из личной картотеки учащихся. Стимулируя интерес учеников к составлению собственных заданий, следует обратиться к тематикам: русские народные сказки, произведения Дж. Родари, фантастические произведения из учебных пособий по литературному чтению, составление картотеки личной библиотечки, создание новых игр и др. Кроме того, регулярно проводить обсуждение новых достижений науки, доступных в этом возрасте, нравственных и бытовых ситуаций, происходивших с учащимися в урочное и внеурочное время, что также является основой для составления творческих заданий. 4 КЛАСС. "ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ"Для развития основ диалектичности мышления, управляемости воображения в рамках третьего направления можно предложить следующие задания:
Анализ творческих продуктов учащихся в рамках этого направления, показал, что наиболее используемым методом стал ресурсный подход. Именно этим методом предлагали учащиеся решать экологические проблемы третьего тысячелетия. Так, например, при выполнении задания "как сделать парту, не используя природный мир", самым популярным стало решение о переработке старых парт в новые. Аналогичное решение было предложено и в задаче о постройке в Челябинске мусоросжигающего завода. Большинство учащихся предложили вместо сжигания переработку мусора, т.е. ресурсный подход является одним из способов повышения идеальности системы, и при выполнении этих творческих заданий необходимо обратить внимание учащихся на возможности других методов и провести сравнительную характеристику полученных решений. Особое внимание при выполнении заданий этого направления с помощью ресурсного подхода необходимо обратить на применение идеальных ресурсов; продемонстрировать высокий уровень новизны и степень идеальности полученного решения можно на таких заданиях, как "Плавающее мыло" из серии "Технический мир" и "Взгляд Давида" из серии "Гениальные задачи". В качестве ресурса предлагается пустота. 4 КЛАСС. "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В НОВОМ КАЧЕСТВЕ"Для обеспечения перехода на I уровень сложности выполнения творческих заданий в рамках четвертого направления включены задания, в которых получение положительного эффекта достигается путем использования отрицательных качеств систем. Например, творческие такие творческие задания:
В основе решения каждой задачи лежит противоречие, поэтому творческая деятельность учащихся организовывается по плану, разработанному в ходе выполнения заданий, ориентированных на создание нового. Задания на прием "Обрати вред в пользу!"Задания "Обрати вред в пользу!" содержат проблемы, которые возникают непосредственно у учащихся при взаимодействии с техническими системами: ухудшение зрения при работе с компьютером, просмотре телевизора, нарушение осанки при работе за столом, клякса в тетради и т.п., а также ситуации, возникшие в результате негативных взаимоотношений людей: ссоры с друзьями, плохие отметки в школе, непонимание со стороны родителей. Их выполнение предполагает использование отрицательного качества как ресурса для получения положительного результата. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РЕШЕНИЯК концу четвертого класса учащиеся, накопив опыт выполнения творческих заданий различных направлений, должны уметь определять уровень решения в зависимости от степени их сложности (табл. 5). Таблица 5. Преобладающие методы выполнения творческих заданий различных типов
|
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
|
|
вверх |
(c) 1997-2004 Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий (с) 1997-2004 OTSM-TRIZ Technologies Center http://www.trizminsk.org 31 Jan 2004 |